Финансовый контроль, осуществляемый органами Министерства финансов
Министерство
образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
"Норильский
индустриальный институт"
Политехнический
колледж
Цикловая комиссия социально-экономических
дисциплин
Курсовая работа
по дисциплинам
"Налоговый учёт и отчётность",
"Методология, методика и практика исчисление налогов",
"Организация налоговых проверок"
Финансовый контроль, осуществляемый органами
Министерства финансов
Студент
гр. 3НН - 10
О.С.
Малянтович
Руководитель
Н.М.
Давтаева
Задание на курсовой проект
Студент Малянтович О.С. код
080107 группа 3НН-10
Тема: Финансовый контроль,
осуществляемый органами Министерства финансов
Срок предоставления проекта
(работы) к защите
"23" апреля 2013 года
Исходные данные для
проектирования (научного исследования)
Методические указания для
выполнения комплексной курсовой работы по дисциплине "Финансовое
право", "Административное право"
Содержание пояснительной записки курсового
проекта (работы): основные понятия связанные с финансовым контролем, понятия
финансового контроля, принципы финансового контроля, методы финансового
контроля, органы осуществляющие финансовый контроль и его виды, министерство
финансов Российской Федерации, министерство финансов как орган исполнительной
власти его структура, функции и задачи, полномочия Министерства финансов.
финансы налог доход
бюджет
Содержание
Введение
. Экономическая сущность налога на
доходы физических лиц
.1 Стандартные налоговые
вычеты
.2 Социальные налоговые вычеты
.3 Имущественные налоговые
вычеты
.4 Профессиональные налоговые
вычеты
.5 Налоговые ставки
. Значение НДФЛ в формировании
бюджетов России
.1 Формирование консолидированного
бюджета РФ
.2 Поступление НДФЛ в бюджет
Заключение
Список использованных источников
Введение
В любом обществе, где существуют
товарно-денежные отношения, объективно необходимым выступает финансовый
контроль. Обязательным условием эффективного функционирования характерной для
рыночной экономики, системы свободного хозяйствования, является соблюдение
прав, обязанностей и ответственности всех участников хозяйственной
деятельности. Достижение этого возможно только на принципах верховенства
закона. Поэтому в рыночных условиях финансовая система государства приводится в
действие и управляется преимущественно посредством норм финансового права.
Основным содержанием финансового контроля в
условиях рынка являются обеспечение качества и эффективности
финансово-хозяйственного управления, защита финансовых интересов государства и
его граждан, всех субъектов хозяйствования и управления, содействие в
проводимой государством единой финансовой, кредитной и денежной политике
Таким образом, финансовый
контроль - это контроль за финансовой деятельностью всех экономических
субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций), осуществляемый
законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также
специально созданными учреждениями при помощи особых методов, включающих набор
специальных приемов и способов действий контролеров, позволяющий им решить
поставленные задачи.
Объектом финансового контроля,
прежде всего, являются денежные отношения, возникающие при формировании и
использовании финансовых ресурсов в материальном производстве и в
непроизводственной сферах, а также во всех звеньях финансовой системы.
Следовательно, финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним.
Финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов, как на
федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих
субъектов.
Финансовый контроль призван
обеспечить интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других
экономических субъектов. Любые финансовые нарушения влекут за собой санкции и
штрафы.
Механизм управления государством посредством
централизованной аккумуляции финансовых ресурсов и организации процесса их
перераспределения требует создания четкой системы финансового контроля,
способной обеспечить законность финансовой деятельности государства и оценить
ее эффективность и целесообразность.
В юридической и экономической науке под
финансовым контролем понимают осуществляемую с использованием специфических
организационных форм и методов деятельность государственных и муниципальных
органов, наделенных законом, соответствующими полномочиями, в целях
установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки
экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности.
Финансовый контроль можно разделить на две
взаимодействующие, но самостоятельные составляющие: государственный финансовый
контроль и негосударственный финансовый контроль.
Актуальность данной работы.
