«аказ дипломной. «аказать реферат.  урсовые на заказ.
Ѕесплатные рефераты, курсовые и дипломные работы на сайте Ѕ»ЅЋ»ќ‘ќЌƒ.–”
Ёлектронна€ библиотека студента





“ќЋ—“ќ… Ћев Ќиколаевич (1828-1910), граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) ѕетербургской јЌ. Ќачина€ с автобиографической трилогии "ƒетство" (1852), "ќтрочество" (1852-54), "ёность" (1855-57), исследование "текучести" внутреннего мира, моральных основ личности стало главной темой произведений “олстого. ћучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих закономерностей быти€, духовный и социальный критицизм, вскрывающий "неправду" сословных отношений, проход€т через все его творчество. ¬ повести " азаки" (1863) герой, молодой двор€нин, ищет выход в приобщении к природе, к естественной и цельной жизни простого человека. Ёпопе€ "¬ойна и мир" (1863-69) воссоздает жизнь различных слоев русского общества в ќтечественную войну 1812, патриотический порыв народа, объединивший все сослови€ и обусловивший победу в войне с Ќаполеоном. »сторические событи€ и личные интересы, пути духовного самоопределени€ рефлексирующей личности и стихи€ русской народной жизни с ее "роевым" сознанием показаны как равноценные слагаемые природно-исторического быти€. ¬ романе "јнна  аренина" (1873-77) - о трагедии женщины во власти разрушительной "преступной" страсти - “олстой обнажает ложные основы светского общества, показывает распад патриархального уклада, разрушение семейных устоев. ¬оспри€тию мира индивидуалистическим и рационалистичным сознанием он противопоставл€ет самоценность жизни как таковой в ее бесконечности, неуправл€емой переменчивости и вещной конкретности ("тайновидец плоти" - ƒ. —. ћережковский). — кон. 1870-х гг. переживавший духовный кризис, позднее захваченный идеей нравственного усовершенствовани€ и "опрощени€" (породившей движение "толстовства"), “олстой приходит ко все более непримиримой критике общественного устройства - современных бюрократических институтов, государства, церкви (в 1901 отлучен от православной церкви), цивилизации и культуры, всего жизненного уклада "образованных классов": роман "¬оскресение" (1889-99), повесть " рейцерова соната" (1887-89), драмы "∆ивой труп" (1900, опубликована в 1911) и "¬ласть тьмы" (1887). ќдновременно возрастает внимание к темам смерти, греха, пока€ни€ и нравственного возрождени€ (повести "—мерть »вана »льича", 1884-86, "ќтец —ергий", 1890-98, опубликованы в 1912, "’аджи-ћурат", 1896-1904, опубликован в 1912). ѕублицистические сочинени€ морализаторского характера, в т. ч. "»споведь" (1879-82), "¬ чем мо€ вера?" (1884), где христианские учени€ о любви и всепрощении трансформируютс€ в проповедь непротивлени€ злу насилием. —тремление согласовать образ мысли и жизни приводит к уходу “олстого из ясной ѕол€ны; умер на станции јстапово.

* * *

“ќЋ—“ќ… Ћев Ќиколаевич [28 августа (9 сент€бр€) 1828, усадьба ясна€ ѕол€на “ульской губернии - 7 (20) но€бр€ 1910, станци€ јстапово (ныне станци€ Ћев “олстой) –€зано-”ральской ж. д.; похоронен в ясной ѕол€не], граф, русский писатель.

"–адостный период детства"

“олстой был четвертым ребенком в большой двор€нской семье. ≈го мать, урожденна€ кн€жна ¬олконска€, умерла, когда “олстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представл€л себе "ее духовный облик": некоторые черты матери (блест€щее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии) и даже портретное сходство “олстой придал кн€жне ћарье Ќиколаевне Ѕолконской ("¬ойна и мир"). ќтец “олстого, участник ќтечественной войны, запомнившийс€ писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил прототипом Ќикола€ –остова), тоже умер рано (1837). ¬оспитанием детей занималась дальн€€ родственница “. ј. ≈ргольска€, имевша€ огромное вли€ние на “олстого: "она научила мен€ духовному наслаждению любви". ƒетские воспоминани€ всегда оставались дл€ “олстого самыми радостными: семейные предани€, первые впечатлени€ от жизни двор€нской усадьбы служили богатым материалом дл€ его произведений, отразились в автобиографической повести "ƒетство".

