Формирование личности в среднем школьном возрасте
Московский Педагогический Университет им. Крупской
Факультет Технологии и Предпринимательства
Реферат по коррекционной
педагогике на тему:
«Формирование личности в
среднем школьном возрасте»
Выполнил:
Кудрин Е.Е .
42 группа
Москва 2001
Формирование характера и его недостатков. Многие психологи, педагоги, общественные деятели утверждают, что
воспитание ребенка, намеренное или ненамеренное, начинается с его рождения.
Младенец уже с первых своих дней восприимчив ко всяким привычкам, как хорошим,
так и дурным. По мнению большинства лиц, внимательно изучавших • маленьких
детей, характер ребенка образуется между двумя и четырьмя годами, в это время
родителям еще легко утвердить свое влияние и создать необходимые условия для
образования твердого характера. И если родители и это время смотрят на
свою задачу сквозь пальцы, то больших трудностей стоит затем исправить эту
подчас роковую ошибку. Таким образом, воспитание способствует формированию
характера, а уже из этого вытекает как следствие, что каждый человек, если
захочет, может более или менее глубоко изменить свое поведение, свой характер,
свою личность.
Дефекты характера
также складываются в раннем возрасте. Одни—по незнанию и неопытности в деле
воспитания родителей, другие—в силу родительского пристрастия или, наоборот, грубого
и жестокого к нему отношения, наконец, третья категория родителей создает в
ребенке трудный характер вследствие глубокого безразличия к формированию его
личности.
Чем достигается исправление характера? Всеми мерами, которые
делают поведение ребенка нормальным и выправляют его в социальном отношении.
Такие меры могут быть социальными, педагогическими, психоневрологическими,
физического оздоровления или же могут представлять их комбинацию. В большинстве
случаев требуется воздействие на таких детей при помоши двух или более из упомянутых
мероприятии.
В задачу предлежащей
работы не входит изложение всех указанных видов корректирующего воспитания. Мы
подробно остановимся только на методах и приемах педагогического лечения и
психонервного лечения (психотерапии).
Объединение усилий
врача и педагога. Лечебно-педагогическое воздействие
на детей с недостатками характера возможно тогда, когда, с одной стороны,
медицина тесно сливается с педагогикой, а с другой—когда психонервные
отклонения у таких детей устраняются при помощи педагогических методов и
приемов. Действительно, успех здесь возможен только при взаимном и глубоком
проникновении одной области в другую, при дружном содействии врача и педагога.
Одно лечение так же, как и одно воспитание, будет безрезультатным. Подобного
рода взаимное проникновение деятельности педагога н врача обеспечивается
особенно большие достижения, если они оба имеют специальную подготовку: грач—в
педагогических дисциплинах и лечебной педагогике, педагог же—в психоневрологии
детского возраста и также в лечебной педагогике.
1.Усвоение знаний и формирование у
подростков познавательного отношения к окружающему.
Остановимся более подробно на характеристике особенностей процесса усвоения
знаний в средних классах школы, так как это имеет значение не только для
развития мышления подростков и их познавательных интересов, но и для
формирования их личности в целом. Обучение в школе всегда происходит на основе
уже имеющихся у ребенка знаний, которые он приобрел в процессе своего
жизненного опыта. При этом знания ребенка, полученные им до обучения, не
являются простой суммой впечатлений, образов, представлений и понятий. Они
составляют некоторое содержательное целое, внутренне связанное с характерными
для данного возраста способами мышления ребенка, с особенностями его отношения
к действительности, с его личностью в целом. .
Из всего сказанного следует, что усвоение
знаний в школе не .сводится к количественному накоплению, расширению и
углублению того, что ребенок знал до обучения. Новые знания не просто заменяют
собой старые, они их изменяют и перестраивают; перестраивают они также и
прежние способы детского мышления. В результате у детей появляются новые
особенности личности, выражающиеся в новой мотивации, новом отношении к
действительности, к практике и к самим знаниям.
Скрупулезное экспериментальное изучение
процесса усвоения знаний позволяет проследить, как же именно и при каких
условиях школьные знания, как бы прорастая в сознание ученика, изменяют весь
строй его мышления и личности. Схематически этот процесс может быть представлен
как путь от восприятия и понимания учебного материала к активной его
переработке в сознании учащихся и к превращению усвоенных знаний в личное
достояние ученика, т. е. в его убеждения. Отсюда ясно, что подлинное усвоение
знаний завершается лишь тогда, когда знания ученика превращаются в факт его
мировоззрения, т. е. изменяют взгляды ученика на окружающую действительность и
отношение к ней.
