Прямой путь к атеизму
Прямой путь к атеизму
Вопрос
о преподавании в российских школах курса православной культуры, по-видимому,
можно считать решённым. Есть некоторые возражения министерства образования, но
есть веские основания считать, что такой курс в российских школах всё же
появится. По крайней мере, в виде факультатива. В Курской области эксперимент
по изучению новой школьной дисциплины ведётся уже в трехстах школах.
"Нужно начинать работать уже в масштабах страны", - заявляет полпред
президента в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко.
Слова
полпреда президента означают реальную поддержку властей. В октябре 2002 года
администрация президента провела научно-практическую конференцию
"Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере
образования". В конференции принимали участие не только чиновники
Минобразования и священники (включая Кирилла, митрополит Смоленского и
Калининградского), но также два(!) полпреда президента. Госдуму демократической
России представлял православный коммунист, экс-президент Европейской
межпарламентской ассамблеи православия Виктор Зоркальцев. Конференция прошла
без дискуссий.
Но
вопросы задаются, причём как с правого, так и с левого фланга. Левый и
либеральный фланг - правозащитники. Многие из них полагают, что преподавание
православной культуры в школе - ущемление прав национальных меньшинств и
атеистов. К тому же многим кажется, что это - первый шаг к насильственному
навязыванию православия населению страны.
Слышны
и другие голоса. Верующие опасаются, что насильственное вдалбливание детям в
головы закона Божьего приведёт к обратному эффекту.
Есть
возражения и теоретического плана. Православная культура, если она и вправду
может существовать, - сугубо религиозная дисциплина. Это, в сущности, будет
история православия, причем всякого - и грузинского, и греческого, и
эфиопского. Христианская же культура, то есть культура христианской
(европейской) цивилизации, к которой все мы в той или иной степени принадлежим,
это, по смыслу своему, внерелигиозное понятие.
Собственно
говоря, школьная история как раз и занимается историей культур. Причем всех.
Речь, конечно, может идти об особенно углубленном и расширенном изучении
русской культуры и истории. Проблема в том, что применительно к русскому
средневековью можно было говорить с некоторым основанием о православности
русской культуры, а вот к периоду после XVI века - вряд ли.
Содержание
предлагаемого для российских школ курса православной культуры не оставляет,
однако, сомнений в том, чему авторы курса намерены учить школьников. Вот мнение
главы комитета Госдумы по образованию и науке Александра Шишлова: "Я
думаю, что произошло недоразумение, поскольку тот предмет, содержание которого
было приложено к письму министра образования, нельзя назвать православной
культурой. По сути дела речь идет об обучении православной вере".
Добавим:
не только вере. Еще и тому, что вера эта государственная и русскому человеку
присуща от рождения. И еще речь идет об обучении религиозной нетерпимости. Вот
какие темы контрольных заданий предлагают авторы курса:
"Приведите
обоснования утверждений: 1) православие является традиционной религией в
России; 2) православие является культурообразующей религией в России; 3)
традиционные религии обладают характерными признаками, отличающими их от
нетрадиционных религий..."
"Обоснуйте
утверждение: "Знание православной культуры помогает в изучении других
учебных предметов в школе: русского языка и литературы, мировой художественной
культуры, истории, обществознания"...".
"Приведите
примеры из вероучений и практики деструктивных религиозных объединений и
культов, которые иллюстрируют их типичные признаки: 1) некритическое лидерство,
вымышленные биографии лидеров; 2) склонность к экстремистским проявлениям в
отношении внекультового социума; 3) апокалипсические запугивания адептов; 4)
искажения текстов Библии в целях обоснования своих взглядов на человека,
историю и общество..."
Ученик
должен твердо усвоить, что только в православии у лидеров биографии не
вымышленные, а тексты Библии не искажаются. При этом русская культура есть
порождение православной, без православной веры нельзя усвоить остальные
школьные предметы, а традиционные (!?) религии лучше нетрадиционных.
Стремление
подменить понятие русский понятием православный исторически безграмотно, а в
общественном смысле - опасно. Это национал-патриотический подход.
