80
а) Предельные отклонения основного отверстия мкм,
,
предельные отклонения вала мкм, мкм
(из табл. П.4, П.5).
б) Наибольшие (Dmax,
dmax) и
наименьшие (Dmin,dmin)
предельные размеры отверстия и вала
в) Допуски отверстия и вала :
г) Набольший ()
и наименьший () предельные
зазоры:
д) Допуск посадки:
Графическое изображение полей допусков посадки с
зазором
Для посадки с натягом :
а) Предельные отклонения основного отверстия мкм,
,
предельные отклонения вала мкм, мкм
(из табл. П.4, П.5).
б) Наибольшие (Dmax,
dmax) и
наименьшие (Dmin,dmin)
предельные размеры отверстия и вала
в) Допуски отверстия и вала
г) Набольший ()
и наименьший () предельные
зазоры:
д) Допуск посадки:
Графическое изображение полей допусков посадки с
зазором
Для переходной посадки :
а) Предельные отклонения основного отверстия мкм,
,
предельные отклонения вала мкм, мкм
(из табл. П.4, П.5).
б) Наибольшие (Dmax,
dmax) и
наименьшие (Dmin,dmin)
предельные размеры отверстия и вала
в) Допуски отверстия и вала
г) Набольший ()
и наименьший () предельные зазоры
д) Допуск посадки
Графическое изображение полей допусков посадки с
зазором
9. Для системы
вала из табл. П.7 по номинальному значению сопрягаемого размера d
и квалитету YT принимается
поле допуска основного вала и выбираются все рекомендуемые посадки с
отклонениями отверстий для данного основного вала, которые заносятся в
отдельную таблицу 2.
10. Из
табл. П.8, П.9 и П.10 находятся соответствующие табличные отклонения основного
вала (es и ei)
и отверстий (ES и EI)
в мкм, которые записываются во 2-ю и 3-ю колонки таблицы.
Таблица 2. Система вала
N/n
|
H
|
h
|
TD
|
Td
|
Предельный
размер, мм
|
Зазоры,
мм
|
Натяги,
мм
|
Tn
|
|
ES
|
EI
|
es
|
ei
|
|
|
Dmax
|
Dmin
|
dmax
|
dmin
|
Smax
|
Smin
|
Nmax
|
Nmin
|
|
F7/h7
|
+83
|
+43
|
|
-40
|
40
|
40
|
135,083
|
135,043
|
135
|
95
|
123
|
43
|
|
|
80
|
D8/h7
|
+208
|
+145
|
|
|
63
|
|
135,208
|
135,145
|
|
|
248
|
145
|
|
|
103
|
E8/h7
|
+148
|
+85
|
|
|
63
|
|
135,148
|
135,085
|
|
|
188
|
|
|
103
|
F8/h7
|
+106
|
+43
|
|
|
63
|
|
135,106
|
135,043
|
|
|
146
|
43
|
|
|
103
|
H8/h7
|
+63
|
|
|
|
63
|
|
135,063
|
135
|
|
|
103
|
|
|
|
103
|
Js8/h7
|
+31
|
-31
|
|
|
63
|
|
135,031
|
134,969
|
|
|
71
|
-31
|
|
|
102
|
K8/h7
|
+20
|
-43
|
|
|
63
|
|
135,02
|
134,957
|
|
|
60
|
|
-43
|
|
103
|
M8/h7
|
+8
|
-55
|
|
|
63
|
|
135,008
|
134,945
|
|
|
48
|
|
-55
|
|
103
|
N8/h7
|
-4
|
-67
|
|
|
63
|
|
134,996
|
134,933
|
|
|
36
|
|
-67
|
|
103
|
U7/h7
|
-170
|
-210
|
|
|
40
|
|
134,83
|
134,79
|
|
|
|
|
-210
|
-130
|
80
|
11. Применяя
записанные отклонения, для каждой посадки в системе вала рассчитывают величины
всех табличных параметров аналогично п. 3 настоящей методики.
