Современные условия функционирования образовательных систем
Министерство образования РФ
Ставропольский
государственный университет
РЕФЕРАТ
по педагогике
на тему: «Современные условия функционирования
образовательных систем»
Выполнила: Чаплина Галина
Ставрополь, 2003
Содержание
Введение. 3
1. Понятие образовательной системы,
ее свойства. 4
2. Социальный заказ как цель
функционирования образовательной системы.. 9
3. Функционирование образовательных
систем в рамках единого образовательного пространства. 10
4. Функционирование образовательных
систем на региональном уровне. 11
Заключение. 14
Литература. 15
Введение
Образование представляет собой социальный институт, в
наибольшей степени определяющий пути развития общества. Будучи связанным с
другими социальными институтами и подверженным влиянию со стороны базисных
социальных структур и надстройки, он в значительной степени отражает все их
социально-политические и экономические противоречия, несмотря на свою
относительную автономность. Кроме того, образование, в силу специфических
особенностей своего становления и функционирования, оказывается достаточно
инертным в условиях реформирования, что приводит к определенным, порой
негативным социальным последствиям. Доказательством этого могут служить
результаты школьных реформ в России, предпринимаемых на разных этапах развития системы
школьного образования. Причины неудач реформаторов кроются в недостаточном
прогнозировании результатов, в игнорировании системного характера института
образования, его связей с другими социальными институтами, в недостаточном
учете специфики образования как процесса.
В последние годы появились работы, посвященные анализу
функционирования и структурных особенностей отдельных видов образования,
исследования, посвященные различным сторонам жизнедеятельности субъектов
образования, проектированию модели специалиста, проблемам эффективности
управления образованием и обучением. Как свидетельствуют результаты
многочисленных исследований, в процессе развития система образования регулярно
приходит в противоречие с потребностями развития науки и производства. Переход
к новым технологиям, к новым средствам коммуникации, системам управления людьми
требует коренных преобразований и в подходах к обучению новым знаниям.
В научной литературе содержится множество формулировок
понятия «система». При этом выделяется два основных подхода к ее формированию:
1) указание ее целостности в качестве существенного признака всякой системы; 2)
понимание системы как множества элементов вместе с отношениями между ними.
Под системой понимается «целеустремленная целостность
взаимосвязанных элементов, имеющая новые интегративные свойства, отсутствующие
у каждого из них, связанная с внешней средой» [13, c.8].
В специальной
литературе (В.Г. Афанасьев, П.К. Анохин, Н.В. Кузьмина, Ю.А. Конаржевский,
В.А. Якунин и др.) отмечается, что любая система имеет: цель, задачи,
функции, признаки, структуру, атрибуты, отношения или взаимодействия, наличие
двух или более типов связи (прямой и обратной), уровни иерархии [5, c.6].
Среди многих видов социальных систем выделяют
педагогические системы. По своим характеристикам педагогические системы имеют
реаль-ный (по происхождению), социальный (по субстанциональному признаку),
сложный (по уровню сложности), открытый (по характеру взаимодействия с внешней
средой), динамический (по признаку изменчивости), вероятностный (по способу
детерминации), целеустремленный (по наличию целей), самоуправляемый (по
признаку управляемости) характер. При условии целеустремленности и динамичности
они еще обладают развивающимися свойствами, что проявляется в их постоянной
изменчивости. Педагогические системы являются открытыми, т.к. между ними и
окружающей действительностью происходят информационные процессы [13, с.9].
Многие видные ученые посвятили свои работы системному
подходу, в которых в разной степени полноты рассматривается такое явление, как
педагогическая система. Разные авторы дают следующие формулировки понятия
«система»:
1) множество взаимосвязанных компонентов, составляющих
определенное целое в своем строении и функционировании (С.И. Архангельский)
[10, с.8];
2) определенная общность элементов, функционирующих по
внутренне присущим ей целям (Ю.К. Бабанский) [10, с.9];
3) выделенное на основе определенных признаков
упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью
функционирования и единством управления и выступающих во взаимодействии со
средой как целостное единство (Т.А. Ильина) [10, с.12]. В качестве
педагогической системы рассматривается и учебный процесс, и средства, методы,
организационные формы обучения;
4) любой процесс, проходящий в определенных условиях,
в совокупности с этими условиями (В.П. Беспалько) [10, с.11]. Системы, в
которых протекают педагогические процессы, определяются как педагогические
системы, обладающие определенными элементами или объектами и их взаимосвязями
или структурами и функциями. В качестве системы может выступить вуз, техникум и
т.д., в составе которых подразделяются административная, хозяйственная и др.
