Реформа дошкольного образования как препятствие на пути формирования духовно-нравственной мотивации маленького человека
Реформа дошкольного образования как препятствие на
пути формирования духовно-нравственной мотивации маленького человека
Ломбина Т. В.
Основа
личности ребенка, его духовно-нравственная мотивация формируется в дошкольном
возрасте, это самый сензитивный возраст малыша. До семи - девяти лет ребенок
является правополушарным существом, левое полушарие у него актуализируется
только к девяти годам. За нравственное здоровье и религиозное чувство у
человека отвечает именно правое полушарие.
"...В
эти годы душа ребенка так наивна, так впечатлительна и беспомощна, она как бы
плывет в потоке наивной непосредственной доверчивости. В этот период
впечатлениям открыта последняя глубина души, она всему доступна и не защищена
никакой броней. И в этот момент самое важное – духовно пробудить ребенка и
указать перед лицом будущих трудностей и опасностей жизни, что источник силы
находится в его собственной душе. Надо, чтобы именно в этом возрасте ребенок
получил доступ ко всем сферам духовного опыта, чтобы все значительное и
священное в жизни открылось ему" (Ильин И.А.)
Конечно,
в этом возрасте есть определенная трудность развития и воспитания ребенка:
трудно это делать наукообразным, дидактическим способом. Но, зная, что путь к
сердцу ребенка, к его чувствам, и через них - к его мыслям, лежит через игру,
через сказку, через яркую эмоцию, через яркий словесный, живописный и
поэтический образ, можно сформировать нравственную личность уже и в таком
малыше. Ведь ни для кого не секрет, что добрая русская народная сказка, меткая
пословица или поговорка, одним словом русский фолклор, - это Евангелие от
народа.
Не
учитывая правополушарности детей дошкольного возраста, мы губим их самый
талантливый период. Потому-то и была мною написана программа
"Читайка".
"Читайка"
это учебник и сказка одновременно. Но не простая сказка и не обычный учебник. В
этом учебнике учебного материала как бы и нет, его не видно. Он глубоко
спрятан, растворен в художественной форме.
Ребенок
просто играет, и незаметно для себя обучается читать, считать.
Ребенок
просто играет, и незаметно для себя развивает свою память, эмоции, речь,
внимание. Ребенок просто играет и незаметно для себя воспитывает волю,
формирует характер. И все это ребенок делает весело, с радостью, легко. И
главное – в привычной и комфортной для него атмосфере сказки, фантазии, игры и
чувства.
В
прошлом году я встречалась с профессором Хелен Пенн из Института образования
Лондонского университета. Она часто бывает в России, странах СНГ, так как
отвечает за права ребенка, являясь членом Международной комиссии, оберегающей
детство. По ее словам наше дошкольное воспитание и образование – это чудо,
которое осталось в наследство нам и странам ближнего зарубежья. Ничего лучшего
не придумано нигде! Она с печалью призналась, что английские малыши являются
жертвой традиции, которая требует, чтобы дети шли в школу с пяти лет. Но
взрослые при этом заведомо знают, что к 7 - 8 годам только 10% из всех
горе-учеников научатся читать, но мотивация к обучению подавляется у них
навсегда.
Жаль,
конечно, английских малышей, но мое сердце болит сейчас не о них, у них есть
свои родители, свое государство. Моя печаль – наши дети, для которых
Министерство образования придумало очередное страшнейшее испытание в виде
реформы дошкольного образования, которая не только отнимет у ребенка детство,
но и здоровье.
Как
известно, мы находимся сейчас на этапе не просто дикого, но дичайшего капитализма.
Молодые родители, чтобы как-то заработать на жизнь и на жилье работают по 10 -
12 часов в день. Ребенка они видят уже либо перед сном, либо спящим. Заняться
его воспитанием, его нравственным здоровьем у них нет ни сил, ни возможностей.
Слава Богу, у них есть то самое чудо, о котором говорила профессор Хелен Пенн,
наши детские сады с программами развития и воспитания. Я уже почти пятнадцать
лет работаю с этими удивительными людьми – педагогами-дошкольниками , они
вызывают у меня восхищение и преклонение за их самоотверженный, почти
неоплачиваемый труд. А в той ситуации, в которой сейчас оказалась наша страна,
им надо бы платить золотом. В их руках наше будущее – наши дети, их здоровье, а
самое главное – их нравственное здоровье. Это именно они формируют духовно –
моральный облик будущего нашей страны.
Теперь
о здоровье физическом. В России в 80-х годах 20-го века был проведен
широкомасштабный эксперимент по обучению шестилеток, охвативший 50 тысяч детей.
Они обучались в детском саду и школе. Результаты эксперимента показали, что
дети шести лет не готовы к обучению школьными методами. Обучение детей такого
возраста приводит к серьезным нарушениям их здоровья.
Перед
началом эксперимента здоровыми были 39% детей (первая группа здоровья) и 95%
имели нормальное физическое развитие. После обучения в условиях, приближенных к
школьным, у 92% детей снизился вес, у 25% - гемоглобин в крови, у 48% -
ухудшилось нервно-психическое здоровье. Более 50% детей тяжело адаптировались к
новым условиям, а в конце года 38% учащихся были отчислены из школы из-за
психоневрологических отклонений. Таким образом, эксперимент показал
невозможность обучения детей даже с шести лет, а что уж говорить о пятилетках.
Аналогичные результаты получены американскими и французскими учеными. Опыт
французских педагогов и психологов показывает, что чем дольше длится дошкольное
развитие, тем успешнее идет обучение ребенка в школе, тем меньше риска для его
здоровья. Раннее включение ребенка в целенаправленное обучение не может быть
благоприятным фактором для когнитивного, речевого и социального развития
ребенка. Раннее погружение ребенка в группу целенаправленного обучения требует
от него развития способностей чувствовать себя частью группы, а у него по его
психофизиологическим возможностям возраста должна идти работа по формированию
Я-концепции.
В
США крайне обеспокоены плачевным состоянием начального и среднего образования в
стране. Отставание американских школьников уже давно тревожит педагогов и
политиков, а то, что 40% учащихся 4-х классов не умеют читать книги для детей
младшего школьного возраста вовсе шокировало американскую общественность, тем
более, что сорока пяти процентам детей, обучавшимся с 5-ти лет, потребовалась
помощь психотерапевта и психиатра. То есть нулевой класс с 5-ти лет не может
быть гарантией хорошего усвоения знаний в школе. А ведь именно эту цель
преследуют наши реформаторы.
Согласно
реформе, обучать детей 5-ти лет читать, считать, а также компьютерной грамоте
будут школьные учителя. Не надо доказывать, что они будут делать это так, как
умеют и как делают у себя в школе, а именно - левополушарными методами.
Психофизиологами показано, что такой подход к обучению дошкольников приведет к
притормаживанию функций правого полушария и, вследствие этого, к подавлению
творческого потенциала ребенка.
Таким
образом, предполагаемая реформа образования – это выстрел в будущее нации! Она
не только не достигнет цели выравнивания стартовых возможностей детей, но
приведет к подрыву их физического, нервно-психического здоровья, а в целом, к
разрушению творческого потенциала нации. Непонятно почему выравнивание
стартовых возможностей детей не начать в 1-ом классе школы, когда ребенок
физически и психически, хотя бы частично, готов к левополушарной - читай:
авторитарной - школьной системе обучения.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/