Дисциплинарная
ответственность
|
Дисциплинарный проступок
|
|
Дисциплинарные взыскания
|
|
Порядок подчиненности
уполномоченными органами и должностными лицами
|
|
Пределы дисциплинарной
власти должностных лиц определяются правом
|
Рисунок 2.1 - Общая характеристика дисциплинарной ответственности
Рассмотрим более подробно каждую из характеристик.
Дисциплинарный проступок образует противоправное, виновное нарушение
дисциплины, не влекущее уголовной ответственности по нормам уголовного права.
По нормам трудового права под нарушением дисциплины понимается
неисполнение ил ненадлежащее исполнение работником своих трудовых
обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами трудового
распорядка.
Субъектом таких проступков является основная масса работников, но не все
они. Обязанности определенных категорий государственных служащих, реализующих
свои властные полномочия вне рамок трудовых отношений, военнослужащих,
определяются законами, указами Президента РФ, утвержденными полномочными
органами, уставами и положениями.
Нередко основанием дисциплинарной ответственности признается нарушение служебной
дисциплины, объем, и содержание которой определяется различным способом.[11]
Дисциплинарный взыскания налагаются уполномоченными органами ил
должностными лицами на подчиненных им в той или иной форме нарушителей. Объем
их дисциплинарной власти регламентируется административным правом.
Установление и реализация мер материальной ответственности не составляет
специальную функцию административного права. Это область гражданского и
трудового права. [12]
Тем не менее, административное право, хотя и своеобразным образом, но
проявляет себя в этой области. Прежде всего, с помощью его норм определяются
полномочия органов и должностных лиц, связанные с возмещением материального
ущерба в административном порядке:
во первых, при отказе работника от добровольного возмещения ущерба,
причиненного предприятию, учреждению, организации, он возмещается по
распоряжению администрации путем удержания из заработной платы, если сумма
ущерба, подлежащая взысканию, не превышает его среднего месячного заработка;
во-вторых, взыскание в административном порядке сумм, полученных в
результате незаконного повышения цен на продукцию.
Законодательством предусматриваются также случаи, когда материальная
ответственность устанавливается именно в контексте административного права.
Субъектами такой ответственности признаются, прежде всего, военнослужащие
и приравненные к ним лица. За причиненный вред, не связанный с выполнением
обязанностей службы, такие лица несут материальную ответственность на общих
основаниях. [4, 12]
В соответствии с нормами административного права они несут материальную
ответственность в случае причинения или материального ущерба воинской части,
учреждению, с которыми военнослужащие состоят в служебных и приравненных к ним
отношениях, при исполнении ими обязанностей службы. [5]
Материальная ответственность военнослужащих за вред, причиненный ими
государству при исполнении обязанностей военной службы, выступает в
соответствии с Положением о материальной ответственности военнослужащих.
Имущественная ответственность сотрудников органов внутренних дел,
налоговой полиции и некоторых иных служащих может предусматриваться контрактами
о службе.
При увольнении из органов внутренних дел, налоговой полиции по
основаниям, установленным в нормативно-правовых актах (например, за грубое нарушение
дисциплины, за совершение проступков не совместимых со служебным статусом, и
др.), сотрудник подлежит взысканию, с него в бесспорном порядке стоимости
выданной ему форменной одежды с учетом степени ее износа. [4]
Отдельным органам исполнительной власти или должностным лицам
предоставляется законодательное право применения санкций имущественного
характера.
Так, Главный государственный санитарный врач РФ и его заместители могут
обязать предприятия и организации, допустившие загрязнение окружающей среды,
выпуск или реализацию продукции, употребление которой привело к массовым
заболеваниям и отравлениям:
уплатить штраф в доход местного бюджета;
возместить дополнительные расходы лечебных учреждений на оказание помощи
больным, проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий. [6]
.2 Административная ответственность организаций
Действующим законодательством субъектами административной ответственности
признаются, как правило, организации, имеющие статус юридического лица.