Финансовый контроль является неотъемлемой составной частью финансовой
деятельности государства, муниципальных образований и представляет собой объективно
необходимую и общественно-полезную деятельность.
Важное значение в силу своей
повседневности, регулярности и систематичности имеет финансовый контроль,
осуществляемый государственными органами, деятельность которых специально
направлена на область финансов. К ним относится и Министерство финансов РФ с
входящими в его систему структурными подразделениями и органами.
Цель данной работы - дать общее представление о
финансовом контроле и рассмотреть какое участие принимает в этом Министерство
финансов.
В соответствии с поставленной целью можно
выделить следующие задачи работы:
1 Отразить
теоретические аспекты финансового контроля;
2 Дать
общую характеристику финансовому контролю в России и роль в нем Министерства
финансов.
Объектом изучения работы является финансовый
контроль. Предмет изучения - сущность финансового контроля, его организация и
функционирование.
. Основные понятия связанные с финансовым
контролем
.1 Понятие финансового контроля
Государство не может реализовать внешнюю и
внутреннюю политику, обеспечить выполнение социально - экономических программ,
не располагая финансовыми ресурсами, а также не осуществляя соответствующий
контроль за их законным формированием и расходованием.
Финансовый контроль - регламентированная нормами
права деятельность уполномоченных государственных, муниципальных, общественных
органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности
и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления
доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности
их использования.
Существование финансового контроля обусловлено
наличием контрольной функции финансов, которая проявляется в контроле за
распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и
расходованием их по целевому назначению. [12]
Финансы - совокупность денежных отношений,
организованных государством в процессе которых осуществляется формирование и
использование общегосударственных фондов денежных средств.
Изначально финансовый контроль возник как
государственный в связи с необходимостью контроля за расходованием и
использованием денежных средств из государственной казны. По мере развития
финансовых отношений, создание бюджетной и налоговой систем сфера применения
финансового контря, расширилась. Помимо государственного контроля появился
негосударственный контроль (аудиторский), проводящийся на коммерческих началах.
[6]
Государственный контроль представляет собой
целостную систему экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления,
базирующуюся на Конституции РФ и других законах. Его назначением является
задача отслеживать стоимостные пропорции распределения валового внутреннего
продукта.[7]
Негосударственный контроль включает
внутрифирменный и аудиторский контроль. Его задачей является повышение
эффективности использования вложенных денежных средств за счет снижения
производственных издержек, включая обязательные платежи в пользу государства.
Финансовый контроль призван обеспечить интересы
и права как государства и его учреждений, так и все других экономических
субъектов.
Объектом финансового контроля являются денежные
отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании
финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во
всех звеньях хозяйства.[3]
.2 Принципы финансового контроля
Принимая законы, прямо или косвенно
затрагивающие систему финансового контроля государство ориентируется на
принципы финансового контроля. В тоже время в каждом государстве существует
свой регламент контрольных действий, что в конечном итоге сказывается на
результатах. Принципы финансового контроля представлены на рисунке 1.1[12]
Рисунок 1.1 - Принципы финансового контроля
Рассмотрим основные принципы, отраженные на
рисунке 1.1 подробнее.
Принцип гласности при осуществлении финансового
контроля проявляется в том, что заинтересованные лица информируются о
проводимых ревизиях, проверках, иных контрольных мероприятиях, результаты
которых, особенно факты выявленных правонарушений, становятся известны
общественности. [8]
Принцип законности обуславливает необходимость
проведения финансового контроля на всех стадиях и этапах создания,
распределения, перераспределения и использования фондов денежных средств,
поскольку только при соблюдении законодательства возможно достижение
общесоциальных целей и задач, решаемых посредством финансовой деятельности.
Реализация данного принципа предполагает соблюдение законодательства, всеми
участниками правоотношений, включая субъектов финансового контроля, чья
деятельность строго регламентируема.[11]
Принцип плановости означает, что контрольные
мероприятия должны быть регулярными, проводиться систематически, т.е.
