Дом-особняк в архитектуре русского модерна
Министерство
образования РФ
УралГАХА
Реферат
тема: «Дом-особняк
в архитектуре русского модерна»
Исполнитель: ст.
гр. 271
Нестерова П.М.
Преподаватель:
Волокитина Т.Е.
Екатеринбург
2008
Содержание
1. Модерн
2. Интерьер модерна
3. Архитектура модерна
Список литературы
Приложение
1. Модерн
Модерн не вписался в техническую цивилизацию,
потому что слишком благоговел перед природой, рисуя свои картины и строя свои
дома по ее законам, по законам органических природных форм. Кроме того, он был
неисправимым романтиком. [1]
Русский модерн вдохновлялся другими источниками
- своим 17 и 18 веком, своими древностями и фольклором. И, действительно,
старое русское искусство: архитектура, одежда, утварь - уже сами по себе были
азиатскими (хотя бы с точки зрения Европы). И вполне отвечали стилистическим
принципам модерна. В этом смысле собор Василия Блаженного с его «пряничной»,
орнаментальной, разноцветной и в то же время «органической» красотой - это
модерн. А старые русские терема с декоративностью их убранства! Даже простая
русская изба с деревянной резьбой наличников, ворот и крыльца могла вдохновить
любого архитектора модерна. А русский лубок, игрушка, народные росписи?! [1]
Термином "модерн" определяют
архитектуру, сознательно и резко восставшую против подражательности,
каноничности, выступившую с программой обновления зодчества выражения
особенностей времени с помощью приемов и средств, его характеризующих. Сколь бы
ни варьировались отдельные требования, лозунгом модерна неизменно оставались современность
и новизна. [1]
. Интерьер модерна
Мебель, как необходимый атрибут внутреннего
убранства, привлекала внимание участников Абрамцевского кружка и тех мастеров,
которые подхватили их начинания. Это проекты мебели в неорусском стиле,
сделанные Аполлинарием Михайловичем Васнецовым (1856-1933), - таков буфет
монолитно-приземлённый, с витражными стеклами на верхних створках и коваными
бляхами и металлическими ручками на фасаде и нижних ящиках. Мебелью увлекался и
Врубель. Для парка в Абрамцеве он сделал скамью-диван, покрыв спинку и сиденье
зелёной майоликой и фантастическими птицами с женскими головами (1899-1900).
Более ранним опытом претворения Врубелем новых идей в пространстве интерьера
стала печь-лежанка в проходной комнате усадебного дома в Абрамцеве, украшенная
скульптурной головой изумрудно-бирюзовой львицы (1890). Грозная энергия,
исходящая от царственного зверя, несколько смягчена весёлым цветочным
орнаментом майоликовых плит, выдержанных в той же голубовато-зелёной
колористической гамме. [2]
Пройдёт всего несколько лет, и деревянная резьба
вместе с цветной майоликой оставят мебель, перешагнут через порог интерьера,
чтобы занять более престижное место на стенах доходных домов и церквей,
особняков и общественных зданий. Экспериментальная мебель Абрамцева была своего
рода повивальной бабкой многих архитектурных проектов. Недаром самый знаменитый
зодчий русского модерна Фёдор (Франц) Осипович Шехтель (1859-1926), не
получивший законченного архитектурного образования, считал своим учителем
Виктора Васнецова, согласовывал с художником свои проекты сооружений в
неорусском стиле. Всем известен построенный по шехтелевскому проекту
Ярославский вокзал (1902-1903), декорированный монументальными майоликовыми
панно. Немалой популярностью пользуется и Дом П.Н. Перцова на Лесном пр.
