Уполномоченный по правам человека в РФ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,96 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Уполномоченный по правам человека в РФ














Конституционное (государственное) право России

Курсовая работа

Уполномоченный по правам человека в РФ

Содержание

Введение

Основная часть

Значение и место института Уполномоченного по правам человека в государственно-правовой системе РФ. Назначение и освобождение от должности Уполномоченного

.1 Понятие и место института Уполномоченного по правам человека

.2 Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в РФ

Правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ

.1 Функции Уполномоченного по правам человека в РФ по защите прав человека и гражданина

.2 Полномочия и порядок деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ

Проблемы и пути совершенствования законодательства об Уполномоченном по правам человека в РФ

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Список сокращений

Введение

Конституция новой России провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. Политика Российской Федерации как социального государства «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7). Конституция нашей страны исходит из того, что права и свободы человека незыблемы и никакие другие ее положения не могут им противоречить. Защита государственными органами и институтами, в том числе и внесудебными, прав и свобод основывается на конституционной гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (ч. 1 ст. 45 Конституции РФ).

Актуальность темы данного исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с необходимостью обеспечения охраны и защиты прав и свобод личности.

Институт Уполномоченного по правам человека является новым для России. Неослабевающий интерес к этой теме продиктован тем, что за последние десятилетия в России на фоне возникновения новых экономических отношений, провидимых политических реформ, направленных на изменение взаимоотношений власти и отдельного человека, просматривается существенный прогресс в уделении со стороны власти все большего внимания этой проблематике.

Об этом свидетельствует ныне действующая Конституция Российской Федерации, которая провозгласила в статье 2, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Однако сложность и недостаточная отлаженность ныне действующего механизма правовой защиты прав и свобод граждан, отсутствие эффективной и доступной большинству населения правовой помощи, недостаток должной материальной базы для бесперебойного функционирования системы правовой защиты, низкий уровень правовой культуры и правосознания у представителей государственной власти и должностных лиц, недостаток у граждан навыков правовой самозащиты, отсутствие механизмов эффективного воздействия на юридических и физических лиц, нарушающих личные права, свободы и законные интересов граждан - все это обусловливает необходимость исследования данных вопросов.

Одним из способов решения существующих в этой сфере проблем является создание и развитие института в России Уполномоченного по правам человека.

Основная проблема заключается в признании теоретической, политической, практической значимости и необходимости данного института в российском государстве.

Объектом исследования являются отношения, возникающие в процессе организации и деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, по вопросам соблюдения, охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Предметом исследования являются теоретические, законодательные и практические аспекты деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Для достижения указанных целей автор ставит и предлагает решение следующих задач:

Øопределить понятие и место института Уполномоченного по правам человека в системе органов государственной власти Российской Федерации;

Øпровести анализ правового статуса Уполномоченного по правам человека, конституционно-правовых основ организации и деятельности института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

Øсформулировать рекомендации по совершенствованию законодательства, определяющего конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Методологическую основу исследования составили общенаучные и частно научные методы познания: диалектический, нормативно-логический, историко-юридический, сравнительно-правовой, системный, а также метод статистического анализа.

Большое значение для исследования имеют также работы, посвященные проблемам состояния прав и свобод человека и гражданина в России и гарантий их реализации.

1. Значение и место института Уполномоченного по правам человека в государственно-правовой системе РФ. Назначение и освобождение от должности Уполномоченного

.1Понятие и место института Уполномоченного по правам человека

Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации не входит ни в одну из известных ветвей власти (законодательную, исполнительную и судебную). При назначении на должность Парламентом РФ, что подчеркивает его парламентскую природу, он от него независим и не подотчетен ему, а это свидетельствует о независимости данного государственного органа и именно государственного органа, так как ст. 37 Закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» закрепила: «Уполномоченный и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом Юридического лица, имеющим расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба РФ».

Указанный правовой институт имеет в некоторой степени производное происхождение, является своеобразным аналогом правового института «омбудсман».

Для того, чтобы определить, выяснить, какое же значение институт Уполномоченного по правам человека имеет в развитии демократии в РФ, необходимо отметить, что его становление совпало с периодом многочисленных массовых нарушений прав и свобод человека и гражданина. Положение с утверждением должности Уполномоченного, усугублялось отсутствием знаний о данном институте, внимания со стороны госорганов, средств массовой информации, отсутствием качественного закона, что приводило к объективным трудностям.

Но, несмотря на все трудности и объективные преграды а развитии института, на сегодняшний день можно констатировать, что этап становления института Уполномоченного по правам человека в РФ можно считать завершенным.

Вместе с тем процесс его развития продолжается, оказывая значительное влияние на формирование человеколюбивого, демократичного государства.

Особо необходимо отметить, тот факт, что главная функция Уполномоченного в РФ заключается в том, чтобы быть арбитром между властью и обществом. Эта функция напрямую вытекает из двойственной природы данного института. Его посредническая миссия позволяет смягчить глубинные противоречия между государственной и социальной средой, способствовать развитию демократии в РФ.

Деятельность российского Уполномоченного всецело опирается на существующие законодательство в частности, на ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ». В соответствии с этим законом

Уполномоченный обязан осуществлять следующие направления своей деятельности:

) восстановление нарушенных прав; 2) совершенствовать законодательство РФ; 3) развивать международное сотрудничество в области прав человека; 4) вести правовое просвещение по вопросам прав и свобод, форм и методов их защиты. Необходимо сразу отметить, что работа по указанным направлениям ведется достаточно эффективно.

