Использование информационных ресурсов Интернет в процессе подготовки социального педагога

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,76 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Использование информационных ресурсов Интернет в процессе подготовки социального педагога














Дипломная работа

Использование информационных ресурсов Интернет в процессе подготовки социального педагога

Введение

социальный педагог информационный интернет

В современном информационном обществе основой развития цивилизации выступают информационные процессы, в которых широкое применение находят информационно-коммуникационные технологии, в частности Интернет. Внедрение информационно-коммуникационных технологий во все сферы деятельности человека способствовало возникновению и развитию глобального процесса информатизации. В свою очередь, этот процесс дал толчок развитию информатизации образования, которая является одним из важнейших условий реформирования и модернизации системы отечественного образования, так как именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым предстоит самим жить и работать в этой новой среде [38]. В России, как и во многих других странах мирового сообщества все большее внимание уделяется проблеме информатизации образования, которая рассматривается как одна из наиболее важных стратегических проблем развития цивилизации. Тем не менее, необходимо отметить, что на современном этапе развития российского общества далеко не каждый гражданин способен освоить информационные ресурсы Интернет и тем более применить их в процессе обучения [35]. Изучением данной проблемы занимались такие ученые как О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанина, Ю.Д. Бадаева, Р. Барта, Н.А. Носов [2, 37].

Начиная со второй половины 1960-х годов, в ряде развитых стран стала развиваться концепция «информационного общества» как модификация концепций постиндустриального общества. В 80-х годах исследования проблем информационного общества за рубежом значительно расширились. Наиболее видные представители этого направления - Д. Белл, Д.К. Гелбрейт, М. Кастельс (США), Н. Луман (Германия), М. Маклюэн, М. Понятовский (Франция), А. Турен [11].

Среди отечественных ученых, которых можно назвать основоположниками проблематики информатизации общества - В.М. Глушков, А.П. Ершов, И.И. Зарецкая, Н.Н. Моисеев, А.И. Ракитов, А.В. Соколов, А.Д. Урсул [16].

Активно работают и вносят значительный вклад в развитие направления Р.Ф. Абдеев, Г.Т. Артамонов, В.А. Герасименко, К.К. Колин, И.С. Мелюхин, Я.В. Рейзема, Е.Н. Пасхин, Р.И. Цвылев и другие.

Различные аспекты функционирования глобальной компьютерной сети Интернет проанализированы в исследованиях Ю.Д. Бадаевой, Р. Барта, М. Бэнкса, Т.М. Дридзе, И.П. Ильина, Т.Х. Керимова, И. Корсунцева, А.Н. Кочетова, М.М. Кузнецова, В.П. Терина, А.Р. Шабалина, и др. [18] Изучению феномена Интернет, как части информационно-коммуникационных технологий посвятили свои работы А.Е. Войкунский, И. Голдберг, Н.В. Дмитриева, Ц.П. Короленко, С. Томпсон, Дж. Сулер, К. Янг и др. Проблемой использования информационных ресурсов Интернет в обучении в контексте дистанционного обучения занимались такие ученые как, А.В. Густырь, Т.П. Зайченко, В.И. Овсянников [15]. Использование Интернет в профессиональном образовании рассматривали такие ученые как Ф.И. Гиренюк, Ц.П. Короленко, Н.А. Носова, На сегодняшний день проблема использования информационных ресурсов Интернет в процессе подготовки социального педагога не поднималась и не была изучена. Наблюдается противоречие между необходимостью использования информационных ресурсов Интернет как части образовательного процесса и отсутствием методики его использования, а потому и практического отсутствия информационных ресурсов Интернет в процессе подготовки социального педагога. Проблема: почему использование информационных ресурсов Интернет в процессе подготовки социального педагога не происходит, а если и происходит, то на минимальном уровне.

Объект: Процесс использования информационных ресурсов Интернет в процессе подготовки социального педагога;

Предмет: Формы использования информационных ресурсов Интернет в процессе подготовки социального педагога

Цель: Выявление форм использования информационных ресурсов Интернет в процессе подготовки социального педагога;

Задачи:

1.Изучить и проанализировать содержание и проблемы использования информационных ресурсов Интернет в процессе подготовки специалиста;

2.Выявить условия использования информационных ресурсов Интернет в процессе подготовки социального педагога;

.Выявить формы использования информационных ресурсов Интернет в процессе подготовки социального педагога.

Гипотеза: Использование информационных ресурсов Интернет в процессе подготовки социального педагога будет эффективной, если:

1.Изучить использование информационных ресурсов Интернет в процессе подготовки специалиста;

2.Проанализировать условия использования информационных ресурсов Интернет в процессе подготовки социального педагога;

.Владеть формами использования информационных ресурсов Интернет в процессе подготовки социального педагога.

1. Теоретические основы использования информационных ресурсов интернет в процессе подготовки социального педагога

1.1Содержание и проблемы использования информационных ресурсов Интернет в процессе подготовки социального педагога

Изменение человеком окружающего мира влечет развитие информационного пространства. На каждом этапе этого развития неизбежно накапливается информация первого порядка - опыт деятельности человека и информация второго порядка - сведения об опыте обработки и переработки информации. Накапливающийся опыт деятельности человека, фиксируется в виде информации - это сначала служит основной предпосылкой возникновения информационной деятельности и информационных технологий.

Информация - это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний [43];

Информация (от лат.informatio - осведомление, разъяснение, изложение, от лат informare - придавать форму) - в широком смысле абстрактное понятие, имеющее множество значений, в зависимости от контекста. В узком смысле этого слова - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления [56].

Информация - это сведения, независимо от формы их представления, усваиваемые субъектом в форме знаний.

Информационная система - это организационно упорядоченная совокупность документов (информационных продуктов) и информационной инфраструктуры (Примеры информационных систем - библиотеки, архивы, фильмотеки, базы данных, Internet.) [43].

Существуют разные подходы к понятию «информационные ресурсы».

Юридическая формула, принятая в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» гласит: Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)». Это определение дает юридическое основание для решения проблемы охраны информационных ресурсов [60].

Вместе с тем, как и многие юридические формулы, данное определение сильно сужает понятие, которое большинством людей воспринимается гораздо шире. На самом деле, при более широком подходе к информационным ресурсам уместно относить все научно-технические знания, произведения литературы и искусства, множество иной информации общественно-государственной значимости, зафиксированной в любой форме, на любом носителе информации, включая, разумеется, и те, о которых сказано в законе [60].

Ушмаева Н.В. отмечает, что информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости ресурсам материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым. Однако между информационными ресурсами и всякими иными существует одно важнейшее различие: всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает (сожженное топливо, израсходованные финансы и т.п.), а информационный ресурс остается «несжигаемым», им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничений [55, С. 23].

Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

В процессе жизни и деятельности человека его опыт как накапливающаяся в огромном количестве субъективная и объективная информация, которая может быть зафиксирована, сохранена и передана другим людям. С точки зрения Сорина В.Г. исторический аспект рассмотрения проблемы накопления информации позволяет вскрыть наиболее значимые для человечества аспекты, проследить динамику информационного развития. Однако не меньшей ценностью для общества обладают определенные методы и информационные механизмы фиксации и передачи информации. Так потребность индивидуума в информации не только о своем опыте, но и об опыте других стимулировала развитие речи. Речь явилась тем революционным информационным механизмом, который позволил животному поднять свой разум и образ жизни на новую высоту и таким образом стать человеком разумным. На современном этапе развития общества потребность человека в информации не только о своем опыте, но и об опыте других реализуется посредством письма, телевидения, сети Интернет [52].

В настоящее время Интернет становится важным фактором информационного взаимодействия, той реальностью, игнорировать которую уже не представляется возможным. Интернет постепенно проникает в образовательную область, что отмечается в ряде документов.

Однако включение Интернета в образовательный процесс сталкивается с рядом проблем (которые позже будут приведены ниже), но прежде всего, это проблема самой информации, находящейся в Интернете: она может быть некорректной, искаженной, может быть направлена на достижение политических, экономических или других целей. На сегодняшний день студенты и школьники практически не подготовлены к работе с такой информацией. Они, зачастую, самостоятельно интерпретирует ее в зависимости от знаний, возраста, жизненного опыта, культурной среды, менталитета и пр. Адекватность восприятия информации студентами будет зависеть от того, обучены или не обучены они аналитической работе с информацией, обладают ли критическим мышлением, смогут ли произвести оценку достоверности информации, соотнести информацию и имеющиеся знания, суметь правильно организовать информационный процесс, оценить и обеспечить информационную безопасность.

Кузнецова М.М. пишет о том, что Интернет и глобальное информационное пространство предоставляют новые возможности и среду для развития образования, при этом существенно изменяя сам характер и основные парадигмы образования [31, С. 41].

