Основы экономики
Задачи
по экономике
ЗАДАЧА №1
Проанализировать структуру платных услуг.
Рассчитать их динамику (темпы роста). Выявить долю услуг СКСиТ
(туристско-экскурсионные, санаторно-оздоровительные, гостиничные). Выявить
темпы роста этих услуг. Написать выводы: анализ причинно-следственных связей с
учётом экономических, политических, научно-технических, социально-культурных
факторов.
Вариант I
АНАЛИЗ НА УРОВНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В современный период все услуги в Российской
федерации разделены на 2 сектора: платные и бесплатные.
Все предприятия и организации, оказывающие
платные услуги и зарегистрированные как частные предприятия, регистрируются
государственной статистикой как сектор платных услуг.
Показатели этого сектора включают 12 звеньев,
которые делятся на следующие: бытовые, транспорта, связи, ЖКХ, системы
образования, культуры, туристско-экскурсионные, физической культуры и спорта,
медицинские, санаторно-оздоровительные, правового характера и др.
В таблице представлены данные деятельности этих
групп предприятий, которые характеризуют уровень доходов этих предприятий.
Например, в 2006 г. Населению в Российской
Федерации было оказано платных услуг на сумму 2798,4 млрд. руб. Из них доля
услуг СКСиТ составила всего 3% от общего количества платных услуг. Это
составило 84,7 млрд. руб.
Туристско-экскурсионных услуг было оказано на
сумму 42,5 млрд. руб. Это составило в структуре платных услуг всего 1,5% от
всей суммы платных услуг. Тогда как за этот же год доля транспортных услуг
составила 21,3%,; связи - 18,7%; ЖКХ -26,5%. Это свидетельствует о том, что
услуги транспорта, связи, ЖКХ наиболее востребованы населением т.к. в процессе
удовлетворения этих услуг удовлетворяются первичные потребности.
Кроме туристско-экскурсионных услуг в сферу
СКСиТ входят санаторно-оздоровительные услуги. В общей структуре платных услуг
они составляют лишь 1,5%. В 2006 г. Санаторно-оздоровительных услуг было
оказано населению Российской \Федерации на сумму 42,2 млрд. руб. Это
свидетельствует о том, что санаторно-оздоровительные услуги столь же мало
востребованы как и туристско-экскурсионные, уступая услугам связи, транспорта,
ЖКХ и т.д.
Темпы роста
. Туристско-экскурсионных
услуг за период с 2000 по 2006 гг.
г. - 1,5%
г. - 1,3%
г. - 1,2%
г. - 1,6%
г. - 1,9%
г. - 1,8%
г. - 1,8%
г. - 1,5%
г. - 1,4%
г. - 1,3%
г. - 1,4%
г. - 1,4%
г. - 1,5%
За период с 1994 г. по 2006 г. тепы роста
туристско-экскурсионных услуг составили:
Т.р. =1,5% / 1,5% *100%=100%
100% = 100% - доля туристско-экскурсионных услуг
осталась прежней.
. Санаторно-оздоровительных услуг с 1994
по 2006 гг.
г. - 4,0%
г. - 3,4%
г. - 2,9%
г. - 3,4%
г. - 2,7%
г. - 2,8%
г. - 3,1%
г. - 2,5%
г. - 2,1%
г. - 1,8%
г. - 1,7%
г. - 1,6%
г. - 1,5%
С каждым годом объём санаторно-оздоровительных
услуг сокращается. За период с 1994 г. по 2006 г. темпы роста
санаторно-оздоровительных услуг составили:
Т.р. = 1,5% / 4% *100% = 37,5%
37,5% < 100% - доля санаторно-оздоровительных
услуг сократилась на 62,5%, т.е. почти в 2 раза.
Динамика объёма
. туристско-экскурсионных услуг
Исходя из сведений, полученных из этого графика,
мы можем убедиться в том, что динамика объёма туристско-экскурсионных услуг
нестабильна. График меняется то в положительную сторноу, то в отрицатеьную.
Последние четыре года мы можем наблюдать изменение объёма в положительном
напрвлении.
. санаторно-оздоровительных услуг
Объём, оказываемых населению
санаторно-оздоровительных услуг на протяжении последних 6 лет имеет тенденцию к
снижению.
На основании проведённого анализа можно сделать
следующие выводы:
Во-первых, доля услуг СКСиТ в общем объёме
платных услуг чрезвчайно мала. Она составила всего лишь 3%.
Во-вторых, темпы роста туристско-экскурсионных
слуг
остались на прежнем уровне, тогда как темпы роста санаторно-оздоровительных
услуг сократились почти в 2 раза..
в-третьих, развитие туристско-экскурсионной и
санаторно-оздоровительной отраслей происходит не так быстро и эффективно, как
развитие в транспортной сфере, сфере ЖКХ, связи и др. Это связано с тем, что
население Российской Федерации предпочитает оздоровлению, путешествиям, отдыху
удовлетворение первичных потребностей.
