Мышление. Общая характеристика мышления
Мышление. Общая
характеристика мышления
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно
связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового,
опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и
синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного
познания и выходит далеко за его пределы.).
Основные функции
мышления
Установление всеобщих взаимосвязей.
Понимание сущности конкретного явления как
разновидности определенного класса явлений.
Обобщение свойств однородной группы явлений и т.д.
Мыслительные
операции
В психологии выделяют следующие операции мышления:
анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификацию (систематизацию),
абстрагирование, конкретизацию. С помощью этих операции мышления осуществляется
проникновение в глубь той или иной стоящей перед человеком проблемы,
рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение
задачи.
Анализ – это мыслительная операция расчленения
сложного объекта на составляющие его части. Анализ – это выделение в объекте
тех или иных его сторон, элементов, связей отношений и т.п. С помощью анализа
обнаруживаются наиболее существенные признаки. Анализ помогает следователю
выделить из показаний самое существенное, самое необходимое.
Синтез – это мыслительная операция, позволяющая в едином
аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. Анализ
и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать
друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и
наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны.
Сравнение – мыслительная операция, раскрывающая
тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая произвести классификацию
явлений и их обобщение.
Обобщение – мыслительная операция, позволяющая
мысленно объединить предметы и явления по их общим и существенным признакам.
Обобщение может осуществляться в двух уровнях. Первый, элементарный уровень –
соединение сходных предметов по внешним признакам (генерализация). Но большую
познавательную ценность представляет собой обобщение второго, более высокого
уровня, когда в группе предметов и явлений выделяются существенные общие
признаки
Абстрагирование – мыслительная операция отражения
отдельных существенных в каком-то отношении свойств явлений.
В процессе абстрагирования человек как бы «очищает»
предмет от побочных признаков, затрудняющих его исследование в определенном
направлении, правильные научные абстракции отражают действительность глубже,
полнее, чем непосредственные впечатления. На основе обобщения и абстракции
осуществляется классификация и конкретизация.
Классификация – группировка объектов по существенным
признакам. В отличие от классификации, основанием которой должны быть признаки,
существенные в каком-то отношении, систематизация иногда допускает выбор в
качестве основания признаков малосущественных (например, в алфавитных
каталогах), но удобных в оперативном отношении.
Конкретизация – мыслительная операция познания
целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей, теоретическое
воссоздание целостного объекта. Конкретизация является процессом,
противоположным абстракции. В конкретных представлениях мы не стремимся
отвлечься от различных признаков или свойств предметов и явлений, а наоборот,
стремимся представить себе эти предметы во всем многообразии свойств и
признаков, в тесном сочетании одних признаков с другими.
Логические формы
мышления
В психологической науке различают такие конкретные
формы мышления, как понятия, суждения, умозаключения.
Понятие – это отражение в сознании человека общих и
существенных свойств предмета или явления.
Понятие – форма мышления, которая отображает единичное
и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма
мышления, и как особое мыслительное действие.
Понятия могут быть всеобщими и единичными, конкретными
и абстрактными, теоретическими и эмпирическими
Общее понятие охватывает целый класс однородных
предметов или явлений, носящих одно и то же название.
Единичное понятие – это понятие, в котором отражены
присущие только отдельному предмету или явлению признаки. Единичные понятия
представляют собой совокупность знаний о каком – либо одном предмете, однако
при этом отражают свойства, которые могут быть охвачены другим, более общим
понятием.
Конкретное понятие – понятие, которое легко
идентифицировать, представить, сформировать и классифицировать.
Абстрактное понятие – понятие, которое трудно
идентифицировать, представить, классифицировать.
Теоретическое понятие – это понятие, специфическим
содержанием которого выступает объективная связь всеобщего и единичного
(целостного и отличного).
Эмпирическое понятие фиксирует одинаковые предметы в
каждом отдельном классе предметов на основе сравнения.