Интернет предоставляет следующие возможности для достижения целей образования:

. Электронная почта - для обмена информацией между студентами и преподавателями;

. Списки рассылки - для рассылки общей информации учебной группе и организации коллективных обсуждений;

. Передача файлов при помощи FTP, позволяющая через FTP-сервер организовать обеспечение студентов и слушателей базовыми методическими и учебными материалами и программным обеспечением;

. Использование технологий WWW, которые в настоящее время может служить базовыми технологиями для поддержки учебного процесса и тренинга в области современных информационных технологий и организации дистанционного образования с интерактивными и кооперативными элементами;

. Доступ к мировым информационным ресурсам в предметных областях через Интернет [31, С. 42].

Информационный ресурс в сети интернет - это массив данных, составленный и отсортированный по некому признаку, роду информации, который имеет строгую структуру [26]. Благодаря информационным ресурсам Интернет получил заслуженную популярность в последние годы. Доступ к ресурсам имеет каждый, кто подключил свой компьютер к всемирной паутине.

Итак, Интернет - сеть сетей, объединяющая миллионы компьютеров по всему миру. Как только обычный пользователь попадает в этот бескрайний океан информации, ему становятся доступны любые данные. Здесь можно найти всё: от постановлений правительства и каталожных карточек библиотек до современной музыки и книг; от текстов современных бестселлеров до шедевров мировой классической литературы; от галереи детского творчества до сложных баз данных и серьезных системных программ.

На сегодня Интернет можно охарактеризовать как:

  • средство массовой информации;
  • информационная обучающая структура;
  • грандиозный мировой справочник;
  • средство для рекламы и саморекламы;
  • массив для развлечений;
  • доска объявлений.

Корсунцева И.Г. отмечает, что ресурсы Интернет можно классифицировать по многим параметрам. Она рассматривает примеры сайтов, посвященных различным тематическим направлениям.

Правительственные страницы

В Интернете существуют официальные страницы правительственных органов. На сайте «Официальная Россия» #"justify">Отраслевая информация

В Интернет представлена практически каждая сфера деятельности. Основная часть всех ресурсов образовательного характера располагается на сайтах университетов и других вузов страны. Это общая справочная информация для абитуриентов, описание деятельности различных факультетов и кафедр, авторефераты и студенческие учебные работы, сообщения о действующих научных разработках. Кроме того, университеты и вузы крупных городов нередко помещают на своих сайтах материалы о жизни своего края [27, С. 134].

Все чаще университеты организуют дистанционное обучение. Студенты прослушивают по Интернет лекции преподавателей, получают задания и направляют результаты своих работ также по компьютерной связи. Тесты и экзамены студенты сдают не преподавателям, а компьютеру, который объективно оценивает их знания. Пока не составлено единое мнение о качестве этого метода обучения, существует еще множество проблем, в том числе и технических. Тем не менее, массовое дистанционное обучение оптимисты считают недалеким будущим [21].

Информацию о своих мощностях, товарах и услугах дают в Интернет предприятия промышленности. Медицинские учреждения публикуют информацию о своей работе, возможностях, успехах. Аптеки и фирмы по производству лекарств рекламируют новые препараты и предоставляют возможность заказа своей продукции.

Нельзя обойти вниманием электронные страницы всевозможных культурных центров, музеев, театров, филармоний. Далеко не у всех из перечисленных организаций имеется возможность поместить в Интернет и, тем не менее, культурная жизнь и богатейшее культурное наследие России отражены на страницах Эрмитажа #"justify">В современной глобальной информационной среде фактически стирается грань между обычным и дистанционным образованием, да и само дистанционное образованием приобретает новые черты, связанные с полным использованием сервисов и возможностей Интернет. Использование элементов дистанционного образования в обычном образовании позволяет сделать учебный процесс более гибким, способствовать всестороннему развитию специалиста, особенно, на этапе формирования его профессионального кредо. Первые два сервиса - электронная почта и списки рассылки, - являются уже достаточными для организации простейшей модели дистанционного образования, даже если студенты не имеет полного доступа к Интернет. FTP может быть использовано для базового обеспечения студентов информационными материалами учебным программным обеспечением www предоставляя базовый графический гипертекстовый интерфейс в глобальном информационном пространстве, в настоящее время соединяет в себе все основные сервисы Интернет и, при использовании Java и ActiveX, позволяет организовать интерактивный интерфейс с серверной учебной программой. Важным фактором является необходимость и возможность создания на основе WWW гибкой системы тестирования знаний студентов [22, С. 28].

Развитие системы высшего профессионального образования, в том числе и многоуровневого педагогического, в России происходит под воздействием как собственно российских, так и глобальных мировых факторов, что предполагает учет влияния не только внутренних параметров, но и факторов внешней среды, к которым относится информатизация высшего образования, создание инфраструктуры телекоммуникаций и информационных взаимодействий. Как отмечает Ю.А. Шерковникова, информатизация высшего образования обладает такими специфическими особенностями, как: 1) существенное преобладание информационных процессов над материальными, 2) преобладание человеческого фактора по сравнению с иными, 3) высокая инерционность процессов системы образования. Данные особенности системы образования свидетельствуют о том, что она является весьма сложной, причем открытой системой[57].

В развивающемся опыте создания информационной среды используются следующие принципы ее организации:

  • приоритетность разработки и внедрения информационных технологий и объектов учебного и учебно-методического назначения;
  • системная интеграция информационных объектов и технологий (информатизация вуза сможет дать необходимый социальный и экономический эффект при условии, что создаваемые и внедряемые информационные объекты и технологии станут не инородными элементами, а будут естественным способом интегрированы в процесс функционирования вуза);
  • поэтапность формирования информационной среды (всеобъемлющая и одновременная информатизация вуза невозможна по чисто экономическим причинам);
  • открытость информационной среды, которая должна позволить интегрироваться в информационную среду региона, отрасли, страны и международное информационное пространство [58].

В высших учебных заведениях большое значение имеет работа по целенаправленному формированию информационной среды университета. В ее проектировании автор опирается на имеющиеся теоретические и практические данные. Так, А.В. Шкроб отмечает, что информационная среда вуза включает в себя программные системы, базы данных и технологии работы, поддерживающие процесс управления организационной деятельностью вуза. Необходимо отметить, что соответствующие средства отличаются от традиционных следующими основными особенностями:

  • ориентированы на поддержку процесса принятия решений руководством, т.к. от этих решений в наибольшей степени зависит жизнедеятельность организаций (а не моделируют существующую «ручную» технологию ведения документооборота);
  • работают с интегрированной совокупностью данных (а не с данными, разбитыми по отделам, службам или подсистемам) [59].

Павлов А.П. понимает под единым информационным пространством вуза информационную среду, в которой существует иерархия методов для создания информационных ресурсов и работы с ними. Информационными ресурсами вуза следует называть - любые данные, информацию, знания, источниками или потребителями которых выступают студенты, аспиранты, докторанты, преподаватели и сотрудники вуза [42].

Под информационной средой педагогического вуза понимают одну из сторон его деятельности, включающую в себя организационно-методические средства, совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающую оперативный доступ к педагогической информации и осуществляющую образовательные научные коммуникации, актуальные для реализации целей и задач педагогического образования и развития педагогической науки в современных условиях.

Ряд ученых, В.В. Маланин, А.Б. Полянин, В.М. Суслонов, выделяют новые подходы к образованию в условиях развивающегося глобального информационного пространства.

Важнейшим фактором, определяющим и стимулирующим изменения основных подходов в образовании в условиях развития глобального информационного пространства, является то, что современное обучение происходит в быстро изменяющейся информационной среде, богатой знаниями, в которой должны учиться и преподаватели, и учащиеся [34, С. 45].

В новых условиях главными задачами образования являются:

формирование базовых знаний;

формирования умения самостоятельно учиться и профессионально совершенствоваться;

формирование мотивационной ориентации на продуктивно - контрибутивный процесс обучения.

Задачей национальной политики, и не только образования, должно быть создание национального культурно - информационного пространства. Это позволит сохранить нашу культуру для нового поколения, которое все больше информации и знаний будет получать из Интернет [24].

Начальное образование уже должно учитывать дальнейшее сильное влияние глобального информационного пространства на формирование сознания и менталитета нового человека и формировать соответствующую систему ценностей, ориентированную на существование в условиях открытого информационного общества и приоритеты в развитии национально - культурной информационной среды и ресурсов, которые должны оставлять национальные приоритеты даже в условиях естественной утечки «мозгов» и развития сети удаленной работы через Интернет - «телеработы».

Широкое распространение должны найти современные методики образования:

Проектно-ориентировнное обучение (ПОО) или проблемно - орентированное обучение, эффективно используемое в среде, богатой информационными ресурсами и знаниями;

Кооперативно - контрибутивное обучение (ККО), наиболее эффективно работающее в условиях развивающихся и широко внедряющихся технологий, которые наиболее приближены к существующим условиях в странах с реструктурируемой экономикой.

