- оборот предыдущего периода (руб.).
торговый экономический прибыль рентабельность
Таблица 1. Динамика и структура оборота ООО «Сатурн» в 2012-2013 гг.
№Товарная группа2013 год2014 годТемп роста, %ОтклонениеСумма, ты. руб.Уд. вес, %Сумма, ты. руб.Уд. вес, %Абсолютное, тыс. руб.Относит., %1.Алкоголь в т.ч. пиво3215,133,235524,736,42171,82309,63,192.Хлебобулочные кондитерские изделия1879,523,202310,320,63122,9430,8-2,573.Мясные и рыбные изделия768,28,151623,411,03211,3855,22,884.Молочные товары в т.ч. сыры576,35,981867,512,10324,01291,26,125.Фрукты, овощи и Прочие продовольственные товары 2513,627,292987,418,89118,8473,8-8,46.Непродовольственные товары187,12,15111,30,9359,4-75,8-1,227. Итого:9139,8100,014424,6100,0157,85284,80,00
Проанализировав таблицу 1, можно сделать следующие выводы. Показатель выручки в 2014 г. вырос по сравнению с 2013г. на 5284,8 тыс. руб., темп роста составил 157,8%, а это значит, что организация увеличила торговый оборот. Практически по всем группам товаров наблюдается рост, кроме непродовольственных товаров. Доля в общем объеме оборота сократилась на 1,22%. В 2013 г. доля непродовольственных товаров составляла в общем обороте 2,15%, из этого следует, что произошло серьезное замедление темпа роста, в 2014 г. он составил 59,4%.
Две товарные группы, «Алкоголь в т.ч. пиво» и «Молочные товары в т.ч. сыры» обеспечивают общий рост выручки. Их суммарная доля в общем объеме роста составляет 3600,8 тыс. руб. или 70,6% в относительном выражении. Эти две товарные группы являются лидерами. Товарная группа «Молочные товары в т.ч. сыры» обладает самым высоким показателем темпа роста, который составляет 324,0%. В 2014 году доля этой товарной группы составила 12,10%, что на 6,12% больше чем в предыдущем. Доля товарной группы «Алкоголь в т.ч. пиво» в 2014 году составила 36,42%, что на 3,19% больше, чем в 2013 году.
«Непродовольственные товары» относятся к группе-аутсайдеру, показавшую самый низкий темп роста, составивший в 2014 году 59,4%.
Товарная группа «Хлебобулочные кондитерские изделия» в 2014 году возросла на 26,1%, что на 430,8 тыс. руб. больше, чем в 2013 году и достигла уровня 2310,3 тыс. руб. Однако произошло сокращение доли данной товарной группы в общем объеме оборота на 2,57%, в 2014 году доля данной товарной группы составила 20,63%.
Товарная группа «Мясные и рыбные изделия» в 2014 году возросла на 88,7%, что на 855,2 тыс. руб. больше, чем в 2013 году и достигла уровня 1623,4 тыс. руб. Также произошло увеличение доли данной товарной группы в общем объеме оборота на 2,88%, в 2014 году доля данной товарной группы составила 11,03%.
Товарная группа «Фрукты, овощи и прочие продовольственные товары» в 2014 году возросла на 18,8%, что на 473,8 тыс. руб. больше, чем в предыдущем и достигла уровня 2987,4 тыс. руб. Однако, произошло сокращение доли данной товарной группы в общем объеме оборота на 8,4%, в 2014 году доля данной товарной группы составила 18,89%.
. Анализ динамики и структуры валового дохода OOO «Сатурн»
Целью анализа является определение ценовой политики ООО «Сатурн» и выявление влияния оборота, а также его структуры на формирование валового дохода.
Задачи анализа:
·определение динамики и структуры валового дохода;
·расчет темпов роста;
·расчет отклонений;
·выявление возможностей роста валового дохода.
Валовой доход - это еще один специфический показатель, характеризующий торговую деятельность. Валовой доход определяется как выручка от продажи товаров за минусом их покупной стоимости и отражает величину реализованной торговой наценки.
