Благотворительная деятельность

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,45 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Благотворительная деятельность















Благотворительная деятельность

План

Введение

Глава.1.Возникновение и виды благотворительной деятельности

.1 История развития благотворительности

.2 Виды оказания благотворительной деятельности

.3 Роль благотворительности в обществе

Глава.2. Деятельность благотворительных обществ современности

.1 Знаменитые благотворители

.2 Благотворительные фонды помогающие нуждающимся

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность темы исследования. Оказание благотворительной помощи в Кыргызстане имеет давние традиции. Изучение основ благотворительности в настоящее время играет важную роль, так как сегодня происходит возрождение не только государственной благотворительной помощи, но и частных организаций, а также благотворительности отдельных юридических лиц. Все это способствует оказанию более эффективной помощи в самых разных сферах общества. История отечественного образования хранит немало так называемых «белых пятен», малоизвестных страниц, которые долгие годы для исследователей были просто недоступны. Так, например, по существу только начинает изучаться в настоящее время значение благотворительности в сфере отечественного образования, представляющей крупное общественное явление.

Объект - благотвортельности является нуждающийся в помощи член общества.

Субъект - оказатель различной помощи к нуждающим людям.

Благотворительность - оказание бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является добровольный выбор вида, времени и места, а также содержания помощи.

Согласно большому числу научных исследований, основные причины благотворительности состоят в том, что

Люди по природе своей альтруистичны <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B8%D0%B7%D0%BC>, ими движет желание помочь другим.

Люди чувствуют себя лучше, когда жертвуют деньги. Экономисты называют это «теплотой альтруизма».

К побудительным причинам благотворительности относится осознание её участниками целостности человеческого общества, более общее - всего живого на Земле, сопричастности и соответственности за мир, в котором мы живём.

Осознание это открывает общественно значимые задачи разного уровня иерархии, вложение сил и средств в решение которых обещают обществу в целом (или той или иной его подсистеме - от семьи, рода, предприятия, микрорайона до города, страны и т. д.) заметно большую отдачу, чем в личное самосовершенствование (от духовного, физического, профессионального до финансового), но по разным причинам не решаются здесь и сейчас при существующих обстоятельствах .Среди этих причин зачастую не столько нехватка сил и средств, сколько затянутость согласования соответствующих вопросов на верхах, нежелания иных чиновников брать на себя ответственность в обстоятельствах, требующих определённой грамотности и смелости, научные амбиции и споры разных учёных и научных школ, крайняя неторопливость и недостаточное качество законотворческой деятельности, а порой и просто недостаток сведений о тех или иных обстоятельствах или происшествиях, при которых целесообразно стороннее вмешательство.

Кроме указанных причин благотворительные подходы целесообразны для выполнения многих разовых, малопредсказуемых или достаточно редко производимых общественно значимых работ, например, весенних субботников, держать для быстрого выполнения которых целый год дополнительный штат уборщиков явно избыточно и накладно.

Другим широко известным примером является пресечение мелкого хулиганства, для чего создаются, в частности, ДНД <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%9D%D0%94> и их разновидности от добровольных молодёжных дружин до соседского дозора <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D1%80>: держать штат профессиональных полицейских для этих целей нецелесообразно с самых разных точек зрения (от наличия возможности навести порядок без привлечения особых средств и полномочий до избыточности финансовой нагрузки и нежелания жить в полицейском государстве).

Таким образом благотворительность в исходном смысле этого слова преследует цель более быстрого, гибкого и менее накладного (с точки зрения выбранного горизонта планирования <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%BD%D1%82_%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F>) укрепления той общественной системы, в пределах которой она осуществляется.

Поскольку любое планирование (включая благотворительную деятельность) так или иначе предполагает выбор места, людей, предметов и явлений, по отношению к которым предполагается благотворительное вмешательство, а также отрезка времени, в течение которого ожидается положительный отклик и показатели (критерии) того, что это вмешательство положительно, благотворительная деятельность может быть разделена по:

времени планирования (например, краткосрочная, среднесрочное, дальнесрочное планирование);

месту (местное, городское, на уровне страны, материка и т. д.)

профессиональной, технологической, конфессиональной, национальной, возрастной и т. п. направленности.

источникам поддержки (государственные, отраслевые и общественные фонды, международные и зарубежные учреждения, сообщества граждан, отдельные лица и семьи) и т. д.

