своевременно представлять необходимую отчетность в Комитет по инвестициям.
Рабочая программа - это приложение к контракту, определяющее календарный график работ по реализации инвестиционного проекта. В рабочую программу могут вноситься изменения по соглашению сторон 1 раз в год. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения рабочей программы контракта Комитет по инвестициям направляет инвестору уведомление в письменной форме с указанием нарушений и устанавливает срок не более 3 месяцев для их устранения.
Досрочное прекращение действия контракта
Расторжение в одностороннем порядке по инициативе Комитета по инвестициям в случае нарушения инвестором контрактных обязательств (статья 22 Закона РК «Об инвестициях») - юридическое лицо уплачивает суммы налоговых и таможенных пошлин, не уплаченных вследствие предоставленных по контракту инвестиционных преференций, с применением штрафных санкций, предусмотренных законодательство Республики Казахстан.
Досрочное прекращение по инициативе инвестора - юридическое лицо уплачивает суммы налоговых и таможенных пошлин, не уплаченных вследствие предоставленных по контракту инвестиционных преференций, с начислением пени в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Досрочное прекращение по соглашению сторон - юридическое лицо уплачивает суммы налоговых и таможенных пошлин, не уплаченных вследствие предоставленных по контракту инвестиционных преференций.
Имущество в натуре, предоставленное в качестве государственного натурного гранта, либо его первоначальная стоимость на дату передачи, возвращается в течение 30 календарных дней со дня принятия решения Комитетом по инвестициям о досрочном прекращении контракта.
.3 Специальная экономическая зона как метод привлечения инвестиций
Наиболее привлекательным моментом в поиске финансирования своих инвестиций для иностранцев является такой применяемый в практике институт как Специальные Экономические Зоны (СЭЗ).
Можно отметить, что, несмотря на наличие специфики в механизмах правового регулирования деятельности тех или иных зон, имеется целый ряд наиболее типичных механизмов свойственных большинству СЭЗ:
полное или частичное освобождение от налогов (налоговые каникулы) инвесторов на определенный срок в зависимости от ряда условий;
полная или частичная отмена таможенных пошлин на ввоз сырья, оборудования, вывоз продукции и иные таможенные льготы (подчас этот принцип реализуется более глобально - территория СЭЗ вообще не рассматривается как таможенная территория соответствующего государства);
либеральный валютный режим, отсутствие валютных и налоговых ограничений по переводу прибыли и капитала для иностранных инвесторов из зоны;
упрощение процедур регистрации, отчетности и иных формальностей для действующих в зоне предприятий;
создание специальных органов управления зоной, наделенных властными полномочиями и соответствующей компетенцией;
упрощенный и льготный по тарифам доступ к аренде земли, помещений, различных услуг;
функционирование соответствующей инфраструктуры для обеспечения деловой активности в зоне.
История развития Специальных (ранее Свободных) Экономических Зон в Республике Казахстан берет свое начало 30 ноября 1990 г. (то есть еще в период вхождения в состав СССР), когда был принят Закон "О свободных экономических зонах в Казахской ССР". Видимо, за давностью лет многие источники неверно датируют указанный закон 1991 и даже 1992 г.
Указанный закон представлял собой весьма прогрессивный акт, вводивший практически полную либерализацию деятельности инвесторов на территории зон. Конечно, многие из его положений с учетом настоящего времени кажутся весьма спорными, однако с исторической точки зрения прогрессивная роль указанного акта огромна. Отметим, что в нем впервые (еще в условиях полностью господствовавшей административно-командной системы) нашли свое закрепление такие важные аспекты как гарантии соблюдения прав и законных интересов в том числе иностранных инвесторов на территории зоны, недопущение в какой-либо форме национализации, возмещение убытков любым инвесторам от действий государственных органов. Были законодательно закреплены свободное ценообразование и денежное обращение (валютный режим), допуск иностранных банков для деятельности в зоне, введен порядок регистрации иностранных предприятий и независимость отечественных юридических лиц от ведомственной подчиненности.
СЭЗ определялась как специально выделенная территория с четко определенными административными границами и особым правовым режимом, создаваемая в целях привлечения иностранного капитала, прогрессивной зарубежной технологии и управленческого опыта для ускоренного социально-экономического развития территории зоны. На территории зоны допускались любые виды хозяйственной, финансовой и иной деятельности инвесторов, за исключением производства продукции прямого военного назначения и запрещенных.