Признаки субъекта административного правонарушения в виде организаций
чаще всего отражаются в деяниях тех или иных физических лиц, чаще
должностных.[15]
Если деяния в законе обезличены, т.е. не обозначены лица, которые могут
быть признаны виновными в совершении административного правонарушения, вина
коллективного образования определяется по противоправным последствиям его
деятельности. Например, когда речь идет об умышленном нарушении организацией
законодательства, его норм, субъектами такого нарушения являются должностные
лица или иные его работники. Также субъектами такого правонарушения могут быть
признаны как должностные лица, так и организация в целом.[5, 15]
Субъектами многих видов правонарушений могут признаваться юридические
лица, исключая их должностных лиц.
Например, за загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами,
за нарушение земельного законодательства или совершение правонарушений в
области строительства.
В настоящее время организации признаются субъектами нарушений, влекущих
административную ответственность, в основном земельного,
налогового законодательства, законодательства об охране окружающей среды,
правонарушений в области строительства.
Виды правонарушений, а иногда и их понятие, закрепляются в
законодательстве, устанавливающем за них административную ответственность. Так,
под правонарушением в области строительства понимается несоблюдение
обязательных требований государственных стандартов, технических условий,
строительных норм и правил, проектов, других нормативных актов в области
строительства, влекущее снижение и потерю прочности, устойчивости, надежности зданий,
строений, сооружений, их частей и т.д.[4, 5]
Коллективные образования не всегда являются субъектами только
специфических для них административных правонарушений. Субъектами определённых
административных правонарушений признаются и граждане, и должностные лица, и
юридические лица. Например, за нарушение установленного режима использования
земель природоохранного, природозаповедного, оздоровительного, рекреационного
назначения может быть наложен штраф на граждан, должностных лиц и юридических
лиц.
Основной мерой административной ответственности, применяемой к
организациям, является штраф. Его размеры за определённые виды правонарушений
подлежат индексации в установленном порядке. Так, за правонарушения в области
строительства кроме штрафа возможно приостановление действия лицензий на
осуществление строительной деятельности сроком до трех месяцев.[4]
Административная ответственность организаций имеет конкретные особенности
в зависимости от того, за нарушение каких отраслей законодательства она
установлена. Но не всегда все особенности оправданы.
3.Административное правонарушение
.1 Признаки административных правонарушений
Административное правонарушение является основанием административной
ответственности. В кодексе об административных правонарушениях понятие
трактуется следующим образом:
«Административным правонарушением или поступком признается посягающее на
государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права
и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное
(умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое
законодательством предусмотрена административная ответственность.[2, 7]
В определении административного правонарушения употребляются такие
понятия, как действие и бездействие.
Действие - активная форма поведения правонарушителя, непосредственно
связанная с невыполнением обязанностей и законных требований, нарушением
запрета.
Бездействие - пассивная форма поведения правонарушителя, непосредственно
связанная с невыполнением обязанностей и законных требований.
Административное правонарушение - это вариант юридической патологии,
отклоняющегося поведения, которое принимает форму либо действия, либо
бездействия. Таким образом, мы видим изображенные признаки на рисунке 3.1 [10,
15]
Рисунок 3.1 - Признаки административного правонарушения.
Рассмотрим более подробно каждый признак административного
правонарушения:
Антиобщественность. Законодательством определено, какое деяние является
антиобщественным в рамках института административной ответственности, а какое
нет.
Противоправность. Заключается в совершении деяния, нарушающего нормы
административного и иных отраслей права, охраняемые мерами административной
ответственности.
Виновность. Законодательство рассматривает противоправное деяние,
совершенное лицом, в качестве административного правонарушения только в том
случае, если имеет место вина данного лица, т.е. содеянное было осуществлено
умышленно или по неосторожности.