На всё это повлияли различные факторы:
экономические, политические, научно-технические, социально-культурные и др.
Во-первых, очень большое негативное влияние
оказал на развитие данной сферы экономический кризис, разразившийся в нач. 90х
гг. XX в. Общее
падение экономики не могло не сказаться на развитие туризма.
Во-вторых, сфера туризма требует больших
финансовых вливаний. Но до недавнего времени иностранные инвесторы боялись
вкладывать свои средства в сферу туризма.
В-третьих, большая часть инфраструктуры давно не
обновлялась и требует реконструкции, из-за того что была построена ещё во
времена СССР.
В-четвёртых, низкий уровень жизни населения не
позволяет ему пользоваться услугами сферы СКСиТ из-за их дороговизны.
В-пятых, низкие темпы развития науки. Сфера
туризма и санаторно-курортного лечения требует постоянного внедрения новейших
технологий.
Бесспорно, экономика России в последнее время
начала крепнуть, что повлекло за собой развитие всех её сфер, в том числе и
туристско-экскурсионной и санаторно-оздоровительной. Принимаются программы по
развитию туризма, появляются особые экономические зоны, специализирующиеся на
туристско-рекреационной деятельности. Но тем не менее, сфера СКСиТ ещё не
получила достаточного развития.
Вариант II
АНАЛИЗ НА УРОВНЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
. туристско-экскурсионных услуг за период
с 2000 по 2006
г. - 0,6%
г. - 0,2%
г. - 0,1%
г. - 0,1%
г. - 0,1%
г. - 0,3%
г. - 0,4%
г. - 0,6%
г. - 0,8%
г. - 0,8%
г. - 0,9%
г. - 1%
г. - 1%
Как мы можем увидеть из статистических данных, с
каждым годом объём туристско-экскурсионных услуг увеличивается. Хотя это
происходит очень медленными темпами. За этот период темпы роста составили:
Т.р. =1% / 0,6% * 100% =166,7%
,7% > 100%
За период с 2000 по 2007 гг. доля
туристско-экскурсионных услуг выросла более, чем в 1,5 раза (на 67 %).
. Темпы роста санаторно-оздоровительных
услуг за период с 2000 г. по 2007 г.
г. - 12,8%
г. - 7,6%
г. - 9,6%
г. - 9,6%
г. - 10,8%
г. - 11,7%
г. - 13,2%
г. - 1,9%
г. - 1,7%
г. - 1,7%
г. - 2%
г. - 2,1%
г. - 2,1%
г. - 2,3%
Как мы можем убедиться, объём
санаторно-оздоровительных услуг начиная с 2001 г. резко сократился.
Темпы роста санаторно-оздоровительных услуг за
период с 1994 по 2007 гг. составили:
Т.р.=2,3% / 12,8%*100%=18%
% < 100%
За данный период доля санаторно-экскурсионных
услуг сократилась на 82% - более чем в 5 раз.
. Темпы роста гостиничных услуг и
аналогичных мест проживании за период с 2002 по 2007 гг.
г. - 1,6%
г. - 1,5%
г. - 1,5%
г. - 1,4%
г. - 1,5%
г. - 1,4%
Объём гостиничных услуг на протяжение
исследуемого периода почти не изменялся.
Темпы роста данного вида услуг составили:
Т.р. = 1,4% / 1,6%*100% = 87,5%
,5% < 100%
Доля услуг гостиниц и аналогичных мест
проживания сократилась на 12,5%.
На основании проведённого анализа можно сделать
следующие выводы:
Во-первых, доля услуг СКСиТ в общем объёме
платных услуг, предоставляемых населению Алтайского края чрезвычайно мала. Это
связано с тем, что в первую очередь население удовлетворяет свои первичные
потребности, что обеспечивается услугами транспорта, ЖКХ, связи, бытовыми
услугами и т.д.
Во-вторых, санаторно-оздоровительные услуги
более популярны у населения Алтайского края как на уровне региона. Их объём
превышает в 2 раза объём туристско-экскурсионных и гостиничных. Это связано с
тем, что Алтайский край обладает богатыми рекреационно-оздоровительными
ресурсами (Белокуриха, Яровое, Завьялово и др.).
В-третьих, причины непопулярности и
невостребованности услуг СКСиТ совпадают с причинами невостребованности этих
услуг на общероссийском рынке.
Алтайский край обладает большим
туристско-рекреационым потенциалом. Туризм обозначен как один из приоритетных
направлений социально-экономического развития края на 2006-2008 гг.
Оценка статистических данных показывает, что
туристский рынок Алтайского края имеет значительный потенциал для увеличения
объёмов въездных и внутренних туристских потоков. Но несовершенство единых
организационных подходов в значительной степени не позволяет проводить
сбалансированную государственную политику развития сферы туризма на территории
Алтайского края.