 азанский университет

 огда “олстому было 13 лет, семь€ переехала в  азань, в дом родственницы и опекунши детей ѕ. ». ёшковой. ¬ 1844 “олстой поступил в  азанский университет на отделение восточных €зыков философского факультета, затем перевелс€ на юридический факультет, где проучилс€ неполных два года: зан€ти€ не вызывали у него живого интереса и он со страстью предалс€ светским развлечени€м. ¬есной 1847, подав прошение об увольнении из университета "по расстроенному здоровью и домашним обсто€тельствам", “олстой уехал в ясную ѕол€ну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), "практическую медицину", €зыки, сельское хоз€йство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и "достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи".

"Ѕурна€ жизнь юношеского периода"

ѕосле лета в деревне, разочарованный неудачным опытом хоз€йствовани€ на новых, выгодных дл€ крепостных услови€х (эта попытка запечатлена в повести "”тро помещика", 1857), осенью 1847 “олстой уехал сначала в ћоскву, затем в ѕетербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. ќбраз его жизни в этот период часто мен€лс€: то он сутками готовилс€ и сдавал экзамены, то страстно отдавалс€ музыке, то намеревалс€ начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк. –елигиозные настроени€, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. ¬ семье его считали "самым пуст€шным малым", а сделанные тогда долги ему удалось отдать лишь много лет спуст€. ќднако именно эти годы окрашены напр€женным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который “олстой вел в течение всей жизни. “огда же у него возникло серьезное желание писать и по€вились первые незавершенные художественные наброски.

"¬ойна и свобода"

¬ 1851 старший брат Ќиколай, офицер действующей армии, уговорил “олстого ехать вместе на  авказ. ѕочти три года “олстой прожил в казачьей станице на берегу “ерека, выезжа€ в  изл€р, “ифлис, ¬ладикавказ и участву€ в военных действи€х (сначала добровольно, потом был прин€т на службу).  авказска€ природа и патриархальна€ простота казачьей жизни, поразивша€ “олстого по контрасту с бытом двор€нского круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал дл€ автобиографической повести " азаки"(1852-63).  авказские впечатлени€ отразились и в рассказах "Ќабег" (1853), "–убка леса" (1855), а также в поздней повести "’аджи-ћурат" (1896-1904, опубликована в 1912). ¬ернувшись в –оссию, “олстой записал в дневнике, что полюбил этот "край дикий, в котором так странно и поэтически соедин€ютс€ две самые противоположные вещи - война и свобода". Ќа  авказе “олстой написал повесть "ƒетство" и отправил ее в журнал "—овременник", не раскрыв своего имени (напечатана в 1852 под инициалами Ћ. Ќ.; вместе с позднейшими повест€ми "ќтрочество", 1852-54, и "ёность", 1855-57, составила автобиографическую трилогию). Ћитературный дебют сразу принес “олстому насто€щее признание.

 рымска€ кампани€

¬ 1854 “олстой получил назначение в ƒунайскую армию, в Ѕухарест. —кучна€ штабна€ жизнь вскоре заставила его перевестись в  рымскую армию, в осажденный —евастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе, про€вив редкую личную храбрость (награжден орденом св. јнны и медал€ми). ¬  рыму “олстого захватили новые впечатлени€ и литературные планы (собиралс€ в т. ч. издавать журнал дл€ солдат), здесь он начал писать цикл "севастопольских рассказов", вскоре напечатанных и имевших огромный успех (очерк "—евастополь в декабре мес€це" прочитал даже јлександр II). ѕервые произведени€ “олстого поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной "диалектики души" (Ќ. √. „ернышевский). Ќекоторые замыслы, по€вившиес€ в эти годы, позвол€ют угадывать в молодом артиллерийском офицере позднего “олстого-проповедника: он мечтал об "основании новой религии" - "религии ’риста, но очищенной от веры и таинственности, религии практической".

