Экономика регионального туризма на примере Краснодарского края

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,44 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экономика регионального туризма на примере Краснодарского края













КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Экономика регионального туризма на примере Краснодарского края

Введение

туризм рекреационный курортный экономика

Современная наука рассматривает туризм как сложную социально-экономическую систему.

Туризм - это отрасль экономики непроизводственной сферы, предприятия и организации которой удовлетворяют потребности туристов в материальных и нематериальных услугах, основная функция которого - обеспечить человека полноценным и рациональным отдыхом. Туризм является фундаментальной основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. В настоящее время, он превратился в индустрию международного масштаба, занимающую по доходам третье место среди крупнейших экспортных отраслей экономики, уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению. Туристическую индустрию можно рассматривать как совокупность гостиниц или иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного значения, организаций, осуществляющих туристическую деятельность, организаций, предоставляющих услуги гидов-переводчиков.

Туризм по праву считается одним из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей экономики, являясь активным источником поступлений иностранной валюты и оказывает влияние на платежный баланс страны. Помимо влияния на экономику многих стран, туризм воздействует на их социальную, культурную и экологическую среду.

Краснодарский край сегодня это перспективная территория для выгодных инвестиций в туристскую индустрию: сформировано законодательство, которое защищает и гарантирует права инвесторов, обеспечивает им предоставление налоговых льгот, гарантий администрации края и других форм государственной поддержки, создаются благоприятные условия пользования землей.

Наряду с традиционными, инвесторам предлагаются инновационные проекты развития этнографического, экстремального, экологического туризма в Анапе, Геленджике, Горячем Ключе, Сочи, Ейске, Темрюкском, Туапсинском и Апшеронском районах.

Поэтому актуальность выбранной темы работы очевидна.

Целью работы является изучение экономики регионального туризма на примере Краснодарского края.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

исследовать основные понятия туристической деятельности как экономической сферы;

определить экономическое значение туризма для страны и региона;

исследовать государственное регулирование туризма в России;

изучить развитие туризма в Краснодарском крае, для чего:

исследовать туристический потенциал края;

изучить влияние туризма на экономику региона;

определить направления повышения эффективности туристической деятельности в Краснодарском крае.

1. Место туризма в экономике страны

1.1 Туристический потенциал России

Современная туристическая индустрия является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Число рабочих мест в сфере туризма составило 192 млн., или 8 процентов от общих показателей занятости в мире.

Туризм уже давно рассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Об этом свидетельствует тот факт, что на долю туризма приходится около 10% мирового валового национального дохода.

Возникновение туризма на обширной территории нашей страны уходит корнями в древние времена и средневековье. Географическое положение России, расположенной в центре пересечения торговых путей между Западом и Востоком, с древнейших времен обеспечивало устойчивые международные связи, являвшиеся основой различного рода контактов.

Путешествия и туризм два неразрывно связанных понятия, которые описывают определённый образ жизнедеятельности человека. Это отдых, пассивное или активное развлечение, спорт, познание окружающего мира, торговля, наука, лечение и др.

Развитие туризма играет важную роль в решении социальных проблем. Во многих странах мира именно за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения, создаются предпосылки для улучшения платежного баланса страны. Необходимость развития сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации и т.д.

Российский туризм имеет свою историю развития. В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.

Туризм оказывает влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами, заставляет правительства, общественные организации и коммерческие структуры активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды.

Формирование российского туристского рынка началось с 1990 г. На первом этапе развития рынка разрабатывались в основном выездные туры. Многолетний дефицит выездного туризма в СССР сформировал повышенный спрос на внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению российских туристов: безвизовый въезд в страны бывшего социалистического содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании; экономические туры для российских туристов в некоторые страны (Франция, Испания).

Большим спросом пользовались шоп-туры, туры познавательного характера, отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодёжный туризм, образовательный и деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление, морские круизы.

Однако в последние годы наблюдается тенденция улучшения развития туризма в России: увеличивается поток желающих посетить не только зарубежные страны, ни и достопримечательные отечественные места, улучшается качество обслуживания, развивается детский туризм (предлагаются всевозможные детские поездки на морские курорты, в различные лагеря (от палаточных до комфортабельных) и зарубежные страны с познавательной целью и т.д.), разрабатываются новые маршруты туров. Современное развитие туризма в России характеризуется наличием глубоких противоречий в его организационной структуре, в направленности развития, в состоянии качественных и количественных характеристик.

Отдых в России, точно так же как и отдых за рубежом, это прежде всего предложение брэндов. Сколько их у нас? Раскрученные еще в советские времена брэнды туристских маршрутов можно пересчитать по пальцам: Карелия, Байкал, белые ночи в Ленинграде, Золотое кольцо России. В Советском Союзе внутреннему туризму уделяли большее внимание, чем сейчас. На высшем государственном уровне разрабатывались интересные туристические схемы, увлекательные экскурсии. Тогда понимали, что русское путешествие это отдых с легендой, историей, изюминкой. Потянуть формирование брэндов самим фирмам просто не под силу. Нужна поддержка государства. Современное состояние туризма в России расценивается как кризисное, связанное с резким падением достигнутых ранее объемов предоставления туристских услуг, сокращением материальной базы туристской отрасли и значительным несоответствием потребностям населения в туристских услугах.

Россияне поняли, что должный уровень сервиса, интересный отдых могут предложить и в России. В конкурентной среде активно развивается санаторно-курортное лечение, появляется туристическая инфраструктура, представители крупного бизнеса активно вкладывают деньги в строительство гостиниц, аквапарков, индустрии развлечений. Строительный бум сейчас переживает Адлер, новые отели появляются в Суздале, на Карельском перешейке. За последние пять-шесть лет усилиями тур-операторов был создан ряд необычных экскурсионных продуктов, в том числе и на Севере нашей страны, которые стали реальной альтернативой пляжному отдыху.

Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристический потенциал, занимает незначительное место на мировом туристическом рынке. На ее долю приходится около 1 процента мирового туристического потока.

По оценкам ВТО, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристической инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год. Однако на сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей с деловыми, туристскими и частными целями составляет 7,4 млн. человек, что не соответствует ее туристическому потенциалу.

Для России развитие туризма особенно важно, т.к. данная отрасль является благоприятной средой для функционирования предприятий малого бизнеса, способных развиваться без значительных бюджетных ассигнований, и перспективна для привлечения иностранных инвестиций в широких масштабах и в короткие сроки. Туристический бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т.д.

Сегодняшнее состояние российской туристической отрасли можно определить как «состояние неустойчивого равновесия». Не секрет, что нынешний турбизнес существует как «полутеневой», с нечеткими правилами взаимодействий как между профессиональными участниками туррынка, так и с государством.

Россия теряет миллиарды рублей, отказывая туризму в поддержке, кроме того, теряются сотни тысяч потенциальных рабочих мест. Известно, что для обслуживания одного иностранного туриста требуется около девяти человек. Тем не менее, туризм - один из немногих развивающихся видов отечественного бизнеса. Геополитическое положение России как части европейского, так и азиатского континента является именно тем фактором, который позволяет сохранить ее туристскую самобытность и привлекательность для туристов всего мира. Россия сегодня интересна туристам из любой страны, т.к. она является местом преломления и взаимопроникновения европейской и азиатской культур. Правда, несмотря на продолжающийся рост туристической активности в России, влияние индустрии туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается в основном, отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров - все это привело к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится менее1% мирового туристического потока, в то время как доля туризма во многих развитых странах составляет 5-15%, а в некоторых доходит до 50%.

В России туристский бизнес развивается преимущественно с ориентацией на выезд. Подавляющее большинство действующих турфирм предпочитают заниматься направлением соотечественников за рубеж, и лишь не большая их часть работает на привлечение гостей в Российскую Федерацию. Однако за последние годы наметилась тенденция переориентации на въездной туризм.

Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма, в настоящее время являются:

образ России как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации;

действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма;

неразвитая туристическая инфраструктура, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2 - 3 звезды) с современным уровнем комфорта;

отсутствие практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристическую инфраструктуру;

отсутствие до 2002 года государственной некоммерческой рекламы туристических возможностей страны за рубежом;

невысокое качество обслуживания во всех секторах туристической индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта работы в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно - туристских средств размещения через систему социального страхования;

несоответствие цены и качества размещения в гост

1.2 Курортно-рекреационный потенциал Краснодарского края

Краснодарский край - субъект Российской Федерации. Территория составляет 76 тыс. квадратных километров с населением - почти 5 млн. человек. Уникально географическое положение края: два моря (Черное и Азовское), горы, равнины, леса. (см. Приложение 1)

Краснодарский край - развитый регион России. Ведущие отрасли: сельское хозяйство, промышленность, курортно-рекреационный комплекс. Край обладает развитой сетью железных и автомобильных дорог, имеются несколько аэропортов, в том числе международные, морские порты.

Азово-Черноморское побережье Краснодарского края представляет собой сложившийся курортно-рекреационный регион, являющийся юго-западной границей России. Береговая линия проходит по Черному и Азовскому морям на протяжении 1 160 км.

Восточный берег Азовского моря сложен озерно-аллювиальными отложениями, поэтому испытывает значительное опускание и наибольшую интенсивность размыва.

Черноморское побережье включает в себя Таманский полуостров и Кавказское побережье от Анапы до устья реки Псоу. Абразия берегов, сложенных коренными породами, и размыв пляжной полосы охватывают почти весь берег (до 85 процентов).

На большей части побережья между Адлером и Туапсе естественные пляжи очень узкие или полностью отсутствуют. Таким образом, практически вся береговая линия Черноморского побережья требует искусственного образования пляжей.

Климат Черноморского побережья Краснодарского края различен. От Адлера до Туапсе сформировался уникальный, единственный в России уголок влажных субтропиков. Это самый северный район этой климатической зоны. Климат побережья от Туапсе до Анапы средиземноморский. Он отличается от сочинского несколько более низкими зимними температурами и меньшим количеством осадков. Климат Азовского побережья умеренно континентальный с чертами морского.

Климатические особенности курортов Краснодарского края характеризуются таким набором средних многолетних параметров и их сочетанием, которые считаются наиболее комфортными, создают наиболее благоприятные условия для укрепления здоровья человека и многократно повышают эффективность санаторно-курортного лечения. В целом рекреационные ресурсы Азово-Черноморского побережья имеют высокую эстетическую, познавательную и оздоровительную ценности и могут быть широко использованы в различных видах туризма.

Наличие большого количества гор в непосредственной близости от хорошо освоенного в рекреационном отношении побережья предоставляет широчайшие возможности для развития в регионе пешеходного туризма, альпинизма, скалолазания, спелеотуризма, различных видов экстремального туризма.

Геологические ресурсы поселка Красная Поляна, наличие высоких гор и соответствующих склонов стали основой для развития здесь в зимний период горнолыжного спорта, а в летний период - различных видов горного туризма.

Целостность природных комплексов, взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов в природном комплексе требуют осторожного вмешательства человека в природную среду в процессе хозяйственной деятельности, общения с природой. С этой целью необходимо разработать региональную целевую программу охраны природных комплексов.

Природные лечебные ресурсы Краснодарского края - это минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов, озер, пляжи водных объектов, ландшафтно-климатические и другие условия, используемые для санаторно-курортного лечения и профилактики заболеваний, отдыха и туризма.

