Особенности финансовых систем развитых стран

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    284,06 Кб
  • Опубликовано:
    2017-02-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности финансовых систем развитых стран

Введение

финансовый фонд внебюджетный

Определяющую роль в формировании и развитии финансовой структуры любого прогрессивного сообщества играет государственное регулирование, которое осуществляется в масштабах избранной властью финансовой политики. Одним из более главных устройств, которое позволяет государству воплощать в жизнь финансовое и общественное регулирование, считается финансовая система. Финансовая система являет собой сгруппированные по определённому показателю экономические отношения. Денежные отношения, как таковые встречаются повсюду в современном мире. Так, они формируются между государством, с одной стороны, а с другой стороны - между физическими и юридическими лицами; между различными юридическими лицами, и, кроме того, между физическими лицами. Различные проблемные вопросы развития экономических и финансовых систем в настоящее время являются актуальным предметом дискуссий и обсуждений в научной среде. В качестве задач современного общества, которые призвана решать экономическая система, вполне возможно назвать: недостаточные темпы развития экономики, различного рода диспропорции финансовой системы, отставание в процессе адаптации к переменам на внешних товарных рынках и экономических рынках, чрезмерную общественную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень показателей удовлетворения потребностей индивидуума и др.

Актуальность и значение данной темы курсовой работы обосновано потребностью составить широкое представление о финансовых системах развитых государств, знать их структуру и функции, наблюдать за переменами, чтобы быть компетентным в данных вопросах. Это обусловлено тем фактом, что в современной экономической системе в условиях глобализации неизменно возрастает роль мировой финансовой системы. Данная система мобильная, гибкая и изменчивая. Однако она подвержена серьезному влиянию разных факторов как прямых, так и косвенных. Необходимо отметить, что финансовая система не ограничивается рамками одной страны, она входит в непрерывный международный финансовый процесс. Мировые финансовые потоки отличаются единством формы в виде различных финансово-крединтых инструментов и совокупного рынка.

Наибольшее влияние на результаты данной работы оказали научные труды А.С. Булатова, Л.Е. Басовского, М.С. Забедюк, В.К. Ломакина, В.В. Нестеровой, Н.С. Желтовой, С.И. Лушиной, В.А. Слеповой, И.Б. Туруева, В.Н. Щербаковаой, Г.Н. Щербаковой и других специалистов в сфере исследований государственных финансов.

При выполнении курсовой работы использовались следующие методы исследования: структурно-функциональный метод, метод анализа, метод синтеза, метод сравнения, метод описания, формализация и системный подход.

Объектом исследования являются финансовые системы развитых стран.

Предметом курсовой работы является экономические и финансовые отношения, которые образуются в ходе функционирования финансовой системы в развитых странах.

Целью курсового исследования является раскрытие сущности, структуры, главных принципов формирования финансовых систем, а также особенностей функционирования финансовых систем развитых государств.

Задачи курсовой работы:

изучить понятие и сущность, принципы построения и состав финансовой системы;

определить особенности финансовой системы Великобритании;

выявить особенности функционирования финансовой системы Соединенных Штатов Америки;

рассмотреть особенности государственного бюджета Великобритании;

проанализировать сущность и специфику государственного бюджета США;

провести анализ специфики и значения внебюджетных фондов развитых стран в перераспределении финансовых ресурсов;

рассмотреть перспективные направления и возможности применения зарубежного опыта с целью совершенствования финансовой системы России.

Поставленные цель и задачи обусловили структуру и логику курсового исследования, которое состоит из введения, трех глав (разделенных на параграфы), заключения и списка использованных источников.


1. Теоретико-методологические основы исследования финансовой системы развитых стран

.1 Понятие и сущность, принципы построения и состав финансовой системы

Прежде всего, важно отметить тот факт, что деньги - это финансовый инструмент, который регулирует создание и распределение товаров через рынок ресурсов и рынок продуктов. Это элемент социального воспроизводства на всех уровнях хозяйствования; они в одинаковой мере нужны и низовому звену - компаниям (организациям), и межхозяйственным организациям (ассоциациям, концернам), и государственной системе управления экономикой.

Финансовая система не является застывшей, она может и должна изменяться с учетом изменения внешней среды, задач и целей финансовой политики государства и хозяйствующих субъектов.

Финансовая система - это совокупность всех участников рынка капитала (и взаимосвязей между ними). Рынок капитала (финансовый рынок) - совокупность финансовых институтов, которые в качестве финансовых посредников перераспределяют финансовые ресурсы (капитал) между кредиторами и заемщиками. [8, с. 124]

Функциональное назначение финансовой системы заключается в таком обеспечении финансовыми ресурсами реального сектора региональной экономики, при котором достигается его устойчивое развитие и эффективное функционирование.

Сфера государственных финансов занимает важное место в составе потребностей расширенного производства ввиду своей целевой ориентации - удовлетворением общегосударственных нужд.

Современная отечественная и зарубежная экономическая литература предлагает большое число разнообразных, по сути и содержанию, трактовок термина «финансовая система», общим недостатком которых следует признать отсутствие отражения в них требований фундаментальной теории систем, где система определяется как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, направленных на достижение общей цели.

Учитывая требования теории систем и положения теории финансов, представляется обоснованным определить финансовую систему, как совокупность институтов и организаций, целью которой является обеспечение эффективного развития социально-экономической системы в целом на основе рационального распределения и перераспределения совокупного общественного продукта, выраженного в стоимостной форме.

С системных позиций финансовая система (сфера финансов) представляет собой одну из важнейших подсистем экономической системы государства наряду с производственной подсистемой (сферой производства), социальной подсистемой (социальной сферой) и объединяющих их в единое целое подсистемой (сферой) государственного управления. Данное положение позволяет обосновать разноуровневое (иерархическое) устройство сферы финансов, адекватное иерархии системы в целом (и каждого из ее элементов) и выделить в ней такие уровни как общегосударственные финансы (в федеративном государстве - федеральные), региональные финансы (в федеративном государстве - финансы субъекта федерации) и местные (муниципальные) финансы. Каждый из элементов разноуровневой финансовой системы обладает собственной организационной структурой, включающей институты и организации, отнесенные к ведению данного субъекта государственного управления. Подчеркнем при этом то, что термин «ведение» не предполагает каких-либо прав субъекта на администрирование в отношении организаций, а выполняет определенные отношения между ними, реализуемые посредством согласований. С этих позиций в состав федеральных финансов включаются, например, федеральный бюджет (институт федерального бюджетного права), министерство финансов (организация, реализующая функции федеральных финансов), финансово-кредитные организации со значительной долей федеральной собственности и другие элементы.

Без финансов нельзя снабжать персональные и социальные кругообороты производственного фонда на расширенной базе, регулировать отраслевые и территориальные структуры экономики, провоцировать быстрейшее введение научно-технического достижения, удовлетворять иную общественную потребность. Такая потребность у хозяйствующего субъекта и страны обусловливает зарождение разнородных видов финансовых отношений.

При всём своём многообразии разного рода денежные отношения имеют специфические черты, что дает возможность соединять их в отдельные группы. Группировку экономических взаимоотношений вполне возможно проводить по различным показателям, но более обоснованной считается классификация данных взаимоотношений согласно с объективными аспектами. Экономические дела считаются по своей природе распределительными, т.к. распределяют часть цены социального продукта по субъектам. Непосредственно субъекты сформировывают фонды целевого назначения в зависимости от их роли в социальном производстве. Вследствие этого более применимым аспектом классификации считается роль субъекта в социальном производстве. В зависимости от этого аспекта ориентируется прием организации финансов, а также порядок образования и применения денежного ресурса и финансового фонда.

Сгруппированные по явному показателю денежные отношения образуют экономическую систему. Экономические отношения можно распределить в отдельные, обособленные группы - сферы и звенья. Данные сферы и звенья узко соединены меж собой. Любой группе экономических взаимоотношений отвечают валютные фонды, а надлежащие денежные органы воплотят в жизнь управление этими отношениями и фондами.

Через денежный механизм правительство образует фонд валютных средств, который употребляется для исполнения всевозможных функций в финансовой, общественной и политической сферах.

В системе произведённых взаимоотношений деньги работают при помощи средств, работают элементом воздействия на домашние процессы, и еще считаются средством формирования финансовых интересов фирмы (фирм, секторов экономики, регионов).

Таковым образом, финансовая система - это совокупность сфер и звеньев денежных взаимоотношений, которые связаны с ними денежными фондами и органами управления финансами.

