Альма-матер стиля минимализма стал архитектурный институт Баухауз в Германии, где собрались самые дерзкие и продвинутые дизайнеры того времени. «Баухаус (нем. Bauhaus - «Дом строительства») - высшая школа строительства и художественного конструирования, основанная немецким архитектором В. Гропиусом в Веймаре в 1919 г.). По замыслу автора, Баухаус был призван объединить «разошедшиеся» искусство, ремесло и технику в «единое художественное производство», соединить их в форме средневековых строительных гильдий, но на новой научно-технической основе. Вначале все студенты проходили 6-месячный курс предварительного обучения, где изучали свойства материалов и основы ремесел, а также теорию формы и рисунка. После этого их допускали к работе в мастерских: творческой и производственной, где упор делался на практике занятия. В зависимости от склонностей учащихся из них готовили архитекторов, художников-конструкторов, фотографов, дизайнеров» [18].
Выпускники Бахауса противопоставили витиеватому модерну, увлеченному формами и забывшему о сути, лозунг: "форма должна подчиняться сути". Так был брошен вызов прежней эстетике и было положено начало развитию промышленного и архитектурного минимализма.
«Принципы и методы обучения Баухаус были подхвачены в других странах, а его идеи оказали глубокое воздействие на развитие прикладного и изобразительного искусства (от книжной графики и рекламы до мебели и предметов утвари)» [25].
Бум минимализма во многих странах начался в середине 1960-х годов прошлого века. Минималистский дизайн 60-х годов стал реакцией на пресыщение эклектикой и помпезной роскошью элитарных интерьеров, которые преобладали в 50-е годы. На смену плюшевым занавескам, абажурам, фикусам, обилию безделушек пришли гладкие плоскости стен спокойных тонов, стекло и пластик. Если в послевоенный период общество испытывало потребность в домашнем уюте и обилии вещей в качестве компенсации за лишения и голод военного времени, то позже стремление к простоте форм и цвета, отказ от излишнего декора стали проявлением оригинальности. К характерным чертам минималистского искусства можно отнести использование прямоугольных и кубических форм, нейтральных поверхностей, равенство частей, повторение элементов.
Первой компанией, которая стала распространять минималистские тенденции в серийном промышленном дизайне, была заподногерманская фирма «Braun» - производитель электро- и аудио-визуального оборудования. Владелец и глава фирмы Артур Браун целенаправленно набирал на работу дизайнеров, которые были выпускниками Высшей школы оформительского искусства (Hochschule fur Gestaltung) в Ульме. Талантливые ученики этой школы - наследницы философии Баухауза - сделали продукцию компании «Braun» символом пуристского дизайна. В 1964 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке прошла выставка изделий «Braun», которая окончательно утвердила торжество минималисткой эстетики в серийном проектировании.
.2. Основные черты минимализма
Создание интерьера в стиле минимализм подразумевает:
. Пространственная свобода за счет малого количества мебели и аксессуаров.
. Обязательное зонирование пространства и мягкое многоуровневое освещение.
. Все конструкции функциональные, четкие, геометрически выверенные и лаконичные.
. Светлая цветовая палитра, основанная на игре полутонов (много белого цвета, подчеркнутого черным или серым), которую дополняют естественные тона дерева, кирпича, металла, блеск стекла.
. Простые природные отделочные материалы, зачастую с грубой необработанной фактурой: кирпич, бетон, дерево или штукатурка.
. Простые формы и линии, четкая геометрия фигур (круг, прямоугольник, прямая; может быть мягкий изгиб линии, никаких спиралей).
Практически нет декора на окнах и стенах.
Минимализм поистине универсален. Пронзительная чистота линий и ясность пространства, гармоничный и уравновешенный интерьер - альтернатива безумному ритму современной жизни, когда так естественно возникает желание расширить границы собственного мира. Мы проходим сквозь сезоны настроений - и пространство, в котором живем изменяется и адаптируется, отражая наши желания. Мобильность и способность трансформироваться - главные отличительные черты минимализма. Все просто, четко, и в то же время - это возможность выразить свое отношение к жизни в настоящий момент, постоянный поиск новых решений.
Здесь нет места лишним деталям. Одна яркая вещь, вроде бы небрежно размещенная в интерьере и ненужная, а на самом деле максимально необходимая и уютная, способна рассказать больше, чем музейная экспозиция картин на стенах или множество дорогих и вычурных безделушек. Освобождая себе жизненное пространство и избавляясь от лишних вещей, мы одновременно раскрепощаем свой внутренний мир. Естественная простота, созданная с помощью минимальных средств и созвучная внутренней гармонии, стремлению к душевному покою, - вот сущность минималистского интерьера. Эта простота сродни творческому методу гениального художника Тициана, который использовал всего три краски, создавая ими свою цветовую гамму.