Уполномоченный рассматривает значительное количество жалоб, увеличивающихся год от года, и способствует восстановлению прав граждан, осуществляет независимый мониторинг ситуации с соблюдением прав человека, взаимодействует с представителями властей, правоохранительными и судебными органами, международными организациями, производит анализ законодательства выявляет в нем недостатки и устраняет их, с помощью проведения различного рода конференций, заседаний, просветительских акций, способствует повышению уровня правовой культуры правосознания. Указанные направления способствуют созданию человеколюбивой атмосферы в российском обществе.

Однако, несмотря на неоспоримые достоинства правового института Уполномоченного по правам человека, он никогда не станет универсальным способом защиты граждан, при помощи которого ликвидируются все недостатки работы госорганов и должностных лиц. Его роль заключается скорее в том, чтобы привести в движение уже имеющиеся в арсенале государственных органов средства правовой защиты человека и гражданина. Но это не значит, что институт Уполномоченного по правам человека не нужен в нашей стране, скорее это означает, что Россия находиться на пути к правовому государству, а указанный правовой институт способствует такому продвижению.

В свое время российский омбудсман О.О. Миронов определил место и роль Уполномоченного следующим образом: «по большому счету Уполномоченный должен всегда находиться в конструктивной оппозиции к исполнительной власти, потому что выступает в роли арбитра законности, что не дает чашам правовых весов принять одну сторону...».

Анализ существующих определений понятия Уполномоченного по правам человека, а также законодательства о нем, позволил выделить следующие специфические признаки, отличающие его от других органов государства:

. Уполномоченный по правам человека входит в единую систему органов государства, при этом не относится ни к одной из ее ветвей:

. Данный институт демократического или, стремящегося к этому статусу государства, обладает независимостью и не подотчетен каким-либо госорганам и должностным лицам, что обеспечивает более эффективную и результативную его деятельность. То есть Уполномоченный по правам человека в России - это независимое и неподотчетное должностное лицо, не наделенное властными полномочиями.

Поскольку деятельность Уполномоченного не замещает, а дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление прав и свобод, Уполномоченный принимает к рассмотрению жалобы, когда они уже рассматривались в судебном или административном порядке, и принятые решения не удовлетворяют заявителя.

. Деятельность Уполномоченного по правам человека опирается на принципы демократизма, гласности, открытости, профессионализма, диалога с госорганами, должностными лицами и общественными организациями.

. Институт Уполномоченного по правам человека, как государственный орган, образуется в строго установленном государством порядке.

. Уполномоченный по правам человека наделен определенной компетенцией, объем которой устанавливается Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Уполномоченный решает и осуществляет строго определенные задачи и функции. Деятельность Уполномоченного предусмотрена Декларацией прав и свобод человека и гражданина в РФ от 22 ноября 1991 г. (принята постановлением ВС РСФСР от 22 ноября 1991 г. N 1920-I ), Конституцией РФ от 12 декабря 1993 г., а также ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 1997 года.

. Как орган государства он действует в присущих ему организационно-правовых формах, установленных законодательством.

. Итогом работы Уполномоченного можно считать ежегодные и специальные доклады, представляющие собой ценный информационный материал.

При рассмотрении организационно-правовых форм деятельности Уполномоченного, опираясь на положения и выводы, содержащиеся в современной научной литературе (В.В. Бойцова, Н.Ю. Хаманева, А. Павловска-Данева, С.А. Денисов и др.), необходимо обратить внимание на ведущуюся дискуссию по вопросу о том, является ли Уполномоченный по правам человека в России контрольным либо надзорным органом. Анализ действующего федерального конституционного закона, на наш взгляд, позволяет утверждать, что Уполномоченный по правам человека в России осуществляет надзорные функции.

Необходимо отметить, что перечисленные в ФКЗ права Уполномоченного корреспондируют определенные обязанности соответствующих субъектов и это очень важно, но к сожалению их еще не достаточно.

Как отмечает Н.Ю. Хаманева, «обращения омбудсмана к различным органам, должностным лицам не являются, с точки зрения права, обязательными для них. Это связано с тем, что правовые гарантии, которые обеспечивали бы рассмотрение рекомендаций омбудсмана, отсутствуют. Юридическая сила его обращений основывается не на законе, а на убедительности доводов и способности завоевать доверие государственных органов, прессы».

Таким образом, основываясь на вышеизложенном, понятие Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, можно сформулировать следующим образом: это независимое от каких-либо органов государства, публичное, должностное лицо, назначаемое Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, наделенное надзорными функциями по соблюдению, охране и защите прав и свобод человека и гражданина, в процессе осуществления которых Уполномоченный решает стоящие перед ним задачи и достигает намеченных целей.

1.2 Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в РФ

Уполномоченным может быть назначен только гражданин РФ. Законом установлен также возрастной ценз - не моложе 35 лет.

Российский закон не устанавливает в качестве квалификационного требования наличие юридического образования, однако закрепляет положение, согласно которому кандидат на эту должность должен обладать познаниями в области прав и свобод человека и гражданина, а также иметь опыт правозащитной деятельности.

Закон определяет круг органов, должностных лиц, которые наделены правом вносить предложения о кандидатах на должность Уполномоченного. Список является исчерпывающим: Президент РФ, Совет Федерации, депутаты Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе. В мировой практике есть и другой подход к решению этого вопроса, так в Великобритании Парламентский Уполномоченный назначается Королевой по рекомендации премьер-министра. Избрание шведского омбудсмана готовится делегацией по делам парламентских омбудсманов после ее консультации с депутатами, назначенными от партийных групп в Конференцию при председателе парламента.

