Государственно-правовое воздействие на экономику, политику и культуру
Государственно-правовое воздействие на экономику,
политику и культуру
Государственно-правовое воздействие на экономику
Как
объект государственно-правового воздействия экономика представляет собой
сложное и развивающееся явление. Археологи установили, что примерно в VII—III
вв. до н.э. в жизни человечества произошел переход от присваивающего к
производящему хозяйству. Для присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, сбор
плодов дикорастущих растений) характерно то, что производителем выступает сама
природа. Продукты потребления человеком не производятся, а добываются. Правда,
для того чтобы добыть зверя или выловить рыбу, необходимы были орудия лова,
которые требовалось изготовить, произвести. Таким образом, некоторые элементы
производства свойственны и присваивающему хозяйству. Производящее хозяйство
означало качественный скачок: с появлением земледелия, скотоводства, ремесел
производителем продуктов потребления все в большей мере становится человек, а
точнее, его труд, который постепенно приобретает черты определяющего элемента
производственного процесса. Производительный труд вызвал к жизни новый тип
общественных отношений — экономические. В производящем хозяйстве труд человека
органично соединяется с действием природных сил. Природа действует в
искусственных, созданных человеком условиях. В систему действующих природных
сил «встраивается» разумная сила человека, являющаяся катализатором их
эффективности. Природный процесс становится элементом производственной
деятельности человека.
Экономика
представляет собой систему отношений по производству, распределению, обмену и
потреблению материальных благ. Цикл экономических отношений начинается с
производства материальных благ и завершается их потреблением. Отношения,
связанные с распределением и обменом произведенной продукции, носят
промежуточный характер. Становление экономических отношений породило новые
институционные формы их закрепления, стабилизации, развития. Государство и
право — это социально-политические институты, вызванные к жизни экономикой,
потребностями ее развития и регулирования.
Более
тесные связи экономика имеет с правом поэтому вначале рассмотрим воздействие
права на экономику.
В
первую очередь необходимо подчеркнуть, что право есть наиболее адекватная форма
экономических отношений. Последние могут нормально функционировать только и
исключительно в правовой форме. Все иные формы (традиционная,
религиозно-нравственная, директивно-государственная) не являются оптимальными,
поскольку не отвечают потребностям рыночной экономики, искажают или попросту
отвергают рыночные начала как безнравственные, анархические, противоречащие
духу народа и т. п. Таким образом, право — это не нечто внешнее для экономики.
Право — естественная форма экономических отношений.
Экономические
отношения, как и любые иные социальные взаимосвязи, могут стабильно
функционировать, если они закреплены в нормативной, форме. Мы уже отмечали, что
нормативные формы разнообразны, но среди них только правовая (это показывает
исторический опыт), в наибольшей степени отвечает сущности экономических
отношений, их рыночной природе.
Единой
юридической основой всех отношений экономического цикла является право
собственности. При этом в сфере экономики главным объектом собственности
выступает труд человека. В этой связи вещи, деньги, ценные бумаги и другие
объекты экономического оборота имеют ценность не сами по себе, а как носители
или знаки, символы определенной стоимости, воплощенного в них труда. Вещи как
объекты права собственности вторичны, они носители овеществленного труда,
придающего им-стоимость. И самое главное: обмен трудовой деятельностью,
результатами труда (вещами, деньгами и т.д.) осуществляется на основе частного
права между равноправными собственниками. Вмешательство государства в данные
отношения может быть позитивным, если посредством такого вмешательства
защищаются нарушенные права одной из сторон, и негативным, если при этом
ограничивается свобода собственника, т. е. его права.
Право
есть способ саморегулирования экономики. Экономика как производство товаров и
услуг имеет объективное содержание. Это содержание определено, с одной стороны,
характером потребностей населения, а с другой — уровнем развития техники,
производительности труда, природными условиями. Однако как, каким образом
отдельный производитель получает информацию о том, что необходимо производить?
Подобные вопросы не возникают в условиях традиционного, натурального хозяйства,
свойственного феодализму. Не нужна здесь и регулирующая функция права. В
условиях рыночной экономики ситуация иная. Цена на рынке товаров и услуг
регулируется соотношением спроса и предложения. Но для этого все собственники
должны быть свободны юридически, т.е. должны самостоятельно решать, что производить,
в каком количестве, по какой цене продавать. Юридическая свобода — необходимое
условие для выявления экономической необходимости. Она дает возможность
производителю слышать сигналы рынка и учитывать их. Производитель сам
регулирует экономические аспекты своей деятельности и делает это по праву и
благодаря праву, с помощью которого его свобода закреплена и защищена.