Иностранным инвесторам, работающим в зоне, предоставлялись льготы в области налогообложения (путем освобождения на срок до 5 лет от налогообложения прибыли), в том числе льготы по реинвестированию прибыли, направленной на развитие социальной и производственной инфраструктуры в зоне, культуру, образование, подготовку и переподготовку рабочих, инженерных и управленческих кадров, а также на социальное и медицинское обслуживание населения зоны. Освобождались от уплаты таможенных пошлин импортируемое оборудование, материалы, сырье и другие компоненты, предназначенные для производства и переработки продукции на территории свободной экономической зоны, экспортируемая из зоны собственная продукция, а также товары народного потребления, экспортируемые в зону для реализации внутри нее. Юридическому лицу с иностранным участием предоставлялось право самостоятельно решать вопросы, связанные с условиями найма, увольнения, режима труда, а также оплаты труда, предоставления льгот, гарантий и компенсаций всем работникам предприятий.
Столь обширный и принципиальный подход к деятельности инвесторов в СЭЗ, как можно увидеть, существенно расширял возможности инвесторов по сравнению с механизмами, применявшимися в других республиках после распада СССР. Указанный закон, находясь в русле классических принципов мировых СЭЗ в тот период, с высокой степенью достаточности и необходимости обеспечивал прогрессивное правовое регулирование в этой сфере. Отметим, что многие из его положений нашли свое отражение в принятых позже законодательных актах, таких как "О специальных экономических зонах", "Об иностранных инвестициях", "О государственной поддержке прямых инвестиций", "Об инвестициях" и других.
В 1991-1992 г.г. на основе указанного закона и под значительным влиянием успехов "азиатских тигров", а также соседнего Китая в Казахстане были созданы Жайрем-Атасуйская (Жезказганская область), Алакульская, Жаркентская (Талдыкорганская область), Лисаковская (Костанайская область) свободные экономические зоны. В дальнейшем, Указами Президента было образовано несколько свободных зон в границах областей, в том числе Мангистауской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Южно-Казахстанской. Развитие нормативного правого регулирования в области СЭЗ было продолжено в Постановлении Кабинета Министров РК от 13.04.92 г., которым были утверждены "Основные положения о свободных экономических зонах", где содержалась более детальная регламентация вопросов деятельности СЭЗ, а также другими актами компетентных государственных органов. В 1996 г. были созданы Кзыл-Ординская СЭЗ и СЭЗ г. Астаны. Позже они отменили свое действие.
Закон "О специальных экономических зонах" содержит в себе и ряд принципиальных отличий от ранее действующего механизма. Так, СЭЗ перестали создаваться в границах целых областей, перейдя к практике весьма ограниченных территорий. Следующим принципиальным отличием стал принцип срочности при создании СЭЗ: они создаются исключительно на определенный в соответствующем Указе Президента срок, при этом на практике в подобных указах заранее оговорен механизм ликвидации СЭЗ по истечении срока.
Среди гарантий инвесторам СЭЗ в Республике Казахстан отметим право продолжения деятельности на прежних условиях в случае изменения правового режима, или досрочного упразднения зоны, а также распространение указанных гарантий на изменения таможенного законодательства. Управление СЭЗ осуществлялось создаваемым Административным советом, однако, изменениями, внесенными в указ в июле 2001 г., полномочия по управлению переданы местным исполнительным органам соответствующей административно-территориальной единицы. Действие особого правового режима СЭЗ подтверждено и положением о том, что территория зоны рассматривается как находящаяся вне таможенной территории страны.
В 1999 г. были упразднены Лисаковская, Кызылординская и Жайрем-Атасуйская СЭЗ. Отметим, что мотивом их ликвидации стала защита отечественных производителей и ограничение недобросовестной конкуренции. С одной стороны, этот негативный аспект требует соответствующего анализа. С другой стороны - говорит об определенном экономическом развитии субъектов СЭЗ, вступивших в конкуренцию с другими субъектами, что, в определенной мере, не согласуется с официальной оценкой деятельности бывших СЭЗ, как экономически несостоятельных. Представляется, что правильным разрешением возникшего противоречия является подход к СЭЗ, как территории предоставляющей льготы всем инвесторам - и отечественным и иностранным. Понимание необходимости защиты инвестиций без разделения на отечественные и иностранные возобладало в настоящий момент в республике. К сожалению, в процессе обсуждения механизма такого регулирования появилась новая проблема: разница в правовом режиме иностранных и отечественных инвестиций может быть негативно устранена низведением гарантий иностранным инвестициям до уровня отечественных, что, безусловно, не прибавит инвестиционной привлекательности ни СЭЗ, ни нашему государству в целом.