подсистемы. Но ведущим элементом в них является педагогическая подсистема, она
же одновременно и система. Педагогическая система, как и любая другая система,
имеет свою структуру (дидактическая задача, технология обучения,
общественно-государственный заказ, субъекты образовательного процесса). Также
под педагогической системой понимается определенная совокупность
взаимосвязанных средств, методов, процессов, необходимых для создания
организованного целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на
формирование личности с заданными качествами.
Педагогическая
система есть «социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе
сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными
ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и
развитие личности» [12, c.58]. Это «относительно
устойчивая совокупность элементов, организационное соединение людей, сфер их
действия, порядка выполнения функций, пространственно-временных связей,
отношений, способов взаимодействия и структуры деятельности в интересах
достижения определенных воспитательно-образовательных целей и результатов,
решения запланированных культурно-развивающих задач воспитания и обучения
человека» [5, c.7].
В рамках системного подхода (С.И. Архангельский, В.П.
Беспалько, В.И. Зверева, Ю.А. Конаржевский, П.И. Третьяков, Т.К. Чекмарева,
Т.И. Шамова, С.В. Яблонский и др.) образовательное учреждение
рассматривается как сложная социально-педагогическая система, т. е. как
совокупность взаимосвязанных между собой элементов. В ней можно выделить
большое разнообразие образовательных систем. Так, целостный педагогический
(образовательный) процесс представляет собой систему. Процесс обучения, являясь
подсистемой целостного образовательного процесса, также рассматривается как
образовательная система. Учебное занятие – подсистема процесса обучения и, в
свою очередь, представляет собой сложную образовательную систему.
Каждая отдельно
взятая педагогическая система (в частности, ВУЗ как образовательная система)
является сложной потому, что сама в своем составе имеет подсистемы в виде
групп, классов и т.п., но и сама эта система входит в качестве подсистемы в
систему образования.
Педагогическую
систему относительно закрытого типа характеризует четко выраженная внутренняя
структура, часто иерархическая; она строится по определенным правилам, и
индивид подчиняется в ней группе. Наоборот, для открытой педагогической системы
характерны высокая степень индивидуализма, минимум стремления членов коллектива
к поддержанию как внутренних, так и внешних границ.
Функционирование, развитие и саморазвитие
образовательного процесса как педагогической системы – главное условие его
существования. Развитие и саморазвитие – это, в основном, реальное средство
функционирования, то есть в широком понимании – следствие целенаправленной
деятельности. Например, развитие любого человека есть следствие его
деятельности и общения. Всякая образовательная система создается с целью
обеспечения развития роста качественного изменения учащихся, в первую очередь,
на основе их взаимодействий с преподавателем, друг с другом, с учебником, с ЭВМ
и так далее.
Известно, что элементы всякой педагогической системы
могут быть системами низших порядков. Для образовательного процесса как системы
характерно наличие отношений между его объектами и между их свойствами.
Образовательный процесс как система имеет конкретные
цели, функции и свойства, которые отличаются от целей, функций и свойств
составляющих его объектов, отношений и атрибутов. Объекты всякой системы – это
просто ее части, компоненты, а атрибуты – это свойства объектов системы.
Отношения – это то, с помощью чего система объединяется в одно целое, в нашем
случае – это взаимодействие субъектов образовательного процесса в целом.
Наличие двух и более типов связи – также важнейший
признак, характеристика, условие существования образовательного процесса как
деятельной системы.
Целостность – это важнейшее условие существования
образовательного процесса как педагогической системы, главное его свойство и
главный признак. Нарушение целостности приводит к распаду вообще деятельностной
системы как таковой. Свойство целостности обусловливает взаимосвязь,
взаимовлияние, взаиморазвитие всех компонентов и системообразующих факторов
педагогической системы в целом.
Таким образом, образовательный процесс, как деятельная
система находится постоянно в непрерывном развитии, обладая колоссальной
способностью к совершенствованию при условии четкой, научной организации
управления им и наоборот, – проявляет склонность к деградации при отсутствии
или плохой организации управления этим процессом. Никакого человека в принципе
ничему научить нельзя, если он того сам не захочет. Управлять познавательным и
самообразовательным процессом – это значит, в первую очередь, направлять,
помогать, поправлять на основе четкого планирования организации и контроля
процесса в целом.
2. Социальный заказ
как цель функционирования образовательной системы
Образовательная система, будучи неотъемлемой частью
общества, выполняет его социальный заказ. Социальный заказ можно определить как
формирование личности, готовой к жизни в современном обществе, к участию в
общественном производстве с его современным уровнем. Конкретизировать этот
заказ применительно к любой из образовательных систем можно, проанализировав
социально-экономическое состояние общества, конъюнктуру рынка труда, уровень
общественного производства. Анализ социальной структуры позволяет определить
воспитательные цели, отражающие требования к личности, ее нравственности.
