Функции социологического знания
Группа: 4 – 10 – 98 БУБ
студент: Заболотный
Александр Эдуардович
адрес:
г. Запорожье,
ул. Мира, д. 10, кв. 18
телефон: 33 – 16 – 77
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по
дисциплине: социология
факультет:
дистанционное обучение
специальность: БУБ
отделение: бакалаврат
Преподаватель консультант: Казаченко Н. П.
МАУП 2000.
Тема: Функции социологического знания
ПЛАН
Введение………………………………………………………………………………3
1. Функции социологии
1.1
Теоретико-познавательная, критическая функция.………..……5
1.2
Описательная функция……………………….………………………..6
1.3
Прогностическая функция………………………………..……………6
1.4
Преобразовательная функция…………………………..……………7
1.6
Мировоззренческая функция……………………………..….……….8
2. Функции социолога……………………………………………………..………9
Заключение…………………………………………………………………………15
Список использованной
литературы…………………………………………16
Введение
Современная социология – одно из самых важных достижений
человеческого разума, теоретическое отображение политической деятельности, без
которой невозможно существование общества. Социология – научный ориентир,
приобретающий особое значение в условиях демократизации общества. Именно, в
современных условиях судьба каждого зависит от уровня функционирования
политических, властных структур, институтов, государственных механизмов,
действенности и обоснованности политических решений. Политические и социологические
знания определяют возможности конструктивных сил, сосредотачиваются на
преодолении острого кризиса всей социальной системы.
Прорыв в общественном сознании в пользу социологии произошел
в начале 90-х годов. Социология пришла в высшую школу – одной из
самостоятельных отраслей знаний, быстро приобретает авторитет и вызывает
интерес у молодежи.
Социология – относительно молодая наука, но за короткий период
она добилась признания на Западе и начинает пробивать дорогу на Востоке.
Действительно ни одна социальная наука не может сравниться с ней по
оперативности исследования, различных сфер жизни людей, развития и формирования
общества, общественных отношений, требующих всестороннего и глубокого изучения.
Ответы на вопросы о насущном бытии, о глобальных проблемах, об обществе и его
будущем люди ищут в той сфере знаний, которая может компетентно помочь
разобраться, и такой сферой знаний и есть социология.
Действенность социологии обеспечивается широким резонансом
её результатов, понятным объяснением актуальных проблем повседневной жизни.
Труд социологов создал им ореол «людей с высокой социальной ответственностью».
И это отнюдь не случайно. Гражданин любой страны Запада и Востока часто
сталкивается с выводами социологической науки, с обсуждением социологами вместе
с политиками, экономистами острых проблем, ведь для объяснения мира общественное
мнение Запада, а теперь и Востока, склонно выбирать социологию, а не философию
как бывало.
Давно подмечено, что рабу не следует разбираться в справедливости
решений верховной власти, достаточно уже того, что он о них оповещен. Люди,
лишенные политических знаний, обречены на бессловесность. Коллективное,
бессознательное при всех красивых словах о стимулировании гражданского
общества, политической культуре продолжает процветать на просторах Украины – от
Карпат до Северского Донца. Политическое образование – одно из условий, чтобы
превратить украинское общество из объекта манипуляции властей и конфликтующей с
ними оппозиции в коллективный субъект политики. Перефразируя Анри Барбюса,
можно сказать, что политическое образование поможет каждому гражданину
«перевести» идеи и действия политиков с «государственного языка» на
человеческий. Важную роль здесь призвана сыграть социология с присущими ей функциями.
В силу определенных
обстоятельств гораздо реже говорят о функциях социолога как представителя
определенной социально-профессиональной группы. Между тем, если мы ведем речь о
функциях социологического знания, то должны представлять себе их не только в
общем, абстрактном виде, но и в персонифицированном выражении на уровне
деятельности конкретного социолога. Конечно, его функции, так или иначе,
окажутся связанными с функциями социологии как науки, более того, будут
вытекать из них. Однако важно иметь в виду и то, что функции социолога
сопряжены с характером и содержанием его труда, той специфической деятельности,
которая позволяет отличать социально-профессиональную группу социологов от любой
другой.
Цель настоящей работы – раскрыть содержание основных функций
социологического знания, дать им определение и показать их роль в дальнейшем
развитии социологического знания.
