Социально-исторический (метаюридический) анализ нравственных, экономических и иных предпосылок законов, других правовых актов.
Юридическое толкование, как и установление фактических обстоятельств дела - это настоящая исследовательская работа. Толкование права представляет собой в известном смысле процесс, обратный тому, который осуществляется законодателем при принятии законов. Мысль лица, осуществляющего толкование (интерпретатора), идет от анализа буквального, языкового текста к анализу "догмы права", юридических особенностей правовых норм, а в связи с этим - и к нравственным, социальным и иным основам, предпосылкам правовых предписаний.
Таким образом, под толкованием норм права принято понимать, во-первых, уяснение смысла правовой нормы, а именно того содержания, которое вложил в нее законодатель, его воли, во-вторых, результат этого уяснения (интерпретация).
Необходимость в толковании норм права обусловлена следующими причинами:
нормы права носят общий характер, а применяются они к конкретным делам, ситуациям;
в правовых нормах используется специальная терминология, не всегда однозначно понимаемая даже юристами-профессионалами;
возможно несовпадение текста правовой нормы с истинным смыслом.
Объектами толкования являются сами юридические нормы, содержащиеся в нормативном правовом акте, а нередко и сам этот акт.
Научная литература в правоприменительной деятельности выделяет познавательную, квалификационную, мотивировочную и объяснительную функции толкования. Эту точку зрения следует распространить не только на сферу официального, но и неофициального толкования права.
Субъектами толкования могут выступать государственные органы, должностные лица, граждане, международные и общественные организации. Ведущая роль в процессе толкования Конституции страны принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации и подобным структурам в других государствах. Интерпретация текста основного закона государства в широком смысле предназначена устанавливать пределы воздействия правоприменителя (в том числе и судов) на его содержание.
Каждое государство в этом процессе должно выработать систему сдержек и противовесов, которые не должны позволять правоприменителям творить правовой произвол. Например, за 250 лет существования Конституции США было принято огромное количество решений Верховного суда США (его полномочия сравнимы с полномочиями Конституционного Суда России) по толкованию текста этой конституции (более 450 томов). Имеются веские основания считать, что самая "возрастная" конституция страны в мире по-прежнему современна. За весь предшествующий период в ее текст было внесено только 27 поправок.
1.2 Виды толкования норм права по субъектам
Толкование норм права (как результат уяснения) классифицируется по критериям его юридической силы, степени конкретизации и объема действия.
По объему толкование норм права делится на адекватное, распространительное и ограничительное.
Буквальное толкование - такое толкование, в соответствии с которым действительное содержание юридических норм, раскрытое в результате толкования, соответствует буквальному тексту, "букве" закона. В качестве примера обратимся к нормативному положению ст. 43 Закона "О залоге": "Договор об ипотеке должен быть нотариально удостоверен". Как ни "крути" это положение, какие способы толкования ни применяй, его действительное содержание имеет строго определенный характер, оно точно соответствует его текстуальному, языковому выражению. По общему правилу толкование хорошо отработанных законов является буквальным: оно не уже и не шире, чем его буквальный текст.
Распространительное толкование - такое толкование, в соответствии с которым действительное содержание юридических норм, раскрытое в результате толкования, шире, чем буквальный текст, "буква" закона. Например, действительный смысл понятия "утрата" в выражении ст. 53 Закона "О залоге" об ответственности залогодержателя "за утрату, недостачу или повреждение предмета заклада" нужно понимать более широко, чем буквальное значение этого слова. "Утрата" означает и гибель, и саморазрушение, и все другие случаи прекращения существования данного предмета.
Ограничительное толкование - такое толкование, в соответствии с которым действительное содержание юридических норм, раскрытое в результате толкования, уже, чем буквальный текст, "буква" закона. Например, в той же статье Закона "О залоге" в качестве одного из оснований освобождения от ответственности залогодателя при утрате, недостаче или повреждении предмета заклада указывается на "непреодолимую силу". Это выражение понимается в суженном смысле: имеется в виду "непреодолимое" не в психологическом, нравственном или даже в социальном значении, а только в значении непредотвратимости, природной неотвратимости наступления вредоносных последствий, которые в условиях нормальной жизнедеятельности современного общества невозможно предотвратить.
