Месопотамская культура и космогонические мифы Древнего Шумера
Контрольная
работа по истории искусств:
Введение в
историю искусств
Месопотамская
культура и космогонические мифы Древнего Шумера
выполнил:
проверил:
План
Глава 1. Общие сведения о Древнем
Шумере
1.1 Географическое положение и
природные условия
1.2 Население и история
1.3 Письменность
Глава 2. Шумерский пантеон
Глава 3. Космогонические мифы
Заключение
Список литературы
Глава 1. Общие
сведения о Древнем Шумере
1.1 Географическое
положение и природные условия
От гор Армении на севере
до Персидского залива на юге, от горных областей Ирана на востоке до
Сирийско-Месопотамской степи на западе протянулась обширная территория,
названная древнегреческими географами Месопотамией. Сейчас это в основном
территория Иранской республики. Евфрат и Тигр берут свое начало на Армянском
нагорье и впадают в персидский залив. Воды рек несли ил, который содержал
растительные остатки и растворенные соли горных минералов и во время половодья
оставался на полях, удобряя их. Однако для того, чтобы в долине междуречья
можно было заниматься земледелием, необходим был целый комплекс мелиоративных
работ, осуществлявшихся круглый год. Приходилось бороться с засоленностью почв
от насыщенных минеральными солями речных и подпочвенных вод, использовавшихся
для орошения, а также от недостатка дождевой влаги, промывающей почву. Угрозу
для плодородия месопотамских земель представляли сильные ветры из района
пустынь, приносившие тучи песка. А ветры, дувшие с залива, гнавшие на берег
большие волны и поднимавшие уровень воды в Тигре и Евфрате, могли привести к
сильным наводнениям[1].
1.2 Население и
история
С уверенностью можно
констатировать наличие шумерского населения на крайнем юге Месопотамии после
появления письменности на рубеже IV – III тыс. до н.э., но точное время
появления шумеров в долине Тигра и Евфрата пока установить трудно. Постепенно
Шумеры заняли значительную территорию Месопотамии, от Персидского залива на юге
до места наибольшего сближения Тигра и Евфрата на севере.
В начале III тыс. до н.э. образовались первые
небольшие государства в южной части страны, в исторической области Шумер.
Период, охватывающий XXVIII
– XXIV вв. до н. э., носит название
Раннединастического. Следующий период (XXIV – XXIII
вв.) характеризуется созданием обширных, так называемых деспотических монархий.
Политический центр перемещается в центральную часть Месопотамии, где возникает
государство Аккад, объединившее под своей властью Шумер и северные области
Месопотамии. От Аккадского царства, рухнувшего под властью кутиев, гегемония в
Месопотамии переходит к Шумеро-Аккадскому царству[2].
1.3 Письменность
Месопотамия – один из
важнейших центров мировой культуры. Первопроходцами на пути создания этой культуры
были шумеры, достижения которых были усвоены и развиты дальше вавилонянами и
ассирийцами. Начальные этапы месопотамской культуры были ознаменованы
изобретением своеобразного письма (в кон. IV тыс. до н.э.), несколько позднее превратившегося в клинопись.
Именно клинопись стала стержнем месопотамской цивилизации, объединявшим все её
аспекты и позволявшим сохранять традиции. Когда клинопись стала окончательно
забыта, вместе с нею погибла и месопотамская культура (существовавшая до I в до н.э.). Однако её наиболее
важные ценности были восприняты персами, арамеями, греками и другими народами и
вошли в сокровищницу современной мировой культуры[3].
Глава 2. Шумерский
пантеон
История формирования и
развития мифологических представлений прослеживается на материалах
изобразительного искусства приблизительно с сер. VI тыс. до н.э., по письменным источникам – с нач. III тысячелетия[4].
Шумерская художественная
литература состоит из мифов, эпических поэм, гимнов, надгробных плачей,
«летописей» и поучений. В настоящее время исследователям известны целиком или в
большей своей части 20 шумерских мифов, повествующих о сотворении и устройстве
вселенной, о рождении богов, об их дурных и добрых деяниях, о сотворении
человека, о потопе, ниспосланном в наказание людям, о тайнах смерти и
подземного царства[5].