Глава.1.Возникновение и виды благотворительной деятельности

.1 История развития благотворительности

Для того, что бы лучше понять, какую роль благотворительность играет в развитии общества сегодня, какие формы она принимает и в каких направлениях её стоит осуществлять, рассмотрим историю формирования этого общественного явления. Появление благотворительности как проявления сострадания к ближнему и нравственной обязанности имущего спешить на помощь неимущему связывают с христианством. Ведь основные принципы христианства, например, такие как любовь к ближнему, сострадание, милосердие лежат в основе понятия благотворительности. Именно при христианстве в Римской империи появляются многочисленные богоугодные заведения. К благотворительности стали призывать отцы церкви, считавшие её одной из самых главных добродетелей. На рассматриваемом этапе благотворительная помощь носила индивидуальный характер и осуществлялась в форме милостыни.

С развитием и становлением христианской религии изменялся и характер благотворительной деятельности. В Римской церкви акцент был перенесен с помощи страждущим на сам акт подачи подаяния. Целью благотворения стала не столько помощь ближнему, сколько воздаяние за милостыню, то есть благотворительность совершалась, прежде всего, во имя Бога, а бедные становились своего рода инструментом для получения вечного блаженства, покупаемого за отчуждение излишков. Вопросы уменьшения страданий, предупреждения нищеты отошли на второй план. Средневековая католическая церковь проповедовала, что желающие получить жизнь вечную должны передавать часть своего имущества в пользу церкви как кормилицы обездоленных. Имущество церкви провозглашалось имуществом бедных. Органами благотворительности церкви стали монастыри, в руках которых со временем скопились огромные фонды. Однако монастырская благотворительность, заключавшаяся, прежде всего, в устройстве даровых трапез, скорее плодила нищенство, чем сокращала бедность.

Секуляризация монастырского имущества во времена реформации привела к тому, что нищенство в европейских странах превратилось в социальное бедствие. Возникшую проблему попытались решить карательными мерами, однако это оказалось малоэффективным. Поэтому в начале XVI в. в Англии стали организовывать призрение бедных на общественно-принудительных началах, то есть стали вводить то, что теперь называется социальными программами помощи неимущим. Фактически это положило начало общественной благотворительности. Правительство назначало специальных лиц, в обязанности которых входили сбор и распределение пожертвований по приходам, а епископу и мировым судьям предоставлялось право обязывать к уплате милостыни тех, кто от этого уклонялся. При этом поначалу частная благотворительность запрещалась, поскольку считалось, что она способствует росту числа профессиональных нищих. Однако безличная материальная помощь государства или общественных организаций не может заменить частную благотворительность и индивидуальную заботу о нуждающихся.

Одной из первых удачных моделей, которая сочетала обязательную общественную помощь с личным служением, была так называемая эльберфельдская система, введенная в немецком городе Эльберфельде в 1852 г. Она была основана на убеждении, что каждому нуждающемуся необходимы индивидуальный подход и индивидуальная помощь. Управление общественным призрением было сосредоточено в руках специального комитета, в состав которого входили представители городской администрации и горожане. Город был разбит на округа, где действовали попечители, которые непосредственно общались с нуждающимися семьями и изучали их ситуацию. Нетрудоспособным гражданам назначалось постоянное пособие, а тем, кто мог трудиться, городская администрация подыскивала работу по их силам. Система попечительства, основанная на индивидуальном подходе, легла в основу большинства ныне действующих западных благотворительных обществ и организаций.

Отдельно следует рассмотреть исторические этапы развития благотворительности в России. Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 г. - дату крещения Руси. Поворотным пунктом в развитии благотворительности на Руси, по мнению В.И. Курбатова, стало ее крещение.

С принятием христианства с одной из его основных заповедей - о любви к ближнему - на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни неимущим.

Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 г. Идеология первых революции не допускала никаких форм благотворительности. Все средства общественных и частных благотворительных организаций были в короткие сроки национализированы, их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными декретами. В целях соблюдения «революционного порядка» любая частная (как, впрочем, и общественная) благотворительная деятельность пресекались.

Потом функции благотворительности опять целиком взяло на себя государство, но коллективный труд на благо общества (распространенные формы - субботник, сбор макулатуры и металлолома, движение школьников-тимуровцев, помощь пенсионерам) приветствовался.

История благотворительности в Кыргызской Республики.

Начало возникновения благотворительной деятельности в нашем стране заключается в том, что наш народ слишком милостлив. Раньше свою помощь оказывали под названием «ашар» ив наше время сохранилась этот вид помощи.Особо важно отметить некоторые события: принятие ислама, открытие кафедры «Социальная работа» при БГУ и т. д.

Анализируя историю развития благотворительности, можно сделать вывод о том, что как общественное явление она прошла довольно непростой и длинный путь становления в обществе. Мы проследили, как происходили изменения форм благотворительной деятельности от стихийной индивидуальной до организованной общественной. Конечно же, такой богатый исторический опыт влияет на развитие благотворительности в современном обществе.

