Потенциал развития делового туризма в Краснодарском Крае

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,23 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Потенциал развития делового туризма в Краснодарском Крае

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «КубГУ»)

Кафедра международного туризма и менеджмента




ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

Работу выполнил

А.В. Прядко

Социально-культурный сервис и туризм

Нормоконтролер,

В.В. Анисимова




Краснодар 2013

Содержание

Введение

1. Деловой туризм в Краснодарском крае: развитие, основные центры

1.1 Развитие делового туризма в Краснодарском крае

1.2 Инвестиционный климат региона, как фактор привлечения деловых туристов

1.3 Центры делового туризма в Краснодарском крае

1.4 Цели посещения Краснодарского края деловыми туристами

1.4.1 Выставка «Краснодар ЭКСПО»

1.4.2 Международный экономический форум г. Сочи

. Средства размещения деловых туристов в Краснодарском крае

.1 Спрос и предложение на рынке гостиничных услуг Краснодара

.2 Средства размещения бизнес-туристов в городе

.3 Ценовая политика средств размещения г. Краснодара

.4 Основные средства размещения в Краснодарском крае

. Проблемы развития делового туризма в Краснодарском крае

.1 Влияние налоговой системы на развитие бизнес туризма в крае

.2 Проблемы развития инфраструктуры

.3 Влияние кризиса на развитие делового туризма в Краснодарском крае

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Многие эксперты считают деловой туризм одним из наиболее перспективных направлений развития отрасли. Это направление активно продвигается на государственном уровне, а также на уровне здравниц, туристических и авиационных компаний, поскольку проведение бизнес-мероприятий выгодно всем участникам процесса. Во-первых, руководству предприятий. Выездное корпоративное мероприятие говорит о высоком статусе фирмы. Во-вторых, туристическим компаниям, которым корпоративные клиенты сразу обеспечивают большой заказ. И, наконец, отелям тоже выгодно привлекать корпоративных туристов. Особенно в межсезонье, чтобы снять проблему заполненяемости.

Решающим фактором в развитии бизнес-туризма Краснодарского края эксперты считают инвестиционную привлекательность региона. И тут, казалось бы, Краснодарскому краю нет равных. Уже не первый год Краснодар лидирует в рейтингах городов, наиболее комфортных для ведения бизнеса, олимпийская стройка привлекает в Сочи новых инвесторов, а число деловых связей с другими регионами России продолжает расти. Транспортная инфраструктура края также выгодно отличается от соседей.

Краснодар стабильно входит в десятку лучших городов страны для развития бизнеса. А во всем крае тоже стараются создать максимально комфортные условия для работы, проведения деловых встреч. Но важные решения и значимые соглашения зачастую принимаются не только в строгой офисной обстановке. Давно замечено, что непринужденная атмосфера сказывается на деловых отношениях. Именно поэтому крупные компании и предприятия предпочитают проводить свои мероприятия в курортных городах. Семинары и конференции в Сочи давно стали неотъемлемой частью их летней бизнес-программы.

В 2012 году в регионе побывало до 12 млн. туристов, а налоговые поступления в бюджет от этой сферы деятельности достигнут 7 млрд. рублей.

Значительная часть этих средств приходится на MICE-туризм. В Сочи, например, от 10 до 35% доходов туристические фирмы получают за счет делового туризма. А в целом по краю этот сегмент, по данным регионального Министерства курортов и туризма, составляет 11% турпотока: именно столько гостей, согласно специально проведенным исследованиям, приезжает в край с деловыми и профессиональными целями.

Деловая активность в Краснодарском крае - одна из наиболее высоких в стране: по этому показателю регион успешно конкурирует и с Москвой, и с Петербургом. Однако уровень развития здешнего MICE-туризма значительно уступает столичному. И на это есть свои причины.

Если учесть, что в Краснодарском крае полным ходом идет строительство олимпийских объектов и реализуется масса ранее начатых проектов в самых разных сферах экономики, регион давно стал местом паломничества деловых людей. А благодаря географическому положению, климату и развитой инфраструктуре он способен предложить самые разные варианты отдыха, тем самым создав благоприятные условия и для делового туризма.

Объектом исследования данной дипломной работы является деловой туризм в Краснодарском крае.

Предметом исследования выступает состояние и перспективы развития делового туризма в Краснодарском крае.