Минимализм - это, прежде всего, мировоззрение и жизненная позиция людей, которые противопоставили обществу потребления свой решительный отказ от привычных, но зачастую ненужных вещей. Нездоровая страсть иметь все «как у всех» отвергается минимализмом и искореняется им, дисциплинирует людей и помогает избавиться от того, что им не нужно. Такой осознанный аскетизм противопоставляется излишествам; простые, лаконичные и грубоватые материалы и отделка - дорогим, ярким и оригинальным. Поэтому не удивительно, что минимализм и в наше время по-прежнему остается антимодой, воззрением тех, кто не стремится быть как все и следовать за обществом преуспевающих приобретателей всего и вся, а занимается творчеством.
Создание интерьера в стиле минимализм подразумевает большую площадь, ведь чем больше пространство, тем проще расставить акценты. При этом могут использоваться как дорогие, так и дешевые отделочные материалы; но сам интерьер всегда будет выглядеть дорогим по своему содержанию - внутренней, скрытой наполненности, где органично сочетаются рассудочная упорядоченность, утонченная чувственность и богемная легкость.
.3. Минимализм в архитектуре
С середины девятнадцатого века и до начала ХХ в архитектуре доминирующим стилем был историзм. Здания строились в стиле прошлых эпох, таких, как готика, барокко и классицизм, а также любые их комбинации. Возведенным в то время строениям были присущи богато украшенные фасады и лепнина, выдающиеся вперед окна и балконы. Интерьеры были дорогими и монументальными.
В начале двадцатого века, архитекторы пытались порвать с прошлыми традициями, искали свежий взгляд и новые идеи. На первый план была выдвинута функциональность и полезность. Именно они должны были определять форму здания, его структуру и тип строительных материалов. Отвергались любые ненужные излишества декора в соответствии с изречением Адольфа Лооса, что "орнамент - это преступление".
Одним из основателей этого направления был американо-немецкий архитектор Людвиг Мис Ван Дер Роэ, который и провозгласил главный лозунг этого течения в архитектуре. Его знаменитое «меньше - значит больше» стало принципом архитектурного минимализма. Оставлять только самое необходимое, но лучшее; довольствоваться малым, но уделять пристальное внимание качеству материалов.
Людвиг Мис Ван Дер Роэ получил известность в середине второго десятилетия двадцатого века прежде всего в связи с тем, что стал использовать в своих проектах композитные материалы. Его проект жилого дома на выставке в Вайсенхофе был первым в Европе, при возведении которого в качестве строительного материала использовалась сталь. Здание было похоже на наши современные дома, функциональное и логически завершенное. К сожалению, в те годы этот дом был высмеян в прессе.
В последующие годы Мис Ван Дер Роэ пошел дальше в сторону развития минимализма. Переломным периодом в признании стиля минимализма в архитектуре была международная выставка в Барселоне в 1929 году и немецкий павильон, спроектированный и построенный архитектором. Здание имело свободную планировку, а внутри было пустым и представляло собой взаимопроникающие пространства, которые лишь частично ограничивались стенами. Для строительства были использованы дорогие материалы - мрамор, черный оникс и травертин, а крышу подпирали хромированные столбы. Одной из доминирующих областей здания был пруд, где стояла статуя обнаженной женщины. Другая часть здания была покрыта черным ковром, в третьей - стояли несколько кресел на металлическом каркасе, которым автор присвоил название «Барселона».
Павильон в Барселоне был разработан как специальный выставочный объект. Но что бы произошло, если бы архитекторы стали использовать подобный дизайн для обычного жилого дома? Ответом Миса была Tungendhat (Тугендгат) - вилла в городе Брно (Чехия), работу над которой архитектор завершил в 1930 году. Это был трехэтажный дом с каркасом из стали, неплохо вписанный в окружающий ландшафт. Он был построен для Фрица Тугендгата и его жены. Мис ван дер Роэ использовал железный каркас, позволивший обойтись без поддерживающих стен. Этот прием позволил создать внутри здания ощущение объёма и света. Архитектор сам выполнил дизайн всей мебели в здании (два типа кресел, спроектированных им, - кресло «Тугендгат <#"justify">Восточная эстетика с давних времен и по сегодняшний день руководствовалась принципом - «все лишнее безобразно», основой интерьера является пустота, которая призвана подчеркивать внутреннюю красоту того немного, что присутствует в доме. Все четко, просто и ясно, но в то же время - постоянный поиск и возможность небольшой деталью выразить свое меняющееся отношение к жизни в настоящий момент. Не случайно японский минимализм часто сравнивают с японским трехстрочным стихотворением хокку - не каждый напишет, не каждый поймет… На поверхности - простота, в глубине - загадка и недосказанность, философское упрощение окружающей действительности.