Термин и понятие финансовой системы того или иного государства обширно распространены в сфере научных исследований и повсеместно используется как в юридической, так и в финансовой литературе вместе с более популярным понятием «финансово-кредитный механизм». Потребность практики требует применения некоего обобщающего понятия, которое отражает агрегированное функционирование финансовых механизмов в той или иной государственной финансовой системе.

Роль экономической системы сводится к правовому регулированию экономических взаимоотношений, т.е. при помощи экономической системы вполне возможно контролировать эффективность и соотношение правовой формы финансовому содержанию. Кроме того роль экономической системы содержится в том, чтобы при помощи экономических взаимоотношений влиять на темпы и соотношения социально-экономического становления страны.

Более пользующаяся популярностью и эффективная форма реализации системы, которая обеспечивает разделение труда, есть система товарообмена с помощью наличных средств - экономическая система. [15, с. 36]

Некоторые авторы считают, что в финансовую систему входит финансовый (фондовый) рынок, хотя последний не обладает всеми признаками системы (подсистемы), например, признаками целостности, организованности. Кроме того, возможно существование финансовой системы и без финансового рынка - как пример, финансовая система СССР и других социалистических стран.

Рис. 1.1. Схема финансовой системы

По нашему мнению, финансовые отношения, могут носить как рыночный, так и нерыночный характер. Те финансовые отношения, которые в своей совокупности образуют финансовую систему, относятся в большей части к нерыночным, и осуществляются, преимущественно, через бюджетную систему. Перераспределение здесь осуществляется через налоги, государственные и муниципальные заимствования, денежные перечисления хозяйствующим субъектам, домашним хозяйствам и, как правило, носит обязательный, закрепленный законодательством, характер. Другая часть финансовых отношений, отражающих перераспределение денежных средств на добровольной, рыночной основе, осуществляется на финансовом рынке.

Термин «финансовая система» является понятием общеупотребительным в теории финансов. Однако содержание финансовой системы и ее структура остаются в значительной степени дискуссионными.

Значительная часть авторов, финансовую систему рассматривают, прежде всего, как совокупность определенных элементов (звеньев) финансовых отношений.

До сих пор многие вопросы, касающиеся сущности и структуры финансовой системы в отечественной и зарубежной науке, остаются дискуссионными.

Финансовая система связана с такими категориями как финансы и финансовые отношения. Разделяя положения классической теории финансов, под финансами мы будем понимать совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, использования (распределения) денежных средств для целей расширенного воспроизводства и удовлетворения социальных потребностей.

Субъектами финансовых отношений могут быть: государство, органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты, домашние хозяйства.

Финансы должны оказывать непосредственное влияние на экспортно-импортные операции, в т.ч. стимулируют выпуск конкурентоспособной продукции на мировом рынке. Также они формируют долю национального дохода, которая реализуется в результате внешнеэкономической деятельности.

Сопряжение системного, субъектно-объектного и воспроизводственных подходов становится, на наш взгляд, той методологией, которая способна обеспечить объективную содержательность анализа сущности финансовой системы как сложноорганизованной динамической составляющей мировой финансовой системы.

В современных условиях наиболее распространённым принципом функционирования финансовой системы, считается принцип фискального федерализма. Такой подход использовался и при формировании экономической системы РФ.

Принципы построения денежных систем предполагают: [15, с. 37]

•  Финансовая самостоятельность. Районные органы - становление школ, коммунальных учреждений, организаций социального порядка и т.д. районные своими доходами и затратами не входят в государственный бюджет;

• Доходная часть бюджетов складывается, как правило, за счёт налогов.

Совокупность денежных взаимоотношений и надлежащих им учреждений образует экономическую систему.

Таблица 1.1. Структура бюджетных расходов и доходов и доля отдельных статей в государственном бюджете стран с рыночной экономикой


Центральное место в финансово-экономической системе государства занимает государственный бюджет - самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своих обязательств и функций. За счет государственного бюджета существует армия, полиция, значительная часть систем здравоохранения и образования.

В силу своего определенного положения муниципальный бюджет взаимодействует с иными звеньями денежной системы. Она происходит методом передачи капитала из центрального муниципального фонда городским денежным фондам, фондам муниципальных фирм.

Структура затрат и прибылей и доля статьи в муниципальном бюджете государства с рыночной экономикой примерно последующие, %: [15, с. 39].

В любой стране структура бюджета имеет собственные отличительные черты. Она ориентируется финансовым потенциалом страны, масштабностью задач, которые решаются государством на этом шаге становления, ролью страны в экономике, состоянием интернациональных взаимоотношений и рядом иных факторов.

На уровне штатов, территорий областей, населенных пунктов, районов работают районные органы власти. Их деятельность финансируется с помощью районных валютных фондов - районных финансов. Как правило, они не считаются деталью муниципального бюджета, они относительно самостоятельны.

В прогрессивном условии во всех государствах имеется тенденция опережающего подъема местных финансов, сравнивая с финансами центральных правительств, что свидетельствует о вырастающей роли районных органов власти, как в финансовом, так и политическом процессе общества.

Внутреннее строение денежной системы показывает объективную совокупность экономических взаимоотношений. Она состоит из сфер и звеньев.

Разграничение денежной системы на отдельные звенья обусловлено отличиями в задачах каждого звена, а также в способах формирования и применения централизованного и децентрализованного фонда валютных средств.

Итак, экономическая система - это совокупность экономических взаимоотношений, которые связаны с внедрением фондов капитала через соответствующие денежные учреждения. По природе своей экономические отношения считаются распределительными. Субъект сформировывает валютный фонд целевого назначения в зависимости от того, какую роль он играет в социальном производстве.

В единой совокупности денежных взаимоотношений целесообразно выделить: финансы компаний, учреждений и организаций; страхование; муниципальные финансы.


1.2 Финансовая система Великобритании

В настоящее время в составе государственных финансов Великобритании выделяют бюджет центрального правительства (государственный бюджет), специальные внебюджетные фонды, финансы местных органов власти, финансы государственных корпораций.

Государственные финансы Великобритании:

. Государственный бюджет.

. Специальные (внебюджетные) фонды.

. Финансы государственных корпораций.

Ведущим звеном финансовой системы Великобритании является государственный бюджет, который в соответствии с ее государственным устройством делится на собственно государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. Причем последние не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет. В Англии, как и в других странах, бюджет является главным экономическим законом государства, ежегодно представляемым на обсуждение правительством. Министр финансов Великобритании выступает с докладом в Парламенте и делает обзор результатов развития экономики за отчетный период и основных целей и действий правительства в будущем финансовом году (бюджетный или финансовый год в Великобритании начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта следующего года). В докладе более детально рассматриваются изменения и введение новых налоговых платежей, которые предлагаются правительством для финансирования текущих государственных расходов. Впервые проект государственного бюджета представляется на обсуждение в июле, а утверждается в марте следующего года. Однако в ноябре выходит «предбюджетный» доклад, в котором дается оценка целям правительства на предстоящий финансовый год, выявляются отличительные черты нового бюджета. Также в этом докладе содержится количество предполагаемых поправок для внесения в проект бюджета.

Итак, финансовая система Великобритании содержит в себе четыре классических звена: государственный бюджет, бюджеты местных уровней, специальные внебюджетные фонды, финансы государственных корпораций и предприятий.

Рис. 1.2. Схема финансовой системы Великобритании

Важным звеном финансовой системы Великобритании считаются специальные фонды. Помимо фонда государственного страхования, в финансовую систему Великобритании входят пенсионный фонд муниципальных компаний, уравнительный валютный фонд. Данные фонды создаются за счёт средств и дотаций фирм и исполняют расходы согласно со своим многофункциональным назначением.

Государственные фирмы Великобритании разделяются на 3 вида: государственные компании, смешанные фирмы и ведомственные. Государственные компании в большинстве своём работают в национализированных секторах экономики индустрии.

Важно отметить тот факт, что в ХХ веке Великобритания постепенно начала терять доминирующую роль в мировом производстве, но сохраняет свои позиции в качестве крупнейшего международного делового и финансового центра. В международном разделении труда Британия специализируется на осуществлении международных финансовых операций, по объему которых она не знает себе равных.

К настоящему времени на долю Британии приходится свыше половины оборота международной торговли акциями иностранных эмитентов, более 40% мировых валютных операций, пятая часть международного банковского кредитования. Косвенным показателем расширения сферы финансовых услуг в Великобритании является абсолютное лидерство столицы Великобритании в списке мировых бизнес-хабов по количеству рабочих мест

для высококвалифицированных кадров. В 2015 году этот показатель для Лондона составил 1,71 млн. рабочих мест для высококвалифицированных специалистов, в Нью-Йорке имелось 1,16 млн. Третье место занял Париж с 0,63 млн. рабочих мест.