В настоящий момент правовое регулирование СЭЗ в Республике Казахстан находится в стадии нового становления: 28 июля 2000 г. была упразднена последняя из ранее действовавших - СЭЗ г. Астаны. Внесен ряд существенных изменений в закон "О специальных экономических зонах в Республике Казахстан", ставший с 05.07 2001 г. законом, а 29 июня 2001 г. Указом Президента было положено начало СЭЗ нового типа и создана СЭЗ "Астана - новый город". В настоящее время к ней добавилась СЭЗ "Морпорт Актау", созданная Указом Президента от 26.04.2002 г. и начала свое действие с 1 января 2003 года до 2007 года, а позже было продлено до 2015 года.
На сегодняшний день в Республике Казахстан действует СЭЗ «Морпорт Актау» в городе Актау, «Парк информационных технологий» расположенный в городе Алматы, «Онтустик» расположенный в Южно-Казахстанской области.
Указ "О создании СЭЗ "Астана - новый город"" в соответствии с законом "О СЭЗ" определяет территорию СЭЗ как схему 6 участков (географический план является приложением к Указу), граница которой оборудуется специальным ограждением. Целью создания СЭЗ определены ускоренное развитие левобережья р. Ишим путем привлечения инвестиций и использования передовых технологий в строительстве, а также создания современной инфраструктуры.
Отдельная глава закона посвящена правовому режиму инвестиций. Предоставление инвестору полной и безусловной защиты его прав и интересов, возмещение вреда (в том числе от действия и бездействия должностных лиц), гарантии использования доходов, гласность деятельности государственных органов в отношении инвесторов, механизм осуществления проверок, гарантии при национализации и реквизиции, механизм разрешения споров. Даже из краткого перечня вопросов, регулируемых указанной главой, видно то значение, которое законодатель придает выработке эффективных механизмов деятельности инвесторов, а также их защиты. Строго говоря, гарантии подобного рода всегда имели место в нормативных актах республики, имея в виду их международный характер и присоединение нашего государства к ряду конвенций, обуславливающих их предоставление.
Целью государственной поддержки инвестиций закон определяет создание благоприятного инвестиционного климата для развития экономики и стимулирование инвестиций в создание новых, расширение и обновление действующих производств с применением современных технологий, создание новых и сохранение существующих рабочих мест, а также охрана окружающей среды. Преемственность подобных целей по сравнению с действующими законами и международной практикой очевидна. Эти цели полностью соответствуют тем задачам, которые ставили пред собой в момент их создания.
СЭЗ «Морпорт Актау» функционирует с 1.01.2003 года и на ее территории реализованы многие проекты, одним из крупных является строительство завода стекло-волокнистых труб. Так на заводе по производству труб нефтяного сортамента компании «НефтеГазТруба» выпускается экспорто-ориентированная продукция. На стадии завершения находится проект по строительству завода металлоконструкций совместного казахстанско-сингапурского предприятия «Keppel Kazakhstan». Было построен завод по производству морских металлических труб. Также в рамках развития СЭЗ начались работы по расширению морпорта Актау в северном направлении.
В СЭЗ Морпорт Актау было построено 8 заводов, пользуясь налоговыми льготами, что создало много рабочих мест.
Общий объем вложенных инвестиций по данным проектам составляет более 130 $ млн.
Предоставляемые преференции, которые действуют на территории СЭЗ, освобождают участников от уплаты трех видов налогов: КПН, земельного и налога на имущество. На территории СЭЗ действуют таможенные режимы, которые позволяют предприятиям - участникам СЭЗ принимать грузы для собственных нужд без взимания таможенных пошлин, налогов и всяких мер нетарифного регулирования.
В целях дополнительного привлечения в Мангистаускую область инвестиций, стимулирования потенциальных инвесторов к созданию в области новых производств и строений Указом президента РК от 7 февраля 2007 года территория СЭЗ «Морпорт Актау» расширена с 227,1 до 982,3 гектара.