Распространительное и ограничительное толкование осуществляется строго в пределах толкуемой нормы, ни то, ни другое не "расширяет" и не "сужает" содержание нормы и даже не колеблет непогрешимости "буквы" закона, а только выявляет действительный смысл юридической нормы, смысл "буквы".
Именно этим распространительное толкование отличается от внешне похожего на него института аналогии закона. При распространительном толковании данные обстоятельства охватываются содержанием закона: законодатель их "имел в виду". При аналогии же закона определенные факты не охватываются ни буквальным текстом, ни смыслом закона: законодатель их "не имел в виду". Например, при формулировке положений об аренде законодатель вовсе не имел в виду, что могут быть применены к некоторым отношениям при залоге имущества. Здесь суд распространяет определенные нормативные положения на новый круг отношений по признаку сходства.
Официальное толкование нормативно регламентировано и его акты интерпретации имеют юридическую силу. Таким же правом обладают Президент Российской Федерации, парламент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а также аналогичные органы и должностные лица субъектов РФ. Конституционный Суд РФ дает официальное толкование Конституции России, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ обязаны давать разъяснения по вопросам судебной практики.
Неофициальное толкование осуществляют общественные организации, ученые, адвокаты, юрисконсульты предприятий, кооперативов, отдельные граждане. Такое толкование обогащает легальное толкование в выработке единства взглядов, подходов к процессу толкования права и квалифицированной реализации его результатов.
Официальное толкование, даваемое судебными или иными уполномоченными на то государственными органами, а также органами общественных организаций по специальному уполномочению государства, можно разделить на два вида: нормативное и казуальное толкование.
Нормативным толкованием является официальное разъяснение правовой нормы компетентным органом, обязательное для всех лиц и органов, которые прямо подпадают под юрисдикцию этого органа, производящего толкование. Оно распространяется на весь круг случаев, предусмотренных толкуемой правовой нормой, обеспечивая тем самым единообразное и правильное проведение в жизнь предписаний этой нормы.
Официальное нормативное толкование можно разделить также на два вида. Аутентичное толкование - это официальное разъяснение, исходящее от органа, установившего данную правовую норму. Легальное толкование - осуществляемое не самими нормотворческими органами, а другими в силу полномочий, полученных от государства. Легальное толкование должно проводиться в рамках компетенции органа, производящего разъяснение. Его обязательная сила распространяется на тех субъектов, которые подпали под юрисдикцию органа, дающего толкование. Официальное (легальное) толкование основано на научном подходе к изучению действующего права.
Казуальным толкованием называется разъяснение смысла правовой нормы, которое дается судебными или иными компетентными органами по поводу и в связи с рассмотрением конкретного дела. Оно является формально обязательным лишь при его разрешении. Общеобязательной силы такое толкование не имеет. Суды не могут основываться и ссылаться на него при вынесении решения.
1.3 Способы и объем толкования правовых норм
Юридическая наука и практика в результате длительного опыта выработали определенные способы толкования правовых норм. Под способами толкования понимаются конкретные приемы, процедуры, технология, с помощью которых уясняется и разъясняется норма права, устанавливается выраженная в ней воля законодателя - в целях правильного ее применения.
Такими способами являются: грамматический (филологический, языковый); логический, систематический; историко-политический; специально-юридический, телеологический, функциональный.
Грамматическое толкование предполагает анализ нормы права с точки зрения лексико-стилистических и морфологических требований, выяснения значения отдельных слов, фраз, выражений, соединительных и разъединительных союзов, знаков препинания и т.д.