ЗАДАЧА №2
Мультипликационный эффект в экономике туризма.
Рассчитать доходы и занятость в сфере СКСиТ с
учётом коэффициента мультипликации. Примечание:
для Российской федерации коэффициент мультипликации равен 1,5; для Алтайского
края равен 2.
Вариант I
Рассчитать доходы и количество занятых в СКСиТ
для Российской Федерации.
I. Анализ доходов
сферы СКСиТ с учётом коэффициента мультипликатора.
Для
того, чтобы оценить вклад туризма в экономику Российской федерации необходимо
умножить доходы, получаемые от деятельности СКСиТ на коэффициент
мультипликатора. (Коэффициент мультипликатора для Российской Федерации примем
за 1,5).
1. туристские услуги. Рассмотрим доходы
туристской отрасли и её вклад в экономику России за период с 2002 по 2005 гг.
2002 г. 15232*1,5=22848
г. 18599*1,5=27899
г. 23267*1,5=34901
г. 34076*1,5=51114
г. 45228*1,5=67842
За рассматриваемый период доходы туристской
отрасли составили 136402 млн. руб. Вклад же туристской отрасли в общую
экономику России составил 204604 млн. руб.
2. санаторно-оздоровительные услуги.
Рассмотрим доходы, приносимые в результате реализации санаторно-оздоровительных
услуг и их вклад в экономику России за период с 2002 по 2006 гг.
2002 г. 22848*1,5=34272
г. 25752*1,5=38628
г. 30425*1,5=45638
г. 42766*1,5=64149
За рассматриваемый период доходы
санаторно-оздоровительной отрасли составили 158139 млн. руб. Вклад этого
сектора в экономику России составил 234209 млн. руб.
3. услуги гостиниц и аналогичных средств
размещения. Рассмотрим доходы этой отрасли экономики за период с 2002 по 2005
гг.
2002 г. 32640*1,5=48960
г. 41489*1,5=62234
г. 51902*1,5=77853
г. 59065*1,5=88598
г. 74711*1,5=112067
За рассматриваемый период доходы гостиниц и
аналогичных мест проживания составили 259807 млн. руб. вклад этого сектора в
экономику России составил 389712 млн. руб.
За 2002 г. доход сектора СКСиТ составил 70720
млн. руб. вклад в экономику России за этот же период составил 106080 млн. руб.
За 2003 г. доход сектора СКСиТ составил 85840
млн. руб. Вклад в экономику России составил 128761 млн. руб.
За 2004 г. доход сектора СКСиТ составил 105594
млн. руб. Вклад в экономику России составил 158392 млн. руб.
За 2005 г. доход сектора СКСиТ составил 129489
млн. руб. вклад в экономику России составил 194234 млн. руб.
За 2006 г. доход сектора СКСиТ составил 162715
млн. руб. вклад в экономику России составил 244058
В целом за рассматриваемы 5летний период доход
сферы СКСиТ составил 554348 млн. руб. Учитывая эффект мультипликатора, можно
рассчитать, что вклад сектора СКСиТ в целом в экономику России составил 828525
млн. руб.
Коэффициент занятости. Количество имеющихся и
вновь создаваемых рабочих мест - один из важнейших показателей вклада отрасли в
экономику. Наиболее исследованная категория занятых в туризме - в гостиничном и
курортно-санаторном хозяйстве. Косвенная же занятость, создаваемая туризмом в
настоящее время, может быть оценена очень приблизительно. Коэффициент занятости
различен по регионам и зависит от их экономической базы. Для того чтобы
рассчитать косвенную занятость в сфере СКСиТ необходимо умножить существующее
количество занятых в данной сфере на коэффициент мультипликатора.
Рассмотрим лишь одну из сфер СКСиТ - сферу
гостиничного и ресторанного предпринимательства.
2002 г. - 1076*1,5=1614
г. - 1150*1,5=1725
г. - 1152*1,5=1728
г. - 1163*1,5=1745
г. - 1185*1,5=1778
Динамика занятости в сфере гостиничных и
ресторанных услуг за период с 2002 по 2006 гг.
Темпы роста занятости в сфере СКСиТ:
В 2002 г. темпы роста составили
1076/982*100%-100%=10%
В 2003 г. темпы роста составили:
1150/1076*100%-100%=6,9%
В 2004 г. темпы роста составили:
1152/1150*100%-100%=0,2%
В 2005 г. темпы роста составили:
1163/1152*100%-100%=1%
В 2006 г. темпы роста составили:
1185/1163*100%-100%=2%
ВЫВОДЫ
I. Доходы в сфере СКСиТ
) Несмотря на то, что динамика объёма
услуг сектора СКСиТ в общем объёме платных услуг имела тенденцию к снижению или
находилась на прежнем уровне (см. задачу 1) на протяжении данного периода
времени, доходы сектора СКСиТ с каждым годом возрастали.