Сегодня лечение морем занимает одно из ведущих мест в курортной медицине большинства мировых курортов. Азово-Черноморское побережье края является единственным в России субрегионом, который в полном объеме может предоставить комплекс талассотерапии или приморской климатотерапии.

Уникальность курортам Краснодарского края придает богатейшая гидроминеральная база региона, которая представлена минеральными водами бальнеологического и питьевого профиля, лечебными грязями.

На территории края прошли государственную экспертизу 45 месторождений минеральных вод, еще 173 участка являются перспективными для изучения и дальнейшей разработки.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день состояние скважин и большинства минералопроводов оценивается как неудовлетворительное, их износ составляет от 80 до 100 процентов. Практически все эти сооружения нуждаются в модернизации или полной замене. Коммерческие организации, эксплуатирующие их, не стали эффективными собственниками. В результате снижения числа отпускаемых бальнеологических процедур и, соответственно, удорожания эксплуатации месторождений цены на процедуры с использованием минеральных вод и лечебных грязей постоянно растут.

Природные лечебные ресурсы Краснодарского края настолько велики и разнообразны, что создают практически неограниченные возможности для развития климатических (приморских, горных, предгорных, равнинных, степных бальнеогрязевых) курортов для лечения самого широкого спектра заболеваний.

Необходимо провести работы по обобщению всех данных о лечебных ресурсах Краснодарского края с целью создания краевого реестра природных лечебных ресурсов (минеральных вод и лечебных грязей), что позволит иметь четкое представление о возможностях дальнейшего развития гидроминеральной базы и использования столовых и лечебно-столовых вод в целях розлива и пакетирования лечебных грязей.

Несмотря на то, что лечебная составляющая в предлагаемых курортами края услугах постоянно увеличивается, использование в санаторно-курортном лечении природных минеральных вод снижается. Растет тенденция замены их искусственными (суррогатными) или преформированными лечебными факторами с использованием различных видов современного оборудования зарубежного производства.

Поэтому для дальнейшего развития курортов Краснодарского края помимо изыскания новых месторождений природных лечебных ресурсов необходимо создавать новые подходы к лечению минеральными водами и лечебными грязями, разрабатывать новые медицинские технологии и современные методы и методики лечения.

Перспектива развития Краснодарского края как курорта во многом зависит от качества и разнообразия его уникальных природных лечебных ресурсов. Развитие же туризма неизбежно влечет за собой как позитивные, так и негативные для окружающей среды последствия.

Все крупные города Азово-Черноморского побережья края относятся к наиболее загрязненным. До настоящего времени продолжают испытывать острый дефицит воды питьевого качества город-курорт Анапа и города Геленджик и Новороссийск. В то же время, по некоторым экспертным оценкам, запасы пресных вод для питьевого водоснабжения города Геленджика освоены лишь на 20 процентов. Не обеспечены питьевой водой также Ейский, Щербиновский, Темрюкский районы. Износ водопроводных и канализационных сетей с каждым годом возрастает, что приводит к потерям воды и перебоям в водоснабжении.

Особую проблему в регионе Азово-Черноморского побережья представляет собой охрана уникальных природных комплексов, имеющих важнейшее значение для развития курортов и туризма. К сожалению, многие природные комплексы в последние годы претерпели значительные изменения, в основном по причине вырубки лесов, урбанизации причерноморских ландшафтов, общей деградации многих ценных биоценозов.

Значительное количество памятников архитектуры, истории, монументального искусства находится под негативным воздействием экологических и антропогенных факторов, при этом многие из них утрачиваются.

.3 Перспективы развития рынка туризма в Краснодарском крае

туризм рекреационный курортный экономика

Особенностью современного этапа развития туризма является формирование цивилизованных рыночных отношений в сфере туризма.

Возрождается внутренний туризм. Разрабатывается новая государственная концепция развития туризма в условиях рыночных отношений, расширяются международный туристский поток и география туристских поездок. При этом приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего и въездного туризма.

На развитие санаторно-курортного и туристского комплекса края и на аналогичные комплексы Российской Федерации в ближайшие годы будут влиять следующие факторы:

·структурные и качественные реформы, проводимые в экономике туризма: изменение форм собственности и смена собственников, дальнейшее сокращение числа государственных объектов санаторно-курортного и туристского назначения, изменение законодательной базы;

·значительное снижение уровня доходов населения, связанное с пиком платежей по государственному внешнему долгу, колебаниями валютных курсов и политическими и военными конфликтами;

·снижение загрузки большинства здравниц в результате резкого сокращения бюджетного финансирования социального туризма;

·снижение финансовой устойчивости, ценовой и сервисной конкурентоспособности организаций санаторно-курортного и туристского комплекса края в связи с сокращением туристских потоков, ростом налогов, земельных и коммунальных платежей;

·несоответствие существующей материально-технической базы санаторно-курортного и туристского комплекса края требованиям платежеспособного клиента.

В результате комплексного воздействия этих и других факторов на финансово-хозяйственную деятельность организаций санаторно-курортного и туристского комплекса края уже сегодня резко снизилась их рентабельность, многие здравницы не имеют свободных финансовых средств, необходимых им для реконструкции собственных основных фондов и внедрения инноваций.

Прямые и косвенные доходы от туризма могут резко сократиться, что негативно скажется на финансовом положении как самого санаторно-курортного и туристского комплекса края, так и на экономике курортных городов и районов края.

Главным направлением в развитии средств размещения должна стать реконструкция существующего фонда санаторно-курортного и туристского комплекса края с незначительным увеличением его вместимости и доведение его комфортности до среднеевропейского уровня.

При этом финансирование строительства новых средств размещения и реконструкция действующих средств размещения должны вестись частными и корпоративными инвесторами.