Основным источником валового дохода является торговая наценка. Экономическое назначение валового дохода - возмещение издержек обращения, образование прибыли, уплата налогов и сборов. За счет торговой деятельности формируется основная часть валового дохода.
Валовой доход исчисляется двумя основными показателями: абсолютная сумма (в рублях) и уровень (в %). Уровень валового дохода исчисляют как отношение суммы валового дохода к абсолютной сумме оборота, умноженного на 100%.
К основным факторам, оказывающим влияние на абсолютную сумму и уровень валового дохода, относятся: объем и ассортиментная структура оборота; экономическая обоснованность торговой надбавки; количество и качество дополнительных услуг; выбор поставщика и условия поставки товаров. Рассмотрим влияние этих факторов по отдельности. При увеличении объема оборота растет сумма реализованных торговых надбавок, следовательно, возрастает и масса валового дохода.
Изменение состава и структуры оборота оказывает влияние на уровень валового дохода. Если происходят изменения в составе оборота, т.е. меняется доля розничных и оптовых продаж в общем объеме продаж, то изменяется и уровень валового дохода. Это связано с тем, что уровень наценок в розничной торговле значительно выше, чем в оптовой. Связь ассортиментной структуры оборота и суммы валового дохода обусловлена дифференциацией торговой надбавки по отдельным товарным группам. Торговые предприятия самостоятельно устанавливают надбавки по большинству товарных групп. При этом необходимо, с одной стороны, не допустить потерь в объеме дохода, а с другой - сохранить цены на конкурентоспособном уровне.
Методы анализа валового дохода - динамический и структурный.
Основную долю валового дохода составляют торговые наценки, относящиеся к проданным товарам. Валовой доход выражается в тысячах рублей и в процентах. В торговле источник информации - форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» строка 029 (валовая прибыль).
Кроме стоимостной оценки валовой доход может быть выражен в процентах. Это уровень валового дохода, т.е. отношение валового дохода к обороту:
УВД = ВД/О х 100%
Уровень валового дохода характеризует долю торговой наценки в розничной цене товара.
Расчет динамики и структуры валового дохода ООО «Сатурн» приведен в таблице 2.
Из таблицы 2 видно, что темп роста валового дохода показывает положительную динамику, в 2014 г он составил 155,0%, что в абсолютном выражении составляет 1291,2 тыс. руб. Однако, произошло сокращение общего уровня валового дохода по сравнению с прошлым годом на 9,03%. Если сопоставить показатели темп роста валового дохода и темп роста выручки, они окажутся примерно равными 155,0% и 157,8%, что говорит о равномерном росте этих показателей в организации.
Товарная группа «Хлебобулочные кондитерские изделия» в 2014 году увеличила сумму валового дохода на 29,1%, что в абсолютном выражении составляет 155,3 тыс. руб. Таким образом, был достигнут уровень 672,5 тыс. руб. Однако произошло сокращение доли данной товарной группы на 2,57% в общем объеме валового дохода, и был достигнут уровень 20,63%.
Товарная группа «Мясные и рыбные изделия» в 2014 году увеличила сумму валового дохода на 64,4%, что в абсолютном выражении составляет 176 тыс. руб. Таким образом, был достигнут уровень 449,1 тыс. руб. Также произошло увеличение доли данной товарной группы на 2,88% в общем объеме валового дохода, и был достигнут уровень 11,03%.
Таблица 2. Динамика и структура валового дохода ООО «Сатурн» в 2013-2014 гг.