Из такого понимания процесса усвоения школьных
знаний следует, что это усвоение есть не только процесс образования, но и
сложный процесс воспитания, непосредственно связанный с формированием личности
школьника. Вот почему так важно понять специфику усвоения знаний в средних
классах школы, для того чтобы выяснить то влияние, которое оно оказывает на
формирование личности подростка.
В средних классах учащиеся вплотную
приступают к усвоению отдельных учебных предметов, т. е. к усвоению системы
научных понятий, системы причинно-следственных зависимостей, составляющих
содержание соответствующего учебного предмета. Правда, и в конце младшего
школьного возраста в учебную программу уже вводятся такие предметы, как
естествознание, география, история. Но на этой стадии обучения указанные
предметы носят еще очень конкретный, описательный характер. В V—VIII классах
эти же предметы приобретают гораздо более отвлеченное содержание, но, что самое
главное, в учебную программу 'начинают входить совсем новые учебные предметы,
предъявляющие к усвоению знаний учащимися принципиально иные требования. К
таким предметам относятся физика, химия, алгебра, геометрия и пр.
Указанные учебные предметы выступают перед учащимися
как особая область теоретических знаний, часто не имеющих непосредственной
наглядной опоры ни в жизненных представлениях ребенка, ни в тех знаниях,
которые он приобрел в начальных классах школы. Более того, иногда эти новые
знания вступают даже в противоречия и с его чувственным опытом и с теми
представлениями, которые он приобрел до обучения в средних классах. Например,
ребенок должен понять и осмыслить, что при делении дроби на дробь число
увеличивается, а при умножении — уменьшается, хотя в начальных классах, имея в
виду целые числа, он привык думать как раз обратное. Причем это обратное
представление (а именно то, что при делении число уменьшается, а при умножении
увеличивается) полностью соответствует и его повседневному практическому
опыту.
Следовательно, в отличие от начальных классов,
знания, приобретаемые в средней школе, часто выступают для учащихся как
находящиеся в противоречии с непосредственно воспринимаемой ими
действительностью. Поэтому доведение до сознания школьников связи получаемых
ими знаний с действительностью при обучении основам наук должно стать
специальной задачей. Школьник должен научиться видеть в понятии обобщенную в
нем действительность. За системой школьных знаний он должен увидеть мир во
всем его конкретном многообразии. А это последнее осложняется тем, что
многочисленные понятия и законы, усваиваемые в средних классах школы, могут
быть отнесены к действительности только опосредствованно, через систему других
понятий. Это в свою очередь требует от школьников того, чтобы они научились в
процессе своего мышления следовать .це только от конкретных предметов (или их
представлений) к понятиям и обратно, но и от одного абстрактного понятия к
другому. Иначе говоря, это требует, чтобы школьники-подростки научились
рассуждать в чисто теоретическом плане.
В уже цитированном исследовании М. Ф. Морозова
было показано, что у отдельных учащихся к концу младшего школьного возраста
появляется избирательный интерес к отдельным учебным предметам. Ему удалось
путем изучения этих учащихся установить некоторые особенности такого интереса и
условий его возникновения. Предпосылкой возникновения особого интереса к тому
или иному учебному предмету, согласно данным М. Ф. Морозова, является выделение
учеником специфического содержания данного предмета (отличного от содержания
других учебных .предметов) и тех связей, которые существуют между понятиями и
законами внутри самого этого .предмета. Сравнивая характер познавательных
интересов, типичных для младшего школьного возраста, с теми интересами,
которые появляются у отдельных детей на пороге их перехода в средние классы.
М. Ф. Морозов пишет, что в интересах учащихся
младшего школьного возраста еще нет ничего специфического для данного учебного
предмета. Во всех учебных предметах их привлекает одно и то же: овладение
конкретными умениями и навыками, знакомство с новым содержанием учебного
материала, преодоление трудностей, удовольствие от интеллектуального
напряжения.
Совсем иные черты характеризуют интерес,
возникающий у подростков по отношению к определенному учебному предмету.
Учащиеся, обнаруживающие такой интерес, давая объяснения, что же конкретно их
интересует в данном учебном предмете, указывают именно на то его содержание,
которое характеризует соответствующую область научных знаний со стороны
имеющихся в ней собственных внутренних связей и отношений. Так, например,
учащиеся, интересующиеся арифметикой, говорят, что их привлекает точность
арифметических действий, строгая их последовательность («где от одного действия
зависят остальные»). Они начинают замечать логическую последовательность
рассуждений, «взаимозависимость и закономерность арифметических действий».