Русский язык полисемантичен, в нем немало слов, которые имеют не одно, а несколько значений. Иногда тот или иной термин используется в законе не в общеупотребительном смысле, а в ином, специальном. Кроме того, существуют разного рода афористические выражения, образы, метафоры, сравнения, которые требуют повышенного внимания правотолкователя и правоприменителя.
Логическое толкование - это интерпретация нормы права на основе законов логики. При данном способе выясняется прежде всего внутренняя (логическая) структура нормы, взаимосвязь трех ее элементов - гипотезы, диспозиции и санкции; устраняются возможные логические противоречия, когда одно утверждение исключает другое; анализируются и оцениваются иносказания, переносный смысл, соотношение духа и буквы толкуемого правила.
Систематический способ означает, что норма права должна толковаться не изолированно, а в контексте других норм, в частности регулирующих смежные, однородные отношения. Это обусловлено системностью самого права, где все нормы тесно взаимосвязаны, расположены в определенном порядке, обладают свойством иерархичности (по своей юридической силе), зависят друг от друга. Особенно это касается отсылочных и бланкетных норм.
Историко-политическое толкование обязывает правоприменителя обратить внимание на те социальные условия, в которых была принята та или иная норма, - не отпали ли эти условия, не изменилась ли принципиально политическая и экономическая ситуация. Важно выяснить, в чем заключалась необходимость в принятии данного акта, сохраняется ли эта необходимость. История знает немало случаев, когда законы, принятые в одних условиях, будучи формально не отмененными, продолжали действовать в иных, хотя фактически были уже "мертвыми".
Специально-юридическое толкование обусловлено наличием в правовой науке и в законодательстве специфических терминов и понятий, которые приходится "растолковывать" тем, кто в них не сведущ, кто не является специалистом в данной области.
В свою очередь, профессионалы тоже вынуждены уяснять для себя некоторые недостаточно четкие формулировки, содержащиеся в законах.
От грамматического данный способ толкования отличается тем, что здесь толкуются не отдельные слова и выражения, не их соединения, а целые юридические конструкции, понятия, институты. Они взаимосвязаны, но не тождественны.
Телеологические (целевое) толкование направлено на выяснение тех целей, которые преследовал законодатель, издавая тот или иной нормативный правовой акт. Нередко такие цели указываются в самом акте, как правило, во вступительной части. Но цели закона могут также логически вытекать из его содержания, общей направленности.
Функциональное толкование. Известно, что правовые нормы, обладая некоторыми общими чертами, далеко не одинаковы по своему конкретному содержанию, характеру действия, функциональному назначению. Они по-разному опосредуют регулируемые общественные отношения. Есть нормы разрешающие и запрещающие, регулятивные и охранительные, обязывающие и управомочивающие, поощрительные и стимулирующие и т.д. У них разные функции, и это важно иметь в виду при их толковании и применении. Здесь учитываются тип и механизм правового регулирования, его направленность (Приложение 1).
Толкование по объему подразделяется на три вида: буквальное (адекватное), ограничительное и расширительное (распространительное).
Буквальное толкование - это такое толкование, при котором словесное выражение нормы права и ее действительный смысл совпадают, иными словами, дух и буква адекватны. Таких норм большинство. Конечно, это надо еще установить с помощью внимательного анализа, дабы не допустить ошибки.
Однако законодателю не всегда удается полностью совместить дух и букву правовой нормы, и тогда правоприменителю приходится прибегать к расширительному или ограничительному толкованию. Вообще-то наличие таких норм, которые надо суживать либо расширять, нежелательно; это - ненормальность. Но они существуют, и с этим правоведы вынуждены считаться как с реальностью.
Ограничительное толкование - это такое толкование, при котором норме права придается более узкий смысл, чем это вытекает из буквального текста толкуемой нормы.
Расширительное толкование - это такое толкование, когда норме права придается более широкий смысл, чем это вытекает из ее словесного выражения. Например, в ст. 6 <consultantplus://offline/ref=D7D1B76921652FD1E824DB679DFB530B84BFF44927BF5A64AB6337F2C95A3BC887EB1C05566Db1f8K> Конституции РФ фиксируется, что российские граждане обладают на ее территории равными правами и несут равные обязанности.
