Возможности виртуальных экспозиций

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Литература
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    51,29 kb
  • Опубликовано:
    2010-09-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Возможности виртуальных экспозиций

Введение

Актуальность исследования настоящей темы связана с огромным развитием высоких технологий в информационном пространстве, и, как следствие, развитием массовых коммуникаций. Все это, призванное на благо культуры, искусства, эстетики и духовного  развития, значительно облегчает диалог между объектом культурной ценности и конечным его потребителем – зрителем. Мы живем в эпоху Интернет. Глобальная сеть стала важной частью культурной жизни в целом и жизни учреждений культуры в частности. Музеи постепенно включаются в этот процесс. Компьютер становится рабочим инструментом музейных работников, идет стремительное освоение виртуального пространства. В последнее время не только за рубежом, но и в российской части Всемирной паутины появляется все больше и больше сайтов, представляющих в Интернете музеи из всех российских регионов. Сегодня уже можно говорить о существовании параллельной жизни музеев в виртуальном мире Интернет. Она постепенно отходит от зеркального отображения жизни реальной, приобретая все более самостоятельный характер. В пространстве Интернет сегодня не только обмениваются информацией, здесь проводятся межмузейные конференции, ведутся дискуссии, идет разработка и координация проектных заданий, создаются партнерские сетевые альянсы и т.д. Меняется и характер музейного представительства в Интернет. Музеи не отказываются от использования сайта как инструмента PR продвижения организации, но организационная структура этих сайтов все больше усложняется. Идет активное освоение интерактивных форм. Большую привлекательность придают музейным сайтам использование игровых элементов (анимация, пазлы), для более объемного представления о музее, сайты включают, архитектурные развертки, интерактивные планы этажей, трехмерную графику. "Виртуальные экскурсии" – еще один дополнительный способ сделать посещение веб-сайта музея выгодно отличающимся от посещения реального музея, предложив пользователю уникальное путешествие (зачастую лишь только виртуальное), например, экскурсию по фондам.

И хотя уже давно как в традиционных, так и в электронных публикациях можно встретить упоминания о «Виртуальных экспозициях и выставках», данная тема остается малоизученной и недостаточно раскрытой по некоторым причинам. Во-первых, это связано конечно с развитием техники и, в частности, сравнительно недавним появлением русскоязычной части Интернет, а ведь именно Интернет дает жизнь большинству проектов, касающихся «виртуальных коллекций» ( виртуальных выставок, экспозиций,  экскурсий, музеев и т.д. – пока не будем заострять внимание на четкой формулировке этих понятий, разграничим их позже). Во-вторых, небольшая справка из истории: Советский музей был в некотором роде вещью в себе. Призванный проводить государственную идеологию, музей ориентировался не столько на показ и просветительскую деятельность, сколько на хранение, комплектование и изучение коллекций. И естественно, что музеи оказались совершенно не готовыми к рынку, тем более что зарождающейся в России рыночной экономике тоже было не до них. Само развитие музейной коммуникации не могло рывком подняться на качественно новый уровень. Музеям потребовались годы, чтобы от выбивания денег из властей, иностранных благотворителей или меценатства начать зарабатывать.  Итак, такое явление как «виртуальные выставки» появилось в нашем обиходе совсем недавно, и уместным было бы считать, что данная тема нуждается в дальнейшей разработке.

Объект исследования: виртуальные экспозиции (ВЭ)

Предмет исследования: возможности виртуальных экспозиций.

Цель исследования: выявление потребности современного общества в «виртуальных выставках» и анализ уже существующих проектов.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

· Выявить факторы возникновения ВЭ

· Рассмотреть особенности существующих на сегодняшний день ВЭ

· Дать социальный анализ ВЭ

Информация для работы взята с российских и зарубежных сайтов, содержит в себе тезисы статей и публикаций печатных и электронных СМИ, частично использует и опирается на доклады участников АДИТ («Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии»).

Основная часть курсовой работы состоит из двух глав. В первой главе рассматриваются различные стороны двух видов ВЭ – музейных экспозиций и ВЭ в выставочной деятельности (экспобизнесе). Во второй главе теоретическая часть подкрепляется практическими примерами уже существующих ВЭ.

Глава №1

Виртуальные экспозиции и выставки – что это такое?

1.1. Понятия выставки, экспозиции и виртуальности.

Уже давно как в традиционных, так и в электронных публикациях можно встретить упоминания о «Виртуальных экспозициях и выставках». Отметим, что в эти понятия различные авторы порой вкладывают самые различные смыслы. Эти тезисы носят несколько сумбурный характер, но это и не столь важно для нашего исследования, а скорее нам нужно бы поставить для обсуждения некоторые вопросы, касающиеся ВЭВ и носящие терминологический характер; такое обсуждение позволило бы уточнить смыслы.

В Музейной энциклопедии даны определения понятий «Выставка» и «Экспозиция»:

«Экспозиция музейная (ЭМ) – целенаправленная научно обоснованная демонстрация музейных предметов, композиционно организованных, комментированных, технически и художественно оформленных, создающих специфический музейный образ природных и общественных явлений. ЭМ составляет основу коммуникации музейной».

«Выставки – это собрания музейных предметов, связанных единством содержания и выставленных для обозрения посетителям» (Российская музейная энциклопедия. Прогресс, М. 2001, Том 1, стр.126, том 2, стр. 355).

Будем в дальнейшем ориентироваться на эти определения.

