Современный ВУЗ как открытая образовательная система
Министерство образования РФ
Ставропольский государственный
университет
РЕФЕРАТ
по педагогике
на тему: «Современный ВУЗ как открытая
образовательная система»
Выполнила: Чаплина Галина
Ставрополь, 2003
План
Введение. 3
1. Понятие
открытой системы, ее свойства. 4
2. Внутренняя
структура ВУЗа. 7
3. Внешняя
структура ВУЗа. 9
4.
Информационные технологии в открытых образовательных системах. 11
Заключение. 13
Литература. 14
Введение
Структура высшего
учебного заведения, как и структура любой организации, не может быть чем-то
статичным, не подлежащим изменению и развитию. Особенно динамично должна
совершенствоваться структура вуза в современной ситуации: условиях переходного
периода. Высокий уровень динамики структурных перестроек связан со следующими факторами
[3, c.3]:
- Повышение самостоятельности
вузов в решении своих проблем, обусловленное развитием многоканального финансирования,
а в правовом плане – появлением нормативных актов (Закон «Об образовании»,
Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»), создающих
правовую основу самостоятельности вуза в решении вопросов структурных
преобразований;
- Изменение запроса на
образовательные и научно - исследовательские услуги и работы.
В перечне вузовских
специальностей и направлений появилось большое количество новых, нередко не
укладывающихся в сложившуюся структуру, факультетов и других образовательных
подразделений вуза. Многие вузы создали школы бизнеса, факультеты и институты,
пошли по пути выделения новых специальностей в самостоятельные подразделения
или, наоборот, укрупнения факультетов, объединения их в институты.
На современном этапе ВУЗ
не может успешно функционировать, будучи закрытой системой. Поэтому большое
значение приобретает изучение ВУЗа как открытой образовательной системы, ее
целей, задач и структуры.
В теории управления можно
выделить три основных и наиболее общих подхода: функциональный, процессный,
системный и ситуационный [7, 22].
В рамках системного
подхода (С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, В.И. Зверева, Ю.А. Конаржевский,
П.И. Третьяков, Т.К. Чекмарева, Т.И. Шамова, С.В. Яблонский
и др.) образовательное учреждение рассматривается как сложная социально-педагогическая
система, т. е. как совокупность взаимосвязанных между собой элементов. В этом
случае деятельность руководителя есть построение целостной модели управления
школой с учетом всего многообразия субъективных и объективных факторов ее развития,
а также модели управления ее разнообразными компонентами, как совокупностью
взаимозависимых подсистем, с учетом того, что неправильное функционирование
одной из них может повлиять на систему управления в целом.
Ситуационный подход
(М.Альберт, С.Доннел, Ю.Ю. Екатерино-славский, Г. Кунц, М.Х. Мескон, Т.
Питерс, Р.Уотерман, Ф.Хедоури и др.) есть управление образовательным
учреждением в зависимости от особенностей конкретной ситуации.
В специальной литературе
(В.Г. Афанасьев, П.К. Анохин, Н.В. Кузьмина, Ю.А. Конаржевский,
В.А. Якунин и др.) отмечается, что любая система имеет: цель, задачи,
функции, признаки, структуру, атрибуты, отношения или взаимодействия, наличие
двух или более типов связи (прямой и обратной), уровни иерархии [1, c.6].
Различают закрытые и
открытые системы, отражающие характер связи системы и среды. Системы считаются открытыми,
когда между системой и средой происходит обмен (ввод, вывод), или закрытыми,
когда такого обмена не происходит. Под вводом подразумевается все, что
поступает в систему извне. Речь в этом случае может идти о материалах, энергии
и информации. Путем переработки материала, поступившего в систему,
вырабатывается новый материал, передаваемый во внешний мир (вывод).
Педагогическая система
есть «социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе
сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными
ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и
развитие личности» [7, c.58].
Это «относительно устойчивая совокупность элементов, организационное соединение
людей, сфер их действия, порядка выполнения функций, пространственно-временных
связей, отношений, способов взаимодействия и структуры деятельности в интересах
достижения определенных воспитательно-образовательных целей и результатов,
решения запланированных культурно-развивающих задач воспитания и обучения
человека» [1, c.7].
Каждая отдельно взятая
педагогическая система (в частности, ВУЗ как образовательная система) является
сложной потому, что сама в своем составе имеет подсистемы в виде групп, классов
и т.п., но и сама эта система входит в качестве подсистемы в систему
образования.
Педагогическую систему
относительно закрытого типа характеризует четко выраженная внутренняя
структура, часто иерархическая; она строится по определенным правилам, и
индивид подчиняется в ней группе.
Наоборот, для открытой
педагогической системы характерны высокая степень индивидуализма, минимум
стремления членов коллектива к поддержанию как внутренних, так и внешних
границ.
