Организация деятельности участка станции технического обслуживания автомобилей
Содержание
Введение
. Технологическая часть
.1 Выбор исходных данных для
проектирования
.2 Определение количества
автомобилей, обслуживаемых в заданном районе
.3 Определение годовой трудоёмкости
работ
.4 Определение численности
производственных рабочих
.5 Определение количества постов
участка
.6 Подбор технологического
оборудования, технологической и организационной оснастки
.7 Определение производственных
площадей участка
.8 Планировочные решения зданий
. Организационная часть
. Охрана труда и окружающей среды
.1 Соблюдение требований
безопасности при выполнении работ в участке
.2 Соблюдение требований
производственной санитарии
.3 Обеспечение охраны окружающей
среды
. Энергосбережение в участке
.1 Мероприятия по экономии
электроэнергии
.2Мероприятия по экономии тепловой
энергии
Заключение
Литература
Введение
Автомобильный пассажирский транспорт является
основным видом транспорта для поездок на короткие и средние расстояния.
Автомобильный транспорт представляет собой одну из крупнейших отраслей народного
хозяйства со сложной и многообразной техникой и технологией, а также
специфической организацией и системой управления.
Для нормальной работы автомобильного транспорта
и его дальнейшего развития необходимо систематически обновлять парк автомобилей
и поддерживать его в хорошем техническом состоянии. Обеспечение необходимой
численности парка подвижного состава может осуществляться по двум направлением:
·
приобретение
новых автомобилей;
·
накопление
парка за счёт ремонта машин.
Ремонт автомобилей является объективной
необходимостью, которая обусловлена техническими и экономическими причинами.
Во-первых, потребность народного хозяйства в
автомобилях частично удовлетворяется путем эксплуатации отремонтированных
автомобилей.
Во-вторых, ремонт обеспечивает дальнейшее
использование тех элементов автомобилей, которые не полностью изношены. В
результате сохраняется значительный объём предыдущего труда, затраченного на
изготовление этих деталей.
В-третьих, ремонт способствует экономии
материалов, идущих на изготовление новых автомобилей.
Техническое совершенство автомобилей с точки
зрения их долговечности и трудоемкости ремонта должно оцениваться не с позиции
возможности исправления и восстановления изношенных деталей в условиях
ремонтных предприятий, а с позиции необходимости создания автомобилей,
требующих при ремонте только малотрудоемких разборочно-сборочных работ,
связанных со сменой взаимозаменяемых быстро изнашивающих деталей и узлов.
Важным элементом оптимальной организации ремонта
является создание необходимой технической базы, которая предопределяет
внедрение прогрессивных форм организации труда, повышение уровня механизации
работ, производительности оборудования, сокращение затрат труда и средств.
Цель курсового проекта - проектирование
электротехнического отделения, определение трудоёмкости работ, численности
рабочих, подбор оборудования, разработка технологической карты.
. Технологическая часть
.1 Выбор исходных данных для проектирования
Исходные данные для технологического расчета
выбираются из задания на проектирование и из нормативной литературы.
Исходные данные из задания на проектирование:
Число населения в обслуживаемом районе - Р=9000
чел;
Число автомобилей на 1000 жителей - Ауд. =225
ед.;
Средний годовой пробег автомобиля - LГ
= 14000 км.;
- Нормативная удельная трудоёмкость ТО и ТР на
1000 км пробега - tн ТО и ТР
=2,43 чел.-ч/1000км;
Коэффициент, учитывающий число клиентов,
пользующихся услунами организации автосервиса - ккп = 0,81
- Климат умерено тёплый.
Исходные данные из нормативной литературы:
дни простоя автомобилей в ТО и ремонте, dТО
И ТР, дн./1000 км;
- норматив трудоемкости
диагностических работ,, чел.-ч;
норматив периодичности ТО, , км;
межремонтный пробег, , км;
количество дней простоя автомобилей
в капитальном ремонте, ДК, дн.