Заметим также, что с другой стороны, в соответствии со сложившейся традицией, ВЫСТАВКА (или ЭКСПОЗИЦИЯ) может рассматриваться как один из видов ТРАДИЦИОННЫХ ПУБЛИКАЦИЙ (ТП). Причем очевидно, что в приведенном выше определении речь идет о РЕАЛЬНЫХ ПРЕДМЕТАХ, выставленных в РЕАЛЬНОМ ЭКСПОЗИЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ, как собственно это и происходило во всем мире почти до конца прошлого века.

Виртуальность (Виртуальное окружение) - взаимодействие человека с синтезированными на компьютере трехмерным пространством. Виртуальное окружение помещает участника внутри информационного пространства. Это моделирование присутствия в машинно-генерируемом мире приводит к новой парадигме взаимодействия человека с компьютером и генерируемым им миром.

Вот уже несколько десятилетий в сфере представления информации о культурном наследии, все большее место занимают ЭЛЕКТРОННЫЕ ПУБЛИКАЦИИ (ЭП). Под электронной публикацией предлагается понимать «совокупность данных (текст, статические и движущиеся изображения, звук), записанных в цифровой форме на машинном носителе или в памяти компьютера и предназначенных для восприятия человеком с помощью аппаратных и программных средств» (Л.Я.Ноль Информационные технологии в деятельности музея. Учебное пособие. М. 2007).

Целый ряд ЭП, в которых представлены данные о коллекциях музеев, по-существу могут быть определены как ВЫСТАВКИ (ЭКСПОЗИЦИИ), ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ (ЦИФРОВОЙ) ФОРМЕ. Такого рода публикации можно встретить как в Интернет, так и на дисковых носителях (CD, DVD). По моему мнению, такого рода ЭП вполне правоверно называть ЭЛЕКТРОННЫМИ ВЫСТАВКАМИ (ЭКСПОЗИЦИЯМИ).

На сайтах ряда музеев мы можем встретить электронные публикации, которые позиционируются авторами как ВИРТУАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ. На самом же деле подавляющее большинство таких публикаций являются электронными каталогами, или электронными альбомами, а порою – просто пресс-релизом выставки.

На мой взгляд, ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА – это один из наиболее продвинутых видов ЭП о музейных коллекциях, важнейшим свойством которой является ПРЕДСТАВЛЕНИЕ В ЭКСПОЗИЦИОННО-ВЫСТАВОЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЭЛЕКТРОННЫХ КОПИЙ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ. Естественно, что такая ЭП должна удовлетворять обычным требованиям, традиционно предъявляемым к выставке.

В качестве «классических» примеров ВЭВ следует упомянуть коллекцию произведений М.А.Врубеля, представленную на сайте Гос. Третьяковской галереи #"#">www.museum.ru/museum/primitiv/). Виртуальный музей не связан с помещением. "Для ВМ само его существование обусловлено максимальным включением в сетевые художественные ресурсы, электронные конференции, совместные проекты и т. п., без участия в которых о нем никто не узнает, для него интернет - сфера жизнедеятельности и среда обитания" (Алексей Лебедев, www.museum.ru/museum/primitiv/).

"Сеть виртуальных музеев представляют собой новую пространственно-временную модель хранения и трансляции историко-культурных ценностей, сформированную благодаря внедрению электронных способов ресурсификации информации. Виртуальный музей становится значимым компонентом принципиально новой обменной среды, презентующей не сами объекты исторического наследия, а их структурные образы. Образ в свою очередь является основным событием сетевого сознания, программой интеллектуального, эстетического и этического воздействия" - считает Нургалеева Лариса Владимировна, доцент Томский государственный университет, кафедра гуманитарной информатики.

Зачастую понятия «электронный каталог», «виртуальное представительство музея в Интернет» и  «виртуальный музей» путаются не только далеким от музейной деятельности человеком, но и непосредственно самими музеями. Часто на сайте можно встретить электронный каталог музейной коллекции, названый, почему то, «виртуальной экспозицией». Такие ошибки, конечно, досадны, но для нашего исследования важно не это. Важно, что и виртуальные представительства существующих музеев, и обычные электронные каталоги музейных собраний, и виртуальные музеи – все это осуществляет популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Интернет дает возможность доступа к экспонатам музея потенциально самому широкому кругу пользователей сети, позволяет музею заявить о себе и предоставляет возможности, которых не имеет традиционный музей, тем самым расширяет круг посетителей.
















1.3. Виртуальные выставки на службе экспобизнеса

Выставочная деятельность есть одно из основных средств презентации собственных разработок и позиционирования себя на рынке для многих отечественных организаций и компаний. Это возможность заявить о себе, привлечь покупателей или же заинтересовать инвесторов.

 Большое количество фирм и компаний, активное участие в различных тематических выставках и международных симпозиумах и конференциях. Они нужны специалистам, но у них есть один очень серьезный недостаток. К выставкам изготавливаются специализированные стенды, арендуются места в выставочных павильонах, оформляется и осуществляется перевозка дорогостоящего оборудования и макетов, и все это требует значительных финансовых и временных затрат. А выставка проходит всего два-три дня. Многие компании, фирмы и специалисты приезжают из других городов, некоторые даже из-за границы. За это короткое время нельзя детально ознакомиться со всеми интересными технологиями, продемонстрировать свои достижения, обсудить различные предложения, решить важные вопросы. Вот почему затраты на участие в выставках могут впоследствии не окупаться для большого количества фирм и компаний.

Достаточно проблематично даже для крупной компании представить на выставке большую часть своих технологий и разработок, что создает для посетителя стенда не всегда полную информацию о деятельности компании.

