Теоретико-методологические основы актуализации физического самовоспитания учащихся
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ АКТУАЛИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО САМОВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Актуальность.
Становление человека, включенного в образовательный процесс, определяется рядом
факторов. С одной стороны, они выступают как совокупность внешних движущих сил
развития (социально-экономические, психолого-педагогические и
эколого-валеологические ), а с другой - как совокупность действующих сил
внутреннего развития, изменяющего индивидуальное самосознание человека. В
результате у него открывается возможность самостоятельного освоения новых
социальных ценностей, раскрытия своих интеллектуальных и физических
способностей, утверждения своего индивидуального своеобразия.
Особую роль в
сложном и многофакторном процессе формирования индивидуальности человека
призвано сыграть физическое образование. Оно создает фундамент здоровья для
развития других сторон культуры человека, обеспечивает внутренние гарантии
продуктивности учебно-познавательной деятельности и общения в сложной
социально-эко номической и экологической обстановке, способствует накоплению
первичного опыта адаптации будущего работника к условиям рыночных отношений и
рынка труда. Такая адаптация становится объективно необходимой, поскольку рынок
сопряжен с психической и физической напряженностью, с риском, с конкуренцией, с
ответственностью, с мобильностью и высоким профессионализмом, со способностью к
конструированию адекватной системы отношений и поведения.
Для новой
методологии образования принципиальной становится конкретизация понимания
сущности человека , поскольку его интересы в образовании приоритетны, а
самообразование приобрело явно личностную ориентацию.
В этой связи
методологически оправданно построение педагогических систем физического
воспитания, исходя из понимания человека: а) как субъекта
предметно-познавательной активности; б) как субъекта социальной активности; в)
как субъекта экзистенциальной активности; г) как субъекта физической
активности.
Это
познавательное отношение вполне соответствует методологической представленности
образования в синтезе четырех его базовых функций - экономической, социальной,
культурной, валеологической - и в динамике четырех базовых процессов образования
- обучения, воспитания, развития, защиты и укрепления здоровья.
Сказанное
позволяет утверждать, что результатом физического образования является
физическая культура (в культурологическом смысле), которая в прямом
соответствии с гуманистической парадигмой образования может быть определена как
"деятельность индивида по позитивному самопреобразованию, в ходе которой
решаются задачи телесного, психологического, интеллектуального и нравственного
плана и достигаются результаты этой деятельности в виде системы образуемых ею
ценностей" [1, 2].
Для нас
методологически значимым в определении физической культуры (концепция В.К.
Бальсевича) являются два аспекта: первый - указание на ключевой признак
физической культуры как результат физического образования - "на
деятельность индивида по позитивному самопреобразованию "; второй -
указание на ключевой признак результата этой деятельности - на "систему
образуемых ею (деятельностью) ценностей". Первый предполагает наличие
субъекта самопреобразования, второй - наличие признака бинарности процесса
воспитания -самовоспитания.
С этих позиций
методологическая перспективность разработки проблемы актуализации физического
самовоспитания учащихся представля ется очевидной, поскольку она: а)
отталкивается от совершенно определенной социально-педагогической реальности,
задающей ее содержательный контур; б) имеет объективно-логические основания
осуществления исследовательской деятельности: нормы, установки, источники,
регулятивы, укорененные в новой парадигме образования; в) руководствуется
принципами целостности и адекватности во взгляде на человека в сфере
образования и на самообразование.
В соответствии
с нашей концепцией понятие актуализации определяется отношением перехода
принципиальной возможности самовоспитания в действительность физического
самовоспитания - в мотивированный, индивидуализированный и саморегулиру емый
процесс физического самоопределения, саморазвития, самосовершенствования - в
самоактуали зацию.
Результаты
исследований и их обсуждение. Психолого-педагогические механизмы актуализации
физического самовоспитания учащихся связаны с представлениями: а) о
самоопределении как процессе и результате выбора личностью собственной позиции,
целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах социальной жизни;
б) о физическом самовоспитании как процессе, в результате которого происходит
осознание подростком собственных социально значимых интегральных физических
способностей, адекватное и активное проявление их в учебно-позна вательной
деятельности, в мышлении и общении, в овладении опытом физической культуры с
учетом требований, которые предъявляются к учащемуся в процессе реализации
программ общего образования; в) об актуализации физического самовоспитания как
субъект-субъектного взаимодействия в процессе решения проблемных ситуаций
физического развития, имеющего форму принятой поддержки и определяющего процесс
физического самовоспитания в параметрах "зоны ближайшего развития"
(Л.С. Выготский ).
Взаимодействие
педагога и ученика выступает ключевым механизмом актуализации физического
самовоспитания ученика-феномена, опосредованного динамикой
"актуализации" (активность на стороне педагога) и "самоактуали
зации" (активность на стороне учащегося) с целью становления
самоактуализации как самостоятельного процесса.
Таблица 1.
Базовые технологии в структуре физического образования школьников
Технологии
Похожие работы на - Теоретико-методологические основы актуализации физического самовоспитания учащихся
|