Корыстные мотивы. Определенное число террористов просто нанимаются для совершения террористических актов.
Но помимо основных причин существуют экономические, политические, национальные, социальные, религиозные причины. И каждая из них является немало важной в борьбе с искоренением терроризма.
Глава 3. Состав преступления, предусмотренного ст. 205 УК РФ
3.1 Объективные признаки терроризма
Статья 205 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за совершение террористического акта.
Террористический акт является многообъектовым преступлением. Многие ученые считают, основным объектом терроризма является общественная безопасность, а дополнительным - жизнь, здоровье, имущественные и иные интересы физических и юридических лиц.
Я придерживаюсь иного мнения по этому поводу. Основным объектом рассматриваемого состава является общественная безопасность. Согласно Закону Российской Федерации от 5 марта 1992 года «О безопасности» № 2446-1 безопасность - это «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность» (статья 1).
Таким образом, я считаю, что объект в таком составе преступления как террористический акт один - общественная безопасность. А жизнь, здоровье, имущественные и иные интересы физического и юридического лица соответственно будут неотчуждаемы от понятия «общественная безопасность».
Немало важно рассмотреть понятие «общественной безопасности» с точки зрения психологии. В это стези общественная безопасность рассматривается как ощущение состояния защищенности, общественное спокойствие, ощущение своей безопасности и безопасности других, неприкосновенности имущества, уверенность в нормальной работе государственных и общественных институтов.
Психологическому аспекту всегда нужно уделять большое внимание, так как посягательство на общественную безопасность является главным средством достижения преступной цели (воздействие на принятие решения органами власти).
Объективная сторона состоит в совершении взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба или иных тяжких последствий либо в угрозе совершения указанных действий.
Взрыв - быстропротекающий процесс физических и химических превращений веществ, сопровождающийся освобождением значительного количества энергии в ограниченном объеме, в результате которого в окружающем пространстве образуется и распространяется ударная волна, способная привести или приводящая к возникновению техногенной чрезвычайной ситуации.
Поджог - умышленные действия по уничтожению (повреждению) имущества, нанесение вреда здоровью человека при помощи огня.
Иные действия могут состоять в устройстве обвалов, камнепадов, потопов, аварий, катастроф и крушений на транспорте, разрушение зданий, культурных, религиозных сооружений, в бактериологическом, радиоактивном, химическом и ином заражении местности, водоемов и т.д., которые создают опасность жизни людей, причиняют значительный имущественный вред или иные тяжкие последствия.
Реальная опасность наступления указанных последствий оценивается на основе имеющихся материалов о времени, месте, обстановке, способе совершения общеопасных деяний, экспертных оценках и влиянии на механизм преступного посягательства и других обстоятельств (скопление людей, транспортных средств, животных и т.д.).
Опасность гибели людей означает, что она угрожала хотя бы одному человеку.
Значительность имущественного ущерба определяется на основе стоимости уничтоженного или поврежденного имущества, его количества и значимости для потерпевшего, материального положения последнего.
Иные тяжкие последствия могут выражаться в умышленном причинении гражданам вреда здоровью различной степени тяжести, дестабилизации обстановки в определенном населенном пункте, остановке работы транспорта и т.п.
Под угрозой совершения указанных в ч. 1 ст. 205 УК РФ действий следует понимать психическое воздействие на людей в форме высказывания намерения учинить взрыв, поджог или иные подобные действия, совершаемые в определенных целях.
В ч. 2 ст.205 указаны отягчающие обстоятельства. Касаемо объективной стороны данного состава отягчающим обстоятельством будет являться применение огнестрельного оружия (пункт «в» ч. 2 ст. 205 УК РФ).
Понятие оружия дается в статье 1 Закона об оружии. Оружие - устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов.
Под огнестрельным оружием понимается оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда.
Не образует квалифицированного состава террористического акта применение оружия в целях избежания задержания после совершения террористического акта.
Особо квалифицированный состав (ч.3 ст.205 УК РФ) с объективной стороны включает в себя:
наступление иных тяжких последствий;
наступление по неосторожности смерти человека;
сопряженный с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, токсичных, опасных химических или биологических веществ.