На сегодняшний день все большую популярность приобретает виртуальный выставочный стенд (ВВС). Что это такое?

 «Через десять лет останутся два вида компаний: те, которые представлены в Интернет и те, которые вне бизнеса». Эти широко известные слова Билла Гейтса как нельзя лучше характеризуют современные тенденции рекламных и информационных технологий. Слово «виртуальный» теряет свое первоначальное значение, Интернет-порталы и другие формы представительств субъектов все меньше рассматриваются как нечто оторванное от реальности, становясь вещами обыденными и подчас более эффективными чем «реальные». Границы между виртуальностью и реальностью стираются, давний скептицизм по отношению к первой иногда даже сменяется пренебрежением ко второй. Вряд ли кто-то может с точностью предсказать, как именно будут взаимодействовать эти сферы в будущем, одно неоспоримо: каждому бизнесу нужно глубоко осознать потребность своего присутствия в сети Интернет. Более того – это становится ответственностью каждого делового проекта.

ВВС совмещает в себе функции объемного презентационного издания и полноценной площадки для проведения рекламных кампаний. Рекламный потенциал информации, размещаемой на ВВС многократно усиливается благодаря тому, что стенды размещаются на различных тематических виртуальных выставках. В этом главное отличие ВВС от обычных сайтов. При этом важно понимать, что стенд не является заменой Интернет-сайта. Можно сказать, что они начинают работать в паре: опыт показывает, что посещение сайтов компаний резко возрастает после начала работы ВВС.

Нетрудно заметить, что в основу виртуальных выставок положен тот же принцип, который действует в подобных мероприятиях в «реале». А именно: масштабное привлечение целевой аудитории, интересующейся обозначенной тематикой. Однако, в случае с ВВС, этот давно зарекомендовавший себя метод продвижения товаров и услуг обогащается преимуществами виртуальной сферы, а именно:

 

- круглосуточная доступность;

-отсутствие привязки ко времени и месту;

- относительно невысокая затратность;

- неограниченное время представления экспозиции;

 

Обычно компании, занимающиеся организацией виртуальных выставок предлагают клиентам ряд готовых дизайнерских и технических решений по созданию ВВС, необходимо лишь выбрать из представленного схему, которая подходит под те или иные задачи. Главной функцией компаний-организаторов является массированная реклама и привлечение целевой аудитории на выставку. За это, в принципе, они и берут плату.

Стоит отметить все плюсы ВВС:

Для посетителей выставок:

· посещение выставок, размещенных на ресурсе со своего компьютера в любое время суток вне зависимости от географического местоположения;

· ознакомление  с предприятиями интересующих регионов и отраслей;

· получение полной информации о компаниях и выпускаемой ими продукции;

· возможность проголосовать за экспонента, направить ему отзыв или установить рабочие контакты;

· возможность ознакомиться с новостными сообщениями ресурса.

Для экспонентов выставок:

· размещение информации о своей компании на виртуальном стенде;

· выбор тематической выставки и павильона для виртуального стенда компании;

· представление информации о новинках продукции, достижениях и предложениях вашей компании;

· формирование иллюстрированного каталога выпускаемой продукции и оказываемых услуг;

· получение статистических сведений о посещаемости и рейтинге виртуального стенда;

· внесение изменений в информацию размещенную на виртуальном стенде.

Для организаторов и устроителей выставок:

· размещение на ресурсе на договорной основе виртуального варианта реальных выставок как их логическое продолжение под тем же названием и с информацией о состоявшихся на ней событиях;

· возможность разместить специализированную виртуальную выставку, посвященную деятельности какой-либо ассоциации, гильдии, общества или союза предпринимателей;

· возможность открыть на ресурсе новую выставку или павильон по интересующим направлениям и тематике.

Однако же, несмотря на существенные плюсы виртуальных выставок, существует мнение (и мнение это поддерживают многие специалисты), что  ВВС никогда не станут самостоятельным звеном экспобизнеса. Жить будут только те, аналог которых работает в реальности.

Ни о какой конкуренции между ними не может идти и речи, поскольку сначала ведется мощная раскрутка реальной выставки, а затем ее виртуального представительства. В любом случае интернет-выставка останется лишь вспомогательным компонентом в экспобизнесе и не более того. Только на реальной выставке экспоненты устанавливают новые деловые контакты и рассказывают о своей деятельности большому числу заинтересованных специалистов, как говорится, с глазу на глаз. Однако за 3-4 выставочных дня таких "глаз" наберется сравнительно немного, чтобы в полном объеме "разглядеть" потенциального партнера, его продукцию и услуги. Выставочные компании это хорошо понимают, поэтому "вербуют" своих экспонентов в качестве участников интернет-выставок. Здесь посетитель не ограничен размером стенда и временем пребывания в павильоне. К тому же хороший доступ, удобный поиск информации по разделам создают комфортные условия для работы потенциальных клиентов. Сегодня выставочный бизнес активно внедряется в Интернет. Еще в середине 1990-х гг. появились первые сайты реальных экспозиций и компаний-организаторов. Однако содержащаяся там информация носила исключительно имиджевый характер (указывалось количество посетителей и участников, общая площадь), причем появлялась она по окончании события. Зачастую это была просто перепечатка статьи из какого-либо специализированного издания.

