Валаамский монастырь
Валаамский
монастырь
Валаамский
монастырь, Валаамский Спасо-Преображенский (мужской) монастырь, известнейшая
(наряду с Соловецким монастырем) обитель Северной России, снискавшая славу
«Северного Афона».
Расположен на
Валааме, самом большом острове одноименного архипелага, в северо-западной части
Ладожского озера, с рядом скитов на малых островах. Летописно-житийная традиция
относит начало местной иноческой жизни к 9–10 вв.; в 14–15 вв. тут уже существовало
многолюдное иноческое братство, почитающее память основателей монастыря свв.
Сергия и Германа. Обитель не раз приходила в упадок в результате вторжений
шведов. Новая ее история начинается с первой четверти 18 в., когда Петр I
закрепил за Россией западную Карелию. Наиболее интенсивное строительство
развернулось в 19 в., тогда в основном и сложился нынешний архитектурный облик
монастыря. В его быту киновия (монашеское общежительство) издавна сочеталась со
скитской и отшельнической жизнью. Крупный религиозный и хозяйственный центр,
Валаам притягивал наряду с паломниками и многих художников (И.И.Шишкина и др.).
Вместе со всем
архипелагом монастырь в 1917–1940 входил в состав Финляндии; с окончанием
советско-финляндской войны (1939–1940) монахи, опасаясь репрессий, ушли отсюда,
учредив Нововалаамскую обитель в Хейнявеси, по ту сторону отодвинутой границы.
На «старом» же Валааме была устроена школа юнг, затем (с 1945) – интернат для
инвалидов войны, а с 1979 – историко-архитектурный и природный музей-заповедник.
Возвращенный Русской православной церкви (передача зданий началась уже в 1988),
монастырь восстанавливает свое историко-церковное, равно как и
историко-художественное достоинство.
В живописном
скалисто-лесном пейзаже Валаама всецело доминирует первозданная природа.
Архитектура сосредоточена в северной части главного острова, над которой
возвышается громада Спасо-Преображенского собора (1851–1856, архитектор
А.М.Горностаев). Некоторым, наиболее ранним зданиям присущи
барочно-классицистические черты (Благовещенская часовня, Святые ворота; конец
18 – начало 19 вв.), но в целом в церковных постройках преобладает типичный для
второй половины 19 – начала 20 вв. историзм с элементами русского стиля; таковы
главный собор, а также постройки скитов (Гефсиманского, Воскресенского,
Предтеченского, Никольского, Всех Святых и др.).
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/