Бурачек Степан Анисимович
Бурачек
Степан Анисимович
(1800 -
1876)
Бурачек Степан
Анисимович- популяризатор философии, издатель. По образованию - корабельный
инженер, генерал - лейтенант. Преподавал кораблестроение в Морском корпусе. С
1840 совместно с П. Корсаковым издавал журнал "Маяк". Ставил задачу
создания православной философии, отличной от "нескладицы" Запада.
Философия
"Отсюда
заключается, что для достижения истинной философии требуется:
1) верное
последование законам здравого смысла и нравственного чувства;
2) строгая
проверка их с началами божественного откровения, православно понимаемого;
3)
непосредственное благословение Божие над каждым желающим успешно трудиться в
области истинной мудрости".
Задача философии
"Итак,
задача философии теперь ясно раскрылась. Тело ее - должно построиться
наукозданием, сообразно содержанию. Душа ее - содержание, должна сочлениться из
духа всех наук. Дух философии - мудрость, обладание нами всего сущего - сам
собой выяснится через применение всех наук и непременно при помощи
сверхъестественного, Божественного откровения и при содействии Божьей благодати
каждому из зиждущих. Эта работа - не под силу одному: все, все научники, до
единого призываются на сию работу. Первобытные народы владели духом философии -
мудростью, душа не была развита, тело не создано, и потому первобытная мудрость
облекалась необходимо в отдельные символы и загадки.Вторичные народы
обрабатывали, но безуспешно, душевную сторону философии. Третичные народы
исключительно работают над построением тела , внешности, формы философии;
потому-то все труды их отвлеченны, призрачны, чужды жизненного содержания и
философия их обратилась в посмешище и отвратила людей недальновидных от
изыскания истинных путей мудрости.
Наконец, мы,
русские, самим благодатным промыслом Божиим введены в ограду истинной
православной кафолической церкви, сокровищницу всякой мудрости, непреложно
ведущую к благодатному общению с Богом. Целость и единство державы нашей
крепятся благословенным самодержавием и купно с церковью зовут и ведут нас к
единомыслию и единению во всем. Добрая, умная и не испорченная в нравах природа
и народность наша делают нас добрыми сосудами, способными к принятию всякой
благодати. Время, в которое мы, верив доселе на слово заблудшему Западу,
начинает уже поверять его и убеждаться в его погрешительности, падениях и
заблуждениях, время наше именно то самое, когда философия Запада дошла до
нельзя в мечтательности. Мы призваны одушевить мертвое тело "третичной"
философии, оживотворить безжизненную душу "вторичной" философии. -
Чем же? - Духом: мудростью истинною... Божественнооткровенною, которая вполне
сохранилась и сочленилась в нашей вселенской, православной церкви".
Главные
сочинения: "Содержание философии", "Древняя мудрость русских и
задача нынешней философии; Задача философии".
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/