Некоторые вопросы организации физического воспитания в педагогическом вузе
Некоторые вопросы организации физического воспитания в
педагогическом вузе
И.Ю.Смирнов, А.Д.Викулов, С.В.Гудимов
Изменившаяся
общественно-политическая обстановка в стране обострила проблему состояния
здоровья населения. О плачевном состоянии дел в этом вопросе свидетельствуют
данные министерства здравоохранения: только 10 % школьников могут быть отнесены
к группе здоровых людей, 50 % имеют хронические заболевания. Заметим, речь идет
о молодом поколении, естественно, с возрастом это положение не улучшается.
Кроме того, ухудшаются условия медицинского обслуживания большей части
населения. Высокая стоимость платных медицинских услуг и лекарств часто
становятся причиной отказа от эффективного лечения. В этих условиях на первое
место выдвигаются уже не вопросы лечения, а вопросы профилактики заболеваний.
Здесь уместно вспомнить опыт США. В 60-е годы там было замечено, что увеличение
финансирования системы здравоохранения не приводит к улучшению здоровья
населения. Был сделан парадоксальный, на первый взгляд, вывод - сократить
финансирование здравоохранения и увеличить финансирование массовой физкультуры
и спорта. В течение двух последующих десятилетий было достигнуто сокращение
заболеваний сердечно-сосудистой системы на 25 % (по данным ВОЗ, эта группа
заболеваний и в настоящее время лидирует по количеству случаев со смертельным
исходом).
В
нашей стране традиционно массовая физкультура ассоциировалась с комплексом ГТО,
призванным подготовить будущих воинов (это сразу же видно из набора нормативов:
бег, плавание, стрельба, метание гранаты, передвижение на лыжах и др.).
Справедливости ради следует отметить, что существовали и группы здоровья, и
клубы любителей бега, но основную массу занимающихся в них составляли люди
старшего поколения. Эти группы и клубы были сравнительно малочисленны и не
могли решать вопросов, стоящих перед массовой физической культурой. А часто
употребляемая цифра - более 85 млн. физкультурников в стране с населением в 270
млн. - скорее вызывала сомнения, чем восхищение. Если бы мы имели в то время
столько физкультурников, сегодня не приходилось бы говорить о серьезных
проблемах со здоровьем населения. Однако и в прошлом были достойные примеры.
Опыт работы групп здоровья и различных клубов прекрасно демонстрировал
положительное влияние регулярных занятий физическими упражнениями на состояние
здоровья.
Первые
шаги в совершенствовании физкультурного образования населения уже сделаны. Так,
сейчас на уроках физкультуры в школе ставятся задачи физкультурного
образования, а не только воспитания физических качеств. Для педагогического
вуза эта проблема стоит еще более остро, чем для школы, по следующим причинам:
1) Основная масса студентов имеет различные заболевания, и далеко не все они -
хронические. 2) Учебная деятельность студента предъявляет высокие требования к
его умственной работоспособности, которая, в свою очередь, связана и с
состоянием здоровья, и с режимом двигательной активности. 3) Педагог, работающий
с детьми, является одним из главных источников знаний ребенка о здоровье
человека.
Что
же представляет собой система подготовки учителя-предметника в области
физической культуры? По рекомендуемой программе обучения основная доля времени
отводится на совершенствование двигательных качеств - 280 часов из 406
предусмотренных программой на весь курс обучения в течение 3 лет. Какова
эффективность затраченного времени? По-видимому, на этот вопрос можно ответить,
проследив динамику выполнения контрольных нормативов в течение обучения по
предмету. Однако анализ результатов в течение пяти семестров говорит о низкой
эффективности двухразовых занятий в неделю, да еще включенных в учебный режим
(здесь мы не будем останавливаться на ограничениях в объеме и интенсивности
используемых нагрузок, которые накладывает учебный процесс). По данным тестов
на выносливость и проявление скоростно-силовых качеств не отмечено
статистически достоверных изменений в течение указанного срока (таблица 1).
Таблица
1
Динамика
результатов в кроссе и прыжках в длину с места (М± м)
Юноши
Семестр
Похожие работы на - Некоторые вопросы организации физического воспитания в педагогическом вузе
|