Иные тяжкие последствия могут выражаться: в дезорганизации органов государственной власти и местного самоуправления на длительный срок; срыве мероприятий, имеющих важное политическое либо социально-культурное значение; наступление экологической катастрофы; массовом заболевании людей или животных (эпидемия и эпизоотия); причинение крупного или особо крупного материального ущерба потерпевшему; причинение по неосторожности смерти двум и более лицам и т.д.
Ядерными признаются материалы, содержащие делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества или способные воспроизвести эти вещества, например уран (обедненный, природный или обогащенный, включая уран-233), плутоний, торий (за исключением тория, содержащегося в руде), а также любое из перечисленных веществ в форме металла, сплава, химического соединения, реакторного топлива. Из числа нуклидов, относящихся к ядерным материалам, можно выделить нептуний-237, америций-241, америций-243, калифорний-252.
Радиоактивными признаются вещества естественного или искусственного происхождения в любом агрегатном состоянии, не относящиеся к ядерным материалам, содержащие радионуклиды (единично или в смеси). Атомные ядра этих веществ обладают способностью самопроизвольно (без внешнего воздействия) распадаться с испусканием характерного (ионизирующего) излучения, например радий, кобальт-60, стронций.
Умышленное причинение смерти человеку при террористических действиях не охватывается составом терроризма и влечет квалификацию по совокупности преступлений с соответствующими пунктами (в зависимости от обстоятельств дела) ч. 2 ст. 105.
Преступление считаются оконченными при условии, если совершены указанные действия либо возникла угроза их совершения и они создали реальную опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, наступления иных общественно опасных последствий.
.2 Субъективные признаки терроризма
С субъективной стороны совершение террористического акта характеризуется прямым умыслом. Обязательными признаками субъективной стороны терроризма является наличие одной из специальных целей: нарушение общественной безопасности; устрашение всего населения или его части; оказание воздействия на принятие решений органами государственной власти или международными организациями.
Под органами власти подразумеваются органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Под международными организациями подразумеваются межгосударственные и международные общественные учреждения, находящиеся под охраной норм международного права и международного сообщества.
Мотивы совершения террористических актов могут быть самыми разными: месть, национальные, религиозные, этнические, экономические мотивы и т.д. Установление мотивов для квалификации содеянного значение не имеет и носит скорее практический характер (позволяет определить корни терроризма, психологические аспекты, выработать меры борьбы с ним).
Субъект преступного посягательства, предусмотренного ст. 205 УК РФ специальный - физическое вменяемое лицо, достигшее 14 лет (ст. 20 УК РФ).
Однако стоит отметить, что «террористы-одиночки» в практике встречаются очень редко. Террористические акты совершаются, как правило, группой лиц.
Норма ч. 1 ст. 205 УК РФ носит довольно ограниченный характер, так как ее можно применить только в отношении одного лица либо группы лиц без предварительного сговора.
Ч. 2 ст.205 предусматривает в качестве квалифицированного признака совершение деяний предусмотренных ч. 1 данной статьи группой лиц по предварительному сговору.
И ч. 3 данной статьи предусматривает уголовную ответственность за совершение террористического акта организованной группой.
Примечание к ст. 205 предусматривает освобождение от уголовной ответственности лица, участвовавшего в подготовке террористического акта, но своевременно предупредившее органы власти или иным способом способствовавшее предотвращению осуществления акта терроризма, если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Глава 4. Борьба с терроризмом
Терроризм стал глобальной проблемой современности. Борьба с этим страшным явлением невозможна без согласованных действий всех стран, пострадавших от актов терроризма.
сентября 2006 года государства-члены ООН приняли Глобальную контртеррористическую стратегию. Она предусматривала шаги по устранению условий развития и распространения терроризма, предотвращению и борьбе с ним.
Правовую основу борьбы с терроризмом в Российской Федерации составляют Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон от 1 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.
Стоит отметить, что Россия стала первым государством, которое ратифицировало Конвенцию Совета Европы «О противодействии терроризму».