.2 Определение количества
автомобилей, обслуживаемых в заданном районе
Годовое количество автомобилей,
обслуживаемых в заданном районе, определяют по формуле
,
автомобиль технический
обслуживание оборудование
где P - число
жителей в обслуживаемом районе;
Ауд. - число автомобилей на 1000
жителей принимаемые по данным ГАИ;
Ккп - коэффициент, учитывающий число
клиентов пользующихся услуами ПАС, который принимается равным 0,75-0,90;
1.3 Определение годовой трудоемкости работ
Годовой объём работ по ТО и ТР для городских ПАС
определяют по формуле
,
Где LГ - годовой
пробег автомобиля;
Асто - число обслуживаемых
автомобилей;
tТО,ТР -
удельная трудоёмкость ТО и ТР на 100 км пробега, человека часов/1000 [2];
чел.-ч.
удельная трудоёмкость ТО и ТР на 100
км пробега, человека часов/1000 определяется по формуле
,
Где tнТО, ТР -
нормативная удельная трудоёмкость ТО и ТР на 1000 км пробега, человека-часов;
К1 - коэффициент, учитывающий число
рабочих постов (до 5-1,05, от 6 до 10-1,0, от 16 до 26-0,9, от 26 до 35-0,85,
свыше 35-08);
К3 - коэффициент, учитывающий
климатическую зону [2]
tТО,ТР =2,4310,9= 2,19 чел.-ч
ТТО,ТР= 502820,50,147= 2891 чел.-ч.
.4 Расчет численности
производственных рабочих
Для зоны ТО и ТР, в которых работы
выполняются непосредственно на автомобиле, технологически необходимое число
рабочих РТ, чел. определяют по формуле
,
где Фм - годовой фонд времени
рабочего места, ч. (из производственного календаря);
кн - коэффициент неравномерности
загрузки постов,
(прил. 2 [4]);
- коэффициент использования рабочего
времени поста, (табл. 9 [4]).
= 1,76 чел.
принимаем 2 человека.
.5 Расчет количества постов зоны
ТО-2
Количество постов n определяют
по формуле
,
где ТН - годовой объём постовых
работ, человека-часов,
- коэффициент неравномерности
поступления автомобилей на пост, (=1,15),
Рср - среднее число рабочих на одном
посту, (табл. 8 [4]),
Фп - годовой фонд рабочего времени
поста, человека-часов,
- коэффициент использования
рабочего времени поста (= 0,94-0,95)
,
принимаем 1
.6 Подбор технологического оборудования,
технологической и организационной оснастки
Таблица 11 - Технологическое оборудование,
технологическая и организационная оснастка
№
|
Наименование
|
Тип,
Модель
|
Размеры
в плане, мм
|
Кол
ед.
|
Занимаемая
площадь, м2
|
Примечания
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1
|
Пневмогайковёрт
для гаек колёс
|
Fubag PW200/350
|
-
|
2
|
-
|
2,4кВт
|
2
|
Гидроподёмник
|
Peak-208
|
3316x2700
|
2
|
8.91
|
|
3
|
Приспособление
для снятия двиготеля
|
П19
|
502×460
|
1
|
0,23
|
|
4
|
Приспособление
для снятия КПП
|
OMNC
|
2480x1000x230
|
2
|
2.4
|
|
5
|
Установка
для удаление масла и заправки из системы двигателя
|
Cambiolio m
|
670x310x330
|
2
|
0,18
|
|
6
|
Установка
для заправки и удаления охлаждающей жидкости
|
KC-121
|
2
|
0,3
|
|
7
|
Установка
для снятия рессор передней подвески
|
Сг-1
|
520х500х1260
|
1
|
0,172
|
|
8
|
Тележка
для транспортиров- ки агрегатов
|
|
|
|
|
|
9
|
Инструментальная
тележка
|
Unior Europlus_920Plus1
|
510x945x930
|
2
|
0,45
|
|
10
|
Верстак
слесарный
|
-
|
1900х686х845
|
2
|
1,1
|
|
11
|
Набор
ключей
|
-
|
-
|
2
|
-
|
|
12
|
Прибор
для удаления отработавших газов
|
Vega 3515/100 UEH
|
-
|
2
|
-
|
|
13
|
Установка
для снятия редуктора задних мостов
|
-
|
-
|
2
|
-
|
|
14
|
Умывальник
|
-
|
320х360х425
|
1
|
0,09
|
|
15
|
Стелаж
секционный
|
СШИ-01
|
1900х950х500
|
1
|
0,81
|
|
16
|
Установка
для замены рулевых механизмов
|
-
|
-
|
2
|
-
|
|
17
|
Урна
|
-
|
50х50
|
1
|
0,002
|
|
18
|
Ёмкость
для слива масла (полиэтиленовая)
|
-
|
60
|
1
|
-
|
.7 Расчет производственной площади участка ТР
Площадь участка определяем по формуле
F3 = fа хз кпл,
Где кпл- коэффициент плотности
расстановки оборудования и размещения постов, [стр. 54,14],
хз - коэффициент,
fа - площадь
занимаем автомобилем в плане м2.