От расширительного толкования следует отличать близкий к нему институт - толкование права по аналогии, когда широкое значение придается не конкретной норме, а всему праву, и дело решается исходя из его общего духа, принципов, социальной направленности. Здесь особую роль приобретают правосознание, личный опыт и профессионализм судей, ибо интерпретируется и оценивается право в целом (Приложение 2).
Некоторые общие принципы толкования: всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого; закон обратной силы не имеет; что законом не запрещено, то разрешено; чрезвычайные законы толкуются ограничительно; законы, смягчающие наказание, толкуются расширительно; исключения из общего правила подлежат ограничительному толкованию; позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится; толкование не должно отменять, изменять или создавать новую норму права.
Указанные постулаты выработаны мировой юридической практикой. Их важно иметь в виду как общие ориентиры во всем процессе толкования и применения права, в утверждении идей законности и правопорядка в данной сфере.
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ПРАВА
2.1 Понятие, особенности и виды актов толкования права
Все правовые акты, издаваемые в Российской Федерации, подразделяются в науке на четыре группы:
а) нормативные акты, включая договоры нормативного содержания;
б) правоприменительные акты;
в) правотолкующие (интерпретационные) акты;
г) прочие акты (декларации, заявления, послания, обращения и т.п.).
Акты толкования - один из видов правовых актов. Их функциональное назначение состоит в том, что они призваны способствовать правильной, законной и эффективной реализации права, претворению воли законодателя в жизнь. И хотя эти акты самостоятельного значения не имеют, а только вместе с толкуемыми актами, их роль в общем механизме правового регулирования весьма велика. Без них этот механизм был бы существенно ослаблен, а в отдельных случаях оказался бы ущербным, искаженным, ибо если норма права неверно понята, она будет и неверно применена. А это уже нарушение законности в правоприменительной деятельности.
Основные особенности актов толкования заключаются в следующем:
) они не содержат в себе общих правил поведения, а следовательно, не относятся к числу нормативных актов;
) не являются источником и формой права;
) адресуются, как правило, к должностным лицам;
) носят подзаконный, но обязательный характер;
) по форме они могут облекаться в те же акты, что и нормативные - указы, постановления, инструкции и т.д.;
) их цель - толковать, разъяснять, но не создавать право.
По форме выражения виды актов толкования могут быть устными и письменными; по отраслям права - уголовными, гражданскими, административными и т.д.; по юридической природе - нормативными и казуальными, аутентичными и делегированными; по субъектам эти акты выступают как акты различных органов - судебных, прокурорских, арбитражных, контрольных, административных, законодательных, исполнительных и т.д.
Многообразие актов толкования обусловлено многообразием юридических норм, а в конечном счете - общественных отношений, которые регулируются этими нормами. Сама жизнь диктует необходимость издания подобных актов на всех уровнях государственного управления. Потребность в толковании возникает всюду, где действует, функционирует право.
2.2 Юридическая практика
Под юридической практикой понимается деятельность компетентных органов и должностных лиц по изданию и применению норм права, а также уже накопленный и объективированный опыт такой деятельности.
Юридическая практика формируется в результате длительного и многообразного процесса правореализации, т.е. претворения права в жизнь. В ходе этого процесса вырабатываются определенные общие положения, тенденции, ориентиры, которые затем используются в последующей работе.
В частности, практика создает так называемые правоположения, под которыми понимаются устоявшиеся типовые решения по применению юридических норм. Эти правоположения реально приобретают черты общих правил. Особенно это касается прецедентов.
По мнению С.С. Алексеева, правоположения - это еще не нормы, но они уже выходят за пределы правосознания, простых суждений. Это формирующиеся нормы, которые представляют собой сгустки правосознания. Со временем они могут превратиться либо в стойкие правовые обычаи, либо в нормы, закрепленные законодателем.