1. Функции социологии
1.1
Теоретико-познавательная, критическая функция
Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все
присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую,
описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную,
мировоззренческую. Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две
группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные.
Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном
познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают
пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют функции только во
взаимосвязи и взаимодействии.
Основная из гносеологических функций социологии – теоретико-познавательная,
критическая. Речь идет об оценке познаваемого мира с позиций интересов
личности. Реализуя критическую функцию, социология дифференцированно подходит к
действительности. С одной стороны показывает, что можно и нужно сохранить,
упрочить, развить – ведь не все надо менять, перестраивать и т.п. С другой
стороны выявляет то, что действительно требует радикальных преобразований.
Теоретико-познавательная, критическая функция, естественно, состоит в том, что
социология накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее
полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. К
теоретико-познавательной функции социологии относятся объективные знания об
основных социальных проблемах развития современного общества. Что же касается
прикладной социологии, то она призвана обеспечить надежную информацию о
различных процессах, происходящих в разных социальных сферах общества, а именно,
об изменении социальной структуры, семьи, национальных отношений и т.п.
Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных
социальных общностей или объединений людей, обеспечить эффективное социальное
управление невозможно. Степень системности и конкретности знаний социологии
определяет эффективность реализации ее социальной функции.
1.2 Описательная
функция
Описательная функция социологии
– это систематизация, описание исследований в виде аналитических записок,
различного рода научных отчетов, статей, книг и т.п. В них имеются попытки
воссоздать идеальную картину социального объекта, его действие, взаимосвязи и
т.п.
При исследовании социального объекта требуется высокая нравственная
чистота и порядочность ученого, потому что на основе данных, фактов и
документов делаются практические выводы и принимаются управленческие решения.
Эти материалы есть точкой отсчета, источником сравнения для будущих поколений
человечества. Социология не только познает мир, она позволяет человеку внести в
него свои коррективы. Но человек должен всегда помнить, что преобразование
общества – не самоцель. И преобразования нужны лишь тогда, когда соответствуют
потребности ценностям людей, ведут к улучшению благосостояния и общества и
людей. Как бы ни была хороша полученная социологами социальная информация, она
автоматически превращается в решения, рекомендации, прогнозы. Познавательная
функция социологии находит продолжение в прогнозах и преобразовательной
функции.
1.3
Прогностическая функция
1.4
Преобразовательная функция
Суть преобразовательной функции социологии в том,
что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального
субъекта служит основанием для выработки и принятия определенных решений. Уже
всем ясно, что при реализации крупных инженерных проектов требуется не только
технико-экономическое, но и социально-экономическое обоснование. Вот тут-то и
вспоминают о процессах. Но социология лишь наука, её функция – разработка практических
рекомендаций. Что же касается их внедрения, реализации – это прерогатива
органов управления, конкретных руководителей. Именно так и объясняется то
обстоятельство, что многие весьма ценные и полезные рекомендации, разработанные
социологами по преобразованию современного общества, так и не нашли на практике
реализации. Более того, нередко органы управления поступают вопреки
рекомендациям ученых, что приводит к тяжелым последствиям в развитии общества.
Шире и глубже раскрыть основные направления обновления общества и дает
возможность выявления отклонений от общецивилизованного развития. Суть
реформирования в Украине, а точнее, трансформация общества состоит в создании
условий и возможностей для сознательной и целенаправленной деятельности
личности социальных общностей. Проблема состоит в преодолении отчуждения
человека от рациональной деятельности, в оптимизации и качественном повышении
её эффективности. Задача социологии – теоретически обеспечить успешное
протекание процесса реформации и демократизации общественной жизни в Украине.
Процесс трансформации общества в Украине идет от одного качественного состояния
к другому как раз в связи с сознательным превращением людей в результат, а результатов
в предпосылки, условия и средства развертывания сознательной деятельности,
демократизации общества. Игнорирование социологических рекомендаций объясняется
не столько недостаточной квалификацией социологических кадров (хотя и это имеет
место, поскольку профессиональная подготовка их в стране начата лишь несколько
лет назад), сколько несформированной у большинства управленческих кадров
потребности в социологическом обосновании управленческих решений.