Интернет сегодня - это хороший информационный канал. Количество его пользователей в стране стремительно увеличивается. Если взять Германию или США, то там практически весь бизнес делается во Всемирной паутине. У нас же Интернет-бизнес еще в стадии зарождения. "В России Интернет как средство маркетинга, продаж и т. д. промышленных товаров (за исключением книг и дисков) практически не развито, - замечает руководитель информационного направления "Русдем" Алексей Антропов. - Это объясняется и достаточно низким уровнем пропускной способности интернет-каналов, и отсутствием большого количества подготовленных сотрудников в области IT-технологий. Возникает проблема непонимания: сотруднику сложно объяснить руководителю "на пальцах", что такое виртуальная выставка". Экспооператорам, организаторам выставок Интернет дает возможность с минимальными затратами проинформировать о своем мероприятии колоссальное количество специалистов. Кроме того, сеть позволяет постоянно обновлять информацию в режиме онлайн. Что касается непосредственно экспобизнеса, то здесь интернет-пространство, по мнению экспертов, хороший инструмент для продажи именно реальных выставок. Однако еще несколько лет бытовало мнение, что Интернет вполне может заменить реальные экспозиции. Появившиеся тогда виртуальные выставки претендовали на звание самых оперативных деловых страниц. Казалось, что еще чуть-чуть и представленные там организации получат мировую известность. Ведь информацию о них мог прочитать каждый пользователь. И все же, по мнению экспертов, ни одного успешного проекта виртуальной выставки создать на сегодняшний день так и не удалось. Успех существующих ныне виртуальных экспозиций (УралЭкспоЦентр, Экспо-Сибирь, Поморская Ярмарка) заключается в том, что они-то развиваются и в виртуальном, и в реальном пространстве. Создание и проведение интернет-выставок прежде всего оправдано для региональных организаторов. Во-первых, это отличный способ заявить о себе, пусть даже в российском масштабе. Во-вторых, вряд ли экспоненты или посетители из Сибири отправятся на реальную выставку в Архангельск или на Урал. А если и поедут, то единицы.

Таким образом, нельзя однозначно говорить о том, какой вид выставочной деятельности в настоящее время более перспективен. Одно уже не может существовать без другого.



1.4. Техническая  реализация  виртуальных  экспозиций

Подробно рассказать обо всех типах деятельности по использованию компьютерных технологий в сфере культуры не представляется возможным. По этой причине я остановлюсь лишь на электронных музейных изданиях.

На сегодняшний день существует два наиболее распространенных типа электронных изданий (ЭИ) - web-сайт (2.4 или 2.6) и CD-ROM (2.2). Каждый из них имеет свои плюсы и минусы.

Создание, запуск и продвижение интернет-проекта самого высокого качества, сделанного профессионалами экстракласса оценивается сегодня в сумму до 25 тысяч долларов США. Но, в принципе, можно обойтись и гораздо меньшей суммой, скажем, 5 тысячами долларов.

На СD может быть реализовано многое из того, что в глобальной сети пока не доступно. Один раз купив лазерный диск,  пользуешься им затем, сколько захочешь. Но тут скрыт один "подводный камень": стоимость проекта по созданию, тиражированию и распространению CD, по оценкам экспертов, колеблется в пределах примерно от 40 до 50 тыс. долларов США .

Но CD является завершенным изданием. Никаких обновлений на нем, как и в случае с полиграфической продукцией, сделать невозможно. Web-сайт - тоже издание, но принципиально незавершенное. По точному наблюдению А.В.Лебедева: у CD, как и у книги, есть читатель (или пользователь); а у web-сайта, как у музея, — посетитель. Так что делать выбор между сайтом и CD не стоит: одно не заменяет другого.

Процессы создания web-сайта и CD достаточно схожи. Они требуют близкого состава команды разработчиков и делятся на примерно одинаковые этапы. Остановимся на этом более подробно.

Для создания ЭИ по культуре необходимы следующие специалисты (или группы специалистов):

•        "предметник" (искусствовед, историк, и т.п.), имеющий непосредственное отношение к тематике ЭИ;

•        художник;

•        программист, работающий в сфере интерактивных технологий (интернет или мультимедиа);

•        литературный и технический редактор;

•        независимый эксперт – грамотный человек умеющий работать на компьютере.

Кроме этих специалистов, общих для всех ЭИ, в работе над CD должны принимать участие видео- и музыкальный редакторы. В случае работы над web-ресурсом, необходим еще и программист — администратор сайта, который будет размещать материалы в интернете и поддерживать техническую жизнеспособность сайта в дальнейшем.

Все участники проекта должны иметь представление о формирующейся сегодня на наших глазах "экранной культуре" и разбираться в информационных технологиях на уровне пользователя (а программист - профессионально). Что касается художника, то в настоящее время это уже достаточно распространенная специальность в сфере информационных технологий, имеющая, применительно к интернету, даже особое название – web-дизайнер.

Специалистов гуманитарного профиля, ориентирующихся в мире компьютеров, пока катастрофически не хватает. Формирование корпуса таких профессионалов - одна из актуальных задач развития информационных технологий в сфере культуры. Подобная работа сегодня уже ведется,  но ее объемы явно недостаточны.

Единственный специалист, от которого, пожалуй, не требуется хорошее знание компьютера, это — редактор: ему предстоит работать лишь с текстами ЭИ. Тем не менее, современный литературный редактор — это человек, который также владеет ПК, технически значительно упрощающим саму процедуру редактуры.

