Тенденции и проблемы профессионального образования в сфере физической культуры
Тенденции и проблемы профессионального образования в
сфере физической культуры
Доктор наук по физическому воспитанию Юзеф Войнар
Политехнический университет г. Ополе, Польша
Бежим
быстро, не смотрим назад, однако не знаем, куда бежим…
Рональд
Ренсон
Цели
и задачи физкультурного образования детей и подростков в настоящее время
представляют собой основные общественные ценности. Иерархия общественных ценностей
не является постоянной и изменяется на протяжении веков. В конце этого
тысячелетия отчетливо наблюдается возникновение новой системы общественных
ценностей в нашей действительности. Во всем мире повышается интерес к
социальному феномену, называемому в Польше и Восточной Европе физической
культурой, а в большинстве стран Западной Европы - культурой движения. К
основным терминам, которые используются при описании данного социального
феномена, относятся: "постмодернизм", "индивидуализм",
"медиятизация", "создание нового тела", "спортификация
общества", "современное суперзанятое общество" и др. Иными
словами, с ростом цивилизации социальное и личностное значение физической
культуры будет увеличиваться как естественное средство профилактики негативного
влияния индустриального и постиндустри ального общества на физическое и
духовное состояние человека. Культурные изменения, происходящие в мире,
оказывают значительное влияние на эволюцию физического воспитания. По данным
B.J.Grum (1993), физическое воспитание, будучи процессом обучения, должно
одновременно готовить молодое поколение к самостоятельной, на всю жизнь,
культуре движения.
Учитывая
социальную значимость физической культуры, Сейм Польши [16] принял в 1996
г.закон о введении в школьные программы пяти еженедельных уроков физической
культуры (единственный прецедент в Европе).
Физическое
воспитание должно иметь ценности "здесь и сейчас", изменяющиеся на
каждом этапе образования. К сожалению, исследования, проведенные в большинстве
европейских стран, показали, что увеличивается количество подростков, которые
считают, что заниматься физическим воспитанием - скучно, а преподаватели не
знают либо игнорируют потребности и ожидания молодых людей.
Важным
фактором, ослабляющим мотивацию учащихся к занятиям физическим воспитанием,
является все увеличивающаяся пропасть между тем, что предлагают внеучебные
учреждения (главным образом средства массовой информации и производители
спортивного инвентаря и оборудования) в сфере массово-спортивной и
рекреационной активности, и организационно-педагогическими методами и
средствами, предлагаемыми учебными заведениями. Большое значение в формировании
мотивации к регулярным занятиям физическими упражнениями и потребности в
здоровом образе жизни имеют средства массовой информации [17] и
коммуникабельные способности специалистов [5].
Возникает
вопрос: "В каком направлении должны произойти изменения в теории и
практике физического воспитания подрастающего поколения?", принимая во
внимание тот факт, что результаты физического воспитания должны проявиться в
таких сферах, как здоровье, двигательные и физические способности , физическое
состояние безопасности и культура, навыки и потребность в здоровом образе жизни
[11]. Во взаимодействии с другими учебными дисциплинами физическое воспитание
должно развивать бихевиористическую компетенцию, которая предполагает
мыслительные и психологические установки в разрешении конкретных жизненных
проблем. По мнению B.J. Grum [12], ученик должен овладеть следующими
необходимыми знаниями и умениями:
-
уметь реализовывать свои способности;
-
уметь правильно оценивать и организовывать самостоятельные занятия физическими
упражнениями для поддержания здоровья;
-
критически оценивать свои действия в соревновательной деятельности;
-
критически относиться к массовой информации.
Программа
физического воспитания в Англии направлена на решение следующих задач:
-
учить детей и молодежь владеть своим телом и иметь знания о теле и его
двигательных способностях;
-
стимулировать физическое развитие и учить молодых людей оценивать пользу
физической активности в учебном учреждении и вне его, в том числе и после
окончания учебного заведения;
-
развивать необходимые умения и навыки в области физического воспитания и
формировать потребность участия в полезных формах физической активности;
-
развивать чувство эстетики движения;
-
учить объективно оценивать свое физическое состояние;
-
учить управлять собой, помогать себе в ситуациях победы или поражения как в
индивидуальных, так и в коллективных соревнованиях;
-
развивать умение разрешать различные жизненные проблемы;
-
укреплять связь школы с окружающей средой.
Данные
концепции соответствуют целевым установкам российского физического воспитания,
которое предполагает не только физическое совершенствование индивида, но и
активное целенаправленное воздействие на его интеллектуальную и духовную сферы
[1, 7, 8, 4 и др.], речь идет уже не о "физическом воспитании", а о
"физическом образовании".
Такой
подход позволяет полнее осмыслить задачи физического образования (воспитания)
("воспитание" - термин, используемый в странах Запада).