Юридическая практика выполняет три основные функции:
) правонаправляющую, когда практика как бы расставляет вехи и определяет общее русло для становления и развития права;
) правоконкретизирующую, когда уточняется смысл, содержание отдельных норм применительно к конкретным ситуациям, случаям, отношениям;
) сигнально-информационную, когда практика выражает потребность в изменении тех или иных актов, их совершенствовании или даже отмене.
Практика как бы сигнализирует законодателю о неблагополучии в правовой сфере. В этом смысле она служит своеобразным путеводителем, прокладывает дорогу теории. Давно сказано: опыт - учитель жизни.
Различают правотворческую, правоприменительную и правоисполнительную, интерпретационную практику. По сферам проявления она подразделяется на судебную, прокурорскую, следственную, адвокатскую, арбитражную, нотариальную и другие виды. Разумеется, все они тесно взаимосвязаны.
Значение юридической практики состоит в том, что именно она показывает, насколько совершенно либо несовершенно наше законодательство, в чем его достоинства и недостатки, плюсы и минусы, эффективность или неэффективность, помогает устранять в нем коллизии и пробелы. Практика постоянно изучается, обобщается. На ее основе делаются необходимые выводы и прогнозы на будущее. Юридическая практика - разновидность социально-исторической практики и поэтому несет на себе ее печать.
ГЛАВА 3. ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ КОНКРЕТИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ НОРМ
толкование норма право юридический
Конкретизация юридических норм является важным элементом их правильного, единообразного и эффективного применения. Правоприменение представляет собой властно-организующую деятельность компетентных государственных органов, обеспечивающих в конкретных жизненных случаях реализацию юридических норм.
Правоприменитель в процессе своей деятельности осуществляет конкретизацию:
) юридических норм, сформулированных в общем виде;
) понятий, содержащихся в юридической норме (понятийно-терминологическую правоприменительную конкретизацию);
) юридических норм при наличии пробелов в нормативных правовых актах.
Конкретизация юридических норм, сформулированных в общем виде. Правоприменительная конкретизация юридических норм обусловлена тем, что в ряде случаев законодатель, как отмечается в литературе, не завершает правосозидательный процесс, а предоставляет его завершение правоприменительной практике. Однако такая позиция принимается не всеми учеными и подвергается критике, в частности со стороны И.Я. Дюрягина, который считает, что в функции правоприменения не входит ни создание права, ни конкретизация юридических норм и не следует поэтому отождествлять конкретизационное регулирование (в результате применения права) индивидуального случая с конкретизацией нормы права. Однако, на наш взгляд, конкретизация юридических норм не ограничивается рамками правотворчества, когда путем принятия новых правовых предписаний уточняются, детализируются, дополняются и развиваются существующие юридические нормы. В процессе правотворческой конкретизации создаются новые юридические нормы. Но конкретизация юридических норм возможна как на стадии правотворчества, так и в процессе правореализации, в том числе в рамках правоприменения как особой формы реализации права. Хотя в процессе применения юридической нормы само ее содержание не может быть изменено, тем не менее подвергается уточнению сфера действия этой нормы (круг отношений, которые она регулирует, субъекты, объекты), определяются конкретные субъективные права и юридические обязанности участников правоотношения.
Более предпочтительной представляется вторая точка зрения. Действительно, правоприменительная конкретизация юридической нормы осуществляется не только в случаях, когда ее возможность специально предусмотрена законодателем и не является также следствием недостатков, дефектов правовой материи. Как и все применение права, она является следствием общенормативного характера права, а поэтому служит объективно необходимым элементом механизма правового регулирования. Ее необходимость заложена в самой сути правового регулирования - в воздействии юридических норм, носящих общий характер, на вполне определенных участников конкретных общественных отношений.
Когда нормоустановитель формулирует юридические предписания относительно определенно и в действующих нормативных правовых актах не дается их официальная конкретизация, правоприменитель вынужден выводить более конкретное правило, без которого конкретизируемая норма вообще не может быть применена к данной ситуации.