Научные взгляды на благотворительность

История объясняет нам существующее многообразие форм, а так же раскрывает источники государственной и частной благотворительной деятельности. А для того, что бы понять мотивы и отношение к этому общественному явлению нужно рассмотреть мнение ученых по данному вопросу.

В самом общем виде в содержательном смысле под благотворительностью понимается оказание безвозмездной добровольной помощи тем, кто в этом нуждается. Причем, речь идет о добровольной помощи частных лиц или частных предприятий. В другом определении - это добровольные действия по созданию общественных благ, причем создание общественных благ государством исключается, поскольку оно создает общественные блага не на добровольную помощь, а на обязательные налоговые отчисления. Являются ли данные определения идентичными? И если нет, то в чем состоит различие.

В литературе встречается попытка развести эти понятия через различие между понятиями «благотворительность» и «филантропия». Смысл различения не в том, что филантропия подразумевает «любовь к людям», тогда как благотворительность может осуществляться по отношению к любым объектам, это не сильно меняет содержательное значение обоих терминов. Более существенно то, что в англоязычной литературе благотворительность как эмоционально окрашенное индивидуальное действие по оказанию помощи нуждающимся противопоставляется филантропии как институционализированному процессу создания общественных благ. Карнеги и Рокфеллер, которые одни из первых в конце XIX в. стали заниматься благотворительностью, видели различие между данными понятиями в том, что филантропия является попыткой сформировать социально одобряемый способ (систему) перераспределения части средств богатых в пользу тех слоев населения, которые могут использовать данные средства с большей пользой. Тогда как благотворительность сводится к несистематичной помощи бедным и убогим. Поэтому, будучи филантропами, они выступали против благотворительности.

Интересный аспект в различении данных терминов встречается при сопоставлении американского и британского подходов к данному феномену. К. Райт указывает на то, что термин «филантропия» в современной Великобритании в отличие от США имеет негативный оттенок из-за ассоциаций с Викторианской моралью, ее элитизмом, покровительственным, снисходительным отношением к бедным сословиям, морализаторством, чувством благодушного превосходства. Тогда как термин «благотворительность» более современен и вызывает больше уважения. В США же использование и отношение к обоим терминам противоположно: «благотворительность» там считается устаревшим и морально нагруженным термином, предпочтение отдается «филантропии».

Однако помощь бедным в двух рассматриваемых подходах определяется по-разному: в случае благотворительной «помощи бедным» подчеркивается мотив сострадательности при сохранении различий статусов доноров и реципиентов и воспроизводства существующего неравенства, тогда как во втором - речь идет о вкладе в групповое членство, поддержании групповой идентичности. Дженкс в 1987 г. в своей работе «Кто на что дает?» подчеркивал, что благотворительность - это финансирование гражданского общества через создание общественных благ, поэтому она не является помощью бедным, например, в США основной реципиент благотворительной помощи - это церковь, которую никак нельзя назвать бедной.

Такое понимание благотворительности онтологически основывается на идеи солидарности Дюркгейма и теории консенсуса структурно-функционалистского подхода. Некоторые ученые оценивают благотворительность как отрицательное явление в обществе. Каковы типичные аргументы, выдвигавшиеся против благотворительности? Наиболее радикальной по негативизму является точка зрения, согласно которой филантропия как таковая бессмысленна и безнравственна, поскольку она не исправляет, но только усугубляет положение бедных и обездоленных людей. Эта точка зрения развивалась, в частности, в марксизме и была последовательно выражена, например, в очерке П. Лафарга «О благотворительности». В характерной для марксизма манере филантропия в этом очерке рассматривается лишь как респектабельное прикрытие эксплуататорской природы классово-антагонистического общества. Если отвлечься от пролетарски-классовой идеологии, то можно заметить, что по существу близкие аргументы высказывали и другие мыслители, например Л. Толстой. Организованная представителями высших классов, филантропия оборачивается разновидностью бизнеса (порой весьма выгодного), инструментом политического и идеологического влияния или средством организованного для буржуазии развлечения, так что сплошь и рядом организация филантропической деятельности стоит больших денег, чем те, что идут на действительную помощь страждущим. При этом сами благотворительные мероприятия обставляются с такой помпезностью, что именно своей формой привлекают внимание, манят к себе. Или, например, П. Гольбах указывал на тесную зависимость между благотворительностью и властью, в частности властью церкви, которая проповедует милосердие и настаивает на его пользе. Пастыри, писал Гольбах, не только собирали милостыню; они ее также распределяли, и «это, естественно давало им абсолютную власть над бедняками, т.е. над самой многочисленной группой верующих».