1.5 Информационная
функция
Информационная функция
социологии представляет сбор, систематизацию и накопление информации,
полученной в результате исследований. Социологическая информация – самый
оперативный вид социальной информации. В крупных социологических центрах она
концентрируется в памяти ЭВМ. Её могу использовать социологи, руководители
объектов, где проводились исследования. В установленном порядке информацию
получают государственные и другие управленческие и хозяйственные учреждения.
1.6
Мировоззренческая функция
Мировоззренческая функция социологии вытекает из того, что объективно, участвует в
социально-политической жизни общества, Мировоззренческая функция социологии
выражается в использовании действительно корректных выверенных количественных
данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить современного человека.
Ведь, что такое идеология? Это один из уровней общественного сознания, система
идей, выражающая интересы, мировоззрение какого-либо социального слоя,
социальной общности. История свидетельствует, что в большинстве социальных
революций, реформ и реконструкций, трансформаций именно социологические
концепции того или иного рода выступали ведущими в общественном развитии. Социологические
взгляды Джона Локка сыграли важную роль в революции 1688 г. при установлении
либерально-демократического режима в Англии, труды Франсуа Вольтера, Жан Жака
Руссо и других энциклопедистов сыграли преобразующую роль во Франции и т.п.
Длительный период идеология марксизма выступала ведущим интеллектуальным
направлением в России. Расистская идеология стала основой нацистского путча и
третьего рейха в Германии.
Таким образом, социологическое знание является мощным и эффективным
инструментом применяемом в социально-политической жизни общества. И находиться
этот инструмент должен в умелых и чистых руках. Социологи – носители
социологического знания, представители науки социологии в её практическом
применении, и их функции вытекают из функций данной науки.
2. Функции социолога
В литературе, как
отечественной, так и зарубежной - чаще всего рассматривается вопрос о функциях
социологии как науки. В них авторы видят отражение общественной потребности в
том или ином направлении деятельности социологии, ее связи с практикой. Гораздо
реже говорят о функциях социолога как представителя определенной
социально-профессиональной группы. Между тем, если мы ведем речь о функциях
социологии, то должны представлять себе их не только в общем, абстрактном виде,
но и в персонифицированном выражении на уровне деятельности конкретного
социолога. Конечно, его функции так или иначе окажутся связанными с функциями
социологии как науки, более того, будут вытекать из них. Однако важно иметь в
виду и то, что функции социолога сопряжены с характером и содержанием его
труда, той специфической деятельности, которая позволяет отличать
социально-профессиональную группу социологов от любой другой.
Из предшествующих рассуждений
можно заключить, что труд социологов имеет преимущественно
теоретико-познавательный характер, является достаточно сложным, поскольку
связан с проникновением в сущность процессов. Не случайно американский социолог
Джон Машоунис дал “фундаментальное” определение социологии “как систематического
изучения общества и социальной активности человеческого бытия”.
В значительной мере труд
социолога является творческим, поскольку связан с поиском необычного, даже
странного в обыденном, знакомом, повседневном (3).
Основная задача социолога -
познание социальных процессов с помощью общетеоретических и специфических для
социологии методов, средств и путей исследования с целью преобразования их в нужном
обществу и конкретным социальным группам направлении.
Поэтому труд социолога,
являясь в основе своей теоретико-познавательным, так или иначе должен быть
связан с практической, преобразовательной, управленческой деятельностью. Если
не будет такой связи, невозможным окажется определение эффективности этого
труда. Конечное подтверждение его значимости - практическое воплощение
результатов.
Более глубоко труд социолога,
его характер и содержание опишем через функции, которые чисто условно можно
разделить на теоретико-познавательные и управленческо-преобразовательные. В основе
такого деления - различные формы социологической деятельности. Рассмотрим
каждую из этих групп функций.
Теоретико-познавательная функция.
Как и любой интеллектуальный,
труд социолога “начинается” с познания. Поэтому первая функция социолога -
познавательная. Она направлена на изучение, анализ социальной реальности,
выступающей в виде одного или целой группы взаимосвязанных социальных фактов.