Предпочтительно, чтобы у каждой группы специалистов, был лидер или формальный руководитель, разрешающий творческие споры и взаимодействующий с руководителями остальных групп на уровне готовых решений. Возможна и ситуация, когда у нескольких групп общий руководитель, координирующий тот или иной блок работ над ЭИ. Такое может быть, например, когда группа специалистов-предметников, представляющих музей, сотрудничает с web-студией или мультимедийным издательством. И, наконец, проекту, безусловно, нужен концептуальный руководитель, формирующий ключевые — содержательные, художественные — позиции в разработке CD или сайта. По поводу того, кто должен выполнять эту функцию идут не утихающие споры.

Существует два подхода к созданию ЭИ в сфере культуры. В соответствии с одним из них, "заказывать музыку", т.е. определять концепцию подачи материала, должны не "предметники", а программисты.  В соответствии с другим подходом, во главе подобного проекта должен стоять именно профильный специалист, определяющий стилистику и стратегическую концепцию представления материала. 

В словах технократов есть доля истины: никому же не приходит в голову, что писатель должен стоять во главе проекта по изданию своей книги. Но для этого должна веками складываться культура книгоиздательства. Со временем, видимо, появится соответствующая культура создания информационных продуктов. Сегодня же я склонна солидаризироваться со второй позицией: информационным проектом в сфере культуры должен руководить профильный специалист - историк, искусствовед и т.п.

Теперь об этапах, на которые обычно делят процесс создания ЭИ. Их набор и последовательность, как правило, не вызывают ни каких споров.

Создание концепции и сценария. В рамках этого этапа просчитывается эмоциональное и информационное воздействие ресурса, гипотетическая мотивация его использования потребителем (концепция), прорабатывается принципиальная схема разделов, их наполнения, а также взаимосвязей элементов (сценарий). Главная роль принадлежит "предметнику", который, безусловно, может обращаться за консультациями к другим специалистам, участвующим в проекте.

Сбор и подготовка материала, т.е. написание текстов, подбор иллюстраций (а в случае с CD, звукового и видео ряда) и т.п. В этой работе принимает участие "предметник" при активном сотрудничестве с другими нетехническими специалистами – редактором, корректором, а так же художником, выступающим в качестве художественного редактора.

Создание художественного проекта (макета) ЭИ. В этой работе принимает участие художник, работающий в соответствии с концепцией и опирающийся на особенности собранного материала. Он изготавливает "экраны" - предлагает варианты их художественно-графического оформления.

Программная сборка. На этом этапе основная часть работы выполняется программистом, работающим в рамках сценария и использующего готовый дизайн экранов. Работа ведется в тесном сотрудничестве со сценаристом-"предметником" и художником. Собственно на этом этапе рождается предварительный вариант ЭИ или, выражаясь языком программистов, его "бета-версия".

Тестирование ЭИ и его "доводка". Бета-версия ЭИ поступает в распоряжение независимого эксперта, который ищет (и, как правило, находит) всевозможные ошибки — грамматические, стилистические, ошибки размещения материала и программной "сборки". После этого команда проектировщиков и разработчиков должна тщательнейшим образом исправить все имеющиеся недочеты и ошибки.

Тестированием завершается работа по созданию web-сайта, а в CD-ROM издании есть еще один этап - изготовление тиража. Тиражируются CD двумя способами: маленькие тиражи (несколько десятков экземпляров) записываются на специальные диски CD-R (в соответствии с программистским жаргоном - "на золото") при помощи устройства, именуемого CD-Recorder; тиражи в несколько сот экземпляров и более изготавливаются в заводских условиях (писать их на золото экономически невыгодно). В последнем случае необходимо разработать текст и дизайн упаковки, вкладыша коробки и надпечатки на диске. Но фактически работа творческой группы над электронным изданием на CD прекращается с момента изготовления мастер-диска.

С сайтом имеет место прямо противоположная ситуация. После его помещения в интернет основная работа только начинается. Сайт требует постоянного (хотя и не очень большого) вложения трудовых, информационных и финансовых ресурсов. Но при этом может приносить отдачу, многократно перекрывающую затраты.  Часто к созданному интернет-представительству начинают относиться, как к изданному буклету или путеводителю, и перестают обновлять его содержание. Это глубочайшая ошибка. Сайт — это гигантский информационный стенд, который должен постоянно обновляться. Без этого он обречен на умирание и забвение.

















Глава №2

Примеры существующих виртуальных экспозиций и музеев

2.1. Виртуальные музейные экспозиции и виртуальные музеи

Как было уже сказано выше, электронные публикации, касающиеся музейной деятельности, и существующие на сегодняшний день, принято условно делить на так называемые виртуальные представительства реальных музеев в сети Интернет, электронные каталоги и виртуальные музеи. Я приведу примеры по всем трем типам – примеры, на мой взгляд, наиболее удачные из ныне существующих в российской части Интернет.

Виртуальный музей.

Характерным примером данного типа является музей "Русского Примитива". Такого музея нет в реальности. “В этом доме не жил и не работал ни один великий художник” – читаем на главной странице. Создавая "Виртуальный музей русского примитива", авторы преследовали несколько целей. Одной из них было доказать, что музейное проектирование может существовать как чистое творчество, не обремененное музейными стенами. Проект получил Национальную Интел Интернет Премию 2000 года. «Розыгрыш» оказался настолько убедительным, что высокое жюри "купилось" в полном составе и поместило сайт не в номинацию "Искусство" или "Сетевое искусство" (что было бы логично), а в номинацию "Музеи", забыв об одной маленькой детали. Деталь эта состоит в том, что при всем уважении к создателям сайтов Эрмитажа, ГМИИ, Кунсткамеры и Дарвиновского, не они эти музеи придумали. Таким образом, распределяя сайты по номинациям, жюри поставило маленькую творческую группу рядом с Цветаевым и Петром I. Следует отметить также, что проект реализовывался людьми – профессионалами в различных областях – музейщики (Алексей Лебедев, Вадим Помещиков, Наталья Перевезенцева, Екатерина Гладышева  и др. web-дизайнеры (Александр Ракита, Наталья Стручкова) программисты (ЗАО "Интернет"), менеджерами (Владимир Абакумов, Анна Яркина) и т.д.