На сегодняшний день имеющийся опыт позволяет сформулировать основные принципы образования в глобальном информационном пространстве в условиях широкого внедрения новых информационных технологий:

. Новая парадигма образования должна использоваться в современной сетевой информационной среде: Учиться из Интернет - развивать Интернет.

. Стремиться создать контрибутивный процесс образования, при котором проектная часть учебного курса направляется на создание полезных информационных ресурсов или разработку пилотных проектов. Нельзя просто обучиться технологиям Интернет, не принимая участие в развитии ее информационных ресурсов.

. Широкое использование элементов дистанционного обучения с использованием электронной почты, списков рассылки, FTP и WWW с элементами интерактивного общения [25]. Так, можно отметить, что на сегодняшний день многие преподаватели вуза предоставляют и используют инициативу студентов в освоении новых технологий и направляют ее на развитие учебно-методической базы и создания полезных информационных ресурсов, широко используют электронную почту.

Так как процесс информатизации высшей школы в России только набирает темп, необходимо, чтобы преподаватели, добившиеся определённых результатов на этом поле деятельности, делились опытом со своими коллегами, облегчая им путь в данном направлении. В подобных условиях возможен обмен рекомендациями по применению обучающих программ и материалами, созданными самим педагогом. Кроме того, подготовка к занятиям с использованием информационных ресурсов Интернет требует большой подготовки преподавателя, серьезной внутренней мотивации. Очень важна при этом и поддержка подобных инноваций со стороны администрации учебного заведения [23].

Важно отметить, что глобальная сеть Интернет открывает доступ к информации в научных центрах мира, библиотеках, что создаёт реальные условия для самообразования и расширения кругозора. Появляется возможность получать информацию не только очно, но и дистанционно, организовывать совместные проекты между учащимися разных стран мира, обмена опытом учителями. Система образования становится открытой системой. Важным является то, что во время работы в Интернете повышается ответственность учащихся за отбор информации, умение делать соответствующие выводы, то есть определяющее значение играют не знания, а умение их найти и обработать. Использование новых информационных технологий повышает уровень информационной культуры учащихся, развивает критическое и нравственное мышление. Возможности использования Интернета в учебной деятельности и дополнительном образовании обеспечивают:

доступ к образовательным ресурсам сети;

возможность обмена информацией;

организацию дистанционного образования [23].

Выделяют следующие дидактические свойства использования информационных ресурсов Интернет:

1. Публикация учебно-методической информации в гипермедийном варианте;

. Педагогическое общение в реальном и отложенном времени между субъектами и объектами учебного процесса;

3. Открытый во времени и пространстве дистанционный доступ к информационным ресурсам.

Дидактические свойства обусловлены, прежде всего, услугами, которые сеть предоставляет пользователям:

- информационное обеспечение учебного процесса;

обеспечение интерактивности учебного процесса в дистанционной форме;

мультимедийная поддержка процесса обучения;

- контроль и оценка познавательной деятельности учащихся.

Применение информационных ресурсов Интернет на занятиях является эффективным фактором для развития мотивации обучаемых. В большинстве случаев обучаемым нравится работать с компьютером. Так как занятия проходят в неформальной обстановке, обучаемым предоставлена большая свобода действий, и некоторые из них могут «блеснуть» своими познаниями в сфере ИКТ. Кроме того, занятия с применением компьютера способствуют повышению внутренней самооценки отдельных студентов и укреплению их авторитета в учебном коллективе.

Перспективы использования информационных ресурсов Интернет в процессе подготовки специалистов на сегодняшний день достаточно широки. Е.С. Полат выделяет следующие:

переписка преподавателя и обучаемых, не только между собой, но и со специалистами других городов, районов, стран посредством электронной почты;

участие в международных Интернет - конференциях, семинарах и других сетевых проектах подобного рода;

создание и размещение в сети сайтов и презентаций (Power Point Presentations): они могут создаваться совместно педагогом и обучаемыми и использоваться в учебных и познавательных целях. Кроме того, возможен обмен презентациями между преподавателями из разных стран и городов;

обмен педагога методическим опытом с коллегами других стран;

электронные публикации рефератов, статей в Интернете и т.д. [45, С. 17].

Мотивы профессионального применения современных Интернет-технологий в процессе подготовки социальных педагогов вызывают у студентов желание использовать возможности Интернета при решении разных учебных задач, включая задачи по расширению и углублению социально-педагогических и психологических знаний.

Цели и задачи подготовки специалистов с использованием информационных ресурсов Интернет могут быть реализованы при выполнении следующих педагогических, технических условий и требований:

организация учебного процесса на основе авторской программы;

наличие у обучаемых элементарного уровня сформированности информационно - коммуникативной компетентности для работы на компьютере и в Интернете на этапе начала изучения данного учебного курса;

наличие у педагога знаний и умений элементарного пользователя компьютером, Интернетом;

наличие компьютерного комплекса с доступом в Интернет [7].

Использование информационных ресурсов Интернет в процессе подготовки специалистов позволяют поднять на более качественный уровень общекультурное развитие обучаемых; способствуют совершенствованию их навыков владения компьютерной техникой и знаний сети Интернет; способствуют самоутверждению обучаемых; а также повышают мотивацию в изучении дисциплин; экономят расход дидактических материалов педагогом (нет необходимости создавать бесчисленные карточки, печатные материалы); совершенствуют процесс проверки работ обучаемых; способствуют повышению авторитета преподавателя («идет в ногу со временем»).

Использование информационных ресурсов Интернет расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность. Создаются условия для успешной самореализации обучаемых в будущем [5]. Очень важно отметить, что использование информационных ресурсов Интернет в процессе подготовки специалистов возможно лишь при наличии и, в случае их отсутствия, создании определенных условий, необходимых для их внедрения.

Говоря об использовании информационных ресурсов Интернет в процессе подготовки специалистов нельзя не упомянуть и о тех проблемах, с которыми приходиться сталкиваться. Так, С.А. Дятлов отмечает, что в высших учебных заведениях, хотя и осознали потребность формирования Интернет - знаний у будущих специалистов, процесс создания соответствующей материальной базы и обучения преподавателей идёт крайне медленно. Это в первую очередь связано с непониманием администрацией высших учебных заведений прогрессивности и перспективности использования современных информационных технологий, а также с низким квалификационным уровнем преподавателем, которые при отсутствии системы переподготовки кадров не могут самостоятельно освоить новые знания.

Глинских А. пишет о таких проблемах как технические сложности, сложности внедрения использования информационных ресурсов Интернет, о возрастающей сложности планирования, организационные трудности. Т.А. Наумова отмечает такую проблему как отсутствие общего подхода к использованию информационных ресурсов Интернет к обучению студентов современных образовательных учреждений[9].

Дмитриева Н.В. говорит о том, что существует проблема поиска и обнаружения информации необходимой для организации эффективного учебного процесса, которая позволяет применять более активные современные способы поиска, восприятия, обработки, использования и хранения информации, обусловленное многообразием представленной информации[13]. Так же М. Згуровский выделяет проблемы, связанные с самостоятельным характером обучения.

Канаво В. выделяет недостаточную компьютерную грамотность обучающих и обучаемых, так как многие преподаватели и студенты еще не готовы к использованию информационных ресурсов Интернет, отдавая предпочтение традиционным методам [25]. На сегодняшний день частой проблемой, с точки зрения Е.В. Ивановой, является проблема некорректности информации, находящейся в сети, не всегда она является истинной, и студенту, а тем более школьнику, не всегда удается распознать это. Так же Е.В. Иванова выделяет такую проблему как фальсификация образования, подразумевая под этим то, что довольно-таки часто происходит «слепое» скачивание рефератов, курсовых[20].

Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что в настоящее время Интернет становится важным фактором в образовательной деятельности, использование информационных ресурсов Интернет позволяет поднять на более качественный уровень общекультурное развитие обучаемых, способствует совершенствованию их навыков владения компьютерной техникой и знаний сети Интернет, расширяет рамки образовательного процесса, способствует самоутверждению студентов, повышает мотивацию студентов в изучении дисциплин. Однако, важно отметить, что использование информационных ресурсов Интернет в процессе подготовки специалиста сталкивается с рядом проблем: технические сложности, неподготовленность как студентов так и преподавателей (низкая компьютерная грамотность), некорректность информации.

Необходимо так же помнить, что использование информационных ресурсов Интернет возможно при наличии и создании определенных условий.

1.2Условия использования информационных ресурсов Интернет в процессе подготовки социального педагога

Условия - это обстановка для какой-нибудь деятельности, обстановка, в которой происходит что-нибудь. То, что делает возможным что-нибудь другое, от чего зависит что-нибудь другое, что определяет собою что-нибудь другое[60].

