Модельные проекты по экологии

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Экология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,76 kb
  • Опубликовано:
    2009-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Модельные проекты по экологии

Модельные проекты Качество воды в вашей реке

Итак, вы живете в чудесном, древнем Китежграде или в юном Технотронске. Город утопает в зелени, он полон старинных построек (новых монстров), жизнь в нем размеренна и прекрасна. Если спросить у жителей, большинство из них среди других достопримечательностей этого дивного места назовет реку Китежу, хоть и не большую, но величавую. Дети со всего города сбегаются к реке, да и сами взрослые не прочь в ней искупаться в жаркий день или порыбачить. Однако в последнее время жители города стали замечать странные превращения воды Китежи, прозрачной до этого времени. Необычный запах, иногда даже появление неожиданного цвета и избыточной мутности воды насторожило и вас. И вы понимаете, что пришло время проводить систематические наблюдения.


Цель проекта — привлечение внимания общественности к состоянию реки Китежи и принятие срочных мер по предотвращению ее загрязнения.

Задачи и этапы выполнения проекта :

объявить о начале проекта "Мониторинг и контроль качества воды в реке Китеже";

организовать встречи и консультации для наиболее активных союзников (врачей, учителей, школьников, пенсионеров, желающих принять посильное участие в проекте);

с участием группы активистов идентифицировать, картировать и описать наиболее опасные источники воздействия, определяющие качество воды в реке;

обобщить информацию о составе сбросов, поступающих в реку, и о качестве речной воды, и сформировать программу мониторинга;

задействовав оборудование школьного химического кружка и использовав приемы биомониторинга, организовать регулярные наблюдения за качеством воды в реке;

включить в школьные курсы химии, биологии и географии практические занятия по мониторингу реки Китежи;

подготовить и опубликовать серию статей о реке Китеже в местной газете, а также распространить среди местных жителей листовки о качестве воды и об источниках воздействия;

организовать серию встреч с руководителями и сотрудниками предприятий-загрязнителей;

провести субботники по расчистке русла реки от мусора и по посадке защитной полосы кустарников и деревьев;

провести общественные слушания по итогам первого этапа долгосрочной программы, распределив обязанности и ответственность в системе мониторинга и контроля качества воды.

Практические рекомендации по выполнению задач проекта

Соберите общую информацию о реке — ее истоке (вытекает ли она из озера, болота или ее питает ключ), имеющихся притоках и местах их впадения в Китежу. Стоит определить ширину и глубину речки, скорость течения, чтобы оценить примерный расход воды в реке (это может потребоваться для оценки вкладов различных сбросных потоков). Полезно получить сведения о характере берегов (пологие или крутые) и водосборе реки в целом (доли территории, занятые лесом, болотами, пашнями, поселками, заводами). Это важные факторы формирования состава воды, учет которых поможет при определении индикаторных параметров загрязнения. Например, в реке с заболоченным бассейном повышен природный уровень содержания органических веществ по величине ХПК (химического поглощения кислорода), а также железа, меди и марганца, а кислородный режим в целом неудовлетворительный. Помните, что необходимо знать природный состав воды в реке (найти ссылки в литературе или определить в верховьях, используя доступные методы анализа).

Далее следует выявить все имеющиеся возможные источники загрязнения реки — организованные (канализационные трубы, мелиоративные каналы) и неорганизованные (поверхностный сток с промплощадки предприятия, с полей и т.п.).

При оценке воздействия сельскохозяйственных предприятий необходимо определить места впадения стоков с животноводческих ферм, мелиоративных каналов, через какие поля они проходят, какие удобрения и ядохимикаты применяют на них, их водность в различные фазы гидрологического режима (половодье, летняя межень, паводки), наличие лесозащитной полосы. Необходимо определить наличие навозохранилищ и компостных ям, как далеко они расположены от реки, их состояние, оборудованы ли они в соответствии с санитарными требованиями. Отметьте, есть ли выпас скота на берегу, где расположен участок прогона через реку.