При такой негативной критике филантропии бросается в глаза то, что феномен благотворительности оценивается в ней не сам по себе, а в контексте конкретных обстоятельств и лиц. Это характерный прием любой негативистской критики. Понятно, что, как и во всем другом, за филантропическими акциями могут просматриваться разные цели, в них могут использоваться разные средства, люди, их реализующие, могут руководствоваться разными мотивами и так далее. Но конкретные формы, в которых осуществляется та или иная благотворительная акция, и конкретные ошибки или злоупотребления, которые делаются по ходу ее, еще не дают основания для отрицательной оценки самой идеи благотворительного вспомоществования как такового. То, что благотворительность может быть организована как развлечение, конечно, дурно, но значит ли это, что надо отказаться от благотворительности вообще, в том числе организованной как развлечение? Так же и то, что благотворительность используется с целью достижения власти, расширения влияния, хотя бы влияния на общественное мнение, еще не повод для того, чтобы осуждать благотворительность саму по себе и отказываться от нее.

В свое время Б. Мандевиль указывал на то, что мотивом благотворительности и милосердия, как правило, является желание заслужить похвалу современников, остаться в памяти потомков: «Гордость и тщеславие построили больше больниц, чем все добродетели вместе взятые».

Негативистская критика по-своему рациональна: она направлена на вскрытие различных социальных смыслов благотворительности. Она предостерегает от эйфории и упования на то, что посредством развития благотворительности можно покончить с общественными болячками. Другое дело, что, перенося на благотворительность как таковую огрехи и пороки организаторов и попечителей благотворительных акций, такая критика напрочь закрывает вопрос о позитивной и конструктивной общественной функции благотворительности.

Французский просветитель К.Ф. Вольней считал что, милосердия, следует избегать, если оно противоречит справедливости, т.е. принципу, регулирующему баланс отданного и полученного: «приносить благо другому без счета и без меры… это верный способ обесценить его». Милостыня, если она нарушает равновесие обмена, есть неблагоразумие и порок, ибо «способствует безделью, которое наносит вред и нищему, и обществу». Об этом же говорил английский моральный философ XIX в. Т. Фаулер: «Безразборчивая раздача милостыни нищим и бедным является источником огромного зла».

О том же говорил Гегель: благотворительность, даже если ее в действительности можно было материально обеспечить, удовлетворяет потребности нуждающихся без опосредования трудом. Это, во-первых, нарушает принцип гражданского общества , выражающийся, в частности, в правиле равного воздаяния, или эквивалентности обмена, и, во-вторых, чувство независимости и чести людей, входящих в гражданское общество.[1]

С общесоциологической точки зрения, посредством благотворительности решаются две важные социальные функции: во-первых, функция сохранения и воспроизводства общества и, во-вторых, функция развития общества. К первой относится попечение о бездомных, голодающих, об одиноких стариках и брошенных детях, о тяжелобольных и попавших из-за независящих от них обстоятельств в беду и т.д. Ко второй - поддержка социально перспективных инициатив и начинаний, даже частичное осуществление которых оказывается невозможным из-за отсутствия средств.

В этой второй функции благотворительность должна иметь четкие критерии и иметь единственной целью поощрение людей в их начинаниях, а не потворствование им в их материальной необеспеченности. Проблема, строго говоря, заключается в том, чтобы предоставление максимально необходимой помощи, в минимальной степени поощряло людей к тому, чтобы они особенно на нее полагались. В таком виде эту проблему сформулировал Дж.С. Милль. Ее теоретическое осмысление может способствовать определению критериев принятия филантропических решений, с одной стороны, и оценки эффективности филантропических действий - с другой. Очевидно, что помощь не всегда развращает. Помощь может стимулировать инициативу, активность, изобретательность. Но для этого, за исключением случаев, когда необходимо обеспечить удовлетворение элементарных потребностей людей, сама помощь должна строиться таким образом, чтобы именно тонизировать, а не расслаблять нуждающегося, чтобы внешняя помощь не заменяла необходимости самопомощи. В этом должен состоять главный критерий любых благотворительных программ. Милль сформулировал своеобразное «прагматическое правило» благотворительности: «Если помощь предоставляется таким образом, что положение лица, получающего ее.оказывается не хуже положения человека, обходившегося без таковой, и если к тому же на эту помощь могли заранее рассчитывать, то она вредна; но если, будучи доступной для каждого, эта помощь побуждает человека по возможности обходиться без нее, то она в большинстве случаев полезна». Благотворительность, безусловно, должна спасать от голода и нищеты, но благотворительность теряет всякий смысл, если подрывает индивидуальное трудолюбие и способность человека к самообеспечению. Итак, мы видим, что ученые и философы дают неоднозначную оценку благотворительности. И всё же стоит отметить, что в основном критике подвергают неблаговидные мотивы, которыми могут руководствоваться люди, осуществляющие благотворительную деятельность, а также нерациональное распределение благотворительных средств, порождающее иждивенческие настроения в обществе. С другой стороны, критический подход позволяет осознать и выявить основные проблемы этого общественного явления, анализ которых позволит определить в каких направлениях и формах надо развивать благотворительность, что бы она способствовала разрешению социальных проблем, а не усугубляла их.