В экономическом словаре под условиями понимаются: 1 обстоятельства, от которых что-либо зависит; 2 данные, из которых следует исходить при решении задачи; 3 требования, предъявляемые одной из договаривающихся сторон; 4 правила, установленные в какой-либо области[62].

В философии под условиями понимают совокупность тех независимых от причины явлений, которые превращают концентрирующуюся в причине возможность порождения следствия в действительность[56].

Систематическая подготовка социальных педагогов и социальных работников в странах Западной Европы ведется давно, например, в Германии - с 1893 г., в Австрии - с 1921 г. и т.д. За рубежом накоплен богатый опыт в этом плане, который в настоящее время успешно изучается в нашей стране. С введением института социальных педагогов / социальных работников в России в начале 1990-х годов одновременно были открыты и новые специальности - «социальный педагог» (1990) и «социальный работник» (1991) [36, С. 8]. Эта подготовка совпала с социально-политическими изменениями в обществе и реформированием всей системы образования. В настоящее время разработаны государственные образовательные стандарты Российской Федерации по высшему образованию (ГОСТ-Р-ОБР-7-93), состоящие из трех основных компонентов: 1) общие требования; 2) перечень направлений и специальностей высшего профессионального образования (обязательное приложение №1 к общим требованиям); 3) требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям и специальностям высшего профессионального образования (обязательное приложение 2 к общим требованиям).

Под стандартом образования следует понимать диагностическое описание минимальных обязательных требований к отдельным сторонам образования или образованию в целом, удовлетворяющих определенный социальный заказ[57].

В первой части общих требований стандарта представлены государственные требования к подготовке специалистов, а также многообразие существующих и вновь создаваемых программ, форм и методов подготовки специалистов.

Второй нормативный государственный стандарт - перечень направлений и специальностей, включая социальную педагогику.

Третий нормативный документ связан с содержанием и уровнем подготовки специалистов в многоуровневой системе педагогического образования. Кроме инвариантных блоков (общекультурологического и психолого-педагогического), введены блоки специализаций. Область специализации может определяться по разным признакам: по социокультурной среде, по видам деятельности специалиста и др. Специализация зависит от потребностей практики и ее заказа. Организация социально-педагогической и психологической помощи определяется уровнем подготовки социальных педагогов, ее вариативностью.

В рамках Министерства образования Российской Федерации подготовка социальных педагогов ведется по трем направлениям:

как основная специальность - на факультетах социальной педагогики по очной и заочной формам обучения (4-5 лет) («первый диплом»);

как вторая специальность - на базе имеющегося высшего или среднего (преимущественно педагогического) образования по очной и заочной формам обучения (соответственно 1-1,5 года и 3-4 года) («второй диплом»);

как дополнительная специальность - на разных факультетах наряду с получением высшего образования по другой (основной) специальности.

Остановимся несколько подробнее на сути знаниевой (когнитивной) подготовки социального педагога.

На младших курсах студенты изучают ряд дисциплин, обеспечивающих приобретение знаний и умений в области педагогики и психологии: «Введение в специальность», «Педагогику», «Историю педагогики», «Общую психологию», «Возрастную и педагогическую психологию». Проводятся семинары, индивидуальные консультации. С первого курса студенты начинают проходить непрерывную педагогическую практику. Все это обеспечивает базу для обучения по дополнительной специальности.

Дисциплина «Введение в специальность» раскрывает перед будущими специалистами перспективы и пути овладения профессиональной деятельностью педагога, способствует их подготовке.

Как учебный предмет «педагогика» включает в себя исторически сложившуюся определенную иерархию теоретических понятий, категорий, принципов, закономерностей; обобщенные результаты фундаментальных исследований, представляющие теоретические концепции, системы; анализ передового педагогического опыта в плане раскрытия многообразных связей науки и практики.

Данный курс вооружает студентов знаниями теоретических основ современной педагогической науки, а также закладывает основы педагогического мышления педагогов, формирует способности осмысливать педагогическую действительность, учит принимать наиболее эффективные решения в соответствии с педагогическими закономерностями, принципами воспитания и обучения. Сама природа педагогической деятельности требует умений исследовать учебно-воспитательный процесс, анализировать факты и ситуации, поэтому с первых же занятий студенты нацеливаются и на будущую исследовательскую работу.

Предмет «История педагогики» расширяет общепедагогический кругозор студента, способствует выработке правильного отношения к педагогическому наследию, исторического подхода к педагогическим явлениям. Таким образом, формирование положительного отношения к педагогической деятельности как творческой, исследовательской, установление постоянной связи теории с практикой - это ведущая линия в преподавании педагогических дисциплин.

Курс «Общая психология» направлен на решение ряда задач: студенты должны усвоить закономерности развития и проявления психической деятельности человека, условия формирования его личности, научиться понимать внутренний мир, определять уровень интеллектуального развития и правильно прогнозировать его действия как субъекта познания, общения и труда.

Назначение курса «Возрастная и педагогическая психология» состоит в том, чтобы вооружить будущего специалиста знаниями закономерностей психического развития и формирования личности растущего человека на разных возрастных этапах в процессе его обучения и воспитания, умениями самостоятельно определять потенциальные возможности и тенденции развития у учащихся созидательных способностей, целей и потребностей в общественно-полезной деятельности.

Анализ содержания образования, структуры учебных планов и программ профессиональной подготовки социальных педагогов дает основание выделить ее ядро - базисный социально-воспитательный профессиональной компонент, включающий в себя знания о человеке в личностно-средовом контексте, умения и навыки, необходимые в сфере социально-воспитательной практики. К основным элементам компетентности социального педагога относятся следующие: систему знаний в области воспитания; социальный опыт, сложившийся у каждого конкретного учащегося, студента, слушателя; умения и навыки применять в воспитательной деятельности усвоенные методики и технологии.

Знания, умения и навыки по социальному воспитанию обеспечивают персональную идентификацию специалиста, они необходимы при использовании педагогических средств в решении социальных проблем. Социальный педагог должен научиться умению давать педагогическую оценку происходящим в его области процессам и думать о социальных последствиях педагогических технологий» [50, С. 20].

Качественная профессиональная подготовка социального педагога сегодня требует, чтобы приоритеты в содержании образования были отданы ряду специальных дисциплин и спецкурсов. Среди них назовем дисциплину здорового образа жизни, коррекционную педагогику, психологию и педагогику, основы психологии семьи и семейного консультирования, виктимологию и социальную политику, методику и технологию работы социального педагога и др.

Подготовка социального педагога, сохраняя все достоинства традиционных технологий и методов, предполагает создание новых качеств у будущих специалистов, способности к проектированию и программированию социально-воспитательной деятельности, формирование у студентов и слушателей системы дополнительного профессионального образования умений прогнозировать, проводить учебные деловые игры, разрабатывать сценарии, учитывая социально-воспитательную направленность и тип учреждения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что предметное поле специальности «социальный педагог» является одним из необходимых и выполнимых условий использования информационных ресурсов Интернет.

Так же одним из необходимых условий использования информационных ресурсов Интернет в процесс подготовки социального педагога является материально-техническая обеспеченность. Так, изучая материально-техническую оснащенность Кемеровского государственного университета культуры и искусств на основе документа «Концепция развития информатизации Кемеровского государственного университета культуры и искусств на период до 2020 года» необходимо отметить, что информатизация на ранних этапах ее развития ассоциировалась преимущественно с созданием технической базы, овладением навыками работы с персональным компьютером. Становление информатизации университета в предыдущие годы связывалось с развитием ее технико-технологических аспектов и осуществлялось отдельными подразделениями университета на инициативной основе.

Учитывая интенсивное развитие компьютерной техники, вуз постоянно обновляет и увеличивает компьютерный парк. В настоящий момент в университете имеется 10 компьютерных классов; в ряде имеющихся компьютерных классов компьютерная техника существенно обновлена.

В университете создана и постоянно развивается локальная вычислительная сеть (ЛВС). Одной из основных проблем объединения компьютеров всех подразделений в единую информационную систему является отдаленность учебных корпусов вуза друг от друга на расстояние 3 км (по прямой), а также отсутствие прямой видимости между ними. ЛВС главного корпуса и общежития объединены в 2007 году оптоволоконной линией связи. ЛВС первого и второго учебных корпусов, начиная с 2008 года, связаны через канал, предоставляемый ООО «Региональные информационные технологии» в рамках договора (пропускная способность канала - 10 Мбит/с, чего достаточно для нормального функционирования интернет, электронной почты, внутреннего чата и электронного каталога библиотеки). Оба учебных корпуса, а так же «административный отсек» общежития практически полностью охвачены локальной вычислительной сетью (в сети 253 компьютера - 79% от общего парка). К локальной сети Университета подключены все компьютерные классы, все деканаты, кафедры. Ведутся работы по дальнейшему развитию локальной вычислительной сети, как в плане роста числа подключенных к сети компьютеров (вновь приобретаемые компьютеры, а так же создаваемые подразделения подключаются к ЛВС в соответствии с заявками в плановом порядке), так и в плане технологического развития самой ЛВС (в 2006-2007 году полностью обновлено серверное оборудование, магистральный канал ЛВС главного корпуса переведен со скорости 100 Мбит/с на скорость 1000 Мбит/с, в 2009 году магистральный канал ЛВС второго корпуса так же переведен на скорость 1000 Мбит/с).

