Номер
формы
|
Наименование
формы
|
М-2
|
Доверенность
|
М-2а
|
Доверенность
|
М-4
|
Приходный
ордер
|
М-7
|
Акт
о приемке материалов
|
М-8
|
Лимитно-заборная
карта
|
М-11
|
Требование-накладная
|
М-15
|
Накладная
на отпуск материалов на сторону
|
М-17
|
Карточка
учета материалов
|
М-35
|
Акт
об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже
зданий и сооружений
|
Поступающие в организацию материалы (приобретенные
за плату или по договору мены, полученные безвозмездно или в качестве вклада в
уставный капитал, изготовленные в самой организации, полученные в результате
ликвидации основных средств и т.п.), как правило, направляются на склад
организации. Отпуск их непосредственно на производство или на хозяйственные
нужды, минуя склад, не рекомендуется.
На материалы, поступающие по договорам
купли-продажи, другим аналогичным договорам, организация должна получать от
поставщика (грузоотправителя) расчетные и сопроводительные документы.
Расчетные документы (платежные поручения,
счета-фактуры и др.) на поступающие материалы с приложенными к ним
сопроводительными документами (спецификации, сертификаты, качественные
удостоверения и др.) передаются соответствующему подразделению организации
(отделу материально-технического снабжения, складу).
Доверенность (ф. №М-2 и № М-2а) - применяется
для оформления права должностного лица выступать в качестве доверенного лица
организации при получении материальных ценностей от поставщика. Доверенность
составляется в одном экземпляре бухгалтерией организации и выдается под
расписку получателю. Срок действия доверенностей, как правило, не может
превышать 15 дней; в исключительных случаях она может выдаваться на календарный
месяц.
Приходный ордер (ф. № М-4) - используется для
учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки. Приходный
ордер составляется в одном экземпляре материально ответственным лицом в день
поступления ценностей на склад. Он выписывается на фактически принятое
количество ценностей. Бланки приходных ордеров вручаются материально
ответственным лицам в заранее пронумерованном виде.
Акт о приемке материалов (ф. № М-7) -
применяется для оформления приемки материальных ценностей в тех случаях, когда
имеются количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных
документов поставщика, а также при приемке запасов, поступивших без документов
(при неотфактурованных поставках). Акт составляется в двух экземплярах членами
приемочной комиссии с обязательным участием материально ответственного лица и
представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации.
Утверждается акт руководителем организации или другим уполномоченным лицом.
Один экземпляр акта с приложенными первичными документами передается в
бухгалтерию для учета движения материальных ценностей, другой - в отдел
снабжения или бухгалтерию.
Лимитно-заборная карта (ф № М-8) - нужна для
учета отпуска со склада сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и т.п. в
производственные подразделения организации в пределах утвержденного лимита.
Лимит отпуска определяется на основе существующих нормативов расчетным путем,
исходя из объемов производственных заданий цехов с учетом переходящих остатков
запасов на начало отчетного периода. Лимитно-заборные карты выписываются в двух
экземплярах сроком на один месяц, а при небольших объемах - на квартал. Один
экземпляр карты до начала месяца передается структурному подразделению -
потребителю материалов, другой - складу.
Требование-накладная (ф. №М-11) - применяется
для учета движения материальных ценностей внутри организации, их отпуска
филиалам, расположенным за его пределами, и при продаже запасов.
Накладная составляется в двух экземплярах
материально ответственными лицами склада или цеха, сдающего ценности. Первый
экземпляр предназначен для списания ценностей (складом, цехом), второй - для
оприходования ценностей принимающей стороной (складом, цехом). Сверхлимитный
отпуск материалов со склада может производиться только с разрешения руководителя
или главного инженера и оформляется требованием-накладной (ф. № М-11).
Накладная на отпуск материалов на сторону (ф. №
М-15) - используется для учета отпуска материальных ценностей сторонним
организациям на основании договоров и других документов. Накладная выписывается
в двух экземплярах по предъявлении получателем доверенности на получение
ценностей, заполненной в установленном порядке. Первый экземпляр передается на
склад в качестве основания для отпуска материалов, второй - получателю.
Карточка учета материалов (ф. №М-17) - служит
для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду, размеру.
Карточки являются документом строгой отчетности и выдаются кладовщику под
расписку. Материально ответственное лицо (кладовщик, заведующий складом) производит
записи в карточках на основе первичных приходно-расходных документов в день
совершения операции в натуральном выражении.