Финансовые преимущества Великобритании определяются в значительной степени британской валютой. Фунт стерлингов (англ. Pound Sterling, GP, £) является одной из шести мировых резервных валют.

В резервах мировых банков объем накоплений в фунтах стерлингов занимает третье место (после доллара и евро). Кроме того, фунт стерлингов совместно с долларом, евро и йеной включен в так называемую «корзину валют», на базе которой рассчитывается курс валюты МВФ. Денежную единицу этой международной финансовой организации называют специальными правами заимствования (англ. Special rawing rights, SR).

Правящие круги Великобритании считают, что фунт стерлингов защищает государственные интересы и позиции национальных корпораций на внешних рынках. Вследствие этого Великобритания является единственной в Европейском союзе страной, которая освобождена от обязательств по введению общей валюты (евро) в будущем. Это было подтверждено в одном из пунктов договора об «особом статусе Великобритании в рамках ЕС», заключенном 20 февраля 2016 года на саммите стран Евросоюза в Брюсселе.

Финансовая сфера тесно связана с оказанием юридических услуг. Пять ведущих английских правовых фирм, объединенных под названием «Магический круг» (англ. Magic circle), входят по доходам в десятку лучших мировых юридических компаний. Значительным авторитетом в финансовом мире пользуются и менее крупные лондонские юридические компании, входящие в так называемый «Серебряный круг» (англ. Silver circle).

Защите интересов финансовых организаций служит и зарегистрированная в Лондоне в 1976 году неформальная организация, объединяющая ведущие мировые частные банки-кредиторы. Главной целью этой организации, носящей название Лондонского клуба, является правовое урегулирование вопросов международной коммерческой задолженности.

Деловая инфраструктура рынка состоит не только из юридической, но и информационной составляющих. Британское агентство Рейтер, основанное

Полом Джулиусом Рейтером в 1851 году, и по сей день является крупнейшим в мире поставщиком информации для профессиональных участников финансовых рынков.

Роль Великобритании в международных финансах определяется также Лондонской фондовой биржей (англ. London Stock Exchange, сокращённо LSE). Эта биржа, являющаяся по форме собственности акционерным обществом, - одна из старейших в мире. Рыночная стоимость ее активов составляла на начало 2015 года более 6 трлн. долларов, что ставит ее в рейтинге бирж на первое место в Европе и на третье в мире (после американских бирж - NYSE и Nasdaq). В отличие от американских бирж, нацеленных на внутренний рынок США, Лондонская фондовая биржа ориентируется на интернациональные рынки.

К началу 2016 года на главных площадках биржи были зарегистрированы (англ.listing) примерно 3 тыс. компаний из более чем 60 стран (основную долю капитализации составили компании из стран RICS - Бразилии, России, Китая, Индии, Южной Африки).

Индекс Лондонской фондовой биржи является ключевым европейским фондовым индикатором положения экономики Европы. Он рассчитывается, исходя из капитализации 100 крупнейших компаний, акции которых обращаются на Лондонской фондовой бирже.

Другим важнейшим институтом Великобритании, определяющим ее финансовую политику, является Банк Англии, официальное название Governor and Company of the ank of England), выполняющий функции центрального банка страны. Наиболее важными из этих функций являются сохранение стабильных цен и поддержка экономической политики правительства. Кроме того, через созданное внутри банка в апреле 2013 года Управление пруденциального контроля (англ. Prudential Regulation Authority) Банк Англии осуществляет функцию надзора за деятельностью банков, кредитных союзов, страховых и крупнейших инвестиционных компаний.

Банк Англии был создан в 1694 году в форме акционерного общества с частным капиталом, в 1946 году он был национализирован. В 1997 году в устав банка были внесены изменения, повышающие его статус в вопросах регулирования денежной политики и обеспечивающие определенную независимость банка от политики государства. При этом назначение председателя банка, его заместителей и 16 членов Совета осталось за британским парламентом. Парламеньское решение также должно быть подтверждено королевским указом.

Финансовым институтом, обеспечивающим государственные интересы в развитии экономики, является Казначейство Великобритании (англ. Her Majesty's Treasury (HM Treasury). Помимо Аппарата Премьер-министра, МИДа и МВД, Казначество входит в число четырех так называемых Великих офисов государства (англ. The Great Offices of State). Соответственно руководителями четырех Великих офисов государства являются: 1) Премьер-министр (англ. Prime minister) возглавляет аппарат правительства; 2) Канцлер (англ. The Chancellor) - казначейство; 3) Секретарь по иностранным делам (Foreign Secretary) - Министерство иностранных дел (англ. Foreign Office);

) министр внутренних дел (англ. Номе Secretary) - Министерство внутренних дел (англ. Номе Office).

Главой и первым лордом Казначейства формально является премьер-министр страны. Однако фактически Казначейством руководит канцлер (англ. The Chancellor of the Exchequer), который имеет высокий общественный статус. Он занимает второй по значению пост в правительственной иерархии, определяя в целом экономическую и финансовую политику государства. В XVIII и начале XIX вв. Казначейством руководил непосредственно сам премьер-министр, но эта практика была пересмотрена в 1923 году после премьерства Стэнли Болдуина. Exchequer (Палата шахматной доски) - главный финансовый и налоговый орган в средневековой Англии, созданный предположительно в начале XII века в годы правления Генриха I. Первоначально словом Exchequer называли клетчатое сукно (напоминавшее шахматную доску), на котором раскладывали обозначения собранных налоговых средств. Шахматная разметка позволяла производить расчеты на основе римских цифр, в которых отсутствовал знак нуля. Палата шахматной доски существовала до 1834 года. Однако в современной Великобритании слово Exchequer иногда обозначает британское Казначейство.

Казначейство отвечает за проведение налоговой политики и формирование годового бюджета, что представляет собой составление сметы государственных доходов и расходов. В обязанности казначейства входит и совместное с Банком Англии участие в формировании денежной и кредитной политики государства.

Формируя свою финансовую и экономическую политику, Великобритания активно взаимодействует с важнейшими мировыми финансовыми и экономическими организациями. Так, в рамках «Большой восьмерки» (англ. Group of eight, G8), неформального объединения наиболее влиятельных стран в мире, британские представители активно работали в советах по промышленной и финансовой политики. В настоящий момент в обсуждении актуальных проблем мировой финансовой политики более востребован формат «Большой двадцатки» (англ. The Group of Twenty, G-20), включающий страны с быстро развивающейся рыночной экономикой (Китай, Индию и др.).

На данном форуме также представлено британское экспертное сообщество. Великобритания внесла значительный вклад в разработку главного специализированного финансового учреждения ООН - международного валютного фонда (англ. International Monetary fund, IMF). Английский экономист Джон Мейнард Кейнс внес существенный вклад в замысел организационной структуры МВФ, в концепцию Бреттон-Вудской валютной системы в целом.

Теоретические положения Дж. Кейнса также повлияли на создание таких авторитетных в современных мировых финансах учреждений, как Международный банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация, Всемирная Торговая организация и др. И в настоящее время Великобритания, пользуется большим авторитетом в этих организациях, активно участвуя в их деятельности.

Весьма сложным для рассмотрения представляется вопрос о дальнейшей интеграции Великобритании в финансовую и экономическую систему Европейского Союза, в связи с победой на прошедшем в июне 2016 года референдуме евроскептиков, выступающих за выход Великобритании из ЕС. Как результат - фактически приостановлен процесс дальнейшей евроинтеграции.

.3 Финансовая система Соединенных Штатов Америки

В настоящее время финансовая система рассматривается как сложный механизм, который отражает движение финансовых потоков, их взаимосвязь между отраслями и крупными корпорациями, эффективное использование финансовых ресурсов и инвестиций. Именно финансовая система США активно воздействует на мировую экономику и занимает достаточно устойчивое положение в мировой финансовой системе. Так из каких же звеньев состоит сама «финансовая система США» и в чем ее особенности?

В основе финансовой системы США находится Федеральная резервная система США, в качестве Центрального банка страны, банка всех банков и банка американского правительства. Она была создана актом Конгресса 23 декабря 1913 года. ФРС является независимой системой банков и лишь формально подчиняется американскому правительству. Она включает в себя Совет управляющих с центром в Вашингтоне, округ Колумбия, и двенадцать резервных банков, распределенных по всей территории США.