Большинство компьютеров локальной вычислительной сети подключены к Интернет. В качестве провайдера услуг Интернет с апреля 2009 г. выступает ООО «Региональные информационные технологии», выбранное на основании проведенного конкурса в соответствии с действующим законодательством. Вновь организованная волоконно-оптическая линия связи и подключение на скорости 2 Мбит/с, позволили практически полностью удовлетворить постоянно возрастающие потребности в доступе к сети Интернет. В том числе обеспечивает работу web-сервера, электронной почты, электронного документооборота с внешними организациями. Доступ в Интернет возможен с любого компьютера подключенного к ЛВС и предоставляется в соответствии с заявками руководителей структурных подразделений.

Анализируя материально-техническую оснащенность кафедры «Социальная педагогика» необходимо отметить недостаточную оснащенность, так как на практике на кафедре функционирует 2 учебных кабинета, предназначенных для лекционных занятий традиционной формы и 1 кабинет (аудитория 204), оборудованный компьютерами, доступ в который не всегда открыт. Так же является немаловажным и то, что на сегодняшний день не каждый студент как и не каждый преподаватель имеет персональный компьютер и доступ к сети Интернет.

Следующим важным условием использования информационных ресурсов Интернет в процесс подготовки социального педагога является специальная подготовка преподавательского состава. Развитие Интернет-технологий обучения требует определения особенностей осуществления преподавательской деятельности в информационном пространстве Интернет, описания профессиональной среды, исследования способов профессиональной подготовки базового субъекта образовательной деятельности - преподавателя. Преподаватель рассматривается как специалист - преподаватель высшей школы, способный использовать и традиционную, и дистанционную образовательную технологию.

Так, например, с этой целью в Новосибирской области наряду с обучением учителей и специалистов структур управления образованием (в Областном центре информационных технологий, на кафедре информационных технологий Новосибирского института повышения квалификации, в Московском центре Федерации Интернет-образования) была предпринята попытка целенаправленного комплектования учебных групп из начальников районных отделов образования (РОО) области и города и директоров школ для обучения в Московском центре Федерации Интернет-образования. В оборудованном современнейшей компьютерной техникой центре руководители образования три недели знакомились с возможностями Интернет-технологий, на пользовательском уровне осваивали работу на персональном компьютере. Результаты обучения не замедлили сказаться. По возвращении с учебы руководители территориальных отделов образования развернули бурную деятельность по привлечению к проблеме внедрения Интернет-технологий в образовательный процесс и глав местных администраций, и директоров совхозов, и руководителей местных предприятий, предпринимателей. В одном только Усть-Таркском районе Новосибирской области спустя лишь полтора месяца после учебы в Москве начальнику РОО Грушицкому Б.В. удалось, привлекая только местные ресурсы, обеспечить компьютерной техникой с модемом свой отдел и пятью компьютерными классами с модемами образовательные учреждения своего района. Таким образом, в настоящее время необходим комплексный подход в обучении информационным и Интернет-технологиям учителей, методистов и руководителей структур управления образованием с целью ускорения внедрения Интернет-технологий в образовательный процесс, для формирования гражданина нового информационного общества и подготовки его к существованию в новой информационной среде[15].

. Материально-техническая оснащенность учебного заведения;

. Подготовка преподавателей и студентов к овладению новыми методами обучения;

. Предметное поле (комплекс дисциплин, так как в данной работе акцент сделан на использовании информационных ресурсов Интернет в учебном процессе).

1.3Формы использования информационных ресурсов Интернет в процессе подготовки социального педагога

Форма - это наружный вид, внешние очертания предмета. Установленный образец чего-нибудь [60].

Так же под формой понимают внешнее выражение какого-либо содержания, внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета[55].

Существуют различные классификации форм организации учебного процесса, все они сводятся к структуре учебного общения или дидактическим целям и задачам. Все формы разделяют на общие и конкретные. Распространёнными являются классификации В.К. Дьяченко и И.М. Чередова, основанные на структуре учебного общения. Так, В.К. Дьяченко выделяет следующие формы обучения: индивидуальная, парная, групповая, коллективная. И.М. Чередов выделяет такие формы как: фронтальная, групповая, индивидуальная[4].

Изучая формы использования информационных ресурсов Интернет необходимо отметить, что Н.М. Коптюг предлагает следующие формы работы с Интернет ресурсами:

. Использование ресурсов Интернет при прохождении новой темы (подбирается дополнительный материал, учащимся объясняются цели и задачи, выдаются карточки с адресами, учащиеся должны просмотреть материал, рекомендовать или не рекомендовать его к использованию в классе);

. Самостоятельная работа учащихся с Интернет ресурсами для подготовки докладов, сообщений (активное использование поисковых систем);

. Участие в международных проектах (целесообразно подбирать темы проектов, которые вписываются в программу, имеют связь с событиями города, школы);

. Переписка по электронной почте (подготовка к данному виду деятельности требует определенной технической подготовки, т.к. у каждого учащегося должен быть «почтовый ящик». Можно создавать учетные записи на англоязычных сайтах);

. Создание собственных сайтов (данная форма имеет успех за рубежом, но для российских школ является слишком сложной на данной этапе);

. Общение учителя с коллегами, обмен опытом [23].

Винярская О. дополняет данный список возможностями, связанными с дистанционным обучением через Интернет, а также с участием в различных конкурсах, прохождение тестирований и участие в текстовых и голосовых чатах [17, С. 17].

Дмитриева Н.В., говоря о формах использования информационных ресурсов Интернет отмечает, что Интернет может применятся ограниченно, как вспомогательное средство в ходе урока, но могут быть организованны и целые Интернет - уроки в компьютерных классах, а среди последних достижений информационных технологий и целые виртуальные школы - информационно-коммуникационные комплексы, позволяющие взаимодействовать педагогу и ученику(студенту) опосредованно, через глобальную сеть, когда все преимущества информационной технологии проявляются в полной мере, а недостатки классно-урочной системы и личного контакта с педагогом сглаживаются. Так, одним из перспективных форм в работе педагогов являются Интернет-уроки. Что привлекает педагога в этих уроках?

структура уроков, несмотря на различие тем и разный подход к подаче материала, узнаваема и общепризнанна сегодня педагогами;

представленный материал можно использовать как самостоятельный;

уроки можно распечатывать и использовать бесплатно, что немаловажно сегодня при высоких ценах на все пособия.

Педагогическое общение реализуется через:

электронную-почту (e-mail);

форум;

- чат;

- видео (аудио) - конференции.

Обмен индивидуальными письмами по электронной почте даёт уникальную возможность вести реальный диалог с читателем, проверить свою письменную речь, умение выразить себя, проверить, правильно ли понял партнёра, запросить дополнительную информацию. Создаётся положительный эмоциональный фон в ходе общения, учащиеся знакомятся с мнением своих сверстников в другом городе, в другой стране, появляется возможность общения с новыми людьми, приобретается опыт работы с представителями специальности в других странах [12].

Так же можно выделить базовые виды учебной деятельности при использовании информационных ресурсов Интернет в процессе подготовки:

1. Изучение содержания дисциплины;

. Консультации;

. Участие в семинарах и других занятиях, требующих коммуникаций;

. Тестирование;

. Выполнение индивидуальных заданий (практические задания, рефераты, эссе);

6. Выполнение удаленных лабораторных работ.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Интернет предоставляет следующие способы образования:

. Электронная почта - для обмена информацией между студентами и преподавателями;

. Списки рассылки - для рассылки общей информации учебной группе и организации коллективных обсуждений;

. Передача файлов при помощи FTP, позволяющая через FTP-сервер организовать обеспечение студентов и слушателей базовыми методическими и учебными материалами и программным обеспечением;

. Использование технологий WWW, которые в настоящее время может служить базовыми технологиями для поддержки учебного процесса и тренинга в области СИТ и организации дистанционного образования с интерактивными и кооперативными элементами;

. Доступ к мировым информационным ресурсам в предметных областях через Интернет;

. Форумы - организация обмена информацией и общением между большим количеством собеседников, которым интересна тема;

. Чаты - разновидность форумов, общение происходит в форме полилога, как правило, незнакомых участников;

. Дистанционное обучение [12].