Так, за последний год на данной территории вкладывают инвестиции следующие страны: США, Китай, Канада, Италия, Сингапур, Азербайджан, Великобритания и общие инвестиции составляют порядка 1 $ млрд. США.
Глава 2. Анализ нефтегазовой отрасли в Республике Казахстан
2.1 Изменение законодательства в области недропользования
Правительство Казахстана намерено лишить нефтегазовую отрасль прежней инвестиционной привлекательности, отменяя СРП (соглашение о разделе продукции) заявили многие средства массовой информации. Причина в том, что мировые цены на нефть и газ, которыми богата республика, только растут.
февраля 2008 года премьер-министр Карим Масимов заявил: "Надо исключить соглашение о разделе продукции как вид контракта на недропользование". Свою позицию он аргументировал особенностью нынешнего этапа развития Казахстана: "Мы в другое время живем, в особых условиях".
Скорее всего, эти условия обусловлены двумя причинами. Во-первых, ростом мировых цен на сырье, во-вторых - стремлением усилить влияние и участие государства в распределении доходов от продаваемой на внешних рынках нефти и газа. При этом, как отметил Масимов, отмена СРП распространяется лишь на новые контракты на недропользование, ранее заключенные останутся неизменными.
Закон СРП был одним из столпов казахстанской инвестиционной политики в нефтяной сфере последнего времени. Его суть заключалась в том, что недропользователи обеспечат приток инвестиций, инноваций и развитие смежных с "нефтяной" отраслей за счет предоставления некоторых налоговых льгот операторам на шельфе. Теперь, похоже, прежние правила игры, а вернее, нефтедобычи в Казахстане аннулируются.
По мнению специалистов, в СРП наиболее уязвимой для государства была та часть, которая касалась налоговых обязательств. Они не были четко расписаны, то есть документ был, как принято говорить, непрозрачным по части начисления налогов.
Новый Налоговый кодекс, который правительство начало разрабатывать, имеет целью устранить этот пробел. По меньшей мере, официальная первоначальная задача, которую будет осуществлять обновленное идеологически и персонально Министерство энергетики и минеральных ресурсов (далее - Минэнерго), - это повышение доходов государства от деятельности недропользователей.
Позже Минэнерго вышло с инициативой ввести таможенную экспортную пошлину на нефть, а Министерство Финансов - ввести налог на добычу полезных ископаемых. Как стало известно, они, объединившись, намерены нанять высококлассных международных экспертов для защиты своих позиций и даже провести по этой проблеме международный геологический форум в Астане.
Но крупные отечественные и иностранные нефтяные компании, работающие в Казахстане, глядя на инициативы правительства, намерены отстаивать свои интересы путем участия в работе над новым Налоговым кодексом.
По мнению одного из влиятельных казахстанских нефтяников, ужесточение налогового бремени приведет к сокращению инвестиционной активности нефтяных компаний в республике. Главный аргумент для подобных заявлений - это существенное отличие нефтедобычи в Казахстане от нефтедобычи в других странах. Она более затратная: все казахстанские месторождения с высоким содержанием серы и высоким пластовым давлением, что повышает себестоимость нашей нефти, плюс транспортные расходы по ее доставке на мировые рынки.
апреля 2008 года премьер-министр Карим Масимов подписал постановление правительства, согласно которому через 30 дней в Казахстане будет введена таможенная пошлина на экспорт сырой нефти.
Уже в мае отечественные и иностранные компании - недропользователи будут платить за экспорт сырой нефти обязательный таможенный сбор. Подобной пошлиной соседи-россияне облагают недропользователей на протяжении уже нескольких лет. В Казахстане продажа нефти - также основная статья экспорта, на нее проходится до 70% от всего объема внешних продаж. В год республика производит свыше 60 миллионов тонн нефти, при этом внутренняя потребность составляет всего 12 миллионов. Введение пошлины, уверены в Минфине, - не приведет к снижению объемов экспорта нефти, в то же время у производителей появится стимул для ее продажи на внутреннем рынке, что в свою очередь стабилизирует внутренние цены на сырье и продукты переработки. Размер пошлины, не константа, он будет меняться в зависимости от ситуации на мировом рынке.
При изменении конъюнктуры на мировом рынке экспортная пошлина в соответствии с устанавливаемыми правилами будет автоматически пересчитываться в целях ненарушения баланса интересов государства и участников внешнеэкономической деятельности.