№Товарная группаВыручка, тыс. руб.Сумма валового дохода, тыс. руб.Уровень валового дохода, %Удельный вес, %Темп роста, %Отклонение (+,-)2013 г.2014 г.2013 г.2014 г.2013 г.2014 г.2013 г.2014 г.Абсол., тыс. руб.Относительное, %Уровень вал. дох.Удел. вес.1.Алкоголь в т.ч. пиво3215,15524,7803,41305,424,9823,6233,2336,42162,4502-1,363,192.Хлебобулочные кондитерские изделия1879,52310,3517,2672,527,5129,1023,2020,63130155,31,59-2,573.Мясные и рыбные изделия768,21623,4273,1449,135,5527,668,1511,03164,4176-7,892,884.Молочные товары в т.ч. сыры576,31867,5162,3520,828,1627,885,9812,10320,8358,50,286,125.Фрукты, овощи и Прочие продовольственные товары2513,62987,4539,8661,321,4722,1327,2918,89122,5121,50,66-8,46.Непродовольственные товары187,1111,348,226,125,7623,452,150,9354,1-22,1-2,31-1,227.Итого:91390,8144240,2344036350,225,6425,20100,0100,0155,012910,2-9,030,0
Товарная группа «Молочные товары в т.ч. сыры» в 2014 году увеличила сумму валового дохода на 220,8%, что в абсолютном выражении составляет 358,5 тыс. руб. Таким образом, был достигнут уровень 520,8 тыс. руб. Также произошло увеличение доли данной товарной группы на 6,12% в общем объеме валового дохода, и был достигнут уровень 12,10%.
Товарная группа «Фрукты, овощи и прочие продовольственные товары» в 2014 году увеличила сумму валового дохода на 22,5%, что в абсолютном выражении составляет 121,5 тыс. руб. Таким образом, был достигнут уровень 661,3 тыс. руб. Однако произошло сокращение доли данной товарной группы на 8,4% в общем объеме валового дохода, и был достигнут уровень 18,89%.
Товарная группа «Непродовольственные» в 2014 году сократила сумму валового дохода на 46,3%, что в абсолютном выражении составляет 22,1 тыс. руб. Таким образом, был достигнут уровень 26,1 тыс. руб. Также произошло сокращение доли данной товарной группы на 1,22% в общем объеме валового дохода, и был достигнут уровень 0,93%.
Для определения влияния оборота на сумму валового дохода следует абсолютное отклонение в объеме оборота умножить на уровень валового дохода предыдущего периода и разделить на 100%:
(∆О*У°ВД)/100
Если подставить в формулу вышеуказанные значения, то получим: (5284,8*25,64)/100 = 1355,02 (тыс. руб.).
Для расчета влияния на сумму валового дохода среднего уровня торговой наценки следует оборот отчетного периода умножить на отклонение уровня валового дохода и разделить на 100%:
(О1*∆УВД)/100
Подставив значения, получим: (14424,6*(-9,03))/100 = -1302,5 (тыс. руб.)
Общее влияние 2-х факторов составило: 1252,0 тыс. руб. Таким образом, можно сделать вывод, что рост валового дохода связан с увеличением выручки.
Организация ООО «Сатурн» может увеличить Уровень валового дохода, в основном, за счет увеличения объема оборота и увеличения уровня торговой наценки. Организация придерживается политики устойчивости цен.
. Анализ динамики и структуры издержек обращения ООО «Сатурн»
Целью анализа является определение динамики и структуры издержек ООО «Сатурн».
Задачи анализа:
·определить величину издержек в абсолютном и относительном выражении;
·установить долю статей в совокупных издержках обращения за отчетный период и тенденции изменения в динамике;
·выявить резервы сокращения издержек.
Методы анализа издержек обращения - динамический, структурный и факторный.
Издержками обращения - это выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда, необходимые для доведения товаров от производителя (поставщика) до покупателя. Издержки обращения отражают расходы на транспортировку, хранение и приведение товара в удобную для реализации форму, а также расходы по продаже товаров.
При анализе используется относительный уровень издержек обращения в процентах (УИО), который рассчитывается как отношение суммы издержек обращения (ИО) к обороту торговой организации (О):
УИО = ИО/О х 100%.
Уровень показывает долю издержек обращения в продажной цене товара.
Расчет динамики и структуры издержек обращения по группам ООО «Сатурн» приведен в таблице 3. По характеру зависимости от объема оборота издержки разделены на условно-постоянные и условно-переменные. Условно-постоянные сравнительно мало зависят от объема оборота (расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, оборудования, амортизация основных средств, расходы на ремонт основных средств и другие).