С позиций социального заказа конкретизируются и
определяются основные составляющие образовательного процесса: его содержание,
организация и методы. При этом, видимо, анализ содержания должен проводиться не
только с точки зрения обучающего или мировоззренческого эффекта, но и с точки
зрения его воспитывающего потенциала, поскольку в педагогике содержание
предметов часто недооценивается, и воспитывающий эффект связывается лишь с
отдельными дисциплинами, а не с их системой.
Социальный заказ при этом может быть адресован как
системе образования в целом, так и конкретной дидактической системе, на
деятельности которой он сказывается через посредство изменения политики в
области образования. В самом общем виде социальный заказ выражается в идеальной
системе требований к уровню и качеству социализации человека. В более
конкретном виде, будучи трансформированным в локальной системе, он выражается в
определенном содержании образования и принципах организации обучения и
воспитания, определяющих функционирование дидактической системы.
Создание единого образовательного пространства
диктуется теми объективными процессами, которые происходят ныне в мировом
сообществе, предполагающими необходимость интеграции всех сил в освоении
информационных, технологических, экономических и других пространств, что
становится важным, системообразующим элементом дальнейшего прогресса. Так,
интенсивное распространение телекоммуникаций, Интернета и других средств,
явлений, как бы закрепляя реальность взаимодействия в сфере знаний (в широком их
определении), является характерной особенностью сегодняшнего дня и отражает
четко наметившиеся тенденции и потребности формирования больших
интеллектуальных пространств, что напрямую связано с развитием
образовательного пространства [2].
Во всем мире образовательные границы ликвидируются,
повышается мобильность студентов и преподавателей, расширяется обмен научной
информацией. Эволюция современных образовательных систем сегодня есть не что
иное, как целостный процесс непрерывного изменения и развития составляющих их
элементов с направленностью на интеграцию национальных систем в единое мировое
образовательное пространство.
Интеграция российской высшей школы в мировое
образовательное пространство, ставшая возможной вследствие формирования
открытого общества в России, предполагает активное участие российских вузов в
международном рынке образовательных услуг, участие в международных
образовательных и научно-исследовательских программах, обучение в России, а
также в российских учебных заведениях и филиалах российских вузов за рубежом
значительного контингента иностранных студентов по приоритетным направлениям
науки и техники [6].
Процесс дальнейшего сближения образовательных систем
на региональном уровне определяется характером развития экономических систем
регионов России. Необходимо как можно быстрее проанализировать те достижения и
промахи, которые есть в любой системе образования, наметить пути интеграции
различных образовательных систем для достижения гармонии интересов населения
различных территорий. При этом важно рассматривать факты, события, тенденции в
их взаимосвязи и взаимообусловленности, интерпретировать их значимость с точки
зрения их системных свойств, вклада в развитие единого образовательного
пространства (регионального, федерального, мирового) как главного условия
интеграции различных экономических и политических систем.
Повышение социокультурной роли этнического фактора во
всех сферах общественного устройства явилось важнейшей особенностью
современного мира, привело к усилению регионализма в развитии общества. Термин
«регионализм» (учет национальных, экономических и других особенностей, присущих
какому-либо региону страны) конкретизируется в понятии «регионализация
образования». Как указывает В.М. Петровичев, регионализация образования есть
процесс обеспечения полноты и непрерывности процесса образования конкретного
ребенка, проживающего на данной территории [7, с.34]. Регионализация
образования с точки зрения дидактики – это учет региональных особенностей в
содержании и организации учебного процесса. Подобный подход получил отражение в
нормативных документах, подготовленных Министерством образования РФ. Это
наделение регионов правом и обязанностью выбора собственной образовательной
стратегии, создания собственной программы развития образования в соответствии с
региональными социально-экономическими, географическими, культурно-демографическими
и другими условиями.
В последние годы
все большее значение в развитии и функционировании открытых образовательных
систем приобретает использование современных информационных технологий. Для
этого необходимо создать систему информационной поддержки всех процессов,
выполняемых в образовательных учреждениях.
Определяющим условием эффективности модернизации
российского образования на основе новых информационных ресурсов, технологий
является соответствие информационно-инновационного процесса гуманитарной
сущности современного социально-личностно-ориентированного воспитания и
обучения. Уже на этапе целеполагания разработки и реализации
информационно-образовательных проектов ориентация на возрожденные в
отечественном образовании гуманистические ценности позволяет существенно
ослабить противоречия когнитивной (технологически детерминированной) и
креативной (эвристически детерминированной) идеологий образования. Достижение
соразмерности развития технологической и эвристической компонент образования,
соответственно определяющих его информационный и гуманитарный характер,
обеспечивает единство информационно-образовательного пространства в условиях
вариативности современного образования, способствует устойчивому
функционированию образовательных систем.