Целью исследования является анализ возможностей Краснодарского края в развитии делового туризма.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи работы:

охарактеризовать основные понятия и изучить отличительные свойства делового туризма Краснодарского края;

выявить роль делового туризма на рынке туристических услуг Краснодарского края, а также его влияние на укрепление деловых связей с российскими и иностранными бизнесменами и компаниями;

провести обзор рынка гостиничной недвижимости в крае и в Краснодаре;

рассмотреть влияние экономических, географических и инфраструктурных особенностей на развитие сферы делового туризма края.

Структурно дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

В основу курсовой работы были положены статьи из Бизнес-журналов и газет: Деловая газета юг, журнал Businesstravel, журнал Реальный бизнес, журнал Бюджет, Краснодарский бизнес-журнал.

Дипломная работа написана на 67 листах, список использованных источников содержит 40 источников.

1. Деловой туризм в краснодарском крае: развитие, основные центры

1.1 Развитие делового туризма в Краснодарском крае

Краснодарский край является одним из самых развитых регионов России во многих сферах, и туризм не исключение. Одним из самых молодых и перспективных направлений является деловой туризм, особенно он актуален для южного региона в преддверии спортивных событий мирового масштаба. Количество деловых контактов и объемы инвестиций постоянно растут, Краснодарский край вызывает интерес не только у отечественных, но и у зарубежных компаний. Поэтому развитие базы для приема деловых гостей и проведения бизнес-мероприятий - одна из главных задач туризма Краснодарского края.

Развитие корпоративного и делового туризма в последние годы обязало многие гостиницы, отели, санатории и пансионаты Краснодарского края оборудовать свои конференц-залы по последнему слову техники. Поэтому теперь здесь можно проводить деловые встречи, корпоративные праздники и приватные вечеринки на самом высоком уровне.

Практика показывает, что нам есть еще к чему стремиться. Конечно, гостиницы бизнес-класса в крае есть, большая часть их находится в Краснодаре, а остальные города в основном ориентированы на курортный сегмент. В общем, мест пока не хватает, да и над уровнем сервиса еще работать и работать.

Краснодарский край привлекает бизнес-класс еще и потому, что здесь можно совместить приятное с полезным: провести встречи и мероприятия, а затем отдохнуть на море, получить шоколадный загар и продегустировать местные вина. По статистике 2/3 [8] деловых мероприятий проходят именно на курортах.

Особо следует отметить успехи последних лет в развитии курортно-туристского комплекса Краснодарского края, которые закономерно привели к выбору нашей страны при определении Сочи местом проведения зимней Олимпиады - 2014. Благодаря этому получили всемирную известность не только Красная Поляна и Сочи, но и весь Краснодарский край в целом, что обуславливает долгосрочный бизнес-интерес к развитию туристской инфраструктуры данного региона и гарантию того, что через несколько лет Черноморское побережье станет развитым курортным центром мирового уровня.

Если на Черноморском побережье потенциал гостиничного бизнеса связан в первую очередь с привлечением отдыхающих, то в краевой столице перспективы данного сегмента зависят от проведения различных деловых мероприятий. Конгрессный туризм в структуре туристического потока в Краснодаре занимает 91%. Остальные 9% приходятся на транзитный туризм (3%), интенсив-туризм (2%), спортивный (3%) и познавательный туризм (1%) [11].

К наиболее значимым мероприятиям 2012 года можно отнести Международную агропромышленную выставку «ЮГАГРО», архитектурно-строительный форум YugBuild, выставку индустрии гостеприимства «Прибыльное гостеприимство», BEAUTY SHOW Krasnodar, «Свадебный салон», MOBI и др. Все эти события сопровождались ростом заполняемости гостиничных объектов. Более того, в преддверии крупных деловых мероприятий город испытывает дефицит качественных средств размещения. Например, в прошлом году за две недели до открытия выставки «ЮГАГРО» были проблемы с бронированием номеров. Снижение заполняемости гостиниц краевого центра наблюдается, как правило, в июле-августе и в начале года.

По итогам 2012 года средний уровень загрузки гостиниц Краснодара составил 56% [11]. Это вполне нормальный показатель. Деловое сообщество является основной сферой ориентации гостиничных объектов Краснодара. В связи с этим качественные объекты пользуются большей популярностью (что соответствует показателям заполняемости), чем некачественные, что особенно заметно в периоды повышенной деловой активности (весна, осень). Текущий объем предложения практически полностью покрывает спрос на качественные средства размещения в Краснодаре.