) Мультипликативный вклад туризма в
экономику также увеличивался на протяжении этого периода.
) Самым доходным сектором сферы СКСиТ на
уровне Российской Федерации является гостиничный сектор.. Численность
занятых в сфере СКСиТ
) за рассматриваемый период численность
занятых в гостиничной и ресторанной сферах экономики начиная с 2002 г.
неуклонно растёт.
) В результате действия
мультипликативного эффекта с ростом занятости в сфере СКСиТ происходит и рост
занятости в смежных областях - транспортная сфера, сфера связи, сфера оптовой и
розничной торговли, предоставление бытовых услуг, ремонт транспортных средств,
аренда и т.п.
) Удельный вес численности рабочих в
гостиничной и ресторанной отраслях в общем объёме численности занятых в
экономике Российской Федерации не высок. Он составлял лишь 1,6% в 2002 г. К
2006 г. он увеличился лишь до 1,8%. В то время как удельный вес численности
занятых в сфере обрабатывающих производств составил в 2006 г. 16,9%; в сфере
оптовой и розничной торговли, ремонта транспортных средств и т.д. удельный вес
составил 16,8%.
) Темпы роста численности занятых в
гостиничной и ресторанной сферах также невысоки. Самые высокие темпы роста были
достигнуты в 2002 и 2003 гг. Они составили 10% и 7% соответственно.
Вариант II
Рассчитать доходы и занятость в СКСиТ для
Алтайского края
Источник: Алтайкрайстат
1. туристские услуги
2002 г. - 104*2=208
г. - 129*2=258
г. - 206*2=412
г. - 279*2=558
г. - 331*2=662
За рассматриваемый период доходы туристской
отрасли составили 959 млн. руб. Вклад этой отрасли в экономику края составил
2098 млн. руб.
2. санаторно-оздоровительные услуги
2002 г. - 222*2=444
г. - 307*2=614
г. - 482*2=964
г. - 585*2=1170
г. - 753*2=1506
За рассматриваемый период доходы
санаторно-оздоровительной отрасли Алтайского края составили 2349 млн. руб.
вклад в экономику края этой отрасли составил 4698 млн. руб.
3. услуги гостиниц и аналогичных мест
проживания
2002 г. - 196*2=392
г. - 242*2=484
г. - 321*2=642
г. - 418*2=836
г. - 485*2=970
За рассматриваемый период доходы гостиниц и
аналогичных мест проживания составили 1662 млн. руб. Вклад этого сектора в
экономику края составил 3324 млн. руб. За
2002 г. доход сектора СКСиТ составил 522 млн. руб. Вклад в экономику края
сектора СКСиТ за этот год составил 1044 млн. руб. За
2003 г. доход сектора СКСиТ составил 678 млн. руб. Вклад в экономику края
составил 1356 млн. руб. За 2004 г. доход
сектора СКСиТ составил 1009 млн. руб. вклад в экономику края составил 2018 млн.
руб.
За
2005 г. доход сектора СКСиТ составил 1282 млн. руб. Вклад в экономику края
составил 2564 млн. руб. За 2006 г. доход
сектора СКСиТ составил 1569 млн. руб. Вклад в экономику края составил 3138 млн.
руб.
В
целом за рассматриваемы 5летний период доход сферы СКСиТ составил 4060 млн.
руб. Учитывая эффект мультипликатора, можно рассчитать, что вклад сектора СКСиТ
в целом в экономику России составил 8120 млн. руб.. Доходы в сфере
СКСиТ:
1. За рассматриваемый нами 5летний период
доходы сферы СКСиТ в Алтайском крае составили 4060 млн. руб. Вклад этого
сектора в экономику края под действием мультипликативного эффекта превысил его
доходы в 2 раза. Он составил 8120 млн. руб.
. В течение рассматриваемого периода
происходит рост доходов сектора СКСиТ. Вместе с этим увеличивался и косвенный
вклад сферы СКСиТ
. Самой прибыльной сферой СКСиТ на
протяжении рассматриваемого периода являлась сфера санаторно-оздоровительных
услуг. Она является лидером по доходности и по настоящее время. Это объясняется
тем, что Алтайский край обладает богатым рекреационно-оздоровительным
потенциалом, который пользуется большой популярностью у рекреантов. Большая
часть отдыхающих на курортах Алтайского края прибывают из других регионов
страны, тем самым повышая платёжеспособность экономики края.. Численность
занятых в сфере СКСиТ.
. Несмотря на то, что в одних сферах
происходит значительный рост (гостиницы и аналогичные средства размещения,
турбазы, санаторно-оздоровительный сектор), происходит снижение занятости в
сфере СКСиТ. Это происходит за счёт снижения занятости в ресторанной сфере. А
она, как известно является одной из самых насыщенных кадровым составом.
