Игрушки для групповых игр: настольные крокеты, баскетбольные мячи.
В детском саду должны быть подобранны спортивно-моторные игрушки всех групп; только при этом условии игры могут проводиться в известной системе.
Пятый вид:
Музыкально-озвученные игрушки (погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, органчики, детское пианино и др.; они удовлетворяют интерес дошкольников к звукам, мелодии, побуждают их воспроизводить) Шестой вид:
Театральные игрушки (Петрушка, куклы-марионетки, костюмы и их элементы, маски; по содержанию они являются образными, но имеют свое специально педагогическое назначение - служат задачам эстетического воспитания, развития речи, мышления, воображения, способности воспроизведения).
Седьмой вид:
Дидактические игрушки (предназначены для умственного развития дошкольников: пирамиды, матрешки, вкладыши, мозаика).
Восьмой вид:
Маскарадно елочные игрушки (они связаны с празднованием Нового года; дети с ранних лет понимают, что эти игрушки - дар елке и делают ее красивой и нарядной).
Девятый вид:
Строительные игрушки-материалы (кубики, кирпичики, конус, цилиндр, доски, перекладины, наборы «Конструктор»; с их помощью дети возводят интересные постройки, вокруг которых организуют игры).
Десятый вид:
Игрушки самоделки (они делаются родителями, воспитателем, самими детьми; при изготовлении даже самой простой игрушки ребенок мыслит, преодолевает затруднения, радуется успеху).
Вывод: при подборе игрушек в группу важно учитывать классификацию Е.А. Флериной и стараться собрать все виды игрушек с целью гармоничного развития дошкольников.
. Подбор игрушек для разных возрастных групп
Значение игрушки для развития ребенка тем выше, чем меньше ребенок. Поэтому так важен правильный подбор игрушек для детей разных возрастов и, особенно, для малышей.
В раннем и младшем дошкольном возрасте основными воспитательными задачами являются:
охрана и укрепление здоровья ребенка;
развитие движений;
развитие действий с предметами;
развитие речи;
Соответственно этим задачам подбираются игрушки:
без острых углов, нетяжелые, безопасные для детей;
крупные мячи для катания, перекатывания, бросания; разнообразные цветные грузовики, каталки, тележки (их дети перевозят с места на место, возят на них кубики, катают кукол);
сюжетно-образные игрушки: куклы, животные, предметы обихода (по содержанию они отражают окружающий мир, близкий детям);
обязательно нужны игрушки-забавы (их малыши сами еще не приводят в действие - это делает воспитатель; дети лишь смотрят и радуются движению смешных заводных игрушек);
строительные игрушки-материалы (деревянные или пластмассовые кубики, кирпичики, досточки);
музыкальные игрушки (дудочка, губная гармошка и т.д.)
В средней группе воспитательные задачи усложняются. Кроме того, у дошкольников более отчетливо выделяются роли в игре. Следовательно, усложняется и подбор игрушек:
шире становится подбор сюжетно-образных игрушек (куклы-девочки и куклы-мальчики, куклы разных национальностей, дополнительные предметы к ним: шапка матроса, халат врача и т.п.)
шире становится подбор строительного материала, так как дети уже создают более сложные конструкции (он должен быть в разных наборах, с дополнительными деталями: арки, дуги и т.д.)
усложняются в подборе музыкально-озвученные игрушки (детское пианино, барабан);
нужны комплектные игрушки, так как дети уже умеют играть коллективно и использовать комплектные игрушки (например, «домашние животные» вызывает желание совместно строить конюшню, стеречь стадо в поле)
Дошкольники старших групп шире соприкасаются с жизнью, они уже могут использовать игрушки, дающие возможность для развития сложных сюжетов. Поэтому в этих возрастных группах должны быть представлены все виды игрушек в разнообразном ассортименте. Большое значение приобретают технические, спортивно-моторные, театральные игрушки.