Закон устанавливает определенный срок, в течение которого предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в ГД. Эта процедура должна быть произведена в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного. Кандидат на должность Уполномоченного выступает перед Государственной Думой с краткой программой предстоящей деятельности. Депутаты, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по предложенной кандидатуре, выступать за или против (ст.7 Закона).

Согласно ст.8 Закона назначение на должность Уполномоченного и освобождение от нее осуществляется Государственной Думой простым большинством голосов от общего числа депутатов ГД тайным голосованием.

По вопросу о назначении на должность Уполномоченного Государственная Дума принимает постановление. Время его принятия ограничено законом - не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

Порядок назначения Уполномоченного носит сложный характер. Ввиду того, что претендентов на эту должность может быть достаточно много, закон устанавливает специальную процедуру включения кандидатур на пост Уполномоченного в список для тайного голосования. Для этого претендент должен набрать 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

В большинстве стран мира при вступлении в должность омбудсманы приносят присягу. Соответствующий текст присяги Российского Уполномоченного сформулирован в комментируемой статье, которая регулирует акт присяги. Этот акт - не формальная процедура. Он имеет важное юридическое значение: с одной стороны, присяга - это обязывающая клятва перед Государственной Думой, с другой стороны, с момента произнесения присяги Уполномоченный вступает в должность, начинает осуществлять принадлежащие ему полномочия. Присяга приносится в торжественной обстановке в зале заседаний ГД сразу же после назначения Уполномоченного на должность (ст.9 Закона).

В ст.10 закреплено положение, согласно которому, деятельность Уполномоченного ограничена определенным сроком, считая с момента принесения присяги. Деятельность Уполномоченного прекращается с момента принесения присяги новым Уполномоченным, назначенным Государственной Думой.

Мировой опыт свидетельствует, что одно и то же лицо может быть назначено на должность омбудсмана повторно. Соответствующее положение нашло отражение и в российском законе, что дает возможность Уполномоченному, успешно справляющемуся со своими обязанностями находиться на своем посту десять лет.

В статье 11 Закона сформулированы определенные ограничения правосубъектности Уполномоченного, связанные с выполнением его полномочий.

Находясь на своем посту, он не может быть депутатом не только Государственной Думы, но и законодательного (представительного) органа субъекта федерации, членом Совета Федерации (СФ), находится на государственной службе, а также заниматься политической и иной деятельностью, например, коммерческой.

Закон делает исключение, позволяя Уполномоченному заниматься преподавательской, научной либо иной творческой деятельностью. В то же время Уполномоченный, находясь на своем посту, не может быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели. Он должен быть далек от политики и заниматься исключительно вопросами, входящими в его компетенцию, что соответствует мировой практике.

Не позднее 14 дней со дня вступления Уполномоченного в должность он обязан полностью прекратить деятельность, которая несовместима с его постом и указана в чч. 1, 2 ст. 11 Закона. Если он не исполнит эти требования, то его полномочия будут прекращены, т.е. он может быть досрочно освобожден от должности на основании ст. 13 Закона, а Государственная Дума приступает к назначению нового Уполномоченного.

Подобное правило, касающееся недопустимости совмещения поста омбудсмана и других публичных должностей, существует в большинстве стран, имеющих институт омбудсмана. Важным элементом статуса Уполномоченного является наличие у него иммунитета. Это выражается в том, что без согласия Государственной Думы Уполномоченного нельзя привлечь к уголовной, административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Кроме того он не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме случаев задержания на месте преступления. Его нельзя подвергать личному досмотру, кроме случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. При этом личный досмотр может производиться уполномоченным на то лицом одного и того же пола с досматриваемым и в присутствии двух понятых того же пола.

К уполномоченным лицам, которые вправе применить эту меру относятся должностные лица органов внутренних дел, гражданской авиации, таможенных учреждений и т. д.

Следует отметить, что законодатель распространяя неприкосновенность Уполномоченного на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортное средства, корреспонденцию, средства связи, принадлежащие уполномоченному документы.

Уполномоченный может быть задержан на месте преступления. В этом случае должностное лицо, производившее задержание обязано незамедлительно уведомить об этом Государственную Думу. На основании поступившей информации Государственная Дума, если сочтет это необходимым, принимает соответствующее решение, в котором выражает свое согласие на дальнейшее применение этой процессуальной меры. Если согласие не получено в течение 24 часов Уполномоченный должен быть освобожден (ст.12 Закона). В статье 13 Закона предусмотрен ряд случаев досрочного освобождения Уполномоченного от должности: во-первых, если он нарушил требования ст. 11 Закона, т.е. продолжает осуществлять деятельность, несовместимую с его статусом: является депутатом Государственной Думы или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Федерации, членом Совета Федерации, занимается другой оплачиваемой (коммерческой деятельностью) или неоплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной, либо иной творческой; во-вторых, когда в отношении Уполномоченного вступил в законную силу обвинительный приговор суда.

Государственная Дума может прекратить полномочия Уполномоченного, если он неспособен по состоянию здоровья или по иным причинам исполнять свои обязанности в течение не менее четырех месяцев подряд.

Закон предусматривает, Уполномоченному право самому подать заявление о сложении полномочий. В этом случае требуется согласие Государственной Думы, касающегося освобождения от должности. Оформление досрочного освобождения от должности производится принятием Государственной Думой специального постановления.

Согласно статье 14 Закона Уполномоченный может быть досрочно освобожден от своей должности в том случае, если он продолжает, находясь на своем посту, осуществлять деятельность несовместимую с его статусом, либо вступил в законную силу обвинительный приговор суда в отношении. В этой ситуации Закон предписывает Государственной Думе назначить нового Уполномоченного в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения от должности предыдущего. Порядок назначения регулируется статьями 6-10 Закона «Об Уполномоченном по правам человека».