Под внутренними границами
могут подразумеваться, например, границы между администрацией и сотрудниками,
между старшими и младшими сотрудниками и т.д.
Под внешними границами
имеется в виду то, что отделяет коллектив от остального общества.
Относительная открытость
и относительная закрытость влияют на процессы, происходящие в системе. В рамках
образовательных учреждений это видно довольно отчетливо.
ВУЗ, имеющий характер
сравнительно замкнутой системы с четко очерченными границами по отношению к
окружению, характеризуется, в частности тем, что имеет слабые контакты с
внешним миром, редкую смену персонала, редко или никогда не участвует в обмене
опытом, отвергает новые идеи, идеологии и методы обучения.
Образовательная структура
открытого типа динамична, открыта опыту, имеет широкие контакты с внешним
миром.
Образовательная система,
будучи неотъемлемой частью общества, выполняет его социальный заказ. Все это
дает основания рассматривать систему управления образовательным учреждением с
позиций современного менеджмента. В случае рассмотрения системы управления
высшим учебным заведением с позиций менеджмента представляется целесообразным
говорить о многоуровневом образовательном менеджменте. Охарактеризуем кратко
основные «этажи» этого управления [4, c.15].
Ректорат вырабатывает стратегию развития вуза
и концептуальные принципы его деятельности, опираясь на которые организует,
руководит работой по подготовке специалистов. Именно на этом управленческом
уровне формируются философия и идеология образовательного учреждения на основе
общечеловеческих ценностей и принятых в обществе норм морали, по аналогии с
философией любой стремящейся к успеху организации.
Учебно-методическое
управление –
уровень, на котором обеспечивается организация учебного процесса и его
оснащение учебно-методическими материалами путем координации деятельности
кафедр и деканатов. Одной из главных задач работы управления является задача
распространения философии и идеологии вуза. На этом же управленческом уровне
функционируют научно-исследовательский сектор, структура по международным
контактам и другие подразделения.
Деканат осуществляет
административно-организационную работу, как со студентами, так и с
профессорско-преподавательским составом кафедр. И этот управленческий уровень
опирается в своей деятельности на принципы и нормы идеологии вуза, что особенно
важно в процессе работе со студентами. Здесь же, наряду с учебной работой,
имеет место деятельность научно-исследовательской части факультета, отдела по
работе с иностранными студентами.
Кафедры являются основными учебно-научными
структурными подразделениями вуза, осуществляющими учебную, методическую,
научно-исследовательскую, воспитательную работу среди студентов, а также
подготовку научно-педагогических кадров и повышение их квалификации. Кафедра
организует и координирует работу группы преподавателей, объединенных
образовательным направлением, например, социально-гуманитарных дисциплин.
Кафедра строит свою работу, исходя из концептуальных основ идеологии вуза.
Преподаватель обеспечивает управление и
организацию на уровне непосредственного проведения занятий – лекций, семинаров,
практических занятий и внеаудиторного общения. Помимо занятий он ведет, как
правило, научно-исследовательскую работу, поэтому должен быть компетентен в
вопросах воспитания, социально-экономической, политической и культурной жизни
общества, владеть социальной психологией и навыками управления коллективом,
поскольку именно на этом уровне происходит разъяснение жизненных норм, философии
и идеологии образовательного учреждения.
Образовательные
учреждения развивают свою инфраструктуру, создавая повсеместно свои
представительства, филиалы, учебно-консультативные пункты, сети дистантного
образования по месту жительства студентов в больших и малых городах регионов,
которые и образуют внешнюю структуру ВУЗа.
• степень
сложности внешнего окружения;
• степень
динамизма внешнего окружения [3, c.4].
Ситуация низкой
неопределенности характеризуется стабильностью жизнедеятельности организации, в
том числе и оргструктуры.
Все другие ситуации,
особенно высокой неопределенности, требуют от руководителя и самой организации
достаточной гибкости. Существуют две основные стратегии поведения организаций в
позициях достаточно высокого динамизма или сложности окружающей среды.
1. Усложнение структуры
самой организации, выделение в ней специализированных отделов и служб, чьей
задачей является преодоление сложности окружающей среды. Так, сложность
рыночных отношений привела к гигантскому росту разнообразных органов,
призванных осуществлять функцию контроля за предприятиями и организациями; в
вузах это выразилось в увеличении отделов, управлений, служб, а также появлению
вместо классической тройки проректоров (учебы, науке, АХЧ) целого ряда
руководителей, ведущих вопросы финансов, экономики, безопасности и т.д.
2. Другая стратегия носит
принципиально другой характер: преодоление сложности происходит путем
распределения полномочий и делегирования ответственности. Данная стратегия
строится на признании того факта, что неопределенность окружающей среды
наилучшим способом преодолевается на первичном, низовом уровне организации.