По мнению экспертов, прогнозируемой динамики нового предложения будет достаточно для удовлетворения спроса в случае минимального роста туристического потока. Hilton с его более чем 160 [19] номерами полностью покроет потребность города в качественных средствах размещения. И если туристический поток и количество деловых мероприятий в городе не увеличатся, местным игрокам придется очень нелегко, - уверяет эксперт. Есть вероятность того, что после реализации в 2013 - 2016 гг. большинства заявленных проектов на рынке гостиничной недвижимости может возникнуть перенасыщение.

По официальным данным Краснодар ежегодно посещает порядка 1 млн. туристов в год. При этом число туристов растет, но незначительно. Например, в прошлом году турпоток увеличился примерно на 10% [16]. Причем, в большей степени за счет спортсменов, а не деловых туристов.

Надежды на рост посещаемости Краснодара в обозримой перспективе местные власти связывают с проведением зимних Олимпийских игр 2014 года и Чемпионата мира по футболу в 2018 году в Сочи, а также с развитием игорной зоны в крае. Во-первых, в процессе гигантской стройки в Сочи многие вопросы решаются в краевом центре, а во-вторых, власти рассчитывают, что часть посетителей игорной зоны будут добираться туда через Краснодар, возможно, с остановкой в городе.

Согласно «Стратегии инвестиционного развития муниципального образования город Краснодар до 2030 года» краевой центр нужно позиционировать именно как крупный центр делового туризма на юге России, причем в перспективе власти видят его центром делового туризма международного уровня. Среди сильных сторон города называются: транспортная доступность из разных городов России и Европы (аэропорт, железная дорога, автотрассы), благоустроенный центр города (бульвары, памятники, фонтаны, цветы), теплый климат. Помимо этого привлечь деловых людей в Краснодар должны: близость черноморских курортов и курортов на Азове, куда можно отправиться после решения всех рабочих вопросов, а также термальных и грязевых курортов» и «близость Олимпийского Сочи и связанное с этим любопытство, особенно у иностранных партнеров.

Для развития бизнес-туризма в Краснодарском крае, полагают аналитики, необходимо объединить гостиницы, конгрессно-выставочные компании и объекты инфраструктуры в одну действующую систему. Без этого даже большое количество отелей и высокий уровень сервиса не смогут обеспечить развитие делового туризма.

Например, краснодарские гостиницы развиваются преимущественно за счет выставок, проводимых в кубанской столице. Конгрессно-выставочная деятельность, по расчетам специалистов, приносит городу выгоду, исчисляющуюся 250 миллионами рублей в год, а с учетом мультипликативного эффекта эта сумма может увеличиваться до 16 миллиардов рублей [8].

Рынок MICE Юга России в данный момент имеет огромные предпосылки к перспективному развитию. Примерами качественно нового уровня проведения мероприятий в России могут служить ставшие в Сочи уже ежегодными Международный инвестиционный форум и SWMC (Зимняя музыкальная конференция).

По данным департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края, поток деловых туристов ежегодно увеличивается на 15% [6]. Это уже прекрасный результат, указывающий на активное продвижение региона в данном турсегменте. Однозначного лидера в сегменте MICE на Юге России выделить сложно. Наличие качественных площадок, ориентированных на MICE-услуги, позволяет проводить такие разнообразные мероприятия, как совещания топ-менеджеров крупных фармацевтических компаний, коллегии акционеров и руководителей банков.

Многие event-агентства в силу благоприятного климата, а также рельефа местности выбирают Юг России для проведения бренд-мероприятий.

Учитывая огромный интерес к нашему региону, мы прогнозируем развитие всех видов индустрии MICE на Юге: индивидуальные бизнес-поездки, конференции, инсентивные и событийные туры.

Победа Сочи в заявке на проведение зимней Олимпиады 2014 г. дала возможность всему региону усовершенствоваться и стать лидером в сегменте делового туризма. Результаты подготовки к Олимпиаде уже видны: компании выбирают данное направление для проведения совещаний, конференций, тренингов, презентаций, тимбилдингов и т.д. Примерами таких успешных мероприятий можно назвать тимбилдинги и конференции таких компаний, как Audi, Jaguar, VW, Bayer, Astrazeneca, АвтоВАЗ, Сбербанк, "Альфа-банк", "Связной".