Ко времени образования
первых шумерских городов-государств, видимо сформировалось представление об
антропоморфном божестве. Божества – покровители общины являлись в первую
очередь олицетворением творящих и производительных сил природы, с которыми
соединяются представления о власти военного вождя племени-общины, совмещённые с
функциями жреца. В каждом городе-государстве сохранились свои божества-герои.
До кон. III тыс. до н.э. не было единого
систематизированного пантеона[6].
В III тыс. до н.э. в Шумере можно
насчитать – по крайней мере, по именам – несколько сот богов. Главнейшими среди
этих сотен божеств были бог неба Ан, бог воздуха Энлиль, водяной бог Энки и
великая богиня-мать Нинхурсаг.
Бог неба Ан некогда считался у шумеров главным
божеством всего пантеона, хотя в дошедших до нас источниках, восходящих
примерно к 2500 г. до н.э., эта роль приписывалась уже богу воздуха Энлилю.
Городом-государством, где находилось главное святилище Ана, был Урук.
Итак, главенствующим
божеством стал бог воздуха Энлиль[7].
Исследователь В.
Емельянов утверждает: Ан – старейшина богов, существовавший ещё до
отделения Неба и Земли. Он никогда не изображается действующим, но всегда
советующим.
Энлиль (чьё имя переводится как «господин
Дуновение») – божество со множеством функций, сводящихся к одному ядру. Он
повелитель воздуха и ветра, властитель мира, расположенного между небом и
землёй; он второй глава Собрания богов, утверждающий царя на престоле; он
господин чужих стран; он предводитель всех внешних сил местности; он устроитель
гибельного потопа. Энлиль – покровитель естественных законов, и прежде всего
законов биологического возраста, старения и смерти. Он устраивает потоп потому,
что вечная жизнь шумерских городов была бы противоестественной. Город Энлиля –
Ниппур.
Энки («господин
Земли») – сила, во
многом противоположная Энлилю. Это, прежде всего, повелитель пресных и
подземных вод; это создатель и покровитель человечества; это умелец, искусник и
маг, обучающий своим хитрым искусством младших богов, с тем, чтобы они передали
его премудрость людям. Энки любит преодолевать естественный закон. Энки лечит
больного, восстанавливает чистоту осквернённого, покровительствует любой
попытке изменить предопределение и исправить естественное положение дел[8].
Четвёртым созидательным
божеством, как пишет С. Крамер, была богиня-мать Нинхурсаг, известная
также под именем Нинмах («высокая госпожа»). Кроме того, Нинхурсаг имела
имя Нинту («госпожа, давшая жизнь»). Она считалась покровительницей всех
живых существ, богиней-матерью[9].
Димузи («истинный
сын») – божество
весенних процессов и покровитель скотоводов (поощряет размножение скота). В
канун летнего солнцестояния Димузи уходит в подземный мир, передавая земле свою
плодоносную силу.
Инанна («госпожа
небо») – богиня
планеты Венера, олицетворяет силу любовной и воинской страсти. Инанна воплощает
стихийную силу природы и человеческие эмоции, а также во многом является
олицетворением женского начала в природе и обществе[10].
Во главе области мира
мёртвых стояли супруги Нергал и Эрешкигаль, а решения принимали в
нём грозные судьи людей Ануннаки[11].
Второе поколение
шумерских богов ярче всего представлено богами Луны (Нанна), Солнца (Уту) и
мирного труда (Нинутра)[12].
В. Емельянов определяет
специфику шумерского понимания божества6 шумеры видели в своей религии прежде
всего начало возвышенное, упорядоыенное и светоносное. Об этом говорит
написание слова «бог» - знак, обозначающий одновременно небо, звезду и
властителя небесных звёзд Ану. В божестве важна не сила и способность наделять
мир различными благами, а удалённость от суеты здешней жизни, ясный свет,
испускаемый с небес на землю, и обладание наглядно воспроизводимыми законами,
которым должно подчиняться всё мироздание[13].
Глава 3.