уполномоченный право человек омбудсмен

2. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ

Российская государственность, в рамках которой функционирует институт Уполномоченного по правам человека, обусловила статус данного института как органа, призванного охранять и защищать права и свободы человека и гражданина, осуществлять надзор за их соблюдением органами государства и должностными лицами. Вместе с тем, анализ практической деятельности данного института свидетельствует о различных подходах в теории и законодательстве по вопросам регулирования правового статуса Уполномоченного.

2.1 Функции Уполномоченного по правам человека в РФ по защите прав человека и гражданина

Как справедливо отмечают В.В. Бойцова и Л.В. Бойцова, Уполномоченный призван способствовать реализации законов в сфере защиты конституционных прав и свобод, дополнять существующую систему защиты прав и интересов личности, укреплять доверие гражданина к государству, гармонизировать отношения «администрация - граждане», обеспечивать высокие стандарты компетентности, справедливости, эффективности при применении законов.

В соответствии с действующим законодательством и практикой, деятельность Уполномоченного, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Она лишь способствует совершенствованию их работы в данной области, указывает на имеющиеся недостатки и проблемы, в том числе связанные с действием или бездействием тех или иных органов и должностных лиц, содействует реализации прав граждан перед лицом бюрократических структур.

Основными функциями Уполномоченного по правам человека в РФ являются:

-рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению;

-анализ законодательства РФ в области прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

-развитие международного сотрудничества в области прав человека;

-правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты;

-подготовка ежегодного доклада о деятельности и направление его Президенту РФ, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Генеральному прокурору РФ;

-выступления с докладами на заседаниях Государственной Думы в случаях грубого или массового нарушения прав и свобод граждан;

-направление в Государственную Думу специальных докладов по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в РФ;

-обращение в Государственную Думу с предложениями о создании парламентских комиссий по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, участие в работе указанных комиссий и проводимых слушаниях;

-обращение в суды общей юрисдикции и в Конституционный Суд РФ для защиты прав и свобод граждан;

-принятие по собственной инициативе соответствующих мер в пределах своей компетенции при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты;

-анализ правоприменительной практики в области прав человека и гражданина и выработка предложений по ее совершенствованию;

-информирование органов государственной власти и общественности о положении дел с соблюдением прав и свобод граждан в РФ;

-направление государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам замечаний и предложений общего характера, относящихся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процедур.

Помимо прямо предусмотренных Федеральным конституционным законом основных направлений деятельности Уполномоченного, возникают и другие задачи, тесно связанные с осуществлением его полномочий в рамках установленной законом компетенции.

Уполномоченный информирует государственные органы и общественность о своей деятельности, о положении дел в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина в стране, взаимодействует с федеральными и региональными органами государственной власти, с уполномоченными и комиссиями по правам человека в субъектах РФ, неправительственными правозащитными организациями, средствами массовой информации. Взаимодействие Уполномоченного с органами государственной власти осуществляется на основе специальных соглашений о сотрудничестве, участия в совместных комиссиях, объединенных рабочих групп и так далее.

Важное место в деятельности Уполномоченного занимает работа по правовому просвещению в сфере прав человека, форм и методов их защиты. Гражданам разъясняются те формы защиты, которые они могут использовать, в частности, в какие административные, судебные и другие органы они вправе обратиться, оказываются юридические консультации.

Подготовка ежегодных докладов о деятельности, а также специальных докладов доведение их до сведения должностных лиц и широкой общественности дает возможность Уполномоченному изложить свое видение ситуации с обеспечением прав человека как в целом по стране, так и в отдельных сферах жизни общества, является мощным рычагом воздействия на общественное мнение. Как показывает практика, а также опыт работы омбудсманов других стран, ежегодные и специальные доклады Уполномоченного представляют собой важное средство реализации его полномочий, позволяют заострить внимание властей на проблемах, которые требуют незамедлительного решения.

Президенту, в Совет Федерации и Государственную Думу, в Правительство, Конституционный Суд (КС), Верховный Суд (ВС), Высший Арбитражный Суд (ВАС) и Генеральному прокурору, руководителям заинтересованных министерств и ведомств, в средства массовой информации помимо ежегодных докладов о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ с 2000 г. по 2009 г. были направлены также специальные доклады Уполномоченного, посвященных тем сферам нашей действительности, где систематически нарушаются права человека, например:

Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации от 27 мая 2008 г. «Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений».

Специальный доклад Уполномоченного (ДУ) по правам человека в РФ от 6 декабря 2007 г. «О практике изъятия российских паспортов у бывших граждан СССР, переселившихся в Российскую Федерацию из стран СНГ».

Специальный ДУ по правам человека в РФ от 28 июня 2007 г. «О соблюдении на территории Российской Федерации конституционного права на мирные собрания».

О конституционном праве на свободу передвижения, свободный выбор места пребывания и жительства в РФ;

О нарушениях прав граждан сотрудниками МВД РФ и уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ.

В частности, в своем Заявлении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации от 7 июля 2008 г. В. Лукин выразил немалое беспокойство по вопросам функционирования учреждений уголовно-исполнительной системы.

В сложившейся ситуации считаю необходимым, - заявил В. Лукин, - «самого скорейшего использования законодательных основ осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, закрепленных Федеральным законом от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».

В этой связи обращаюсь к общественным объединениям, всему правозащитному сообществу с призывом начала широкомасштабной работы по формированию общественных наблюдательных комиссий во всех субъектах Российской Федерации.

Обращаюсь также к Совету Общественной палаты (ОП) с просьбой о подготовке к реализации требований Федерального закона от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».