Использование сети Интернет в обучающем процессе является одной из самых распространенных форм интеграции медиаобразовательных технологий с различными предметами и дисциплинами. В случае интеграции информационные ресурсы Интернет предоставляют обучаемым гораздо более широкие (в том числе и на международном уровне), по сравнению с традиционными, возможности совершенствования собственных знаний и умений.

Изучив психолого-педагогическую литературу с целью изучения заявленной проблемы и обобщив ранее изложенное, можно сделать следующие выводы:

В настоящее время Интернет становится важным фактором информационного взаимодействия. Интернет постепенно проникает в образовательную область. Интернет предоставляют новые возможности и среду для развития образования, при этом существенно изменяя сам характер образования.

Однако включение Интернета в образовательный процесс сталкивается с рядом проблем:

  • материально - техническая база;
  • подготовленность педагогов и студентов, Интернет - грамотность;
  • качество информации;
  • возрастающий характер самостоятельности студентов.
  • Так же в ходе изучения заявленной проблемой стало очевидно, что использование информационных ресурсов Интернет возможно лишь при наличии следующих условий:
  • 1. Материально-техническая оснащенность учебного заведения;
  • 2. Подготовка преподавателей и студентов к овладению новыми методами обучения;
  • 3. Предметное поле (комплекс дисциплин, так как в данной работе акцент сделан на использовании информационных ресурсов Интернет в учебном процессе).
  • Учитывая, что выполнение данных условий в современной российской действительности не всегда выполнимо, а если и выполнимо, то не в достаточной мере, Интернет может применяться ограниченно, как вспомогательное средство на занятии, а наиболее распространенными и применяемыми являются следующие формы использования информационных ресурсов Интернет:
  • 1. Использование ресурсов Интернет при прохождении новой темы;
  • 2. Самостоятельная работа учащихся с Интернет ресурсами для подготовки докладов, сообщений (активное использование поисковых систем);
  • 3. Участие в международных проектах;
  • 4. Переписка по электронной почте;
  • 5. Общение учителя с коллегами, обмен опытом.
  • Способы использования информационных ресурсов Интернет:
  • 1. Электронная почта;
  • 2. Списки рассылки;
  • 3. Передача файлов при помощи FTP;
  • 4. Использование технологий WWW;
  • 5. Доступ к мировым информационным ресурсам в предметных областях через Интернет;
  • 6. Форумы;
  • 7. Чаты;
  • 8. Дистанционное обучение.
  • 2. Исследование форм использования информационных ресурсов интернет в процессе подготовки социального педагога
  • 2.1 Методика исследования форм использования информационных ресурсов Интернет в процессе подготовки социального педагога
  • Методика исследования данной дипломной работы включает в себя теоретическое исследование, на основе анализа психолого-педагогической литературы, сайтов, что позволяет выявить проблемы по заявленной теме, и эмпирическое исследование выявленных проблем. Эмпирическое исследование данной проблемы организовано на базе КемГУКИ. В ходе исследования было опрошено 83 человека, из которых 20 - преподаватели, 63 - студенты специальности «социальная педагогика» 1-5 курсы.
  • В ходе теоретического изучения психолого-педагогической литературы были сделаны выводы о том, что на сегодняшний день Интернет становится важным фактором информационного взаимодействия. Интернет постепенно проникает в образовательную область. Интернет предоставляют новые возможности и среду для развития образования, при этом существенно изменяя сам характер образования. Включение Интернета в образовательный процесс сталкивается с рядом проблем:
  • материально - техническая база;
  • подготовленность педагогов и студентов, Интернет - грамотность;
  • качество информации;
  • возрастающий характер самостоятельности студентов.

Использование информационных ресурсов Интернет в процессе подготовки социального педагога возможно лишь при наличии следующих условий:

. Материально-техническая оснащенность учебного заведения;

. Подготовка преподавателей и студентов к овладению новыми методами обучения;

. Предметное поле (комплекс дисциплин, так как в данной работе акцент сделан на использовании информационных ресурсов Интернет в учебном процессе).

В настоящее время информационные ресурсы Интернет используют в качестве вспомогательного средства на занятии, а наиболее распространенными и применяемыми являются следующие формы использования информационных ресурсов Интернет:

. Использование ресурсов Интернет при прохождении новой темы;

. Самостоятельная работа учащихся с Интернет ресурсами для подготовки докладов, сообщений (активное использование поисковых систем);

. Участие в международных проектах;

. Переписка по электронной почте;

. Общение учителя с коллегами, обмен опытом.

Исходя из вышеизложенного, цель исследования: исследование использования информационных ресурсов Интернет в процессе подготовки социального педагога.

Методика исследования - совокупность методов, приемов, средств направленных на решение поставленных проблем и достижения определенной цели.

Методика исследования данной дипломной работы включает в себя теоретическое исследование на основе анализа психолого-педагогической литературы, что позволяет выявить проблемы по заявленной теме и эмпирическое исследование. Проблемы: необходимость использования информационных ресурсов Интернет, но при этом низкий уровень владения использованием информационными ресурсами Интернет.

Исходя из этого, целью эмпирического исследования является: определить уровень владения информационными ресурсами Интернет в процессе подготовки социального педагога.

Для достижения поставленной цели были использованы следующие диагностические методики:

  • методика, разработанная сотрудниками кафедры информационно - библиотечных технологий и сотрудниками лаборатории современных образовательных технологий. Данная методика состоит из 3 тестов разного уровня, позволяющих определить уровень владения Интернетом респондентами. Каждый тест содержит в себе 10 вопросов, позволяющих определить то, насколько респондент знаком с сетью Интернет, понятиями, которые преобладают в данной области, насколько он опытный пользователь глобальной сетью. По результатам теста каждого уровня респонденту присваивается определенный «пояс»: черный, синий и зеленый, соответсвующие уровням: высокий, средний, низкий (Приложение А);
  • анкета, цель которой: определить использует ли респондент Интернет и в какой степени. Данная анкета состоит из 11 вопросов, на каждый из которых предлагаются варианты ответов. Цель респондента: выбрать наиболее подходящий для него. Автор Т.П. Зайченко (Приложение Б);
  • тест Ю.Д. Бадаевой, цель которого определить насколько респондент зависим от сети Интернет. Данный тест состоит из 10 вопросов, на каждый из которых необходимо ответить «Да» или «Нет» (Приложение В);
  • экспресс - опрос, цель которого: определить насколько группа владеет информационными ресурсами Интернет и использует это умение в процессе обучения (Приложение Г).

На основе анализа результатов диагностирования были разработаны:

