Искусство и натурфилософия
Искусство и
натурфилософия
Гуманистические
идеи обрели себя не только в рамках studia humanitatis, они пробивались в
живописи и поэзии еще в ХIII - ХIV вв. Искусство Италии в этом смысле было
колыбелью Возрождения. Одним из первых его провозвестников был живописец Джотто
ди Бондоне (1226-1337 гг.) из Флоренции. Его искусство знаменовало собой отход
от средневековых канонов и утверждение того искусства, которое выражает все: и
божественное, и человеческое. Джотто утверждал искусство естественное, и вместе
с тем привлекательное и гармоническое.
Он отверг
неподвижность византийского искусства, как и пафос византийского
экспрессионизма; экстатическая или трагическая неуравновешенность сменились у
него монументальным величием и драматизмом. Мерой его художественного вкуса
стала идея нравственная, согласно которой чувство не утрируется, а переводится
в действие. Джотто испытал на себе влияние идей св.Франциска Ассизского, так
как был близок к францисканскому ордену, но при этом чутко улавливал новые
веяния.
В росписях
фресок в Верхней церкви в Ассизи Джотто представил святого не
"бедняком", не страждущим аскетом, но человеком, полным сознания
своего достоинства и нравственного авторитета; все поступки такого святого - не
только чудеса, но достопамятные исторические события. Далее он прибегает к
типично живописному средству - передаче мироощущения целиком с помощью цвета,
как бы отождествляет живопись с поэзией. Это происходит тогда, когда Джотто сближается
с великим поэтом Возрождения Данте Алигьери (1265-1321гг.), автором всемирно
известной "Божественной комедии".
Джотто
отказывается от плотского видения живописи и открывает объемное пространство -
это ясно видно, например, в его "Мадонне на троне", а также в других
работах. Если рассматривать художественное кредо Джотто, то это будет
преобразование живописи из средства образного повествования о вещах, которые
могли быть выражены словами, средство показа таких интеллектуально-нравственных
ценностей, которые могут быть выражены только хорошо продуманными объектами и
колористическими структурами.
Живопись Джотто
- это не иллюстрация священной истории, это именно живопись с присущими ей
специфическими выразительными средствами, говорящая своим языком, и в этом ее
глубочайшая суть.
Гуманистическим
содержанием пронизаны поэзия и философия Франческо Петрарки (1304-1374 гг.). Из
его диалога "Тайна" видно, что он безмерно почитал Августина Аврелия,
из философов античности его привлекали Платон и Цицерон. Сама жизнь Петрарки,
принявшего духовный сан, была тем не менее жизнью частного человека,
обращенного к самому себе, "первого индивидуалиста" (А.Ф. Лосев). В
его "Письмах" выражен идеал творческого уединения и гармонии человека
и природы. Земные блага, воспетые Петраркой, - это любовь к женщине (Лауре),
природа, поэзия, книги, размышления. Все они существуют для ощущения полноты
собственного Я.
Наиболее
заметны гуманистические начала в сонетах, посвященных его возлюбленной Лауре, в
которых поэт воспел свою чувственную любовь. Данте тоже воспевал любовь, но
только религиозно-философскою. Любовь Петрарки сказалась безответной, отсюда
присущее его чувство неудовлетворенности существующим - ацедия ( accidia -
тоска). Это чувство, охватывающее поэта, само по себе знаменовало его духовную
автономность, что осуждалось религиозной доктриной; вместе с тем это служило
вдохновением для творчества. Драматический элемент личной судьбы порождал
шедевры поэзии. Сонеты Петрарки говорят о его любви; трактаты, которые он написал,
- о власти разума и традиции; но и то, и другое свидетельствует об одном - на
заре эпохи Возрождения рождалась личность, эмансипированная от жестких
религиозных традиций, заявлявшая права на самое себя.
Высокий
Ренессанс (ХIV-ХV ст.) в Италии ознаменован выдающейся личностью Леонардо да
Винчи (1452-1519 гг.). Этот гениально одаренный человек не получил
классического образования, был по существу творцом самого себя. Он был начитан,
знал идеи Архимеда и Евклида, как и идеи современников. Леонардо известен как
художник, архитектор, скульптор, инженер, ученый, писатель и философ. В
литературе об эпохе Возрождения о нем упоминают как о пионере современного
естествознания.
Если принять во
внимание состояние европейской науки того времени (а она только зарождалась),
воззрения Леонардо поражают своей ясностью, чистотой идей, четкими суждениями о
значении опыта и вычислении для познании и практики. В обширном научном труде
Леонардо "Об истинной и ложной науке" и содержатся разделы,
характеризующие эрудицию автора и круг его научных интересов, а именно:
математика, механика, гидромеханика, геология и физическая география,
метрология, теория летания и движения тел в воздухе, химия; сведения о свете,
зрении и глазе; астрономия; анатомия и физиология человека и животных;
ботаника. Из этого перечня видно, что Леонардо был среди тех, кто положил
начало всей европейской науке последующих столетий.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.istina.rin.ru/