Таким образом, полномочия правоприменителя по осуществлению конкретизации общей нормы могут содержаться непосредственно в тексте юридической нормы либо следовать из ее смысла.
Правоприменительная конкретизация фактически создает общее правило применения юридических норм в преломлении к тем или иным конкретным жизненным обстоятельствам. Абстрактная юридическая норма переводится в конкретное правило, применимое к определенному обстоятельству, факту, их совокупности, индивидуализируется, вырабатываются "конкретные формы реализации дозволенного нормой общего типа поведения".
Конкретизация понятий, содержащихся в юридической норме (понятийно-терминологическая правоприменительная конкретизация). В рамках понятийно-терминологической правоприменительной конкретизации осуществляется индивидуализация понятий, содержащихся в юридической норме.
При применении оценочных понятий происходит их конкретизированное сравнение с фактическими данными, составляющими его содержание, вследствие чего большое значение во многих случаях имеют детали фактической ситуации, которые должны быть четко установлены.
Заботливость и осмотрительность являются оценочными понятиями, позволяющими участникам гражданского оборота регулировать свои взаимоотношения, а суду - решать спор с учетом конкретной ситуации.
В случае с оценочными понятиями они толкуются правоприменителем, но таким образом, что в них привносятся содержательные моменты, которые нормоустановитель в норму не вкладывал. "Это уже не толкование в точном смысле этого слова, когда выявляется воля законодателя и только. Здесь вырабатываются особые правоположения". Нормоустановитель осознанно использует в тексте правовых источников оценочные понятия, а значит, рассчитывает на то, что правоприменитель при необходимости конкретизирует их содержание.
В отдельных случаях нормоустановитель, вводя в юридическую норму оценочное понятие, сам дает ему легальное определение. Иногда, несмотря на легальное определение оценочного понятия, его содержание все же остается недостаточно урегулированным. В таких случаях правоприменитель наделяется правом конкретизировать такое оценочное понятие применительно к конкретным фактическим обстоятельствам на основе того определения, которое предложил нормоустановитель.
Основное значение рассматриваемого вида правоприменительной конкретизации заключается в том, что содержание конкретизируемых понятий максимально приближается к конкретным жизненным обстоятельствам, что способствует своевременному и справедливому разрешению дела.
Конкретизация юридических норм при наличии пробелов в нормативных правовых актах. Правоприменитель, принимая решение по конкретному делу, может столкнуться с ситуацией полного или частичного отсутствия правового регулирования соответствующих общественных отношений, которые объективно в этом нуждаются и по своему характеру находятся в сфере правового регулирования.
В случаях обнаружения пробелов правоприменитель уполномочен на обращение к аналогии закона (к рассматриваемому отношению применяется близкая по содержанию юридическая норма, регулирующая сходные, родственные отношения) или аналогии права (в отсутствие юридической нормы, регулирующей аналогичные отношения, к рассматриваемому отношению подлежат применению общие начала и смысл законодательства).
При отсутствии подходящей юридической нормы, регулирующей рассматриваемые отношения, либо даже при полном отсутствии их правового регулирования правоприменитель тем не менее обязан разрешить дело. Применяя в таком случае сходные предписания по аналогии закона, правоприменитель конкретизирует юридическую норму, регулирующую аналогичные отношения. В данном случае правоприменителю приходится проделать большую работу по конкретизации, поскольку юридическая норма, применяемая по аналогии закона, предназначена для регулирования других, пусть и сходных, родственных отношений, она не регулирует прямо рассматриваемые отношения. Правоприменитель должен уточнить ее действие применительно не к регулируемым ею отношениям, а к рассматриваемому, неурегулированному "собственной" юридической нормой, отношению. Здесь осуществляется конкретизация сферы действия юридической нормы, применяемой по аналогии, а закрепленные ею права и обязанности подвергаются уточнению, переносятся на участников рассматриваемого дела.