Минимализм сегодня настолько универсален, многолик и разнопланов, что уже давно и прочно признан новой классикой моды. Базовый набор необходимых предметов и традиционная неброская палитра выступают некой основой для создания индивидуального жизненного пространства. Может показаться, что минимализм слишком суров и скуп, но это вовсе не так. Минимализм даже по-своему роскошен, весел и беззаботен, а главное он космополитичен, как наше Будущее.
Восток очаровывает и манит каждого из нас своей загадочностью, яркими красками и древними тайнами. Восток так притягателен и экзотичен, что очень часто мы пытаемся воссоздать в своей квартире или роскошь сказочных дворцов или минимализм простых жилищ. Чем же так притягателен интерьер в восточном стиле? И почему все более популярным становится оформление жилища в этническом стиле?
«На сегодняшний день этнический стиль в оформлении интерьера очень популярен. Неудивительно - ведь это верный способ придать жилью индивидуальность и самобытность. Распространено мнение, что натуральные отделочные материалы, глиняные или деревянные аксессуары, грубый текстиль, светильники из рисовой бумаги, плетеная мебель - это те составляющие, которые позволяют говорить о том, что помещение декорировано в этническом стиле. Безусловно, все вышеперечисленное, имеет право на существование. Однако стоит уточнить, что понятие «этника» гораздо шире и многообразнее. Этнический стиль в интерьере подразумевает создание обстановки с использованием национального колорита, характерного для традиций того или иного народа, той или иной культуры».
«Восточный стиль - чисто декоративное искусство. Основными элементами архитектуры являются подковообразная (мавританская) и луковицеобразная (оживальная) арки и своеобразные сталактитовые формы сводов. Стены покрыты орнаментом точного, четкого рисунка с использованием геометрических и растительных мотивов. Такая стереотипная орнаментика возникла на базе арабского шрифта, изобилующего завитушками» [13].
Для восточного стиля в интерьере характерны глубокие и яркие цвета: красный, коричневый, желтый, синий, зеленый… Дизайн интерьера в восточном стиле невозможно представить без сияющей ткани с позолотой с изысканными узорами на ней. В восточных интерьерах используется бархат, парча, муар, органза, шелк - эти ткани беспроигрышно создают восприятие Востока.
Мебель в восточном стиле хорошо вживается в любой интерьер, нередко становится изюминкой интерьеров, выполненных в совершенно других стилях. Традиционная мебель восточного стиля - широкие добротные кровати с балдахинами, низкие диваны, массивные шкафы, сундуки, комоды-шкафы (бусабак), которые включают множество ящичков. Очень важны детали, придающие правдоподобность в создании дизайна в восточном стиле: цветастые настенные коврики и текстильное панно; мягкие узорчатые ковры; яркие пледы и подушки самого разного размера на диванах и креслах; необычной формы стулья и диваны, обтянутые красочными тканями.
Под фразой «интерьер в восточном стиле» можно понимать различные виды дизайна: японский <#"center">минимализм традиция интерьер архитектор
Заключение
Япония - страна контрастов и противоречий, здесь стремительный Запад соединяется с неторопливым Востоком. Ультрасовременные стеклянные небоскребы гармонично соседствуют с уютными маленькими домиками в традиционном японском стиле и старинными пагодами. На улицах можно увидеть людей, одетых как по моде европейского стиля, так и в национальное кимоно…
Японцы бережно хранят и чтят культурное богатство своей страны, берегут национальные традиции. Японская цивилизация складывалась долгие века. На нее повлияли близость к Китаю и Индии, откуда в Японию пришли буддизм, конфуцианство, письменность.
«Японский дизайн интерьеров за многие века не утратил актуальности, и это подтверждается его популярностью во всем мире. Из Японии пришла мода на перепланировки квартир с расширением зоны отдыха за счет сноса ненужных стен и дверей, тенденция условного разделения пространства ширмами, этажерками, рисунком пола или рельефом потолка» [17].