Чем мacштабнее по целям и проблемам исследование, тем вероятнее, что социолог
будет иметь дело с большим количеством сложных социальных фактов. В ходе
реализации познавательной функции его задача будет состоять в том, чтобы
выявить наличие связи между ними как тенденции или закономерности. Приведем
конкретный пример такого рода тенденции, выделенной авторами книги “Начало
пути: поколение со средним образованием”. Отдельно установленные социальные
факты, касающиеся ценностных социально-профессиональных ориентаций молодежи,
позволили сделать вывод о том, что общая иерархия ценностей образования в
сравниваемых регионах страны одинакова: ”Молодежь всех регионов самой важной
считает профессиональную функцию образования, за ней следует гуманистическая
функция, а социальные аспекты образования чаще всего оцениваются как менее
важные, В рамках предложенной системы ценностей большая дифференциация
контингента обнаруживается именно в значимости социального аспекта
образованием”. Именно она подвергается наибольшему влиянию непосредственной
социально-культурной среды”. Реализация социологом познавательной функции
начинается со знакомства с литературой по интересующей его проблеме. По
интересующему социолога вопросу могут быть серьезные научные исследования или
публицистические статьи; их может быть много или мало; различной будет степень
приближенности к проблеме. Крайне редко возникает исследовательская ситуация,
когда литератypы, нет вообще, например, в том случае, если проблема является
действительно новой. Но и такое обстоятельство довольно относительно: так или
иначе, какие-то “рядом” стоящие вопросы и понятия не могли не находить
освещения в литературе. Значит, познавательная функция социолога сопряжена с
целенаправленным поиском существующих исследований и публикаций.
Знакомство с ними -
“стартовая площадка” для главного в познавательной деятельности. Это главное -
разработка программы исследования: от формулировки целей и задач, противоречий
и основных понятий, рабочих гипотез и предполагаемых результатов до определения
методов и средств изучения проблемы.
В познавательном процессе
социолога имеет место как теоретический, так и эмпирический анализ социальной
реальности. Это важно отметить, потому что происходит иногда отождествление
познавательной функции только с теоретическим поиском. Следует обратить внимание
на то, что любое исследование, направленное на раскрытие существа проблемы и
получение результатов, сопряжено с воплощением в деятельности социолога
познавательной функции. Причем в качестве инструмента познания выступают
многочисленные методы теоретического и эмпирического анализа. Поскольку
социолог в своей деятельности постоянно “вторгается в сферы экономики,
демографии, социальной психологии и других смежных наук, постольку и их методы
ему не чужды. Все это также входит “компетенцию” познавательной функции. Она
находит свое органичное продолжение в прогностической функции. Когда социолог
изучает реальную проблему, “сотканную” из противоречий, и стремится выявить
оптимальные пути ее решения, он, естественно, движим желанием показать эту
перспективу и конечный результат, который за ней стоит. Следовательно, так или
иначе он вынужден прогнозировать ход развития социального процесса.
Некоторые общественные
проблемы могут анализироваться как бы в двух измерениях - настоящем и будущем.
Именно такой является, к примеру, проблема текучести кадров. Социологи изучают
как реальную, так и потенциальную текучесть кадров. В первом случае они
фиксируют процесс текучести, его причины, размеры, и если последние выходят за
пределы допустимых, то стремятся обосновать факторы противодействия этому
процессу. Во втором случае они прогнозируют, отвечают на вопрос о том, что
произойдет с текучестью кадров, если не будут соблюдены определенные условия и
не осуществлены рекомендуемые ими действия. Для предприятий и служб занятости такие
исследования могут оказаться очень важными, поскольку будут способствовать
определению как стратегии, так и тактики в отношении различных категорий
трудящихся.
Для социолога реализация
прогностической функции необычайно значима. Без этого он теряет чувство нового,
видение будущих результатов изменения социального процесса. Осуществление
познавательной функции – это проведение сложного вида научного исследования.
Здесь нужно отметить лишь то
обстоятельство, что, строго говоря, ни социальное проектирование, ни социальное
конструирование не относятся к труду чисто социологическому. Это функции
деятельности более широкой, тесно связанные с функциями экономистов, математиков,
специалистов по системному анализу и др. Зато сугубо социологической
“разновидностью” прогностической функции является социальное планирование.
Конечно, и здесь много работы для экономистов, плановиков, но есть где
“разгуляться” и социологам. Тем более что переход к рыночной экономике не
отменяет необходимости социального планирования, интегрирующегося в систему
новых общественных отношений.
Упраленческо-преобразовательные функции
Здесь мы подходим к следующей
группе функций связанных с участием социолога в
управленческо-преобразовательных процессах.
Суть управленческой функции
заключается в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценки
состояния социального объекта служат основанием для выработки и принятия решений.
