Кратко об атеизме
Кратко об атеизме
Атеизм
(греч. а — отрицание и theos — бог; буквально — безбожие) —
философско-материалистическое учение. Атеизм, с одной стороны, постулирует
несостоятельность всякой религии как фантастического, искаженного отражения
действительности, отвергает веру в реальность существования всего
сверхъестественного, бога, богов, духов, потустороннего мира, воскресения из
мертвых, бессмертия души, ее переселения из одних существ в другие, отрицает
возможность сотворения мира и всего сущего из ничего, а с другой стороны
признает вечность и несотворимость материального мира, развитие природы и
общества по своим собственным законам и способствует формированию у людей
материалистического мировоззрения.
Классификации
атеизма в западной и отечественной литературе разнообразны. Во многом они
субъективны, хотя в той или иной мере учитывают реально существующие различия
между видами свободомыслия и атеизма. Так различают практический и
теоретический атеизм (Бруггер), рационалистический, экзистенциальный (Сартр,
Лепп), агностический, стихийный, постулатный (Шмидт); три вида атеизма связаны
с именами О. Конта, Л. Фейербаха и К. Маркса, а также Ф. Ницше (А. де Любак),
З. Фрейда и Б. Рассела; иногда в понятие атеизма неправомерно включают буддизм
и даосизм.
Мы
хотим предостеречь читателей (особенно верующих) от суженной трактовки атеизма,
как только отрицания бытия бога. В этом случае, атеизм был бы просто верой в
неверие, т.е. принципиально не отличался бы от религиозного мировоззрения.
Напротив, научный атеизм начинается с тщательного изучения религии, всех ее
направлений, форм и разновидностей. Например, далеко не каждый верующий знает,
что в мире сейчас существует более трех тысяч религий со своими представлениями
о боге (богах), своими обрядами и таинствами, со своими сторонниками, которые
считают, что именно их религия является истинной. И очень часто верующие
искренне убеждены, что другие религии – “вымысел людей”, а своя, – “откровение
Бога”. И только научный атеизм изучает все разновидности и типы религий
одинаково тщательно и беспристрастно, сравнивает их между собой, выводит общие
закономерности их развития, причины возникновения, ту роль, которую они играли
и играют в жизни человека, государства, всего человечества. Конечно, атеизм не
в состоянии только своими силами исследовать различные религии и разные формы
проявления религиозности в прошлом и настоящим. Он использует данные истории и
археологии, этнографии и религиоведения, психологии и биологии, астрономии и физики,
социологии и многих других наук.
Как
уже было сказано, буквальный перевод слова “атеизм” – “безбожие”. Это сразу
подчеркивает негативный аспект в этом термине. Но на деле, атеизм – это
позитивное знание и гуманистическая жизнеутверждающая позиция. Атеизм, в
отличие от религиозного нигилизма, не игнорирует общечеловеческие ценности
религии, но освобождает их от мистического ореола, тем самым, обнажая и
усиливая их земное, мирское содержание. Вере в сверхъестественное он
противопоставляет веру в истинность приобретенного практическим путем опыта и
научного познания, а преклонению перед церковными авторитетами – собственную
критичность. Но главное: не соглашаясь с идеей загробного существования, атеизм
предлагает ценить краткую и хрупкую земную жизнь как величайший дар природы.
Именно поэтому он предписывает человеку повиноваться не вере в
сверхъестественное, а законам природы, дающим личности ориентиры свободной
деятельности и возможности наиболее полной личной самореализации. Одним словом,
религия возвеличивает бога, атеизм – человека.
Сегодня
в обществе, как нам кажется, существуют ложные представления о том, что такое
атеизм и кто такие атеисты:
Предвзятые
критики атеизма нередко представляют его видом суеверия (“верой в неверие”), а
то и своеобразным оборотнем, “религией наоборот”. Однако неправомерно считать
суеверием двухтысячелетнюю культурную традицию, неотделимую от истории
философии и науки. Атеизм не является также “религией наоборот”. Достаточно
указать, например, на отсутствие в атеизме обрядности, культа, церкви, догматов
и т.п.
Атеисты,
по определению, не являются язычниками или сатанистами.
Атеисты
не аморальны. В рекламировавшейся в недавнем прошлом книге Д. Панина “Теория
густот” читаем: безбожник “проявляет наклонности ко лжи, к злобе, воровству и
предательству”. Это серьезное заблуждение. Атеисты, в такой же степени, как и
верующие, подчиняются правилам общепринятой морали и этики (“не убей”, “не
укради” и т.п.).
В
настоящее время, в силу кризисного состояния России застопорилось серьезное
научное исследование феномена атеизма. Поэтому, к сожалению, все большее
распространение получают религиозно-философские и богословские представления об
атеизме, который нередко отождествляется с богоборчеством и нигилизмом. Общий
тезис “атеизм есть отрицание бога” дополняется положениями типа А. – “суррогат
веры” (Н. Бердяев, А. Мень), “извращение мыслей” (С. Булгаков), “дьявольское
искушение”, “хуление бога”, эгоизм, низменные побуждения и т.д.
В
заключение, хочется добавить, что теоретический атеизм существует всего около
трех веков, хотя зачатки его восходят к Лукрецию. Впервые он обрел жизнь
благодаря усилиям французских просветителей, развивается в лоне марксизма,
философского натурализма, секулярного гуманизма. Атеистическое мышление, будучи
по существу новаторским и прогрессивным, еще не освоено большей частью
человечества – слишком сильна и реакционна многовековая религиозная традиция,
слишком трагичны жизненные обстоятельства. Атеизм – мировззрение будущего. В
идеале атеист – свободолюбивая сильная личность, бесстрашная в гражданском и
интеллектуальном плане, цель которой – совершенствование земной жизни; в худшем
случае это индивид, полагающий, что “без бога все дозволено”, - в этом случае
его позиция смыкается с религиозным нигилизмом.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.secularism.ru/