.2 Виды оказания благотворительной деятельности

Согласно большому числу научных исследований, основные причины благотворительности состоят в том, что

Люди по природе своей альтруистичны <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B8%D0%B7%D0%BC>, ими движет желание помочь другим.

Люди чувствуют себя лучше, когда жертвуют деньги. Экономисты называют это «теплотой альтруизма».

К побудительным причинам благотворительности относится осознание её участниками целостности человеческого общества, более общее - всего живого на Земле, сопричастности и соответственности за мир, в котором мы живём.

Осознание это открывает общественно значимые задачи разного уровня иерархии, вложение сил и средств в решение которых обещают обществу в целом (или той или иной его подсистеме - от семьи, рода, предприятия, микрорайона до города, страны и т. д.) заметно большую отдачу, чем в личное самосовершенствование (от духовного, физического, профессионального до финансового), но по разным причинам не решаются здесь и сейчас при существующих обстоятельствах. Среди этих причин зачастую не столько нехватка сил и средств, сколько затянутость согласования соответствующих вопросов на верхах, нежелания иных чиновников брать на себя ответственность в обстоятельствах, требующих определённой грамотности и смелости , научные амбиции и споры разных учёных и научных школ, крайняя неторопливость и недостаточное качество законотворческой деятельности, а порой и просто недостаток сведений о тех или иных обстоятельствах или происшествиях, при которых целесообразно стороннее вмешательство.

Кроме указанных причин благотворительные подходы целесообразны для выполнения многих разовых, малопредсказуемых или достаточно редко производимых общественно значимых работ, например, весенних субботников, держать для быстрого выполнения которых целый год дополнительный штат уборщиков явно избыточно и накладно.

Другим широко известным примером является пресечение мелкого хулиганства, для чего создаются, в частности , ДНД <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%9D%D0%94> и их разновидности от добровольных молодёжных дружин до соседского дозора <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D1%80>: держать штат профессиональных полицейских для этих целей нецелесообразно с самых разных точек зрения (от наличия возможности навести порядок без привлечения особых средств и полномочий до избыточности финансовой нагрузки и нежелания жить в полицейском государстве).

Таким образом благотворительность в исходном смысле этого слова преследует цель более быстрого, гибкого и менее накладного (с точки зрения выбранного горизонта планирования <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%BD%D1%82_%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F>) укрепления той общественной системы, в пределах которой она осуществляется.

Поскольку любое планирование (включая благотворительную деятельность) так или иначе предполагает выбор места, людей, предметов и явлений, по отношению к которым предполагается благотворительное вмешательство, а также отрезка времени, в течение которого ожидается положительный отклик и показатели (критерии) того, что это вмешательство положительно, благотворительная деятельность может быть разделена по:

времени планирования (например, краткосрочная, среднесрочное, дальнесрочное планирование);

месту ( местное, городское, на уровне страны, материка и т. д.)

профессиональной, технологической, конфессиональной, национальной, возрастной и т. п. направленности.

Формы выражения благотворительности

выработка и передача знаний и умений о более успешных, поощряемых и полезных данной общественной системе (на данном временном отрезке и при известных обстоятельствах) видах деятельности, создание приемлемых условий (среды) для их осуществления и деятельное приглашение к участию в оных («дарить удочку , а не рыбу»).

передача еды, имущества и иных предметов потребления, а также средств их приобретения, в том числе денег

бескорыстное выполнение работ, оказание услуг

иная поддержка

Розничная благотворительность

Розничная благотворительность - оказание адресной целевой помощи физическим, и юридическим лицам в микро финансовом, но достаточном для удовлетворения потребностей её получателей размере.

Гуманитарная помощь <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%89%D1%8C>

Предоставление продовольствия, одежды, лекарств и другой гуманитарной помощи. Наиболее эффективны те виды гуманитарной помощи, которые стимулируют деятельность, например, микро-кредиты (беспроцентные), а также мероприятия по очищению воды и предоставлению образования.

Социальная помощь

Работа с незащищёнными слоями населения, детьми, престарелыми и инвалидами.