(Москва), сооружённый по эскизам художника С.В. Малютина в 1905-1907 гг., где
композиции из цветных плиток майолики празднуют свой триумф. [2]
Село Талашкино, расположенное вблизи Смоленска,
было вторым после Абрамцева очагом развития неорусского стиля. Владелицей
Талашкина была княгиня Мария Клавдиевна Тенишева, побочная дочь императора
Александра II. Будучи от природы одарённой - певицей и художницей - Тенишева
сплотила вокруг себя талантливых художников. Огромную роль в мастерских
Талашкина играли С.В. Малютин, М.А. Врубель и Н.К. Рерих (1874-1947). [2]
Внешняя театральность стала характерной чертой
русского модерна от интерьера, мебели до архитектуры. Эта осознанная тяга к
театрализации мебели возникла на заре зарождения неорусского стиля, возможно,
под влиянием трилогии А.К. Толстого, пьес А.Н. Островского. [2]
Неорусский стиль в модерне получил за самое
короткое время широчайшее распространение не только в двух столицах, но и в
крупнейших центрах провинции и был воспринят как своё, родное, отечественное
искусство. Спешно строились особняки и виллы частных лиц, общественные
сооружения, доходные дома в этом стиле. Проектировалась мебель для их
интерьеров. [2]
Наряду с неорусским стилем в модерне появились
иные направления: неоготика, неоклассицизм. Характерным образцом неоклассицизма
может служить кресло из Кустарных мастерских Звенигородского уезда Московской
губернии. Это был один из крупнейших центров по изготовлению мебели в России в
XIX - начале XX веков. Мастер избрал излюбленное красное дерево и традиционную
форму «корытца». Украсил внутреннюю часть спинки и низ сидения бронзовым
орнаментом. Вместо ручек использовал стилизованные скульптуры бараньих голов.
Эти резные детали, единственные во всём кресле, вносят лёгкий оттенок
ироничности, совсем не присущей истинному классицизму, но зато бытовавшей в
модерне. [2]
Стилизация была отличительной чертой модерна
вообще и русского в частности. Всё в интерьере - от витражей, лестницы, мебели
до формы дверных ручек - подчинено единому замыслу. Большой популярностью
пользовались так называемые венские стулья, недорогие и лёгкие. Стулья эти
напоминали скорее табуреты со спинками по лапидарности форм. Ценители вычурных
линий модерна приобретали мебель фирмы «Ф. Мельцер» в стиле позднего рококо.
Таковы столик и кресло из красного дерева с инкрустацией (1900-е годы). Так
создавался особый мир пластически пространственных искусств, и «культура
деталей» играла в нём важную роль. Тяготение к простым удобным формам мебели
без всяких украшений, что удешевляло её производство и делало доступной для средних
слоев населения, чётко обозначилось в 1910-е годы. Так модерн прокладывал путь
к будущему, к новым поискам и новым стилям XX века. И современный минимализм
может считать модерн своим прямым предшественником, своим «дедушкой». [2]
. Архитектура модерна
модерн архитектура интерьер особняк
Стиль модерн в первую очередь заявил о себе в
архитектуре. Ее важной чертой стал отныне возврат к функциональности,
освобождение от излишков декора, обращение к национальным традициям. Но то было
иное использование элементов национальной традиции, нежели в период историзма
(или эклектики). Свойственная историзму вульгарная "всеядность" по
отношению к наследию прошлого сменилась продуманными эстетическими критериями.
Результатом присущей стилю модерн стилизации было создание совершенно новых
форм, подчинение одному формообразующему началу. Ретроспективизм в новом стиле
всегда сочетался с новаторской мыслью. [3]
Системы художественных форм, сколько-нибудь
родственной ордеру или "стилям" эклектики, в модерне не существует.