На главной странице видим разделы сайта: экспозиция, экскурсия, каталог, клуб, литература и т.д. Рассмотрим главные из них.

В разделе «экскурсия» мы можем ознакомиться с экспонатами музея – искусством русского примитивизма, путем перехода по стрелке к следующему объекту. Рядом с изображением есть информация о предмете, а так же интересные факты, касающиеся его автора, цитаты, отрывки биографии и т.д. Есть возможность увеличения изображения.

В разделе «экспозиция» видим 3d адаптацию виртуального здания музея с условным изображением залов и даже «администрации», «буфета» и т.д. Здание имеет несколько уровней – «административное» крыло, зал с творчеством 16-19 веков и зал 19 века. Комнаты разграничены по стилям и темам произведений искусства.

На сайте также есть каталог произведений.  Внутри каталога произведения размещены по алфавиту фамилий авторов (работы одного автора даются в хронологическом порядке). Произведения неизвестных художников даются в хронологической последовательности. Предусмотрена возможность извлечения тематической подборки произведений (см. список слева), а также возможность поиска произведения или произведений (окно "Поиск") по автору, названию, материалу, технике и собранию (при составлении запроса для поиска по собранию рекомендуем воспользоваться списком условных обозначений).

   Произведения, не датированные автором или документом, датируются приблизительно по стилистическим или иконографическим признакам. При описании иконописи приводятся подписи, даты и надписи исторического характера на лицевой и оборотной сторонах произведений; при описании живописи, альбомной и станковой графики приводятся подписи, даты и все надписи. В том случае, если надпись воспроизводит текст Священного писания или повторяет текст на гравюре, делается отсылка к первоисточнику. При описании лубков воспроизводятся подписи и даты, первая и последняя строка надписи, указывается общее количество строк. Надписи воспроизводятся в авторской транскрипции. По техническим причинам встречающиеся в тексте воспроизводимых надписей слова и числа, обозначенные буквами церковно-славянского алфавита, воспроизводятся без надстрочных знаков их аналогами из русского и латинского алфавитов (буква "ять" воспроизводится как латинское "b", буква "фита" воспроизводится как латинское "Q") , выносные буквы печатаются в общей строке; в тех случаях, когда текст надписи читается не полностью, купюры обозначены: <...> Авторы атрибуций, атрибуционных уточнений и исторических справок упоминаются в тексте, лишь, когда они не являются авторами данного каталога, а сами сведения ранее не были опубликованы.

Ещё одним примером виртуального музея можно назвать историко-культурологический проект о старой Москве  - «Москва, которой нет». Чтобы рассказать о смысле и цели проекта, сделаю некоторое отступление: скоро на Елисейских полях в Париже построят ряд престижных бизнес-офисов класса А,  Римский Колизей реконструируют, сделают чуть выше, удобнее (с учетом современных требований), под ним разместится трехуровневая подземная автостоянка, Пизанская башня больше не падает, она арендована торговым центром и приведена в полный порядок. Ряд кафе и бутиков известных фирм, удачно вписавшихся в новый интерьер башни, ждет своих посетителей, во избежание краж и порчи дорогостоящих картин в Третьяковке все подлинники заменят репродукциями. Власти уверяют, что тонкий вкус ценителей живописи никак не пострадает: созданием копий займутся лучшие арбатские художники, а специальная комиссия будет ведать отбором. Плохие копии не пройдут. Скромный ампирный домик, где одно время квартировал Пушкин, снесли и выстроили шикарную городскую усадьбу с дворцовыми интерьерами под стать величию таланта Александра Сергеевича. Доску «здесь жил…» повесили ту же…

В глазах любого человека написанное выше выглядит полным бредом. Мы отлично знаем разницу между репродукцией и оригиналом, между драгоценным украшением и его копией. Мы считаем кощунством даже намек на перестройку того же Колизея… Но почему тогда мы совершенно спокойно относимся к сносу исторических зданий в Москве, к замене их ничего не стоящими муляжами? Вместо дома-музея Аксакова теперь в новых лучших традициях стоит бетонная копия, главный дом Герцена – смесь стекла и бетона, домик декабриста Свистунова обзавелся огромной пристройкой и т.д. и т.п. В полном соответствии с написанным.

Изначально проект задумывался как сайт-библиотека, виртуальный дом москвоведа. Но этому сайту удалось то, что изначально задачей не ставилось: он объединил неравнодушных. «Москва, которой нет» сегодня - это проект о Москве, которую мы не знаем. Это не только утраченные, перестроенные до неузнаваемости и разрушенные памятники, это и существующие старые московские дома, улочки, бульвары, совершенно неизвестный нам город. Мимо него люди ежедневно спешат на работу, его жизни не замечают. А остановись они на минуту, и узнали бы, что вон тот неприметный домик с забавными воротами помнит еще Наполеона, а в этом – Пушкин читал «Бориса Годунова». Тут в архитектурных мастерских в XVIII веке создавался облик Москвы, а через дорогу, спустя век, расположился самый модный гастроном. По соседству же с ним и вовсе, на первый взгляд, обычный многоквартирный дом, между тем, когда-то в нем жили царские невесты…

 

Цель «Москвы, которой нет» - заинтересовать вечно спешащих людей городом, где они живут. Создатели хотят, чтобы знать Москву стало хорошим тоном.  