В качестве основных принципов противодействию терроризму российское законодательство выдвигает следующее:
) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
) законность;
) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;
) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;
) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;
) приоритет мер предупреждения терроризма;
) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;
) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;
) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;
) недопустимость политических уступок террористам;
) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;
) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
В настоящее в Российской Федерации создана и действует общенациональная управленческая структура, которой руководит Президент РФ. Она включает в себя Национальный антитеррористический комитет, Федеральный оперативный штаб, оперативные штабы в субъектах Российской Федерации, антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации.
Субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции, являются Федеральная служба безопасности РФ; Министерство внутренних дел РФ; Служба внешней разведки РФ; Федеральная служба охраны РФ и Министерство обороны РФ.
В задачи Национального антитеррористического комитета входят:
подготовка предложений Президенту РФ по формированию государственной политики в области противодействия терроризму, а также по совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой области;
координация деятельности по противодействию терроризму федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий в субъектах Федерации, а также организация их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями;
разработка мер по противодействию терроризму, устранению способствующих ему причин и условий, в том числе мер по обеспечению защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.
Оперативные штабы в субъектах созданы для координации деятельности в области борьбы с терроризмом и управления контртеррористическими операциями. На антитеррористические комиссии возлагаются функции координации деятельности территориальных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений. Комиссии возглавляют высшие должностные лица субъектов Российской Федерации.
За последние десять лет проведено свыше 2500 боевых операций по освобождению заложников, нейтрализации главарей террористических банд, пресечению сбыта оружия и наркотиков. Шестнадцать работников правоохранительных органов удостоены звания Героя России (восемь - посмертно).
Глава 5. Проблема терроризма на Северном Кавказе
Северный Кавказ издавна был многонациональным регионом, ярким и колоритным по национальному многообразию, проживающих здесь народов.
Этот красивый горный край на сегодняшний день стал самым опасным местом в нашей стране. За последние годы количество межэтнических конфликтов значительно увеличилось. Это, прежде всего, обострение дагестано-чеченских отношений, осетино-ингушский конфликт, грузино-осетинский конфликт. О значительном обострении отношений между конфликтующими государствами могут говорить ряд террористических и диверсионных атак Дагестана в 2005 г., захват школы в Беслане, ряд терактов на территории Ставропольского края, не так давно затихшая война, Развязанная Грузией.
Огромное количество терактов, экстремистских действий, радикально настроенных группировок подрывают социально-политическую стабильность региона. В связи с этим руководство нашего государства не может мирными способами удерживать ситуацию под контролем.
Сепаратизм на Северном Кавказе становится тотальным и повсеместным явлением. С каждым днем все больше и больше экстремистских организаций прибегают к методам исламских шиитов - к терактам. Довольно часто приходится слышать о войне дагестанских народов во имя Аллаха.
Сегодня в СМИ проводят параллели между чеченским и дагестанским терроризмом, которые и составляют основу всех конфликтов, протекающих на Северном Кавказе.
С начала 2005 года в самой крупной северокавказской республике - Дагестане - произошло более 70 террористических актов. По частоте террористических акций Дагестан обошел Чечню. Дагестанский терроризм - это терроризм более высокого качества по сравнению с чеченским. Сегодняшний чеченский терроризм - это действия разрозненных групп, не имеющих общего координирующего центра и внятной политической идеологии. В Дагестане же теракты являются подчеркнуто авторским делом (за них берется ответственность) и они опираются на логически стройную идейно-политическую систему взглядов (радикальный политизированный ислам).
Сегодня в мире действуют около 25 террористических организаций и большое количество группировок и банд. На территории Северного Кавказа действуют только террористические группировки и банды. Действия террористических организаций могли бы привести к страшным последствиям.
Заключение
Терроризм порождается многими причинами: и экономическими, и социальными, и политическими и т.д. Проводить борьбу с терроризмом бесполезно. На сегодняшний день он сильно видоизменился, укрепился, стал более организованным и хладнокровным.
Бороться нужно не с терроризмом, а с его объективными причинами. Только в этом случае терроризм возможно искоренить.
Терроризм - это зло. Террористические акты приводят к массовым человеческим жертвам, несут угрозу жизни и здоровью населения. В ходе преступлений повреждаются и уничтожаются материальные и духовные ценности, наносится огромный ущерб окружающей природной среде.
