Финская мифология
Финская мифология
Черты
языческой религии и древней мифологии финнов сохранились ещё до сих пор в виде
разных преданий, веры в могущество слова при заклинаниях и магической медицины,
практикуемой знахарями, занявшими место знаменитых колдунов севера и в
особенности финской Лапландии. Кроме этих пережитков, материалом для научного
восстановления древней религии финнов и первоначальных мифов, играющих столь
важную роль в финской эпической поэзии (см. Калевала), могут служить некоторые
известия средневековых писателей, первых протестантских проповедников XVI и
XVII вв. и учёных наблюдателей народной жизни в XVIII и начале XIX в. Первый
список финских богов дан епископом Агриколой.
Первым
опытом систематического изложения финской мифологии считается диссертация Гавр.
Арктополитана «De origine ас religione Femiorum»; в 1782 г. вышло соч. Э. Ленквиста, «Specimen âcad. de superstitione vet.
Fennorum», в 1789 г. — соч. Христфрида Ганандера
«Mythologia Fennica». До сих пор
ещё не устарели лекции Кастрена («Vorlesungen über finnische
Mythologie», СПб.,
1854). Этот труд его, как и мелкие статьи того же автора о волшебстве
финнов («Ueber d. Zauberkunst der Finnen») и общий обзор богословия и магии
финнов во время язычества (см. «Kleinere Schriften», стр. 9, 225 сл.),
указывали путь для дальнейшего исследования в связи со сравнительным изучением
верований других финских народностей и критически-генетическим изучением вопросов
о происхождении Ф. эпоса. В 1883 г. Ф. литературное общество издало сочинения
Юлия Крона «О языческой религии финнов» — лекции о древнем культе, посвящённые
святым местам, изображениям богов, шаманам, древним жрецам, жертвенному ритуалу
у финнов и родственных народов. В 1890 г. вышел фундаментальный труд Николая
Харузина «Русские лопари» (М., т. 5 6 «Изв. Имп. общ. люб. естествознания,
антроп. и этногр.»), в котором обширная глава 4-я трактует о древней религии
лопарей и о следах древних верований среди современных русских лопарей. В 1900
г. д-р Бертольд Кольбах (Kohlbach) напечатал этюд «Der Mythus und Kult der
alten Ungarn» («Archiv für Religionswissenschaften», т. III, 322 сл.).
Отметим
ещё труды В. Майнова о мифологии мордвы («Les restes de la mythologie
Mordvine», «Journ. de la Soc. finno-ougrienne», V, 1889), о религии вотяков
Смирнова, исследования Верещагина о вотяках Сарапульского у. Вятской губ. и
Сосновского края (ср. Бородкин, «Финляндия в русской печати», СПб., 1902). У
финнов, как и у всех народностей финно-угорской и алтайской группы, бытовал в
древнейшее время шаманизм, или религия волшебства. Кроме того, у них
обнаруживаются следы почитания природы, покровителей родового быта,
духов-предков и известных демонов и героев. Встречаются начала богоизображения
в виде деревянных болванов и священных камней (сейдов).
К
финским богам Кастрен причисляет: 1) Юмала, 2) Укко, 3) небесные светила —
Пейва (солнце), Куу (месяц), Отава (большая медведица) и Техти (звезды).
За
этой первой категорией богов воздушных и небесных идёт у Кастрена ряд богов
водяных, земных и подземных. Почитание солнца и огня [бог огня Пану (Panu) в
отличие от обыкновенного Тули] у древних финнов совпадало; огонь считался не
самостоятельным божеством, а сыном солнечного света. Поклонение огню и солнцу
сохранилось в кострах «кокко», которые зажигаются накануне Иванова дня, а
иногда и в ночь на Троицу; тогда они называются helavalkea, то есть огонь
праздника весны. Кокко обыкновенно горят на вершинах гор или где-нибудь на
воде.
Сожигание
кокко составляет любимейшее народное празднество. Прежде это делалось в честь
Бальдера, во время наивысшего стояния солнца над горизонтом. У лапландцев
когда-то культ солнца был в значительной степени распространён, как можно
предполагать на основании солнечных легенд, записанных Харузиным. Солнце
лапландцы рисовали себе мужчиной, живущим вместе с женой и с матерью. День
наступает, когда солнце начинает объезжать мир либо на медведе, либо на олене.
Самым страшным богом для колдунов и чертей является громовник Укко, у
лапландцев — Айэке и Дермес (Тьермес); у него был молот, которым он поразил
волшебников. С ним в связи Сторьюнкаре, бог охоты.