Главную
роль в функционировании образовательных систем исполняет преподаватель. Его
профессиональная компетенция, его мотивация и представление об эффективности
физического образования предопределяют эффективность образовательного процесса.
Как в европейских странах готовят педагогические кадры в области физической
культуры? Учитывают ли программы обучения изменяющееся общественное отношение к
данному социальному институту? Существует ли определенная, четко выраженная
концепция подготовки специалистов? Можно ли говорить о сравнении
профессионального образования в европейском масштабе?
В
странах Восточной Европы в связи с произошедшими социальными преобразованиями
актуализировалась проблема модернизации подготовки специалистов высшей
квалификации в гуманитарной области. Данное положение касается и
профессионализма в сфере физической культуры. За это время в России проведен
ряд аналитических [2, 6 и др.] и экспериментальных исследований, направленных
на совершенствование организационных и методических компонентов процесса
профессионального физкультурного образования [3, 5, 9, 10 и др.].
W.
Dufor [15] провел сравнительные исследования более чем в 60 вузах 22
европейских стран, готовящих педагогические кадры в области физической
культуры. Сопоставление полученных данных с результатами исследования,
проведенного по поручению Международной федерации физического воспитания и
ЮНЕСКО в 1976 г., позволило выявить европейские проблемы, ориентиры и тенденцию
в подготовке специалистов, которые выглядят следующим образом:
-
в большинстве европейских стран имеются сложности с трудоустройством
преподавателей физического воспитания по окончании обучения. Данное положение
должно вызвать пересмотр существующих программ с целью повышения шансов на
трудоустройство выпускников;
-
необходима гарантия обеспечения студентам возможности получения нескольких
специальностей, основанных на широкой программной базе. Реализация этого
принципа - дело сложное, но обязательное. Большое количество специальностей,
увеличение субдисциплин могут, однако, поставить под сомнение общую концепцию
образования;
-
традиционные программные блоки включают естественные, биологические,
гуманитарные науки, педагогику физического воспитания, разные формы спортивной
и рекреационной активности, а также специализацию. Соотношения между этими
блоками весьма различны;
-
по сравнению с результатами исследований 1976 г. уменьшается количество учебных
заведений, готовящих только специалистов по физическому воспитанию. Очевидной становится
тенденция интеграции самостоятельных учебных учреждений с университетами в
качестве факультетов;
-
большинство программ ориентировано на четырехлетний срок образования или 3500
учебных часов;
-
соотношение теории и практики в 1970г. было следующим: 38% - теория, 62 -
практика; в 1993г., соответственно - 57 и 43%. В теоретических науках в равных
долях представлены блок естественных и биологических дисциплин, гуманитарные
науки и педагогика физического воспитания;
-
большинство стран предлагают обучение по двум специальностям, сокращая
программу по курсу физического воспитания до 1500 ч. Оставшиеся около 1500 ч
отводятся для овладения другой специальностью;
-
ряд вузов предлагают образование по одной узкой специальности, например
экономике спорта, тренера по одному из видов спорта;
-
почти все европейские страны предлагают факультеты или специальности на выбор,
например рекреация, управление в сфере физической культуры, спортивный тренер,
фитнес и др.
Новая
европейская действительность, в том числе возможности свободного перемещения
специалистов в рамках государств Европейского Союза, требуют новых подходов к
регулированию рынка труда. Следовательно, необходимой становится разработка
профессионального сертифика та, признаваемого всеми членами Европейского Союза.
С 1995 г. в рамках программы "Сократ" под руководством Willa Laporte
проводились работы по созданию европейской модели программы подготовки
педагогических кадров, а также (совместно с Европейским обществом физического
воспитания) программы профессионального европейского сертификата. На основании
проделанного анализа предложена унифицированная "Европейская модель"
учебных планов для профессионального образования в сфере физической культуры,
где отражены количество учебных часов (среднее) по отдельным блокам и
дисциплинам, а также частота наличия отдельных дисциплин в учебных планах 60
вузов Европы (см. таблицу). В рамках данной модели планируется введение единой
системы балльной оценки (EСTS). Баллы EСTS - это оценка количества труда
студента (самостоятельной и аудиторной работы) с учетом значимости отдельной
учебной дисциплины. Условия перевода студента с курса на курс предусматривают
получение им определенного количества баллов и выполнение программных условий.
Как оптимальный вариант предлагается сумма в 60 баллов, которую должен набрать
студент в течение учебного года. Система EСTS упрощает процедуру переводов
студентов из одного учебного заведения в другое в рамках государств, входящих в
Европейский Союз. При наличии необходимой суммы баллов студент при переводе в
другое учебное заведение освобождается от необходимости ликвидации имеющейся
разницы в учебных программах вузов.
№ п/п
Похожие работы на - Тенденции и проблемы профессионального образования в сфере физической культуры
|