Итак,
право не просто воздействует на экономику, оно — имманентная ее часть. Более
того, есть основания считать, что становление права как регулятивной системы
завершается с появлением развитой рыночной экономики. Это произошло в Европе в
XIX в. и выразилось в формировании англосаксонской и романо-германской правовых
систем.
Воздействие
государства на экономику имеет иной характер. Если право воздействует на
экономику, так сказать, изнутри, являясь оптимальной формой экономики и
единственно возможной формой рыночной экономики, то государство обеспечивает
внешние условия ее функционирования.
Во-первых,
государство выполняет функцию защиты страны от нападения извне и тем самым
охраняет экономическое пространство внутри страны.
Во-вторых,
оно обеспечивает единство общества и его относительную стабильность в условиях,
когда общество распадается на классы и социальные слои с различными, подчас
противоположными интересами. Внутреннее единство и стабильность общества —
также необходимая предпосылка нормального функционирования и развития
экономики.
В-третьих,
государство выступает и субъектом экономических отношений, взяв на себя
некоторые экономические функции, обеспечивающие целостность экономической
системы страны. Например, с незапамятных времен государство берет на себя
заботу о денежном обращении, имеет бюджет, осуществляет финансирование
образования, культуры и др.
В-четвертых,
с усложнением в ходе исторического развития экономических связей государство
все более активно вмешивается в хозяйственную жизнь с целью воспрепятствовать
негативным тенденциям, возникающим в рыночной экономике. Так, в развитых
странах Запада государственное регулирование в сфере экономики признается
полезным и необходимым. В данном случае речь идет не просто о государственном,
а о государственно-правовом воздействии на экономику с использованием
публичного права. Направления такого воздействия многообразны: борьба с монополизмом;
контроль за качеством продукции с точки зрения ее безопасности для жизни и
здоровья потребителей; соблюдение экологических требований в процессе
производства и т. д.
Когда
воздействие государства на экономику чрезмерно, оно становится негативным, ибо мешает
ее свободному функционированию и развитию. Крайним проявлением такого
воздействия является огосударствление экономики, при котором государство
делается основным собственником на средства производства и берет управление
хозяйством на себя. Порочность подобной системы состоит в следующем.
Во-первых,
государство «отключает» действие автоматических механизмов согласования спроса
и предложения товаров и услуг, т. е. интересов потребителя и производителя. В
условиях рыночной системы предприниматель производит то, что нужно потребителю.
В противном случае он разорится. Другими словами, потребитель диктует, что и
сколько необходимо произвести. Государство-собственник забирает эту функцию
себе, осуществляя планирование производства. Мнение государственных чиновников
о том, что нужно обществу, потребителю, становится определяющим для
производителя. Коллективный разум чиновников госаппарата, .не соответствующий
коллективному желанию потребителей, порождает диспропорции в общественном
хозяйстве, т. е. производство никому не нужной продукции и дефицит того, что
необходимо.
Во-вторых,
огосударствление экономики порождает отсутствие экономической ответственности
предприятий, заводов, фабрик. Экономические результаты для них не имеют особого
значения, ибо у рентабельных предприятий государство забирает прибыль, а
убыточным предоставляет необходимое финансирование. Ни одно предприятие не
может обанкротиться. Обанкротиться может только государство в целом. Однако
если страна богата природными ресурсами, дойти до этой черты не так просто.
Государство
— организация, которая лишь тратит, ничего не производя. Конечно, оно выполняет
полезные функции, без осуществления которых общество не может обойтись. Затраты
на них — это, так сказать, нормальная стоимость государственных услуг. Но
государство, используя свою силу, может возложить на общество и чрезмерную
дань, и тогда затраты ложатся тяжким бременем на экономику, сдерживают ее
развитие. Наиболее типичными чрезмерными затратами выступают милитаризация
экономики, содержание огромной армии, большого аппарата чиновников и т. д.
Индикаторами непомерных государственных расходов являются прямые и косвенные
налоги, грабящие население и душащие экономику, быстрый рост инфляции и другие
негативные явления.
В-третьих,
чрезмерное воздействие государства на экономику выражается в излишней
административной заурегулированности экономических отношений. Это ущемляет
экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата, к
возникновению теневой экономики.