Рис. 1.3. Структура финансовой системы США

Основными функциями ФРС являются утверждение требований к резервам; распределение ответственности между резервными банками для определения политики учетной ставки; проведение операций на открытом рынке, где ФРС обменивает кредиты или банковские резервы на ценные бумаги на вторичном рынке; регулирование и надзор за выполнением обязанностей банками, которые являются членами системы, банковскими холдинговыми компаниями, международными банковскими услугами в Соединенных Штатах, иностранной деятельностью банков-членов и деятельностью в США иностранных банков; обеспечение правильного функционирования и дальнейшее развитие платежной системы страны. В настоящее время во главе Федеральной Резервной системы стоит Джанет Йеллен Гринспен с 3 февраля 2014 года, до этого занимала пост заместителя председателя Совета управляющих Федеральной резервной системой США в 2010-2014 годах. Еще одним звеном в финансовой системе США является Казначейство (Departmentoftreasure). По сравнению с российской финансовой системой Казначейство США есть Министерство финансов США. Оно состоит из двух основных компонентов: Ведомственных офисов и операционных бюро. Ведомственные офисы отвечают за разработку политики и управления Департамента в целом, в то время как операционные бюро выполняют определенные операции, возложенные на Департамент.

Основные функции Министерства финансов включают в себя управление федеральными финансами; сбор налогов, пошлин и денежных средств, уплаченных в и из США и оплату всех счетов в США; печать бумажных долларов и чеканка монет; управление государственными счетами и государственным долгом; контроль над национальными банками и сберегательными учреждениями.

Во главе Министерства Финансов США с 28 февраля 2013 года стоит министр Джейкоб Лью. Раньше он являлся главой администрации президента США (с января 2012 года по январь 2013 года).

Звенья Федеральной резервной системы на местах представляют Федеральные резервные банки, которых в Соединенных Штатах Америки насчитывается 12. Наименования данных банков соответствуют названиям городов, где находятся их штаб-квартиры.

Современная финансовая система США включает в себя еще три основных компонента: финансовые рынки, финансовые посредники и финансовые инструменты, с помощью которых осуществляются сделки на рынках. Финансовыми посредниками являются компании, которые обеспечивают клиентов финансовыми продуктами (чековые счета, кредиты) и услугами с большей эффективностью. Основными типами финансовых посредников могут служить финансовые институты, которые включают в себя как банки (BankofAmerica, Citygroup, JPMorganChase&Co, WellsFargo), так и пенсионные фонды, страховые компании и взаимные фонды.

Постепенно складывавшаяся на протяжении несколько веков финансовая система США последние несколько десятилетий остается самой мощной в мире. В ходе регулярно случающихся кризисов финансовой системе Соединенных Штатов Америки уже много раз предсказывали крах. Но, несмотря на все высказывания именно американский доллар продолжает оставаться свободно обращающейся во всех странах резервной валютой, а самые дорогие мировые компании все еще находятся в США. Именно поэтому данную систему нужно изучать и разбираться в особенностях ее функционирования.

Основой любой финансовой системы являются организации, занимающиеся выпуском, концентрацией и перераспределением денежной массы. В США, как и в любой другой стране мира, эти функции возложены на банковскую систему. Роль центрального банка, то есть посредника между государственной машиной и экономикой страны, в Соединенных Штатах, как уже отмечалось выше, выполняет Федеральная резервная система. Она осуществляет надзор за банками и регулирует их деятельность, защищает кредитные права потребителей, занимается денежной эмиссией и всесторонним обеспечением стабильности финансовой системы. В ее состав входит Федеральный комитет по открытому рынку, осуществляющий надзорные функции и одновременно занимающийся разработкой монетарной политики в Соединенных Штатах Америки. В его ведение входят вопросы экономического роста, занятости населения, стабильности цен, а также устойчивости международных торговых отношений и внешних платежей США.

Банковская система США складывается из двух основных видов банков: коммерческих и инвестиционных. Коммерческие банки занимают ведущее место на финансовом рынке Штатов. Это депозитные организации, основным источником доходов которых являются вклады. С помощью коммерческих банков осуществляется краткосрочное финансирование торговли и оборот платежей, в том числе операции с кредитными картами и чеками. Всего в Соединенных Штатах Америки действует более 10 000 коммерческих банков, которые, по сути, являются локомотивом всей финансовой системы страны. Две трети из них являются банками штатов, то есть осуществляют свою деятельность в соответствии с законами каждого штата. Остальные действуют в соответствии с федеральными установками и считаются национальными банками. Инвестиционные банки, работающие в США, при формальном подходе к вопросу нельзя называть традиционными банковскими организациями, так как они не занимаются решением привычных для банков задач вроде принятия вкладов и кредитования. Дополнительным доказательством этого является тот факт, что надзорным органом, контролирующим деятельность инвестиционных банков, является не Федеральная резервная система, а Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку. Инвестиционные банки занимаются деятельностью в трех основных сферах: торговля ценными бумагами, андеррайтинг (гарантируют эмиссию акций и выкупают неразмещенные акции компаний-клиентов) и консультирование по вопросам слияний, поглощений и успешного вложения капитала. Одним из главных элементов финансовой системы США и признаком ее могущества являются биржи. Созданные на территории Соединенных Штатов фондовые и товарные биржи в настоящее время пропускают через себя огромное число сделок по купле-продаже ценных бумаг и всевозможных товаров. Каждая крупная компания из любой отрасли рано или поздно в процессе своего развития начинает котироваться на бирже в поисках инвесторов и покупателей своей продукции.

2. Особенности и специфика государственного бюджета развитых стран

.1 Особенности государственного бюджета Великобритании

Государственный бюджет Великобритании делится на бюджет текущих доходов и расходов государства и капитальный бюджет. Основными доходами текущего бюджета Великобритании являются налоги, причем среди них преобладают прямые налоги (36,2% доходной части бюджета). Также к доходам текущего бюджета относятся платежи по социальному страхованию. За счет средств текущего бюджета финансируются так называемые гражданские статьи (промышленность, сельское хозяйство, здравоохранение и т.д.), расходы на оборону и государственное управление. Доходы капитального бюджета формируются за счет поступлений процентов от государственных корпораций и органов власти за предоставление государственных кредитов возврата долгосрочных кредитов Казначейства, прибыли эмиссионного департамента Банка Англии. Расходы капитального бюджета включают проценты по государственному долгу и управлению им, долгосрочные кредиты на капитальные вложения корпорациями и органами государственной власти.

Местные власти в Великобритании имеют четыре основных источника доходов - субсидии центрального правительства, налог на жилье, тарифы на движимое имущество (известные также как бизнес-тарифы), а также различные сборы и доходы от продажи лицензий, разрешений и пр. Около 75% расходов (исключая сборы и продажи) финансируется за счет правительственных субсидий и тарифов на движимое имущество.

Тарифы на движимое имущество представляют собой налог, взимаемый с владельцев движимого имущества. Стоимость этого имущества переоценивается каждые пять лет. Тарифы устанавливаются центральным правительством, а затем собираются местными властями.

Налоговые платежи собираются в общенациональный пул, а затем распределяются между местными властями в зависимости от количества населения. Правительство предлагает разрешить властям, эффективно сотрудничающим с местными предприятиями, устанавливать дополнительные местные тарифы, которые не могут быть, выше определенного централизованного предела.

Недвижимое имущество в Великобритании, как правило, облагается налогом па жилье. Каждое жилище относится к одной из восьми оценочных категорий в зависимости от его реальной стоимости (сумма, за которую его можно продать на открытом рынке) в апреле 1991 года. На жилье, где проживает менее двух взрослых, предоставляются скидки. Ставка налога на жилье может быть снижена для малоимущих граждан (иногда на_100%). Последним звеном финансовой системы Великобритании являются финансы государственных предприятий: государственных корпораций, смешанных и ведомственных предприятий. Государственные корпорации являются преобладающей формой государственных предприятий. Они находятся в ведении правительства и представляют собой предприятия национализированных отраслей промышленности (угольной, газовой, энергетики и др.). Финансовые отношения этого звена финансовой системы представлены в основном финансовыми взаимосвязями с государственным бюджетом, которые проявляются, с одной стороны, в уплате налога на прибыль корпораций и процентов за полученные у Казначейства кредиты из капитального бюджета, а с другой стороны, включают получение ими средств из бюджета на модернизацию производства и прочие цели.

Главными источниками государственных доходов в Великобритании являются налоги, а именно:

налоги на доход (включая прибыль), куда входят подоходный налог с физических лиц, корпоративный налог, и налог на нефтяной доход;

налоги на капитал, включающие налог с наследства, налог на прирост капитала, консульский сбор и импортные пошлины;

косвенные налоги: НДС, акцизы и таможенные пошлины;

платежи по государственному страхованию, которые дают право на получение пособий, включая пособия по безработице и пенсию по старости.

Основные принципы, лежащие в основе современной налоговой политики правительства Великобритании заключаются в том, что налоговая система должна:

поощрять занятость и служить стимулом к труду для каждого;

содействовать накоплению и долгосрочным инвестициям;

быть справедливой.