12. Для
трех посадок в системе вала (одной с зазором ,
одной переходной и одной с натягом )
даём расчет всех табличных параметров и привести графическое изображение полей допусков
этих трех посадок начиная с посадки :
а) Предельные отклонения вала мкм,
,
предельные отклонения основного отверстия мкм,
мкм
(из табл. П.8, П.9 и П.10).
б) Наибольшие (Dmax,
dmax) и
наименьшие (Dmin,dmin)
предельные размеры отверстия и вала
в) Допуски отверстия и вала
г) Набольший ()
и наименьший () предельные зазоры
д) Допуск посадки:
Графическое изображение полей допусков посадки с
зазором
Для посадки с натягом :
а) Предельные отклонения вала мкм,
,
предельные отклонения основного отверстия мкм,
мкм
(из табл. П.8, П.9 и П.10).
б) Наибольшие (Dmax,
dmax) и
наименьшие (Dmin,dmin)
предельные размеры отверстия и вала
в) Допуски отверстия и вала
г) Набольший ()
и наименьший () предельные зазоры
д) Допуск посадки
Графическое изображение полей допусков посадки с
зазором
Для переходной посадки :
а) Предельные отклонения вала мкм,
,
предельные отклонения основного отверстия мкм,
мкм
(из табл. П.8, П.9 и П.10).
б) Наибольшие (Dmax,
dmax) и
наименьшие (Dmin,dmin)
предельные размеры отверстия и вала
в) Допуски отверстия и вала
г) Набольший ()
и наименьший () предельные зазоры
д) Допуск посадки
Графическое изображение полей допусков посадки с
зазором
Задача №2. Расчет и выбор посадки с зазором
подшипника скольжения по упрощенному варианту
Исходные данные: число оборотов вала п. об/мин -
1000; радиальная нагрузка на опору R,
Н - 20000; длина сопряжения I, мм - 85; номинальный диаметр сопряжения d,
мм - 100; используемое масло - Тур 30.
Порядок выполнения:
1. Определяем
угловую скорость вала
2. Определим
среднее удельное давление на опору сопряжения
3. Определение
коэффициента вязкости масла при рабочей
температуре : Для масла Тур 30
Выбираем
4. Определим
величину масляного
зазора
5. Определяем
шероховатости поверхностей отверстия и вала
6. Находим
величину
7. Определяем
минимальный масленый слой выбранной посадки
8. Проверка
достаточности слоя смазки (оценка возможности жидкостного режима трения). Для
обеспечения жидкостного трения необходимо, чтобы микронеровности цапфы и
вкладыша не касались при работе подшипника, а для этого должно выполняться
условие
По полученным значения ,
то есть условие выполняется.
Вывод: по условию жидкостного трения посадка обеспечивает
условие работы подшипникового узла при заданном тепловом режиме.
Задача №3. Расчет и выбор посадки с натягом
(прессовые посадки)
отверстие вал подшипник допуск
Исходные данные: наружный диаметр вала ;
внутренний диаметр вала наружный диаметр
втулки ;
длинна сопряжения ; материал - Ст.
40; крутящий момент - 1200.
Порядок выполнения:
. По исходным данным определяем минимально
допустимое эксплуатационное давление, способное передать заданный крутящий момент
. Найдём материал
Данное значение соответствует стали 3.
. Определим шероховатость
. Определяем коэффициент Ляме
5. Определим величину наименьшего натяга без
учета шероховатости
. Определим величину наименьшего натяга с учетом
шероховатости
. Определяем наибольший расчетный натяг без
учета шероховатости
Определяем наибольший расчетный
натяг с учета шероховатости
По полученным технологическим натягам выбираем
стандартную посадку ЕСДП с натягом в системе отверстия. Условию выбора .
8. Проверим выбранную посадку на прочность
и оценим возникающие напряжения.