планироваться уполномоченными на то органами и субъектами финансового контроля.
Так, законодательством предусматривается ежегодные проверки соблюдения
бюджетного законодательства со стороны Счетной палаты РФ и контрольно - счетных
палат субъектов РФ.
Принцип объективности. Вывод контролеров, а так
же их подходы к планированию и проведению проверок должны исключать
предвзятость или предрасположенность, а так же какие - либо особые мотивы.
Выводы по результатам проверок должны быть обоснованны и подтверждены
соответствующими данными. Материалами, содержащими качественную информацию.[12]
Мировое сообщество на основе многолетнего опыта
разработало основные принципы организации государственного финансового
контроля, к реализации которых стремиться каждое современное цивилизованное
государство. К ним относятся такие признаки, как независимость, объективность и
компетентность, гласность.
Независимость контроля должна быть обеспечена:
Финансовой самостоятельностью контрольного
органа
Более длительными по сравнению с парламентскими
сроками полномочий руководителей органов контроля
Закрепление в конституции их статуса [9]
Принцип независимости. Органы финансового
контроля должны обладать организационной, функциональной, материальный и иного
характера независимостью от юридических или физических лиц, чью деятельность
они проверяют. Независимость должна быть формально закреплена в
законодательстве, регулирующим их деятельность. Суть независимости органа
финансового контроля выражена в его праве самостоятельно определять предмет
своей контрольной деятельности, методы контроля, содержание и формы отчетов.[8]
Объективность и компетентность подразумевают
неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий
профессиональный уровень работы на основе строго установленных стандартов
проведения ревизионной работы.
Гласность предусматривает постоянную связь
государственных контролеров с общественностью и СМИ.
На ряду с принципами финансового контроля,
выделяют следующие функции финансового контроля, эти функции представлены на
рисунке 1.2
Рисунок 1.2 - Функции финансового контроля
Финансовый контроль имеет
следующие задачи:
- проверка выполнения
финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления,
организациями и гражданами;
- проверка
правильности использования государственными и муниципальными предприятиями
денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном
управлении.[11]
- проверка соблюдения
правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств.
- выявление
внутренних резервов производства.
- устранение и
предупреждение нарушений финансовой дисциплины.
.3 Методы финансового контроля
Финансовый контроль осуществляется
с помощью различных способов или методов представленных на рисунке 1.3.[12]
Рисунок 1.3 - Методы
финансового контроля
Рассмотрим подробнее методы
финансового контроля изображенные на рисунке 1.3:
- проверка производится
по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных,
балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и
намечаются мероприятия по их устранению.
- обследование
охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, учреждений. В ходе
обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполненных работ, расхода
материалов, топлива, энергии. Обследование может проводиться также через опрос,
наблюдение, инспекцию и т.д.[8]
- надзор проводится
контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на
определенный вид финансовой деятельности: страховую, инвестиционную, банковскую
и др. Он предполагает контроль за соблюдением установленных правил и
нормативов, нарушение которых влечет за собой отзыв лицензии.[3]
- экономический
анализ как разновидность финансового контроля имеет целью изучение
периодической или годовой финансовой и бухгалтерской отчетности с целью общей
оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния и
обоснования возможностей их эффективного использования.[6]
- ревизия - наиболее
распространенная форма финансового контроля, представляющая собой комплекс
проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и
организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и
документального контроля. Ревизия производится для установления
целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных
хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины,
достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности - для выявления
нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта[12]
.4 Органы осуществляющие
финансовый контроль и его виды
Финансовый контроль со стороны органов
представительной власти согласно Бюджетного кодекса РФ осуществляется органами
представленными на рисунке 1.4[7]
Рисунок 1.4 - Органы осуществляющие финансовый
контроль
Виды финансового контроля можно классифицировать
по трем направлениям, по времени осуществления, по субъекту осуществления и по
содержанию.[2]
По времени осуществления финансовый контроль
бывает предварительный, текущий, последующий.
Предварительный финансовый контроль проводится
до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения и
выявления финансовых нарушений.
