Декларант, его права и обязанности. Иные участники таможенного оформления
В качестве декларанта имеют право выступать лица, указанные в статье 16 ТК РФ, а также любые иные лица, правомочные в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации.
Декларантом может быть только российское лицо, за исключением случаев перемещения товаров через таможенную границу:
физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; иностранными лицами, пользующимися таможенными льготами в соответствии с главой 25 ТК РФ; иностранными организациями, имеющими представительства, зарегистрированные (аккредитованные) на территории Российской Федерации в установленном порядке, при заявлении таможенных режимов временного ввоза, реэкспорта, транзита, а также таможенного режима выпуска для внутреннего потребления товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств; иностранными перевозчиками при заявлении таможенного режима транзита; иных случаев, когда иностранное лицо имеет право распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации не в рамках внешнеэкономической сделки, одной из сторон которой выступает российское лицо.
Права и обязанности декларанта:
При декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для выпуска товаров, декларант вправе:
осматривать и измерять подлежащие декларированию им товары, в том числе до подачи таможенной декларации;
с разрешения таможенного органа брать пробы и образцы подлежащих декларированию им товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации. Отдельная таможенная декларация на пробы и образцы товаров не подается при условии, что такие пробы и образцы указываются в таможенной декларации на товары;
присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра декларируемых им товаров (статьи 371 и 372), при взятии должностными лицами таможенных органов проб и образцов товаров (статья 383);
знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами проведенных исследований проб и образцов декларируемых им товаров;
представлять документы и сведения, необходимые для декларирования товаров, в форме электронных документов в соответствии с ТК РФ;
пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными настоящим Кодексом.
При декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан:
) подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения (статья 131);
) по требованию таможенного органа предъявить декларируемые товары;
) уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату в соответствии с разделом III ТК РФ.
Помимо таможенных органов и декларантов в процедуре таможенного оформления перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств нередко фигурируют и иные его участники, такие как таможенный брокер, специалист по таможенному оформлению, таможенный перевозчик и др.
Таможенным брокером (представителем) может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр таможенных брокеров (представителей) (статья 140). Казенное предприятие не может быть таможенным брокером (представителем).
Таможенный брокер (представитель) совершает от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению таможенные операции в соответствии с ТК РФ.
Таможенный брокер (представитель) вправе ограничить сферу своей деятельности совершением таможенных операций в отношении определенных видов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности либо в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу определенными видами транспорта, а также совершением отдельных таможенных операций или регионом деятельности в рамках региона деятельности одного (нескольких) таможенного органа (таможенных органов).
Отношения таможенного брокера (представителя) с декларантами и другими заинтересованными лицами строятся на договорной основе. Отказ таможенного брокера (представителя) от заключения договора при наличии у него возможности оказать услугу или выполнить работу не допускается.
Обязанности таможенного брокера (представителя) при таможенном оформлении обусловлены требованиями и условиями, установленными ТК РФ в отношении таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенный режим или иную таможенную процедуру. Факт совершения таких операций не возлагает на таможенного брокера (представителя) обязанностей по совершению операций, связанных с завершением действия таможенного режима, а также иных обязанностей, которые в соответствии с ТК РФ возлагаются только на лицо, указанное в статье 16 ТК РФ, перевозчика либо иное лицо.
Таможенный брокер (представитель) уплачивает таможенные пошлины, налоги, если содержание таможенного режима, определенного для декларирования товаров, предусматривает их уплату. За уплату таможенных платежей, подлежащих уплате в соответствии с ТК РФК при декларировании товаров, таможенный брокер (представитель) несет такую же ответственность, как декларант.
Полученная от представляемых лиц информация, составляющая коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, и другая конфиденциальная информация не должны разглашаться или использоваться таможенным брокером (представителем) и его работниками для собственных целей, передав
Обязанности и ответственность таможенного брокера (представителя) перед таможенными органами не могут быть ограничены договором таможенного брокера (представителя) с представляемым лицом.
Условиями включения в Реестр таможенных брокеров (представителей) являются:
) наличие в штате заявителя не менее двух специалистов по таможенному оформлению, имеющих квалификационный аттестат (статья 146);
) наличие полностью сформированного первоначального уставного (складочного) капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя;
) обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии со статьей 339 ТК РФ;
) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами. Страховая сумма не может быть менее 20 миллионов рублей.
Включение в Реестр таможенных брокеров (представителей) производится на основании заявления лица, отвечающего требованиям, установленным статьями 139 и 140 ТК РФ. Заявление о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) должно содержать:
) обращение в таможенный орган с просьбой о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей);
) сведения о наименовании, об организационно-правовой форме, о местонахождении, об открытых банковских счетах заявителя, а также перечень и местонахождение его обособленных структурных подразделений, через которые заявитель планирует осуществлять свою деятельность в качестве таможенного брокера (представителя) на день подачи заявления;
) сведения о намерении ограничить сферу своей деятельности совершением таможенных операций в отношении определенных видов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности либо в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу определенными видами транспорта, а также совершением отдельных таможенных операций или регионом деятельности в рамках региона деятельности одного (нескольких) таможенного органа (таможенных органов) либо осуществлять свою деятельность без таких ограничений;
) сведения об имеющихся в штате заявителя специалистах по таможенному оформлению на день подачи заявления;
) сведения об обеспечении уплаты таможенных платежей в соответствии со статьей 339 ТК РФ;
) сведения о договоре (договорах) страхования риска гражданской ответственности заявителя.