Нефтяную пошлину не будут платить те компании, в контрактах которых оговорена стабильность таможенного режима. И те, что работают по СРП. Перечень таких недропользователей сейчас составляется. По предварительным подсчетам, сбор будет идти примерно с трети всего объема добываемой ежегодно нефти. Это более миллиарда долларов в год дополнительных поступлений в казну.
Введение экспортной таможенной ставки на нефть не должно повлиять на ухудшение инвестиционного климата в Казахстане, считают чиновники. Если принять во внимание ту налоговую нагрузку, которая в нашей стране, и ту, которая в основных нефтедобывающих странах, говорить о том, что даже после введения этой экспортной пошлины и после введения налога на добычу полезных ископаемых, что настолько ухудшит инвестиционный климат и может быть отток инвестиций, думаю, для этого оснований нет. Потому что если отток, то предполагается в какие-то другие страны, но в других странах налоговая нагрузка на нефтяные компании выше.
2.2 Анализ проблемы месторождения Кашаган
Вопрос по расширению участия в проекте «Национальной Компании «КазМунайГаз» ставится казахстанскими властями с такой целью, чтобы образумить иностранных инвесторов и дать им понять, что страна больше не собирается мириться с тем уровнем цинизма, с которым часть инвесторов подходит к разработке казахстанских месторождений.
Как и указывалось ранее, требования Казахстана к недропользователям не более чем попытка добиться от последних более выгодных условий СРП.
Основная проблема итальянской «Eni» в том, что компания нарушает условия СРП, и своими действиями по повышению бюджета освоения перечеркивает планы казахстанского правительства. Нюанс еще и в том, что под удар ставятся перспективные амбиции нашего государства.
Символично само развитие конфликта на Кашагане. Сразу после того, как итальянский оператор проекта затянул в очередной раз сроки промышленной разработки месторождения и увеличил бюджет, со стороны Казахстана последовали ответные действия.
Работы на месторождении были заморожены на три месяца, а в отношении дочерней компании Eni возбуждено уголовное дело, со ссылкой на нарушения таможенного законодательства.
Аналитики восприняли данные шаги со стороны Казахстана как желание пересмотреть условия, или как сигнал для итальянской компании инициировать пересмотр на добровольно-принудительной основе.
Инвесторы испугались того факта, что в Казахстане могут сильно поменяться условия участия иностранных компаний в ресурсных проектах, возможно, в рамках общемировой тенденции к увеличению участия государства в этой отрасли.
Однако считать, что случай на Кашагане станет фактором ухудшения инвестиционного климата в Казахстане, нельзя. Для того, чтобы понять логику происходящего, нужно посмотреть на ситуацию с точки зрения казахстанского правительства.
Соглашение о разделе продукции по Кашагану было подписано в 1997 году Казахстаном и OKIOC (Offshore Kazakhstan International Operating Company), международным консорциумом, состоящим из крупных мировых нефтяных компаний. Целью соглашения являлись геологоразведочные работы на шельфе Каспийского моря и начало добычи к 2005 году.
Консорциум нашел нефть в Кашагане в 2000 году, тогда возобновляемые запасы составили 13 миллиардов баррелей. Однако в связи с задержками в реализации проекта был сменен оператор, которым стала итальянская Eni.
В 2005 году соглашение было изменено, и новой датой начала добычи стал 2008 год. Летом 2007 года Eni инициировало еще одно изменение соглашения, объявив о переносе начало промышленной разработки с 2008 на конец 2010 года с одновременным удвоением расходов на реализацию первоначальной фазы проекта с 10 до 19 миллиардов долларов. Как в то время заявил премьер-министр Карим Масимов, суммарная стоимость проекта вырастет с 57 до 136 миллиардов долларов.
В августе 2007 года обе стороны начали переговоры по внесению изменений в СРП, а казахстанские власти возбудили ряд расследований в отношении деятельности консорциума, заблокировав работы на Кашагане.
Прежде чем обвинять казахстанскую сторону в создании проблем по привлечению инвестиций, необходимо разобраться во всех тонкостях реализации проекта по Кашагану. Поскольку Кашаган разрабатывается на условиях СРП, Казахстан не получит от него никаких доходов до тех пор, пока участники проекта не окупят все свои инвестиции. По первоначальным подсчетам, если бы добыча началась в 2005 году, то первая выручка от него поступила бы в государственный бюджет в 2008-2010 годах.