F3 = 9,6 6,52= 124,8 м2
. Организационная часть
Технологическая карта снятия КПП С
легкового автомобиля
№
|
Наименование
|
Норма
времени
|
Иснтрументы
|
Технические
условия и наказания
|
1
|
Снять
промежуточный охладитель и крышку двигателя
|
|
Ключи
|
|
2
|
Снять
аккумуляторную батарею
|
|
Ключи
|
|
3
|
Отсоединить
разъём датчика массового расхожа воздуха
|
|
Ключи
|
|
4
|
Снять
шланг воздушного фильтра и ослабить болт хомута
|
|
Ключи
|
|
5
|
Снять
зажим и затем верхнюю крышку воздушного фильтра
|
|
Ключи
|
|
6
|
Отвернуть
для монтажа болта и затем снять воздушный фильтр в сборе
|
|
Ключи
|
|
7
|
Отвернуть
четыре болта и затем снять полку аккумуляторной батареи
|
|
Ключи
|
|
8
|
Снять
отрицательную клемму от коробки передач
|
|
Ключи
|
|
9
|
Отсоединить
разъём датчика скорости транспортного средства и выключить фонарь заднего
хода
|
|
Ключи
|
|
10
|
Снять
трос управления в сборе сняв стопорные штифты и зажимы
|
|
Ключи
|
|
11
|
Снять
трубку соосного исполнительного цилиндра
|
|
Ключи
|
|
12
|
Отвернуть
четыре монтажных болта верхней части коробки передач
|
|
Ключи
|
|
13
|
Поддержать
двигатель и коробку передач
|
|
При
помощи специального оборудования
|
|
14
|
Отвернуть
болты и затем снять изоляционное крепление коробки передач
|
|
Ключи
|
|
15
|
Снять
передние колёса
|
|
Ключи
|
|
16
|
Поднять
транспортное средство
|
|
Ключи
|
|
17
|
Отвернуть
соединительный болт рулевой колонки
|
|
Ключи
|
|
18
|
Снять
нижнюю защиту транспортного средства
|
|
Ключи
|
|
19
|
Слить
жидкость системы усилителя рулевого механизма через возвратную трубку
|
|
20
|
Отсоединить
нагнетательный шланг системы усилителя рулевого механизма от насоса
|
|
Ключи
|
|
21
|
Слить
трансмиссионное масло коробки передач через сливное отверстие
|
|
Ключи
|
|
22
|
Отсоединить
нижний рычаг, шаровую опору наконечника поперечной рулевой тяги, тягу
стабилизатора поперечной устойчивости от переднего поворотного кулака
|
|
Ключи
|
|
23
|
Отвернуть
монтажный болт роликовой опоры
|
|
Ключи
|
|
24
|
Отвернуть
монтажные болты от подрамника, поддерживать подрамник
|
|
При
помощи домкрата
|
|
25
|
Отсоединить
приводные валы от коробки передач
|
|
Ключи
|
|
26
|
Отсоединить
разъём со стартера и снять стартер
|
|
Ключи
|
|
27
|
Снять
крышку коробки передач
|
|
Ключи
|
Для
полноприводного автомобиля снять корпус коробки передач в сборе
|
28
|
Отвернуть
монтажные болты нижней части коробки передач и левую боковую крышку и снять
коробку передач в сборе поддерживая её
|
|
При
помощи домкрата
|
|
. Охрана труда и окружающей среды
.1 Соблюдение требований безопасности при
выполнении работ в отделении
Общие требования техники безопасности включают
проверку технической готовности машины, ее пуск, осмотр после окончания работы
и устранение неисправностей. Рабочее место должно быть удобным и обеспечивать
хороший обзор фронта работы, оборудовано ограждениями, защитными и
предохранительными устройствами и приспособлениями.