Заявляю о своей готовности неуклонного исполнения установленных действующим законодательством функций Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в части самого широкого взаимодействия Уполномоченного с ОП Российской Федерации и общественными наблюдательными комиссиями в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания».

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации выступает в качестве непосредственного представителя государства в общении с населением, в том числе с представителями его самых малообеспеченных слоев. Занимаясь разрешением проблемных ситуаций, Уполномоченный тем самым способствует укреплению авторитета государственной власти.

Таким образом, должность Уполномоченного по правам человека в РФ учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (ст. 1).

Основные задачи Уполномоченного заключаются в:

а) восстановлении нарушенных прав;

б) совершенствовании законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

в) развитии международного сотрудничества в области прав человека;

г) правовом просвещении по вопросам прав и. свобод человека, форм и методов их защиты (ст. 1).

ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ установлено, что Уполномоченным по правам человека могут представляться рекомендации о заключении международных договоров Российской Федерации по вопросам его ведения.

2.2 Полномочия и порядок деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ

Как уже упоминалось, основное направление работы Уполномоченного по правам человека - это рассмотрение жалоб. Такие жалобы могут подаваться гражданами РФ и находящимися на территории Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Например, деятельность уполномоченного по правам человека в нижегородской области в 2009 году, была направлена на наиболее полное и результативное осуществление установленных Законом Нижегородской области "Об Уполномоченном по правам человека в Нижегородской области" его задач и полномочий. Главным в этой работе оставалось рассмотрение поступающих обращений граждан.

Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. При этом законом установлено, что Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания РФ и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, - эти решения исключены из пределов его компетенции (п. 1,2 ст. 16 Закона).

Интересующие нас в данном случае субъекты, решения или действия (бездействие) которых могут быть обжалованы через Уполномоченного по правам человека, - это государственные служащие и должностные лица. Круг лиц, являющихся государственными служащими, установлен Федеральным законом РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации». Согласно п. 1 ст. 3, государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. При этом государственными должностями государственной службы считаются государственные должности категорий «Б» и «В», т.е. соответственно:

·должности, учреждаемые в установленном законодательством РФ порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А»;

·должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.

Все государственные служащие являются должностными лицами, но и не все должностные лица - государственные служащие. Поэтому ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» упоминает обе данные категории, которые частично перекрывают друг друга.

В законе также прописана процедура подачи и рассмотрения жалобы, которая не является слишком сложной.

Согласно ст. 20 ФКЗ, получив жалобу, Уполномоченный имеет право:

1.принять жалобу к рассмотрению;

2.разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

.передать жалобу государственному органу, органу МСУ или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу (а такое направление жалобы через Уполномоченного зачастую оказывается гораздо более действенным, чем в случае направления ее гражданином непосредственно);

.отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

Последнее обжалованию не подлежит, но должно быть мотивировано. Если жалоба принимается к рассмотрению Уполномоченным, он должен информировать об этом соответствующего субъекта, решения или действия (бездействие) которого обжалуются.

Важные положения содержит статья 23 Закона. Она устанавливает права и полномочия, которыми обладает российский омбудсман при рассмотрении жалобы. Им корреспондируют соответствующие обязанности органов, должностных лиц и государственных служащих в их взаимодействии с Уполномоченным. Так, при проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе:

) беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;

) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;

) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;

) поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

) знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.

Кроме того, по вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории РФ органов государственной власти, органов МСУ, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания.

Всем перечисленным выше правам соответствуют определенные обязанности органов, должностных лиц и государственных служащих, которые вытекают из смысла приведенных выше положений:

·обеспечивать доступ в соответствующие органы и на заседания;

·бесплатно и беспрепятственно предоставлять Уполномоченному запрошенные материалы и документы, иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий (они должны быть направлены Уполномоченному не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок) - эта обязанность должностных лиц отрегулирована в статье 34 ФКЗ;

·давать объяснения по подлежащим выяснению вопросам;

·содействовать в проведении проверок;

·проводить по поручению омбудсмана экспертные исследования и готовить заключения;

·обеспечивать доступ к материалам указанных в Законе уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях;

·обеспечивать реализацию права безотлагательного приема Уполномоченного руководителями и другими должностными лицами указанных в Законе структур.

Что касается права Уполномоченного знакомиться с материалами судебных дел, то механизм реализации этого правомочия был закреплен путем внесения изменений в соответствующее процессуальное законодательство сразу после принятия ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ».

Так, Федеральным законом «О внесении дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР» от 17 марта 1997 года №50-ФЗ была введена норма, согласно которой соответствующие должностные лица обязаны по ходатайству Уполномоченного по правам человека истребовать в пределах своей компетенции из судов гражданские дела для разрешения вопросов о наличии оснований для принесения протестов в порядке надзора (ч. 4 ст. 322). ГПК дополнен также положением о праве Уполномоченного знакомиться с гражданским делом, по которому решение или определение о его прекращении вступило в законную силу.

Федеральный закон «О внесении дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» от 17 марта 1997 года №51-ФЗ дополнил УПК нормой, которая обязывает соответствующих лиц по ходатайству Уполномоченного истребовать в пределах своей компетенции уголовное дело для разрешения вопроса о принесении протеста на вступившие в законную силу приговор, определение или постановление суда либо постановление судьи. В УПК также зафиксировано право Уполномоченного знакомиться с уголовным делом, приговор по которому вступил в законную силу, либо с делом, производство по которому прекращено, а также с материалами об отказе в возбуждении уголовного дела.

