.
Следующее положение - социально-экономическое равноправие индивидов и их общностей. Социальные и экономические права человека также неотчуждаемы и естественны, как личные, принадлежащие каждому от рождения. Уравнять всех и во всем - это утопическая мысль, но вполне реально предоставить индивидам равные социально-экономические возможности в соответствии с их статусом в обществе. Это одна из целей социального государства.
Социальная справедливость - важнейший теоретический аспект концепции. Около трети рассматриваемых в Конституционном Суде жалоб относится, по существу, к вопросам ее обеспечения. Практически это связано с решением вопросов инфраструктуры, установлением минимального размера оплаты труда, потребительской корзины: то ли минимум оказывается слишком мал, то ли корзина слишком "легкая". Между тем социальная справедливость - принцип, который социальное государство должно гарантировать. В.Е. Чиркин высказывает мысль, что данный тип государства выступает социально-политическим арбитром, так как регулирует экономическую, социальную, политическую и даже духовную сферы жизни общества.
При осуществлении этих позиций главным остается финансовый вопрос. Ввиду этого невозможно существование социального государства без социально ориентированной экономики.
Признаки социального государства.
Становление социального государства - это процесс не только экономический и политический, но и нравственный.
С учетом сказанного можно сделать вывод, что условиями существования социального государства и его характерными признаками являются:
. Демократическая организация государственной власти.
. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего - должностных лиц государства.
. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.
. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.
. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.
. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.
. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.
а) достойных условий существования;
б) социальной защищенности;
в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.
. Наличие развитого социального законодательства.
Функции социального государства.
Говоря о функциях социального государства, следует иметь в виду следующие обстоятельства:
а) ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового;
б) на содержание всех функций социального государства налагает отпечаток его общее социальное назначение, то есть традиционные функции как бы преломляются через призму целей и задач социального государства, и в этом плане можно вести речь о наличии у него общей социальной функции (общем социальном назначении);
в) в рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства - специфические функции.
К последним, в частности, относятся:
. поддержка социально незащищенных категорий населения;
. охрана труда и здоровья людей;
. поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
. сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;
. поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);
. финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;
. борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;
. поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;
. участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;
. забота о сохранении мира в обществе.
Обобщая и подытоживая главу и параграф в частности, я пришла к выводу, что сущность государства проявляется в его функциях, в той служебной роли государства, которая характеризует осуществление классовых и общесоциальных интересов общества. История показывает, что государство в своей деятельности всегда в определенной мере сочетает эти интересы для сохранения целостности единства общества (без наемных работников нет капиталистов, без крестьян - феодалов). Но мера сочетания этих интересов государством исторически неоднозначна. Иными словами, сущность государства двуедина (служение классовым, групповым и общесоциальным интересам) и исторически изменчива в плане соотношения ее сторон. Сущность современного социального, демократического, правового государства состоит в том, что оно является орудием достижения в обществе социального компромисса и согласия.
Глава 2. Российская Федерация - социальное государство
.1 Конституционные основы социальной политики Российской Федерации
В соответствии со ст. 7 Конституции России: «1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
Положение о социальном государстве ввиду его общественной важности отнесено к основам конституционного строя страны и находит свое развитие в других конституционных нормах.
К ним следует отнести целый ряд социальных прав, гарантированных в следующих статьях Основного закона. Это право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ), на труд и его оплату (п. 1-4 ст. 37), на отдых (п. 5 ст. 37), на защиту материнства, детства и семьи (ст. 38), на социальное обеспечение (ст. 39), на жилище (ст. 40), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), на экологическую безопасность (ст. 42), на образование (ст. 43), на участие и доступ к культурной жизни (ст. 44) и другие. При этом «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка … места жительства» (п. 2 ст. 19 Конституции РФ), т.е. вне зависимости от того, в каком субъекте Российской Федерации проживает человек.
В федеративном государстве государственная социальная политика имеет свои особенности в силу того, что само государство является многосубъектным. Функции и конституционные обязанности государства в социальной сфере распределяются между федеральным уровнем и уровнем субъектов Федерации. Способами распределения являются: конституционное распределение пределов (предметов) ведения Федерации, субъектов Федерации и их совместного ведения (ст. 71, 72 и 73 Конституции Российской Федерации); договорное распределение функций и фактически сложившееся, но до времени не урегулированное нормативными актами и законами выполнение функций и взаимодействие при их выполнении.