Проанализировав таблицы 3 и 4, можно сделать следующие выводы. Общая сумма издержек обращения в 2014 году увеличилась на 31,17% по сравнению с предыдущим годом, что в абсолютном выражении составляет 1806,6 тыс. руб. и достигла уровня 7601,9 тыс. руб.
Группа постоянных издержек выросла по сравнению с 2013 годом на 32,94%, что в абсолютном выражении составляет 37,2 тыс. руб. и достигла уровня 150,1 тыс. руб. Однако произошло снижение доли данной группы в общей структуре издержек на 4,78%, доля постоянных издержек в 2014 году составила 9,01%.
Таблица 3. Динамика и структура издержек обращения ООО «Сатурн» в 2013-2014 гг.
№Статьи издержек обращения2013 год2014 годТемп роста, %Отклонение (+,-)Сумма, тыс. руб.% к оборотуУд. вес, %Сумма, тыс. руб.% к оборотуУд. вес, %Абсолютное тыс. руб.Относительное, % к оборотуОтносительное уд. вес, %1.Транспортные расходы16,40,171,8822,70,161,33138,416,3-0,01-0,552.Расходы на оплату труда56287,1979,6273809,3586,03131,1317522,166,413.Отчисления на специальные нужды8,10,080,9711,90,090,65146,913,80,01-0,324.Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, оборудования92,90,9910,76119,10,777,15128,226,2-0,22-3,615.Амортизация основных средств12,60,132,3122,90,151,36181,7410,30,02-0,956.Расходы на ремонт основных средств00000000007.Расходы на топливо, электроэнергию, газ, для производственных нужд15,10,16218,70,151,65123,843,6-0,01-0,358.Расходы на хранение, подсортировку, подработку и упаковку товаров00000000009.Расходы на рекламу8,70,071,0611,20,090,74128,732,50,02-0,3210Расходы на оплату процентов (кроме денежных)000000000011.Потеря товаров и технологические отходы6,10,040,597,30,070,5119,671,20,03-0,0912.Расходы на тару000000000013.Прочие расходы7,40,090,818,10,030,59109,450,7-0,06-0,22Итого:5795,38,92100,007601,910,86100,00131,171806,61,940,00
Таблица 4. Динамика структуры издержек обращения ООО «Сатурн» по группам за 2013-2014 гг.
Группы издержекСтатьи издержек обращения2013 год2014 годТемп роста, %Отклонениесумма, тыс. руб.% к оборотууд. вес, %сумма, тыс. руб.% к оборотууд. вес, %Абсолютное, тыс. рубОтносительное, % к оборотуОтносительное уд. вес, %Постоянные- расходы на аренду и содержание зданий и сооружений, оборудование92,90,9910,76119,10,777,15128,226,2-0,22-3,61- амортизация основных средств12,60,132,3122,90,151,36181,7410,30,02-0,95- расходы на ремонт основных средств0000000000- прочие расходы7,40,090,818,10,030,59109,450,7-0,06-0,22Итого:112,91,2113,88150,10,959,1132,9437,2-0,26-4,78Переменные- транспортные расходы16,40,171,8822,70,161,33138,416,3-0,01-0,55- расходы на оплату труда56287,1979,6273809,3586,03131,1317522,166,41- отчисления на социальные нужды8,10,080,9711,90,090,65146,913,80,01-0,32- расходы на рекламу8,70,071,0611,20,090,74128,732,50,02-0,32- потери товаров6,10,040,597,30,070,5119,671,20,03-0,09- прочие расходы7,40,090,818,10,030,59109,450,7-0,06-0,22Итого:5674,77,6484,937441,29,7990,9131,121766,52,154,91Всего по двум группам:5795,38,92100,007601,910,86100,00131,171806,61,940,00
Группа переменных издержек выросла по сравнению с 2013 годом на 31,12%, что в абсолютном выражении составляет 1766,5 тыс. руб. и достигла уровня 7601,9 тыс. руб. Также произошло увеличение доли данной группы в общей структуре издержек на 4,91%, доля переменных издержек в 2014 году составила 90,9%.
Нужно отметить, что общий темп роста издержек (131,17%) ниже, чем общий темп роста оборота (155,0%).
