представляет собой процесс распределения деятельности во времени, обеспечения взаимодействия различных частей организации в интересах выполнения стоящих перед ней задач. Координация обеспечивает целостность, устойчивость организаций. Чем выше степень разделения труда и теснее взаимозависимость подразделений, тем больше необходимость в координации.
Координационная деятельность бывает:
превентивная, т. е. направленная на предвидение проблем и трудностей;
устраняющая, т. е. предназначенная для устранения перебоев, возникающих в системе;
регулирующая, т. е. направленная на сохранение существующей схемы работы;
стимулирующая, т. е. направленная на улучшение деятельности системы или существующей организации даже при отсутствии конкретных проблем.
. Нормы и формы коммуникаций в организациях
Коммуникации рассматриваются как явление и как процесс. Как явление коммуникации представляют собой установленные нормы взаимодействия между людьми в рамках организаций.
Руководитель, принимая решения и реализуя его среди своих подчиненных, коллег, вышестоящих руководителей, должен управлять возникающими при этом реакциями: либо полной поддержкой, либо противоречиями.
7. Стратегическое управление
Стратегическое управление - разработка и реализация действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности фирмы над уровнем конкурентов.
Содержание стратегического менеджмента:
Анализ внешней среды фирмы
Анализ её внутренней обстановки
Формирование миссии и целей фирмы
Выбор и разработка стратегии на уровне стратегической зоны хозяйствования (СЗХ), фирмы
Анализ портфеля диверсифицированной фирмы
Проектирование организационной структуры
Выбор степени интеграции и систем управления
Управление комплексом «стратегия - структура - контроль»
Определение нормативов поведения и политики фирмы в отдельных сферах её деятельности
Обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании
Совершенствование стратегии, структуры, управления
Основные задачи стратегического менеджмента:
Определение сферы бизнеса и разработка назначения фирмы
Трансформация назначения фирмы в частные долговременные и краткосрочные цели деятельности
Определение стратегии достижения целей деятельности
Разработка и реализация стратегии
Оценка деятельности, слежение за ситуацией и введение корректирующих воздействий.
8. Механические и органические типы управления
Органические структуры больше всего подходят для фирм, которые действуют в быстро меняющейся обстановке, в то время как механистические наоборот - больше подходят для организаций, действующих в условиях, которые меняются довольно медленно.
Механический:
консервативная, негибкая структура организации;
четко определенные, стандартизированные и устойчивые задачи;
сопротивление изменениям;
власть проистекает из иерархических уровней в организации и из позиции в организации;
иерархическая система контроля;
содержанием коммуникаций преимущественно являются распоряжения, инструкции и принятые руководством решения.
Органический:
гибкая структура;
динамичные, не жестко определенные задачи;
готовность к изменениям;
власть базируется на знании и опыте;
самоконтроль и контроль коллег;
многонаправленность коммуникации (вертикальные, горизонтальные, диагональные и др.);
содержанием коммуникации являются информация и советы.
9. Основные функции управления
Основными функциями управления организацией являются:
организация;
нормирование;
планирование;
координация;
мотивация;
контроль;
регулирование.
Организация управления, в этом значении организация управления обеспечивает создание наиболее благоприятных условий для достижения целей (решение конкретных задач, установленных в период времени при минимальных затратах производственных ресурсов).
Функцию нормирования, эта функция оказывает воздействие на поведение объекта четкими и строгими нормами, дисциплинирует разработку и реализацию производственных заданий, обеспечивая равномерный и ритмичный ход производства, его высокую эффективность. Рассчитываемые по этой функции календарно-плановые нормативы (производственные циклы, размеры партий) служат основой планирования, определяют продолжительность, порядок движения планов в процессе производства.
Функция планирования, занимает центральное место среди всех функций. Функция планирования предусматривает определение конкретных задач каждому подразделению на различные плановые периоды и разработку производственных программ.
Функция координации, эта функция реализуется в форме воздействия на коллектив людей, отдельных работников, занятых в процессе производства, со стороны линейных руководителей и функциональных служб.
Функция мотивации, оказывает влияние на коллектив в форме побудительных мотивов к эффективному труду общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер.
Функция контроля, эта функция реализуется на основе данных оперативного, статистического, бухгалтерского учета, выявления отклонений от установленных показателей работы и анализа причин отклонений.
Функция регулирования, сочетается с функциями контроля и координации. В результате воздействия внешней и внутренней среды на производственный процесс происходит отклонение от заданных параметров производственного процесса, выявленных в ходе контроля и оперативного учета, что в конечном счете требует регулирования процесса производства.
10. Общая связь философии, миссии с целями организации
Философия организации определяет культуру, социальные ценности, с которыми данная организация собирается существовать. Соблюдение философии гарантирует успех и благополучие во взаимоотношениях персонала и как следствие - эффективное развитие организации. Нарушение философских постулатов организации ведет к развитию конфликтов между администрацией и работниками, к снижению эффективности функционирования организации, ее имиджа и может привести к банкротству.
Миссия определяет перечень текущих и перспективных направлений деятельности предприятия, выделение приоритетов в стратегии, т.е. тех основополагающих принципов и норм ведения деятельности, которые будут определять образ организации в перспективе. Отличительной особенностью миссии является то, что она должна быть выполнена по истечению определенного периода времени.
Цель - конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность. Цели должны соответствовать ряду требований. К ним относятся: конкурентоспособность и измеримость, ориентация по времени, достижимость, взаимоподдерживаемость, приоритетность.
11. Иерархия в организациях. Ее свойства
Для нее характерны социальные отношения типа :
подчинения,
зависимости,
неравенства.
Иерархия - это разноуровневое распределение частей целого в зависимости от их функций.
Иерархия выступает в нескольких значениях :
. централизация. Она необходима, когда невозможно непосредственное взаимодействие, тогда нужна координация определенной группы людей. Ленин: ... чтобы сэкономить труд централизации... иерархия выполняет здесь инструментальную функцию.
. иерархия как человеческие отношения. Связь здесь односторонняя, как зависимость одного человека от другого.
. иерархия функционирует как власть. Члены организации подчиняются определенным требованиям, над членами организации господствует безличное требование организации.
12. Организационный эффект
Эффект Организационный - проявление синергии в социальных организациях. Означает прирост дополнительной энергии, превышающий сумму индивидуальных усилий их участников. Причем в организациях это явление оказывается управляемым, его можно усиливать, видоизменять.
стратегический менеджмент организация управление
Список литературы
1.Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организации. - М.: ТЕИС, 2004. - 239 с.
2.Милгром П., Робертс Дж. Экономика, организация и менеджмент: В 2-х т. - СПб.: Экономическая школа, 1999. Т.1. - 468 с.
.Веснин, В.Р. Основы менеджмента./ В.Р. Веснин. М.: ТД. «Элит-2000», - 2001. - 440 с.
.Мильнер Б.З. Теория организации. Учеб. 3-е изд.,перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2003.
.Смирнов Э.А. Основа теории организации: Учеб. пособие для вузов. - М. ЮНИТИ, 1998.
.Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973
.Мильнер Б.З. Теория организации. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2000.
.Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособие для вузов. - М.Юнити. 1998.