Акт об оприходовании материальных ценностей,
полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (ф. № М-35) -
применяется для учета материальных ценностей, полученных в процессе ликвидации
основных средств, пригодных для использования при производстве работ в самой
организации. На стоимость таких ценностей уменьшается убыток от ликвидации
соответствующих объектов.
стоимость запас учет инвентаризация
.
Аналитический учет материалов
Аналитический учет материалов ведется в местах
хранения (на складах) и в бухгалтерии. На складах учет ведут материально
ответственные лица на специальных карточках, которые открывают в бухгалтерии на
каждое наименование и вид материалов. В карточках материально-ответственные
лица отражают операции по поступлению и расходу материалов. В бухгалтерии
аналитический учет ведут одним из способов:
. Количественно-суммовой учет
Количественно-суммовой учет имеет два варианта.
При первом варианте в бухгалтерии на каждый вид МЦ открываются карточки
аналитического учета, которые в основном идентичны карточкам складского учета,
но остатки МЦ в них ведутся не только в натуральном выражении, но и в денежном.
Записи производятся на основании приходных и расходных документов. Карточки
хранятся по номенклатурным номерам. В карточках подсчитываются итоги прихода,
расхода и выводят остатки на начало следующего месяца. Ежемесячно составляются
сортовые количественно-суммовые оборотные ведомости. Итогово-суммовые данные
сверяются с данными синтетического учета, а натуральные показатели сверяются с
данными складского учета.
. Оперативно-бухгалтерский учет
При втором варианте в бухгалтерии карточки не
ведутся. Сортовые количественно-суммовые оборотные ведомости составляются
непосредственно на основе первичных документов по номенклатурным номерам,
видам, группам материалов по каждому цеху в отдельности. Суммовые итоги
сверяются с сальдо синтетического учета, а натуральные показатели сверяются по
каждому номенклатурному номеру в карточках складского учета. Этот вариант тоже
условный.
. Суммовой учет
Учет ведется в разрезе мест хранения и
материально ответственных лиц только в суммовом выражении. Суммовой
аналитический учет материалов на производственных предприятиях в зависимости от
применяемой формы бухгалтерского учета может вестись в книгах, карточках,
ведомостях, журналах-ордерах и машинограммах.
.
Синтетический учет материалов
.1 Учет поступления материальных ценностей
Учет поступления материалов может осуществляться
по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или по учетным
ценам. Принятый организацией способ учета материалов закрепляется в ее учетной
политике.
Если организация небольшая и нерегулярно
осуществляет приобретение материалов, то более целесообразно применять способ
учета материалов по фактической себестоимости их приобретения.
Для синтетического учета наличия и движения
материалов при их учете по фактической себестоимости приобретения (заготовления)
используется счет 10 «Материалы».
К счету 10 «Материалы» могут быть открыты
субсчета:
10-1 «Сырье и материалы»;
-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие
изделия, конструкции и детали»;
-3 «Топливо»;
-4 «Тара и тарные материалы»;
-5 «Запасные части»;
-6 «Прочие материалы»;
-7 «Материалы, переданные в переработку на
сторону»;
-8 «Строительные материалы»;
-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»;
-10 «Специальная оснастка и специальная одежда
на складе»;
-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в
эксплуатации» и др.
Стоимость материалов, оставшихся на конец месяца
в пути или не вывезенных со складов поставщиков, в конце месяца отражается по
Дебету счета 10 «Материалы» и Кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и
подрядчиками» (без оприходования этих ценностей на склад).
В случае, когда затраты по приобретению
материалов являются регулярными на протяжении длительного периода времени или
материалы приобретаются по импортным контрактам, когда фактическая
себестоимость материалов складывается из нескольких видов периодически
осуществляемых затрат, целесообразно применять учетные цены, позволяющие
учитывать все факторы, оказывающие влияние на формирование фактической
себестоимости приобретаемых материалов.
При использовании учетных цен поступление
материалов отражается с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение
материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
В данном случае на основании поступивших в
организацию расчетных документов поставщиков делается запись по дебету счета 15
«Заготовление и приобретение материальных ценностей» и кредиту счетов 60
«Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 20 «Основное производство», 23
«Вспомогательные производства», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты
с разными дебиторами и кредиторами» и т.п.
Оприходование материалов, фактически поступивших
в организацию, отражается записью по Дебету счета 10 «Материалы» и Кредиту
счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».
Разница между стоимостью материалов по учетным
ценам и фактической себестоимостью приобретения материалов отражается на счете
16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Накопленные на этом счете разницы в стоимости
материалов, исчисленной в фактической себестоимости приобретения и учетных
ценах, списываются (сторнируются - при отрицательной разнице) в дебет счетов
учета затрат на производство (расходов на продажу).