Текущий финансовый контроль осуществляется в
момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдач ссуд и субсидий.
Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании
денежных средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и
своевременному осуществлению расчетов.[4]
Последующий контроль осуществляется на основе
анализа и ревизии отчетной бухгалтерской и финансовой документации.
В зависимости от субъекта осуществления,
финансовый контроль бывает, государственный, негосударственный (муниципальный,
внутрифирменный).[2]
По содержанию финансовый контроль делится на:
- бюджетный, проводимый такими
органами как Парламент, Счетная палата РФ, Правительство РФ, Федеральное
казначейство, Федеральная служба финансово - бюджетного надзора.
- налоговый, осуществляют налоговые
органы, таможенные и правоохранительные органы.
- банковский, контроль проводимый
Центральным банком РФ, аудиторскими фирмами.
- валютный, осуществляют органы и
агенты валютного контроля.
- контроль за страховой деятельностью,
проводится Федеральной службой страхового надзора.[9]
Специфическое место в системе финансового
контроля со стороны органов представительной власти принадлежит Счетной палате
РФ. Это независимый от Правительства постоянно действующий орган
государственного финансового контроля, который наделен широкими полномочиями и
подотчетен Федеральному Собранию РФ. Сферой полномочий Счетной Палаты РФ
является контроль за использованием федеральной собственности и расходованием
федеральных денежных средств. [3]
Федеральный закон "О Счетной
палате Российской Федерации" от 11.01.1995 ставит перед этим
государственным органом следующие основные задачи:
- организация и
осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей
федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему,
структуре и целевому назначению;
- определение
эффективности и целесообразности расходов государственных средств и
использования федеральной собственности;
- оценка
обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета;
- финансовая
экспертиза проектов федеральных законов и нормативных правовых актов
федеральных органов государственной власти;
- анализ выявленных
отклонений от установленных показателей бюджета и подготовка предложений по их
устранению;
- контроль за
законностью и своевременностью движения бюджетных средств в ЦБ РФ,
уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях;
- регулярное
представление палатам Федерального Собрания РФ информации о ходе исполнения
бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.[11]
Финансовый контроль ос стороны
Президента РФ осуществляется в соответствии с конституцией Российской Федерации
на основе издания соответствующих указов по финансовым вопросам, подписание
федеральных законов, назначением и освобождением министра финансов от
должности, представление Государственной думе кандидатуры на должность
председателя Центрально Банка РФ.[3]
В Финансовом контроле Правительства РФ, главную
роль в системе государственного контроля играет Министерство финансов РФ,
которое не только разрабатывает, осуществляет финансовую политику страны, но и
непосредственно контролирует ее проведение органами исполнительной власти.
Правительство РФ организует реализацию контрольной функции финансов через
создание соответствующих специальных органов и систем исполнительной власти. К
ним относятся следующие органы исполнительной власти.[2]
Органы Федерального Казначейства призваны
государственную бюджетную политику, управлять процессами исполнения
федерального бюджета. Органы Казначейства имеют право проводить проверки
различных документов, отчетов и смет в государственных органах, банках и
организациях всех форм собственности.
Федеральная служба финансово - бюджетного
надзора, является федеральным органом исполнительной власти, который
осуществляет функции по контролю и надзору в финансово - бюджетной сфере, а
также функции органа валютного контроля.[8]
Федеральная Налоговая служба, является органом
исполнительной власти осуществляющим функции по контроля и надзору за соблюдением
законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей,
а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей,
алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства
Российской Федерации в пределах компетенции налогового органа.[10]
Федеральная налоговая служба
выполняет следующие главные задачи:
- выработка и
проведение единой государственной налоговой политики;
- взимание налогов и
сборов;
- координация
деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогов и
сборов;
- осуществление
контроля за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их
исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты
государственных налогов и других платежей;
- контроль за
производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции.[12]
Федеральная служба по финансовому мониторингу,
является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченный принимать
меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере
иных федеральных органов исполнительной власти.