Для этого определим максимальное удельное
давление выбранной посадки:
Графическое изображение полей допусков посадок с
зазором
Задача № 4. Расчет и выбор посадок подшипника
качения
Исходные данные: наружный диаметр D,
мм - 230; внутренний диаметр d,
мм -100; нагрузка R, Н - 4500;
вид нагружения по D: циркулярно
нагруженные кольца; вид нагружения по d:
местно нагруженные кольца.
Порядок выполнения:
. Определяем техническую характеристику
подшипника качения, исходя из легкой серии по d,
ближе по числовому значению:
Принимаем: Внутренний диаметр ;
Наружный диаметр ; Обозначение
подшипника: 1000916; Ширина подшипника ;
Радиус закругления .
. 0пределяем интенсивность радиальной
нагрузки
где: -
радиальная реакция опоры на подшипник, ;
-
рабочая ширина посадочного места подшипника (,
где -
ширина подшипника, ; -
радиус закругления, ); -
динамический коэффициент посадки, зависящий от характера нагрузки (в данном
случае (при перегрузке до 150 %, умеренных толчках и вибрации) );
-
коэффициент, учитывающий степень ослабления посадочного натяга при полом вале
или тонкостенном корпусе, при сплошном вале ;
-
коэффициент неравномерности радиальной нагрузки между
рядами роликов в двухрядном коническом роликоподшипнике.
Для радиальных и радиально-упорных подшипников с
одним наружным или внутренним кольцом .
Местным нагружением нагружено внутренее кольцо
подшипника, и для него по табл. П.19, используя подсчитанную интенсивность
радиальной нагрузки и диаметр
отверстия внутреннего кольца подшипника ,
производим уточнение поля допуска для сопрягаемого вала: в 6 квалитете это поле
js6.
Окончательно выбираем для вала посадку .
. Посадка кольца с циркулярным
нагружением назначается по табл. П.20. Для нормального режима работы с
перегрузками не более 150 % при сопрягаемом диаметре табл.
П.20 рекомендует два поля допуска: G7
для неразъемного корпуса и H7
для разъемного. Поскольку информация о конструкции корпуса в исходных данных не
оговаривается, выберем в качестве предпочтительного поля допуска отверстия H7,
то есть обеспечивает большую точность и защиту от вибраций подшипникового узла.
Окончательно выбираем для корпуса посадку .
4. По буквенному обозначению полей допусков
посадок для внутреннего и наружного колец
подшипника определим предельные отклонения.
Определим отклонения посадочных поверхностей
вала и корпуса, сопрягаемых с подшипником. В нашем примере для вала 100
js6 по табл. П5 .
Для отверстия по табл. П.4
Определим отклонения на посадочные элементы
самого подшипника по табл. П.22. Для внутреннего кольца .
Для наружного кольца
Графическое изображение полей допусков посадки с
зазором
Графическое изображение полей допусков посадки с
зазором
4. Проверим выполнение условия положительности
посадочного зазора
где -
начальный радиальный зазор (до установки подшипника на вал и в корпус); -
посадочный зазор (после установки подшипника); и
-
деформации соответственно наружного и внутреннего колец.
По внутреннему посадочному диаметру подшипника
из табл. П.23 определяем величину начального радиального зазора подшипника при
его изготовлении (по основному ряду). Для этого из табл. П.23 выписываются
максимальный и минимальный начальные зазоры, а затем подсчитывается средний
начальный зазор.
Для нашего примера
,
Определим величину приведенного
диаметра для каждого кольца
5. Определим деформацию каждого кольца от максимально
возможного натяга соответствующей посадки
, т. к. посадка
наружного кольца - с зазором.
6. Определим величину посадочного зазора
Условие положительности посадочного зазора,
необходимое для работы подшипника, выполняется.
Похожие работы на - Взаимозаменяемость и технические измерения
|