Группа. Межличностные отношения в группе.
Группа. Межличностные отношения в группе
Понятие о социальной группе. Классификация групп
Группа
- ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на
основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, структуры,
уровня развития и т.д.)
Рассмотрим
одну из наиболее распространенных классификаций групп.
По
размеру
Большая
группа (условная) – количественно неограниченная условная общность людей,
выделяемая на основе определенных социальных признаков (пол, возраст,
национальность и т.п.)
Большая
группа (реальная) – значительная по размерам и сложно организованная общность
людей, вовлеченных в ту или иную общественную деятельность (например, коллектив
вуза, предприятия и т.д.)
Малая
группа – (от двух до нескольких десятков человек) относительно небольшое число
непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями и
задачами.
По
общественному статусу
Формальная
(официальная) группа – реальная или условная социальная общность, имеющая
юридически фиксированный статус, члены которой в условиях общественного
разделения труда объединены социально заданной деятельностью, организующей их
труд.
Формальные
группы всегда имеют определенную нормативно закрепленную структуру, назначенное
или избранное руководство, нормативно закрепленные права и обязанности ее
членов.
Неформальная
(неофициальная) группа – реальная социальная общность, не имеющая юридически
фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и
симпатий.
Группы
неформальные могут выступать как изолированные общности или складываться внутри
формальных групп.
По
непосредственности взаимосвязей
Условная
группа – объединенная по определенному признаку (характер деятельности, пол,
возраст и т.д.)
Реальная
группа – это объединение, где люди связанны реальными контактами (например,
группа однокурсников).
По
личностной значимости
Референтная
группа – реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит
себя и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем
поведении и самооценке.
Нереферентная
группа – это группа, психология и поведение которой чужды или безразличны для
человека.
Антиреферентная
группа – это группа, поведение и психологию членов которой человек не приемлет,
осуждает и отвергает.
По
уровню развития
Низкий
уровень
Диффузная
группа – это общность, в которой отсутствует сплоченность как
ценностно-ориентационное единство, нет совместной деятельности, способной
опосредовать отношения ее участников.
Ассоциация
– группа, в которой отсутствуют объединяющая ее совместная деятельность,
организация и управление, а ценностные ориентации, опосредующие межличностные
отношения, проявляются в условиях группового общения.
В
зависимости от общественной направленности опосредующих факторов различают
просоциальные ассоциации и асоциальные ассоциации.
Просоциальнальные
ассоциации – это группы, в которые позитивные нравственные ценности привнесены
из широкой социальной среды, сформированы и упрочены в процессе трудовой
деятельности. В случае включения этих ассоциаций в совместную деятельность,
обусловленную общественно значимыми задачами и соответствующей им организацией
и руководством, они проходят путь коллективообразования. Например, студенческая
группа в начале процесса обучения.
Асоциальные
ассоциации – это группы, ценностные ориентации которых имеют негативный, иногда
антиобщественный характер. Например, группа агрессивно настроенных подростков.
Эти группы, в условиях антиобщественно направленной организации и руководства,
легко превращаются в асоциальные корпорации.
Корпорация
просоциальная – это организованная группа, характеризующаяся замкнутостью и
максимальной централизацией. Например, промышленные корпорации.
Корпорация
асоциальная (антиобщественная) – это группа, противопоставляющая себя другим
социальным общностям на основе своих узко индивидуалистических интересов.
Межличностные отношения в корпорациях опосредуются асоциальными, а зачастую
антисоциальными ценностными ориентациями. Например, группа рэкетиров или мафия.
Высокий
уровень
Коллектив
– группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе
социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе
формируется особый тип межличностных отношений, характеризующийся высокой
сплоченностью как ценностно-ориентационным единством, коллективистической
идентификацией и т.д.
Особенности
зрелого коллектива
Ценности
и цели коллектива и личности совпадают, жизнь коллектива насыщена
социально-полезной, совершенствующей деятельностью
Каждый
член коллектива видит перспективы движений и проявляет личную
заинтересованность в его развитии.
Товарищеское
равноправие его членов, каждый член коллектива участвует в организации
отдельных сторон его жизнедеятельности.
Личность
защищена коллективом и ответственна перед ним.
Группа
и ее структурная организация
Проблема
группы, как важнейшей формы социального объединения людей в процессе совместной
деятельности и общения – одна из центральных в психологии.