К заявлению о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) прилагаются следующие документы, подтверждающие заявленные сведения:
учредительные документы и документ, подтверждающий факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
свидетельство о постановке заявителя на учет в налоговом органе;
квалификационные аттестаты специалистов по таможенному оформлению, являющихся работниками заявителя;
документы, подтверждающие размер полностью сформированного уставного (складочного) капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя;
документы, подтверждающие обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии со статьей 339 ТК РФ;
подтверждения из банков об открытых в них счетах;
страховой полис.
Свидетельство о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) содержит:
) наименование, указание организационно-правовой формы и местонахождения таможенного брокера (представителя) и его обособленных структурных подразделений, осуществляющих функции таможенного брокера (представителя);
) сведения о размерах и форме обеспечения уплаты таможенных платежей в соответствии со статьей 339 ТК РФ;
) сведения об ограничении сферы деятельности таможенного брокера (представителя), если они установлены.
Свидетельство о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) сроком действия не ограничивается.
Таможенный брокер (представитель) обязан вести учет товаров, в отношении которых им совершаются таможенные операции, и представлять в таможенные органы отчетность о совершенных таможенных операциях (статья 364).
При совершении таможенных операций таможенный брокер (представитель) обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает таможенного брокера (представителя) представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.
Таможенный брокер (представитель) вправе выступать поручителем перед таможенными органами за исполнение обязательств по уплате таможенных платежей представляемым им лицом, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется представление обеспечения их уплаты.
Таможенный брокер (представитель) вправе требовать от представляемого лица представления документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, в том числе содержащих информацию, составляющую коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, и другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение требований ТК РФ.
При заключении договора с представляемым лицом таможенный брокер (представитель) вправе:
предоставлять скидки в отношении цены и предоставлять другие льготы для отдельных категорий представляемых лиц;
устанавливать в качестве условия заключения договора с представляемым лицом требования обеспечения исполнения обязательств этого лица в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Специалистом по таможенному оформлению является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, и имеющее квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ).
Специалист по таможенному оформлению осуществляет свою деятельность в качестве работника таможенного брокера (представителя), он должен иметь квалификационный аттестат ФТС России.
Аттестация на соответствие квалификационным требованиям (далее - аттестация) - проверка квалификации физических лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению. Аттестация проводится в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению по форме, утверждаемой федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. Квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению сроком действия не ограничивается (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ).
Обязательными требованиями к претендентам на получение квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению являются: наличие документа о высшем образовании, полученном в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо наличие документа о высшем образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельства об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем образовании; наличие стажа работы не менее двух лет.
Порядок проведения аттестации, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. При этом к сдаче квалификационных экзаменов допускаются все лица, отвечающие установленным к претендентам требованиям, независимо от их специальной подготовки для сдачи экзамена. Квалификационные экзамены принимаются таможенными органами, определяемыми федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ).
Каждый специалист по таможенному оформлению обязан каждые два года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, в объеме 40 академических часов. Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами, имеющими лицензию на право ведения образовательной деятельности (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ).
Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению
Квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению аннулируется в случае, если:
) установлен факт получения квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению с использованием подложных документов;
) вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься деятельностью в качестве специалиста по таможенному оформлению в течение определенного срока;
) специалист по таможенному оформлению нарушает требования, установленные пунктом 3 статьи 144 ТК РФ;
) специалист по таможенному оформлению неоднократно привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела, предусмотренных статьями 16.1, 16.2, 16.3, 16.15 и 16.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
) специалист по таможенному оформлению нарушает требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленное пунктом 3 статьи 147 ТК РФ.
Решение об аннулировании квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению принимается федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела. Указанной службой выносится мотивированное решение об аннулировании квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению. Копия указанного решения направляется лицу, в отношении которого это решение вынесено, в течение трех дней со дня его вынесения (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ).
Лицо, квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению которого аннулирован, вправе обжаловать решение об аннулировании указанного квалификационного аттестата в соответствии с главой 7 ТК РФ.
Лицо, квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению которого аннулирован, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении указанного квалификационного аттестата:
в течение одного года со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата, если этот аттестат аннулирован по основаниям;
в течение срока, предусмотренного вступившим в законную силу приговором суда, если квалификационный аттестат аннулирован по основанию;
в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию, если квалификационный аттестат аннулирован по основанию.