На сайте собраны десятки историй о старой Москве, читать которые действительно интересно, авторы освещают проблемы уничтожения памятников культуры, нашего национального достояния, и замены их современными «типажными» зданиями.  Также собрано множество фотографий старой Москвы – фотографий уникальных, собранных по темам и рассортированных по местам, где они были сделаны.

Из главных разделов сайта хочется отметить «Проекты». Создатели сайта идут дальше от архива воспоминаний о Москве – они создают книги истории, альбомы, тематические выставки и даже прогулки по Москве! Причем последнее – исключительно благотворительный проект, позволяющий всем желающим посетить исторические места столицы бесплатно и с профессиональным историком-гидом. Так как для всех проектов нужна спонсорская помощь – интернет-сайт, привлекая тысячи посетителей, значительно облегчает создателям поиск средств и постоянных спонсоров. А сайт действительно хочется посетить… Прежде всего из-за дизайна. Ведь первое впечатление складывается у нас на основе зрительных образов и первого эмоционального образа, возникшего от увиденного. Лично я в русскоязычной части Интернет не встречала еще более красивого и профессионально оформленного  сайта, это еще раз доказывает нам, что для того, чтобы проект получился действительно стоящим – нужна работа разноплановых профессионалов – не только историков и искусствоведов, но и дизайнеров и программистов. Ну а то, что авторы находят спонсоров для проектов и поддержания сайта говорит еще и о том, что профессиональная работа менеджеров по проектам не менее важна сегодня.

Ну и конечно нельзя не упомянуть проект Государственной Третьяковской Галереи  «Виртуальный музей России» – это долгосрочный проект, инициированный Третьяковской галереей и ставший победителем 2-го конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», проводившегося Благотворительным фондом В.Потанина при организационном участии Ассоциации менеджеров культуры в 2005 г. Для 2005 года этот проект действительно уникален – и с инновационной и с технической стороны. Цель проекта – открыть доступ к отечественному культурному наследию миллионам пользователей в нашей стране и за рубежом. «Виртуальный музей России» – это специализированный сайт www.virtualmuseum.ru, на котором будут размещаться созданные совместно несколькими культурными учреждениями тематические виртуальные выставки, основанные на авторских текстах и качественных электронных изображениях экспонатов из собраний музеев.

Принципиально важным является «публикация» выставок на иностранных языках (как минимум – на английском), так как во Всемирной сети существует дефицит информационных ресурсов по русской культуре,  в буквальном смысле «понятных» зарубежным пользователям.

Представляемый проект носит просветительский характер, но значение его этим не исчерпывается. Очень важен момент развития партнерских  межмузейных связей. Это и установление новых профессиональных контактов, и освоение новых форм музейного менеджмента, когда совместная работа основана на принципах дистанционной коммуникации. Кроме того, большие и малые музеи, отстоящие друг от друга на тысячи километров, имеют равные возможности участия в виртуальных выставках, а следовательно – представления и продвижения своих коллекций. При этом в виртуальном формате возможна реализация совершенно утопических проектов. Во-первых, исчезают проблемы транспортировки, страховки, сохранности тех или иных экспонатов, так что свобода выбора «экспонируемых» произведений практически не ограничена. Во-вторых, с помощью современных технологий можно реконструировать памятники, важные для понимания творчества художника. Также можно «вернуть» произведения в контекст их первоначального бытования и окружения и таким образом сделать то, что в реальности осуществить невозможно.

В качестве первого проекта  для сайта www.virtualmuseum.ru Третьяковская галерея предлагает виртуальную выставку, посвященную личности и творчеству Михаила Врубеля, 150-летие со дня рождения которого отмечалось в 2006 году. В создании выставки участвуют также Государственный Русский музей, Омский музей изобразительных искусств имени М.А.Врубеля, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева, т.е. основные «держатели» произведений М.Врубеля.

В дальнейшем сайт  www.virtualmuseum.ru должен развиваться путем размещения на нем новых межмузейных виртуальных выставок. Они должны быть посвящены русской культуре, сделаны в русско- и англоязычной версиях, должны обладать достаточно высоким технологическим качеством. Отбор выставок для размещения на сайте на стадии заявок и на стадии запуска готового продукта будет осуществляться по разработанным и опубликованным критериям специально созданным экспертным советом. При этом сайт www.virtualmuseum.ru будет предоставлять технологическую площадку – набор доступных через интернет «инструментов» для  дистанционной совместной работы участников проектов.

Виртуальные представительства реальных музеев в Интернет и электронные каталоги.

Одним из ярких примеров этого типа будет сайт Эрмитажа, удостоенный в марте 2000 года Национальной Интел Интернет премии в категории “Музеи”, с его Цифровой коллекцией - новой виртуальной галереей, представляющей  изображения экспонатов музея.

Вся коллекция разделена по типам представленных произведений. Это живопись, графика, механизмы, мебель, предметы прикладного искусства, текстиль, костюм, оружие, скульптура, керамика, фарфор, ювелирные изделия, нумизматика, глиптика, археологические памятники. Есть параметр детализации изображения.