  • Спецкурс, направленный на повышение уровня владения использования информационных ресурсов Интернет в процессе подготовки социального педагога;
  • Информационные ресурсы Интернет для изучения дисциплины «Основы психологии семьи и семейного консультирования»;
  • Информационные ресурсы Интернет для специальности «Социальная педагогика» (библиотеки);
  • Презентация по курсу «Основы психологии семьи и семейного консультирования», в которых была заложена такая форма использования информационных ресурсов Интернет как использование информационных ресурсов Интернет при прохождении новой темы, самостоятельная работа с ресурсами Интернет для подготовки докладов, презентаций, переписка по электронной почте.
  • 2.2 Анализ исследования использования информационных ресурсов Интернет в процессе подготовки социального педагога
  • Эмпирическое исследование данной проблемы организовано на базе КемГУКИ. Нами было опрошено 83 человек, из которых 20 - преподаватели, 63 - студенты специальности «социальная педагогика» 1-5 курсы. Для исследования нами использовалась методика, разработанная сотрудниками кафедры информационно - библиотечных технологий и сотрудниками лаборатории современных образовательных технологий. Данная методика состоит из 3 тестов разного уровня, позволяющих определить уровень владения Интернетом респондентами. Каждый тест содержит в себе 10 вопросов, позволяющих определить то, насколько респондент знаком с сетью Интернет, понятиями, которые преобладают в данной области, насколько он опытный пользователь глобальной сетью. По результатам теста каждого уровня респонденту присваивается определенный уровень: высокий, средний, низкий.
  • Результаты тестирования выглядят следующим образом:
  • 1 уровень:
  • У преподавателей в 45% случаев отмечается низкий уровень владения Интернетом, в 20% - отмечается высокий уровень владения информационными ресурсами Интернет, в 35% - средний уровень. Среди студентов же низкий уровень владения Интернетом отмечается в 37,2% случаев, высокий уровень отмечается в 23,2% случаях, в 39,6% - средний (рисунок 1).
  • Рис. 1. Уровень владения информационными ресурсами Интернет
  • 2 уровень:
  • У преподавателей в 30% отмечается низкий уровень владения информационными ресурсами Интернет, в 35% - высокий, и в 35% - средний уровень. Среди студентов показатели несколько иные. Так, низкий уровень отмечается в 30,2% случаев, средний - 51,2% и высокий лишь в 18,6% случаев (рисунок 2).
  • Рис. 2. Уровень владения информационными ресурсами Интернет
  • 3 уровень:
  • Преподаватели: низкий уровень владения информационными ресурсами Интернет - 35%, высокий - 20%, 45% - средний.
  • Студенты: низкий уровень владения информационными ресурсами Интернет - 39,5%, средний - 32,5%, высокий уровень - 28% (рисунок 3).
  • Рис. 3. Уровень владения информационными ресурсами Интернет
  • В результате обработки данных можно сделать выводы о том, что уровень владения информационными ресурсами Интернет студентов несколько выше, чем у преподавателей. Но, в целом, уровень владения информационными ресурсами Интернет невысок, что негативно сказывается на уровне подготовки студентов.
  • Так же в процессе исследования была применена анкета, цель которой: определить присутствует ли Интернет в жизни человека и в какой степени. Данная анкета состоит из 11 вопросов, на каждый из которых предлагаются варианты ответов. Цель респондента: выбрать наиболее подходящий для него.
  • В результате обработки и анализа данных можно сделать следующие выводы:
  • Основная часть респондентов - это девушки18 - 22 лет, Интернетом они пользуются дома - 72% (60 человек), у друзей - 18%(15 человек), остальные 10% (8 человек) - не пользуются Интернетом вообще. В количестве 10%(8 человек) проводят в Интернете менее двух часов в месяц; 78%(65 человек) проводят в сети более двух часов в месяц; 12% (10 человек) - проводят в сети более двух часов в день; и таких респондентов, которые проводят в сети Интренет более пяти часов в день нет. Из всех опрошенных 70% (58 человек) отметили свое присутствие на сайтах знакомств, игровые и развлекательные сайты отметили 24%(20 человек), поисковые сайты посещают 72%(60 человек). На вопрос о потребности в Интернете отношусь равнодушно ответили 88%(73 человек) «отношусь равнодушно»; 6%(5 человек) отметили периодически возникающую потребность в интернете; ежедневную потребность в интернете отметили также 6%(5 человек). Большинство участников анкетирования отметили, что использование сети Интернет не оказывает влияния на их общение с окружением -72%(60 человек), и 18%(15 человек) отмечают, что стали реже общаться с реальным окружением.
  • На вопрос «Влияет ли Интернет на вашу учебу или работу?» 24%(20 человек) ответили, что не влияет; 57,8%(48 человек) ответили, что интернет помогает им учиться (работать); остальные 18,2%(15 человек) ответили, что мешает учебе.
  • 78,3% (65 человек) считают Интернет полезным открытием, 8,4%(7 человек) ответили, что им все равно, а 13,2%(11 человек) считают Интернет бесполезной тратой времени.
  • Так же был использован тест Бадаевой Ю.Д., цель которого определить насколько респондент зависим от сети Интернет. Данный тест состоит из 10 вопросов, на каждый из которых необходимо ответить «Да» или «Нет». По результатам тестирования респонденту присваивается определенная степень зависимости: 1. нет зависимости; 2. существует легкая степень зависимости, заключающаяся в желании находится «на связи»; 3. зависимость, выражающаяся в постоянном желании находится в сети, желание постоянного общения в виртуальном мире.
  • В результате интерпретации полученных данных можно сделать выводы о том, что 69,9% (58 человек) не испытывают зависимости от сети Интернет, 30,1% (25 человек) испытывают легкую степень зависимости. Респондентов, испытывающих на себе высокую степень зависимости, нет.
  • С целью определить насколько группа СП-051 владеет информационными ресурсами Интернет и использует это умение в процессе обучения был проведен экспресс - опрос в начале учебного года, октябрь 2009 года (на базе группы СП-051). По результатам тестирования выяснилось, что использовать информационные ресурсы Интернет в процессе обучения способна большая часть студентов - 66,7%(10 человек), но представить свои знания с использованием такой формы как презентация могут немногие - 40%(6 человек).
  • В период с 2009-2010 год студенты были поделены на микрогруппы, таким образом, что в каждой микрогруппе состоял студент, характеризующийся высоким уровнем владения информационными ресурсами Интернет и умением работать с презентациями. Каждая микрогруппа получила задание. Задание заключалось в поиске информации по предложенной теме. Студенты были замотивированы в обращении к Интернет-ресурсам при подготовке к семинарам, при выполнении индивидуальных заданий. Студентам необходимо было не просто найти материал, но и представить его в виде презентации. Так на протяжении учебного года студентами осуществлялась подготовка к семинарам посредством использования информационных ресурсов Интернет, индивидуальная работа по микрогруппам, индивидуальные консультации, в том числе и через электронную почту, через скайп.
  • В конце учебного года (декабрь 2009 года) было проведено повторное тестирование, анализ результатов показал, что количество студентов, способных использовать информационные ресурсы Интернет в процессе своей подготовки увеличилось и стало достигать 100%. В результате такой работы накопился интересный материал, который включает в себя: презентацию по каждой теме в соответствии с программой, глоссарий, где представлены деятели, их биография, труды, заслуги, словарь, а так же список информационных ресурсов Интернет так же по каждой теме. Таким образом, были предложены такие формы использования информационных ресурсов Интернет как использование ресурсов Интернет при прохождении новой темы, самостоятельная работа учащихся с Интернет ресурсами для подготовки докладов, сообщений (активное использование поисковых систем), переписка по электронной почте.
  • Так же руководствуясь повсеместным внедрением и использованием информационных ресурсов Интернет, была разработана структура информационных ресурсов Интернет для специальности «социальная педагогика» (Приложение Е), структура информационных ресурсов Интернет для специальности «социальная педагогика» на примере дисциплины «Основы психологии семьи и семейного консультирования» (Приложение Д), курс лекций для студентов и преподавателей, целью которого является повышение уровня владения информационными ресурсами Интернет.
  • Таким образом, в результате эмпирического исследования, цель которого определить уровень владения информационными ресурсами Интернет в процессе подготовки социального педагога, были сделаны выводы о том, что:
  • 1. Уровень владения информационными ресурсами Интернет, как студентами так и преподавателями, невысок;
  • 2. Зависимость от сети Интернет у большей части респондентов характеризуется легкой степенью и проявляется в желании всегда «быть на связи»;
  • 3. Основная часть респондентов (72%) посещают в Интернете поисковые сайты;
  • 4. Почти половина респондентов (57,8%) отмечают, что Интернет помогает им учиться, работать.
  • На основе анализа результатов диагностирования были разработаны:
  • Спецкурс, цель которого повысить уровень владения использования информационных ресурсов Интернет в процессе подготовки социального педагога;
  • Информационные ресурсы Интернет для изучения дисциплины «Основы психологии семьи и семейного консультирования»;
  • Информационные ресурсы Интернет для специальности «Социальная педагогика» (библиотеки);
  • Презентация по курсу «Основы психологии семьи и семейного консультирования», в которых была заложена такая форма использования информационных ресурсов Интернет как использование информационных ресурсов Интернет при прохождении новой темы, самостоятельная работа с ресурсами Интернет для подготовки докладов, презентаций, переписка по электронной почте.

Заключение

В заключении необходимо отметить, что с целью изучения заявленной проблемы была рассмотрена различная психолого-педагогическая литература, информационные ресурсы Интернет, в результате чего были сделаны следующие выводы о том, что в настоящее время Интернет становится важным фактором информационного взаимодействия. Интернет предоставляют новые возможности и среду для развития образования. Включение Интернета в образовательный процесс сталкивается с такими проблемами как материально - техническая база, подготовленность педагогов и студентов, Интернет - грамотность, качество информации, возрастающий характер самостоятельности студентов

Так же в ходе изучения данной проблемы были выявлены условия при наличии которых использование информационных ресурсов Интернет возможно:

. Материально-техническая оснащенность учебного заведения;

. Подготовка преподавателей и студентов к овладению новыми методами обучения;

. Предметное поле (комплекс дисциплин, так как в данной работе акцент сделан на использовании информационных ресурсов Интернет в учебном процессе).

Так же было отмечено, что в условиях современной российской действительности Интернет может применяться ограниченно, как вспомогательное средство на занятии, а наиболее распространенными и применяемыми являются следующие формы использования информационных ресурсов Интернет:

. Использование ресурсов Интернет при прохождении новой темы;

. Самостоятельная работа учащихся с Интернет ресурсами для подготовки докладов, сообщений (активное использование поисковых систем);

. Переписка по электронной почте;

. Общение учителя с коллегами, обмен опытом.

Так же были выделены и способы использования информационных ресурсов Интернет:

. Электронная почта;

. Списки рассылки;

. Передача файлов при помощи FTP;

. Использование технологий WWW;

. Доступ к мировым информационным ресурсам в предметных областях через Интернет;

. Форумы;

. Чаты;

. Дистанционное обучение.