Организации, применяющие в учете счет 16
«Отклонение в стоимости материальных ценностей», остаток по этому счету
отдельно в активе баланса не показывают, а присоединяют его без корреспонденции
на счетах бухгалтерского учета к стоимости материалов с отражением по статье
«Сырье, материалы и другие аналогичные ценности» бухгалтерского баланса.
При поступлении материалов в организацию важную
роль играет учет транспортно-заготовительных расходов.
Транспортно-заготовительные расходы (далее -
ТЗР) организации принимаются к учету путем:
отнесения их на счет 15 «Заготовление и
приобретение материальных ценностей» согласно расчетным документам поставщика;
отнесения на отдельный субсчет к счету 10
«Материалы»;
непосредственного (прямого) включения ТЗР в
фактическую себестоимость материала (присоединение к договорной цене материала,
присоединение к денежной оценке вклада в уставный капитал, внесенный в форме
материалов, присоединение к рыночной стоимости безвозмездно полученных
материалов и др.).
Рассмотрим операции по поступлению материалов,
приобретенных за плату у поставщика. В этом случае материалы принимаются к
учету по фактической себестоимости, что отражается записью по дебету счета 10
«Материалы» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Пример 1.
Организация приобрела за плату у поставщика
материалы на сумму 35 400 руб., в том числе НДС - 5400 руб. Затраты по доставке
материалов на склад организации составили 2360 руб., в том числе НДС - 360 руб.
Материалы предназначены для использования в производстве.
Все первичные учетные и расчетные документы
оформлены правильно Сумма НДС выделена в документах отдельной строкой.
Задолженность перед поставщиком по поступившим материалам погашена.
Бухгалтерские записи в данном случае будут иметь
следующий вид:
Дебет 10-1 «Сырье и материалы»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и
подрядчиками»
30 000 руб. - отражена стоимость материалов без
НДС;
Дебет 19-3 «НДС по приобретенным МПЗ»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и
подрядчиками»
5400 руб. - отражена сумма НДС по приобретенным
материалам;
Дебет 10-1 «Сырье и материалы»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и
подрядчиками»
2000 руб. - отражена стоимость услуг по доставке
материалов без НДС;
Дебет 19-5 «НДС по услугам»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
360 руб. - отражена сумма НДС по услугам по
доставке материалов;
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит 51 «Расчетные счета»
35 400 руб. - отражена оплата поставщику за
поставленные материалы;
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит 51 «Расчетные счета»
2360 руб. - отражена оплата транспортных услуг
по доставке материалов;
Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам»
Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям»
5760 руб. - предъявлены к вычету суммы НДС по
материалам и транспортным услугам;
Дебет 20 «Основное производство»
Кредит 10-1 «Сырье и материалы»
32 000 руб. - отражено списание материалов в
производство.
Сумма НДС должна быть выделена отдельной строкой
в счетах-фактурах, получаемых от поставщиков. Вычеты сумм НДС производятся в
полном объеме после принятия на учет материалов при условии, что они
предназначены для осуществления производственной деятельности или иных
операций, признаваемых объектами налогообложения.
Теперь рассмотрим операции, отражающие
поступление приобретенных за плату материалов, с использованием счета 15
«Заготовление и приобретение материальных ценностей». Поступление материалов
отражается записью по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных
ценностей» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Пример 2.
При соблюдении условий примера 5.1 операции по
приобретению материалов и принятию их на учет оформляются следующими
проводками:
Дебет 15 «Заготовление и приобретение
материальных ценностей»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и
подрядчиками»
30 000 руб. - отражена стоимость материалов без
НДС;
Дебет 19-3 «НДС по приобретенным МПЗ»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и
подрядчиками»
5400 руб. - отражена сумма НДС по приобретенным
материалам;
Дебет 15 «Заготовление и приобретение
материальных ценностей»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и
подрядчиками»
2000 руб. - отражена стоимость услуг по доставке
материалов без НДС;
Дебет 19-5 «НДС по услугам»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и
подрядчиками»
360 руб. - отражена сумма НДС по услугам по
доставке материалов;
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит 51 «Расчетные счета»
35 400 руб. - отражена оплата поставщику за
поставленные материалы;
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит 51 «Расчетные счета»
2360 руб. - отражена оплата транспортных услуг
по доставке материалов;
Дебет 10-1 «Сырье и материалы»
Кредит 15 «Заготовление и приобретение
материальных ценностей»
32 000 руб. - материалы оприходованы по учетным
ценам;
Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам»
Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям»
5760 руб. - предъявлены к вычету суммы НДС по
материалам и транспортным услугам;
Кредит 10-1 «Сырье и материалы»
32 000 руб. - отражено списание материалов в
производство.