Наказуемость. Административным правонарушением признается только то
деяние, за которое законодательством предусмотрена административная
ответственность. [15]
3.2 Состав административного правонарушения
Под составом административного правонарушения следует понимать
установленную правовой нормой совокупность признаков, при наличии которых
противоправное деяние признается проступком. [2]
Состав административного правонарушения, как и состав преступления,
обязательно делится на четыре признака, изображенных на рисунке 3.2
Рисунок 3.2 - Состав административного правонарушения.
Рассмотрим более подробно каждую составляющую часть.
Если хотя бы один из четырех указанных выше признаков состава
отсутствует, то деяние не может быть признано проступком или преступлением.
Объектом правонарушения являются те общественные отношения, которые
охраняются административным правом. [6, 7]
Формы выражения конкретных объектов могут быть различные: порядок
управления, собственность, принципы и правила хозяйствования, общественный
порядок, и т.д.
Объективная сторона проступка - это деяние, выражающее в нарушении
установленных административно-правовыми нормами правил.
Наличие объективной стороны административного правонарушения законодатель
во многих случаях ставит в зависимость от времени, места, способа, характера
совершения деяния, наступивших его вредных последствий, совершения
противоправного деяния в прошлом, его систематичности. [4]
Содержание объективной стороны может включить характер действия или
бездействия:
Неоднократность - совершение двух или более однородных административных
правонарушений;
Повторность - совершение одним и тем же лицом в течение года однородного
правонарушения, за которое оно уже привлекалось к административному взысканию;
Длящееся правонарушение - деяние, сопряженное с последующим длительным
невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой
административной ответственности. Является единым независимо от
продолжительности.
Различие длящегося и продолжаемого правонарушения заключается в том, что
продолжаемый поступок - это несколько действий, каждое из которых является
проступком; как правило, они объединены единым умыслом.[4, 6]
Субъектами административного правонарушения являются вменяемые, достигшие
определенного возраста физические лица и лица, обладающие специальным
административно-правовым статусом, например, водители или должностные лица;
организации, а к ним приравнены лица, занимающиеся предпринимательской
деятельностью.
В административном праве, в основном, принято различать два вида субъектов
административного правонарушения, которые изображены на рисунке 3.3
Рисунок 3.3 - Субъекты административного правонарушения.
Рассмотрим более подробно каждый вид по отдельности.
Индивидуальные - граждане и другие категории лиц, обладающие административно-правовым
статусом, совершившие административное правонарушение. К данному виду субъектов
относятся граждане и специальные лица, т.е. лица, обладающие специальным
административно-правовым статусом, с учетом их правового положения, выполняемых
профессиональных и социальных функций.
Коллективные - юридические и иные коллективные образования, совершавшие
административное правонарушение. Организации признаются субъектами
административного правонарушения нормами таких отраслей права, как земельное,
финансовое, налоговое, природоохранительное и т.д.
Существует также два вида признаков субъекта административного
правонарушения, которые указаны на рисунке 3.4 [6, 15]
Рисунок 3.4 - Признаки субъекта административного правонарушения.
Рассмотрим более подробно каждый признак.
Общие - признаки, которыми должно обладать любое лицо, привлекаемое к
административной ответственности, - вменяемость и достижение на момент
совершения правонарушения 16-летнего возраста.
Специальные - признаки, отражающие: особенности труда, служебного
положения, например, должностное лицо, водитель автомобиля, работник
предприятия торговли; прошлое противоправное поведение, например, лицо,
находившееся под административным надзором, ранее привлекавшееся к
административной ответственности; иные особенности правового статуса, например,
иностранные граждане, военнослужащие.[3, 4]
Субъективная сторона административного правонарушения - это совокупность
признаков, характеризующих психическое отношение лица к противоправному
действию или бездействию и его последствиям. Её основу составляет вина, которая
может быть в форме умысла или неосторожности.
Умысел - умышленное деяние; лицо, совершившее его, сознавало
противоправный характер своего деяния, предвидело его вредные последствия и
желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.