Так, защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности, общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий, установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей, выполнение международных договоров находятся (согласно ст. 72 Конституции РФ) в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Например, установление общефедеральной политики, федеральные про граммы в области государственного, экономического, экологического, социального и национального развития Российской Федерации, федеральные фонды регионального развития, наряду с такими важнейшими вопросами, как принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, в т.ч. в социальной сфере, контроль за соблюдением федерального законодательства и территорией Российской Федерации, регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, вопросов войны и мира, судоустройства, определение статуса и защиты государственной границы и т.д. отнесено (ст. 71 Конституции РФ) к исключительному ведению Российской Федерации.
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области обладают всей полно той государственной власти (ст. 73 Конституции РФ), в т. ч. и по реализации социальной политики в регионе.
Таковы некоторые конституционные основы государственной социальной политики на общероссийском и региональном уровнях.
Рассмотрим более подробно основные направления социальной политики РФ:
Охрана труда и здоровья людей.
В демократическом обществе гражданин сам распоряжается своими способностями к труду самостоятельно или на основе договора (ч.1 ст. 37 К. РФ).
Свобода труда провозглашена в ч. 1 ст. 37 К. РФ в соответствии со ст. 23 Всеобщей декларации прав человека. Принцип свободы труда в определенной мере уже нашел отражение в действующем законодательстве.
Свобода труда означает, что только самим гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Реализуя это право, гражданин может выбирать тот или иной род деятельности и занятий. Он может, например, самостоятельно обеспечивать себя работой в качестве предпринимателя, фермера, члена кооператива, заниматься индивидуальной трудовой деятельностью и т. д. Эта сторона трудовой деятельности урегулирована ст. 34 Конституции.
Законодательством предусмотрен и ряд защитных мер против безработицы. Назовем лишь основные из них. Всем гражданам гарантируется бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве со стороны Федеральной службы занятости России. Безработным гражданам государство гарантирует: бесплатное обучение новой профессии (специальности) и повышение квалификации по направлению службы занятости с выплатой стипендии; возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах; компенсацию затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости и, наконец, выплату пособия по безработице, размер которого составляет от 75 до 45 процентов среднего заработка гражданина, но во всех случаях не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Наряду с охраной труда важной составной частью социальной политики государства является охрана здоровья граждан. В Российской Федерации в обязанность государства входит финансирование федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения, принятие мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экономическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
«А что такое предупреждение заболеваний? Это охрана труда, жесткие требования».
В России элементарные меры в течение последних лет позволили сократить количество несчастных случаев.
Установление гарантированного минимального размера оплаты труда.
Одной из характерных черт социального государства является его ответственность за предоставление каждому гражданину достойного человека прожиточного минимума.
Прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.
Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.
Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях».
Защита государством материнства и детства, семьи как конституционный принцип была впервые закреплена в 1977 г. Подтверждение государственной политики в данной области в новом Основном Законе Российской Федерации соответствует международно-правовым актам ООН по правам человека и свидетельствует о том значении, которое придается в современном обществе семье, женщине-матери, детям.
Законодательство об охране здоровья граждан закрепляет право каждой женщины самой решать вопрос о материнстве.
Каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу. Это право обеспечивается, в первую очередь, предоставлением родителям родительских прав, которые одновременно являются обязанностями по воспитанию, что закреплено в ч. 2 ст. 38 Конституции РФ. При этом особо подчеркивается равенство прав и обязанностей обоих родителей, основанное на общем конституционном принципе равенства прав и свобод мужчины и женщины (ст. 19 Конституции РФ).
Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей.
Совершеннолетние дети, в свою очередь, должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях. Эта конституционная норма отразила уже закрепленные в семейном законодательстве обязанности взрослых детей по отношению к своим родителям.
Развитие системы социального обслуживания.
Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В Российской Федерации имеется государственная система социальных служб.
Она включает государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, являющиеся федеральной собственностью и находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, государственных предприятия и учреждения социального обслуживания, являющиеся собственностью субъектов Российской Федерации и находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб.
Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания.
Социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату.
Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных службах иных форм собственности устанавливаются ими самостоятельно.
В учреждениях социального обслуживания клиентам социальной службы предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.
Социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах.
Существует и социальное обслуживание граждан пожилого возраста.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах.
Государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.
Иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе беженцы, пользуются теми же правами в сфере социального обслуживания, что и граждане Российской Федерации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.
Согласно ч. 2 ст. 39 Конституции РФ, «государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом».
Наличие соответствующих федеральных законов является необходимой гарантией реализации конституционного права на социальное обеспечение. В настоящее время в России действует несколько федеральных пенсионных законов. Это, прежде всего, Закон РСФСР от 20.11.1990г. №340 «О государственных пенсиях в РСФСР», Закон РФ от 12.02.1993г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей», Закон от 21.05.1993г. «О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву» и т.д.