При несовпадении фактической себестоимости
материалов и их учетной цены образовавшиеся на счете 15 «Заготовление и
приобретение материальных ценностей» отклонения списываются следующим образом:
Дебет 16 «Отклонение в стоимости материальных
ценностей»
Кредит 15 «Заготовление и приобретение
материальных ценностей»
отражена сумма отклонений фактической
себестоимости приобретения материалов от учетной цены (стоимость материалов по
учетным ценам ниже их фактической себестоимости);
Дебет 20 «Основное производство»
Кредит 16 «Отклонение в стоимости материальных
ценностей»
списана в производство сумма выявленных
отклонений;
или Дебет 15 «Заготовление и приобретение
материальных ценностей»
Кредит 16 «Отклонение в стоимости материальных
ценностей»
отражена сумма отклонений фактической
себестоимости приобретения материалов от учетной цены (стоимость материалов по
учетным ценам выше их фактической себестоимости);
Дебет 20 «Основное производство»
Кредит 16 «Отклонение в стоимости материальных
ценностей»
сторнирована сумма выявленных отклонений.
Фактическая себестоимость материалов при их
изготовлении силами организации определяется исходя из фактических затрат,
связанных с их производством. Учет и формирование фактических затрат на
производство материалов осуществляется организацией в порядке, установленном
для определения себестоимости соответствующих видов продукции. То есть
себестоимость изготовления материалов самой организацией определяется точно так
же, как и себестоимость изготавливаемой этой организацией продукции (выполняемых
работ, оказываемых услуг), и включает в себя не только прямые, но и косвенные
расходы (стоимость исходных материалов, заработная плата рабочих и прочие
прямые затраты, а также накладные расходы - общепроизводственные и
общехозяйственные).
.2 Учет выбытия материальных ценностей
Основной задачей бухгалтерского учета материалов
при их выбытии в результате продажи, списания, передачи безвозмездно и др.
является достоверное определение результатов от продажи (реализации) и прочего
выбытия материалов.
Первичными документами, подтверждающими продажу
материалов и служащими основой для отражения ее в бухгалтерском учете,
являются:
накладная на отпуск материалов на
сторону (форма № М-15) с приложением договора купли-продажи;
счет-фактура на проданные материалы;
документы (счета и счета-фактуры),
подтверждающие расходы, связанные с реализацией материалов;
платежно-расчетные документы,
свидетельствующие об оплате указанных выше расходов.
При продаже организацией материалов юридическим
и физическим лицам цена их продажи определяется по соглашению сторон (продавца
и покупателя). Материалы, как правило, должны продаваться по рыночным ценам,
включающим в себя сумму налога на добавленную стоимость.
При продаже материалов их стоимость по
договорным ценам, включая налог на добавленную стоимость, учитывается по дебету
счета учета расчетов в корреспонденции с кредитом счета 91 «Прочие доходы и
расходы».
Учетная стоимость материалов списывается со
счета 10 «Материалы» в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91-2
«Прочие расходы»).
Финансовый результат от продажи материалов,
выявленный на счете 91 «Прочие доходы и расходы», ежемесячно списывается со
счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91-9 «Сальдо прочих доходов и
расходов») в кредит счета 99 «Прибыли и убытки».
Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет с выручки
от продажи материалов, отражается по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и
сборам» и дебету субсчета 91-2 «Прочие расходы».
Расходы, связанные с продажей материалов,
уменьшают налоговую базу при исчислении налога на прибыль.
Пример 3.
Организация реализует материалы на сторону.
Согласно счету-фактуре: стоимость материалов составляет 20 000 руб., НДС (18 %)
- 3600руб., итого к оплате - 23 600руб.
Фактическая стоимость материалов, реализованных
на сторону, составляет 17000 руб.
В бухгалтерском учете операции по продаже
материалов на сторону отражаются следующими проводками:
Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Кредит 91-1 «Прочие доходы»
23 600 руб. - отражена продажная стоимость
материалов;
Дебет 91-2 «Прочие расходы»
Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»
3600 руб. - начислен НДС, подлежащий уплате в
бюджет;
Дебет 91-2 «Прочие расходы»
Кредит 10-1 «Сырье и материалы»
17 000 руб. - списана фактическая стоимость
реализованных материалов;
Дебет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов»
Кредит 99 «Прибыли и убытки»
3000 руб. (23 600 руб. - 3600 руб. - 17 000
руб.) - отражен финансовый результат (прибыль) от реализации материалов.