Вывод: правильный подбор игрушек содействует полноценному развитию ребенка в соответствии с его возрастными возможностями.
. Игрушки: как оценить их качество; что даст она ребенку
детская игрушка педагогика игра
Покупая игрушку, задумываемся ли мы над тем, чему она научит ребенка? Какие чувства возникнут у него? Не испугает ли? Какие воспоминания останутся о ней, когда ребенок вырастет и придет его очередь выбирать игрушки своим детям?
Нельзя забывать о том, что игрушка должна чему-то научить ребенка, пробуждать в нем только радостные, теплые чувства.
Очень часто родители замечают, что ребенок не играет в игрушки, а предпочитает предметы быта или деревянные кубики, оставшиеся после того, как папа мастерил что-то в доме.
Воспитательница, много лет проработавшая в Доме ребенка, рассказывала о том, что дети чаще играют в тряпичные игрушки, которые она шьет сама, хотя у них много других игрушек. Почему? Игрушка, сделанная из дерева,- «твердая» и «теплая», а самодельная кукла из ткани и шерсти - «теплая» и «мягкая». Пальчики ребенка касаются не безжизненной пластмассы или Холодного металла, а теплого и натурального материала.
К сожалению, очень часто родители, покупая игрушки для детей, стараются выбрать игрушку «не хуже, чем у соседа», броскую, яркую или, наоборот, подешевле. Не задумываются: а безопасна ли она для малыша? Какие качества воспитывает в нем? Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, дает яркие, запечатляющиеся образы, и от того, какими они будут, зачастую зависят формирование морально-нравственных представлений личности и ее развитие в целом.
В интересном историческом документе «Екатерина 2 о воспитании и образовании внуков» даны правила, касающиеся воспитания посредством игры царевичей: трехлетнего Константина и пятилетнего Саши - будущего царя Александра 1. Само существование такого документа свидетельствует об исключительно внимательном отношении к детским играм и игрушкам. «Веселость нрава Их Высочеств не уменьшать. Не запрещать им играть, сколько хотят, лишь бы в игру не входило вредное, и сохранили бы при игре благопристойность к людям, при оной находящимся. Малых неисправностей не унимать. В игру их приставникам не мешаться, разве сами попросят, чтобы в оной участвовали. Игры должны быть в воле детей, лишь бы те игры невинны были, и здоровье их от оных не претерпело вреда». Мудрые рассуждения императрицы-бабушки не утратили своей актуальности и по сей день.
В России на протяжении веков был самый высокий в Европе уровень рождаемости. Он сочетался с высокой детской игровой культурой. Взрослые с любовью изготавливали игрушки и сохраняли их, передавая от старших к младшим детям, никогда не приостанавливали начатые игры, не разрушали игровые постройки, не выбрасывали игрушки. Более того, наделяли их магической силой. Считалось, что они могут способствовать урожаю, богатству, счастливому браку или же, наоборот, принести несчастье. Дарить игрушки было распространенным обычаем- подарок приносил ребенку здоровье и благополучие. Как и любое произведение народного искусства, игрушка служила своеобразным эталоном, отражая формировавшиеся веками представления о красоте и эстетическом совершенстве. Это хорошо понимали русские педагоги. Уже в 60-х годах 19 столетия К.Д.Ушинский, А.Я. Симанович и др. педагоги в своих методиках опирались на национальный опыт, используя детский фольклор, традиционные игрушки и игры. Самой ценной в этом плане признавалась самоделка, создаваемая ребенком в процессе самостоятельного труда и противостоявшая, по выражению русских педагогов, «грубым, пошлым и безнравственным фабричным игрушкам».