Свойственному эклектике и архитектуре нового времени принципу проектирования
здания "снаружи-внутрь", от предустановленной формы плана и объема к
внутреннему расположению помещений, в модерне противостоит противоположный -
"изнутри-наружу". [3]
Градостроительная установка модерна предполагает
единство сооружения и среды, уличного и внутридворового пространства,
ценностную однородность различных по своему функциональному назначению
городских территорий. [3]
В этом контексте свойства модерна, выглядевшие
нарушением логики, тектоники и архитектурной закономерности, уже не кажутся
несообразностью и прихотью. Они предстают в ином свете - не как отказ от
архитектурных норм вообще, а как отказ от исчерпавших себя норм определенной
эпохи. Больше того, они свидетельствуют о новаторстве модерна, давшего начало
новой архитектурной системе и создавшего новую стилевую систему на основах,
противоположных системе нового времени, но в определенной мере родственных
архитектурной системе средневековья. [3]
В модерне прекрасное не имеет материального
эквивалента, потому выражается по другому. Носителем прекрасного являются
специфически обработанная, трактованная в соответствии с принятыми в модерне
нормами красоты утилитарно-конструктивная форма, а не геометрические формы объема
и плана или система иллюзорно-тектонического декора: ордер. Целостность модерна
определяется единообразием трактовки и приемов гармонизации разнородных,
несущих функциональную нагрузку форм. [3]
Модерн отказывается от применения специальной
художественной, имеющей только содержательно-декоративное значение системы, он
за применение утилитарных форм, трактуемых художественно. Архитектурно
переосмысленное утилитарное, польза выступают одновременно и как
художественное, красота, эти две роли неотделимы. Конечно, модерн не отрицал
декоративного, все дело в характере формообразующей связи. Хотя утилитарное
трактуется в модерне нарочито декоративно, а в декоре подчеркнута его
практическая бесполезность, это не меняет дела. В модерне декор -
второстепенное. Недаром теперь часто говорят, что истинная архитектура всегда
конструктивна. Декору отведена роль "чистого" украшения, и в
соответствии с замыслом он часто изощрен и прихотлив. Он может быть, а может и
не быть (противоположность классицизму и эклектике: система форм - основное).
[3]
Модерн можно охарактеризовать словами
французского искусствоведа Шарля Блана: "...архитектура в высшем ее
понимании - это не сооружение, которое украшают, а украшение, которое
строят". [4]
При кажущемся хаосе в архитектуре нового стиля
господствовал принцип динамического равновесия. Особняки модерна сооружались
первоклассными архитекторами и были воплощением смелой творческой мысли,
высокого вкуса, огромной художественной эрудиции. Неоштукатуренный кирпич,
мозаики на фасадах, витражи окон выглядели не цитатами из прошлого, а логичной
частью построек. Стиль отличался взаимозаменяемостью архитектурных элементов,
скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства. Зодчими движет желание
создать синтетичный стиль, в котором все элементы архитектурного проекта и
дизайна были бы связаны. Принцип художественной продуманности ("до
последнего гвоздя") придает каждого проекту стиля модерн поразительную
цельность и эстетическую законченность. В этой ансамблевости решения важную роль
играют новые материалы. Например, архитекторы с упоением любуются обнаженностью
металлических конструкций: разнообразными изгибами лестниц, решеток, балюстрад,
опор. [5]
Важнейшим для нового стиля сделался лозунг Ван
де Велде "Назад к природе". Многие архитекторы и художники соотносят
свои творческие поиски с природными формами. Это художественное направление в
стиле модерн получило название флореального. Авторы часто обращались к мотиву
раковины, волны, пламени, облака, переносили в свои произведения формы насекомых
(бабочки, стрекозы), ветвей растений, особенно цветов (ириса, ползущего вьюнка,
стрельчатых астр и орхидей, камыша, цикламена, лилии). [5]
Знаменательны слова, начертанные на фасаде
здания "Венского Сецессиона" (Secession): "DER
ZEIT IHRE KUNST DER KUNST IHRE FREIHEIT". Стиль
модерн был романтической попыткой создания нового "стиля жизни" в
конце XIX века - самого эклектичного из столетий. (Примечание: Der
zeit ihre kunst der kunst ihre freiheit - (нем.) Каждому
времени - свое искусство, каждому искусству - своя свобода). [5]
Список литературы
Рисунок 1. - Скамья Врубеля, парк в Абрамцево,
Москва
Рисунок 2. - Доходный дом Перцовой, Москва
Рисунок 2.1 - Доходный дом Перцовой, Москва
Рисунок 3. - Ярославский вокзал, Москва
Рисунок 4. - Особняк Кекушева, Москва
Рисунок 5. - Северный модерн в Петербурге
Рисунок 6. - Пушкинская аптека, Екатеринбург
Рисунок 7. - Дом врача И. Сяно, Екатеринбург
Рисунок 8. - Дом Мишиных, Екатеринбург
Рисунок 9. - Дом Зубковых, Екатеринбург