С учетом того, что Кашаган - это крупнейший единичный инвестиционный проект в Казахстане, поступления от его реализации играют очень важную роль в долгосрочном планировании. Однако в свете того, что суммарные затраты превысят 136 миллиардов долларов, Казахстан теперь вряд ли увидит какие-либо деньги от Кашагана раньше 2020-2025 года, а может быть и позже. По оценкам Министерства Финансов, совокупные расходы и недополученная выгода от переноса сроков начала добычи составляют свыше 40 миллиарда долларов.
Помимо этого, в течение последних нескольких лет власти Казахстана приложили значительные усилия и вложили солидные средства в расширение нефтепроводных мощностей для экспорта в Азербайджан, Россию и Китай, а Кашаган должен был стать основным источником наполнения этих трубопроводов. Перенос начала поставок нефти, естественно, отложит и окупаемость этих проектов. И последнее: все эти события происходят на фоне рекордно высоких цен на сырье на мировых рынках, которые одновременно повышают ценность всего проекта и увеличивают упущенную выгоду.
Казахстанские власти вовсе не хотят, чтобы в ресурсных проектах Кашаган сыграл роль стартера, и примеру Eni последовали другие иностранные инвесторы. Если по тем или иным обстоятельствам Eni сможет отстоять свои позиции и добьется принятия своих условий казахстанской стороной, может возникнуть опасный прецедент пересмотра со стороны инвесторов своих обязательств по СРП. Тогда о размерах ущерба можно будет говорить, применяя другие цифры.
Возможно, наиболее тревожным аспектом всей этой истории является тот факт, что Казахстан использует экологические требования и другие законы для "выбивания" себе лучших условий по контракту, заключенному с зарубежными компаниями. Тут можно провести параллель с другим известным СРП в России - "Сахалин-2", где российские власти также использовали экологические нормы, чтобы заставить участников проекта продать контроль в нем "Газпрому".
В связи с вышесказанным существует вероятность, что Кашаган станет мотором для пересмотра условий соглашений по Тенгизу, Карачаганаку, и прочим крупным месторождениям. В результате у инвесторов рождаются очевидные опасения, не пойдет ли Казахстан по пути таких стран, как Боливия и Венесуэла, выгнавших иностранных инвесторов из всех проектов, связанных с освоением природных ресурсов.
Стоит ждать, что инцидент с Кашаганом разрешится еще до конца текущего года. Ни казахстанская сторона, ни итальянцы не заинтересованы в том, чтобы раздувать конфликт и дать ему возможность перерасти во что-то большее, чем просто конфликт интересов.
Трудно предполагать, что "КазМунайГаз" станет сооператором, а Казахстан получит 40 процентов доли в прибылях. Если первое требование при определенных обстоятельствах может стать реальностью, то второе условие вряд ли выполнимо в полной мере. Безусловно, торг в таких случаях уместен, и он может привести к тому, что 8-процентное участие в проекте "КазМунайГаза" стало 18 процентным.
Со стороны других иностранных инвесторов не следует ожидать резких движений, на которые сподобилась Eni. По большому счету, им достаточно получить заверения казахстанской стороны, что условия СРП пересмотрены не будут. Поэтому изменений инвестиционного климата в Казахстане ждать не стоит.
Задавая себе этот вопрос, мы должны учитывать несколько важных нюансов, которые говорят о том, что Казахстан не может стать Венесуэлой по определению. "Ресурсным национализмом" здесь и не пахнет, во-первых, потому что казахстанские власти не ставят перед собой целью установить полный контроль над месторождениями. Есть несколько других примеров удачной работы зарубежных компаний в Казахстане. У Chevron, например, нет серьезных проблем с его СП TengizChevroil. Более того, казахстанские власти активно помогали отражать атаки России на КТК, который отправляет нефть с Тенгиза на мировые рынки, и работают над созданием новых маршрутов транспортировки нефти. Похожая ситуация и на другом крупном месторождении - Карачаганак, освоение которого также ведет международный консорциум, в состав которого входит Eni. Во-вторых, в отличие от Боливии или Венесуэлы, в Казахстане оператор Кашагана действительно нарушил условия СРП, что привело к значительному сокращению потенциальной выгоды для Казахстана.
Поэтому недовольство властей страны действиями консорциума представляются вполне оправданным и резонным. Таким образом, несмотря на негативный информационный фон вокруг этого противостояния, Казахстан все равно останется самой привлекательной в инвестиционном плане страной в регионе.