С давних пор существует обычай давать грудным детям погремушки. Этим игрушкам несколько тысяч лет. А более ста лет назад вокруг них возникли жаркие научные споры. Против погремушки «восстали» некоторые педагоги, имевшие непомерное стремление к научной подготовке детей с самых малых лет и серьезно уверявшие, что скрытый внутри погремушки предмет, производящий при движении шум, приучает ребенка к бездумности, так как причина шума ему не видна. Но другие возражали, что всякий шум сам по себе нравится ребенку, что уже очень важно. Шум, шелест, стук знакомят с понятием «звук, тон, громкость», приучают регулировать качество и силу воспроизведения. Безусловно, очень важно и то, что с определенного времени ребенок начинает соотносить собственные движения и появляющийся звук.
В игрушке, несмотря на ее «привычность», таилось нечто сверхъестественное. Не случайно, к примеру, у кукол не вырисовывали лиц: опасались, что игрушка, имеющая лицо, оживет и будет жить своей собственной жизнью, что могло бы навредить человеку. Недаром неодушевленный предмет «кукла» в русском языке является одушевленным существительным, отвечающим на вопрос «кто?», а не «что?».
Что же касается влияния традиционной игрушки на сознание ребенка, то она воздействовала на все уровни ощущений - тактильный, звуковой, визуальный. Особое значение имел материал, из которого изготавливались игрушки. К примеру, тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребенком и «миром больших вещей», воспитывает ласковое, теплое, радостное, доверительное отношение к миру, необходимое для полноценного детского бытия. Поэтому сегодня так ценятся игрушки из натуральных материалов.
Игра и игрушка, по мнению ученых, - важнейшие составляющие любой культуры. Какова культура, таковы и игрушки. Игрушка - культурное орудие, посредством которого в особой «свернутой форме» передается состояние современной культуры, направление движения: к жизни или смерти, процветанию или деградации, взаимопониманию или отчуждению. С помощью игрушки ребенку передаются сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение.
Одним из основных средств духовно-нравственного воспитания является создание такой образовательной среды, которая позволяет выстроить иерархию нравственных ценностей и обеспечить полноценную жизнедеятельность ребенка. Важнейшей составной частью образовательной среды является игра и игрушка.
Серийная игрушка, с которой чаще всего, к сожалению, имеет дело современный ребенок, по сути своей является антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира; она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и подлинного творчества. Массовость производства профанирует индивидуальные эмоциональные отношения с игрушкой как с «другим Я». Серийная игрушка по духу своему противостоит креативной игрушке, той, которая способствует развитию творческого потенциала ребенка и его личностному и нравственно-духовному росту, которая не требует однозначного способа обращения с ней, а напротив, провоцирует многообразие стратегий поведения. Это все так называемые архетипические игрушки - конструктивные, неопределенные, многофункциональные: мяч, обруч, палка и пр. По сути своей креативная игрушка своими корнями уходит в игрушку народную.
Как компенсация «недоигранности» в своем собственном детстве у взрослых появляется манера оценивать любую вещь - вне зависимости от ее применения - как забаву, неподлинность, игрушку.
Вывод: Игрушка, как мы могли убедиться, серьезно влияет на детскую психику и на развитие личности малыша. Ведь для него она живая и настоящая. Увлекаясь игрой с игрушкой, ребенок чаще всего отождествляет себя с ней, ее «повадками», внешностью, ее скрытой сутью. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем-игрушкой, опасность эта прямо пропорциональна негативности персонажа. Ведь большую часть жизни ребенок проводит в игре.
Литература
1. В. Абраменкова - Осторожно: антиигрушка! - Дошкольное воспитание,№4,2005.
. Дошкольная педагогика под ред. Ядешко В.И., Сохина Ф.А. - Москва, просвещение, 1978.
. Е. Смирнова Игрушки: как оценить их качество. - Дошкольное воспитание №4, 2005.
. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - Москва, Академия, 2000.
. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре - Москва, Просвещение,1982
.Игрушки и пособия для детского сада под ред. Изгаршевой В.М. - Москва, Просвещение, 1982.
. Щербакова Е.И. Гра - модель життя. - Дошкільне виховання, №5, 1998.