Но, прежде всего, терроризм направлен против мирных граждан, женщин и детей. Его главная цель - убивая людей, вызвать в обществе ужас и заставить политиков принимать нужные террористам решения.
Терроризм представляет собой сложное, многомерное явление. Кроме правовых, он затрагивает целый ряд других проблем - психологические, исторические, технологические и т.д. Все это обуславливает то обстоятельство, что мировому сообществу до сих пор не удалось выработать общеприемлемое юридическое определение терроризма.
В настоящее время существует достаточно разнообразное количество форм проявления терроризма, которые изучаются криминологами, социологами, политологами и специалистами других наук. Вместе с тем, появляются новые, более изощренные формы терроризма, связанные с развитием научно-технического прогресса (например, компьютерный терроризм).
Правовое понятие терроризма должно быть уже философского и социально-политического, поэтому главным в его анализе должны быть: оценка насилия, анализ целей, характеристика возможных субъектов и оценка его последствий.
Необходимо дальнейшее проведение научных исследований по проблеме терроризма, с учетом современных тенденций развития мирового сообщества, которые существуют в настоящее время и оказывают свое влияние на современный терроризм. При этом нужно привлекать специалистов различных областей знаний: юристов, политологов, психологов, медиков, философов и др.
Противодействие терроризму должно проводиться сплоченно, усилиями общества, государства, правоохранительных органов, мировых организаций. Пока мы не научились бороться с терроризмом, мировому сообществу необходимо научиться предугадывать совершения терактов. Сделай мы это немного раньше, возможно удалось бы избежать многочисленные невинные жертвы.
Список использованной литературы
1. Нормативно-правовые акты
.1. Конституция Российской Федерации. Официальное издание. - М., 1993г.
.2. Уголовный Кодекс Российской Федерации (по состоянию на 10 апреля 2008 года). - Новосибирск., 2008.
.3. Федеральный закон «О противодействии терроризму» № 35-ФЗ от 6 марта 2006 года (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 № 153-ФЗ) // Консультант Плюс: Выпуск 10. Осень 2008 г.
1.4. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"
(с изменениями от 27 июля 2006 г., 10 мая, 24 июля 2007 г., 29 апреля 2008 г.) // Консультант Плюс: Выпуск 10. Осень 2008 г.
.5. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 22.0.05-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения" (принят постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 362) // Консультант Плюс: Выпуск 10. Осень 2008 г.
1.6. Приказ Федерального агентства по образованию от 22 ноября 2005 г. N 1455 "Об утверждении форм отраслевой отчетности по пожарной безопасности образовательных учреждений" Приложение 1 // Консультант Плюс: Выпуск 10. Осень 2008 г.
.7. Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 г. N 116 "О мерах по противодействию терроризму"// Российская газета. 2006. 17 февраля.
. Специальная и учебная литература
.1. Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и угловно-правовое исследование. - М., 1998 г.
.2. Афанасьев Н.Н. Идеология терроризма // Социально-гуманитарное знание. - 2001. -№6.
.3. Вишняков Я. Д., Бондаренко Г. А., Васин С. Г., Грацианский Е. В.. Основы противодействия терроризму / Под ред. Я.Д.Вишнякова. - М., 2006.
.4. Горбунов Ю.С. Уголовно-правовая квалификация терроризма: история, теория и практика // Журнал российского права. -2006. - N 12.
.5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А. А. Чекалин; Под ред. В. Т. Томина, В. В. Сверчкова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2007. - (Профессиональные комментарии).
.6. Мальцев В.В. Терроризм: проблема уголовно-правового регулирования. // Государство и право. - 1998. - № 8.
2.7. Материалы сайта <http://terrorism.wallst.ru/digest0012.html>
2.8. Паин Э. А. Социальная природа экстремизма и терроризма//Общественные науки и современность. - 2002. - №4.
.9. Терроризм - зло / Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М., 2008.
.10. Устинов В. Экстремизм и терроризм. Проблема разграничения и классификации// Российская юстиция. -2002. - № 5.