В некоторых статьях Кодекса об Административных правонарушениях прямо
указывается на умышленную форму вины. Например, умышленная порча паспорта или
утрата его по небрежности, умышленное повреждение или срыв печати (пломбы), и
т.п. [2]
Об умышленной вине может свидетельствовать характер совершения
правонарушения, например, злостное неповиновение законному распоряжению или
требованию работника милиции или народного дружинника, распитие спиртных напитков
на производстве. [2]
Неосторожность. Административное правонарушение признается совершенным по
неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело наступление вредных
последствий своего деяния, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение
либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно и
могло их предвидеть.
Различают две формы неосторожной вины:
легкомыслие - это предвидение лицом возможности наступления вредных
последствий своего действия или бездействия, соединенное с самонадеянным
расчетом их предотвратить;
небрежность - непредвидение такой возможности при условии, что лицо
должно было и могло предвидеть наступление указанных в законе последствий.
От неосторожной вины следует отличать невиновное причинение вреда, так
называемый казус, или случай, при котором лицо не несет ответственности.
С невиновным причинением вреда иногда приходится встречаться при
рассмотрении дел об административных правонарушениях на транспорте.
При совершении административного правонарушения налицо вред. Правда, не
все они сопряжены с реальными вредными последствиями от каждого такого деяния.
Нередко они содержат лишь возможность их наступления. [4]
Но всякое административное правонарушение несет вред уже в том смысле,
что нарушает установленный государственный правопорядок, посягает на интересы
государства и личности.
4 Понятие и виды административных взысканий Правила их наложения
.1 Основные понятия административных взысканий
Административное взыскание - это мера ответственности, применяемая в
установленном законом порядке к лицу, совершившему административное
правонарушение. [2]
Административное взыскание всегда выражает отрицательную оценку
государством совершенного правонарушения. Оно, являясь принудительной мерой, в
то же время содержит в себе и воспитательную цель. [5]
Нормы Кодекса об административных правонарушениях закрепляют систему
видов административных взысканий, которые изображены на рисунке 4.1
Рисунок 4.1 - Нормы административных взысканий.
Предупреждение - мера административного взыскания выносится в письменной
форме - протоколом. Но есть случаи, предусмотренные законом, когда данный вид
взыскания может выноситься иным способом. Устное предупреждение не является
административным взысканием. [9, 15]
Административный штраф - есть денежное взыскание. В системе
административных взысканий - это самая распространенная мера, которая
применяется почти за все виды административных правонарушений.
В настоящее время санкциями правовых норм предусмотрены несколько
вариантов исчисления величины штрафа:
во-первых, величина, кратная минимальному размеру заработной платы на
момент окончания или пресечения правонарушения (без учета районных
коэффициентов);
во-вторых, величина, кратная стоимости предмета административного
правонарушения на момент окончания или пресечения правонарушения;
в-третьих, сумма неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на
момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумма
незаконной валютной операции.
Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного
правонарушения - состоит в его принудительном изъятии и последующей его
реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом
расходов по реализации изъятого предмета.
Безвозмездное изъятие следует отличать от реквизиции. Разница в том, что
возмездное изъятие - это мера административного взыскания за правонарушение, то
время, как основанием для реквизиции является не правонарушение, а
государственная необходимость.
Принудительное изъятие предмета, явившегося объектом правонарушения,
может быть обращено в пользу собственника, например, изъятие незаконно
выловленной рыбы для возврата собственнику.
Конфискация орудия совершения или предмета административного
правонарушения - состоит в принудительном безвозмездном обращении этого
предмета в собственность государства. Причем, как подчеркивается в ст. 3.7.
КоАП, конфискованы, могут быть лишь предметы, находящиеся в личной
собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами. [2,15]
Конфискация допускается только по судебному решению. Конфисковано может
быть не вообще все имущество нарушителя, а лишь те предметы, которые являются
орудиями или объектами административных проступков.
Законодатель определяет категории лиц, к которым не применяется
конфискация в процессе административного разбирательства. Так, например,
конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, иных орудий охоты, не может
применяться к лицам, для которых охота является основным источником
существования.