Потребность в концептуальной, теоретической разработке
гуманитарных, психолого-педагогических аспектов информатизации образования при
росте интенсивности применения новых информационных ресурсов, технологий в
учебно-воспитательном процессе школ, дошкольных образовательных учреждений,
учреждений дополнительного образования, учреждений профессионального
образования и других типов образовательных учреждений страны, а также
возрастание требований к качеству информационно-образовательных средств
актуализирует исследовательскую научно-практическую деятельность с целью
изучения, обоснования и реализации возможностей сохранения и развития
эвристического потенциала образования при оптимизации его
инструментально-технологической базы.
Изучение, обоснование новых информационных технологий
в качестве средств актуализации, реализации творческого потенциала субъектов
образовательной деятельности (учеников, воспитанников, педагогов, психологов,
управленцев методистов и др.) способствует разрешению методологических,
теоретических проблем информатизации гуманитарного образования, разработке
методических рекомендаций по внедрению информационных технологий в практику
образовательных учреждений.
Для эффективного осуществления
информационно-инновационной деятельности требуются значительные ресурсы
(научные, финансовые, кадровые, технические и пр.), необходимо взаимодействие
образовательных учреждений, апробирующих в своей практике новые информационные
технологии. Ключевую роль в развитии информационно-образовательной
инфраструктуры играют высшие учебные заведения и, прежде всего университеты,
обладающие в достаточной мере необходимыми ресурсами и способные выступить в
качестве научно-методических, экспериментально-исследовательских центров,
осуществляющих поиск эффективных вариантов информационной модернизации
учебно-воспитательного процесса.
Функционирование образовательных систем в современных
условиях проходит на фоне таких неблагоприятных факторов, как социальная и
экономическая нестабильность в обществе, острый дефицит финансовых средств;
неполнота нормативной правовой базы в области образования; систематическое
неисполнение норм законодательства в области образования.
В настоящее время модернизация выступает важным
резервом обновления образовательной системы и приведения ее в соответствие с
современными требованиями. Так, цель модернизации видится, прежде всего, в
создании механизма устойчивого развития системы образования, приведение ее в
состояние соответствия с социально-политическими потребностями страны. Если
понимать модернизацию как процесс поиска новых форм организации образовательной
системы, адекватных сложившимся социальным условиям, необходимо определить
основные параметры развития. В качестве таких основных параметров концепцией
модернизации образования определены качество, доступность и эффективность
образования. Таким образом, развитие (в отличие от процесса функционирования)
можно определить через динамику данных параметров при обеспечении стабильности
образовательной системы.
1. Балыхин Г.А. Управление
развитием образования. Организационно-экономический аспект. – М.: Экономика,
2003. – 428 с.
3. Гневко А.В. Особенности
менеджмента учебных заведений в современных условиях. – СПб.: ИУиЭ, 2002. – 352
с.
4. Гусева Т.И. К проблеме цели
функционирования образовательных систем // Социальные проблемы развития
человеческих ресурсов: Сб. науч. тр. – М., 1998. – С.88-99.
5. Дендерина В.И. Педагогические
теории, системы, технологии. – Ставрополь: СГУ, 1999. – 138 с.
6. Комплексная программа «Интеграция».
– М.: Межвузовский центр образовательных программ, 1995. – С. 36.
7. Петровичев В.М. Региональное
образование: организация, управление развитием. – Тула, 1994. – С. 34.
8. Реформа образования в России
и государственная политика в сфере образования // Вестник образования. – 1992. –
№10. – С. 12.
9. Соколова И.Ю. Основы
управления педагогическими системами: Курс лекций. – Ставрополь: СГУ, 2000. –
83 с.
10. Соколова И.Ю., Хохлова Д.А.
Управление образовательными системами: Уч. пос. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002.
– 122 с.
11. Солдаткин В.И. Проблемы
создания информационно-образовательной среды открытого образования //
Университетское управление: практика и анализ. – 2001. – № 4. – С.14-17.
12.
Третьяков
П.И. Адаптивное управление педагогическими системами. – М.: Академия, 2003. –
368 с.
13. Шамова Т.И., Давыденко Т.М.,
Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами: Уч. пос. – М.: Академия,
2002. – 384 с.
14. Шаповалов В.К. Этнокультурная
направленность российского образования. - М., 2002. - С. 105.