Коммерческое ценообразование
Министерство образования и науки
Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образование
Учреждение высшего профессионального
образования
"Комсомольский-на-Амуре
государственный технический университет"
Факультет экономики и менеджмента
Кафедра "Маркетинг и
коммерция"
РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Коммерческое ценообразование
Студент группы 2ТДб3ка-1 Д.В. Овчинников
Преподаватель Е.В. Чепухалина
Задача
Предприятию предложено участвовать в тендере на производство
2000 товаров Х. Фирма уже производит данный товар в объеме 1000 при
загруженности мощностей на треть, поэтому участие в тендере для нее выгодно.
Переменные затраты на производство единицы товара Х составляют 120 рублей,
постоянные затраты равны 65 тысяч рублей. Фирма продает товар Х на рынке по
цене 250 р. Цель участия в торгах - максимизировать свою прибыль благодаря
получению заказа.
Заказчик (организатор торгов) хочет приобрести товар Х по
цене на 20 % ниже рыночной цены.
Решение
) Рассчитаем абсолютный удельный выигрыш, общий выигрыш и
получаемую прибыль по предприятию в целом до участия в торгах.
Выигрыш удельный (абсолютный) - разница между ценой и
удельными переменными издержками производства и сбыта единицы товара, известная
также как маржинальная прибыль на единицу продукции:
где
Ц - цена; Иу. п. - удельные
переменные издержки.
где О - объем производства.
Прибыль находится как
разница между общим выигрышем и постоянными издержками по предприятию.
где Ипост. - постоянные
издержки предприятия.
) Теперь рассчитаем показатели работы фирмы при участии в
торгах.
Проверим возможность участия фирмы в торгах при условии, что
она, по-прежнему, производит 1000 шт. товара и продает его на рынке по цене 250
р., а еще 2000 шт. хочет продать через торги. Для этого фирме надо рассчитать
вероятную цену товара, продаваемого через торги, при которой она получит
максимальную прибыль.
Рассчитаем в табличной форме абсолютные удельные выигрыши
фирмы при вариантах цен от 120 до 200 р. (с шагом в 20 рублей) в случае участии
в торгах. Такой диапазон вызван тем, что минимальная цена, по которой может
продать свой товар фирма равен ее удельным переменным издержкам, а максимальная
цена определена условиями заказчика - он хочет приобрести товар Х по цене на 20
% ниже рыночной цены, за которую принимаем цену фирмы в 250 р., т.е. 200 это
уменьшенная на 20 % цена в 250 р.
Но, так как существует разная вероятность "победы"
разной цены, то скорректируем в табличной форме абсолютные удельные выигрыши с
учетом вероятности их достижения, если зависимость выигрыша от цены:
,
где y - вероятность выигрыша, %; x - цена товара Х, р.
Корректировка абсолютного удельного выигрыша производится путем
перемножения абсолютного удельного выигрыша на вероятность его достижения,
рассчитанная в долях. Т.е., необходимо найти по формуле вероятность выигрыша в
процентах и перевести эти значения в доли путем деления на 100.
Найти цену, при которой скорректированный абсолютный удельный
выигрыш максимален. Та цена, при которой скорректированный абсолютный удельный
выигрыш будет максимальным и будет ценой, которую предложить на торгах
предприятие, чтобы получить максимальную прибыль.
Таблица 1
Цена, р.
|
Абсолютные
удельные выигрыши, р.
|
Вероятность
выигрыша, в долях
|
Корректировка
абсолютного удельного выигрыша, в долях
|
120
|
0
|
85
|
0,85
|
0
|
140
|
20
|
65
|
0,65
|
0,13
|
160
|
40
|
45
|
0,45
|
0,18
|
180
|
60
|
25
|
0,15
|
200
|
80
|
5
|
0,05
|
0,04
|
Теперь необходимо рассчитать выручку предприятия, а затем и
прибыль, при условии, что оно продает на рынке 1000 шт. товара по цене 250 р.,
и оставшиеся 2000 шт. реализует через торги по рассчитанной ранее цене.
Рассчитаем сначала прибыль от участия в тендере:
Таким образом общая прибыль:
) Теперь рассчитаем показатели работы фирмы при участии в
торгах, когда заказчик изменил необходимый объем товара до 4000 шт., что
вызвало необходимость покупки предприятием дополнительного оборудования и как
следствие рост постоянных затрат вдвое.
Для этого рассчитаем снова выручку и прибыль по предприятию,
если оно, по-прежнему, продает 1000 шт. товара на рынке по 250 р., и 4000 шт.
реализует через тендер по рассчитанной ранее цене.
Прибыль от производства 1000 штук на рынок будет:
Рассчитаем прибыль от участия в тендере:
Таким образом общая прибыль:
тендер ценообразование прибыль торг
Дать ответ на вопрос: какое из предложений для предприятия
более выгодное - при дополнительном производстве 2000 шт. или при
дополнительном производстве 4000 шт.?
Таким образом, для предприятия более выгодно предложение при
дополнительном производстве 2000 шт.