Бесплатные услуги юриста

Оказание услуг в профессиональной деятельности благотворительным, общественным и иным некоммерческим организациям <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8>, а также частным лицам, которые не могут подобную помощь оплатить. Как правило, подобные услуги оказываются юристами в виде бесплатной юридической помощи. Эта деятельность не включает в себя иную благотворительную деятельность, не связанную с непосредственным применением навыков юриста, в частности финансирование различных программ и проектов, организация и проведение мероприятий, передача в дар вещей или денежных средств и т. п.

Общественная поддержка благотворительности

Разумная благотворительная деятельность обычно находит поддержку в обществе, в том числе в виде:

личного участия отдельных граждан и учреждений;

церковной - как обоснования благотворительности на догматах соответствующего вероисповедания и как обязанности каждого истинно верующего;

государственной - в качестве поощрения заметных и успешных благотворительных начинаний (от снижения налогов на соответствующие затраты до присвоения различных почётных, в том числе государственных, званий, перевод в более высокое сословие, например, присвоение дворянства в дореволюционной России).

В то же время плохо просчитанные или осуществляемые без должной проверки меры государственной поддержки благотворительности могут быть употреблены во вред обществу и государству. В России 90-х годов получили широкую известность примеры недобросовестного использования целым рядом спортивных, церковных и иных учреждений освобождения налогов в том числе для беспошлинного завоза табака, а филиалами некоторых зарубежных «благотворителей» - направление партий зарубежной продовольственной помощи для снабжения бандформирований на юге страны и т. п.

Благотворительная организация <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F>

Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для осуществления благотворительных целей путём благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.

Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений) <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F>, фондов <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D0%BD%D0%B4>, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций.

Благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, если её учредителем является благотворительная организация.

Благотворительный фонд

Фонд, ведущий благотворительную деятельность. Фонды ведут различные социально ориентированные программы или занимаются распределением грантов. Деятельность фонда определяется в его уставных документах. Фонды могут изыскивать средства на свою деятельность несколькими способами:

получение благотворительных пожертвований от организаций и частных лиц;

получать гранты и целевое финансирование из других благотворительных фондов;

вести коммерческую деятельность;

инвестировать собственные средства в ценные бумаги, хранить в депозите <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%82> и пр.;

вести другую не противоречащую законодательству <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE> финансовую деятельность.[3]

Корпоративная благотворительность - добровольная деятельность коммерческой организации по оказанию помощи нуждающимся или по поддержке социальных проектов - собственных или других организаций. При этом сфера вложения средств не имеет прямой связи с основной деятельностью компании.

В отличие от бизнес-структур, для которых благотворительность - дополнительная деятельность, не связанная напрямую с существованием самой компании, для благотворительных фондов это основная деятельность. Можно сказать, что фонды профессионально занимаются благотворительностью и ничем больше. Источником средств для фондов в большинстве случаев выступают частные и корпоративные безвозмездные пожертвования, но иногда фонды обладают и своим капиталом. Ряд фондов существует на проценты с капитала или ценных бумаг (их называют фондами местного сообщества, что является калькой английского community foundation). Некоторые компании для осуществления благотворительной деятельности создают собственные фонды (Благотворительный фонд ЛУКОЙЛ ).

Частная благотворительность - наиболее распространенный вид благотворительной деятельности, она заключается в жертвовании частными лицами на определенные цели как денег, так и вещей, медикаментов, словом, любых ресурсов. Для фондов такая благотворительность является источником значительных, если не основных средств. Если корпоративные благотворители сам выбирают социальные задачи под свои средства (часто этот выбор определяется интересами и вкусами руководства), то фонд откликается на имеющиеся в обществе острые проблемы и ищет средства их решения.

Кроме этого горизонтального деления благотворительности есть также деление вертикальное - по масштабам деятельности и объему средств. Так, крупные компании способны осуществлять систематическую поддержку науки, решать - в масштабах региона или страны в целом - проблемы в области образования и здравоохранения. Такие проекты носят характер социальных инвестиций. Средний и малый бизнес обычно поддерживает конкретные учреждения - детский дом, хоспис, общество инвалидов, ветеранов. Некоторые предприятия выделяют для помощи не деньги, а свою продукцию (продукты - для детского дома, приюта), либо услуги (строительная фирма помогает возводить храм).

Филантропия - слово греческого происхождения (philanthropia), означающее любовь к людям . В словарях говорится, что филантропия - то же самое, что благотворительность, то есть это - полные синонимы. С функциональной точки зрения с этим, пожалуй, трудно поспорить: и то, и другое проявляется как добровольное распределение частных ресурсов в интересах нуждающихся. Однако можно представить ситуацию, при которой благотворительность не являлась бы филантропией. Например, оказание безвозмездной помощи животным национального парка нельзя назвать любовью к людям , то есть филантропией, но можно назвать благотворительностью. С одной стороны, такое вложение средств стратегически направлено на общественное благо в целом (сохранение экологического баланса), с другой - благотворительность помогает отнюдь не людям, а животным. Если так, то разница между филантропией и благотворительностью лежит не в конкретных формах действия, а исключительно в сфере мотивации. Хотя по большому счету, помощь не конкретным людям и их группам, а вложение средств в природу, искусство, науку рано или поздно дойдет до общества в виде улучшения экологической обстановки, новых открытий, произведений искусства и т.д.