Государственные пенсии для отдельных категорий граждан установлены также Законами о занятости населения в Российской Федерации, о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, о государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В связи с инфляционными процессами периодически принимаются нормативные акты о корректировке размера пенсий и заработка, из которого они исчисляются.
Согласно ч. 3 ст. 39 Конституции РФ поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
.2 Реализация положений конституции о социальном государстве
Сама по себе декларация о социальном государстве не превращает в таковое Россию автоматически. Для его становления, развития и укрепления требуется и теоретическое обоснование концептуальных основ формирования эффективной социальной рыночной экономики и политики, обеспечивающей занятость, достойную заработную плату, развитое социальное страхование, поддержку семьи, материнства и детства, престарелых, молодежи и т.д., и разработка комплексной программы мер и механизмов их реализации всеми ветвями и уровнями государственной власти и местного самоуправления.
Можно назвать некоторые проблемы создания социального государства в России:
. Россия еще не обрела опоры в праве, в правах человека и социальное государство в России не может опереться на фундамент правового государства: создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе);
. В России не создан средний слой собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности;
. Отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников;
. Не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции;
. Отсутствует развитое, зрелое гражданское общество;
. Снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. В общественном сознании утверждается (не без помощи профессиональных идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой - политики и экономик;
. Существующие политические партии России не имеют четких социальных программ и представлений о путях реформирования общества;
. В обществе отсутствуют четко обозначенные реальные цели, научно выверенные модели жизнеустройства;
. В процессе освобождения российского общества от тотального вмешательства государства по инерции снижена социальная роль государственности, то есть российское государство впало в другую крайность, оставив гражданина один на один со стихией рынка.
Тем не менее, несмотря на перечисленные трудности, развитие социальной государственности - единственно возможный путь для свободного общества, которым хочет стать Россия.
Поскольку социальным государство становится при достижении баланса во взаимодействии основных социальных и политических сил в обществе, данные меры могут помочь в решении выше указанных проблем:
oподдержание занятости (проведение эффективной кадровой политики, обеспечение гражданам свободы выбора места жительства и возможности продуктивно трудиться, стимулирование организации современных производств и рабочих мест, защита трудовых прав и интересов работников в рамках социального партнерства; содействие общественно полезному и эффективному предпринимательству);
oпроведение политики доходов (формирование эффективной системы налогообложения; установление государственных гарантий в сфере оплаты труда, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы; контроль за инфляцией);
oулучшение жизнеобеспечения населения (поддержание и развитие коммунальной инфраструктуры, транспорта и связи);
oсовершенствование системы социальной защиты граждан (разработка и реализация государственных программ борьбы с бедностью, комплексной защиты населения, в первую очередь слабозащищенных категорий, от социальных рисков; реформирование системы социального страхования, в том числе пенсионного и медицинского);
oохрана окружающей среды (обеспечение экологической безопасности страны и достойного качества жизни и здоровья населения при условии сохранения природных систем, поддержания их целостности и жизнеобеспечивающих функций);
oформирование социокультурной среды (повышение роли и качества общего и профессионального образования; сохранение национальных языков и культуры народов, населяющих Российскую Федерацию).
Подтверждением социальной, политической, идеологической и нравственной зрелости социального государства, общества в целом является становление и развитие института социального партнерства как регулятора социально-трудовых отношений.
Для реализации положений ст. 7 Конституции Российской Федерации требуются согласованные действия всех ветвей государственной власти и общественных объединений. Чтобы весь механизм четко работал, необходимо принять федеральный закон "Об основах социальной политики", который определил бы права и обязанности всех ее субъектов - государственных органов, органов местного самоуправления, бизнеса и общественных объединений.
Важнейший инструмент социальной политики - социальная защита. Она включает комплекс мер:
oстимулирование стабильной, оплачиваемой трудовой деятельности;
oпредотвращение основных социальных рисков и компенсацию части доходов в случае их возникновения с помощью механизмов социального страхования;
oпредоставление социальной помощи уязвимым группам населения, не являющимся участниками системы страхования;
oобеспечение доступа граждан к образованию и медицинской помощи.