¬ кругу литераторов и за границей

¬ но€бре 1855 “олстой приехал в ѕетербург и сразу вошел в кружок "—овременника" (Ќ. ј. Ќекрасов, ». —. “ургенев, ј. Ќ. ќстровский, ». ј. √ончаров и др.), где его встретили как "великую надежду русской литературы" (Ќекрасов). “олстой принимал участие в обедах и чтени€х, в учреждении Ћитературного фонда, оказалс€ вовлеченным в споры и конфликты писателей, однако чувствовал себ€ чужим в этой среде, о чем подробно рассказал позднее в "»споведи" (1879-82): "Ћюди эти мне опротивели, и сам себе € опротивел". ќсенью 1856 “олстой, выйд€ в отставку, уехал в ясную ѕол€ну, а в начале 1857 - за границу. ќн побывал во ‘ранции, »талии, Ўвейцарии, √ермании (швейцарские впечатлени€ отражены в рассказе "Ћюцерн"), осенью вернулс€ в ћоскву, затем - в ясную ѕол€ну.

Ќародна€ школа

¬ 1859 “олстой открыл в деревне школу дл€ кресть€нских детей, помог устроить более 20 школ в окрестност€х ясной ѕол€ны, и это зан€тие настолько увлекло “олстого, что в 1860 он вторично отправилс€ за границу, чтобы знакомитьс€ со школами ≈вропы. “олстой много путешествовал, провел полтора мес€ца в Ћондоне (где часто виделс€ с ј. ». √ерценом), был в √ермании, ‘ранции, Ўвейцарии, Ѕельгии, изучал попул€рные педагогические системы, в основном не удовлетворившие писател€. —обственные идеи “олстой изложил в специальных стать€х, доказыва€, что основой обучени€ должна быть "свобода учащегос€" и отказ от насили€ в преподавании. ¬ 1862 издавал педагогический журнал "ясна€ ѕол€на" с книжками дл€ чтени€ в качестве приложени€, ставшими в –оссии такими же классическими образцами детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг. "јзбука" и "Ќова€ јзбука". ¬ 1862 в отсутствие “олстого в ясной ѕол€не был проведен обыск (искали тайную типографию).

"¬ойна и мир" (1863-69)

¬ сент€бре 1862 “олстой женилс€ на восемнадцатилетней дочери врача —офье јндреевне Ѕерс и сразу после венчани€ увез жену из ћосквы в ясную ѕол€ну, где полностью отдалс€ семейной жизни и хоз€йственным заботам. ќднако уже с осени 1863 он захвачен новым литературным замыслом, который долгое врем€ носил название "“ыс€ча восемьсот п€тый год". ¬рем€ создани€ романа было периодом душевного подъема, семейного счасть€ и спокойного уединенного труда. “олстой читал воспоминани€ и переписку людей александровской эпохи (в том числе материалы “олстых и ¬олконских), работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Ѕородинское поле, продвига€сь в работе медленно, через множество редакций (в копировании рукописей ему много помогала жена, опроверга€ тем самым шутки друзей, что она еще так молода, будто играет в куклы), и лишь в начале 1865 напечатал в "–усском вестнике" первую часть "¬ойны и мира". –оман читалс€ взахлеб, вызвал множество откликов, поразив сочетанием широкого эпического полотна с тонким психологическим анализом, с живой картиной частной жизни, органично вписанной в историю. √ор€чие споры спровоцировали последующие части романа, в которых “олстой развивал фаталистическую философию истории. ѕрозвучали упреки в том, что писатель "передоверил" люд€м начала века интеллектуальные запросы своей эпохи: замысел романа об ќтечественной войне действительно был ответом на проблемы, волновавшие русское пореформенное общество. —ам “олстой характеризовал свой замысел как попытку "писать историю народа" и считал невозможным определить его жанровую природу ("не подойдет ни под какую форму, ни романа, ни повести, ни поэмы, ни истории").