Внимание государства к развитию Юга России, в частности Северо-Кавказского туристического кластера, в высокой степени влияет на благоприятный инвестиционный климат. В регионе ведется строительство новых гостиниц не только с целью увеличения количества мест в преддверии зимней Олимпиады-2014 в Сочи, но и создание целых гостиничных комплексов, выполняющих функции MICE-центров.

1.2 Инвестиционный климат Краснодарского края как фактор привлечения деловых туристов

Привлекательность Краснодарского края для бизнеса легко продемонстрировать на итогах работы кубанской делегации на XI Международном инвестиционном форуме "Сочи-2012", проходившем в конце сентября. Ее участники подписали 251 соглашение на общую сумму в 346,4 млрд рублей, причем только администрация края - 27 договоров на 157,4 млрд рублей. Среди городов края лидерами по объему привлеченных инвестиций стали Краснодар (106,7 млрд рублей), Новороссийск (47,1 млрд), Сочи (41,9 млрд) и Анапа (17,6 млрд рублей), а среди его районов - Тимашевский (14,2 млрд рублей) и Темрюкский (14 млрд) [21].

Краснодарский край входит в 5-ку российских регионов-лидеров по уровню инвестиционной активности и инвестиционной привлекательности [Приложение А, Таблица А.1]:

место в Южном федеральном округе и 5-е - в России по объемам привлеченных инвестиций;

место среди российских регионов с наименьшими инвестиционными рисками;

место в рейтинге российских регионов по законодательной активности в сфере инвестиций;

место в рейтинге конкурентоспособности регионов России.

Краснодар дважды признан журналом Forbes «Лучшим городом для бизнеса в России» в 2008 и 2009 гг.

Проанализировав ситуацию в 30 крупнейших городах (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) по 22 показателям социально-экономического развития эксперты пришли к выводу, что именно в Краснодаре оптимальными являются:

деловой климат;

покупательская способность населения;

устойчивость во время кризиса;

социальные характеристики;

инфраструктура;

комфортность ведения бизнеса для владельцев и топ-менеджмента компаний.

Основные факторы инвестиционной привлекательности края:

Удобное географическое положение и хорошо развитая транспортная инфраструктура.

Политическая стабильность региона.

Диверсифицированная экономика с высокой долей малого предпринимательства.

Высокий потенциал предприятий сельскохозяйственной отрасли.

Наличие уникальных рекреационных ресурсов, обеспечивающих развитие практически всех видов индустрии туризма и отдыха.

Наличие плодородных сельскохозяйственных земель, позволяющих выращивать весь спектр культур умеренного пояса и отдельные виды субтропических культур.

Богатые природные ресурсы.

Наличие высококвалифицированной рабочей силы.

Защита прав инвесторов.

Простая и прозрачная система налогообложения и предоставление льгот.

На территории Краснодарского края гарантируется стабильность прав инвесторов. Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним не могут быть применены иные меры, равные указанным по последствиям. Деятельность иностранных инвесторов на территории Краснодарского края обеспечивается полной и безусловной правовой защитой в соответствии с международными договорами, действующими на территории Российской Федерации, федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края.

Надежно защищены права собственности на землю, создается единый кадастр собственников имущества и земли.

Налоговые льготы предоставляются предприятиям, вкладывающим собственные и привлеченные средства в реализацию проектов, которым присвоен статус одобренных. Отечественные и иностранные инвесторы имеют равные права в получении налоговых льгот. В общей сложности льготы могут снизить затраты инвесторов на 25-30% [12].

Инвестиционная деятельность на территории Краснодарского края регулируется законом Краснодарского края от 2 июля 2004 г. N 731-КЗ «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае». Силой данного закона регулируются следующие вопросы:

Предоставление льгот на налоги инвесторам, а также установление льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами;

Участие органов государственной власти Краснодарского края в разработке и реализации приоритетных инвестиционных проектов, имеющих важное экономическое и социальное значение;

Предоставление на конкурсной основе государственных гарантий Краснодарского края по инвестиционным проектам;

Предоставление на конкурсной основе инвесторам бюджетных кредитов из краевого бюджета для финансирования инвестиционных проектов;

Субсидирование (возмещение) из краевого бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам;

За последние три года в кубанскую экономику поступило более триллиона рублей инвестиций. В прошлом - 2012-м году в Краснодарский край привлечено порядка 493 млрд. рублей инвестиций с темпом роста более 118 %, что на 12 % выше среднего показателя по России.