Вода
почиталась в Финляндии во многих местах в виде Pyhä järvi (святое
озеро), pyhä joki (святая река), pyhä uesi (святая вода); в рунах
этот персонализм уступает обобщению в боге Ахти или Ахто. Это божество моря
финны представляли себе в виде почтенного старика с травяной бородой и хитоном
из пены морской. Он хозяин воды, король морских волн и властелин птиц. Богатство
своё он приобрёл от погружения в море богатого Сампо. Жена его — Веламмо. К
злым демонам водяникам принадлежат: Hiisi и Wesi, или Meri — Tursas (морское
чудовище).
У
лапландцев Мадер-акка и муж её Мадер-атча живут в воздушных сферах; оба
участвуют в сотворении людей. Мадер-атча получил дар творить душу, Мадер-акка —
тело. Если дитя должно быть мальчиком, то она посылает её к своей дочери
Укс-Акка, если девочкой, то к другой дочери Саракка. Сотворенного таким образом
человека вкладывают в тело земной матери. У эстов Маан-Эмо, супруга
бога-громовника Укко, заботится не только о жатве и плодах земли, но также об
оплодотворении женщин. Финнам это последнее представление чуждо.
Леса
и поля оживляются целым сонмом духов-покровителей: Лиеккиё — леший, Виронканнас
— дух овсяного поля и др. Вообще у финнов каждому предмету в природе был присущ
haltia — гений-покровитель. По словам Топелиyca, древнеязыческие Ф. халтиа
уцелели ещё до сих пор в виде домовых. Горы, озера, реки, горные источники и
даже самые дома имеют своих духов-покровителей. В народе существует поверье о
встречах с ними простых смертных.
Духам
водных источников ещё шестьдесят лет тому назад приносили в виде жертвы мелкую
монету. Рябиновое дерево священно: если жечь его на огне, оно предсказывает женихам
и невестам будущее. Ни под каким видом не следует убивать лягушек и ласточек,
потому что лягушка была прежде человеком, а ласточка спит из года в год на
морском дне. Пауку надлежит приносить в жертву выпавшие у человека зубы.
Змеи
имеют публичные собрания, на которых совещаются друг с другом. Мир подземный
подвластен богу Туони или Мана; солнце светит здесь как на земле, нет
недостатка в воде, существуют леса, поля, луга, водятся медведи, волки, змеи,
рыбы — но общий характер страны тёмный и опасный. Семейство смерти: Туонен-укко
— отец, Туонен-акка — его жена, старая женщина с крючковатыми пальцами, Калма —
божество, царствующее над гробами и мертвецами (Kalma обозначает запах мертвого
тела), Туонен пойка — суровый, беспощадный и кровожадный сын, Туонен-тюттерет —
дочери, малые ростом, с лицом чёрного цвета; одна из них, Ловиатар, производит
в сообщничестве с ветром девять мук рода человечества, другая, Кипу-тютта —
дочь болезней. Поэтическое изображение этого миpa представляет известная руна
Вейнемейнена о поездке его в загробное царство.
Только
самым искусным и могущественным шаманам-волшебникам удалась поездка в Туонелу.
Противоположностью светлому празднику лета является в самую тёмную ночь года
праздник Рождества Христова. В Финляндии нет такой бедной хижины, в которой не
зажигали бы свечу в эту ночь. Пол в избе устилают соломой; воробьи и домашний
скот получают обильный корм. Лопари чтили Рота, властелина ада, и праздновали
этого бога в вечер под Рождество. Ад (Ротаймо), по представлению лопарей, находится
глубоко внизу; туда ездили колдуны. Вход в ад — иногда через озёра, иногда
через трещины земли. Живут там старухи-людоедки, обладающие даром воскрешать
умерших. Душа живёт у людей поближе к левому боку, недалеко от сердца, по
аналогии с сосной, у которой сердцевина ближе к югу. Когда человек умирает,
душа идёт к богу и пребывает у него в течение трёх дней; потом она возвращается
на землю и путешествует по тем местам, где пребывала прежде. — За богами,
светлыми и тёмными, шёл целый ряд божеств второстепенных духов, населяющих
землю и воду, живущих в лесах и на горах.