Лишение специального права, представленного данному гражданину,
предполагает лишение права управлять транспортным средством, права охоты сроком
до трех лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим
правом. [15]
Эта мера применяется только к лицам, имеющим специальный административный
статус.
Административный арест - применяется в исключительных случаях за
отдельные виды административных правонарушений на срок до 15 суток. А за
нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне
проведения контртеррористической операции - до 30 суток. Административный арест
назначается только судьей.[2]
Применение административного ареста не влечет судимости и не является
основанием для увольнения с работы. Срок административного задержания
включается в срок административного ареста.
Административное «выдворение» за пределы РФ иностранных граждан и лиц без
гражданства состоит в принудительном и контролируемом перемещении лиц через
государственную границу за пределы страны, а в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации, - контролируемом самостоятельном выезде
выдворенных из Российской Федерации.
Иностранный гражданин, или лицо без гражданства может быть подвергнуто
административному выдворению за следующие правонарушения:
если его действия противоречат интересам обеспечения государственной
безопасности или охраны общественного порядка;
если это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения,
защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц, проживающих на
территории РФ;
если гражданин другого государства грубо нарушил законодательство о
правовом положении иностранных граждан в РФ, таможенное, валютное, или иное
российское законодательство.
Дисквалификация - это новый вид административного взыскания, который
заключается в лишении физического лица занимать руководящие должности в
исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров
(наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по
управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом
в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. [2, 15]
5. Меры административной ответственности за налоговые правонарушения
.1 Общая характеристика налогового правонарушения
В обществе сейчас бытует мнение, что налоговые правонарушения это только
лишь незаконное уклонение от уплаты налогов налогоплательщиками.
Это не так, хотя неуплата налогов и является в данное время наиболее
часто встречающимся видом налоговых правонарушений, существует масса других
видов деяний подобного рода, совершаемых другими участниками налоговых
отношений.
Налоговое правонарушение - это виновно совершенное противоправное (в
нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или
бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК
установлена ответственность. [3]
Среди видов налоговых правонарушений, предусмотренных действующим НК,
следует, прежде всего, назвать:
нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;
уклонение от постановки на учет в налоговом органе;
непредставление налоговой декларации;
грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов
налогообложения;
неуплату или неполную уплату сумм налога;
невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или)
перечислению налогов;
непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления
налогового контроля;
неправомерное несообщение сведений налоговому органу;
нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора;
неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора, а также пеней;
непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной
деятельности налогоплательщиков - клиентов банка;
Решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение
налогового правонарушения может быть вынесено руководителем (заместителем
руководителя) налогового органа по результатам рассмотрения материалов
проверки. Формы вины при совершении налогового правонарушения указаны на рис.
5.1.
Рис. 5.1 - Формы вины налогового правонарушения.
Рассмотрим более подробно каждую форму.
Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его
совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия),
желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких
действий (бездействия). [3]
Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если
лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий
(бездействия) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих
действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать. [3]
Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации
и физические лица.
Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо,
совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
Вина организации в совершении налогового правонарушения
определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее
представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного
налогового правонарушения.
Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового
правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств, изображенных
на рис. 5.2
Рис. 5.2 - Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности
за совершение налогового правонарушения.
Рассмотрим подробнее.
отсутствие события налогового правонарушение - в случае, если не
установлен факт правонарушения.
отсутствие вины - если отсутствует вина лица в совершении налогового
правонарушения.
совершение деяния - содержащего признаки налогового правонарушения
физическим лицом, не достигшим к моменту правонарушения шестнадцатилетнего
возраста.
истечение срока - срока давности привлечения к ответственности за
совершение налогового правонарушения.
Также существуют обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение
налогового правонарушения, изображенные на рис 5.3
Рисунок 5.3 - Обстоятельства, смягчающие административную
ответственность.
Обстоятельствами, отягчающими ответственность, признается совершение
налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за
аналогичное правонарушение. [3]
Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является
налоговая санкция.
Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий
(штрафов) в размерах, предусмотренных статьями НК за совершение конкретного
вида налогового правонарушения.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства
размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с
размером, установленным соответствующей статьей НК за совершение налогового
правонарушения. При наличии отягчающего вину обстоятельства размер штрафа
увеличивается на 100 % по сравнению с размером, установленным соответствующей
статьей НК за совершение налогового правонарушения. [3]
После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение
налогового правонарушения в случаях, когда внесудебный порядок взыскания
налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с
исковым заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к
ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции. [3]
Исковое заявление о взыскании налоговой санкции подается:
· в арбитражный суд (при взыскании налоговой санкции с
организации или индивидуального предпринимателя);
· суд общей юрисдикции (при взыскании налоговой санкции с
физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем). [2, 3]
Соблюдение налогового законодательства является обязанностью
налогоплательщика. Выполнение обязанностей хозяйствующими субъектами,
вытекающих из требований законодательства РФ, позволит избежать административной
ответственности за налоговые правонарушения и соответствующего наказания
(штрафа).
Заключение
В ходе написания курсовой работы выяснилось, что административная
ответственность представляет собой применение государственными органами,
должностными лицами и представителями власти установленных государством мер
административного наказания к гражданам, а в соответствующих случаях - и к
организациям за нарушения законности и государственной дисциплины.
В настоящее время обозначилось две ветви законодательства об
административных правонарушениях, распространяющегося на физических лиц и
коллективные образования - предприятия, учреждения и другие организации.
Основным нормативным актом, устанавливающим административную ответственность
физических и юридических лиц, является Кодекс об административных
правонарушениях Российской Федерации.
Повышение роли административной ответственности в обеспечении
правопорядка обусловлено отрицательными последствиями научно-технического
прогресса - достаточно вспомнить вред, который причиняют дорожно-транспортные
происшествия, загрязнения водоемов промышленными отходами. Возникла
необходимость усилить охрану людей, материальных ценностей окружающей среды от
отрицательного воздействия НТР.
Институт административной ответственности представляет собой важнейшую
часть административного права, не менее значимую, чем та, которую имеют
институты уголовной, дисциплинарной и материальной ответственности в
соответствующих отраслях российского права.
Список использованных источников и литературы
1 Конституция
РФ 2012
Кодекс РФ об
административных правонарушениях. ФЗ от 30 декабря 2010 г. №195-ФЗ //
«Российская газета». №256. 31.12.2010г.
Налоговый
Кодекс РФ от 1 февраля 2012 г.
Алехин А.П.,
Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации:
Учебник. - М.: ЗЕРЦАЛО, 2011.
Бахрах Д.Н.
Административное право России. Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА
(Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2012.
Боголюбов
С.А.Основы права.Учкбник - Издательство НОРМА (Издательская группа
Норма-ИНФА-М), 2011 г.
Кизилов В.В.
Административная ответственность организаций-налогоплательщиков за налоговые
правонарушения: теория и судебная практика. - "Издательство Саратовского
университета", 2011 г.
Комментарий к
Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. 5-е изд.,
перераб. и доп. Под общ. ред. Е.Н. Сидоренко. - «Проспект», 2010 г.
Комментарий к
Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Под ред. Ю.М.
Козлова. - «Юрист», 2012 г.
Комментарий к
Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред.
В.В. Черникова и Ю.П. Соловья. - М.: Юрайт-Издат, 2012.
Пархачева
М.А., Каминская Н.Л., Шеленков С.Н. Контрольно-кассовая техника: новый порядок
применения. - Система ГАРАНТ, 2011 г.
Черкаев Д.И.
Административная ответственность юридических лиц // Законодательство. 2010. №
11.
Четвериков
В.С. Административное право: Учебник. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010.
Агапов А. Б.
Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных
правонарушениях. Расширенный, с использованием материалов судебной практики. -
М.: Статут, 2012.
Козлов Ю.М.
Административное право. Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М),
2010.