Космогонические мифы
«Когда-то небо и земля
были слиты, и не было на них ни травы, ни тростника, на деревьев, ни рыб, ни
зверей, ни людей. Были они как одна гора в пространстве, заполненном вечными
водами дочери океана Намму, праматери всего сущего. Произвела она из себя Ану и
Ки, сына и дочь, и поселила их раздельно. Ану – на вершине горы, а Ки – внизу,
под её подножием. Когда дети подросли, они стали крутить головами и искать друг
друга. И свела и Намму, соединила как мужа и жену. И родила Ки владыку Энлиля...
Потом Ки произвела на
свет от Ану ещё семерых сыновей, семь могучих стихий, без которых не было бы
света и тепла, влаги, роста и процветания. Затем по воли Анну у Ки родились
младшие боги, помощники и слуги Анну – ануннаки»[15].
Шумеры объясняли
происхождение вселенной следующим образом:
1.
Вначале был
первозданный Океан.
2.
Первозданный
Океан породил космическую гору, состоявшую из земли, объединённой с небом.
3.
Созданные как
боги в обличье человека, бог Ан (небо) и богиня Ки (земля) породила бога
воздуха Энлиля.
4.
Бог воздуха
Энлиль отделил небо от земли[16].
«Разорвали Ан и Энлиль
гору. Поднял вершину Ану вверх, а Энлиль опустил плоское подножие вниз. Так
появилось небо в виде свода и Земля, как плоский диск с неровностями, горами и
ущельями, ибо гора был разорвана, а не разрезана ножом»[17].
Брак Энлиля с матерью-землёй
положил начало устройству мира – сотворению человека, животных, растений и
созданию цивилизации[18].
Список литературы
Источники:
1. Немировский А. И. Мифы Древности:
Ближний Восток. М., 2001.
Исследовательская литература:
2. Емельянов В. В. Древний Шумер:
очерки культуры. СПб., 2001.
3. Крамер С. Н. История начинается в
Шумере. М., 1991.
4. История Древнего Востока / Под
ред. В.И. Кузищина. М., 2001.
Справочные издания:
5. Мифы народов мира. Энциклопедия в
2 тт. / Гл. ред. С. А. Токарев. Том 1. М., 1991.
6. Мифы народов мира. Энциклопедия в
2 тт. / Гл. ред. С. А. Токарев. Том 2. М., 1991.
[2] История Древнего Востока
/ Под ред. В.И. Кузищина. М., 2001. С. 100 – 101.
[3] История Древнего Востока
/ Под ред. В.И. Кузищина. М., 2001. С. 169.
[4] Мифы народов мира.
Энциклопедия в 2 тт. / Гл. ред. С. А. Токарев. Том 2. М., 1991. С. 647.
[5] Крамер С. Н. История
начинается в Шумере. М., 1991. С. 85.
[6] Мифы народов мира.
Энциклопедия в 2 тт. / Гл. ред. С. А. Токарев. Том 2. М., 1991. С. 647 – 648.
[7] Крамер С. Н. История
начинается в Шумере. М., 1991. С. 102 – 103.
[8] Емельянов В. В. Древний
Шумер: очерки культуры. СПб., 2001. С. 121 – 123.
[9] Крамер С. Н. История
начинается в Шумере. М., 1991. С. 110.
[10] Емельянов В. В. Древний
Шумер: очерки культуры. СПб., 2001. С. 123.
[11] Емельянов В. В. Древний
Шумер: очерки культуры. СПб., 2001. С. 119.
[12] Емельянов В. В. Древний
Шумер: очерки культуры. СПб., 2001. С. 123 – 124.
[13] Емельянов В. В. Древний
Шумер: очерки культуры. СПб., 2001. С. 121.
[14] Емельянов В. В. Древний
Шумер: очерки культуры. СПб., 2001. С. 103.
[15] Немировский А. И. Мифы
Древности: Ближний Восток. М., 2001. С. 11.
[16] Крамер С. Н. История
начинается в Шумере. М., 1991. С. 97.
[17] Немировский А. И. Мифы
Древности: Ближний Восток. М., 2001. С. 12.
[18] Крамер С. Н. История
начинается в Шумере. М., 1991. С. 97.