Фактическая себестоимость материалов, внесенных
в счет вклада в уставный капитал другой организации, определяется исходя из
денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если
иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Передача материалов в уставный капитал другой
организации представляет собой финансовое вложение, рассчитанное на получение
дохода.
Финансовые вложения организации отражаются по
дебету счета 58 «Финансовые вложения» и кредиту счетов, на которых учитываются
ценности, подлежащие передаче в счет этих вложений (в данном случае
используется счет 10 «Материалы»).
Выбытие материалов в счет вкладов в уставные
капиталы других организаций не признается расходами для целей бухгалтерского
учета, поэтому стоимость таких материалов списывается в дебет счета 58
«Финансовые вложения», минуя счет 91 «Прочие доходы и расходы».
.
Инвентаризация материально-производственных запасов
Для обеспечения сохранности материальных
ценностей в организации не реже одного раза в год проводится инвентаризация.
Она проводится на основании приказа руководителя организации, в котором
указываются сроки начала и окончания инвентаризации, а также порядок и
последовательность ее проведения.
До начала инвентаризации материально
ответственные лица письменно подтверждают, что все документы по приходу и
расходу материальных ценностей сданы в бухгалтерию и что у них нет никаких не
оприходованных и не списанных в расход материальных ценностей. На день
инвентаризации бухгалтерия выводит на основании аналитического учета остатки
инвентаризируемых средств. Инвентаризация проводится обязательно в присутствии
материально ответственных лиц и только в исключительных случаях - без их
присутствия.
Фактическое наличие ценностей по каждому их виду
заносится в инвентаризационные описи установленной типовой формы. В описях
ценности показываются по номенклатуре и единицам измерения, принятым в учете
организации. Они подписываются всеми членами комиссии. Данные
инвентаризационных описей и данные бухгалтерского учета используются для
составления сличительных ведомостей и выявления излишков и недостач
материальных ценностей. Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете
и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой
инвентаризации - в готовой бухгалтерской отчетности. Излишки материалов,
выявленные в ходе инвентаризации, приходуются на счет 10 «Материалы», а
соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты. При этом делается
запись:
Дебет 10«Материалы» Кредит 91 «Прочие доходы и
расходы», субсчет «Прочие доходы».
Недостачи материальных ценностей списываются на
счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» по фактической себестоимости, а
по частично испорченным материалам - в сумме определившихся потерь. На сумму
недостач и порчи ценностей составляется бухгалтерская проводка:
Дебет 94«Недостачи и потери от порчи ценностей»
Кредит 10 «Материалы»
Списание недостач в пределах норм естественной
убыли относится в дебет счетов учета расходов организации:
Дебет 20 «Основное производство», 25
«Общепроизводственные расходы» Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи
ценностей».
При хищении, а также сверх норм естественной
убыли, когда установлены конкретные виновники, делается запись:
Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим
операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба» Кредит 94
«Недостачи и потери от порчи ценностей».
Недостача сверх норм естественной убыли, а также
при хищении, когда конкретные виновники не установлены, или при отказе суда во
взыскании вследствие необоснованности исков отражается:
Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет
«Прочие расходы» Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
.
Учет резерва под снижение стоимости материальных ценностей
Материально-производственные запасы, на которые
в течение отчетного года рыночная стоимость снизилась, или они морально
устарели, либо полностью или частично потеряли свои первоначальные качества,
отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по текущей рыночной
стоимости с учетом физического состояния запасов.
Снижение стоимости материально-производственных
запасов отражается в бухгалтерском учете в виде начисления резерва. Резерв под
снижение стоимости материальных ценностей создается по каждой единице
материально-производственных запасов, принятой в бухгалтерском учете. Не допускается
создание резервов под снижение стоимости материальных ценностей по таким
укрупненным группа (видам) материально-производственных запасов, как основные
материалы, вспомогательные материалы, готовая продукция, товары и т.п.
Учет резерва под снижение стоимости материальных
ценностей ведется на счете 14 «Резервы под снижение стоимости материальных
ценностей».
Счет 14 «Резервы под снижение стоимости
материальных ценностей» применяется также для обобщения информации о резервах
под снижение стоимости других средств в обороте: незавершенного производства,
готовой продукции, товаров и т.п.
