Психологические аспекты нравственного воспитания и самосознания подростка
Психологические аспекты нравственного воспитания и
самосознания подростка.
Христофорова Валентина Кельсиевна, аспирант,
заведующая Центром Психологической службы Алматинского областного института
профессионального развития кадров.
Культурное
пространство часто характеризуют в современном мире термином “бездуховность”.
Эти факторы вызывают насущную необходимость постановки и разрешения проблемы
духовного воспитания и нравственного самосознания подростка.
В
педагогической науке, психологии нет специально обозначенного понятия “нравственное
развитие ребёнка”.
Понятие
“нравственное развитие личности ” звучит в контексте теории развития личности.
Понятие “нравственность” и “мораль” часто отождествляются. Но мораль – это
категория общественно- историческая. Нравственность- категория внутренняя,
отражающая нравственные потребности, которые зарождаются и претерпевают сложное
развитие внутри личности. Понятие “нравственное развитие” как
психопедагогический процесс не только правомерно, но и необходимо, так как оно
имеет внутренний характер, а развивать можно то, что уже заложено в человеке. Нравственное
развитие – это не формирование отдельных качеств личности, а развитие
целостного качества, базирующегося на эмоционально- волевой сфере личности.
Процесс
нравственного развития обусловлен природным потенциалом индивидуально и поэтому
глубоко индивидуален. Процесс нравственного развития подростков носит личностно
обусловленный характер. Необходим учёт возрастных и индивидуальных особенностей
учащихся, способствующих или, наоборот, негативно влияющих на формирование
личностных свойств и качеств. Не составляют исключения из этого правила честь и
достоинство личности, основой которых является высокий уровень самосознания
учащихся, их способность к рефлексии нравственной самооценке и самоуважению.
Направленное
на себя мышление наиболее отчетливо проявляется в подростковом и старшем
школьном возрасте, когда осознанное самовосприятие становится одним из
центральных личностных новообразований.
В
подростковом возрасте отношение школьников к учебной деятельности претерпевает
серьёзные изменения. Прежде всего, снижается их учебно-познавательная
мотивация. Для того чтобы школьник-подросток относился к учебе более осознанно,
знания, которые он получает в школе, должны приобрести для него личностный
смысл. Но этого часто не происходит.
Помочь
подросткам стать активными, сознательными учениками, относиться к учебной
деятельности как к лично значимой может коучинг. Коучинг – форма
консультативной поддержки, которая помогает человеку достигать значимых для
него целей в оптимальное время путём мобилизации внутреннего потенциала,
развития необходимых способностей и формирования новых навыков. Это процесс
выявления целей человека и выработки оптимальных путей их достижения, помочь
ему прийти к этому осознанно. Как пишут Парслоу и Рэй, “Вы не можете никого
ничему научить, прежде чем человек сам этого не захочет; вы можете привести
лошадь на водопой, но не в ваших силах заставить её пить!” (Парслоу.Э, Рэй.М.
2003)
Коуч
помогает подростку учиться на собственных ошибках, что даёт ему возможность
получить новый ценный опыт в достижении цели, что позволит ему осознанно
продвинуться вперёд. При этом создаётся активная атмосфера становления личности
подростка, её нравственного самосознания и духовности.
Поэтому
этот возраст является наиболее благоприятным периодом целенаправленного
формирования чести и достоинства личности. Надо отметить, что процесс формирования
проявляется на протяжении длительного времени и требует специального внимания,
наблюдения и коррекции.
В
критических ситуациях, как взрослые, так и подростки, не имея твёрдых моральных
принципов, очень скоро на горьком опыте убеждаются в том, что равнодушие к
морали, безнравственность в конце концов разрушают душевную гармонию, делают
человека рабом собственных желаний, вводят его в отчаяние и, в случае
нарко-зависимости, заражения венерическими инфекциями или СПИДом, обрекают его
на болезнь и смерть.
Важно
сегодня показать тем, кто ещё только вступает на путь взросления, как можно
прожить счастливую жизнь, как научиться отличать правильные и неправильные
поступки и видеть их последствия, верить в свою уникальность, отличать факторы,
помогающие человеку добиваться действительно прочных отношений с близкими и
друзьями, формировать собственные жизненные ценности, оценивать уровень своей
ответственности во всех сферах жизни: физической, умственной, эмоциональной,
социальной, духовной.
Психологические
исследования морального развития прошлого столетия были во власти трёх
теоретических подходов: психоаналитического, первоначально сформированного
Фрейдом (1933), теорий социального научения (Хартсхорн и Мэй, 1928-1930), и
Когнитивного, предложенного Пиаже (1932) и Кольбергом (1958) Психоанализ
концентрировался на моральных чувствах, типа чувства вины, бихевиористский
подход – на изучении поведения, когнитивный подчеркивал структуру морального
размышления.
Кольберг
активно претворял свою теорию в практику в основном по трём направлениям:
1.
разработка специальных программ нравственного развития в форме обсуждения
дилемм;
2.
дополнение традиционных школьных программ нравственным компонентом;
3.
создание “справедливых школьных сообществ” чьей целью было преобразование всей
структуры управления школой.
Кольберг
определил, что переход с одного уровня морального развития на другой
осуществляется при столкновении с моральными суждениями высокого уровня
создающее ситуацию конфликта мнений и ценностей. Это становится возможным
благодаря способности встать на позицию другого, увидеть проблему другими
глазами.
Эти
условия в полной мере соблюдаются при использовании моральных дилемм в
нравственном воспитании. Сравнение экспериментальной группы подростков, где
проводилось обсуждение моральных дилемм, с контрольной, в которой подобной
работы не проводилось, показало значительное продвижение морального развития
подростков экспериментальной группы.
Таким
образом, как показывают исследования, есть возможность создания специальных
программ нравственного воспитания детей, развития у них самосознания на основе
моральных дилемм.
Обсуждение
дилемм по принципу: “Я бы в этой ситуации поступил так, как …”
-
позволяет глубоко проработать проблему, понять скрытые качества и взаимосвязи вещей;
-
создаёт ситуацию столкновения мнений и точек зрений, что готовит к многообразию
их в реальной жизни;
-
способствует определению личной позиции в данной ситуации;
-
приучает к размышлению перед принятием решения, формируя ответственность;
-
помогает лучше понимать другого, развивая толерантность.
Сознательное
развитие в себе нравственности невозможно начать или слишком рано, или слишком
поздно. Человек развивает в себе положительные черты в течение всей жизни,
принимая высоконравственные решения – даже в самых сложных ситуациях.
Список литературы
Зырянова
Н.М. Коучинг в обучении подростков. 2004 год
Мэй,
Лэнк. Власть обучения. 19994 год
Байярд
Р., Байярд Л. Ваш беспокойный подросток. 19991 год
Выготский
Л.С. Проблема возраста. 1984 год
Эриксон
Э. Детство и общество. 19992 год
Пиаже
Ж. Избранные психологические труды. 1969 год
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://collegy.km.ru/