Понятия формируются в общественно-историческом опыте.
Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.
Суждение – основная форма мышления, в процессе которой
утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями
действительности.
Суждения образуются двумя способами:
непосредственно, когда в них выражают то, что
воспринимается;
опосредованно – путем умозаключений или рассуждений.
Суждения могут быть истинными или ложными, общими,
частными и единичными.
Истинное суждение – это объективно верное суждение.
Ложное суждение – суждение, не соответствующее
реальности.
Общее суждение – утверждение чего-либо (или отрицание)
относительно всех предметов данной группы, данного класса.
Частное суждение – утверждение или отрицание,
относящееся не ко всем, а лишь к некоторым предметам.
Единичное суждение – утверждение или отрицание,
относящееся только к одному предмету.
Умозаключение – форма мышления, при которой на основе
нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения
индуктивные, дедуктивные, по аналогии.
Дедуктивное умозаключение – это умозаключение, в
котором рассуждение осуществляется от общих фактов к единичному выводу.
Индуктивное умозаключение – умозаключение, в котором
рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу.
Умозаключение по аналогии – это такое умозаключение, в
котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без
достаточного исследования всех условий.
Виды мышления
Выделяют различные виды мышления.
Наглядно-действенное мышление – элементарный вид
мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для
формирования более сложных видов мышления. Основная характеристика наглядно –
действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и
познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации.
Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся
опорой на представления и образы. Овладение наглядно-образными представлениями
расширяет сферу действия практического мышления.
Абстрактно-логическое мышление – вид мышления,
основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от
других, несущественных.
Словесно-логическое мышление – вид мышления,
осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При
словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может
познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой
реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и
упорядочивает мир образных представлений и практических действий.
Теоретическое мышление направлено на решение
теоретических задач, опосредованно связанных с практикой.
Практическое мышление направлено на решение
теоретических задач, возникающих в ходе практической деятельности.
Дискурсивное мышление совершается путем логических
умозаключений, приводящих к пониманию основного принципа, закономерности.
Интуитивное мышление осуществляется как
непосредственное «схватывание» ситуации, нахождение решения без осознания путей
и условий его получения.
Репродуктивное, или шаблонное, мышление – это
воспроизводящее мышление.
Продуктивное, или творческое, мышление – это мышление,
вырабатывающее новую стратегию, оригинальный путь решения проблемы.
Индивидуальные особенности и
Качества мышления
Глубина. Проявляется в степени проникновения в
сущность явления, процесса.
Самостоятельность. Выражается в умении увидеть новую
проблему, поставить новый вопрос и затем решить задачи своими силами.
Творческий характер мышления наиболее ярко выражается в его самостоятельности.
Гибкость. Проявляется в умении изменять намеченный
план действий, если он не удовлетворяет условиям, которые обнаруживаются в ходе
решения задачи.
Критичность. Отражает способность человека правильно
оценить как объективные условия, так и собственную активность и при
необходимости отказаться от избранного пути и найти способ действия, наиболее
отвечающий условиям деятельности.
Быстрота. Проявляется в способности находить
правильные, обоснованные решения и реализовывать их в условиях дефицита времени
Список литературы
Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии:
Информ.-метод. Пособие к курсу «Психология человека»: - М.: Пед. общ-во России,
1999. – 397 с.
Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования:
Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. – 244
с.
Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. - Екатеринбург,
Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та,1997. – 244 с.
Климов Е.А. Психология профессионального
самоопределения: Учеб. пособие для вузов. – Р н/Д: Феникс, 1996. – 512 с.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед.
учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.1:
Общие основы психологии – 688 с.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед.
учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. -
Кн.2: Психология образования – 496 с.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учеб для
вузов. - М.: Издат. Центр «Академия», 2000. –512 с.
8. Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая
психология: Учебное пособие для вузов. М.:
Академический проект; Екатеринбург: Деловая
книга, 2005. 368 с.
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://referat.ru