Стоит отметить также поправки, внесенные в КоАП Федеральным законом «О внесении дополнения и изменения в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» от 13 марта 1997 года №49-ФЗ. КоАП был дополнен новым составом административного правонарушения. Согласно новой статье 16512, вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в РФ с целью повлиять на его решения, неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ», а равно воспрепятствование деятельности Уполномоченного в иной форме влечет административную ответственность в виде штрафа.

Следует отметить также, что при рассмотрении жалобы не идет «игра в одни ворота». Должны быть выслушаны обе стороны, как говорили еще древние римляне. Статья 25 ФКЗ устанавливает обязанность Уполномоченного при рассмотрении жалобы предоставить государственном органу, органу МСУ или должностному лицу, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом.

По итогам рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан направить соответствующему органу или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод (статья 27 Закона). Такое заключение должно быть рассмотрено в месячный срок, и о принятых мерах в письменной форме должно быть сообщено Уполномоченному (статья 35 Закона).

При этом в случае необходимости принятое заключение публикуется в печати.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе (п. 1 ст. 29 Закона):

) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;

) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;

) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

) обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Уполномоченный, помимо рассмотрения конкретных жалоб, выполняет и важную аналитическую функцию. Так, согласно положениям ст. 31 Закона, по результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:

) направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур;

) обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и о дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации либо о восполнении пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, если Уполномоченный полагает, что решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан, совершаются на основании и во исполнение федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, либо в силу существующих пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, либо в случае, если законодательство противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации.

Важным является установленное законом право Уполномоченного в случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы. Он также вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также участвовать в работе указанной комиссии.

3 Проблемы и пути совершенствования законодательства об Уполномоченном по правам человека в РФ

Основываясь на анализе некоторых положений ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ», на наш взгляд, представляется, что ряд его положений требует пересмотра. Во-первых, Уполномоченный по правам человека должен обладать правом законодательной инициативы, что существенно повысит его возможности и авторитет. Но такая коррекция Закона невозможна без внесения соответствующих изменений в Конституцию, а именно в часть 1 статьи 104, устанавливающую круг субъектов законодательной инициативы.

Это не единственный недостаток Закона. Однако это и другие возможные предложения по его совершенствованию предполагают изменение самой концепции института омбудсмана в направлении существенного повышения его статуса и роли в государственно-правовой системе страны. Например, стоило бы наделить Уполномоченного правом обращения в Конституционный Суд не только в порядке части 4 статьи 125, но также и в порядке части 2 и 5 той же статьи Конституции, то есть обращаться с запросами о соответствии Конституции указанных нормативных правовых актов и договоров, а также с запросами о толковании Конституции.

Кроме того, важный момент, на наш взгляд, состоит в том, чтобы более четко прописать в Законе задачи Уполномоченного. В Закон необходимо внести дополнения, которые бы подчеркивали контрольную функцию омбудсмана. Удачная формулировка содержится в Законе Санкт-Петербурга «Об Уполномоченном по правам человека в Санкт-Петербурге». В варианте Федерального закона это могло бы звучать так: «организация и осуществление контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, государственными служащими». Это - его первая задача. Цели также стоит переформулировать. Сейчас они звучат слишком абстрактно и неконкретно: «обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами МСУ и должностными лицами». Это соразмерно тому, что говорится в Конституции о должности президента: гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В отношении главы государства допустимо столь широкое толкование, а в отношении омбудсмана - нет. Гарантировать соблюдение всеми органами и должностными лицами прав человека он, естественно, не может. Он может это контролировать, применяя определенные меры воздействия, предоставленные ему законом.

Далее, по мнению г-на Лебедева, высказанному на той же конференции, нужно выработать определенную концепцию деятельности омбудсмана - определить, чем он должен заниматься, а чем нет, какие именно жалобы он должен рассматривать. Например, интересное решение в этом смысле найдено разработчиками петербургского закона об омбудсмане: «В компетенцию Уполномоченного входит защита фундаментальных гражданских и политических прав человека, определенных в статьях 2-21 Всеобщей декларации прав человека, а также иных прав человека в случае их систематического или массового нарушения на территории Санкт-Петербурга».

Кроме того, кажется упущением закона тот факт, что в нем несколько странным образом вписаны собственно государственные служащие. Они входят в круг субъектов, действия (решения) которых могут быть обжалованы (ст. 16). Однако по какой-то причине они не вписаны в пункт 1 статьи 1, где говорится о целях Уполномоченного, т.е. «обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами МСУ и должностными лицами». Получается странная вещь: в отношении госслужащих Уполномоченный ничего не гарантирует, но жалобы на них принимает. То же самое касается еще ряда положений, в частности, того, что государственному органу, органу МСУ или должностному лицу, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, должна быть дана возможность дать свои объяснения. А почему государственным служащим такая возможность не должна предоставляться? То же относится и к обращениям в суд, ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства, уголовного дела. Еще по нормам Закона получается, что запрашивать документы и материалы Уполномоченный может в том числе и от госслужащих, а предоставлять их Закон обязывает только должностных лиц. Можно задаться вопросом: эти правовые «проколы» - ошибка законодателей или в них есть какой-то неведомый смысл?

Что же касается практики, то сегодня Уполномоченный по правам человека - не самая авторитетная и влиятельная фигура в государстве. Видимо, должно пройти немало времени, прежде чем этот институт сможет заслужить к себе уважение - как со стороны общества, так и со стороны тех, чью деятельность он призван контролировать. На первых порах многое зависит от личности человека, занимающего этот пост. Олег Миронов, безусловно, менее яркий трибун и борец за права человека, чем был его предшественник на этом посту Сергей Ковалев. Хотя Миронов тоже выступает часто и вполне здраво (для выходца из КПРФ), но его гораздо меньше слышно.