Весь объем бюджетного финансирования санаторно-курортного и туристского комплекса края необходимо направить на реконструкцию существующих и строительство новых инженерных сетей, модернизацию городских коммуникаций (прежде всего очистных сооружений, водоводов, сети тепло- и энергоснабжения), развитие транспортной системы, пляжного хозяйства, инфраструктуры развлечений.

Реализация задач, стоящих перед санаторно-курортным и туристским комплексом края, станет возможной только при наличии выверенной маркетинговой стратегии и тактики, включая коммуникационную составляющую по продвижению курортного и туристского продукта на внутреннем и международном рынках.

Единого федерального органа, осуществляющего государственное регулирование в области туризма и лечебного (рекреационного) туризма как его части, в Российской Федерации не существует. Курортным делом занимается Министерство здравоохранения Российской Федерации, а туризмом - Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. Вследствие отсутствия связи между Минздравом России и Минэкономразвития России проводится несогласованная и разновекторная государственная политика, что, безусловно, отрицательно сказывается на развитии санаторно-курортного комплекса в целом.

Несмотря на то, что законодательство Российской Федерации и законодательство Краснодарского края, регламентирующие деятельность санаторно-курортного и туристического комплекса Краснодарского края, обширны, существует целый ряд причин, по которым они должны быть дополнены и переработаны. Среди этих причин можно назвать следующие:

oслабое отражение в действующем законодательстве реалий рыночной экономики, в условиях которой функционируют санаторно-курортные и туристские организации; необходимость устранения существенных противоречий, имеющихся в действующем законодательстве;

oнеобходимость научного обоснования и приведения в соответствие с современными требованиями существующих медицинских стандартов и критериев проведения лицензирования медицинской деятельности санаторно-курортных организаций, аттестации медицинских работников санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края и сертификации оказываемых ими услуг.

С целью преодоления этих негативных явлений Минздрав России и Минэкономразвития России подготовили проекты новых нормативных правовых актов.

Так как проблема законодательно-нормативного обеспечения деятельности санаторно-курортного и туристского комплекса наиболее актуальна для края, необходимо воспользоваться правом законодательной инициативы, выйти с предложениями в Государственную Думу и Правительство Российской Федерации о включении в разрабатываемые законодательные акты норм, регулирующих функционирование хозяйствующих субъектов, оказывающих санаторно-курортные и туристские услуги.

Основными направлениями совершенствования законодательства Российской Федерации и законодательства Краснодарского края в сфере санаторно-курортного и туристского комплекса края должны стать:

) включение вопросов развития санаторно-курортного и туристского комплекса края в долгосрочные программы социально-экономического развития Краснодарского края как приоритетного направления государственной политики;

) унификация понятийного аппарата в сфере санаторно-курортного и туристского комплекса в соответствии с рекомендациями Всемирной туристской организации и Европейского союза, международными конвенциями и соглашениями, в том числе совершенствование общероссийских классификаторов в части вопросов, отнесенных к туризму и туристской деятельности;

) дальнейшее совершенствование норм, регламентирующих деятельность санаторно-курортного и туристского комплекса, а также принятие подзаконных актов, направленных на конкретизацию таких норм. Разработка и принятие подзаконных актов, регулирующих предоставление услуг в различных сферах туристской деятельности (культурно-познавательный туризм, конгрессно-выставочный туризм, услуги частных гостиниц, а также туристское обслуживание неорганизованных отдыхающих, экскурсионные услуги), определение порядка осуществления деятельности по продаже прав на клубный отдых, чартерные перевозки воздушным транспортом, морские круизы;

) разработка и принятие нормативного правового акта о системе туристских обозначений и знаков;

) разработка и принятие нормативных документов о порядке ведения краевого государственного статистического учета и отчетности в сфере санаторно-курортной и туристской деятельности;

) разработка и принятие подзаконных нормативных актов о создании и мерах государственной поддержки туристских центров краевого значения, включая вопросы планирования и регулирования туристских потоков на территории края с учетом интересов государства и местного населения;

) разработка новых стандартов, норм и систем классификации всех сегментов индустрии туризма, отвечающих требованиям Всемирной торговой организации, правилам и стандартам Европейского Союза, внедрение международной системы сертификации услуг в области туризма, в том числе услуг, предоставляемых частными гостиницами;

) разработка и принятие ряда поправок в действующую законодательную и нормативную базу, а также внесение проектов новых нормативных правовых актов, регламентирующих процесс вовлечения малых средств размещения в санаторно-курортный и туристский комплекс края;

) разработка нормативных правовых актов о финансовых расчетах в области туризма (дорожные чеки, кредитные карты), выпуске и обращении государственных (муниципальных) ценных бумаг (туристских облигаций), использование которых позволит создать дополнительные источники финансирования объектов индустрии туризма на курортах Краснодарского края.

Реализация поставленных задач в сфере туризма и курортного дела возможна в рамках краевой целевой программы, предусматривающей совершенствование законодательного и нормативного обеспечения деятельности санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края.

Стратегической целью Концепции является формирование условий для создания на территории Краснодарского края современного, конкурентоспособного и высокоэффективного санаторно-курортного и туристского комплекса, доступного для всех слоев населения страны. Предполагается, что данная Концепция станет основой для разработки краевой целевой программы «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края» на 2003-2010 годы. При этом отдельные ее направления (развитие инженерной инфраструктуры, экология, транспорт, связь, подготовка и повышение квалификации кадров) войдут в общую программу в виде самостоятельных подпрограмм.