Так же в ходе исследования использования информационных ресурсов Интернет в процессе подготовки социального педагога была проделана основательная работа по поиску и использованию информационных ресурсов Интернет в рамках дисциплины «Основы психологии семьи и семейного консультирования», а так же представления материалов в форме презентации. Б

Таким образом, поставленные задачи решены, а выдвинутая гипотеза подтверждена.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс и другие виды деятельности осуществляется практически всеми структурными подразделениями КемГУКИ. В числе наиболее интенсивно используемых всеми подразделениями КемГУКИ информационно - коммуникационных технологий - информационный поиск в удаленных информационных ресурсах различного профиля, технология электронной почты. Избирательно используются технологии видеоконференций, создания веб - сайтов, баз данных. Создание электронной учебно-методической продукции занимает все более заметное место в деятельности кафедр университета. Наряду с этим освоены технологии создания мультимедийной продукции справочного характера, создание презентаций.

Список литературы

1. Алферова С.А., Бодалев, А.А. Общение в современном мире [Электронный ресурс]: #"justify">2.Бадаева Ю.Д. Субъект в Интернете // Студенческий меридиан. 2006. №2. С. 38.

3.Бабетов А.А. Проблемы Интернет в современной школе [Электронный ресурс]: http: //www.schoollink.org/twin (дата обращения: 12.12.2009).

.Бакланов А.В. Проблемы использования интернет-технологий в общеобразовательных учреждениях [Электронный ресурс]: #"justify">.Благодетелева - Вовк С.Л. Интернет как средство формирования специальных знаний у студентов [Электронный ресурс]: #"justify">6. Васин Б.И., Галаев Д.А. Современное состояние применения информационных технологий в образовании [Электронный ресурс]: #"justify">7.Возмищева Т.Г., Наумова Т.А. Развитие творческой активности студентов на основе информационных ресурсов Интернет [Электронный ресурс]: #"justify">8.Гиренюк Ф.И. Структурный анализ формирования коммуникативной компетентности у студентов высших учебных заведений // Инновации в образовании. 2003. №3. С. 75.

.Глинских А. Современные технологии дистанционного Интернет - обучения #"justify">.Голикова А.А. Игромания. Зависимость от компьютерных игр. // Социальная педагогика. 2008. №2. С. 107.

.Дивеева Н.В. Студенческие медиа как фактор устойчивого развития добровольческого начала в студенческой среде [Электронный ресурс]: www.students.informika.ru (дата обращения: 12.03.2010)

.Дистанционное образование [Электронный ресурс]: #"justify">.Дмитриева Н.В. Образование через интернет // Педагогика и психология высшего образования. 2007. №7. С. 36.

.Домрачев В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы // Высшее образование в России. 2004. №3. С. 10-12.

.Дятлов С.А., Толстопятенко А.В. Интернет-технологии и дистанционное образование [Электронный ресурс]: #"justify">.Зайченко Т.П. Инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения [Электронный ресурс]: #"justify">.Зарецкая, И.И. Коммуникационное общество // Студенческий меридиан. 2008. №2. С. 17.

.Землянова, Л.Е. Самопрезентация в Интернет - коммуникации: [Электронный ресурс]: http: //www.rhsweb.org/intro (дата обращения: 12.12.2009).

.Згуровский М. Информационные сетевые технологии в науке и образовании [Электронный ресурс]: #"justify">.Иванова Е.В. Использование Интернет - ресурсов в образовательных целях [Электронный ресурс]: #"justify">.Иванчихин В.Г. Использование информационно-коммуникационных технологий в современном воспитательно-образовательном процессе школы как средство повышения профессиональной компетентности учителя [Электронный ресурс]: #"justify">.Ильина, И.П. Дистанционное образование // Высшее образование. 2008. №3. С. 28.

.Информационные технологии в образовании [Электронный ресурс]:#"justify">.Использование информационных технологий в образовании [Электронныйресурс]:#"justify">.Канаво В. Достоинства и недостатки дистанционного обучения [Электронный ресурс]: #"justify">26. Картузов А.В. Использование информационно-образовательных ресурсов вуза в формировании профессиональной подготовки специалиста [Электронный ресурс]: #"justify">. Керимова Т.Х. Технология использования сети Интернет в формировании учебно - исследовательской культуры учащихся на уроке // Инновации в образовании. 2007. №5. С. 134.

. Конецкая, В.П. Фальсификация образования с учетом возможностей Интернета // Инновации в образовании. 2007. №10. С. 31.

. Корсунцева И.Г. Свободное время в интернете // Студенческий меридиан. 2006. №10. С. 11.

. Кочетова А.Н. Молодежь в образовании // Высшее образование. 2006. №5. С. 26.

. Кравчук П.Ф. Интернет для современного школьника // Воспитание школьника. 2007. №4. С. 4.

. Кузнецова М.М. Образование и интернет // Инновации в образовании. 2007. №7. С. 63.

31.Лазарев В., Овсянников В. Концепция дистанционного образования // Новые знания. 1997. №2. С. 40-42.

32.Майничева А.Ю. Подростки в Интернете [Электронный ресурс]: http: //www.schoollink.org/twin (дата обращения: 19.12.2009).

.Маланин В.В., Полянин А.Б., Суслонов В.М. Информационные технологии в учебном процессе [Электронный ресурс]: #"justify">.Митева, П.Э. Молодежь и современная информационная среда // Инновации в образовании. 2008. №3. С. 45.

.Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. Для студ. Пед. Вузов / Под ред. В.А. Сластенина - М.: Издательский центр «Академия», 2000. 184 с.

.Носов, А.А. Интернет - зависимость - проблема современности. // Психология высшего образования. 2005. №8. С. 32.

.Нургалиев И.С. Интернет как фактор, влияющий на безопасность нации, ее лидерство [Электронный ресурс]: #"justify">.Образовательные ресурсы сети Интернет [Электронный ресурс]: #"justify">.Определяем уровень владения Интернетом [Электронный ресурс]: #"justify">40.Основы работы в Интернет [Электронный ресурс]: #"justify">41.Павлов А.П. Новые информационные технологии в высшем образовании США и России // Информационные технологии и образование. 2006. С. 64-82.

.Паринова С. Информационное общество // Высшее образование. 2007. №5. С. 62.

.Перевалова О.В. Влияние общения в сети Интернет на формирование коммуникативной сферы [Электронный ресурс]: www.4students.ru (дата обращения: 16.03.2010).

.Полат Е.С. Интернет в гуманитарном образовании // Профессиональное образование. 2007. №4. С. 12.

.Полат Е.С. Общие проблемы использования интернет // Профессиональное образование. 2007. №5. С. 17.

.Полонский В.М. Образовательные ресурсы и возможности Интернет [Электронный ресурс]: #"justify">47. Расторгуев С. Интернет как явление культуры [Электронный ресурс]: http: //www.edc.org (дата обращения: 15.11.2009).

. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации студентов. СПб., 2006. С. 365.

. Рудакова Д.Т. Развитие коммуникативной культуры на основе использования коммуникативных технологий [Электронный ресурс]: http: //vsip.mgopu.ru (дата обращения: 11.02.2009).

. Смирнов С.Д. Интернет в обучении // Педагогика и психология высшего образования. 2008. №2. С. 20.

. Сорин В.Г. Использование информационных и коммуникативных ресурсов Интернет на гуманитарном факультете [Электронный ресурс]: #"justify">52.Структура, классификация и виды Интернет - технологий [Электронный ресурс]: #"justify">53.Трофимова, Г., Игорев, И. Влияние Интернет на культуру и грамотность людей: [Электронный ресурс] http: //www. journ.ru (дата обращения: 11.02.2009).

.Ушмаева Н.В. Использование информационных технологий в сфере образовательных услуг [Электронный ресурс]: #"justify">.УшаковД.Н. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]: #"justify">.Философский словарь [Электронный ресурс]: #"justify">.Фоменко В.Т., Чечель И.Д., Шиянов Е.Н. Коммуникативное поведение людей // Профессиональное образование. 2005. №6. С. 23.

58.Шабалина А.Р. Интернет и наши дети // Социальная педагогика. 2007. №8. С. 15.

59.Шерковина Ю.А. Информационная образовательная среда вуза как средство формирования профессионализма студентов // Инновациив образовании. 2008. №8. С. 14.

.Шкроб А.М. Влияние Интернет на образование [Электронный ресурс] #"justify">.Шубин А.В. Информационные технологии и Интернет [Электронный ресурс]: #"justify">.Экономический словарь [Электронный ресурс]: http://www.slovarus.ru/? di=205537&PHPSESSID=aqb661be1pdhv9bo3bc00p2rd0

Похожие работы на - Использование информационных ресурсов Интернет в процессе подготовки социального педагога

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!