Пока не радует и отношение иных государственных институтов к деятельности Уполномоченного. Материальное и финансовое обеспечение российского омбудсмана находится на крайне низком уровне. Так, в 2000 году бюджет Уполномоченного и его аппарата составляет всего 41 млн. рублей (в несколько раз меньше, чем, например, у Счетной палаты). Аппарат Миронова за два года уже 6 раз подвергался реорганизации и составляет на сегодня 150 человек, а это примерно столько же, сколько в Польше (130 человек), где значительно меньше населения, чем в России. Кроме того, офис омбудсмана находится в здании, где размещаются еще 45 организаций и действует пропускная система. Это также не способствует улучшению имиджа Уполномоченного, который по смыслу своей деятельности должен быть максимально открыт и доступен для граждан.

Заключение

Итак, на основании проведенного исследования общие черты института омбудсмена, составляющие единую концепцию этого института, можно сформулировать следующим образом:

Институт омбудсмена представляет собой важное дополнение правообеспечительного механизма, действующего в государстве. Его введение является закономерным итогом демократизации общества.

Главная задача деятельности омбудсмена - охрана прав граждан, что конкретизирует его позицию как элемента системы охраны правопорядка в широком смысле, существующей наряду с парламентским, судебным, административным и иными формами контроля и надзора.

Должность омбудсмена относится к высшим должностям государства.

Важнейшая черта института омбудсмена - его независимость, в большинстве стран он избирается парламентом, отчитываясь лишь перед ним.

В основную функцию омбудсмена входит контроль за деятельностью исполнительных органов. Этот контроль является внешним и своего рода чрезвычайным. Он осуществляется по инициативе омбудсмена либо по жалобам граждан.

Контрольные мероприятия омбудсмена направлены прежде всего на реализацию прав граждан и исправление нарушений в функционировании государственной администрации. Он добивается этого используя арсенал средств, специфичных только для него - методы убеждения, критику, гласность. В его распоряжении нет административных, императивных полномочий. Существование этого института направлено на развитие и совершенствование нетрадиционных способов воздействия на административное поведение.

Основным в этой форме контроля является ее простой и понятный для граждан способ деятельности, связанный с непосредственным доступом населения к омбудсмену (кроме Франции и Великобритании) и подкрепленный принципом бесплатности производства. Гражданин видит в омбудсмене независимое должностное лицо, не связанное отношениями служебной или иной подчиненности с административными органами, нарушившими его права, лицо, обеспечивающее взаимосвязь гражданина с органами государства и стоящее на стороне интересов гражданина.

Необходимо отметить также, что столь широкая распространенность института омбудсмена - свидетельство того, что институт омбудсмена оказался крайне гибким и адаптивным, способным «вписываться» в самые различные правовые системы. Он был воспринят как в странах с республиканской формой правления (и в президентских, и в парламентских республиках), так и в конституционных монархиях. Не стала препятствием для заимствования института омбудсмена и принадлежность государства к той или иной правовой семье - англосаксонского или континентального права.

В результате проведенного исследования, нельзя не отметить наличие существенных противоречий в правовом регулировании деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ, которые корреспондируют основные направления для их устранения. Для этого необходимо:

. Внести в Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» следующие дополнения:

а) в п. 3 ст. 1 Закона в качестве одной из задач Уполномоченного указать «организация и осуществление надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами»;

б) ч. 1 ст. 29 Закона, устанавливающей права Уполномоченного, дополнить п. 6 следующего содержания: «Обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности международных договоров, законов или подзаконных актов, нарушающих права и свободы человека и гражданина».

. Установить единые критерии порядка назначения, определения компетенции и полномочий, а также форм деятельности и гарантий Уполномоченного по правам человека на региональном уровне с целью их унификации с федеральным законодательством;

. Необходимо наделить Уполномоченного по правам человека правом законодательной инициативы по вопросам, входящим в его компетенцию, что неизбежно расширит его возможности по охране и защите прав и свобод человека и гражданина, а также поднимает престиж и авторитет. В связи с этим предлагается ч. 1 ст. 104 Конституции Российской Федерации, устанавливающую круг субъектов законодательной инициативы внести соответствующее дополнение.

Прописать в законе социально-материальные гарантии Уполномоченного и сотрудников его аппарата в связи с тем, что нормы ст. 40 ФКЗ являются отсылочными, а также закрепить в законе «О Государственном бюджете РФ» финансирование института Уполномоченного не по остаточному принципу;

. Если не наделить Уполномоченного по правам человека императивными полномочия, то хотя бы наделить правом возбуждать дисциплинарные или административные производства в отношении должностных лиц, не выполняющих его рекомендаций (по примеру Швеции) и др.

. Понятие Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, может быть определено следующим образом - это независимое от каких-либо органов государства, публичное должностное лицо, назначаемое Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, наделенное надзорными функциями по соблюдению, охране и защите прав и свобод человека и гражданина, в процессе осуществления которых Уполномоченный решает стоящие перед ним задачи и достигает намеченных целей.

. Предоставление Уполномоченному по правам человека права в исключительных случаях, если исчерпаны все способы защиты и восстановления прав граждан на национальном уровне, обращения в Европейский суд по правам человека.

. Установление в Федеральном конституционном законе «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» нормы об обязательном рассмотрении на заседаниях Государственной Думы ежегодных докладов Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Предложения по совершенствованию законодательства предполагают внесение изменений в саму концепцию института омбудсмена по повышению его статуса и роли в государственно-правовой системе страны.

Таким образом, институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации призван стать одним из центральных звеньев государственной внесудебной правозащитной системы, дополнить существующие средства защиты прав и свобод граждан.