Основные направления развития санаторно-курортного и туристского комплекса края сформированы в условиях незаконченного перехода экономической системы страны от централизованно планируемой экономики к рыночной экономике. Для устойчивого экономического развития санаторно-курортного и туристского комплекса края определены следующие приоритеты:

) ускоренное завершение основных институциональных преобразований, в том числе:

совершенствование организационно-экономического механизма развития санаторно-курортного и туристского комплекса края;

создание новой и совершенствование имеющейся нормативной правовой базы, регулирующей вновь возникающие правоотношения, в том числе связанные с активным использованием индивидуальных домовладений для ведения предпринимательской деятельности в области оказания санаторно-курортных услуг;

поддержка и развитие въездного, внутреннего туризма;

совершенствование системы статистического учета и отчетности;

приведение в соответствие с современными требованиями существующих положений, медицинских стандартов и критериев проведения лицензирования медицинской деятельности санаторно-курортных организаций, аттестации медицинских работников санаторно-курортного комплекса и сертификации оказываемых ими услуг;

разработка новых стандартов, норм и систем классификации средств размещения туристов, отвечающих требованиям Всемирной туристской организации, правилам и стандартам Европейского союза для всех сегментов индустрии туризма, внедрение международной системы сертификации услуг в области туризма, в том числе услуг, предоставляемых малыми средствами размещения;

) создание условий для эффективного функционирования объектов санаторно-курортного и туристского комплекса края, в том числе:

расширение и упрощение краевой программы субсидирования части процентной ставки по кредитам, полученным в кредитных организациях предприятиями санаторно-курортного и туристского комплекса края, в том числе за счет включения в программу предприятий, основным видом деятельности которых оказание санаторно-курортных услуг не является, но которые осуществляют финансирование мероприятий, направленных на развитие курортной инфраструктуры курортных городов и районов края;

формирование системы поддержки предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса края, осуществляющих реконструкцию собственных основных фондов, путем предоставления им налоговых льгот, установления режима административного благоприятствования;

разработка подпрограммы по подготовке и повышению квалификации кадров, занятых в сфере оказания санаторно-курортных и туристских услуг;

разработка комплексных методик лечения на основе курортных факторов края; формирование маркетинговой стратегии продвижения санаторно-курортных и туристских услуг на внутреннем и внешнем рынках;

разработка комплекса мер по обеспечению безопасности туристов, прибывающих на отдых в Краснодарский край;

) разработка подпрограммы по сохранению природных лечебных ресурсов и улучшению экологии курортов, включающей мероприятия по обеспечению экологической безопасности населения на уровне национальных и международных стандартов, а также по предотвращению техногенных и экологических катастроф;

) развитие туризма как одной из перспективных отраслей экономики края, способной дать значительный социально-экономический эффект:

реконструкция и завершение строительства туристских объектов, расположенных в районах с наиболее высоким туристским потенциалом;

подготовка и создание базового пакета информационно-рекламных материалов о возможностях регионального туристского рынка;

участие туристских организаций в проведении международных, федеральных и региональных туристских выставок;

проведение рекламных кампаний в средствах массовой информации с целью формирования положительного имиджа Азово-Черноморского побережья Краснодарского края и продвижения туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках.

Реализация намеченной цели является капиталоемкой и потребует привлечения в эту сферу значительных инвестиционных ресурсов. Объемный масштаб проблем общегосударственного и регионального значения предполагает объединение усилий и концентрацию финансовых ресурсов бюджетов всех уровней. Для этого необходимо создать портфель первоочередных предложений, ориентироваться на консолидированные инвестиционные средства, установив режим наибольшего благоприятствования для приоритетных инвесторов.

Необходимо отметить, что проблема привлечения инвестиций является жизненно важной для края. Создание благоприятного инвестиционного климата является приоритетной задачей социально-экономического развития санаторно-курортного и туристского комплекса края. Для реализации поставленной задачи исключительно важное значение приобретает наличие законодательства Краснодарского края, обеспечивающего прозрачность инвестиционного процесса, стабильность правового поля, защиту прав инвестора как собственника и льготные условия функционирования предприятий в период реализации инвестиционного проекта. В связи с вышеназванным необходимо продолжить работу по совершенствованию законодательства Краснодарского края, стимулирующего инвестиционную деятельность.

1.4 Классификация видов туризма

Классификация в туризме обозначает выявление его отдельных форм и видов в зависимости от основного показателя - критерия.

Как всякая друга классификация, классификация видов туризма помогает более досконально изучить развитие туризма, его видоизменения и основные тенденции.

По существующей в мировой практике оценке масштабов туристского движения, к туристам «относят всех лиц, которые временно и добровольно переменили место жительства с любой целью, кроме деятельности, вознаграждаемой в месте временного проживания». Лиц, пребывающих в свободное время в какой-либо местности менее 24 ч, считают экскурсантами. Путешествия в пределах своей страны объединяются понятием «внутренний (национальный) туризм», а за её пределами - «иностранный туризм».

По форме и содержанию туризм разнообразен: прогулки, походы, экскурсии, лагеря, слеты и др.

В зависимости от цели путешествий туризм подразделяется на:

· познавательный (экскурсионный) - посещение чем-либо привлекательных мест, осмотр культурных, исторических, природных достопримечательностей;

· спортивный туризм - участие в спортивных мероприятиях;

· любительский - охота, рыболовство и прочее;

· пригородный туризм - массовые краткосрочные выезды больших коллективов, отдельных групп и лиц за город, в том числе в специальные зоны отдыха;

· социальный туризм - участие в общественных мероприятиях;

· деловой - посещение объектов, представляющих профессиональный интерес;

Принято различать туризм организованный - путешествие по программе, намеченной туристским учреждением, с предоставлением комплекса услуг, и неорганизованный, так называемый самодеятельный, - путешествие по плану, разработанному самим туристом, с более или менее значительной долей самообслуживания.