Фискальная политика Англии основана на двух главных правилах:

«золотое правило» - разрешает правительству осуществлять займы в течение экономического цикла только для инвестиционных целей и запрещает использовать их на текущее финансирование;

«правило длительных инвестиций» - говорит, что чистый национальный долг по отношению к ВВП в течение экономического цикла должен сдерживаться на стабильном, благоразумном уровне.

Эти правила означают, что налогоплательщики осуществляют платежи с целью текущего финансирования экономики, поэтому они вправе требовать от правительства держать под твердым контролем операции государственных займов.

Государственные расходы Великобритании.

Главной долгосрочной целью правительства Великобритании в области государственных расходов является рост ассигнований на социальное обеспечение и здравоохранение и сокращение расходов на такие отрасли, как оборона и поддержка промышленности и торговли.

К неналоговому поступлению средств в бюджет Великобритании относят прибыли от реализации государственной собственности, административные взыскания и др.

Затраты консолидированного фонда логично будет подразделить по функциональному назначению (табл. 2.1.). [16, с. 134]

Особенностью Великобритании считается повышение удельного веса затрат на образования (с 2% в 2005 почти до 4% в 2014 гг.).

Прибыльная часть государственного фонда займов складывается за счёт процентов, которые поступают от компаний и районных органов власти как средства каких-либо Специализированных фондов.

Таблица 2.1. Расходы консолидированного государственного бюджета Великобритании


Предпосылкой профицита стало понижение расходов на пособия по безработице благодаря уменьшению количества безработных.

Кроме того, в начале апреля 2015 г. правительство провело среди телекоммуникационных фирм аукцион на предоставление услуг мобильной связи третьего поколения, которые позволяют обладателям мобильников получать видео- и интернет - услуги.

Дефицит государственного бюджета Великобритании, к примеру, в 2013 году составил 89 млрд. долларов или 3,835% ВВП. [22] Профицит бюджета дал возможность пересмотреть различные государственные программы 2015 г. Перемены как правило коснулись налоговой   системы, а также увеличения затрат на образование. Бюджетный год в Великобритании наступает 1 апреля и завершается 31 марта.

Рис. 2.1. Доли расходов консолидированного государственного бюджета Великобритании в 2014 году

В Великобритании двухступенчатая система районных органов власти, которые включают графства, округа сельской местности и города.

Рис. 2.2. Структура расходов местных органов власти Великобритании

В нынешнее время из местных бюджетов финансируется всего 36% всех муниципальных расходов. [15, с. 160]

В тоже время экономическая поддержка основана на принципах, единых для всей страны. Присутствует два главных вида экономической поддержки - блок-гранты и гранты на специальные цели. Гранты для увеличения бюджетных доходов отличаются каждый год. Перед определением суммы экономической поддержки центральное правительство устанавливает нормативы расходов для районных органов власти на предстоящий период.

.2 Государственный бюджет США: сущность и специфика

Рассмотрев в первой главе курсового исследования составляющие финансовой системы США, необходимо также определить специфику государственного бюджета США, который играет важнейшую роль в общей структуре финансовой системы США. Он влияет на состояние финансов, хозяйственную конъюнктуру, характер и направления экономической политики правительства.

Большое число субъектов принимает участие в бюджетном процессе и занимается анализом последствий принятия бюджета. В их число входят представители исполнительной и законодательной ветвей власти; различные круги, объединенные общностью интересов; некоммерческий сектор и прочие. В число прочих в бюджетный процесс входят правительственные аналитические органы, в частности следующие структуры: Бюджетное управление Конгресса (Congressional Budget Office), Главное счетное управление (General Accounting Office), Исследовательская служба Конгресса (Congressional Research Service). Помимо этого существуют еще группы штатных сотрудников при каждом комитете Конгресса, включающие в свой состав профессионалов высокого класса. Бюджетный механизм США осуществляется таким образом, что проектирование федерального бюджета отделено от процесса и аппарата его исполнения и контроля над исполнением бюджета.

Государственный бюджет занимает важнейшее место в структуре финансовой системы США с точки зрения воздействия властей на состояние финансов, хозяйственную конъюнктуру, характер и направления финансовой политики правительства.

Впрочем, ФРС только частично несет ответственность за надзор за банками и разделяет данную функцию с особыми федеральными и штатными органами контроля. [16, с. 69]

В последние три десятилетия образовались характеристики распределения и перераспределения средств меж бюджетами 3 уровней: в пределах 65% общих затрат консолидированного бюджета проходят через федеральный бюджет и 35% - доля оставшихся 2-ух уровней, которая разделяется между штатами и районными органами власти в пропорции 2/1.

Перемещение ресурсов наблюдается в одно и то же время по 4 направлениям: из федерального бюджета - в бюджеты штатов и городские бюджеты; из бюджетов штатов - в городские бюджеты; из городских бюджетов - в бюджеты штатов; между бюджетами городских округов.

Бюджеты штатов и городов в США крайне сильно зависят от системы федеральных дотаций. Федеральная поддержка штатам и местным властям носит ярко-выраженный программно-целевой характер. Возрастающая зависимость от федеральных дотаций дает основание полагать, что «федеральная помощь» превратилась в средство прямого контроля Правительства США за финансовой политикой штатов и городских органов власти.

Федеральный бюджет в США - это крайне сложный финансовый механизм, с которым связан контроль над работой федеральных министерств и ведомств, и который определяет финансовые базы государственного строительства и оказывает серьезнейшее воздействие на состояние экономики в целом.

Источниками пополнения средств федерального дохода являются: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль компаний, налоги общественного страхования. [16, с. 77]

Таблица 2.2. Доходы федерального бюджета США


Следует охарактеризовать и иные источники поступлений в бюджет США.

Наикрупнейшей компонентой остальных поступлений считается прибыль Федеральной Резервной Системы (ФРС), что предусматриваются в роли поступлений с момента перевода на счета Казначейства.

Другой не очень большой, но чрезвычайно актуальный компонент иных поступлений - это Universal Service Fund.

Федеральные затраты целесообразно разделить на несколько групп, согласно специфике бюджетного процесса в США.

Дискреционные затраты - на оборону, автотранспорт, национальные парки, интернациональную помощь - составляют приблизительно треть бюджета.

Наибольшие траты (более 50% федерального бюджета США), заключаются в выплатах пособий, например, по программам «Общественное обеспечение», «Медицинская поддержка для престарелых», «Медицинская поддержка для неимущих».

Таблица 2.3. Расходы федерального бюджета США (в млрд. долларов)


В США все штаты формально наделены автономными правами в сфере финансов. Они самостоятельно составляют, утверждают и исполняют свои бюджеты. В известной мере они самостоятельны и в определении размера бюджетов, структуры расходов и доходов.

Весомую часть в составе затрат бюджетов штатов являют собой расходы на систему образования (35%), социальное обеспечение (13%), здравоохранение (9%), службу охраны находящейся вокруг среды, строительство жилья и коммунальное хозяйство.

Главным источником доходов бюджетов штатов, как и федерального бюджета, считаются налоговые поступления. В настоящее время ключевым источником доходов бюджетов штатов считается налог с продаж - 29%. А подоходный налог составляет 17%. [16, с. 98]

Для более полного рассмотрения государственного бюджета необходимо использовать консолидированный бюджет, который представляет собой бюджет федерального правительства, правительств отдельных штатов, местных органов управления и внебюджетных фондов.

Отметим, что общий совокупный доход за 2014 год составил $5823 млрд. Подоходный налог на физических лиц $1733 млрд. В бюджет поступили социальные налоги, которые составили $1525 млрд. Значительное место в консолидированном бюджете занимает налог с продаж $444 млрд. и налог на собственность $447 млрд. Показатели дохода федерального бюджета в $3022 млрд. складываются из подоходного налога физических лиц, равного $1395 млрд., налога на корпорации $321 млрд., социальных налогов $1024 млрд. и прочих. Показатели дохода органов власти штатов $1659 млрд. включают в себя подоходные налоги граждан в $309 млрд. и налоги на корпорации в $46 млрд., которые составляют 21% от всех налогов, а социальные налоги - 27%. Доходы местных органов власти - $1143 млрд.: в основном состоят из налога на собственность $434 млрд. Плата за образование, здравоохранение, транспорт составляют $265 млрд., что равно 23%. Подоходный и социальный налоги в данном случае занимают достаточно низкое положение. Обобщая все показатели, можно сделать вывод, что большую часть всех налогов составляют подоходный налог и социальные налоги. На региональном уровне значительную роль играют налоги на продажу, собственность и прочее, а на местном - налог на собственность и плата за образование, здравоохранение и другое.