Федеральная служба страхового надзора
осуществляется финансовый надзор в сфере страхования в соответствии с
действующим законодательством. Федеральная служба страхового надзора
устанавливает правила формирования и размещения страховых резервов, методику
расчета соотношений между активами и обязательствами страховой фирмы.[10]
Федеральная таможенная служба РФ осуществляет
контроль за соблюдением таможенного и валютного законодательства при
перемещении товарно-материальных и валютных ценностей через таможенную границу
РФ.
Специфическая роль при проведении финансового
контроля играет Центральный Банк России в качестве органа центрального
управления, который наделен властными полномочиями. Он организует и
контролирует денежно - кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью
коммерческих банков.[13]
На Федеральную службу по финансовым рынкам
возложен контроль и надзор в сфере финансовых рынков. Это выражается в
регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг и отчетов об итогах их выпуска,
правил доверительного управления паевыми инвестиционными фондами, правил для
деятельность негосударственных пенсионных фондов, документов профессиональных
участников рынка ценных бумаг.[14]
2.1 Министерство финансов как орган
исполнительной власти и его структура, функции и задачи
Этот государственный орган исполнительной
власти, обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой
политики в России и координирует деятельность в этой сфере других федеральных
органов исполнительной власти. Осуществляя свои функции, Министерства финансов
России взаимодействует с другими органами исполнительной власти федеральными,
органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, а также
общественными объединениями и иными организациями. Структура Министерства
представлена на рисунке 2.1. [10]
Рисунок 2.1 - Структура Министерства финансов РФ
Министерство финансов РФ возглавляет министр,
назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ по представлению
Председателя Правительства РФ. Министр несет персональную ответственность за
выполнение возложенных на министерство задач и осуществлением им своих функций.
Министр имеет 16 заместителей назначаемых на должность и освобождаемых от нее
Правительством РФ.[13]
В Министерстве финансов РФ образуется коллегия в
составе Министра (председатель коллегии), его заместителей, руководителей
Государственной налоговой службы РФ и Государственного таможенного комитета РФ,
а также других руководящих работников центрального аппарата Министерства и иных
лиц по представлению Министра. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав
по должности, утверждаются Правительством РФ.[14]
Коллегия рассматривает основные вопросы
финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, а также другие наиболее
важные вопросы деятельности Министерства. Решения коллегии реализуются, как
правило, приказами Министра. В случае разногласий между Министром и членами
коллегии окончательное решение принимает Министр, докладывая о возникших
разногласиях Правительству РФ. Следует также отметить, что Минфину России
разрешено иметь в составе центрального аппарата 20 департаментов по основным
направлениям деятельности:
Департамент бюджетной политики;
Департамент налоговой политики;
Департамент управления государственным
внутренним долгом;
Департамент отраслевого финансирования;
Департамент межбюджетных отношений;
Валютно-экономический департамент;
Департамент оборонного комплекса и
правоохранительных органов;
Департамент финансирования государственного аппарата;
Департамент методологии бухгалтерского учета и
отчетности;
Юридический департамент;
Департамент макроэкономической политики и
банковской деятельности
Департамент страхового надзора;
Департамент внешнего долга;
Департамент международных финансовых организаций;
Департамент государственного финансового
контроля;
Департамент организации аудиторской
деятельности;
Информационно-технический департамент;
Департамент бюджетных кредитов и гарантий;
Департамент валютного контроля;
Департамент социальной сферы и науки.[10]
Министерство финансов РФ руководствуется в своей
деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами,
федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными
договорами РФ.