В этом возрасте познавательный интерес
начинает отличаться и еще одной качественно новой особенностью, а именно он
часто приобретает личностный характер. В младшем школьном возрасте познавательные
интересы детей, как правило, являются эпизодическими. Они возникают в
определенной ситуации, чаще всего под непосредственным воздействием урока, и
почти всегда угасают, как только урок закончился или когда ребенок получил
сведения, удовлетворившие этот его эпизодический интерес. В подростковом
возрасте интерес часто получает стойкий, постоянный характер. Он уже не связан
непосредственно с ситуацией и, как правило, ею и не порождается. Такой интерес
возникает постепенно, по мере накопления знаний и опирается на внутреннюю
логику этого знания. Поэтому личностный интерес активен и, можно сказать,
неисчерпаем. Напротив, чем больше узнает школьник об интересующем его предмете,
тем больший интерес к этому предмету у него возникает '.
Формирование такого
рода относительно стойких личностных интересов в среднем школьном возрасте
создает особый облик подростков: они живо откликаются на новые открытия,
изобретения, широко интересуются техникой, начинают посещать различные учебные
кружки, читать научно-популярную, техническую литературу, начинают сами
производить какие-то опыты, мастерить модели, собирать и разбирать
радиоприемники и т. п. При этом следует подчеркнуть, что такого рода интерес
необходим при усвоении учебных предметов в средних классах школы и что его
отсутствие, как это будет видно из дальнейшего изложения, приводит к
неполноценному усвоению знаний и к неправильному формированию личности
подростка.
2. Развитие
моральной стороны личности и формирование нравственных идеалов в среднем
школьном возрасте.
Интерес к нравственным качествам людей, нормам
их поведения, к их взаимоотношениям друг с другом, их нравственным поступкам
приводит в среднем школьном возрасте к формированию нравственных идеалов, воплощенных
в духовном облике человека. Нравственно-психологический идеал у подростка—это
не только знаемая им объективная этическая категория, это—эмоционально
окрашенный, внутренне принятый подростком образ, который становится регулятором
его собственного поведения и критерием оценки поведения других людей.
Воспринятый или созданный ребенком идеал
человека, которому он хочет подражать и черты которого ребенок стремится в себе
воспитать, означает вместе с тем и наличие у него постоянно действующего
нравственного мотива. А это в свете данных, полученных в наших исследованиях,
в частности и в только что изложенном исследовании Е. С. Махлах, является
важнейшим условием формирования моральной устойчивости личности подростка.
Наблюдения и психологический анализ
воспитательного процесса показывают, что возникновение у подростка
положительных нравственных идеалов является необходимым, а может быть даже и
решающим условием воспитания вообще. И, наоборот, возникновение у детей чуждых
идеалов создает серьезные препятствия воспитанию, так как в этих случаях
требования взрослых не будут приниматься подростками, 'поскольку они
расходятся с его собственными требованиями к себе, основанными на имеющемся у
него идеале.
Несмотря на такое
большое значение идеалов в развитии личности школьника, вопросу их активного
формирования в педагогике не придается, как нам кажется, должного значения.
Недостаточно исследуется процесс формирования идеалов и в психологии. Тем не
менее за последние годы появилось несколько психологических работ, которые
позволяют не только уточнить значение идеала, но и понять некоторые возрастные
особенности усвоения идеала и его функции в психическом развитии ребенка.
Идеалы школьника
среднего возраста, так же как и младшего, представлены, как правило, в облике
конкретного человека. Однако, в отличие от младших школьников, подростки
редко находят воплощение своих идеалов в окружающих людях (учителя, родители,
товарищи), в основном их привлекают героические образы художественных
произведений, герои Великой Отечественной войны и другие люди, совершившие
подвиги, требующие мужества и самообладания.
3. Формирование
у детей подросткового возраста нового уровня самосознания.
