³ 200
1) расчёт затрат, понесённых каждой из сторон из средств
федерального и регионального бюджетов;
2) расчёт потенциальных выгод каждого из возможных вариантов
решения.
Общие условия федеральным собственником определялись
следующим образом. Суммарные доходы, вместе с платежами по лицензии и
остальными положительными эффектами, не должны быть ниже понесённых затрат на
геологоразведочные и другие работы (произведенные за счет государства) и
являться экономически выгодными для всех участников отношений недропользования.
Графически данное условие выглядит следующим образом:
Схема 1. Условия общей задачи денежных потоков в
процессе недропользования
6. Этапы решения задачи. Введение новых параметров
И поэтапно Василий Николаевич
определил параметры каждой из задач, которые в виде таблицы можно представить
следующим образом:
Таблица №2. Совокупность затрат и расходов в процессе
геологоразведочных работ, выдачи лицензии, разработки месторождения и
транспортировки продуктов нефти и газа относительно государственных бюджетов
федерального и регионального уровней (где (-) – означает затраты, (+) –
выгоды).
Этапы
|
Затраты и доходы от освоения
месторождения
|
Федеральный бюджет
|
Региональный бюджет
|
Первый
|
Затраты на геологоразведочные работы
|
—
|
—
|
Второй
|
Цена конкурса
Распределение
по бюджетам
1)
40:60% (2001г.)
2) 100:0% (2004г.)
|
1)
+
2) +
|
1) +
2) 0 + возможные субвенции[5] из федерального бюджета
|
Третий
|
Выплаты по бюджетам в процессе разработки месторождения
|
+
|
+
|
Четвёртый
|
Социальная ответственность недропользователя
|
М.б.
(+) или 0
|
М.б.
(+) или 0
|
Пятый
|
Результаты освоения месторождения
|
Использование продуктов нефти в РС(Я)
|
|
Выгода от использования продуктов нефти
(в котельных и др.) по внутренним ценам
(-) цена, (+) платежи населения за ЖКХ.
|
Шестой
|
Транспортировка нефти на экспорт
|
+
|
+ или м.б. субвенции из федерального
бюджета
|
Итого
|
Сумма затрат и доходов по освоению месторождения должна
отвечать следующим условиям
|
³ 0
|
³ 0
|
____________________________________________________________________________
При
этом возможность количественного расчёта некоторых из коэффициентов будет
считаться не возможной в рамках кейса, поскольку мы в праве утверждать, что
платежи могут иметь место, но фактически быть не обязаны. Либо определяется
сложностью выделения денежных потоков от конкретной деятельности в общем
денежном потоке (например, выделение платежей использования продуктов нефти от
платежей населения за ЖКХ). /Примечание автора/
Первый этап. Оценка себестоимости геологоразведочных работ
Интегрально затраты на геологоразведочные работы
Талаканского месторождения являются суммой следующих составляющих:
1)
затраты государственного бюджета времен СССР;
2)
затраты бюджета Республики Саха (Якутия).
Однако, на сегодня представить общую сумму затрат на
геологоразведочные работы по освоению Талаканского, да и многих других
российских месторождений, сложно, в виду изменения экономических условий в
стране и многих других внешних и внутренних факторов.
В этой связи принимаем следующее предположение: исходя из
анализа экономической деятельности западных компаний, затраты на
геологоразведочные работы оценим как величину порядка 10-20% от реализованной
стоимости нефти[6].
Извлекаемые запасы Талаканского месторождения
оценены в 124,2 млн. тонн. Это означает, что затраты на его разведку по мировым
ценам можно оценить, как минимум, в ________млн. $ (здесь следует определиться
с предполагаемой ценой нефти).
При этом необходимо иметь в виду, что геофизические
работы и глубокое бурение в условиях крайнего Севера - Якутии всегда стоили
много (часто, в 3-4- раза) дороже, чем даже в Западной Сибири. Поэтому можно
предположить, что реальные затраты на разведку Талаканского месторождения
следует оценить не меньше, чем в ________млн. $.
Задание. Найти сумму затрат на геологоразведочные
работы Талаканского месторождения.