Повышение степени безопасности достигается
применением предохранительных устройств.
Перед допуском к работе механики и их помощники
под расписку получают инструкцию, содержащую также требования техники
безопасности. Ежегодно у лиц, обслуживающих машины, проверяют знания в объеме
производственной инструкции. Результаты проверки знаний оформляют и заносят в
журнал аттестации и проверки знаний. Перед началом работы необходимо подать
предупредительный звуковой сигнал. Нельзя начинать работу при недостаточном
освещении.
Работа должна быть прекращена при повреждении
предохранительных устройств и при возникновении чрезвычайных ситуаций. По
окончании работы все горючие и смазочные материалы необходимо сдать на склад.
Рубильник перед главным кабелем питания силовой установки с электроприводом должен
быть выключен и закрыт на замок. При аварии или несчастном случае необходима
остановка силовой установки до прихода представителя администрации.
Несоблюдение правил техники безопасности может привести к производственным
травмам.
Современные машины и оборудование оснащаются
средствами защиты рабочих от вибрации, сотрясений, производственного шума,
пыли.
Для предупреждения поражения электрическим током
в сети освещения или управления при возможности применяют электрический ток
напряжением до 36 В; изолируют и ограждают электрооборудование и проводы,
находящиеся под напряжением; устанавливают защитную аппаратуру, отключающую
электрооборудование при опасных нагрузках в электрической цепи; заземляют
электрооборудование.
.2 Соблюдение требований производственной
санитарии
Производственная санитария
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F>
- это система организационных мероприятий и технических средств,
предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных
производственных факторов. Основными опасными и вредными производственными
факторами являются: повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей
зоны; повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; повышенная
или пониженная влажность и подвижность воздуха в рабочей зоне; повышенный
уровень шума; повышенный уровень вибрации; повышенный уровень различных
электромагнитных излучений; отсутствие или недостаток естественного света;
недостаточная освещенность рабочей зоны и другие.
Опасные и вредные производственные
факторы:
физические;
химические;
биологические;
психофизиологические.
Границы производственной санитарии:
оздоровление воздушной среды и
нормализация параметров микроклимата в рабочей зоне;
защита работающих от шума, вибрации,
электромагнитных излучений и др.;
обеспечение требуемых нормативов
естественного и искусственного освещения;
поддержание в соответствии с
санитарными требованиями территории организации, основных производственных и
вспомогательных помещений.
Производственный микроклимат - один
из основных факторов, влияющих на работоспособноть и здоровье человека.
Метеорологические факторы, сильно влияют на жизнедеятельность, самочувствие и
здоровье человека. Неблагоприятное сочетание факторов приводит к нарушению
терморегуляции.
В соответствии с ГОСТ 12.0.003-74
«ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация» повышенная
запыленность и загазованность воздушной среды рабочей зоны относится к
физически опасным и вредным производственным факторам.
Многие вещеcтва попадая в организм,
приводят к острым и хроническим отравлениям. Способность вещества вызывать
вредные действия на жизнедеятельность организма называют токсичностью
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BA%D1%81%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C>.
.3 Обеспечение охраны окружающей
среды
Автомобильный транспорт является
одним из мощных источников загрязнения окружающей среды. Прямое негативное
воздействие автомобилей на окружающую среду связано с выбросами вредных веществ
в атмосферу. Косвенное влияние автомобильного транспорта на окружающую среду
связано с тем, что автомобильные дороги, стоянки, предприятия обслуживания
занимают все большую и ежедневно увеличивающуюся площадь, необходимую для
жизнедеятельности человека.