Министерство финансов РФ осуществляет свою
деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного
самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.[1]
На основании Конституции РФ, федеральных
конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и
Правительства РФ Министерство принимает следующие нормативные правовые акты:
- порядок формирования отчетности об
исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов,
бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и консолидированного бюджета
Российской Федерации;
- порядок ведения сводной бюджетной
росписи федерального бюджета;
- порядок применения бюджетной
классификации Российской Федерации;
- формы налоговых деклараций, расчетов
по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций;
- форму таможенного приходного ордера,
на основании которого производится уплата таможенных пошлин, налогов
физическими лицами при перемещении товаров для личных, семейных, домашних и
иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд при
декларировании товаров;
- форму акта о результатах совместной
выверки расходования денежных средств плательщика, внесенных на счет
таможенного органа;
- акты, определяющие случаи, когда
уплата таможенных платежей может обеспечиваться договором страхования;
- акты, устанавливающие максимальные
суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно
действующих банковских гарантий, выданных одним банком или одной организацией,
для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения
уплаты таможенных платежей;
- порядок и условия включения
страховых организаций в реестр страховых организаций, договоры страхования
которых могут приниматься в качестве обеспечения уплаты таможенных
платежей.[10]
Министерство финансов РФ осуществляет:
Составление проекта федерального
бюджета.
Утверждение и ведение сводной бюджетной
росписи федерального бюджета.
Доведение до главных распорядителей,
распорядителей и получателей средств федерального бюджета показателя сводной
бюджетной росписи в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитов
бюджетных обязательств и объемов финансирования.
Ведение учета операций по кассовому
исполнению федерального бюджета, составление и представление в Правительство РФ
отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета
Российской Федерации.
Открытие в Центральном банке РФ и
кредитных организациях счетов по учету средств федерального бюджета и иных
средств в соответствии с законодательством РФ, установление режимов счетов
федерального бюджета.
Открытие и ведение лицевых счетов
главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального
бюджета.
Ведение сводного реестра главных распорядителей,
распорядителей и получателей средств федерального бюджета.
Организацию распределения доходов от
уплаты федеральных налогов и сборов между уровнями бюджетной системы в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Управление в установленном порядке
средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации.
Методическое руководство в области
бюджетного планирования, направленного на повышение результативности бюджетных
расходов.
Методологическое обеспечение кассового
обслуживания органами федерального казначейства бюджетов субъектов Российской
Федерации и местных бюджетов.
Организацию ведения главными
распорядителями средств федерального бюджета мониторинга, мониторинга
бюджетного сектора.[7]
Функции Министерства финансов РФ соответствуют
его положению как федерального органа по управлению финансами страны. Они
относятся к следующим областям которые отражены на рисунке 2.2.[5]
Рисунок 2.2 - Области функций Министерства
финансов
Рассмотрим подробнее каждую область функций
Министерства финансов изображенные на рисунке 2.2:
- государственные финансы в целом -
участие в комплексном анализе экономики страны и в работе по составлению
долгосрочных и краткосрочных прогнозов их развития, определение потребностей
государственных финансовых централизованных ресурсов, подготовка предложений о
распределении этих ресурсов между федеральным бюджетом и государственными
федеральными внебюджетными фондами;
- государственный бюджет - организация
работы по составлению и обеспечению исполнения федерального бюджета, разработка
предложений по нормативам отчислений от федеральных налогов, размерам дотаций и
субвенций, выделяемых в бюджеты субъектов РФ, прогнозирование и составление
консолидированного бюджета РФ;
- внебюджетные государственные
федеральные фонды - подготовка предложений о создании и использовании целевых
внебюджетных фондов, обеспечение финансового исполнения государственных
федеральных внебюджетных фондов; [7]
- страхование - участие в работе по
развитию и совершенствованию страховой деятельности в стране;
- денежное обращение - разработка и
осуществление мер по оптимизации товарно-денежных пропорций и
сбалансированности денежных доходов и расходов населения, укреплению денежного
обращения и покупательной способности рубля, подготовка предложений по
улучшению состояния расчетов в народном хозяйстве, по основным направлениям
денежно-кредитной политики РФ, обеспечение изготовления Гознаком денежных
билетов и металлических монет; [7]
- государственный кредит - выпуск
государственных внутренних займов РФ, согласование общего объема и условий