Условно принимаемые данные задачи:
-
Затраты на геологоразведочные работы = 10 % от реализованной стоимости нефти;
-
Себестоимость нефти 6$ за баррель;
-
Найти затраты на разведку тонны нефти, если 7 баррелей составляют 1
тонну;
-
Извлекаемые запасы Талаканского месторождения = 124,2 млн. тонн
-
Затраты применительно к условиям Севера принять в 3 раза более дорогими.
Второй этап. Цена конкурса
В сводную таблицу сумм выплат в бюджеты федерального
и регионального уровней (Таблица №1) можно внести некоторые коррективы в 3-ий
вариант «Проведение нового конкурса (аукциона) в 2004г.». Он предусматривает
возможные определённые выплаты – субвенции из федерального бюджета в региональный бюджет.
Задание:
определить согласно ФЗ «О недрах» минимальный размер разового платежа за
лицензию на разработку месторождения исходя из следующих данных:
1. Уровень добычи нефти на Талаканском месторождении
на период с 2003-2010 гг.
Таблица – 2. Фактический и плановый уровень добычи
нефти на Талаканском месторождении.
Годы разработки
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2015
|
2020
|
Уровень добычи, тыс. тонн
|
223,5
|
194
|
258,5
|
250
|
352
|
346
|
346
|
3695
|
9236
|
9763
|
2.
Принять уровень налоговой ставки НДПИ равной 2082 руб. за
тонну (по данным на 2006 г.).
3. Курс доллара считать равным 26 руб.
Вопрос: Насколько, по Вашему мнению, российская практика
расчёта минимального размера разового платежа за лицензию на
разработку месторождения является экономически обоснованной?
Третий этап. Выплаты по бюджетам в процессе разработки
месторождения
(1) Федеральные налоги
Акциз
Налоговые ставки подакцизного минерального сырья на
территории Российской Федерации составляют «Нефть и стабильный газовый
конденсат» - 66 руб. за тонну.
Задание: рассчитать сумму акцизных платежей в федеральный
бюджет во временном интервале 2003 – 2010 гг. При условии, что курс доллара
составляет 26 рублей.
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Налоговая ставка НДПИ – 2082 руб. за тонну на 2006 г.
Задание: рассчитать сумму НДПИ в федеральный бюджет во
временном интервале 2003-2010 гг. (в долларах).
(2) Региональные налоги:
Налог на имущество организаций, транспортный налог.
(3) Местные налоги
Земельный налог.
Четвёртый этап. Социальная ответственность компаний
Приведем выдержки из интервью с Президентом
Республики Саха (Якутия) Штыровым В.А., связанные с оценкой социальной
ответственности конкретных компаний, действующих на территории Республики.
О социальной ответственности ОАО « НК
ЮКОС»
Штыров говорил «… о необходимости компенсировать
республике недополученные средства через социальную программу. Построить,
например, конкретное количество современных школ в сёлах республики, или жилые
дома для бюджетников. М. Ходорковский (глава ОАО «НК ЮКОС») посмотрел на меня
снисходительно, по-моему, даже всерьёз не воспринял мои слова, поглядел с
выражением: может дать ему что-нибудь, чтоб отстал. С той встречи я понял, что
от этой компании республике пользы не будет. Её хозяева, похоже, считали
главным для себя взять как можно быстрее и больше от «приватизированных» недр,
не беспокоясь о том, что останется после них».
О социальной ответственности ОАО
«Сургутнефтегаз»
«…Мы приветствовали приход в республику компании ОАО
«Сургутнефтегаз», зарекомендовавшей себя в Западной Сибири как социально
ответственная структура. Получив временную лицензию на право пользования
центральным блоком Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения …
«Сургутнефтегаз» сразу немедленно принялся за обустройство базы в Витиме (населённого пункта близ Талаканского месторождения)… За несколько месяцев было сделано больше, чем
прежними недропользователями за годы. Параллельно с производственными проблемами
компания стала решать социальные задачи. «Сургутнефтегаз» подписал 2
соглашения: с правительством республики и муниципальным образованием «Ленский
улус». В рамках 2-го в г. Ленске построен 43-квартирный жилой дом (80 млн.