Глоссарий

№ПонятиеСодержание1Верховный Суд (ВС) РФ Высший судебный орган РФ по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.2Высший Арбитражный Суд РФ (ВАС РФ)Высший судебный орган РФ по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами 3Государственная Дума Одна из двух палат российского парламента - Федерального Собрания. По принятой в институционном праве терминологии, это так называемая нижняя палата двухпалатного парламента.4Институт Уполномоченного по правам человека в Российской ФедерацииУполномоченный и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом Юридического лица, имеющим расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба РФ5Омбудсман (омбудсмен)Должностное (швед. ombudsman - представитель чьих-либо интересов) лицо ряда государств, назначаемое парламентом и имеющее задачи защиты прав и свобод человека и гражданина (в литературе часто употребляется и написание термина "омбудсмен"). В России - Уполномоченный по правам человека Российской Федерации.6Правовой статусУстановленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей (лат. status).7Правительство Российской Федерации Высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в Российской Федерации 8Президент Российской Федерации Высшая государственная должность Российской Федерации.9Совет Федерации Палата российского парламента Федерального Собрания.10Уполномоченный по правам человека в Российской ФедерацииНезависимое от каких-либо органов государства, публичное, должностное лицо, назначаемое ГД ФС РФ, наделенное надзорными функциями по соблюдению, охране и защите прав и свобод человека и гражданина, в процессе осуществления которых Уполномоченный решает стоящие перед ним задачи и достигает намеченных целей.

Список использованных источников

1 Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Библиотечка Российской газеты, выпуск N 22-23, 1999 г

Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.). Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ, с оговоркой и заявлениями. Для Российской Федерации Конвенция вступила в силу 5 мая 1998 г. // Собрание законодательства Российской Федерации, 18 мая 1998 г., N 20, ст. 2143.

Декларация прав и свобод человека и гражданина (принята постановлением ВС РСФСР от 22 ноября 1991 г. N 1920-I) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 26 декабря 1991 г., N 52, ст. 1865.

Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 марта 1997 г. N 9 ст. 1011.

Уголовный кодекс Российской Федерации (с изм. и доп. на 6 декабря 2007 г.) // Собрание законодательства РФ, 17.06.96, N 25, ст. 2954.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрании законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. N 52 (часть I) ст. 4921.

Федеральный закон от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 июня 2008 г. N 24 ст. 2789.

Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 29, ст. 2757.

Постановление ВС РСФСР от 22 ноября 1991 г. N 1920-I "О Декларации прав и свобод человека и гражданина" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 26 декабря 1991 г., N 52, ст. 1865.

Закон Нижегородской области от 09.01.2004 N 3-3 "Об Уполномоченном по правам человека в Нижегородской области". Принят Постановлением ОЗС от 25.12.2003 N 808-III.

Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О.О. Миронова в 1998 г. // Российская газета, 10 и 11 марта 1999 г.

Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О.О. Миронова в 2000 г.

Заявление Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации от 7 июля 2008 г. // Российская газета от 9 июля 2008 г. N 145.

Заявление Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации от 7 июля 2008 г. // Российская газета от 9 июля 2008 г. N 145.

Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации от 27 мая 2008 г. "Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений" // Российская газета от 4 июня 2008 г. N 119.

Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в РФ от 28 июня 2007 г. "О соблюдении на территории Российской Федерации конституционного права на мирные собрания" // Российская газета от 28 июня 2007 г. N 136.

Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в РФ от 6 декабря 2007 г. "О практике изъятия российских паспортов у бывших граждан СССР, переселившихся в Российскую Федерацию из стран СНГ" // Российская газета от 26 января 2008 г. N 16.

Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Нижегородской области в 2009 году / Сайт правительства Нижегородской области #"justify">Бойцова В.В Служба защиты прав человека: мировой опыт. -М., 2006. -215 с.

Хамнева Н.Ю. Охрана прав граждан в зарубежных странах. Институт омбудсмана. М., 2004. - 118 с.

Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Комментарий к Федеральному конституционному закону "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". М.: Инфра-М, 2007. - 152 с.

Миронов О.О. Права и свободы личности. Деятельность Уполномоченного по правам человека в РФ О.О. Миронова, 1998-2003. М.: Юриспруденция, 2003. - 214 с.

Головинский В.В. Значение института уполномоченного по правам человека в развитии демократического государства в России / Материалы Х региональной научно-технической конференции "Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону". СевКавГТУ, 2006.

Зиновьев А.В. Независимый правозащитник или клерк Мариинского дворца? // Санкт-Петербургские ведомости. 2008. 9 февраля.

Комарова В.В. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации // Государство и право. 2009. № 9.

Миронов О.О. Уполномочен защищать // Человек и закон. 2003. №2.

Хаманева Н.Ю. Специфика правового статуса уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и проблемы законодательного регулирования его деятельности // Государство и право. 2006. № 9.

Хаманева Н.Ю. Постатейный комментаpий к Федеральному конституционному закону "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" / СПС "Гарант" 2010 г.

Список сокращений

РФ - Российская Федерация

ФКЗ - Федеральный Конституционный закон

ФЗ - Федеральный закон

ГД - Государственная Дума

СФ - Совет Федерации

СЗ - собрание законодательства

КС - Конституционный Суд

ВС - Верховный Суд

ВАС - Высший Арбитражный Суд

ДУ - Доклад Уполномоченного

ОП - Общественная палата

МСУ - Местное самоуправление

УПК - Уголовно-процессуальный кодекс

КоАП - Кодекс об административных правонарушениях

Похожие работы на - Уполномоченный по правам человека в РФ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!