"јнна  аренина" (1873-77)

¬ 1870-е гг., жив€ по-прежнему в ясной ѕол€не, продолжа€ учить кресть€нских детей и развивать в печати свои педагогические взгл€ды, “олстой работал над романом о жизни современного ему общества, построив композицию на противопоставлении двух сюжетных линий: семейна€ драма јнны  арениной рисуетс€ по контрасту с жизнью и домашней идиллией молодого помещика  онстантина Ћевина, близкого самому писателю и по образу жизни, и по убеждени€м, и по психологическому рисунку. Ќачало работы совпало с увлечением прозой ѕушкина: “олстой стремилс€ к простоте слога, к внешней безоценочности тона, прокладыва€ себе дорогу к новому стилю 1880-х гг., в особенности к народным рассказам. Ћишь тенденциозна€ критика интерпретировала роман как любовный. —мысл существовани€ "образованного сослови€" и глубока€ правда мужицкой жизни - этот круг вопросов, близкий Ћевину и чуждый большинству даже симпатичных автору героев (включа€ јнну), прозвучал остро публицистично дл€ многих современников, прежде всего дл€ ‘. ћ. ƒостоевского, высоко оценившего "јнну  аренину" в "ƒневнике писател€". "ћысль семейна€" (главна€ в романе, по словам “олстого) переведена в социальное русло, беспощадные саморазоблачени€ Ћевина, его мысли о самоубийстве читаютс€ как образна€ иллюстраци€ духовного кризиса, пережитого самим “олстым в 1880-е гг., но назревшего в ходе работы над романом.

ѕерелом (1880-е гг.)

’од переворота, совершавшегос€ в сознании “олстого, нашел отражение в художественном творчестве, прежде всего в переживани€х героев, в том духовном прозрении, которое преломл€ет их жизнь. Ёти герои занимают центральное место в повест€х "—мерть »вана »льича" (1884-86), " рейцерова соната" (1887-89, опубликована в –оссии в 1891), "ќтец —ергий" (1890-98, опубликована в 1912), драме "∆ивой труп" (1900, незавершена, опубликована в 1911), в рассказе "ѕосле бала" (1903, опубликован в 1911). »споведальна€ публицистика “олстого дает развернутое представление о его душевной драме: рису€ картины социального неравенства и праздности образованных слоев, “олстой в заостренной форме ставил перед собой и перед обществом вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доход€ до отрицани€ науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации. Ќовое миропонимание писател€ отражено в "»споведи" (опубликована в 1884 в ∆еневе, в 1906 в –оссии), в стать€х "ќ переписи в ћоскве" (1882), "“ак что же нам делать?" (1882-86, опубликована полностью в 1906), "ќ голоде" (1891, опубликована на английском €зыке в 1892, на русском - в 1954), "„то такое искусство?" (1897-98), "–абство нашего времени" (1900, полностью опубликована в –оссии в 1917), "ќ Ўекспире и драме" (1906), "Ќе могу молчать" (1908). —оциальна€ деклараци€ “олстого опираетс€ на представление о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены им в гуманистическом ключе как основа всемирного братства людей. Ётот комплекс проблем предполагал анализ ≈вангели€ и критические штудии богословских сочинений, которым посв€щены религиозно-философские трактаты “олстого "»сследование догматического богослови€" (1879-80), "—оединение и перевод четырех ≈вангелий" (1880-81), "¬ чем мо€ вера" (1884), "÷арство Ѕожие внутри вас" (1893). Ѕурной реакцией в обществе сопровождались высказываемые “олстым призывы к пр€мому и безотлагательному следованию христианским заповед€м. ¬ особенности широко обсуждалась его проповедь непротивлени€ злу насилием, ставша€ импульсом к созданию целого р€да художественных произведений - драмы "¬ласть тьмы, или  оготок ув€з, всей птичке пропасть" (1887) и народных рассказов, написанных в намеренно упрощенной, "безыскусной" манере. Ќар€ду с близкими по духу произведени€ми ¬. ћ. √аршина, Ќ. —. Ћескова и других писателей, эти рассказы выпускались издательством "ѕосредник", основанном ¬. √. „ертковым по инициативе и при ближайшем участии “олстого, который определ€л задачу "ѕосредника" как "выражение в художественных образах учени€ ’риста", "чтобы можно было прочесть эту книгу старику, женщине, ребенку и чтоб и тот, и другой заинтересовались, умилились и почувствовали бы себ€ добрее".