Экскурсия - это коллективное посещение определенных объектов с познавательной или научной целью. Экскурсии также преследуют цель расширения кругозора, общего культурного развития человека.

Туристическая экспедиция представляет собой организованное многодневное путешествие в малоисследованный район, которое осуществляется со специальными исследовательскими целями.

Самой доступной и массовой формой туризма являются походы.

Туристический поход - это путешествие с активным способом передвижения в отдаленных от места жительства районах, осуществляемое с образовательной, оздоровительной, спортивной, исследовательской целью. В зависимости от целей походы могут быть познавательной, оздоровительной, спортивной направленности.

Главной целью государственной политики в области туризма является создание в Российской Федерации современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристических услугах.

Основной задачей развития туризма в Российской Федерации является формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристического продукта на внутреннем и международном рынках.

Эффективное развитие туризма позволит значительно увеличить поток иностранных туристов в Россию и приток валютных поступлений в экономику страны, а также обеспечить, с одной стороны, рост налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, а с другой стороны, учитывая воздействие туризма на все стороны жизни общества, - развитие смежных отраслей экономики и повышение занятости населения.


. Экономика регионального туризма на примере Краснодарского края.

.1 Социально-экономическая ситуация в Краснодарском крае с 2007 по 2014 г.

Еще пару лет назад в большинстве регионов России выездной туризм преобладал над внутренним, то есть региональным и межрегиональным. Развитие регионального туризма сдерживалось целым рядом негативных факторов, к которым относятся: бедность ассортимента предлагаемых услуг, стереотипное восприятие России как страны неблагоприятной для туризма, недостаточное развитие туристской инфраструктуры, отсутствие условий для инвестиций, а также слабая реклама туристских возможностей регионов

Сегодня уже и не вспомнишь, что собой представлял Краснодарский край до 4 июля 2007 года. До того дня, когда президент Международного олимпийского комитета Жак Рогге объявил городок на побережье Черного моря столицей Олимпиады. Каким был его бюджет? Что думали о нем российские и иностранные инвесторы? Как часто он мелькал в сводках федеральных новостей и встречал на своей земле президентов?

Проведение в городе Сочи Олимпиады 2014 г. активизировало приток инвестиций в инфраструктуру Черноморского побережья Краснодарского края.

Несмотря на прогнозы об ускоренном росте экономики в регионе до проведения Олимпиады и снижение ее после их проведения Краснодарскому краю после Олимпиады достанется самая современная инфраструктура, на создание которой в обычном режиме было бы потрачено несколько десятков лет. Уже сегодня построены новые дороги и портовые комплексы, развивается энергетика, газификация и в процессе строительства самая прогрессивная в мире инфраструктура связи. Отдельным достоянием, безусловно, станет уникальная спортивная база, которая в свою очередь будет использована в еще одном глобальном проекте будущего - Чемпионате мира по футболу, который, как мы помним, пройдет на нашей территории в 2018 году.

В период с 2008 по 2014 г. социально-экономическая ситуация в Краснодарском крае увеличилась от 1,6% до 31,1%.

Также во всех перечисленных секторах в июне получен прирост объёмов продукции (работ и услуг). Позитивное изменение показателей отразилось и на уровне жизни населения: сохранена положительная динамика реальных денежных доходов населения; сохранен прирост среднемесячной номинальной; сокращена задолженность по оплате труда; уровень регистрируемой безработицы составляет 0,9% от экономически активного населения.

Но даже с такими показателями явного экономического бума в Краснодарском крае нет. Просто реализуется ряд крупных инвестпроектов, под которые выделены значительные средства. На их фоне возникает иллюзия экономического подъема.

Следует отметить, что помимо олимпийских объектов развивается и гостиничная индустрия. Так, построены гостиницы и аналогичные средства размещения с пятью звездами на 2 тысячи номеров, четырехзвездочных - на 10 тысяч и трехзведочных - на 13,5 тысячи, что позволило практически в пять раз увеличить номерной фонд Краснодарского края с данными категориями звездности (согласно аналитической записке Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю «Оценка масштабов туризма и его влияния на экономику Краснодарского края»).

С учетом мультипликативного эффекта от развития индустрии гостеприимства в Сочи появилось дополнительно 150 тысяч рабочих мест. Чтобы разместить новых жителей курорта, понадобилось дополнительно более 7 млн. квадратных метров доступного жилья. Миграционная политика привлечения квалифицированных специалистов основана на различных программах, которые стимулируют социальное строительство и ипотечное кредитование.

К этому нужно добавить, что в отношении товаров, которые продаются в свободной экономической зоне Сочи предусмотрено применение преференций: иностранные товары размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения запретов и ограничений экономического характера.

Все вышеперечисленное способствует активному продвижению Сочи на пути становления курортом мирового класса. Это в свою очередь сказывается на общем уровне качества жилой недвижимости Сочи. Во многих новостройках предусмотрены отдельно стоящие крытые автостоянки, детские игровые площадки, бассейны, гостевые автомобильные парковки. Все чаще характеристика строящегося жилья включает такие компоненты, как обеспечение охраны и безопасности, автономные системы жизнеобеспечения, использование высококачественных строительных и отделочных материалов.

Как результат, имеем повышение уровня благосостояния населения, обусловленный с одной стороны комплексным экономическим эффектом от развития туристской индустрии и проведения Олимпийских игр, а с другой стороны, благоприятным социально-экономическим режимом. Уровень качества жизни в Сочи вплотную приближается к западным стандартам.

С 2007 г. в Краснодарском крае идет реализация краевой целевой программы, предусматривающей совершенствование законодательного и нормативного обеспечения деятельности санаторно - курортного и туристского комплекса Краснодарского края (Таблица 1).

Таблица 1 - Целевые показатели Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2015 года млрд. руб.