выпуска долговых обязательств субъектов РФ, заключение соглашений с Центральным
банком РФ о предоставлении кредита на покрытие дефицита федерального бюджета и
другие цели;
- финансовый рынок- разработка
предложений по формированию финансового рынка, регулирование рынка ценных
бумаг, регистрация выпуска ценных бумаг; [12]
- валютно-финансовые отношения -
подготовка предложений по совершенствованию валютно-финансовых и кредитных отношений
с иностранными государствами и увеличению валютных ресурсов страны, участие в
разработке финансовых условий договоров и соглашений с иностранными
государствами, валютно-кредитной политики, предложений по использованию
валютных средств, прогноза платежного баланса, формирование таможенной
политики, организация работы по привлечению в экономику страны иностранных
кредитных ресурсов, обслуживание государственного внешнего долга, участие в
регулировании отпуска драгоценных металлов и камней;
- финансовый контроль- контроль за
исполнением федерального бюджета и использованием средств государственных
федеральных внебюджетных фондов, за использованием валютных средств,
инвестиций, а также проведение аттестации по аудиту предприятий, объединений,
организаций и учреждений, граждан, осуществляющих самостоятельную
предпринимательскую деятельность, лицензирование аудита;
- организация учета и отчетности -
анализ сводной бухгалтерской отчетности федеральных органов исполнительной
власти, руководство бухгалтерским учетом и отчетностью предприятий, организаций
и учреждений, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности,
установление порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об
исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и
организаций, установление форм учета и отчетности по кассовому исполнению
федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ. В соответствии с Положением о
Министерстве финансов в РФ, министерство имеет следующие задачи, отображенные
на рисунке 2.3.[4]
Рисунок 2.3 - Задачи министерства финансов РФ
.2 Полномочия Министерства финансов
Министерство финансов РФ занимает важнейшее
место в системе финансового контроля, оно не только разрабатывает финансовую
политику страны, но и контролирует ее осуществление.[10]
- целевым использованием федерального бюджета и
средств государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов;
- поступлением доходов от имущества,
находящегося в федеральной собственности;
- доходами от проведения лотерей,
зарегистрированных в РФ;
- обеспечением платежеспособности
страховщиков;
- формированием и сохранностью
Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней в РФ и использованием
и хранением драгоценных камней организациями и совершением сделок с ними;
- расходами, связанными с
государственным внутренним и внешним долгом;
- качеством аудиторских проверок;
В связи с этим Министерство финансов России
вправе проводить комплексные ревизии и тематические проверки поступления и
расходования средств федерального бюджета, внебюджетных фондов и других
федеральных средств, проводить документальные ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности по заданиям правоохранительных органов.[5]
Для выполнения контрольных полномочий
Министерства финансов России имеет право запрашивать необходимые материалы по
бюджетным и внебюджетным фондам и применять меры воздействия по результатам
контроля - при установлении фактов нецелевого использования взыскивать их с
наложением штрафа, ограничивать, приостанавливать и прекращать финансирование
организаций в случае нарушения финансовой дисциплины. Вместе с тем,
Министерство финансов уполномочен предоставлять отсрочки и рассрочки по налоговым
платежам в федеральный бюджет. Следует при этом отметить, что контрольные
полномочия Министерство финансов Российской Федерации распространяются на
финансовые средства только федерального уровня.[13]
В тех случаях, когда проверяется деятельность
исполнительных органов власти субъектов Федерации, его контрольные функции не
должны выходить за эти рамки. Такой подход обусловлен принципом
самостоятельности бюджетного устройства в Российской Федерации,
самостоятельности финансовой деятельности субъектов Федерации и органов
местного самоуправления в установленных законодательством пределах, их
ответственностью за формирование и использование своих фондов денежных средств,
принимая во внимание принятый в 1998г. Бюджетный кодекс.[1]
На Министерство финансов возложено осуществление
финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов российской Федерации и
местных бюджетов, если субъект Российской Федерации получает помощь в объеме
свыше 50% расходов его консолидированного бюджета. Назначается ревизия и
исполнение бюджета субъекта Федерации переходит под контроль Министерства и в
случаях, когда субъект не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих
долговых обязательств.[7]
Финансовый контроль осуществляют все структурные
подразделения Министерства финансов РФ соответственно их компетенции. Однако
Министерство имеет в совей структуре и специальные подразделения, предназначены
именно для проведения финансового контроля: Департамент государственного
финансового контроля и аудита, Департамент страхового надзора.