. В результате действия
мультипликативного эффекта с падением занятости в сфере СКСиТ происходит и падение
занятости в смежных областях - транспортная сфера, сфера связи, сфера оптовой и
розничной торговли, предоставление бытовых услуг и т.д.
. Темпы роста занятости в сфере СКСиТ в
Алтайском крае низкие. Максимальной отметки они достигли в 2005 г.- 3%. В 2003
и 2006 гг. темпы роста занятости имеют отрицательное значение. В 2003 г. они
составили -10%.
. Удельный вес занятых в сфере СКСиТ в
общем объёме численности занятых в экономике Алтайского края составил: в 2005
г. - 23606*100% / 1105100=2,14%; в 2006 г. - 23378*100% / 1104600=2,12% . Из
этих расчётов можно сделать вывод о том, что численность занятых в секторе
СКСиТ в экономике Алтайского края невелика.. Сравнительный анализ
доходов и занятости в сфере СКСиТ в Российской Федерации и в Алтайском крае.
. Доходы от деятельности предприятий
СКСиТ в общем объёме доходов платных секторов экономики невелики как на уровне
Алтайского края, так и на уровне Российской Федерации.
. В Алтайском крае наиболее прибыльной
отраслью сектора СКСиТ является санаторно-оздоровительная сфера, в Российской
Федерации - сфера ресторанного и гостиничного бизнеса.
. Доходы сектора СКСиТ Алтайского края
составляют всего 0,7% от доходов, полученных этой сферой на уровне всей
Российской Федерации. Косвенные доходы смежных секторов СКСиТ Алтайского края
составляют 1% от косвенных доходов, получаемых смежными сферами Российской
Федерации. Такое положение вещей говорит о том, что сфера СКСиТ в Алтайском
крае недостаточно развита, хотя имеет для этого все необходимые предпосылки и
могла бы приносить большие доходы.
. Так как туристско-рекреационный
потенциал Алтайского края выше, чем туристско-рекреационный потенциал
Российской Федерации в целом, то коэффициент мультипликации для Алтайского края
будет выше.
. Следовательно сфера СКСиТ будет
приносить больше доходов в экономику края, будет создаваться больше рабочих
мест в смежных областях, в целом будет улучшаться уровень жизни населения Алтайского
края.
. Аналогичный эффект будет происходить
под воздействием мультипликатора и на региональном уровне, но в меньших
масштабах.
. Темпы роста занятости в сфере СКСиТ на
региональном уровне выше, чем темпы роста занятости в этом же секторе экономике
на краевом уровне. Более того, темпы роста занятости в этом секторе в некоторые
периоды принимали отрицательное значение.
. Занятость в сфере СКСиТ на региональном
уровне неуклонно растёт; на уровне Алтайского края кривая занятости часто
меняет своё направление, причём последние годы имеет тенденцию к снижению.
ЗАДАЧА №3
Рассчитать коэффициент эластичности по доходу и
по цене за 3 года.
Ey=(∆Q\Q)\(∆Y\Y)
∆Q\Q
- процентное изменение объёма спроса на туристский товар;
∆Y\Y
- процентное изменение совокупного дохода потребителя
ВАРИАНТ I
ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Эластичность
спроса по доходу рассчитывается по следующей формуле:
Ey = (∆Q\Q)\(∆Y\Y)
∆Q\Q
- процентное изменение объёма спроса на туристский товар;
∆Y\Y
- процентное изменение совокупного дохода потребителя
) найдём процентное изменение совокупного дохода
потребителя туристского продукта в среднем по России:
2004 г. - 6410,3/5170,4*100%-100%=24%
г. - 8111,9/6410,3*100%-100%=26%
г. - 10182,6/8111,9*100%-100%=26%
2) найдём процентное изменение объёма спроса на
услуги гостиниц и аналогичных мест размещения.
a) С учётом предоставленных ночёвок в год:
2004 г. - 46236/45426*100%-100%=2%
г. - 51922/46236*100%-100%=12%
г. - 55148/51922*100%-100%=6%
С учётом данных результатов (количества
предоставленных ночёвок) Найдём эластичность спроса по доходу:
2004 г. - Еу = 2% / 24% = 0,08
г. - Еу = 12% / 26% = 0,5
г. - Еу = 6% /26% = 0,2
Е < 1 - спрос не эластичный по доходу
b) С учётом численности размещённых лиц -
граждан России:
2004 г. - 13741,0/13525,3*100%-100% = 1,6%
г. - 15046,9/13741,0*100%-100% = 10%
г. - 16450,7/15046,9*100%-100% = 9%
С учётом данных результатов найдём эластичность
спроса:
2004 г. - Еу = 1,6% / 24% = 0,07
г. - Еу = 10% / 26% =0,4
г. - Еу = 9% / 26% = 0,3
Е < 1 - спрос не эластичный по доходу
c)
С учётом доходов гостиниц и аналогичных средств размещения
2004 г. - 51902/41489*100%-100% = 25%
г. -59065/51902*100%-100% = 14%
г. - 74711/59065*100%-100% = 27%
С учётом данных результатов найдём эластичность
спроса:
2004 г. - Еу = 25% /24% = 1,04
г. - Еу = 14% /26% = 0,5
г. - Еу = 27% /26% = 1,03
3) Найдём процентное изменение спроса на услуги
санаторно-курортных организаций.