Малая
социальная группа – это немногочисленная по составу группа, члены которой
объедены общей целью деятельности и находятся в непосредственном личном контакте
(общении), что является основой для возникновения и развития группы как целого.
Основные
параметры, с помощью которых возможен социально-психологический анализ группы –
это характеристики собственно группы и характеристики, определяющие положения
человека в группе.
К
характеристике группы относятся ее композиция, структура и групповые процессы.
К
характеристикам, определяющим положения человека в группе, относятся система
групповых ожиданий, статусов и ролей членов группы.
Композиция
группы, или ее состав – это совокупность характеристик членов группы, важных с
точки зрения анализа группы как целого. Например, численность группы, ее
возрастной или половой состав, национальность и т.д.
Структура
малой группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют ее
отдельные члены, а также с точки зрения межличностных отношений в ней.
Структура
социальной власти в малой группе
Группа
представляет собой чрезвычайно сложный организм, активность которого
разворачивается одновременно во многих направлениях и требует особых усилий по
сохранению целенаправленности групповых усилий, объединения индивидуальных
активностей в единое целое.
Структура
социальной власти в малой группе – это система взаиморасположений членов группы
в зависимости от их способности оказывать влияние в группе. Социальная власть в
группе может осуществляться в различных формах, среди которых наиболее изучены
феномены лидерства и руководства.
Руководство
– процесс управления группой, осуществляемый руководителем или посредником
между социальной властью и членами общности на основе правовых полномочий и
норм, данных ему[1]
.
Руководитель
– лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и
организации его деятельности.
Руководитель
группы должен обладать рядом качеств, среди которых первостепенными являются
высокая деловая активность, гибкость мышления, адаптируемость к изменяющимся
условиям, коммуникативная культура и т.п.
Основным
инструментом психологического влияния руководителя на группу является его
авторитет.
Стиль
руководства (управления) коллективом – это интегральная характеристика
индивидуальных особенностей личности руководителя, а также чаще всего
применяемых ею способов и средств управленческой деятельности, которые
характеризуют способности и особенности решения управленческих задач.
В
научной литературе описан широкий спектр стилей управления современного
руководителя. Наибольшее распространение получили такие стили, как авторитарный
(доминирующий), демократический (коллегиальный) и либеральный (попустительский).
Стили руководства
Авторитарный.
Характеризуется единоличным принятием всех решений, субъективной оценкой
результатов деятельности, устранением подчиненных от участия в решении вопросов
и подавлением их инициативы и творчества. За счет постоянного контроля
обеспечиваются приемлемые результаты работы. Неудовлетворенность людей своей
работой, положением в коллективе, неблагоприятным психологическим климатом
ведет к постоянным стрессам, влияющим на психологическое и физическое здоровье.
Демократический.
Управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблем, учета мнения,
интересов, потребностей подчиненных. Выполнение принятых решений контролируется
руководителем и сотрудниками.
Данный
стиль управления является эффективным, т.к. обеспечивает высокую
продуктивность, активность сотрудников и сплоченность коллектива. Его
реализация возможна при высоких интеллектуальных, организаторских,
психологических и коммуникативных способностях руководителя.
Либеральный.
Характеризуется, с одной стороны, «максимумом демократий», а с другой –
«минимумом контроля». Подчиненные сами решают возникшие перед ними проблемы, не
особенно считаясь с мнением своего руководителя, поэтому результаты работы
низкие. Неудовлетворенность результатами своей деятельности, руководителем,
климатом в группе ведут к скрытым или явным конфликтам.
Лидерство
– это спонтанно возникающее внутри группы психологическое влияние одного члена
группы на других.
Лидер
– член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в
значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально
играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании
взаимоотношений в группе.
Лидера
порождают не столько личные качества или их особое сочетание, сколько структура
взаимоотношений в данной конкретной группе. Эта система межличностных связей
формируется и определяется целями группы, ее ценностями и нормами, на основе
которых выдвигается конкретный лидер группы.
Лидер
– это референтное лицо в группе, установки и ориентации которого являются
исходными эталонами для всех или большинства членов группы, за ним признается
право вести за собой, быть последней инстанцией в оценке групповых ситуаций и
обстоятельств. В любой реальной группе может одновременно существовать
несколько разноплановых лидеров, занимая в ней свои ниши, и не вступая друг с
другом в серьезные противоречия.
Основные
различия между понятиями «лидер» и «руководитель»
Руководитель
Похожие работы на - Группа. Межличностные отношения в группе.
|