Реализацию гарантированных гражданам Конституцией социальных прав (являющихся одновременно ориентирами для социальной и экономической политики социального государства), а также порядок их предоставления обеспечивают устанавливаемые государственные социальные стандарты (ГСС), которые необходимо закрепить в соответствующем федеральном законе, охватывающем все основные сферы социальных отношений оплату труда и трудовые отношения; поддержание занятости и помощь безработным; пенсионное обеспечение; медицинское обслуживание и снабжение лекарственными средствами; сферы коммунальных и бытовых услуг, образования и профессиональной подготовки, науки, культуры, социального страхования и т.д.
Представляется настоятельной необходимость гармонизации законов в сфере доходов: в стране отсутствует единый концептуальный подход к регулированию заработной платы и увязке ее с размерами пенсий и ресурсным обеспечением.
С особой остротой в нашем обществе стоят проблемы социальной поддержки молодежи, профилактики детской беспризорности и безнадзорности. Основными причинами их возникновения и роста являются разрушение прежней государственной инфраструктуры социализации и общественного воспитания детей без формирования эффективной новой, адаптированной к условиям рыночных отношений, рост бедности и имущественного расслоения населения. В этой связи чрезвычайно актуальными остаются вопросы принятия федерального закона об основах государственной молодежной политики и возвращения к разработке законопроекта о профилактике насилия в семье и обществе.
Если оценивать реализацию системы социального государства в нашей стране, то можно прийти к выводу, что его формирование в России находится на довольно раннем этапе. Государственное управление в большинстве случаев осуществляется без реальной опоры на юридическую доктрину, нормативная база - неполная, определены лишь некоторые конституционные обязанности Российского государства в области социальной политики по отношению к его гражданам. С практической реализацией сложнее, так как нормативных элементов, способствующих развитию социальных улучшений по-прежнему не достаточно.
Провозглашение Российской Федерации социальным государством - цель, достижение которой потребует огромных усилий. Пока мы находимся в самом начале трудного пути.
Заключение
Социальное государство - это более высокая ступень государственности. Если исходить из термина, то его можно определить как государство, служащее интересам общества.
В данной работе мною были рассмотрены понятие социального государства, его сущность, история <#"justify">Список используемых источников и литературы
I. Нормативно-правовые акты и договоры
. Конституция РФ от 12.12.1993г. Российская газета, № 237, 25.12.1993.
. Федеральный Закон от 19.05.1995г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» (ред. от 22.12.2005)//СЗ РФ, 22.05.1995, № 21, ст. 1929.
. Федеральный Закон РФ от 24.10.1997г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (ред. от 22.08.2004)//СЗ РФ, 27.10.1997, № 43, ст. 4904.
. Федеральный Закон от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» (ред. от 21.12.2004) //СЗ РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3802.
. Федеральный Закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. от 29.12.2004)//СЗ РФ, 19.07.1999, № 29, ст. 3699.
. Федеральный Закон от 7.08.2000г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2004, с изм. от 06.04.2006)//СЗ РФ, 14.08.2000, № 33, ст. 3348.
. Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948г.
. Международный пакт о гражданских и политических правах от 19.12.1966г.
. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19.12.1966г.
II. Учебная и научная литература
. Абдуллаев М.И. Правоведение: Учебник для вузов. СПб., 2006. - 173 с.
. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М.: Издательская группа "Норма-Инфра-М", 2010 - 240 с.
. Боброва Н. А. Конституционный строй и конституционализм в России: Монография, Изд.: ЮНИТИ-ДАНА; 2012 - 264 с.
. Гончаров П.К. Социальное государство: сущность и принципы // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Политология. 2011. N 2., 7 - 10 с.
. Жильская Л.В. История государства и права, 2006., N 1., 3- 5 с.
. Зорькин В.Д. Социальное государство в России: проблемы реализации // Сравнительное конституционное обозрение. 2011. - 23 с.
. Иваненко В.А. Социальные права и социальные обязанности государства: международные конституционные правовые аспекты. СПб, 2007. - 221 с.
. Королев С.В. Конституционно-правовое регулирование бюджетного федерализма: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 2011. - 44 с.
9. Кочеткова Л.Н. Теория социального государства Лоренца фон Штейна//Философия и общество; 2009. №3 <http://www.socionauki.ru/journal/fio/archive/2008_3/> - 13-16 с.
. Ледях И.А. Социальное государство и права человека. М., 2012. - 322 с.
. Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 2005. - 219 с.
. Чиркин В.Е. Социальное государство: юридические индикаторы // Российский юридический журнал. 2011 N 4. 33-36 с.
. Шарков Ф.И., Основы социального государства: Учебник; Издат., Дашков и К, 2012 .- 314с.
. Юридическая энциклопедия / Под ред. Б.Н. Топорнина. М., 2012. - 188 с.