¬ рамках нового миропонимани€ и представлений о христианстве “олстой выступал против христианской догматики и критиковал сближение церкви с государством, что привело его к полному разобщению с православной церковью. ¬ 1901 последовала реакци€ —инода: всемирно признанный писатель и проповедник был официально отлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс.

"¬оскресение" (1889-99)

ѕоследний роман “олстого воплотил весь спектр проблем, волновавших его в годы перелома. √лавный герой, ƒмитрий Ќехлюдов, духовно близкий автору, проходит путь нравственного очищени€, привод€щий его к де€тельному добру. ѕовествование построено на системе подчеркнуто оценочных противопоставлений, обнажающих неразумность общественного устройства (красота природы и лживость социального мира, правда мужицкого быта и фальшь, господствующа€ в жизни образованных слоев общества). ’арактерные черты позднего “олстого - откровенна€, выдвинута€ на первый план "тенденци€" (в эти годы “олстой - сторонник нарочито тенденциозного, дидактического искусства), резкий критицизм, сатирическое начало - про€вились в романе со всей нагл€дностью.

”ход и смерть

√оды перелома круто изменили личную биографию писател€, обернувшись разрывом с социальной средой и привед€ к семейному разладу (провозглашенный “олстым отказ от владени€ частной собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). ѕережита€ “олстым лична€ драма нашла отражение в его дневниковых запис€х.

ѕоздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний “олстой, сопровождаемый лишь личным врачом ƒ. ѕ. ћаковицким, покинул ясную ѕол€ну. ƒорога оказалась дл€ него непосильной: в пути “олстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции јстапово. «десь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. «а сообщени€ми о здоровье “олстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность не только как писатель, но и как религиозный мыслитель, проповедник новой веры, следила вс€ –осси€. —обытием общероссийского масштаба стали похороны “олстого в ясной ѕол€не.



ѕохожие работы

Ћев Ќиколаевич “олстой
ћинистерство образовани€. —лав€нского техникума железнодорожного транспорта. Ћев Ќиколаевич “олстой . —тудент ? курса. группы 358. ƒокторовича Ќикиты. 2007 г. Ђ„тоб жить честної.
“олстой Ћев Ќиколаевич
* * * “ќЋ—“ Шќ… Ћев Ќиколаевич [28 августа (9 сент€бр€) 1828, усадьба ясна€ ѕол€на “ульской губернии Ч 7 (20) но€бр€ 1910, станци€ јстапово (ныне станци€ Ћев “олстой ) –€зано-”ральской ж. д.; похоронен в ясной ѕол€не], граф, русский писатель.
“олстой Ћев Ќиколаевич
* * * “ќЋ—“ Шќ… Ћев Ќиколаевич [28 августа (9 сент€бр€) 1828, усадьба ясна€ ѕол€на “ульской губернии Ч 7 (20) но€бр€ 1910, станци€ јстапово (ныне станци€ Ћев “олстой ) –€зано-”ральской ж. д.; похоронен в ясной ѕол€не], граф, русский писатель.
Ѕиографи€ Ћьва Ќиколаевича “олстого
ѕерепись 1882 года в ћоскве знаменита тем, что в ней принимал участие великий писатель граф Ћ. Ќ. “олстой . Ћев Ќиколаевич писал
... и творчестве ‘едора ћихайловича ƒостоевского и Ћьва Ќиколаевича “олстого ...
“олстой Ћев Ќиколаевич “олстой родилс€ 28 августа 1828 года, в усадьбе ясна€ ѕол€на “ульской губернии. “олстой был четвертым ребенком в большой двор€нской семье.
∆изнь и творчество Ћьва Ќиколаевича “олстого
...брат, Ќиколай Ќиколаевич , офицер-артиллерист, служил в действующей армии. ѕоступив в армию юнкером, позже он...
ѕо дороге он заболел воспалением легких и вынужден был сделать остановку на маленькой станции јстапово (ныне Ћев “олстой ), где и умер.
Ѕлаготворительность

«агружа€ свои работы, ¬ы помогаете не только студентам, но и люд€м, которым ¬аша помощь действительно нужна. „ем именно это помогает? „итать дальшеЕ..