Меценатство. Изначально меценат - имя собственное. Гай Цильний Меценат был другом и советником императора Августа и прославился тем, что поддерживал начинающих поэтов. Конкретных примеров его деятельности до нас дошло не много, но о том, что таковая имела место, мы можем судить хотя бы по высказыванию Марциала: Будь Меценаты у нас - и Вергилии сразу нашлись бы! . На первый взгляд, меценатство отличается от благотворительности более узкой сферой деятельности: меценат оказывает поддержку лишь проектам в области культуры, науки и искусства. Однако можно найти и более глубокое различие между благотворительностью и меценатством, лежащее в сфере мотивации. Меценат помогает не столько человеку, сколько, если так можно выразиться, той общественной роли, которую он играет. Он поддерживает нищего гениального художника не потому, что тот беден, а из-за того, что он художник. То есть поддерживается не сам человек, а его талант; его роль в развитии культуры, науки, искусства.

Спонсорство - этот вид непрофильного использования средств компании зачастую вообще не относят к социально полезным, а трактуют как одну из статей расходов на рекламу. Между тем это не совсем верно. Благотворительность - безвозмездная помощь. Это означает только то, что компания не должна получать от этой деятельности непосредственной финансовой выгоды. Но это не значит, что от нее не должно быть вообще никакой пользы. Безусловно, в большинстве случаев спонсор продвигает свой брэнд за счет проводимых под его маркой благотворительных акций, и с точки зрения маркетинга, это не самое худшее вложение средств. Однако экономическая мотивация здесь не единственная. Образно говоря, если благотворитель помогает человеку потому, что тот беден, меценат - ради его таланта, то спонсор помогает бедному художнику, заказывая ему картину со своим логотипом. То есть спонсорская помощь налагает на получателя и некоторые обязательства.

Социальная ответственность бизнеса. Существует множество толкований этого понятия. В одних случаях акцент делается на том, как деятельность компании влияет на окружающую среду, а ее продукция - на потребителя, в других она понимается как добровольный вклад в развитие общества. Если суммировать эти определения и вывести из них нечто среднее, можно сказать, что социальная ответственность бизнеса - это добровольный, выходящий за рамки законодательного минимума вклад компании в развитие общества, включающий ответственность делового партнера, работодателя, гражданина и участника социальных отношений.

В определении особое значение имеет слово ответственность - нельзя быть ответственным за то, что от тебя не зависит, или за то, что не имеет к тебе никакого отношения. Социальная ответственность бизнеса чаще всего выражается в поддержке местных сообществ в регионах присутствия компании (что приобретает наибольшие масштабы в случае с градообразующими предприятиями, когда компании фактически выполняют функции местной администрации: строят школы, больницы, котельные, ремонтируют дороги, коммуникации и так далее). Нередко бизнес считает для себя необходимым хотя бы отчасти нейтрализовать вредное влияние, которое оказывает выпускаемая им продукция. Например, табачные компании занимаются изданием и распространением информационных брошюр о вреде курения и поддержкой научных исследований в области рака легких.

.3 Роль благотворительности в обществе

Для всех цивилизованных стран благотворительность - это норма жизни. Порядочные люди обычно считают естественным направлять 10% своих денег или времени на общественно полезные добрые дела: на поддержку перспективных проектов или на помощь нуждающимся. К сожалению, в нашем обществе благотворительность не пользуется популярностью. На сегодняшний день мы занимаем 123 место в мире среди 135 изученных государств в рейтинге благотворительности. Около 76% населения страны никогда никому ничего не жертвовали и даже об этом не задумывались. Социальная ответственность компании, т.е. ее участие в благотворительных программах для людей в нашей стране не важна.

А на тех, кто все-таки тратит часть своих материальных средств или времени на благотворительность, окружающие смотрят с опаской и недоверием. Около 40% считают, что благотворительность - это еще один способ рекламы, они осуждают тех, кто постоянно рассказывает о своих добрых делах, настаивают, что благотворительность должна быть исключительно тайной. Хотя стоит отметить, что за последние годы сумма благотворительных пожертвований серьезно выросла до 50%. Данная цифра была достигнута благодаря среднему бизнесу.

Таким образом, следует понимать, что благотворительность представляет собой культуру самих людей. Совершенно не важно, сколько человек отдает на добрые дела, намного важнее то, что он понимает необходимость этого.

