Подготовка будущих педагогов к восприятию субъектности учащихся в обучении
Подготовка будущих педагогов к восприятию субъектности
учащихся в обучении
А. П. Чернявская
Предложения
по изменению системы обучения и взаимодействия в школе всегда соответствовали
социальному и идеологическому контексту конкретного исторического периода. В
соответствии с современными тенденциями развития образования также происходит
изменение взаимоотношений основных субъектов образовательного процесса - педагогов
и учащихся в сторону усиления субъектности последних. Личность становится целью
и фактором образования, и в соответствии с этим происходит реконструкция
традиционной знаниевой модели образования в направлении создания условий для
полноценного проявления и развития личностных функций человека в обучении (В.
В. Сериков). Проводящаяся в настоящее время реформа образования несет новые
взгляды на суть процесса обучения и демократизацию взаимоотношений в школе.
Новая ориентация образования формируется под влиянием множества факторов -
социальных (востребованность самостоятельной, автономной личности во многих
сферах жизни и деятельности), теоретических (развитие научных представлений о
механизмах развития личности), образовательных (развитие концепции продолженного
образования, которое зависит от потенциала самой образовательной системы и,
прежде всего, от среднего образования, закладывающего фундамент для дальнейшего
самообразования человека) и др.
Для
выяснения того, как понимают педагоги свою роль в усилении субъектности
учащихся, в 2002 году в рамках опытно-экспериментальной работы было проведено
исследование, в котором приняли участие 256 учителей городских и сельских школ
Ярославской области. Педагогам был задан вопрос «Что такое «результат обучения»?»,
отвечать на который можно было в свободной форме, количество ответов не
ограничивалось. Было получено 352 ответа, которые можно объединить в 6 групп по
следующим основаниям:
1.
Аспект знаний детей (27,6%),
2.
Аспект самостоятельности детей в обучении (19,8%),
3.
Эмоциональный аспект и аспект отношений (14,3%),
4.
Аспект деятельности учителя (5,2%),
5.
Аспект общения и взаимодействия (14,3%),
6.
Аспект развития и воспитания (18,8%).
Ответы
показали, что учителя в большей мере (27,6%) продолжают ориентироваться на
качество и уровень знаний, получаемых учащимися, что неудивительно, так как
этот критерий продолжает оставаться ведущим формальным критерием оценки
деятельности школы. Ответы, сгруппированные в аспект знаний детей, показывают,
насколько различными критериями пользуются учителя при оценке знаний и,
соответственно, как по-разному они подходят к их развитию у детей. Критерии
распределяются по трем основаниям:
(A)
Формальные (оценки, справляются с контрольными) и неформальные (достижения и
широкий кругозор - категории, практически не измеряемые).
(Б)
Низкого уровня (научить основам предмета, справляются с контрольными) и
высокого уровня (широкий кругозор, хорошие, прочные знания).
(B)
Локального масштаба и более глобального масштаба.
Таким
образом, косвенно можно выявить учебные цели, которых достигает педагог, -
далеко не все педагоги ставят в своей деятельности цели развития общеучебных
способностей детей (анализ, синтез, оценка), являющиеся ведущими как в
осознанном обучении, так и в дальнейшей жизни ребенка. Вторым по значимости
традиционно считался аспект развития и воспитания ребенка. В данном
исследовании он оказался на третьем месте (18,8%), что может быть косвенным
свидетельством ослабления внимания к воспитательной работе в современном
образовании. Второе место принадлежит аспекту становления самостоятельности
детей в обучении. Это доказывает, что современные тенденции развития
образования, в том числе и развитие субъектности детей, уже внедряются в
практику работы педагогов. Более того, ответы, вошедшие в данную группу,
например, «дети готовы к дальнейшей жизни», «научить детей выбору и принятию
решения», свидетельствуют о стремлении педагогов формировать у учащихся навыки
и умения, которые им будут полезны не только и не столько сиюминутно, но и больше
- на протяжении всей жизни. Об изменении позиции учителя в сторону субъектности
свидетельствуют еще два аспекта - общения и отношений, набравшие по 14,3%
каждый. Раскрепощенность детей, гордость знаниями, взаимопонимание с детьми все
увереннее выступают как критерии оценки эффективности деятельности учителя,
наряду со знаниями.
Таблица
1
№
Похожие работы на - Подготовка будущих педагогов к восприятию субъектности учащихся в обучении
|