a. С учётом численности размещённых лиц -
граждан России
2004 г. - 5417,4/4909,3*100% - 100% = 10%
г. - 5882,8/5417,4*100% - 100% = 8,6%
г. - 6034,2/5882,8*100% - 100% = 2,6%
С учётом данных результатов найдём эластичность
спроса по доходу:
2004 г. - Еу=10%/24%=0,4
г. - Еу=8,6%/26%=0,3
г. - Еу=2,6%/26%=0,1
Еу < 1 - спрос не эластичный по доходу
II.
Эластичность спроса по цене рассчитывается по следующей формуле:
Ер = (∆Q/Q)(∆P/P),
где
∆Q/Q
- процентное изменение объёма спроса на туристский товар;
∆P/P
- процентное изменение цены туруслуг.
) Найдём процентное изменение цены
туруслуг:
а) услуги гостиниц и аналогичных мест
проживания:
2004 г. - 118,5% - 100% = 18,5%
г. - 118,1% - 100% = 18,1%
г. - 113,6% - 100% = 13,6%
б) экскурсионные услуги:
2004 г. - 124,7% - 100% = 24,7%
г. - 107,1%-100%=7,1%
в) санаторно-оздоровительные услуги:
2004 г. - 103,6%-100% = 3,6%
г. - 105,6% - 100% = 5,6%
г. -103,1%-100% = 3,1%
2) Найдём процентное изменение спроса на
услуги гостиниц и аналогичных мест проживания: С
учётом предоставленных ночёвок в год:
2004 г. - 46236/45426*100%-100%=2%
г. - 51922/46236*100%-100%=12%
г. - 55148/51922*100%-100%=6%
С учётом данных результатов (количества
предоставленных ночёвок) Найдём эластичность спроса по цене:
2004 г. - Еу = 2%/18,5% = 0,1
г. - Еу = 12%/18,1% = 0,7
г. - Еу =6%/13,6% = 0,4
Еу < 1спрос не эластичен по цене
) Найдём процентное изменение спроса на
санаторно-оздоровительные услуги.
С учётом численности размещённых лиц - граждан
России
2004 г. - 5417,4/4909,3*100% - 100% = 10%
г. - 5882,8/5417,4*100% - 100% = 8,6%
г. - 6034,2/5882,8*100% - 100% = 2,6%
С учётом данных результатов найдём эластичность
спроса по цене:
2004 г. - 10%/3,6% = 2,8
г. - 8,6/5,6% = 1,5
г. - 2,6%/3,1% = 0,8
Еу >1 - спрос эластичен по цене
Еу <1 - спрос не эластичен по цене
ВАРИАНТ II
ДЛЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
I. Коэффициент эластичности спроса по
доходу
Эластичность спроса по доходу рассчитывается по
следующей формуле:
Ey = (∆Q\Q)\(∆Y\Y)
∆Q\Q
- процентное изменение объёма спроса на туристский товар:
∆Y\Y
- процентное изменение совокупного дохода потребителя
1) Найдём процентное изменение совокупного
дохода потребителя (в Алтайском крае):
2005 г. - 112,2%-100% = 12,2%
г. - 124,8%-100%=24,8%
г. - 106,7%-100%=6,7%
2) Найдём процентное изменение объёма
спроса на туристский товар (с учётом реализованных населению путёвок):
2005 г. -
г. -29081/15802*100%-100% = 84%
2007 г. - 42030/29081*100%-100% = 44,5%
г. -
г. - Еу = 84%/24,8% = 3,4
г. - Еу = 44,5%/6,7% = 6,4
Ey > 1 -
спрос эластичный по доходу
II. Эластичность спроса по цене
рассчитывается по следующей формуле:
Ер = (∆Q/Q)(∆P/P),
где
∆Q/Q
- процентное изменение объёма спроса на туристский товар;
∆P/P
- процентное изменение цены туруслуг.
) Найдём процентное изменение цены
туруслуг:
а) индекс потребительских цен на платные услуги
населению в сфере гостиниц и аналогичных мест размещения (в процентах к
предыдущему году).