Работа по охране окружающей среды на
каждом АП должна предусматривать выполнение следующих основных мероприятий:
Обучение персонала АП и водителей
основам экологической безопасности;
Улучшение технического состояния
подвижного состава, выпускаемого на линию, экономия топлива, сокращения
порожнего пробега автомобилей, рациональная организация дорожного движения;
Организация теплых стоянок,
электроподогрев автомобилей и другие мероприятия с целью улучшения состояния
окружающей среды;
Обеспечение исправности автомобилей,
правильная отрегулировка работы двигателей;
Устранение подтекания топлива,
масла, антифриза на стоянке автомобилей;
Уборка образовавшихся подтеков
эксплуатационных материалов, засыпка песком или опилками;
Сбор отработанных масел, других
жидкостей и сдача их на сборные пункты;
Периодическая проверка на дымность и
запрещение выпуска автомобилей на линию при большой дымностью газов;
Организация и обеспечение
эффективной очистки стоков хозяйственно-бытовых, производственных и ливневых
вод с помощью очистных сооружения, внедрения оборотного водоснабжения на АП;
Систематический контроль за
состоянием узлов и агрегатов автомобилей с целью снижения шума;
Содержание территории АП в чистоте и
порядке, уборка мусора, территория должна быть озеленена, иметь твердое
покрытие, оборудована водоотливами;
При наличии на территории АП
действующей котельной нужно предусматривать меры по снижению загрязнения
атмосферы вредными выбросами (дымом, сажей, газами),в перспективе -ликвидация
котельной на территории АТО и переход на центральное отопление.
Территория, производственные,
вспомогательные, санитарно бытовые помещения и площадки для хранения
автомобилей должны соответствовать действующим санитарным нормам и правилам.
Мусор, производственные отходы и т.д. необходимо своевременно убирать в
специально отведённые места. Территории предприятий должны быть оборудованы
водоотводами. Там где используются кислоты, щёлочи и нефтепродукты, полы должны
быть устойчивы к воздействию этих веществ и не поглощать их.
Помещения для хранения и
технического обслуживания автомобилей, где возможно быстрое повышение
концентрации токсичных веществ в воздухе, должны оборудоваться системой
автоматического контроля за состоянием воздушной среды в рабочей зоне и
сигнализаторами.
Организация должна
оборудоваться хозяйственно-питьевым и производственным водопроводом, а также
производственной канализацией в соответствии с нормами.
. Энергосбережение в электромеханическом участке
Основными путями снижения потерь электроэнергии
в промышленности являются:
Рациональное построение системы
электроснабжения;
Прокладка сетей в пенополиуретановой изоляции;
Протирание электрическую лампочку от пыли;
Не оставлять электроприборы в режиме ожидания;
Покраска стен и потолков в белый цвет;
Максимализация естественного освещения;
Использование солнечных батарей;
Замена ламп накаливания энергосберегающими
лампами;
Перенос нагрузок с часов максимума энергосистемы
на другие часы;
Применение 2-х тарифных счетчиков;
Снижение роста тарифов на энергоресурсы;
Разработка методики определения удельных норм
энергопотребления.
.2 Мероприятия по экономии тепловой энергии
Успешное применение энергосберегающей технологии
в значительной мере предопределяет нормы технологического и строительного
проектирования зданий и, в частности, требования к параметрам внутреннего
воздуха, удельного тепло-, влаго-, паро-, газовыделения.
Значительные резервы экономии топлива заключены
в рациональном архитектурно-строительном проектировании новых общественных
зданий. Экономия может быть достигнута:
соответствующим выбором формы и ориентации
зданий; - объёмно-планировочными решениями; - выбором теплозащитных качеств
наружных ограждений; - выбором дифференцированных по сторонам света стен и
размеров окон.
Тщательный монтаж систем, теплоизоляция,
своевременная наладка, соблюдение сроков и состава работ по обслуживанию и
ремонту систем и отдельных элементов - важные резервы экономии ТЭР.
Для коренного изменения положения дел с
использованием тепла на отопление и горячее водоснабжение зданий у нас
необходимо осуществить целый комплекс законодательных мероприятий, определяющих
порядок проектирования, строительства и эксплуатации сооружений различного
назначения.
Должны быть чётко сформулированы требования к
проектным решениям зданий, обеспечивающих пониженное энергопотребление;
пересмотрены методы нормирования использования энергоресурсов. Задачи по
экономии теплоты на теплоснабжение зданий должны также находить отражение в
соответствующих планах социального и экономического развития республики.