Теперь проанализируем расходы консолидированного бюджета. Общие совокупные расходы составляют $6228 млрд. Большая доля всех расходов - это расходы на здравоохранение - 22%, пенсионные выплаты - 20%, расходы на образование - 15%. В меньшую долю общих расходов входят расходы, связанные с состоянием Правительства, равные 2%. На федеральном уровне общие расходы равны $3759 млрд., где значительное место занимают расходы на здравоохранение и пенсионные выплаты - 26%, расходы, связанные с обороной страны, - 22%.

Наименьшее влияние имеют расходы, связанные с защитой, и другие расходы: они составляют всего 1%. На региональном уровне общие расходы составляют $1534 млрд. Повышается доля расходов на транспорт (7%) и благосостояние населения (8%). Меньшая доля, равная всего лишь 0,1%, принадлежит расходам оборону. На местном уровне общие расходы достигают $1580 млрд.: основными расходами остаются расходы на образование - 35%, повышаются другие расходы (на культуру, религию, управление и т.д.) и занимают 20%, расходы на защиту представляют 11%. Меньшую долю из общего числа составляют пенсионные выплаты, равные 3%. При общих расходах $6228 млрд. межбюджетные трансферты составляют $645 млрд. или 10%. При рассмотрении федерального, регионального и местного уровней падают расходы на оборону, пенсионные выплаты и здравоохранение. Расходы на благосостояние населения и защиту, наоборот, растут по мере сужения территории.

Таким образом, дефицит федерального бюджета составил $737 млрд., дефицит консолидированного бюджета $405 млрд. Но совместно с межбюджетными трансфертами местные бюджеты и бюджеты штатов показывают профицит в $333 млрд. Федеральное правительство изо всех сил старается помочь сократить уровень дефицита бюджетов высшего уровня.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что финансовая система США, в лице ФРС, Казначейства, банков-корреспондентов, небанковских институтов, работает в слаженном режиме для того, чтобы система США оставалась самой мощной в мире. Однако начиная с 1969 г. в течение почти 30 лет одной из наиболее значительных проблем в США считается хронический дефицит федерального бюджета, приводивший к наращиванию государственного долга, который к началу 2015 года достиг 17,24 трлн. долл., что составляет 101% ВВП государства. Весь трёхлетний период в 2011-2014 гг. дефицит бюджета США покрывался исключительно печатным станком - суммарный бюджетный дефицит за это время равен сумме долгосрочных облигаций на балансе ФРС ($2488 миллиардов к декабрю 2014 г.). То есть на сегодняшний день на каждого жителя США, включая младенца, приходится 55,4 тысяч долларов США государственного долга.

Сегодня ФРС держит на хранении государственные облигации для иностранных центральных банков, и в 2014 г. объем ее депозитарных вкладов катастрофически сократился на целых $100 млрд. всего за одну неделю. Эта распродажа инициирована заявлениями о санкциях против России. Сама же Россия уменьшила объем своих инвестиций в казначейские облигации США со $139 до $108,1 млрд. на ноябрь 2014 г. Именно поэтому необходимо изучать составляющие финансовой системы США для дальнейшего использования положительного опыта и неприменения отрицательных сценариев в развитии российской финансовой системы.

3. Внебюджетные фонды в развитых странах и возможности применения зарубежного опыта с целью совершенствования финансовой системы России

.1 Внебюджетные фонды развитых стран и их значение в перераспределении финансовых ресурсов

Прежде всего, отметим, что внебюджетный фонд, по своей сути, - это финансово-кредитное учреждение, созданное для удовлетворения социальных и экономических нужд населения и осуществляющее свою целевую деятельность независимо от государственного бюджета.

Внебюджетный фонд - это учреждение, наделенное статусом юридического лица, созданное вне федерального бюджета и финансируемое преимущественно за счет отчислений организаций и физических лиц. Внебюджетные фонды создаются для постоянной или временной целевой деятельности в масштабах государства или региональных масштабах, а также для финансирования конкретных экономических и социальных нужд граждан. Доходы и расходы внебюджетного фонда формируются в установленном законом порядке. [13, с. 128]

Внебюджетный фонд - это совокупность финансовых средств, которые находятся в распоряжении центральных и местных органов власти имеют целевое назначение. Это форма образования и расходования денежных средств вне системы бюджетов государства для защиты национальных интересов отдельных групп населения и решения конкретных задач экономического характера. [11, с. 42]

Специальные фонды или счета существуют в Германии, Франции, Англии, Японии и США, а также во многих других странах. За счет их средств в отдельные периоды в отдельных странах покрывается более половины государственных расходов.

В связи с расширением во Франции для региональных органов власти возможностей по объединению средств предприятий и местных бюджетов на развитие социальной инфраструктуры актуальной стала проблема места объединения этих средств. Одним из возможных путей концентрации средств предприятий на финансирование общерегиональных мероприятий стало образование территориальных внебюджетных фондов экономического и социального развития.

Внебюджетный фонд местного органа власти может формироваться за счет: - добровольных взносов и пожертвований граждан, предприятий, организаций, средств самообложения населения; - доходов от местных займов и местных денежно-вещевых лотерей, аукционов; - привлечения на добровольной основе средств предприятий, колхозов, кооперативов, других общественных организаций и граждан; - штрафов за загрязнение окружающей среды, порчу объектов историко-культурного назначения и др.

Формирование регионального фонда. Такие фонды создаются на основании решений региональных представительных органов, в соответствии с которыми исполнительные органы открывают в банках специальные счета для хранения средств, поступающих в фонды. Для управления фондом создается коллегиальный орган, состоящий из представителей региональных органов власти и заинтересованных предприятий и организаций. Коллегиальный орган принимает решение об использовании средств фонда.

Использование средств фонда. Мобилизованные в такие фонды средства могут быть направлены на расходы: связанные со строительством на кооперативных началах объектов социально-культурного назначения; не запланированные в бюджете на текущий год (главным образом на расходы по благоустройству); связанные с увеличением текущих расходов бюджета (за исключением лимитированных расходов), а также финансированием плановых затрат в случае невыполнения планового размера доходов; связанные с перерасходами установленных смет и нормативов (например, перекрытие установленных сметных расходов на строительство, пополнение установленных нормативов собственных оборотных средств подведомственным предприятиям и другие незапланированные расходы).

Социальные внебюджетные фонды. Существование государственного социального страхования - это объективная необходимость и условие нормального, устойчивого развития современного общества. Поэтому в большинстве стран государство создает специальные фонды, посредством которых оно концентрирует значительные финансовые ресурсы и тем самым обеспечивает надежную социальную защиту населения страны.

Рис. 3.1. Разделение внебюджетных фондов

В большинстве развитых стран к числу социальных внебюджетных фондов относятся пенсионные фонды, фонды социального страхования, фонды медицинского страхования и др. Создавая эти фонды, государство тем самым выстраивает целую систему правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального или социального положения работника вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности, родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и т.п. [7, с. 204]

Кроме социальных внебюджетных фондов в большинстве стран существуют специальные фонды, которые могут функционировать как автономно, так и в виде фондов, присоединенных к бюджету. Они также являются важным звеном финансовой системы и служат одним из методов перераспределения национального дохода.

Специальные фонды образуются по-разному: одни выделяются из государственного и местного бюджетов, но сохраняют с ними тесные финансовые связи, другие создаются по особому решению законодательного органа на определенные цели. При этом в одних случаях фонды создаются в процессе перераспределения национального дохода, в других - при его первичном распределении. Так, фонды государственного сектора сферы материального производства формируются непосредственно за счет прибыли.

В зависимости от правового положения все специальные фонды делятся на три группы. К первой группе относятся специальные фонды, доходы и расходы которых включаются в государственный бюджет, т.е. они выступают как часть бюджетных средств. Законодательная власть рассматривает и утверждает объем таких фондов в составе бюджета. Хотя они имеют целевое назначение, обособленность этих фондов несколько формальная. Большое количество таких фондов существует в государственном бюджете Франции. Самым крупным их них является Фонд экономического и социального развития (ФЭСР), созданный в 1955 г. как инвестиционный. Управление этим фондом осуществляет казначейство. Во французском государственном бюджете имеются также дорожный фонд, книжный фонд, национальный спортивный фонд и др.