2005 г. - 132,5% - 100% = 32,5%
2006 г. - 110,7%-100% = 10,7%
г. - 113,3%-100% = 13,3%
б) индекс потребительских цен на туристские
услуги (в процентах к предыдущему году)
2005 г. - 119,9%-100% = 20%
г. - 114,8%-100% = 15%
г. - 116,5%-100% = 16,5%
в) индекс потребительских цен на
санаторно-оздоровительные услуги (в процентах у предыдущему году)
2005 г. - 112,2%-100% = 12,2%
г. - 113,9-100%=14%
г. - 131,4-100%-31,4%
2) Найдём эластичность спроса на туристские
услуги по цене
2005 г. -
г. - 84%/20%=4,2
г. - 44,5%/15% = 3
Еу > 1 спрос эластичный по цене
ВЫВОДЫ:
1. Спрос на услуги гостиниц и аналогичных
мест проживание не эластичный ни по доходу, ни по цене.
Это может быть связано со следующими факторами:
· Услуги, предоставляемые гостиницами,
удовлетворяют первичные потребности человека - потребности в месте проживания
на определенный период времени. Поэтому люди, приехавшие в чужой город и
нуждающиеся в размещении, в любом случае выберут для себя приемлемое место
временного размещения.
2. Спрос на услуги санаторно-курортных
учреждений не эластичен по доходу; по цене же спрос на оздоровительные услуги
может быть как эластичным, так и не эластичным.
Факторы, воздействующие на совокупные
потребительские расходы на услуги санаторно-оздоровительных учреждений:
· Оздоровительные услуги входят в
группу услуг, удовлетворяющих первичные потребности населения - потребности в
оздоровлении.
· Уровень благосостояния - чем выше
уровень благосостояния населения, тем больше потребительские расходы на
оздоровительные услуги и тем больше совокупный спрос на услуги санаториев и
оздоровительных учреждений.
· Уровень текущего дохода - рост
уровня дохода ведёт к росту уровня потребления и поэтому к увеличению спроса на
оздоровительные услуги. Снижение уровня доходов ведет к сокращению потребления
и соответственно к сокращению спроса на услуги.
· Ожидания потребителей, которые
включают
Изменение дохода в будущем - если человек
ожидает увеличение потребления уже в настоящем, что ведёт к росту совокупного
спроса.
Ожидание изменения уровня цен - если люди
ожидают роста уровня цен через какой-то промежуток времени, то они увеличивают
спрос на товары и услуги, стремясь купить их как можно больше по относительно низким
ценам в настоящее время , что также ведёт к увеличению совокупного спроса.
· Налоги - ост уровня налогов ведёт к
сокращению располагаемого дохода, частью которого является потребление, и,
следовательно, к сокращению совокупного спроса.
· Уровень задолженности домашних
хозяйств - чем выше степень задолженности, тем большую долю дохода домашние
хозяйства вынуждены направлять на выплату долгов в настоящем или откладывать в
виде сбережений для выплаты долгов в будущем, что ведет к сокращению
потребления и соответственно совокупного спроса
· Ставка процента по потребительскому
кредиту - чем выше ставка процента по потребительскому кредиту, который
домашние хозяйства берут на покупку дорогостоящих товаров длительного
пользования, тем меньше потребительские расходы. [Кожекин Ю.П.]
3. Спрос на туристско-экскурсионные услуги
эластичен и по доходу и по цене. Это
связано с тем, что:
· С повышением доходов у человека
появляются другие потребности, которые не ограничиваются лишь материальными
нуждами. Появляется желание к получению новых впечатлений, новых знаний о мире.
Эти новые - высшие потребности - человек удовлетворяет, путешествуя.
· С уменьшением дохода человек
сокращает расходы на туристско-экскурсионные услуги, а то и вовсе исключает их
из своего потребления.
ЗАДАЧА №4
Расчёт коэффициента сезонности и планирование
спроса
В качестве характеристики сезонности
удовлетворённого спроса используется коэффициент сезонности. Коэффициент
сезонности рассчитывается как процентное отношение средних месячных уровней за
ряд лет к среднемесячному объёму реализованных услуг за расчётный период по
формуле:
услуга экономика туризм
доход
Кс = (Y1/Y)*100%
Где Кс = коэффициент сезонности,
Y1 - средний уровень
объёма реализованных услуг отдельного месяца, чел. /руб.,
Y - среднемесячный
объём реализованных услуг за расчётный период, чел./руб.
Данные о доходах санаторно-оздоровительных
учреждений Первомайского района Алтайского края были взяты из статистического
сборника "Туризм и отдых в Алтайском крае 2005-2006" - "доходы и
расходы по эксплуатации санаторно-курортных организаций по муниципальным
районам и городским округам", "основные показатели развития
санаторно-курортных организаций Алтайского края".
Выводы:
1. Функционирование туристского рынка и
связанных с ним предприятий туристской индустрии подвержено резким сезонным
колебаниям спроса на туристский продукт. Производственно-обслуживающий процесс
туризма в Алтайском крае имеет ярко выраженную зависимость от сезонных
колебаний.
