Алхимия и ее символика в творчестве Иеронима Босха
Алхимия и
ее символика в творчестве Иеронима Босха
О.В.
Блинова
I.
Искусство Алхимии
Знаменитый русский терапевт в середине ХХ в. объяснял
студентам, что медицина «лишь на 10% наука, на 10% – шарлатанство, а на 80% –
искусство». Разумеется, он имел в виду, что медицина еще не вполне оплетена
сетью причинно-следственных связей, логических и математических, а находится на
этапе господства иррационального элемента: интуиция врача может оказаться выше
логических построений, а реакция объекта зачастую совершенно непредсказуема.
Подобную стадию прошли в своей истории все европейские науки. Химия прожила
этот период своего развития под именем алхимии. Наукой в современном смысле
этого слова она сделалась только в эпоху Лавуазье (XVIII в.), встав на твердую
почву количественного анализа.
Алхимия имеет то же отношение к химии, что
средневековая медицина к своей современной тезке. Имя ей дали арабы (VII в.) и,
начиная с XII в., когда слово это вошло в латынь, европейцы иногда сохраняли, а
иногда отбрасывали арабский артикль, но фактически использовали слова «химия» и
«алхимия» как синонимы. Это продолжалось вплоть до конца XVII в., когда
некоторые авторы, не зная арабского языка, произвольно начали придавать
приставке «ал-» то один, то другой смысл. На каком-то этапе термин «алхимия»
стали применять исключительно в значении «златоделание», что не соответствует
историческому смыслу этого слова [1].
В средневековой Европе алхимия считалась скорее
искусством, или ремеслом (Art), чем наукой. Поэтому вполне справедливо
толкование ее как сложного феномена культуры (см. [2]). Дело в том, что
средневековая схоластика относила к разряду наук только знание, полученное
путем наблюдения и размышления. Любое экспериментирование попадало в разряд
ремесла, искусства или магии. Причем для описания минералов и другого
химического сырья, т.е. объекта химии, использовался термин «минералогия». Как
описательная дисциплина минералогия всегда причислялась к разряду наук.
Разумеется, без знания своего объекта химик обойтись не мог, но во все времена
он не ограничивался наблюдением и описанием: он всегда был еще и
экспериментатором, а значит, ремесленником, искусником, магом. Единственным
учением, объединявшим описательную минералогию с практикой ремесленника, была
алхимия.
Алхимическая
доктрина
В оборудовании, технологии, приемах, терминологии,
символике, мифологии алхимия накопила бессчетное число доказательств и
древности происхождения (начиная с шумерских ономастиконов на глиняных
табличках), и бесконечных странствий идеи [3]. Алхимия была исторически первой
попыткой объяснить процессы, позже названные химическими и биохимическими,
причем наряду с практическим опытом ремесленников в этих объяснениях
использовались выводы умозрительной натурфилософии, а остальное бралось на
веру. Таким образом, недостаток рационального знания восполнялся иррациональным
элементом: мифологией, соответствующей культуре данной страны и эпохи. В
современной химии тоже используют иррациональный элемент. Он, однако, не
является элементом религии – о нем можно спорить, и он допущен только в виде
«безумной идеи», о которой шутил Нильс Бор, т.е. сколь угодно смелой научной
гипотезы, плода интуиции исследователя. Поэтому алхимическое учение носило
национально-религиозный колорит, и можно говорить, например, об «алхимии
ислама», о «христианской алхимии» и т.п. Прибегая к некоторому упрощению,
структуру средневековой алхимии можно условно представить следующей схемой (в
зависимости от применяемых критериев истинности знания: 3+2 = схоластика; 3+1 =
искусство; 2+1 = техника; 3+2+1 = наука):
Источник знания
Похожие работы на - Алхимия и ее символика в творчестве Иеронима Босха
|