Для определения влияния оборота на общую сумму издержек обращения, необходимо сумму издержек обращения разделить на оборот, а затем умножить на 100%. В 2013 году уровень издержек обращения составил 8,92%, а в 2014 году - 10,86%. Организации необходимо стремиться к увеличению оборота и снижению издержек.
Для расчета относительного перерасхода издержек обращения найдем скорректированную к прошлому году величину затрат. Для того, чтобы определить скорректированную к прошлому году величину затрат сумму переменных издержек прошлого периода умножают на темп роста оборота в процентах. Умножение лишь переменной части издержек обусловлено тем, что переменные затраты изменяются пропорционально изменению оборота. Полученный результат складывают с величиной постоянных издержек прошлого периода.
5674,7*131,12/100 = 7440,6 (тыс. руб.); 7440,6 + 112,9 = 7553,5 (тыс. руб.)
Найденное значение издержек показывает, какая величина будет закономерной при данном изменении оборота. Превышение фактической суммы издержек свидетельствует об относительном перерасходе, который определяется как разность между отчетной и скорректированной суммой затрат: 7601,9 - 7553,5 = 48,4 (тыс. руб.)
Скорректированный уровень издержек обращения по прошлому году определяется как отношение скорректированной суммы затрат к отечному обороту: 7440,6/14424,6*100% = 5,15%
Влияние изменения оборота найдем вычитанием из скорректированной суммы издержек фактического их размера предшествующего года:
,6 - 5795,3 = 1645,3 (тыс. руб.)
Для определения относительного перерасхода затрат по уровню из относительного уровня издержек вычитают их скорректированный уровень:
,86 - 5,15 = 5,71%
Влияние оборота по уровню найдем как разность между скорректированным уровнем издержек и уровнем прошлого периода:
,15 - 8,92= -3,77%
Таким образом, для увеличения объема продаж ООО «Сатурн» закономерно могло увеличить сумму издержек до 7440,6 тыс. руб., а фактически увеличила на 48,4 тыс.руб. В результате вышло увеличение уровня затрат к обороту на 5,71% и получен перерасход в сумме 48,4 тыс. руб. Абсолютное отклонение по постоянным издержкам обращения составило 1766,5 тыс. руб.
. Анализ прибыли и рентабельности ООО «Сатурн»
Целью анализа является определение прибыли и рентабельности ООО «Сатурн».
Задачи анализа:
·сравнить финансовые результаты отчетного года с предыдущим,
·определить темп роста прибыли различных видов,
·сравнить темп их роста с темпом роста основных экономических показателей (оборота валового дохода, издержек обращения)
·проанализировать внереализационные доходы и расходы.
Методы анализа - динамический и структурный.
Прибыль и рентабельность относятся к числу важнейших оценочных показателей работы организации. Получение прибыли является главной целью организации. Значение прибыли обусловлено тем, что она создает финансовую основу для выделения средств на финансирование текущих и долгосрочных (капитальных) потребностей организации. Она является источником не только производственного, но и социального развития организации, а также способствует росту материальных потребностей трудовых коллективов. Следовательно, прибыль является, с одной стороны, важнейшим источником жизнедеятельности организации, а с другой - источником формирования доходов государственного бюджета.
За счет прибыли выполняются обязательства организации не только перед бюджетом, но и внебюджетными фондами, банками и другими кредиторами. По размеру прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность их вложения, поскольку она является источником увеличения капитала и расширения бизнеса. Без анализа финансовых результатов невозможно определить, на каком уровне ведется хозяйственно-финансовая деятельность организации и какой вклад она вносит в увеличение финансовых ресурсов, поступающих в распоряжение государства. От того получает ли организация прибыль или убыток зависят система материального стимулирования работников, размер их оплаты труда, уровень (степень) расширения производства.
Торговые организации планируют в своей работе объем прибыли и уровень рентабельности в целом по организации, структурным подразделениям, сегментам деятельности, а затем осуществляют контроль за выполнением запланированных показателей, соблюдением экономии имеющихся ресурсов.