Схематическое картирование источников воздействия (составление карты или масштабированной схемы расположения объектов предполагаемого воздействия) позволяет облегчить выбор параметров для включения в программу наблюдений и первоочередных створов мониторинга. Возможно нанести на карту существующие посты наблюдений различных ведомств. Карта должна быть составлена так, чтобы с ней было удобно работать, иметь хорошо составленную легенду, объясняющую все использованные знаки, цифры и цветовые поля. Фотоиллюстрации можно использовать при обсуждении собранной информации с руководителями предприятий и с местными жителями. Полученная карта — документ, ее можно публиковать, выносить на обсуждение, объявлять конкурс на лучшую фотографию источника воздействия.

Зная источники воздействия, можно оценить характер предполагаемого воздействия. Если установлено основное предприятие-загрязнитель, полезно ознакомиться с технологическим процессом и имеющейся на предприятии документацией, содержащей информацию о составе и количестве сбрасываемых вод, наличии и эффективности работы очистных сооружений (экологический паспорт, том ПДС). Это возможно при наличии экологической прозрачности и открытости предприятия или при хороших контактах с местными комитетом по экологии (не забудьте уведомить комитет о начале акции и приглашайте "водников" из Комэкологии и СЭС на свои встречи, документируя ход дискуссии).

В неблагоприятных условиях все же можно, зная общее направление деятельности предприятия (какую продукцию оно выпускает), изучить, используя имеющуюся в библиотеках литературу, какие именно загрязняющие вещества могут поступать в реку со сточными водами. Это позволит в дальнейшем резко сократить объемы работ, сделать полученные результаты более информативными, выбирая лишь некоторые индикаторные параметры загрязнения (состояния). Например, иногда может быть достаточно измерять лишь электропроводность и водородный показатель воды в реке после имеющегося сброса предприятия (в гальваническом производстве технологические растворы электролитов имеют высокие концентрации проводящих ток веществ, артезианские воды имеют большую минерализацию, чем река).

Результатом предыдущих этапов должно стать определение перечня параметров для включения в программу наблюдений. Тщательный анализ доступной информации позволит исключить выполнение химических анализов, если заведомо известно, что данный параметр не относится к числу приоритетных для исследуемого случая. Полезно ориентироваться на первоочередное установление таких характеристик, как рН, электропроводность (минерализация), цветность, мутность, запах, не требующих значительных затрат времени и реактивов (см. Приложение 5).

Допустим, основное предприятие, сбрасывающее воды в Китежу, — молочный завод (хотя в экологическом паспорте указано, что сброс идет на очистные сооружения). На первом этапе работ в программу мониторинга можно включить такие характеристики (сброса, а также воды в контрольном створе), как запах (молочно-кислый, может быть и гнилостным), мутность (повышенная), цветность (меньшая, чем у природной воды и другой оттенок), минерализация (повышенная), окисляемость (следует определять в сточных водах для оценки нагрузки на водоток). Далее необходимо выбрать методы пробоотбора и пробоподготовки и приступать к измерениям, не забывая четко фиксировать, записывать и оценивать каждый шаг (см. главу "Методические рекомендации..."). Учитель биологии, использовав определитель беспозвоночных, поможет выбрать индикаторные виды (ухудшение кислородного режима проявляется, например, в уменьшении количества и разнообразия личинок ручейников, поденок).

Интерпретацию полученных результатов следует проводить параллельно с получением данных, корректируя проводимые наблюдения (см. раздел "Интерпретация результатов: типичные ошибки и пути их преодоления"). Например, удалось выяснить, что молочный завод сбрасывает сточные воды в реку прямо по рельефу, хотя должен отводить их в канализацию. Можно оценить ущерб в денежном выражении или просто, собрав результаты анализов, фотографии и карты, обратиться к руководителям предприятия, предложив компромиссное соглашение. Вы — наблюдаете, помогаете расчистить русло, засадить береговой откос. Завод — срочно занимается ремонтом канализации. Комитет по экологии не налагает штрафных санкций до согласованного тремя сторонами срока. Полезно захватить с собой распечатки, посвященные возможному воздействию загрязненных вод на организм человека (разве дети технолога не купаются в Китеже?).

Надеемся, в ходе выполнения проекта, ваша группа расширится, вам помогут врачи СЭС, специалисты завода окажутся корректными, учителя, как всегда, заинтересованными, а на втором этапе вы найдете силы и желание заняться сельскохозяйственным объединением "Китежовощ" или предприятиями ОАО "Техно".

Желаем успеха!

Воздух, которым мы дышим

Похожие работы на - Модельные проекты по экологии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!