Объем иностранных инвестиций, поступивших в экономику Краснодарского края в январе-сентябре 2011 года, составил 334,5 млн. долларов США, это на 14% [15] меньше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщает пресс-служба Краснодарстата.

Инвестиции в экономику Кубани за отчетный период поступили из 31 страны. Основными странами - инвесторами являются Нидерланды, Кипр, Соединенные Штаты Америки, Швеция. На их долю приходится 74,2% [15] от общего объема поступивших инвестиций.

По данным статистического наблюдения, 86% [15] вложенных иностранными инвесторами средств направлены на развитие организаций транспорта и связи, обрабатывающих производств, оптовой и розничной торговли.

.3 Центры делового туризма в Краснодарском крае

Сегодня деловые поездки в Краснодаре разделились следующим образом: индивидуальные деловые - около 70% туристов, поездки для участия в конференциях и семинарах - около 15% туристов, посещение выставок и ярмарок - 10%, конгрессные туры и инсентив-туризм (поощрительные поездки) - около 5% [11].

Бизнес-туристы останавливаются в Краснодаре по многим причинам. Во-первых, это позволяет им более гибко планировать время поездки: аэропорт Сочи принимает ограниченное число рейсов, время которых не всегда удобно. Во-вторых, в Краснодаре находится краевая администрация. Здесь проходят согласование все проекты, реализация которых идет в крае, а также сконцентрированы бизнес объекты. В-третьих, потоки делового туризма в Новороссийск, который имеет статус главного порта страны, также проходят через аэропорт Краснодара (либо Анапы).

Деловые туристы едут как в индивидуальные поездки, так и для участия в мероприятиях, проводимых промышленными и торговыми корпорациями. Обычно это относится к российским и иностранным бизнесменам, клиентам и служащим иностранных и совместных фирм, расположенных в Краснодаре. Спрос на такие поездки уменьшается в сезон отпусков и праздников.

Черноморское побережье Краснодарского края, включая самый популярный туристский центр Сочи, еще недавно считалось исключительно курортным регионом. Однако с бурным развитием бизнес-туризма курортная столица России стала активно предоставлять разнообразные бизнес -, в том числе и конгрессно-выставочные, услуги. Причем, в сектор MICE вовлекается все больше новых санаториев и гостиниц - ведь бизнес-туризм способствует повышению загрузки всех служб отелей в «низкий» туристический сезон - с ноября по апрель. Так, в последние годы почти 30% [12] всей прибыли, получаемой сочинским гостиничным комплексом «Жемчужина», приходится на поступления от конгрессного туризма.

Только курорт, визит на который предполагает многодневную бизнес-программу, совмещенную с программой развлекательной, дает возможность пообщаться с нужными людьми так, чтобы не только остаться в памяти, но и стать хотя бы хорошим товарищем, если не другом. и если прагматический Запад довольно робко использует человеческий фактор в бизнесе, то в менталитете российского бизнес-сообщества, вопреки мнению молодых пиарщиков, воспитанных на западных таблоидах, этот фактор - ключевой.

Поэтому и для проведения деловых поездок, и для международных встреч россияне все чаще выбирают не привычные Москву и Санкт-Петербург, а курорты Черноморского побережья. К тому же, в период с октября по май, в так называемый «низкий сезон», пятидневный конгресс международного уровня с комплексным обслуживанием в отеле****, включая стоимость перелета из Москвы и обратно, обходится в 1,5 - 2 [14] раза дешевле, чем организация аналогичного мероприятия в любом отеле Белокаменной или Северной Пальмиры.

Облагороженные под стать престижным европейским курортам, Сочи, Анапа, Геленджик, Туапсинский район, Красная Поляна на данный момент предлагают организаторам деловых мероприятий лучшие и оптимальные условия для их проведения на высоком профессиональном уровне и прекрасные возможности для комфортабельного размещения участников мероприятий.

Организация конференций и семинаров:

Трансфер;

Похожие работы на - Потенциал развития делового туризма в Краснодарском Крае

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!