При работе с данной темой я открыла для себя много нового, посмотрела на Страну восходящего солнца - Японию - с другой стороны. Я поняла, что Япония не просто страна компьютеров и роботов, непонятных иероглифов и суши, но еще и страна, в которой люди в повседневной суете всегда находят время на неторопливые беседы за чашкой чая, на долгое любование природой. Меня восхищает способность японцев во всем видеть прекрасное, их умение воссоздавать прекрасное в интерьере своего жилища или своего небольшого сада. Но главное, Япония не утратила своего своеобразия под влиянием других государств, и это достойно уважения.
Многие истинно японские традиции и обычаи постепенно охватывают и другие страны - например, все увеличивающееся количество японских ресторанов или повсеместно распространившийся стиль дизайна «японский минимализм». Минимализм ХХI века - это своеобразный протест против шума, хаоса и обилия информации современных мегаполисов. Накопившиеся за века излишества (и интерьерные в том числе) царапают глаз и не дают отдыха мозгу. Вот и тянутся люди к покою и пустоте, отдавая предпочтение «минималистским» интерьерам, чистая простота которых дает ощущения внутренней гармонии и свободы.
«После эры ДСП, пластика и ядовитых красителей мир вернулся к целебным свойствам дышащего дерева, теплу натуральных материалов и естественным цветам - к тому, от чего никогда не уходили японские традиции обустройства дома. Главное в японском интерьере (как классическом, так и в современном) - это компактность, удобство и экологическая чистота. Передвижные стены, строгий декор, загадочные икебаны - во всем этом есть непостижимое для современного потребительского сознания стремление сделать простое многофункциональным и при этом еще более простым. Эдакий минимализм материального мира, оставляющий пространство для созерцания, размышления, любования духовным» [17].
В целом, подводя итог, следует отметить, что, несмотря на кажущуюся простоту, минимализм в интерьере оставляет большой простор для творчества и возможности модификации интерьера в соответствии с индивидуальными предпочтениями - добавлять характерные детали, играть с цветовой гаммой, подбирать нестандартные формы и аксессуары. Но чтобы создать японский интерьер, нужно понимать культуру этой загадочной страны, особое восприятие мира японцами, которое отражается и в обустройстве жизненного пространства. «В этой культуре никогда не было разделения на материальные и духовные виды искусства, мир всегда представлялся пластически целостным. Традиционная японская архитектура, садово-парковое искусство, живопись, предметы ремесел всегда были средством организации предметного окружения человека, и выполнялось это вместе с тем с завидным совершенством, которое и сейчас представляется поистине идеальным» [6].
Глоссарий
Акари (букв. световая скульптура) - это название светильника, дизайнером которого является Исаму Ногучи. Японский термин «акари» обозначает легкость и свет. Это две характеристики светильника: он сделан из бумаги, и поэтому очень легкий и, с другой стороны, дает оптимальное освещение.
Бонсай - (букв. «растение в горшке») - искусство выращивания точной копии настоящего дерева в миниатюре. Слово «бонсай» происходит от китайского «пэнь-цай». Возникло искусство в 231 году до н. э. в Китае.
Ваби - понятие в японской философии, обозначающее осознанную простоту, рациональность, бедность. Это мудрая воздержанность, прелесть обыденного и красота природы.
Венге - темная древесина, имеет благородную темно-коричневую, почти черную со светло-коричневыми прожилками фактуру.
Васи - традиционная японская бумага <#"justify">1. Алексеева И.Ф. Стили интерьера: от классики до авангарда / И. Ф. Алесеева. - М: Ниола 21-й век, 2005.
. Браиловская Л. В. Дизайн интерьера в восточном стиле: Япония, Китай, Индия, Египет / Л. В. Браиловская. - М: «Феникс», 2004.
. Дизайн: иллюстрированный словарь - справочник / Г. Б. Минервин, В. Т. Шимко, А. В. Ефимов. - М: «Архитектура-С», 2004.
. Елисеев В.К. Японская цивилизация / В. К. Елисеев. - Екатеринбург: У- Фактория, 2006.
. Ковешникова Н. А. Дизайн: история и теория: учеб. пособие для студентов архитектурных и дизайнерских специальностей / Н. А. Ковешникова. - М: Омега-Л, 2007.
. Ландшафтный дизайн. Красиво, просто, эффективно (+CD с электронной Энциклопедией «Цветики») - СПб: Питер, 2005.
. Сычева А. В. Ландшафтная архитектура: учебник: пособие для ВУЗов А. В. Сычева. - М: Оникс, 2007.
. Шепетис Л. К. - Искусство и среда. Место искусства в современной эстетической среде / Л. К. Шепетис. - М.: Наука, 1993.