Господствующее
положение государства в экономике дает ему и некоторые преимущества. Главное из
них — возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все
необходимые ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) для решения отдельных
крупных проблем: производства вооружений, освоения целинных земель,
строительства новых городов, ведения гигантских промышленных строек, реализации
космических проектов и т.д. Но теневой стороной подобных «достижений»
становятся снижение жизненного уровня населения, отсутствие демократии,
бесправие отдельного человека, пренебрежительное отношение к экологии и др.
На
исходе XX столетия человечество стоит перед проблемой, как органически
соединить рыночную экономику, социальную политику и экологию. В цивилизованном
обществе экономика должна быть социальной и экологичной. Такая трансформация
экономики возможна лишь при позитивном воздействии на нее государства и права в
условиях, когда высшей ценностью в обществе являются достоинство и права
человека и функционирует правовое государство.
Государственно-правовое воздействие на политику
Политика
— широкое по объему и сложное по содержанию явление и понятие. С ней так или
иначе соприкасается каждый, и, следовательно, каждый имеет то или иное
представление о том, что это за феномен.
Реальная
политика может проводиться на разных уровнях и в разных масштабах: в районе,
городе, области, республике, стране в целом. Политика может быть федеральной и
региональной, местной, внутренней и внешней, диктаторской и демократической,
народной и антинародной и т.д. В плане государственно-правового воздействия нас
интересует в первую очередь политика в масштабе страны, общегосударственная
политика. Ее можно кратко определить как стратегический курс развития страны.
Выделяются три основные вида деятельности в сфере политики: выработка
стратегического курса (политики); выбор стратегического курса; реализация
избранного стратегического курса.
В
развитых государствах Запада выработкой стратегического курса занимаются
партии. Затем избиратели, голосуя за ту или иную партию, осуществляют выбор
политического курса. Наконец, партия, победившая на выборах, формирует
правительство и проводит в жизнь свою программу через механизм государственной
власти.
Изложенное
позволяет определить оптимальный вариант воздействия государства на политику.
Выработка и выбор политического курса осуществляются обществом, государство же
выступает эффективным инструментом реализации политики с помощью аппарата
управления и принуждения, через законодательную власть и правосудие. Однако это
возможно лишь в развитом гражданском обществе, где существует экономическая,
политическая и духовная свобода. Если же посмотреть на соотношение политики и
государства в историческом плане, а также в современных недемократических
государствах, которых в мире пока еще большинство, то выяснится, что до сих пор
взаимодействие политики и государства далеко не оптимально. В странах с
неразвитым гражданским обществом главное отклонение от оптимального варианта
разделения функций в политике между партиями, народом и государством состоит в
том, что государство доминирует, господствует в сфере политики, т. е. не только
реализует, проводит в жизнь политический курс, но и осуществляет выбор этого
курса и разрабатывает его, тем самым ущемляя политические права и свободы
человека.
В
истории общества государство было первым инструментом, орудием политики, т. е.
политика появилась с возникновением государства. И только постепенно
формируются иные социальные институты: союзы, общественные организации, партии,
которые начали участвовать в политической жизни, воздействовать на разработку и
осуществление политики. Вместе с государством они стали составлять политическую
систему общества. Этот процесс можно назвать становлением гражданского общества
в сфере политической жизни.
В
свободном демократическом обществе народ выступает субъектом политической
власти, а институты гражданского общества — основными средствами ее
осуществления. Через институты гражданского общества (партии, общественные
движения и организации, избирательную систему) контролируется государственный
аппарат, который является основным инструментом проведения политики в жизнь.
Итак,
воздействие государства на политику может быть различным в зависимости от
степени развитости гражданского общества, его институтов. Чем больше политических
функций берет на себя государство, тем меньше их остается гражданскому
обществу, и наоборот. Исторически гражданское общество постепенно формируется,
укрепляется, и государство по мере этого уступает ему такие политические
функции, как разработка политических программ, выбор политического курса.
Данный процесс проходит в борьбе и противоречиях. Государство не просто аппарат
власти, это также сословие чиновников с собственными интересами, не
совпадающими с интересами общества в целом. Разумеется, слой управляющих обычно
не испытывает желания передавать какие-либо свои властные функции гражданскому
обществу, народу.
Содержание
политики, т. е. вопросы, по которым вырабатывается стратегия действий,
многообразно: экономика, вопросы войны и мира, социальные, национальные,
экологические проблемы, конституционный строй, территориальная структура
государства, совершенствование законодательства и т. д. Очевидно, что политика
— дело всего общества, а не только верховной власти. Государство как носитель
суверенной власти ответственно за реализацию политического курса по всем
направлениям и действует, управляя и принуждая. Успех указанных действий
зависит от того, насколько реализуемая политика отвечает интересам общества,
насколько общество солидарно с властью.