Глава 3. Проблемы и перспективы привлечения инвестиций
иностранный инвестиция преференция налог
3.1 Гарантии иностранных инвестиций
С самого начала развития нашего государства мы столкнулись с проблемами, связанными с отсутствием необходимой законодательной базы. Это относилось, наверное, ко многим направлениям деятельности нашего государства. Наибольшая неподготовленность в этих условиях чувствовалась в одной из ключевых сфер экономики - недропользовании.
В советское время всё являлось собственностью государства, и соответственно отсутствовала необходимость оформления каких-либо серьезных договоров на право недропользования. Для проведения геологоразведочных работ или разработки месторождений предприятия по решению Министерства нефти и газа получали горный отвод и начинали соответствующие нефтяные операции. Таким образом, установление всевозможных правовых отношений с государством, которые бы учитывали интересы предприятий или недропользователей, не имело смысла. Действовавшим в то время законодательством регулировалась, в основном, техническая сторона взаимоотношений.
Практика показывала, что отсутствие Закона, регулирующего нефтяные операции, было негативным фактором, сдерживающим инвестирование в республику. Для освоения минерально-сырьевых ресурсов страны с участием инвесторов в начальный период независимости использовалась практика создания совместных предприятий между иностранными партнерами и отечественными предприятиями, осуществляющими свою деятельность на месторождениях. Основой сотрудничества был контракт о создании Совместного предприятия (СП) на территории Республики Казахстан. Право на недропользование, таким образом, имело казахстанское предприятие. Входя в состав СП, иностранный партнер становился совладельцем прав на недропользование. Такой вид привлечения иностранных инвестиций получил широкое распространение практически на всей территории СНГ.
Иностранные инвесторы, намеревающиеся вкладывать большие средства, естественно, хотели иметь более весомые гарантии. При отсутствии закона такими гарантиями могли служить или ратификация каждого договора в Парламенте, или их утверждение Указами Президента страны. Соответственно, любое дополнение и изменение в контракты, которые вполне могли возникать в период долголетней реализации проекта, должны были бы вноситься только Указами Президента. Такой громоздкий порядок, к тому же не имеющий законодательной базы международного уровня, не способствовал широкому привлечению иностранных инвестиций в нефтегазовую отрасль.
К середине 1994 года по поручению Президента, Правительство начало работу по разработке законопроектов касающихся гарантий инвесторов в области нефтедобычи. Министерством топлива и энергетических ресурсов была создана рабочая группа, в которую вошли представители различных государственных органов, научных, юридических и финансовых институтов, представители производства и другие. На первоначальном этапе своей деятельности рабочая группа столкнулась с большими трудностями, так как необходимо было разработать современный законопроект, воспринимаемый иностранными инвесторами и эффективно защищающий интересы государства.
Труднее всего было преодолеть сложившийся менталитет. Общество на протяжении десятилетий осуществляло свою трудовую деятельность на базе тотальной государственной собственности. Необходимо было привыкать к такому понятию как частная собственность, и подготовить закон, который бы защищал не только государственные интересы, но и интересы частого инвестора.
В силу того, что Закон устанавливал правовые основы взаимоотношений в одной из важнейших сфер экономики нашей страны, где реально пересекались интересы Правительства, различных предприятий, групп людей, иностранных инвесторов, он стал предметом длительных обсуждений в Верховном Совете.
К тому времени, когда был готов окончательный вариант законопроекта, Верховный Совет был уже распущен, и закон «О нефти» стал одним из 140 ключевых законов, заложивших основу экономических реформ, которые были приняты Указом Президента РК, имеющим силу Закона, от 28 июня 1995 года № 2350. Таким образом, благодаря этому Указу мы начали новую главу в истории освоения казахстанской нефти.
Законом подтверждалось, что нефть, находящаяся в недрах, является собственностью государства, а после извлечения на поверхность её принадлежность определяется правовыми актами, заключаемыми между Правительством Республики Казахстан и недропользователем. Закон предусматривал несколько видов контрактов по осуществлению нефтегазовых операций в нашей стране: концессионный, основанный на оплате налогов и роялти, в форме соглашения о разделе продукции, а также сервисные контракты.