Финансовые результаты хозяйственной деятельности торговой организации характеризуются показателями прибыли от продаж, прибыли до и после налогообложения и выражается в тысячах рублей или в процентах к обороту (рентабельность).
Прибыль от продаж (ПО) определяется как разница между валовым доходом (ВД) и издержками обращения (ИО):
ПО = ВД - ИО
Прибыль до налогообложения (ПДН) определяется как разность между прибылью от продаж (По) и суммой внереализационных доходов (расходов) и прочих операционных доходов (расходов):
ПДН = ПО + ВРД(Р) + ПОД (Р)
Чистая прибыль (ЧП) определяется как прибыль после налогообложения (ПДН) за минусом налога на прибыль.
Таблица 5. Экономическая эффективность ООО «Сатурн»
№ПоказателиЕдиницы измерения2013 год2014 годТемп роста, %Отклонение (+,-)1.Выручка от продажи товаровтыс. руб.91390,8144240,6157,852840,82.Себестоимость проданных товаровтыс. руб.6795,810789,4158,73993,63.Валовая прибыльтыс. руб.2344036350,2155,012912%25,6425,2098,28-9,034.Издержки обращениятыс. руб.5795,37601,9131,171806,6%8,9210,86121,741,945.Прибыль от продажтыс. руб.17644,728748,3162,9211103,6%16,7212,3473,80-4,386.Прочие операционные доходы и расходытыс. руб.123,0123,0107.Внереализационные доходы и расходытыс. руб.00008.Прибыль до налогообложениятыс. руб.17521,328625,3163,3711104%13,7612,0187,28-1,759.Налог на прибыль тыс. руб.3220,44610,9143,171390,5%3,302,4072,72-1,1010.Прибыль после налогообложениятыс. руб.14300,924014,4167,929713,5%10,469,6191,87-0,8511.Чрезвычайные доходы и расходытыс. руб.000012.Чистая прибыльтыс. руб.14300,924014,4167,929713,5%10,469,6191,87-0,85
В 2014 г. показатель выручки составил 144240,6 тыс. руб. По сравнению с предыдущим годом он увеличился на 157,8%, что в абсолютном выражении составляет 52840,8 тыс. руб. В общем, темп роста показывает положительную динамику.
Темп роста себестоимости проданных товаров составил 158,7%, что совпадает с темпом роста выручки. Это говорит о сохранении уровня торговой наценки и о том, что компания применяет политику устойчивости цен.
Также темп роста валового дохода примерно равен темпам роста выручки и составляет 155,0%. В 2014 г. валовой доход составил 36350,2 тыс. руб. Однако, наблюдается сокращение доли валового дохода в структуре выручки, доля валового дохода сократилась на 9,03%.
Издержки обращения показывают высокий темп роста, он составил 131,17%, также возросла их доля в структуре выручки, в 2014 г. она составила 10,86%. Рост суммы издержек составил 1806,6 тыс. руб.
Прибыль от продаж увеличилась на 11104 тыс. руб., темп роста этого показателя составил 163,37%. Однако, доля в структуре выручке сократилась на 4,8%.
Налог на прибыль в 2014 г. составил 4610,9 тыс. руб. В предыдущем году данный показатель составлял 3220,4 тыс. руб. Отклонение составляет всего 1390,5 тыс. руб., учитывая показатели прибыли до налогообложения, в 2013 г. он составлял 17521,3 тыс. руб. а в 2014 г. 28625,3 тыс. руб., разница не столь велика. Это объясняется тем, что налог на прибыль сократился с 24% в 2012 г. до 20% в 2013 г.
Показатель чистой прибыли продемонстрировал темп рост 167,92%, в 2014 г. он составил 24014,4 тыс. руб., что на 9713,5 тыс. руб. больше чем в предыдущем. Однако произошло сокращение доли этого показателя в структуре выручки на 0,85%, в 2014 г. он составил 9,61%.
Общее увеличение выручки в 2014 г. повлекло за собой рост динамики большинства показателей эффективности, однако, произошли некоторые изменения в структуре, в итоге темп роста чистой прибыли оказался ниже темпов роста выручки.