Показатель200520062007200820092010201120122015Въезд иностранных граждан в Россию (млн поездок)22,222,522,925,127,228,529,831,535-36Темп роста%101,4101,8109,6108,4104,8104,6105,7111,1Численность обслуженных в средствах размещения (внутренний туристский поток) (млн. чел.)24,81026,56729,031,033,035,037,540,046-48Темп роста%107,1109,2106,9106,5106,1107,1106,7115,0Количество гостиниц (ед.)48125375600067007500830092001020013000-14000Темп роста%111,7111,6111,7111,9110,7110,8110,9127,5Число ночевок в гостиницах (тыс.)5192255148780008710097240107900119600131820156000Темп роста%106,2141,4111,7111,6111,0110,8110,2118,3Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения (млн. руб.)600987471188900107560130140157460190520224800370000Темп роста%124,3119,0120,9121,0121,0121,0118,0164,6Экспорт туристских услуг (млрд. руб.)564,0604,4679,6796,3913,01029,71146,01262,71613Темп роста%107,2112,4117,2114,7112,8111,3110,2127,7Инвестиции в основной капитал (млрд. руб.)532,6599,0709,7983,31257,01531,01804,62278,22898,5Темп роста%112,5118,5138,6127,8121,8117,9126,2127,2

Стратегической целью Концепции является формирование условий для создания на территории Краснодарского края современного, конкурентоспособного и высокоэффективного санаторно-курортного и туристского комплекса, доступного для всех слоев населения страны. Данная Концепция явилась основой для реализации долгосрочной краевой целевой программы «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края» на 2011-2015 годы.

Общий объем финансирования Программы составляет 922553,6 тыс. рублей, в том числе:

за счет средств федерального бюджета - 92834,0 тыс. рублей;

за счет средств краевого бюджета - 824540,0 тыс. рублей, из них:

год - 238817,0 тыс. рублей;

год - 130070,0 тыс. рублей;

год - 127953,0 тыс. рублей;

год - 158300 тыс. рублей;

год - 169400,0 тыс. рублей.

Планируется привлечение средств местных бюджетов в сумме 5179,6 тыс. рублей, из них:

год - 4754,6 тыс. рублей;

год - 125 тыс. рублей;

год - 300,0 тыс. рублей.

Реализация мероприятий Программы позволит к 2015 году:

. Увеличить количество туристов более чем на 17%, что составит около 14,0 млн. человек.

Данные представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Количество отдыхающих в Краснодарском крае за 2009-2015 гг.

Показатель2009 год2010 год2011 год2012 год2013 год2014 год2015 годКоличество отдыхающих, всего11,9310,5310,911,412,313,414Темп роста%88,3103,5104,6107,9108,9104,5Количество размещенных лиц в коллективных средствах размещения (гостиницах, санаториях, домах отдыха, турбазах и другом)2,502,562,72,893,193,633,83Темп роста%102,4105,5107,0110,4113,8105,5Количество отдохнувших в детских оздоровительных лагерях0,1650,1600,1610,1640,1680,1720,177Темп роста%96,9100,6101,9102,4102,4102,9Количество неорганизованных отдыхающих9,277,818,038,388,99,69,93Темп роста%84,3102,8104,4106,2107,9103,4

2.2 Краснодарский край после Олимпийских игр 2014

Зимние Олимпийские игры 2014 года оставили городу Сочи богатое наследство. Скоростные автомобильные и железные дороги, современный аэропорт, новые круизный порт, яхтенная марина - все это открывает новые возможности для приема туристов. Благодаря появлению первоклассных гостиниц с удобными конференц-залами у города Сочи появились отличные возможности для развития делового туризма, а созданный на курорте Российский Международный Олимпийский Международный Университет (РМОУ) открыл двери для развития туризма образовательного.

Серьезным показателем туристского развития города является наличие гостиничных комплексов. Размер номерного фонда Сочи увеличился на 24 тысячи мест. Не менее важным стало появление и самого бренда курорта. Благодаря проведению мирового праздника спорта, приморский город стал известен всему миру. Важно использовать эти возможности и использовать популярность курорта для его развития, - заметила представитель Всемирной туристской организации (ЮНВТО) Изабель Гарания.

Опытом использования олимпийской известности поделились гости из Китая. Оказывается, после проведения Олимпиады в Пекине руководство страны провело целый ряд информационных туров для представителей туристской отрасли многих государств мира. Зарубежные гости смогли познакомиться с обновленным Пекином, а затем рассказали о нем в своих странах. Кстати говоря, зимние Олимпийские игры 2014 года значительно повысили интерес к Сочи у китайских граждан. Помимо спортивной славы курорта, зарубежные гости из КНР испытывают огромный интерес к посещению дачи Иосифа Сталина и музея Николая Островского.

Для привлечения туристов в Сочи необходимо сформировать различные туристские предложения, рассчитанные как на несколько дней, так и на двухнедельный отдых. Гости курорта должны иметь возможность выбирать экскурсионные программы. Кто-то хочет восхищаться природой, а кто-то стремится посещать исторические места, - поделился предложением глава московского представительства государственного управления по делам туризма КНР Лю Цзяньмин.

Стоит отметить, что олимпийское наследие Сочи позволило значительно разнообразить отдых в приморском городе. По словам министра курортов и туризма Краснодарского края Евгения Кудели объем предоставляемых услуг на курортах Краснодарского края, включая олимпийскую столицу, вырос на 40 процентов по сравнению с прошлым годом. Ярким примером расширения туристических возможностей стали новые горнолыжные комплексы Сочи. К примеру, знаменитый курорт «Роза Хутор», где во время зимних Олимпийских игр 2014 года было разыграно самое большое количество олимпийских наград, готов встречать туристов не только зимой, но и летом.