Образование резерва под снижение стоимости
материальных ценностей отражается записью:
Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет
«Прочие расходы» Кредит 14 «Резервы под снижение стоимости материальных
ценностей».
В начале следующего отчетного периода по мере
списания материальных ценностей, по которым образован резерв, зарезервированная
сумма восстанавливается записью:
Закрывают счет 14 «Резервы под снижение
стоимости материальных ценностей» исходя из предположения о полном расходовании
материальных ценностей в следующем отчетном периоде.
В бухгалтерском балансе материальные ценности,
по которым был создан резерв под отклонение стоимости, отражаются в балансе в
нетто-оценке, т.е. за минусом сальдо счета 14 «Резервы под снижение стоимости
материальных ценностей».
.
Раскрытие информации о материально-производственных запасах в бухгалтерской
отчетности
Материально-производственные запасы отражаются в
бухгалтерской отчетности в соответствии с их классификацией (распределением по
группам (видам)) исходя из способа использования в производстве продукции,
выполнения работ, оказания услуг либо для управленческих нужд организации.
На конец отчетного года
материально-производственные запасы отражаются в бухгалтерском балансе по
стоимости, определяемой исходя из используемых способов оценки запасов.
Материально-производственные запасы, которые
морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное
качество, либо текущая рыночная стоимость, стоимость продажи которых снизилась,
отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва
под снижение стоимости материальных ценностей. Резерв под снижение стоимости
материальных ценностей образуется за счет финансовых результатов организации на
величину разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью
материально-производственных запасов, если последняя выше текущей рыночной
стоимости.
Материально-производственные запасы,
принадлежащие организации, но находящиеся в пути либо переданные покупателю под
залог, учитываются в бухгалтерском учете в оценке, предусмотренной в договоре,
с последующим уточнением фактической себестоимости.
В бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию с
учетом существенности, как минимум, следующая информация:
· о способах оценки материально-производственных
запасов по их группам (видам);
· о последствиях изменений способов
оценки материально-производственных запасов;
· о стоимости
материально-производственных запасов, переданных в залог;
· о величине и движении резервов под
снижение стоимости материальных ценностей.
Заключение
В работе была описана методика ведения
бухгалтерского учета материальных ценностей в соответствии с утвержденными
положениями и нормативными актами. Были приведены счета, с помощью которых
ведется учет этих операций.
Приведенная методика ведения бухгалтерского
учета материальных ценностей является полной и конкретизированной, что
позволяет организовать четкое управление и контроль за их учетом.
Успешное выполнение этих задач зависит от
ритмичности работы предприятия, правильной организации сбыта и складского
хозяйства, своевременности документального оформления хозяйственных операций.
В заключении рассмотрим полученные результаты:
Огромную роль в решении этой задачи играет четко
организованный учет. Он должен оперативно обеспечивать руководителей и других заинтересованных
лиц необходимой информацией для эффективного управления материальными запасами
в целях оптимальных условий для изготовления высококачественной продукции и
изыскания резервов снижения ее себестоимости в части рационального
использования материалов.
Необходимое условие деятельности предприятий -
хорошо отлаженные хозяйственные связи, т.к. они обеспечивают бесперебойность
снабжения, непрерывность процесса производства, своевременность отгрузки и
реализации.
Четкая классификация материальных запасов по
определенным признакам и выбор единицы учета необходимы для своевременной и
правильной организации синтетического и аналитического учета.
Важной предпосылкой организации учета материалов
является их оценка. Она имеет значение и для более эффективной организации
обработки данных учета. На рассматриваемом предприятии учет ведется по
фактической себестоимости.
Учет материальных ценностей на предприятии
отвечает как условиям производственного потребления материалов, так и
требованиям организации складского хозяйства, и обеспечивает выполнение одной
из основных задач учета - контроль за сохранностью материальных ценностей во
время их приемки и хранения.
Список литературы
1. И.И. Бочкарева, Г.Г. Левина,
Бухгалтерский финансовый учет, 2010г.
2. Н.А. Каморджанова, И.В.
Карташова, Бухгалтерский финансовый учет, 3- издание, 2008г.
. Красов А.П. ,Бухгалтерский
учет, 2012г.
. Мельников И. Бухгалтерский
учет, 2009г.
. Положение по бухгалтерскому
учету материально-производственных запасов. ПБУ 5/01. Утверждено приказом
Минфина РФ от 09.06.01 г. № 44н
. Приказ Минфина РФ от 22
июля 2003 г. N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".