Существует быстрый поиск (по названию, автору или части названия) и сложный поиск. Пользуясь Сложным поиском, вы можете найти экспонат по его автору, названию или предмету произведения, или по его атрибутам, в частности, по стилю, жанру, теме и дате. Но главной особенностью этой коллекции является поиск по технологии QBIC , по цвету и композиции. Разработанная фирмой IBM технология поиска QBIC (Query By Image Contents - поиск по содержанию изображения). Стоит, наверное, подробнее остановиться на этой экспериментальной системе поиска. Дело в том, что зачастую человек, не сведущий в искусстве, имеет представление, как приблизительно выглядит то или иное произведение искусства, а вот ни ее автора, ни ее названия не помнит или, если говорить честно, просто не знает. Вспоминается что-то типа “мижчины, который стоит” или “во-о-т такого дерева, зеленого…”Предложенная система поиска позволяет искать требуемую картину по расположению цветовых пятен на холсте. Другими словами, если картина, например, может быть изображена в виде голубого лоскута моря по низу холста, серых пятен в верху композиции (тучи над морем) и нескольких дополнительных цветовых мазков (солнечный блик, одинокий корабль и т. д.), запомнившихся из иллюстраций в школьном учебнике, то система сумеет подобрать десяток холстов, цветовая композиция которых соответствует заданной. И это поразительно. При всем том сама система описания картины для поиска интерактивна, абсолютно не “тормозит” и напоминает работу в обычном простеньком графическом редакторе. Но и на этом “чудеса” не кончаются. Предположим, что в результате поиска обнаружилась, наконец, та самая картина, которую и хотелось посмотреть. Изображение не будет статичнвм! Картина интерактивна в том смысле, в каком может быть интерактивен музейный экспонат. Во-первых, имеется возможность получить дополнительную информацию о представленном экспонате коллекции, во-вторых, картину можно посмотреть в полноэкранном варианте (на выбор 800х600 или 1024х768), а в-третьих, и это еще один сюрприз, картину можно внимательно рассматривать по фрагментам. Точно так же, как если бы, находясь в музее, удалось приблизиться к холсту с лупой в руках. Причем изображение при этом не станет распадаться на отдельные пиксели (как, скажем, во многих трехмерных играх), а, после непродолжительной обработки, сохранит свою первоначальную четкость и разрешение.

На мой взгляд, Эрмитаж среди подобных коллекций выделяется в основном полнотой собрания, различными инновационными внедрениями в свой проект – например, образовательными турами по искусству той или иной эпохи на примерах собраний Эрмитажа. Из недостатков я могла бы отметить лишь «тяжеловесность» сайта и достаточно скучный дизайн.

Остальные же отечественные музеи, имеющие свои представительства в Интернет,  представлены в сети стандартным набором материала и инструментов. В основном это часть коллекции, поиск по которой осуществляется путем ввода автора или названия, реже – периода создания, историей музея, анонсом предстоящих выставок и т.д. Другими словами – отсутствует интерактивность, яркость, стильный дизайн, а ведь еще в начале работы я упоминала о том, что все сетевые проекты музеев в большинстве своем нацелены на молодую аудиторию, мнение  которой создаётся зачастую под впечатление от непосредственно увиденного или услышанного в первые мгновенья. Нельзя забывать, что современные молодые люди – живущие в эпоху Интернет, довольно разборчивы в посещаемых ресурсах, и привлечь искушенную в красоте и качественном оформлении публику не так то просто.




















2.2.  Примеры виртуальных экспозиций выставочной деятельности

На сегодняшний день на просторах Сети немало качественных ресурсов, представляющих собой такие виртуальные выставки. Условно их можно разделить на специализированные, региональные и глобальные.

Начнем с региональных. Их организаторами часто бывают Торговые палаты того или иного региона в сотрудничестве с местными компаниями. Примером такого сайта, является ресурс "Виртуальные выставки Самарской области" (#"#">www.muar.ru

5. А.Лагутин «Музейный менеджмент в постиндустриальном обществе», журнал Top- Manager, октябрь 2001г.

6. «Новые подходы к обеспечению музея” (Самара), www.museum.samara.ru

7. А.Громов “Музей перед лицом желтого дьявола”, журнал Top-Manager, октябрь 2001г.

8. Сайт “Музей будущего” www.future.museum.ru

9. Тезисы научной конференции на сайте «Музеи Москвы и музеология ХХ века» www.rsuh.ru

10.  Сайт «Музеи России» www.museum.ru

11.  АДИТ-2008. Черненко Виктория Викторовна. Тезисы доклада «Виртуальные выставки на сайтах отечественных музеев»

12.  Джан Джанович Хан-Магомедов (РОЦИТ) «Рунет и виртуализация культуры» www.rocit.ru

13.  Николай Кононихин Реальный и виртуальный Арт-Питер «Русский журнал»,   3 Мая 2000

14.  Николай Кононихин Виртуальный музей современного искусства - новая реальность? «Русский журнал»,   8 Ноября 1999

15.  www.museum.ru/museum/primitiv/

16.   Нургалеева Лариса Владимировна, «Виртуальный музей: новая коммуникационная модель». Доклад.

17.  Виртуальный экспобизнес на службе реального. Журнал ExpoReport июнь 2004г.

18.  Дворко Н.И. Мультимедиа: творчество, техника, технология. — Изд-во: СПбГУП 2005.

20.  Артамонов А. А., Музалевская И. М. Музейные образовательные ресурсы и ресурсы по культуре в Интернет: обзор, типология, особенности, перспективы. // Тезисы доклада на VIII конференции представителей региональных научно-образовательных сетей «RELARN-2001»

21.  http://www.protoart.ru/

















Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!