Как показывает практика, гостям интересно не только кататься на лыжах по снегу, но и совершать прогулки по горам в летние месяцы, Для этого на курорте созданы все условия - работают отели, кафе, рестораны, функционируют подъемники, сформированы прогулочные и велодорожки, создан веревочный парк развлечений и пляж в горах. Уже этим летом мы ежедневно принимает до шести тысяч посетителей, - рассказал директор сочинского филиала курорта «Роза Хутор» Александр Белокобыльский.

Конечно, решить задачу загрузки олимпийского курорта одним лишь увеличением развлекательных услуг невозможно. Зачастую главным фактором при выборе места отдыха становится ценовая политика. Но если еще недавно отдых в Сочи считался безумно дорогим, то сегодня гости курорта могут снять номер в любой новой гостинице по цене, не превышающей 2000 рублей в сутки.

Владельцы мест размещения в Сочи откорректировали свою ценовую политику и отдых на курорте уже стал доступным. В этом году город уже принял более двух с половиной миллионов туристов, это на 30 процентов выше показателя предыдущего года, - рассказал министр курортов и туризма Краснодарского края Евгений Куделя.

Решается в Краснодарском крае и проблема транспортной доступности курортов. Специально для этого запущена программа «Открытое небо». Она позволит расширить географию рейсов, выполняемых в аэропорт
Сочи. Увеличится и поток иностранных туристов - в рамках реализации программы рассматривается возможность безвизового въезда в Сочи на срок не более 72 часов.
Конечно, описать все интересные проекты по увеличению туристского потенциала Краснодарского края, которые стали возможны благодаря проведению зимних Олимпийских игр 2014 года, в одной статье невозможно Отметим самое главное - мировой спортивный праздник значительно повысил интерес ко всей Кубани. В этом году цифра отдохнувших в Краснодарском крае туристов наверняка превысит 12 миллионов человек. Значительно больше прошлогодних показателей! А это значит, что увеличатся и объемы средств, поступающих в краевой бюджет. Таким положительным опытом использования наследия крупных спортивных мероприятий Краснодарский край сегодня готов поделиться со всей Россией.

Заключение

Российская Федерация обладает огромными потенциальными возможностями по развитию туристской сферы. Однако эти возможности до последнего времени использовались в совершенно недостаточной степени. Основные причины такого положения, определяются как социально-экономическим кризисом в стране, так и недостаточным уровнем развития инфраструктуры туризма в России.

Развитие туризма в России - важное направление деятельности в нашей экономике. Россия - исключительно привлекательная страна, причём не только для иностранцев, но и для россиян.

Успешное развитие внутреннего туризма в последние годы особенно заметно в регионах страны.

Возрождается внутренний туризм. Разрабатывается новая государственная концепция развития туризма в условиях рыночных отношений, расширяются международный туристский поток и география туристских поездок. При этом приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего и въездного туризма

Уникальность курортам Краснодарского края придает богатейшая гидроминеральная база региона, которая представлена минеральными водами бальнеологического и питьевого профиля, лечебными грязями.

Поэтому для дальнейшего развития курортов Краснодарского края помимо изыскания новых месторождений природных лечебных ресурсов необходимо создавать новые подходы к лечению минеральными водами и лечебными грязями, разрабатывать новые медицинские технологии и современные методы и методики лечения. Сохраняя уникальность имеющегося опыта организации санаторно-курортного лечения в России, который в 46 странах мира взят за образец, необходимо сформировать новый лечебный курортный продукт, отвечающий требованиям мировых стандартов. Создание такого продукта практически невозможно без проведения научно-исследовательских работ и ведения маркетинговых исследований по его реализации.

Краснодарский Край всегда считался центром туризма и отдыха, и после Олимпиады это направление получило новый импульс. Проведение зимних Олимпийских игр в Сочи положило начало появлению нового для России типа городов - круглогодичного курорта, где можно отдыхать как летом - на море, так и зимой - в горах. После завершения Зимней Олимпиады 2014 года, ее столица Сочи развивается как элитный курорт и место для бизнес-туризма. В будущем прогнозируется рост туризма на 45,8% или на 12,1 млн. руб. Следует отметить, что рост обеспечен благодаря усилению материально-технической базы размещения, повышением уровня и культуры услуг. За 5 лет она удвоилась.

Как итог, можно сказать, что наследие зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи позволило значительно повысить туристский потенциал всего южного региона России. Сейчас в Краснодарском крае отрабатываются механизмы, которые позволять поднять отечественный туризм на международный уровень.

Список литературы

1.Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края №292- П «Об утверждении Концепции развития санаторно-курортного и туристического комплекса Краснодарского края на 2003-2010 годы»

.Александрова А.Ю. Международный туризм. М., 2011.

3.Биржаков М.Б. Введение в туризм - М.: 2011.

4.Борисов Ю.Н. Маркетинг в туризме - М.: 2013.

.Браймер Р.А Основы управления в индустрии гостеприимства /Пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 2009.

.Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. - М.: Финансы и статистика, 2013.

.Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов/ Пер. с англ. под ред. Р.Б. Ноздревой. - М.: ЮНИТИ, 2011.

.Основы менеджмента туризма /Науч. ред. В.А. Квартальнов. - М.: РМАТ, 2009.

.Попова Р.Ю. Маркетинг, реклама и информация в туризме. - М.:2009.

.Пузакова Е.П., Честникова В.А. Международный туристический бизнес. - М.: «Экспертное бюро», - 2011.

.Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. - М.: «Ось-89», - 2008.

.Сенин В.С. Введение в туризм: Учебник. - М.: Наука, 2010.

.Ткачева Т.Н. Рынок туристских услуг России // Международный бизнес России. - 2009 - №11

Похожие работы на - Экономика регионального туризма на примере Краснодарского края

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!