Заключение
В соответствии с целью работы и
поставленными задачами в ходе исследования была изучена общая и специальная
литература, касающаяся организации финансового контроля. Цель была достигнута,
задачи выполнены.
Финансовый контроль
представляет собой осуществляемую государственными органами, а так же
уполномоченными негосударственными органами форму государственного контроля за
законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и
использования ресурсов всех звеньев финансовой системы.
Таким образом, основными направлениями
финансового контроля являются проверка соблюдения субъектами финансового права
законодательства и обеспечение целесообразности финансовой деятельности
государства и муниципальных образований.
Финансовый контроль подразделяется на насколько
видов по разным основаниям по времени осуществления, по субъекту осуществления
и по содержанию.
Основной метод финансового контроля - ревизия,
то есть наиболее глубокое и полное обследование финансово - хозяйственной деятельности
предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности,
правильности, целесообразности.
Значение финансового контроля выражается в том,
что при его проведении проверяются соблюдение установленного правопорядка, в
процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного
самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами,
экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий,
соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом,
он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой
финансовой деятельности.
Важно отметить, что требование соблюдения
законности в деятельности по образованию распределению и использованию денежных
фондов государства и субъектов местного самоуправления имеет конституционную
основу: органы государственной власти и местного самоуправления, должностные
лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской
Федерации и законы. Финансовый контроль -- это совокупность действий и операций
по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов
хозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений, организаций)
с применением специфических форм и методов его организации. Он осуществляется
законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также
специально созданными учреждениями и включает: контроль за соблюдением
финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и
использования фондов денежных средств; оценку экономической эффективности
финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.
Роль финансового контроля в создании адекватной
современным экономическим условиям системы управления финансами трудно
переоценить. Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной
реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и
эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях
народного хозяйства. Для осуществления финансового контроля создаются особые
контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их
права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в
законодательном порядке. Объектом финансового контроля являются денежные,
распределительные процессы при формировании и использовании финансовых
ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и
звеньях народного хозяйства.
Список использованных источников
1 Бюджетный кодекс Российской
Федерации
Финансы и кредит: учебное
пособие. - Ростов н/Д: Ф59 Феникс, 2011.
3 Финансы:
Учебник для вузов/ Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ, 2011.
4 Финансы, денежное обращение
и кредит: учеб. для студ.сред. проф. учеб. заведений / О.Е.Янин. - М. :
Издательский центр "Академия", 2011.
Степашин С. В.
Государственный финансовый контроль: учебник для вузов / С. В. Степашин [и
др.]. - С-П.: Питер, 2012
Химичева Н. И. Финансовое
право / Н. И. Химичева, Е. В. Покачалова. - М.: Норма, 2011. - 464с.
Бурцев В. В.
Государственный финансовый контроль: методология и организация / В. В. Бурцев.
- М.: Маркетинг, 2012. - 417с.
Архипов А. Н., Погосов И.
А., Караваева И. В. [и др.]. Финансы и кредит / под ред.А.И. Архипова, И. А
Погосова. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2012. - 632с.
Финансы: Учебник / под ред.
д-ра экон. наук, проф. С.И. Лушина, д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. - 2-е
изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2011. - 682 с
Бурцев В.В. Система
финансового контроля. // Материалы сайта "Современная Россия.
Информационно-аналитический портал". - www.nasledie.ru/schetpal/
Климович В.П. Финансы,
денежное обращение и кредит. - 2012.
Грачева Е.Ю, Соколова Э.Д.
Финансовое право. - 2011
Сайт
http://www.bibliotekar.ru
Сайт http://polbu.ru