Как я указал выше, Карим Масимов сообщил, что - «по налогообложению недропользователей: необходимо в целом предусмотреть увеличение налоговой нагрузки, пересмотреть порядок уплаты налогов. В частности, надо внимательно проработать вопросы для вновь заключаемых контрактов по недропользованию - исключить соглашение о разделе продукции как вид контракта на недропользование».
Согласно закону, финансовые риски при проведении геологоразведочных работ возлагались на инвестора. Так, при необнаружении нефтяных залежей затраченные средства инвестору не возмещаются. Кроме того, в контрактах указывался минимальный объем геологоразведочных работ для инвестора, который устанавливался соответствующим государственным органом в физических объемах и в денежном выражении. В случае его невыполнения по истечении срока разведки, инвестор должен был выплатить неиспользованную сумму оценочной стоимости минимального объема работ в бюджет государства.
Закон установил обязательства государства по контрактам и создал достаточно гарантий для инвесторов, которые больше не просили утверждать соглашения о недропользовании Указами Президента. Принятие закона значительно снизило, так называемый, «страновой риск» Казахстана по сравнению с другими постсоветскими странами. Имея законодательно утвержденные «правила игры», иностранные нефтяные гиганты могут смело инвестировать в разработку казахстанских месторождений без опасения, что интересы участников подписываемых контрактов будут каким-либо образом ущемлены.
Закон «О нефти» сыграл свою историческую роль в деле укрепления экономического благосостояния страны. Благодаря закону, политика нашей страны в области недропользования стала более прозрачной и предсказуемой. Наш авторитет и имидж стали укрепляться из года в год. В страну одна за другой потянулись иностранные нефтяные инвесторы.
Сейчас многие считают это само собой разумеющимся фактом. А тогда мы знали, что такие непростые решения будут неоднозначно восприняты в обществе. Многие в тот момент обвиняли Правительство в продаже родины и будущего наших детей. Но вместо того, чтобы ввязываться в бесполезную полемику, Президент и Правительство решили четко определить гарантии государства по отношению к иностранным инвесторам. Своего капитала для освоения нефтяных ресурсов, тем более современных технологий, у государства не было. И государство стало работать с иностранными нефтяными компаниями как с партнерами, готовыми делать долгосрочный и прибыльный бизнес в Казахстане.
.2 Проблемы привлечения инвестиций
Казахстанский совет иностранных инвесторов, ассоциация "Казахстан Петролеум", Международный налоговый и инвестиционный центр, Американская торговая палата в Казахстане и Европейская бизнес-ассоциация направили письмо в адрес Президента РК с просьбой не подписывать принятый парламентом законопроект <#"justify">1.Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года
.Закон РК «Об иностранных инвестициях» от 27 декабря 1994 г. (утратил силу в 2003 г.)
.Закон РК «Об инвестициях» от 8 января 2003 года № 373-2
.Закон РК «О нефти» от 28 июня 1995 г. № 2350
.Закон РК «О недрах и недропользовании» от 27 января 1996 г. № 2828
.Об изменениях и дополнениях в закон «О недрах и недропользовании»
.Преамбула Указа Президента РК «Некоторые вопросы СЭЗ в Республике Казахстан» от 31.03.1999 г.
.Указ президента РК «О создании СЭЗ» Астана - новый город от 29.06.2002.
.Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 июня 2002 года N 708 «Об утверждении Правил представления государственных интересов Национальной компанией в контрактах с подрядчиками, осуществляющими нефтяные операции, посредством обязательного долевого участия в контрактах».
.«Инвестиционная деятельность» Боровикова Н.В.
.«Инвестиции» Игошин Н.В.
. «Свободные зоны и национальная экономика (Мировая экономика и международные отношения 1990 г. № 2. Кузнецов А.И.
.Право и внешнеэкономическая деятельность в Республике Казахстан. Алматы 2001.
.Право и иностранные инвестиции в РК. Сулейменов М.К., Алматы 1997г.
.Финансовый и реальный секторы: повысить эффективность взаимодействия. Казахстанская правда 22.06.2002 г.
.Материалы интернет конференции директора НИИ частного права Сулейменова М.К. на сайте zakon.kz от 22.12.2002
.Континент № 2 (211) 2008 год
.Деловой Казахстан № 12 (109) , 28.03.08г.
20.«Капитал.kz» № 2 (139) от 17.01.08г., www.gazetakapital.kz
.www.nomad.su 8 апреля. КАЗИНФОРМ