Специальные фонды, обладающие лишь некоторой самостоятельностью - это фонды отдельных министерств, создаваемые в связи с выполнением политических, экономических или социальных программ. Парламент, утверждая программу, одновременно предусматривает и средства, которые министерство (либо министерства), осуществляющее ее выполнение, обычно получает из государственного бюджета. Так возникает специальный фонд. При многолетних программах фонд может ежегодно пополняться. Во Франции, например, при Министерстве труда функционирует Национальный фонд занятости. Формируется этот фонд за счет средств государственного бюджета. Из него финансируются предприятия, осуществляющие подготовку профессиональных рабочих кадров, а также мероприятия по переселению граждан из крупных городов в сельскохозяйственные районы.

Во Франции после окончания второй мировой войны был образован фонд модернизации, который после объединения с другими фондами в 1955 году преобразован в Фонд экономического и социального развития (ФЭСР). В него поступают главным образом займы, размещаемые на рынке ссудных капиталов, а также отчисления из бюджета. Фонд финансирует инвестиционные программы, а также планы регионального развития, размещения производительных сил в стране, переквалификации рабочей силы и перевода промышленных предприятий из индустриальных центров в отсталые районы. Средства предоставляются в форме безвозвратных ссуд и долгосрочных льготных займов национализированным и частным предприятиям, осуществляющим инвестиции в соответствии с общегосударственной программой развития. [23]

Для предоставления субсидий предприятиям, расположенным в районах, которые переживают экономические трудности, во Франции также был создан фонд промышленной адаптации. Капитальные вложения в промышленность осуществляются через специально образованный конъюнктурный фонд, формируемый за счет конъюнктурного налога. Использование фонда зависит от экономического положения в стране: при спаде производства из него направляются средства в промышленность, жилищное строительство, социальную сферу, при росте производства он пополняется.

Одной из наиболее представительных систем социальных внебюджетных фондов располагает Франция. В их составе:

пенсионный фонд;

фонд страхования по болезни, инвалидности, материнству;

национальный фонд помощи безработным;

фонд помощи семьям. [23]

Эти фонды объединяются в так называемый социальный бюджет Франции. Социальный бюджет - самая крупная часть специальных фондов, которые по своей величине практически не уступают государственному бюджету страны. Только на пенсионное обеспечение во Франции расходуется 11,8% ВВП.

Формирование социальных фондов во Франции осуществляется из традиционных для всех развитых стран источников: - взносов предпринимателей (работодателей); - дотаций государственного бюджета; - платежей страхователей.

Структура поступлений - 60:20:20%. Взносы предпринимателей и наемных работников не включаются в состав налоговых платежей, а ставки для наемных работников не превышают 5,7%.

Важное значение имеют фонды Банка Франции. Банк Франции, основанный в 1800 г. как частная акционерная компания, является центром кредитной системы страны. В 1803 г. он получил право на эмиссию банкнотов в Париже, а с 1848 г. - во все банки Франции. В 1945 г. Банк Франции был национализирован - его акции выкуплены в обмен на государственные облигации. Банк внешней торговли Франции - государственный акционерный банк, акционеры которого - государственные кредитные учреждения. Он выполняет функции, связанные с кредитованием экспорта. Важнейшие из них - это непосредственное кредитование внешней торговли и предоставление гарантий относительно экспортных кредитов, которые значительно облегчают учет векселей в Национальном кредите и Банке Франции. Своими операциями Банк внешней торговли оказывает содействие расширению экспорта.

Кредитные фонды создаются с целью формирования фондов денежных средств, предназначенных для дополнительного и льготного финансирования отдельных отраслей экономики, например, сельского хозяйства, транспорта, жилищного строительства и т.п. Преимущественным правом при этом пользуются, как правило, те, кто выполняет государственные заказы или работает в соответствии с государственными программами. Кредитные фонды находятся в распоряжении государственных банков. Большое значение кредитные фонды приобрели во Франции, особенно после принятия закона о национализации значительной части кредитных ресурсов в 1982 г.


3.2 Возможности применения зарубежного опыта с целью совершенствования финансовой системы России

В рамках данного параграфа следует, прежде всего, отметить тот факт, что наиболее развитым институтом финансового посредничества в России является банковская система. На нее приходится 90% активов финансового сектора (против 25% в США). Она наиболее активно работает с населением (в банки вложено 47% совокупных сбережений населения против 10% в США), и поэтому должна рассматриваться в качестве основного инструмента расширения организованных сбережений населения. В то же время развитие небанковских финансовых институтов, например, таких как пенсионные фонды и страховые компании, позволит обеспечить экономику наиболее долгосрочными ресурсами (до 40 лет) (пока что их активы в сумме не превышают 9% активов финансового сектора против 35% в США). В то же время в составе ресурсов банков средства населения играют невысокую, хотя и растущую роль (28% пассивов против 55% в США). [5, c. 356]

Таким образом, в настоящее время создание устойчивого рынка капитала, способного питать развитие экономики России в долгосрочной перспективе, «упирается» в наименее развитый сегмент - финансы населения. Одновременно по этой же причине и банковский сектор недостаточно активно трансформирует сбережения населения в финансирование экономики в настоящее время в России и основанный на банках, отражает опыт других стран и может оцениваться как соответствующий сложившемуся состоянию экономики. Однако, для развития на перспективу как банковского сектора экономики, так и финансовых рынков в целом, необходимо решать проблему низкого развития финансов населения, его низкой сберегательной активности.

По нашему убеждению, следует также обратить внимание на следующую важную особенность развития современной финансовой системы - в наше время ежедневно общество сталкивается с довольно серьезным разнообразием финансовых взаимоотношений, в том числе достаточно разнообразны и каждодневные банковские операции. Абсолютно понятно, что для подъема и устойчивости экономики государства, для эффективного функционирования финансовой системы, нужно эффективных механизмов. [4]

Финансовая система государства не является перманентным состоянием - она получает развитие с трансформацией ее звеньев. В отечественной школе один из звеньев финансовой системы составляют финансы коммерческих организаций, и в частности, коммерческие банки, которые на сегодняшний день апробируют новый вид деятельности - исламский банкинг.

Востребованность и эффективность функционирования исламского банкинга подтверждается его широким географическим распространением. Исламский банкинг является частью финансовых систем не только мусульманских стран (ОАЭ, Кувейт, Иран, Пакистан, Судан, Малайзия, Египет, Саудовская Аравия и др.), но и развитых и развивающихся стран (Франция, Великобритания, США, Германия, Турция, Малайзия, Дания, Австралия, Азербайджан, Киргизия и др.). [7, с. 206]

Исламский банкинг - это способ ведения банковских дел, который согласуется с религиозными исламскими принципами финансирования (соответствует шариату).

Значение исламского банкинга в России нельзя недооценивать, ведь он потенциально может стать одним из импульсов повышения ее инвестиционной привлекательности для исламских стран (контрагентов - мусульман).

Также одной из причин интереса научного сообщества к исламскому банкингу определен его устойчивостью в условиях финансового кризиса (ведь финансовый кризис 2008 года практически не повлиял на состояния финансов исламских банков).

Кроме того развитие исламского банкинга в России приобретает особую актуальность ввиду необходимости замещения западного финансирования, обусловленной политическими столкновениями и нестабильностью финансовых взаимоотношений с рядом европейских стран.

Также, можно предположить, что исламские финансовые институты и инструменты как наименее подверженные воздействию со стороны спекулянтов, могут удовлетворить потребность российской банковской системы в модернизации финансового рынка для противодействия высокой волатильности курса национальной валюты (рубля) и долларизации российской экономики.

Если же говорить не о рисках, а скорее о проблемах реализации исламского банкинга в России, то стоит выделить следующие:

) проблемы психологического принятия исламского банкинга (исламофобия, настороженное отношение к новым финансовым продуктам);

) низкая финансовая грамотность населения (потенциальных отечественных потребителей исламских финансовых услуг и поставщиков таких услуг как среди профучастников, так и финансовых властей);

) недостаток в РФ собственных шариатских экспертов мирового уровня;

) отсутствие осознанного спроса на исламские финансовые продукты даже со стороны исламской части населения РФ;

) проблема финансового обеспечения развития исламского банкинга в РФ;

) проблемы правового обеспечения исламского банкинга (отсутствие института защиты прав исламских инвесторов; двойное налогообложение исламских финансовых продуктов и необходимость уточнения бухгалтерского учёта и др.).

Также важно отметить, что внедрение исламского банкинга в российскую финансовую систему до сих пор является дискуссионным вопросом, представляя как возможности, так и риски для нее. Однако, несмотря, на существующие риски и проблемы нельзя недооценить потенциальные возможности исламских финансов для развития экономики России.