Право
воздействует на политику по нескольким направлениям.
Прежде
всего, посредством публичного права (конституция и конституционные законы)
закрепляются политический строй общества, механизм функционирования
политической системы (избирательное право, партии и их статус, разделение
властей и т. д.), политические свободы граждан. В результате воздействия права
на политику все виды политической деятельности осуществляются как права
соответствующих субъектов, а не как проявление их силы, авторитета или иных качеств.
Далее,
право придает легитимность политическим решениям, а также органам
государственной власти. Легитимность обеспечивает власти поддержку населения
даже в случае принятия ею непопулярных решений.
Противодействие
власти считается недопустимым, противоправным.
И
наконец, право обеспечивает, гарантирует политические свободы человека, их
реализацию.
Государственно-правовое воздействие на культуру
Государство
и право находятся в сложном и неоднозначном взаимодействии с культурой. Термин
«культура» многозначен. Наиболее важны следующие его значения:
это
исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и
способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и
деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими
материальных и духовных ценностях. Различают материальную и духовную культуру,
а в более узком смысле данный термин относят к сфере духовной жизни людей;
это
уровень, степень развития какой-либо отрасли знания или деятельности
(политическая культура, правовая культура, культура речи и т. д.);
это
характеристика определенных исторических эпох (культура древнего мира и т.д.),
народов или наций (например, русская культура);
степень
общественного, умственного и нравственного развития кого-либо (например, культура
работников милиции).
В
самом общем виде культура есть все то, что создано человеком, имеет основу в
духе человека, является результатом его творчества. К такого рода ценностям
следует отнести и государство, и право. Более того, возникновение государства
ознаменовало скачок в развитии культуры - переход от варварства к цивилизации.
Сказанное означает, что государство оказало особо глубокое воздействие на
культуру, ее развитие. Заметим, что признание государства как культурной
ценности утверждалось с трудом. И здесь «повинны» не только идеолЬги марксизма,
видевшие в государстве (а также в праве) только социальное зло, которое должно
исчезнуть, переместиться, по выражению Ф. Энгельса, в музей древностей вместе с
прялкой и бронзовым топором. Немалая «заслуга» в третировании государства
принадлежала, к примеру, религиозным мыслителям дореволюционной России. Так, Н.
А. Бердяев еще в 1907 г. трактовал государство как одно из искушений дьявола,
утверждая, что в жертву государству приносится человеческая личность.
Конечно,
изложенные оценки государства не были случайными. Они объясняются тем, что
принудительная сила чаще всего обращалась против личности, ограничивала и
ущемляла ее свободу. В тени оставались управленческая природа государства и его
функция обеспечения целостности общества. Государство как силовая структура
действовало там, где позднее будут действовать гражданское общество и развитая
правовая система. Ни К. Маркс, ни В. И. Ленин, ни Н. А. Бердяев этого не
предвидели, их прогноз об отмирании государства история убедительно опровергла.
Во
второй половине XX в. в развитом граяеданском обществе ценность государства как
явления культуры увеличивается. Государство все более становится фактором
становления и защиты свободы человека, развития его материальной и духовной
культуры. Государство берет на себя заботу об образовании подрастающего
поколения, способствует развитию общей и профессиональной культуры своих
граждан. Кроме того, государство охраняет и защищает культурные ценности,
накопленные человечеством.
Наибольшее
влияние государство оказывает на политическую культуру, носителями которой
являются общество, партии и политические лидеры, граждане. Развитие
политической культуры в свою очередь образует важнейшую предпосылку развития и
нормального функционирования политической системы общества, всех ветвей
государственной власти.
Государство
заботится и о развитии духовной культуры, поддерживая и финансируя библиотеки,
музеи, театры и другие учреждения культуры.
Право
создает оптимальные условия для творчества, для созидания культурных ценностей,
для культурного развития человека. Например, в ч. 2 ст. 44 Конституции
Российской Федерации записано: «Каждый имеет право на участие в культурной
жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям».
На
основе права формируется особый пласт культуры — правовая культура, носителями
которой выступают общество в целом, государственные органы и должностные лица,
социальные группы, политические деятели, граяедане. Для России развитие
правовой культуры — актуальная проблема, ибо в течение столетий в нашей стране
было распространено пренебрежение к праву, принявшее в советский период крайнюю
форму, называемую правовым нигилизмом.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://student.rostov.ru