Кастрен
приводит их четыре категории: а) гении и демоны природы; в) духи и души
умерших; с) духи живых людей и d) демоны повальных болезней. Tontu — домового —
угощали каждое утро кашей. Пара носил властелину своему творог, масло и другие
съестные припасы. Maahinen жил под порогом, в деревьях, камнях и в земле. Ему
жертвовали первый кусок новоиспечённых хлебов, первый глоток домашнего пива,
хозяйки — молоко, для преуспеяния молочного хозяйства. Вообще как у финнов, так
и у лопарей духов бесчисленное множество. Масса их населяла леса, горы, озёра
Лапландии, но от них лопари не ждали больших выгод и не боялись их. Один из
наиболее важных — Аккрувва, живущий в море; он приносит лопарям счастливый
рыбный лов. Часто он выходит из морских волн на берег, причесывает длинные свои
волосы, поднимается от устья рек вверх по течению и приводит рыб из моря в
реки. В водах же живёт Тшадзеравган — водяной покойник; оба эти разряда духов
любят музыку и часто играют, но их до сих пор никто не видал. Водяные божества
у западных финнов наделены той же любовью к музыке. Можно было предполагать
здесь тождество представлений двух родственных народностей, но полное
отсутствие у лопарей любви к музыке говорит в пользу заимствования. Смиеринатта
— воровской дух, приносящий своему хозяину имущество, краденное у других лиц.
Об
идолах и святых местах финнов Кастрен приводит немного данных. Есть
скандинавская «сага», что на берегах Сев. Двины древние биармцы имели капище с
идолом Юмалы в середине. В известиях средневековых проповедников говорится
только о святых деревьях; из буллы Папы Григория IX видно, что тавастцы гоняют
христиан вокруг святых деревьев до смерти в возмездие за то, что они отказались
от языческого богопочитания. Более разнообразно было идолопоклонство у лопарей.
Для изображения бога-громовника употреблялось дерево, и оттого этому идолу
придали название деревянный бог (муора юбмел): брали берёзу, из ствола делали
туловище, из корней голову, в правую руку клали молоток, в голову вбивали
железный гвоздь или кусок кремня. Весьма вероятно, что идея такого изображения
занесена из Скандинавии.
Есть
предание в Эдде, что Тор во время боя с Гругниром бросил в него свой молот и
разбил камень Гругнира на две части, одна из которых попала Тору в голову.
Другой бог, Сторьюнкаре, назывался иначе каменный бог (Киед-юбмел). По одним
писателям, он имел вид птицы, по другим — вид человека или какого-нибудь
животного. Камни, называвшиеся сейдами, ставились в память предкам. Они были
рассеяны в разных местах, так как лопари не хоронили своих покойников ни в
курганах, ни в долменах. Около сейдов происходили жертвоприношения усопшим.
Можно предположить, что лопари останавливались при своих перекочевках на
местах, где были похоронены их предки. Обмазывание сейдов жиром служило
символическим кормлением предков. Сами лопари ныне в этих камнях видят
окаменевших волшебников: колдун, не соблюдавший некоторых условий шаманского
ритуала, превращался в камень. В старину долгое время всякий глава семьи был
нойдой — колдуном, и шаманство стояло в тесной связи с родовой религией (ср.
предания у Харузина, 186 сл.). Если сейд в чём-либо оказывался виноватым, его
били или топором отрубали от него кусок, чтобы причинить ему боль.
Самое
место, где стоял сейд, считалось святым. Его обносили оградой, и никто не
входил за пределы её без жертвенной цели. Женщины к нему не допускались. Кроме
камней-сейдов были в Лапландии ещё деревянные сейды, состоявшие: а) из
деревьев, корни которых изображали голову, и b) из кольев, вбитых в землю.
Капища сохранялись у лопарей до недавнего времени; места их перечислены
Харузиным на стр. 193. Вера в заклинания (luvut) жива до сих пор; ими
вылечиваются от болезней, обеспечивается удача в любви, хороший урожай, удача в
скотоводстве, рыбной ловле и охоте. Среди массы суеверий попадаются и пригодные
народные средства, например ныне принятый массаж. Чем ближе к северу живут
колдуны, тем более солидной они пользуются репутацией. В Швеции всех финнов
подозревают в ведовстве, в Нюландии с недоверием смотрят на тавастландцев, в
Тавастландии опасаются жителей Эстерботнии, а в Эстерботнии самыми грозными
волшебниками считают лопарей. Если где-нибудь закружится вихрь, то стоит только
бросить чем-нибудь стальным, чтобы тотчас увидеть лопарку, поднявшую своей
метлой этот вихрь.
Точно
разграничить мифы отдельных народов финно-угорской группы племён нельзя, так
как недостает предварительных работ о верованиях родственных народов и не
произведены необходимые изыскания. Исследования Кастрена выяснили пока только
главные черты почитания природы у финнов, некоторые стороны родового быта и
почитания предков; намечены влияния скандинавские в мифологии и демонологии, но
шаманизм и жертвенный ритуал древних финнов могут быть выяснены только при дальнейшем
сравнительном изучении фольклора родственных народов — ливов, эстов, лопарей,
вотяков, мордвы и др. К разряду так наз. героев принадлежат у финнов
Вейнемейнен, Лоуха, Лемминкайнен, Ильмаринен и др.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ru.wikipedia.org