Если вы имеете небольшой доход и отдаете на благотворительность незначительные суммы, такая благотворительность тоже имеет смысл, поскольку большая река состоит из множества маленьких ручейков. Если человек с большим достатком пожертвует, например, сто тысяч рублей, а пять тысяч человек с низким и средним доходом пожертвуют не менее ста рублей, то сумма собранная ими, окажется значительно больше. А если эти люди будут осуществлять регулярные отчисления, переводя каждый месяц по 100 сомов в любой понравившийся благотворительный фонд #"justify">Глава.2. Деятельность благотворительных обществ современности

.1 Знаменитые благотворители мира

благотворительный бескорыстный помощь

В этом плане я хочу рассказать о топе знаменитых благотворителей мира…

) Билл и Мелинда Гейтс.

Пожертвовали в 2012 году 1,9 миллиарда долларов (за все годы благотворительности - 28 миллиардов)

58-летний основатель Microsoft <#"justify">Заключение

Последние десятилетия ушедшего века ознаменовались изменениями поразительного масштаба, крайним драматизмом событий, полной непредсказуемостью результатов и глубокой противоречивостью перемен. Мы были свидетелями глобальных исторических катаклизмов: распад страны; углубление экономического и социального кризиса; исчезновение формальных причин, которыми можно было оправдать бремя гонки вооружений, свёртывание социальных программ; стирание национальных границ и т.д.

Полезным в создавшейся ситуации оказывается анализ исторических корней и теоретических основ социальной работы самых разных областях, особенно в сфере образования и, особенно - на благотворительной основе.

И наоборот - характеристики современного общества и его самоинтерпретации способствуют лучшему пониманию природы этого культурно-исторического явления. Доказано: жизнь общества невозможно понять без учёта тех представлений, которые её формируют. Как было показано в данном диссертационном исследовании, связь между социальной работой и благотворительностью в сфере образования существует. Следовательно, существует и потребность в анализе благотворительности как основы социальной работы.

В ходе исследования были сделаны следующие выводы и выявлены следующие закономерности:

Хронологически становление благотворительности в западноевропейских странах можно условно разделить на три периода. И если в первом периоде преобладал церковный взгляд на решение социальных проблем, который, по сути, поощрял нищенство, то во втором периоде стал преобладать интерес благочиния и преследования нищенства, которое приобрело статус социального зла. Наступление нового, третьего, периода в истории борьбы с нищенством, отмечено участием общества и преобладанием организованной систематической помощи над мерами преследования и случайной щедростью. Главная же заслуга появившейся филантропии заключается в том, что она сумела привлечь внимание всего общества к нищенству, что дало превосходные результаты в конце XVIII века. Основной ее принцип теперь состоял в том, что каждый бедняк должен сам зарабатывать пропитание в меру своих сил и возможностей, но в случае нужды и нехватки необходимого минимума для жизни - ему оказывали поддержку попечительства; неспособные к работе -находились на полном содержании.

Благотворительные организации оказывают значительную помощь, государственным структурам, особенно в сфере образования, беря на себя часть функций государства.

Кроме того, благотворительные организации оказывают содействие в развитие по не приоритетным для государства направлениям, но от этого не становящиеся менее значимыми для страны, в области образования учреждение стипендий и грантов для преподавателей и студентов, оплата стажировок за рубежом, помощь в приобретении материалов для образовательного процесса.

Когда государственные структуры не в состоянии справиться с теми или иными социальными проблемами, возрастает роль благотворительной деятельности и благотворительных организаций.

Список литературы

Абрамов, Я.В. Что сделало земство и что оно делает. Обзор деятельности русского земства / Я.В. Абрамов. С1889. - 288 с.

Андреев, B.C. Право социального обеспечения в СССР. 1980.

.Толстова И.Э., Социокультурное развитие предпринимательства и благотворительности в монография. Новосибирск: НГАУ, 2006. - 205 с.

.ФЗ от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» [Электронный ресурс] - Режим доступа. -

Алишев, Б.С. Психологическая теория ценности (системно-функциональный подход): Автореферат дис. .д-ра психол.наук: Казань, 2002;

Анисимов, А.Ф. Духовная жизнь первобытного общества. M.-JL, 1966;

Антилогова, JI.H. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности: Автореферат дис. канд. психол. наук. Новосибирск, 1999;

Апресян, Р.Г. Диллемы благотворительности /Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования СПб.: «Лики России», 2001.-848 е.;

Апресян, Р.Г. Функциональные особенности филантропии / Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования СПб: «Лики России», 2001 - 848 е.

Похожие работы на - Благотворительная деятельность

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!