Там, где это имеет место – в масштабах общества, государств, регионов,
предприятий, организаций, решения принятые на основании социологического знания
становятся более аргументированными, весомыми, их не просто оспорить.
Иногда эти решения носят
весьма серьезный характер. Так, с использованием социологического знания,
вырабатываются решения по преобразованию нашего общества а также политической и
экономической системы нашего государства. Например, с помощью социологического
знания, в реформировании социально-экономической жизни современной Украины
выработаны основные направления.
1. Создание в Украине
демократического строя, ускорение экономических реформ сосредотачивает усилия
на развитии материального производства, на базе социально-ориентированной рыночной
экономики. Социально
ориентированное государство должно заботиться о благосостоянии не только
избранной части населения, а всех членов общества.
2. Возрождение и развитие гаранта социальной
стабильности общества – среднего класса – создание
условий для свободной и активной деятельности высококвалифицированных
работников промышленного и аграрного секторов
3. С целью предотвращения массовой
безработицы есть необходимость разработки долговременной поэтапной программы
занятости населения, учитывая региональную специфику в составе трудовых
ресурсов и хозяйственной структуры общества. Ошибочно мнение, что безработица на уровне развитых
стран Запада будет стимулировать трудовую активность занятых, а также облегчит
структурную перестройку народного хозяйства. Но в современных условиях в
Украине не хватит средств, чтобы выдержать бремя содержания безработных, а сами
безработные, в отличие от западных стран, не выдержат тягот безработицы.
Так, исходя из особенностей изменений происшедших к началу XXI века в общественном развитии определение социально-экономической
модели развития общества должно осуществляться с учетом движения мирового
сообщества к новому типу цивилизации – формированию постиндустриальных
социально-интегрирующих обществ, строящихся на основе равенства, свободы, справедливости,
демократии, объективно растущей взаимозависимости стран и становления
целостного мира, в котором взаимодействуют различные общества, используя
достижения науки, техники и социального прогресса (Николай Горлач).
Прогрессивный вектор социально-экономических преобразований складывается под
влиянием магистральных направлений: усиление индивидуальных личностных начал,
всемирное развитие прав и свобод личности, в основе которого лежит частная собственность.
К сожалению, в свое время
социологи были не готовы к “встрече” с этими и многими другими проблемами.
Только сейчас начались: поисковые работы, процесс создания методологии
исследования социальной напряженности в обществе, на производстве; разработки
рекомендаций для структур управления обществом и производством.
Таким образом, труд
социолога, являясь в основе своей теоретико-познавательным, так или иначе
связан с практической, преобразовательной, управленческой деятельностью.
Конечное подтверждение его значимости – практическое воплощение результатов.
Заключение
Современная социология – одно из самых важных достижений
человеческого разума, теоретическое отображение политической деятельности, без
которой невозможно существование общества. Социология – научный ориентир,
приобретающий особое значение в условиях демократизации общества. Именно, в
современных условиях судьба каждого зависит от уровня функционирования
политических, властных структур, институтов, государственных механизмов,
действенности и обоснованности политических решений. В настоящее время социологические
знания определяют возможности конструктивных сил, сосредотачиваются на
преодолении острого кризиса всей социальной системы.
Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все
присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую,
описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную,
мировоззренческую. Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две
группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные.
Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном
познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают
пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют функции только во
взаимосвязи и взаимодействии.
Социологическое знание является мощным и эффективным инструментом
применяемом в социально-политической жизни общества. И находиться этот
инструмент должен в умелых и чистых руках. Социологи – носители
социологического знания, представители науки социологии в её практическом
применении, и их функции вытекают из функций данной науки.
Список использованной литературы
1. Социология: Наука об обществе. Учебное пособие. \ Под общей редакцией
В.П. Андрущенко, Н.И. Горлача. – Харьков: 1996. – 688 с.
2. Н.И. Лукашевич, Н.В Туленков. Социология: Учебное пособие. – К.: МАУП,
1998. – 276 с.
3. Н.С. Назарова. Социология. – Одесса, 1992.
4. Н. Смелзер. Социология. – М., 1994.
5. Современная западная социология: Словарь. – М., 1990.
6. Ж.Т. Тощенко. Социология. Общий курс. – М.: Прометей, 1994.
7. Г.В. Щекин. Система социологического знания. – К.: МАУП, 1995.