. Проведённый анализ показывает, что
наименьшее отклонение от среднего уровня объёма реализованных услуг наблюдается
в межсезонье (в мае - 69,7%; в ноябре - 76,1%); а наибольшие - в период высоких
сезонов: летних месяцев (июнь - 138,2 ; июль - 142; август - 138,2); зимних
месяцев - февраль (102%), в марте - 120,1%.
. Сезонность в функционировании
санаторно-оздоровительных учреждений Алтайского края определяется целым рядом
факторов:
· Природно-климатические - климат в
Алтайском крае является резко-континентальны, что оказывает влияние на сезонные
колебания спроса на туристский продукт. Хотя природно-климатические факторы не
оказывают такого большого влияние на сезонность спроса на услуги санаториев
Первомайского района, как на спрос на услуги санаториев Белокурихи и Ярового.
· Экономических - структура
потребления товаров и услуг, формирование платёжеспособности спроса посредством
предложения;
Так как Алтайский край является
сельскохозяйственным регионом, очень большая часть населения занята в сельском
хозяйстве. Доходы в этой отрасли также характеризуются большим влиянием на них
фактора сезонности. Самые высокие доходы приходятся на летние месяцы, когда
проводятся посевные, уборочные работы.
· Социальных - наличие свободного времени.
В первомайском районе расположено очень много детских санаториев. Поэтому их
наибольшая Заполняемость наблюдается в период летних и зимних школьных каникул.
Заполняемость санаториев для взрослого населения зависит от того, на какой
период выпадает ежегодный отпуск. Работникам сельского хозяйства отпуска
предоставляются в основном в зимние месяцы, когда объём работ небольшой;
работникам образования, наоборот, отпуска предоставляются на время летних
школьных каникул.
· Психологических - традиции, мода, подражание.
· Демографических - дифференцированный
спрос по половозрастному составу и другим признакам.
· Материально-технических - развитие
сети размещения, питания, транспорта, культурно-оздоровительного обслуживания.
В последнее время наблюдается улучшение материальной базы санаториев, что
приводит к повышению спроса на их услуги.
· Технологических - комплексный подход
к предоставлению качественных услуг.
· Политика краевых властей в области
здравоохранения и социального развития - в оздоровительных учреждениях
Алтайского края предлагаются бесплатные путёвки в санатории Алтайского края.
Все вышеперечисленные факторы сезонных колебаний
можно разделить на первичные и вторичные. К первичным относятся факторы,
формирующиеся под воздействием природно-климатических условий; ко вторичным -
все остальные.
Следовательно, существует реальная возможность
влияния на сезонную неравномерность спроса в туризме. Сезонность туризма ведёт
к сезонному характеру занятости работников туристской индустрии. Это имеет свои
положительные и отрицательные стороны.
С одной стороны, туризм порождает неравномерное
распределение рабочего времени (сверхурочные в туристский сезон и недостаточная
загруженность рабочих в межсезонье) и как следствие, значительный удельный вес
не полностью занятых работников и текучесть кадров.
С другой стороны, сезонность туризма стимулирует
многопрофильный характер рабочих мест, когда один и тот же работник выполняет
разные функции в зависимости от сезонных особенностей.
Кроме того, сезонная работа выгодна для многих
категорий населения как источник дополнительного дохода.
ЗАДАЧА №5
Расчет чистой прибыли
Дано:
Выручка
(доходы) - 13086 т.р.
Затраты (расходы) - 1083 т.р.
Себестоимость - 10021 т.р.
Кредит - 1000 т.р.
Процентная ставка - 18%
Расход на командировку - 103 т.р.
Налог на прибыль - 20%
Рассчитать - чистую прибыль
Прибыль = Доходы - Расходы
Выручка - Себестоимость = Валовая прибыль -
Налог на прибыль = Чистая прибыль - % по кредиту - Затраты - Затраты на
командировку=Нераспределенная прибыль
Прибыль = 13086 - 100021 = 3065 т.р.
*0.8 = 2452 т.р.
= 100%
Х - 20%, значит х = 613
- 62000 - 103 - 15000 (0.18*12) = 2227 т.р -
чистая прибыль
ВЫВОД
Чистая прибыль - часть балансовой прибыли
предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, сборов,
отчислений и других обязательных платежей в бюджет. Чистая прибыль используется
для увеличения оборотных средств предприятия, формирования фондов и резервов, и
реинвестиций в производство.
По данным выручке, затратам, себестоимости,
кредитам, процентной ставке расходам и налогам можно рассчитать чистую прибыль.
Объём чистой прибыли зависит от объёма валовой прибыли и величины налогов;
исходя из объёма чистой прибыли, исчисляют дивиденды акционерам предприятия.