Создание надежной финансово-экономической системы считается одной из существенных задач Правительства России. Она выступает базой для всей существующей экономики и, несомненно, играет чрезвычайно важную роль. В нынешнее время в финансовой литературе встречается большое количество разных неоднозначных утверждений касательно состава и структуры экономической системы. Но различные определения, взгляды и неоднозначные мнения в некоторых отдельных вопросах не откладывают совокупного представления об основных субъектах денежной системы. [11, с. 15]

Кроме ключевых составляющих экономической системы у любой развитой страны есть свои особенности, что дали возможность ей добиться на современном этапе конкретных успехов. Потому исследование финансовой системы в развитых государствах предполагает интерес для отечественных профессионалов в сфере экономики и финансов.

Как считает большинство отечественных экономистов, все проблемные вопросы, которые связаны с финансовой системой, должны решаться при помощи обсуждения на экспертном уровне основных условий возможных направлений трансформации российской финансово-экономической системы. Очевидно, что необходимо расширение государственного финансирования инновационных проектов, но этого мало, необходимы и серьезные структурные изменения в финансовой системе. [2, с. 139]

Ключевыми шагами в данной сфере может стать принятие последующих мер:

. В первую очередь, это ужесточение контроля над операциями на экономическом рынке, в частности, над формированием задолженности муниципальных компаний, над трансграничным перемещением капиталов, над эмиссией экономических инструментов;

. Надлежит расширить функции Центрального банка, которые связаны с контролем над коммерческими банками;

. Важно начать применять средства резервного фонда для целей финансирования долговременных инвестиционных проектов;

. Необходимо обсуждение возможности создания государственного инвестиционного банка для финансирования долговременных планов в рамках муниципальных программ, в частности, основываясь на частном государственно-частном партнерстве. [3, с. 45]

Чрезвычайно важным в такой ситуации считается применение опыта Бразилии, Китая, различных скандинавских государств, развитых стран Европы, в сфере разработки и внедрения программ, которые основаны на государственно-частном партнерстве. [3, с. 76]


Заключение

По результатам выполненной работы целесообразно сформулировать следующие выводы:

Финансовую систему рассматривают, как правило, в виде совокупности определенных элементов (звеньев) финансовых отношений. Финансовая система связана с такими категориями как финансы и финансовые отношения. Разделяя положения классической теории финансов, под финансами мы будем понимать совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, использования (распределения) денежных средств для целей расширенного воспроизводства и удовлетворения социальных потребностей. Субъектами финансовых отношений могут быть: государство, органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты, домашние хозяйства.

Финансы должны оказывать непосредственное влияние на экспортно-импортные операции, в т.ч. стимулируют выпуск конкурентоспособной продукции на мировом рынке. Также они формируют долю национального дохода, которая реализуется в результате внешнеэкономической деятельности.

Сопряжение системного, субъектно-объектного и воспроизводственных подходов становится, на наш взгляд, той методологией, которая способна обеспечить объективную содержательность анализа сущности финансовой системы как сложноорганизованной динамической составляющей мировой финансовой системы.

При общем высоком уровне развития финансовые системы развитых стран существенно различаются между собой как по структуре конечного предложения и спроса на финансовые ресурсы, так и по роли финансовых посредников и «Внешнего мира». Финансовые рынки ведущих стран основаны на сбережениях населения, которые представляют собой первичное предложение на рынке капитала.

Системы налогообложения почти что во всех государствах основаны на шкалах, которые носят прогрессивный характер, т.е. ставка налога, возрастает с подъемом дохода. Это дает возможность перераспределить средства между бедными и обеспеченными, понизить степень общественной напряженности и обеспечить гарантированное поступление средств из более потенциальных источников.

Система налогообложения в развитых имеет в большей степени общественный, социально-ориентированный характер, и основана на системе льгот для слоев населения с низкими доходами.

Так как в РФ разрыв между более обеспеченными и малообеспеченными слоями гораздо больше, чем в развитых государствах, в российских условиях непременно должна быть сохранена современная шкала взимания налогов с населения.

В России потребуется провести целый комплекс мер, которые обязаны будут воздействовать на уменьшение теневого сектора экономики и передвижении финансово-кредитных ресурсов в реальный сектор экономики. Осуществление подобных мер должно посодействовать расширению доступности кредитов и увеличению удельного веса долговременного кредитования, к такому же поднятию производительности применения бюджетных источников финансирования. К сожалению, в решении данной проблемы пока отсутствуют важные успехи, что еще раз акцентирует внимание на необходимости перемены в целевых установках экономической политики, и, в общем, финансовой политики всей страны.

Крайне важно добиться такого эффекта, чтобы финансовая система России на практике была ориентирована на достижение не только краткосрочных и среднесрочных целей, но и была бы нацелена на решение стратегических задач в долгосрочной перспективе.

Нашей стране в век глобализации следует обеспечить экономическую безопасность сырьевых отраслей, сельского хозяйства, тяжелой промышленности и машиностроения от мировых корпораций, которые уже «захватили» оптовую и розничную торговлю, легкую и пищевую промышленность, производство бытовой техники и легковых автомобилей, других отраслей и секторов экономики, которые являются наиболее привлекательными для малого и среднего бизнеса, где получается высокая и «быстрая» прибыль и где необходим контроль за наличным денежным обращением, который является «приводным ремнем» отечественной финансовой системы.

Очевидно, что наибольшее влияние на состояние мировой финансовой системы оказывает не МВФ или любая иная международная организация, а Федеральная резервная система США. Доминирование доллара в международных расчетах предоставляет США огромные односторонние преимущества, и многие страны справедливо опасаются, что их интересы будут ущемлены.

В 2015 году страны БРИКС сделали серьезный шаг к созданию подлинно полицентричной мировой финансовой системы. Важную роль в формировании такой системы должны сыграть новые международные финансовые институты, неподконтрольные Западу и обладающие довольно значительными финансовыми ресурсами. Однако следует иметь в виду, что все проекты БРИКС находятся лишь в начальной стадии. Кроме того, страны БРИКС столкнулись с серьезными экономическими трудностями. Темпы роста экономики Китая замедляются, экономический кризис охватил Россию, серьезные экономические и политические проблемы переживает Бразилия. Страны БРИКС сделали серьёзную заявку на пересмотр мировой финансовой архитектуры.

Список использованных источников

1.     Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 03.03.2014, №9, ст. 851.

2.       Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 27.12.2013) // Собрание законодательства РФ, 03.08.2005, N3, ст. 37

3.     Борисов О.С. Регулирование бюджетного дефицита зарубежных стран // Финансы. - 2012. - №3.

4.       Басовский Л.Е. Мировая экономика. Курс лекций - М.: Изд-во «ИНФРА-М», 2015. - 207 с.

.        Булатов А.С. Мировая экономика. - М.: Изд-во: Экономист, 2014. - 858 с.

.        Гутник В.П. Франция // Мировая экономика и международные отношения. - 2011. - №7.

.        Забедюк М.С. Особенности формирования и функционирования финансовых систем зарубежных стран // Экономический форум. - 2015. - №1. - С. 202-207.

.        Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2011. - 727 с.

.        Ломакин В.К. Мировая экономика - М.: Изд-во «ЮНИТИ», 2012. - 410 с

.        Ковалева А.М. Финансы: Учебное пособие / А.М. Ковалева, В.Д. Богачева, А.А. Володин. - М.: «Финансы статистика», 2013. - 377 с.

.        Криволапов В.С. История финансовой системы. Часть 1: Учебное пособие./ Под ред. А.М. Балтиной. - Оренбург: ОГУ, 2012. - 154 с.

.        Литовченко В.П. Финансы. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. - 588 с.

.        Лушина С.И., Слепова В.А. Финансы. - М.: Экономистъ, 2013. - 682 с.

.        Лахтина Т.А. О сущности финансовой системы как элемента современного государства // Финансовое право. -2013. - №4 - С. 24-26.

.        Нестерова В.В., Желтова Н.С. Финансовая система и экономика. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 432 с.

16.   Туруев И.Б. Особенности современных финансовых систем развитых стран - М.: МАКС Пресс, 2013. - 212 с.

17.     Щербакова В.Н., Щербакова Г.Н. Банковские системы развитых стран - М.: ЭКЗАМЕН XXI, 2012. - 575 с.

.        Информационный портал Банки.ру [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.banki.ru/

.        Информационное агентство Первый канал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.1tv.

.        Центр анализа данных ГУ-ВШЭ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://stat.hse.ru

.        Всемирный банк [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.worldbank.org

.        Официальный сайт Центрального Разведывательного Управления США. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/fields/2056.html

.        Информационно-аналитический портал ForexAW.com [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://forexaw.com/TERMs/Economic_terms_and_concepts/Economic_and_legal_terminology/l1008_Внебюджетный_фонд_Off-budget_fund_это

Похожие работы на - Особенности финансовых систем развитых стран

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!