Подводя итог сказанному, можно определить правоприменительную конкретизацию юридических норм как индивидуализацию этих норм в связи с конкретной жизненной ситуацией, применительно к конкретному субъекту правоотношений, его правам и обязанностям, осуществляемую уполномоченными органами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Толкование правовой нормы представляет собой сложное явление интеллектуально-волевого характера, направленное на познание и объяснение смысла права в целях его наиболее правильной реализации. Оно является необходимым и важным элементом юридической деятельности.
Толкование нормативного акта является не самоцелью, а лишь средством для того, чтобы правильно со знанием дела использовать правовые нормы в реальной жизни, а также издавать подзаконные нормативные акты.
Толкование норм права классифицируется по критериям его юридической силы, степени конкретизации и объема действия. По юридической силе толкование норм права делится на официальное и неофициальное; по степени конкретизации - на нормативное и казуальное; по объему - на адекватное, распространительное и ограничительное.
Юридическая наука и практика в результате длительного опыта выработали определенные способы толкования правовых норм. Такими способами являются: грамматический; логический, систематический; историко-политический; специально-юридический, телеологический, функциональный.
Конкретизация юридических норм является важным элементом их правильного применения. Правоприменение представляет собой властно-организующую деятельность компетентных государственных органов, обеспечивающих в жизненных случаях реализацию юридических норм.
Правоположения, под которыми понимаются устоявшиеся типовые решения по применению юридических норм, создает практика. Значение юридической практики состоит в том, что именно она показывает, насколько совершенно либо несовершенно наше законодательство, в чем его достоинства и недостатки, плюсы и минусы, эффективность или неэффективность, помогает устранять в нем коллизии и пробелы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
I. Источники
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом изменений на 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 03.03.2014, № 9, ст. 851.
2.ФЗ от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости» (в ред. от 21.07.2014) // СПС «Консультант Плюс»
.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 01.09.2014) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301;
II. Литература
Монографии
1.Абдулаев М.И. Теория государства и права. - М.: Финансовый контроль, 2004 - 410 с.
.Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. - М.: Омега-Л, 2009. - 265 с.
.Власенко Н.А. Теория государства и права. М.: Юнити, 2009. - 316 с.
.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2013.
.Комаров С.А. Общая теория государства и права. СПб, изд. Юридического института, 2008. - 316 с.
.Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник. - М.: ТК Велби; Проспект, 2010. - 288 с.
.Теория государства и права. Под ред. А. Б. Венгерова - М.: Юрист, 2005. - 360 с.
8. 1.Теория государства и права / под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 1999. - 592с.
Приложение 1
┌────────────────────────────────────────────────┐
│ СПОСОБЫ ТОЛКОВАНИЯ НОРМ ПРАВА ├────────┐
└────────────────────────────────────────────────┘ │
│
│
┌────────────────────────────────────────────────┐ │
│ Грамматический ├────────┤
└────────────────────────────────────────────────┘ │
┌────────────────────────────────────────────────┐ │
│ Логический ├────────┤
└────────────────────────────────────────────────┘ │
┌────────────────────────────────────────────────┐ │
│ Систематический ├────────┤
└────────────────────────────────────────────────┘ │
┌────────────────────────────────────────────────┐ │
│ Историко-политический ├────────┤
└────────────────────────────────────────────────┘ │
┌────────────────────────────────────────────────┐ │
│ Телеологический ├────────┤
└────────────────────────────────────────────────┘ │
┌────────────────────────────────────────────────┐ │
│ Функциональный ├────────┘
└────────────────────────────────────────────────┘
Приложение 2
┌──────────────────────────────────────┐
│ ВИДЫ ТОЛКОВАНИЯ НОРМ ПРАВА │
│ ПО ОБЪЕМУ │
└──────────────────┬───────────────────┘
│
│
┌──────────────────────┼───────────────────────┐
┌────────┴─────────┐ ┌────────┴─────────┐ ┌─────────┴────────┐
│ Буквальное │ │ Ограничительное │ │ Расширительное │
└──────────────────┘ └──────────────────┘ └──────────────────┘