Кроме
того, известно, что насильственное воцерковление в демократических и худо-бедно
культурных странах в наши дни невозможно. Оно провалилось даже в фундаменталистском
Иране. Скорее уж можно согласиться с другим опасением: богословие в школе -
кратчайший путь к атеизму.
Можно
вспомнить пример из русской истории. В армии монархической России причащение и
участие в других православных обрядах было обязательно для русских солдат и
офицеров. Когда же временное (не большевистское!) правительство отменило эту
принудиловку, 98%(!) военнослужащих от причастия отказались. Через несколько
месяцев власть захватили воинствующие атеисты, и ещё год спустя бывшие солдаты в
деревнях нередко поднимали православных священников на вилы...
Можно
привести пример и из современности. В нынешнем фундаменталистском Иране, где
преподавание ислама и исполнение его заповедей возведено в закон, подрастающее
поколение - атеистично. А люди постарше, которые ещё верят в Бога, на праздники
закрывают все двери и окна и... пьют, что исламом строжайше запрещено. Такого
безобразия нет, например, в соседней демократической Турции...
Но
вернемся к русской культуре, которую авторы нового школьного курса хотят
представить православной. Творчество Толстого - часть христианской культуры; но
не православной же... Льва Николаевича православная церковь в своё время
предала анафеме. Своими сочинениями на христианскую тематику и общественными
взглядами, на которые он также имел право, Лев Николаевич выбился из лона
православия. Но остался христианским гением.
Сравним
полемику Ивана Грозного с Курбским - и Екатерины с Новиковым и прочими
оппонентами. Первую можно отнести к православной культуре, вторую - никак. Иван
как культурный тип принадлежит православию: по структуре мышления, по образной
системе, по логике аргументации; в екатерининскую эпоху культурный тип уже
окончательно размыт. И так бывает всегда: культурные явления при развитии
теряют конфессиональный характер, даже если он первоначально и был им присущ.
В
XIX веке процесс секуляризации русской (и не только русской) культуры
завершился. Ещё пример: великий христианский философ Владимир Соловьёв
выбивался из лона православия.
Из
Пушкина в православной культуре придётся оставить лишь конец - несколько
лучших, быть может, стихотворений зрелого периода. Из Лескова, наоборот, только
начало.
Дивные
сокровища русской культуры - вторую половину XIX века и значительную часть XX
века (то, чем мы известны всему миру) - в курс православной культуры включить
нельзя.
В
советской атеистической школе отсутствовал очень важный для цивилизованного
человека курс истории мировых религий, который сегодня, безусловно, следовало
бы ввести. Против этого выступает русская православная церковь и лично
патриарх: "Мы категорически против предмета "религиоведение",
потому что этот предмет чаще всего преподают бывшие преподаватели научного
атеизма, и происходит размывание основы православия. Чаще всего в предмете
"религиоведение" даются знания "обо всех понемножку", и нет
возможности дать курс православной культуры православного вероучения...".
Иными
словами, в курсе религиоведения невозможно подать православие в статусе
государственной религии. И невозможно совместить понятия русский и
православный.
Ясно,
почему эту реформу школьного преподавания поддерживает консервативная
коммунистическая общественность, рассуждающая о православной русской
цивилизации. То же желание, что и у патриархии: отгородиться от Запада, создать
из него образ если не врага, то чего-то совсем непохожего на Россию.
Несколько
лет назад Борис Ельцин призвал российскую интеллигенцию придумать новую
национальную идею. Затея была нелепая и кончилась, естественно, ничем. Похоже,
что новое руководство страны не декларирует, а спокойно осуществляет этот
проект.
В
данном случае власть дала дорогу опасной тенденции, выразителями которой
являются коммуно-шовинистические круги. Нельзя сказать, что введение в школах
курса православной культуры приведёт к фашизации общества или поголовному
оболваниванию детишек. Однако сама тенденция эта опасная, и от готовящегося
шага будет больше вреда, чем пользы.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.secularism.ru/