Еще неотъемлемым субъектом таможенно-правовых отношений является таможенный перевозчик, деятельность которого регламентирована нормами главы 11 ТК РФ, а также утвержденного Приказом ГТК России от 18 января 1994 г. № 20 (с последующими изменениями и дополнениями) Положения о таможенном перевозчике.
Таможенным перевозчиком может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр таможенных перевозчиков.
Таможенный перевозчик осуществляет перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены ТК РФ.
Таможенный перевозчик вправе ограничить регион своей деятельности регионом деятельности одного (нескольких) таможенного органа (таможенных органов).
Отношения таможенного перевозчика с отправителями товаров либо экспедиторами строятся на договорной основе. Отказ таможенного перевозчика от заключения договора при наличии у этого перевозчика возможности осуществить перевозку товаров не допускается.
Таможенный перевозчик обязан:
) соблюдать условия и требования, установленные настоящим Кодексом в отношении перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем;
) вести учет перевозимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в таможенные органы отчетность о перевозке таких товаров (статья 364);
) уплачивать таможенные пошлины, налоги в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 90 ТК РФ;
) соблюдать конфиденциальность информации, полученной от отправителя товаров, их получателя или экспедитора.
Свидетельство о включении в Реестр таможенных перевозчиков содержит:
) наименование таможенного перевозчика, указание его организационно-правовой формы и местонахождения;
) сведения о размерах и форме обеспечения уплаты таможенных платежей в соответствии со статьей 339 ТК РФ;
) указание региона деятельности таможенного перевозчика (в случае ограничения им своей деятельности в рамках региона деятельности одного (нескольких) таможенного органа (таможенных органов)).
Свидетельство о включении в Реестр таможенных перевозчиков действительно в течение пяти лет.
Свидетельство о включении в Реестр таможенных перевозчиков может быть отозвано таможенным органом в случае:
) несоблюдения таможенным перевозчиком хотя бы одного из условий включения в Реестр таможенных перевозчиков, установленных статьей 94 ТК РФ;
) несоблюдения таможенным перевозчиком обязанностей, предусмотренных подпунктом 3 статьи 97 ТК РФ;
) неоднократного привлечения таможенного перевозчика в связи с неисполнением им своих обязанностей к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела, предусмотренных статьями 16.1, 16.2, 16.3, 16.9, 16.11, 16.15 и частью 3 статьи 16.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 118-ФЗ).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, подведем итоги, что товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу России, подлежат таможенному оформлению.
Таможенное оформление производится одновременно с таможенным контролем и представляет собой совокупность действий должностных лиц таможенных органов по обеспечению соблюдения установленного нормами таможенного законодательства Российской Федерации порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Таможенное оформление возложено на отделы таможенного оформления таможен и таможенных постов в местах их расположения и иных местах, определяемых законодательством о таможенном деле и нормативными актами ФТС России о местах таможенного оформления.
Таможенное оформление, включая заполнение документов для таможенных целей, производится на русском языке, но при определенных условиях таможенные органы могут принимать и использовать документы, составленные на иностранных языках, которыми владеют должностные лица таможенных органов.
Исходя из вышесказанного, следует, что нормы законодательства, регулирующие процедуру таможенного оформления, обязательны для исполнения должностными лицами таможенных органов. Что и происходит на практике.
Список используемой литературы
2.Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право России: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. - М.: Юристъ, 2009.
.Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Курс таможенного права Российской Федерации: Учебник для вузов. М., 2007.
.Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть: Учебное пособие. М., 2010.
.Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право: ЦУчебник для вузов. М., 2008.
Нормативно - правовые акты
1.Конвенция МДП 1975 года
2.Таможенный кодекс РФ от 15 октября 2005 года
.Федеральный закон от 29 апреля 2004 года № 58 - ФЗ
.Федеральный закон от 20 августа 2004 года № 118 - ФЗ
.Приказ ГТК России от 18 декабря 2003 года № 1467 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых по таможенной территории Российской Федерации автомобильным транспортом»
.Приказ ГТК России от 16 сентября 2003 года № 1022 «Об утверждении перечня документов и сведений необходимых для оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом»
.Приказ ГТК России от 25 января 1999 года № 38 «Об утверждении Инструкции по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности» (с изм. и доп., включая от 25 марта 2003г.) // БНА. 1990. №17; 2000. №35; 2001. №30, 51; 2002. № 7; Российская газета. 2003. 17 апреля
.Приказ ГТК России от 3 марта 2003 года № 203 «О декларировании товаров» // БНА. 2003. № 16
.Приказ ГТК России от 24 ноября 1999 года № 814 «Об утверждении Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации» (с изм. от 30 сентября 2002г.) // БНА. 2000. № 10; 2002. № 46
.Приказ ГТК России от 24 июля 2001года № 720 «Об утверждении Положения о таможенном режиме таможенного склада» (с изм. и доп., включая от 16 февраля 2003г.) // БНА. 2001. № 39; 2002. № 7, 32; 2003. № 13
.Приложение к Приказу ГТК России от 24 ноября 1999 № 815 «Об утверждении Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу РФ»