руб.). Впервые за 15 лет квартиры получили бюджетники: врачи, учителя, ветераны
войны. В рамках первого соглашения компания начинает строить здание
республиканской сельхозакадемии (300 млн. руб.). …Обязательство компании
построить в г. Мирном Якутский институт нефтяной промышленности. Делается
генеральный план Витима, который станет базовым для «Сургутнефтегаз». В городе
и промыслам будут проложены дороги. Планируется построить аэропорт, способный
принимать все типы самолётов в Ленском районе компания намеревается построить
школы, больницы, спортивный комплекс…»
Пятый этап. Использование продуктов нефти в РС(Я)
Вся нефть, добываемая на месторождении, в сыром виде
сжигается на местных котельных. В этой связи, правомерно считать определёнными
выгодами для региона использования нефти в государственных нуждах РС(Я) по
контрактным ценам.
Контрактные цены на сырую нефть.
В структуре цен на нефть более 50% занимает налог на
добычу полезных ископаемых (НДПИ). При формировании контрактных цен на нефть
учтены материальные затраты предприятий с учётом индексов дефляторов
Министерства экономического развития РС(Я).
Структура контрактной цены нефти сырой на 2006г.
поставляемые для государственных нужд РС(Я) составляют: НДПИ – 2082 руб. за
тонну + 2266 руб. за тонну (затраты + прибыль) = 4348 руб. за тонну —
контрактная цена сырой нефти ОАО «Сургутнефтегаз».
Задание: найти сумму выгод регионального бюджета покупки
нефти по контрактным ценам относительно покупки нефти по рыночным ценам во
временном интервале 2003 – 2010 гг. Объём использования нефти в государственных
нуждах считать фиксированным в размере 200 тыс. тонн. Условно принимаемая цена
за баррель 58$.
Шестой этап. Транспортировка нефти на экспорт
Транспортировка нефти на экспорт планируется после 2010
года, вместе с вводом в эксплуатацию нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий
океан». Данный этап приведен для полноты организационно-технологического
представления процессов освоения месторождений и развития нефтегазового
комплекса и в рассматриваемом расчете в количественных оценках не фигурирует.
ИТОГОВОЕ ЗАДАНИЕ
Исходя из проведённого количественного и качественного
анализа, обосновать и/или опровергнуть каждый из возможных решений дилеммы.
[1]
Стадии разработки месторождения (РД 153-39.0-109-01): поиски; разведка,
начало бурения скважин; опытно-промышленная разработка; промышленная разработка
(рост добычи, отбор основных запасов, падение добычи, доразработка).
[2]
Топливно-энергетический баланс Республики Саха (Якутия) / Министерство
экономического развития Республики Саха (Якутия), Институт физико-технических
проблем Севера СО РАН: [науч. руководитель и отв. исп. д.т.н. Н.А. Петров]. –
Якутск: Сахаполиграфиздат, 2005. – стр. 56-61
[3] Извлекаемые запасы - часть геологических
запасов, извлечение которых из недр на дату подсчета запасов экономически
эффективно в условиях конкурентного рынка при рациональном использовании
современных технических средств и технологии добычи с учетом соблюдения
требований по охране недр и окружающей среды.
Геологические запасы - количество нефти, газа,
конденсата, находящееся в недрах.
[4]
начальная стоимость месторождения на предполагаемом конкурсе в 2004 г. при
случае аннулирования конкурса 2001 г.
[5]
Субвенция - целевое пособие, вид государственного содействия местным органам
власти или отраслям хозяйства для решения определенных задач. В случае
нарушения условий предоставления субвенция подлежит возврату. Выдача субвенций
предполагает долевое участие центрального правительства в финансировании. При
этом местные органы власти обязаны израсходовать сверх суммы выделенной
субвенции определенную сумму собственных средств, что стимулирует местные
органы власти в изыскании дополнительных источников дохода. Субвенции
используются как средство контроля, усиливают зависимость местных органов от
власти центра.
[6]
Конторович А., член президиума СО РАН, директор ИГНГ СО РАН, академик. «Талакан
и будущее нефтяной промышленности Якутии» // газета «Якутия», 15 мая 2001 г.
Похожие работы на - Талакан чёрное золото Якутии - развитие производственной и социальной инфраструктуры удаленного региона
|