Действующее
законодательство об образовании предоставляет широкие возможности в этом плане.
В соответствии со ст.7
Закона «Об образовании» (1992) образовательные учреждения могут создавать
филиалы, отделения, структурные подразделения, которые по доверенности головной
организации могут осуществлять полностью или частично правомочия юридического
лица, в т.ч. иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и
других кредитных организациях [2, с.29].
В принятом в 1996 г. ФЗ
от 22.08.96 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
была предпринята попытка конкретизации понятия филиала. В соответствии с п.2
ст.7 вышеуказанного закона филиалами вуза являются обособленные структурные
подразделения, расположенные вне места его нахождения. В соответствии с п.3
ст.8 вузы самостоятельны в формировании своей структуры; структурные
подразделения вуза могут наделяться по доверенности полностью или частично
правомочиями юридического лица в порядке, предусмотренном уставом вуза.
В последние годы все
большее значение в развитии ВУЗов как открытых образовательных систем
приобретает использование современных информационных технологий. Для этого
необходимо создать систему информационной поддержки всех процессов,
выполняемых в образовательных учреждениях.
Если использовать
системный подход и рассматривать вуз как открытую образовательную систему, то
можно выделить пять подсистем информационной системы [6, с.15]:
- систему
обеспечения доступа к глобальным информационным ресурсам (ворота в мир
информации);
- систему удаленного
доступа;
- образовательную
систему;
- административную
систему;
- транспортную
систему.
Рис. 1. Вуз
как открытая образовательная система
Основное назначение
системы обеспечения доступа к глобальным информационным ресурсам – подключение
вуза на программном уровне к глобальным информационным ресурсам. Система
удаленного доступа обеспечивает, в свою очередь, аппаратное подключение вуза к
глобальным информационным ресурсам.
Образовательная система
предназначена для управления образовательными процессами в вузе.
Административная система управляет управленческими процессами в вузе. А
транспортная система обеспечивает транспорт для информационных потоков внутри
вуза.
К компонентам информационных
технологий, используемым в настоящее время в вузах, относятся:
- научно-образовательные
порталы, обеспечивающие доступ как глобальным информационным ресурсам со
стороны вуза, так и доступ к внутренним информационным ресурсам вуза;
- системы
дистанционного обучения, обеспечивающих экспорт образовательных процессов во
внешний мир;
- системы
автоматизации документооборота вуза, предназначенные для управления
административной информации;
- сетевые
технологии, обеспечивающие доступ на аппаратном уровне к глобальным
информационным ресурсам и транспортную систему для внутренней информации вуза.
Для эффективного
функционирования этих компонент необходимо использовать три уровня
администрирования:
- нижний уровень –
сетевое администрирование;
- средний уровень –
администрирование системы дистанционного обучения и администрирование системы
документооборота;
- верхний уровень –
администрирование научно-образовательного портала.
Произошедшие в последнее
десятилетие преобразования, попытки проведения экономических реформ, инволюция
административно-командной системы – все это и многое другое явилось
предпосылками для возрождения интереса к богатому мировому опыту управления.
Современная ситуация в
теории и практике мирового менеджмента характеризуется синтезом и развитием
разработанных ранее взглядов основных «школ управления», а также разработкой
новых представлений об управлении, на основе взаимодействия трех основных
подходов: системного, процессного и ситуационного, согласно которому любая
организация есть открытая система, взаимодействующая со средой.
Мы рассмотрели
характеристики ВУЗа как открытой образовательной системы, а также внешнюю и
внутреннюю структуру ВУЗа.
Интенсивному развитию
ВУЗа как открытой образовательной системы в современных условиях способствует
широкое внедрение информационных технологий.
1. Дендерина В.И. Педагогические теории,
системы, технологии. – Ставрополь: СГУ, 1999. – 138 с.
2. Елисеева Л. Б. Структурные
подразделения вуза: правовые аспекты // Университетское управление: практика и
анализ. – 1999. – №3-4. – С.27-31.
3. Клюев А.К. Структурные подразделения
вуза с правомочиями юридического лица: стратегия, проблемы, перспективы //
Университетское управление: практика и анализ. – 1999. – №3-4. – С.3-9.
4. Сенашенко В., Сенаторова Н., Солнцева
Н. Рынок образования нуждается в профессиональных менеджерах // Платное
образование. – 2002. - № 2. – С.14-16.
5. Соколова И.Ю. Основы управления
педагогическими системами: Курс лекций. – Ставрополь: СГУ, 2000. – 83 с.
6. Солдаткин В.И. Проблемы создания
информационно-образовательной среды открытого образования // Университетское
управление: практика и анализ. – 2001. – № 4. – С.14-17.
7. Третьяков П.И. Адаптивное управление
педагогическими системами. – М.: Академия, 2003. – 368 с.