Оснащение потребителей тепла средствами контроля
и регулирования расхода позволяет сократить затраты энергоресурсов не менее,
чем на 10- 14%. А при учёте изменения скорости ветра - до 20%. Кроме того,
применение систем пофасадного регулирования отпуска теплоты на отопление даёт
возможность снизить расход теплоты на 5-7%. За счёт автоматического
регулирования работы центральных и индивидуальных тепловых пунктов и сокращения
или ликвидации потерь сетевой воды достигается экономия до 10%.
С помощью регуляторов и средств оперативного
контроля температуры в отапливаемых помещениях можно стабильно выдержать
комфортный режим при одновременном снижении температуры на 1-2С. Это даёт
возможность сокращать до 10% топлива, расходуемого на отопление. За счёт интенсификации
теплоотдачи нагревательных приборов с помощью вентиляторов достигается
сокращение расхода тепловой энергии до 20%.
Теплоизоляция потолка матами из стекловолокна
позволяет снизить потери тепла на 69%. Окупаемость затрат на дополнительное
устройство теплоизоляции - менее 3 лет. В течение отопительного сезона
достигалась экономия по сравнению с нормативными решениями - в интервале
14-71%.
Использование бетона низкой плотности с
наполнителями типа перлита или других лёгких материалов для изготовления
ограждающих конструкций зданий позволяет в 4-8 раз повысить термическое
сопротивление организаций.
Основными направлениями работ по экономии
тепловой энергии в системах теплоснабжения зданий является:
разработка и применение при планировании и в
производстве технически и экономически обоснованных прогрессивных норм расхода
тепловой энергии для осуществления режима экономии и наиболее эффективного их
использования;
организация действенного учёта отпуска и
потребления тепла;
оптимизация эксплуатационных режимов тепловых
сетей с разработкой и внедрением наладочных мероприятий;
разработка и внедрение
организационно-технических мероприятий по ликвидации непроизводительных
тепловых потерь и утечек в сетях.
Заключение
В данном курсовом проекте были решены следующие
задачи:
выбраны исходные данные;
определено количество автомобилей, обслуживаемых
в заданном районе;
определена годовая трудоемкость работ;
определена численность производственный рабочих
определен количество постов участка;
произведен подбор технологического оборудования,
технологической и организационной оснастки;
определена производственная площадь
проектируемого участка диагностики ;
сделана планировка участка ТО
Список используемых источников
Стандарты
ГОСТ
2.105-95 . ЕСКД. Общие требования к текстовым документам.
ГОСТ
21.204-93 Условные графические обозначения и изображения элементов генеральных
планов и сооружений транспорта.
ТКП
248-2010 (02190). Техническое обслуживание и ремонт автомобильных транспортных
средств. Нормы и правила проведения.
Литература
Основная
литература
Интернет
источники.
Коваленко
Н.А. Техническая эксплуатация автомобилей: учебное пособие/ Н.А. Коваленко,
В.ПЛобах, Н.В. Вепринцев. - Мн., 2008.
Коваленко
Н.А. Техническая эксплуатация автомобилей. Курсовое и дипломное проектирование:
учебное пособие/ Н.А. Коваленко, под ред. Н.А. Коваленко - Мн., 2011.
Лохницкий
И.А. Энергосбережение/ И.А. лохницкий. - Мн., 2004.
Методические
указания по курсовому проектированию по технической эксплуатации автомобилей.
Проектирование
предприятий автомобильного транспорта: учебник/М.М. Болбас; под ред. М.М.
Болбаса. - Мн., 2004.
Сокол
Т.С. Охрана труда: учебное пособие/Т.С. Сокол; под общ.ред. Н.В. Овчинниковой.
- Мн., 2005.
Суханов
Б.Н. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: пособие по дипломному
проектированию/ Б.Н. Суханов, И.О. Борзых, Ю.Ф. Бедарев. - М., 1991.
Дополнительная
литература
Туревский
И.С. Охрана труда на автомобильном транспорте: учебное пособие/И.С. Туревский.
- М., 2009.
Новочихина
Л.И. Справочник по техническому черчению/Л.И. Новичихина. - Мн., 2004.