Формирование самосознания происходит на основе
анализа и оценки подростком объективных особенностей своего поведения и
деятельности, в которых раскрываются качества его личности. Следовательно,
проблема самосознания не сводится к проблеме интроспекции, как было принято
думать в традиционной психологии. Формирование самосознания подростка, как
показывают данные многочисленных исследований, заключается в том, что он
постепенно начинает выделять те или иные качества из отдельных видов
деятельности и поступков, обобщать их и осмысливать сначала как особенности своего
поведения, а затем и как относительно устойчивые качества своей личности. Для
того чтобы мог осуществиться весь сложный процесс самосознания, 'необходимо,
чтобы ребенок достиг того уровня жизненного опыта и психического развития, при
котором становится возможным познание и оценка такой сложной деятельности, какой
является нравственно-психологический облик человека. Особенно большое значение
приобретает при этом развитие у подростков мышления в понятиях, на чем мы уже
подробно останавливались выше, и появление качественно более высоких
особенностей речи. Важнейшая из них заключается в том, что в связи с изучением
грамматических понятий 'подросток делает предметом своего сознания язык, что
приводит его к сознательному и произвольному отношению к своей собственной
речи. Делая же предметом сознания свою речь, он тем самым становится способным
сделать предметом сознания ,и свою собственную мысль. Для того чтобы бы
выделить определенное качество и определить к нему свое отношение, необходимо
обозначить его словом и ввести в систему нравственно-психологических понятий.
4. Развитие самооценки и ее роль в
формировании личности подростка.
Только наличие положительной оценки создает у
детей переживание эмоционального благополучия, что является необходимым
условием для нормального формирования личности.
Понятно, почему эти явления у подростков
выражаются особенно интенсивно, эти переживания связаны с целым комплексом
особенностей, характерных именно для этого возраста: с интенсивным развитием
самооценки, уровнем притязаний, наличием стремления к самоутверждению; а это и
есть те компоненты, которые порождают аффективный конфликт и описанный нами
аффект неадекватности. Значение и роль самооценки в подростковом возрасте
усиливаются еще и тем фактором, что острые аффективные переживания решающим
образом влияют на формирование характера. Исследования обнаруживают, что дети
с аффективными 'переживаниями, возникшими на основе конфликта между самооценкой
ребенка и его притязаниями, вместе с тем обладают ч соответствующими
аффективными формами поведения.
Они склонны к преувеличенным и неадекватным
реакциям, они обидчивы, агрессивны, недоверчивы, подозрительны, упрямы и т.
д. Это портит их взаимоотношения с окружающими, делают их неуживчивыми и труднопереносимыми
в коллективе. Длительное же сохранение такого рода поведения и таких
взаимоотношений с людьми приводит к тому, что указанные аффективные формы
поведения закрепляются и могут стать
устойчивыми чертами характера. Следовательно, отрицательные черты возникают у
ребенка реактивно как форма его защиты от труднопереносимых переживаний, и
начало формирования таких черт часто относится именно к подростковому
возрасту.
До сих пор мы касались вопросов формирования у
детей 'подросткового возраста отрицательных черт характера, возникающих на
основе аффекта неадекватности, связанного с неблагополучным соотношением между
притязаниями подростка и его возможностями. Но ведь это особые случаи, которые
стали предметом нашего исследования и рассмотрения лишь потому, что на них
легче обнаружить влияния самооценки на эмоциональное самочувствие подростка и
на его развитие (кроме того, формирование отрицательных черт 'поведения
личности требуют безотлагательного практического вмешательства). Однако
описанные случаи антагонистического противоречия между самооценкой и уровнем
притязаний ребенка, с одной стороны, и его возможностями — с другой, вовсе не
являются типичными для формирования личности даже в подростковом возрасте.
Напротив, появление устойчивой самооценки, так же как и устойчивых идеалов, в
которых воплощаются 'притязания школьников, в отношении моральной сферы и
качеств своей личности становятся важнейшими факторами их развития к концу подросткового
возраста. А это значит, что в указанный период начинают приобретать все
большее и большее значение внутренние факторы развития, определяющие собой
новый тип взаимоотношений между ребенком и средой:
подросток уже становится способным к
самостоятельному развитию через самовоспитание и самосовершенствование.
Установление этого типа развития подготавливает переход подростка к новой
возрастной ступени, к старшему школьному возрасту, где внутренние факторы
развития становятся доминирующими.
Формирование характера и его недостатков.
Объединение усилий врача и педагога.
1.Усвоение знаний и формирование у подростков
познавательного отношения к окружающему.
2. Развитие моральной стороны личности и
формирование нравственных идеалов в среднем школьном возрасте.
3. Формирование у детей подросткового
возраста нового уровня самосознания.
4. Развитие самооценки и ее роль в формировании личности подростка.
Список используемой литературы:
1.Педагогическая коррекция.
Кащенко Всеволод Петрович
2. Лидия Ильинична Божович
ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ
ВОЗРАСТЕ.
3. ПЕДАГОГИКА
Под редакцией С. П. Баранова, Т. В.
Воликовой, В. А, Сластенина