Лев Николаевич Толстой
ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828-1910), граф,
русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900)
Петербургской АН. Начиная с автобиографической трилогии "Детство"
(1852), "Отрочество" (1852-54), "Юность" (1855-57),
исследование "текучести" внутреннего мира, моральных основ личности
стало главной темой произведений Толстого. Мучительные поиски смысла жизни,
нравственного идеала, скрытых общих закономерностей бытия, духовный и
социальный критицизм, вскрывающий "неправду" сословных отношений, проходят
через все его творчество. В повести "Казаки" (1863) герой, молодой
дворянин, ищет выход в приобщении к природе, к естественной и цельной жизни
простого человека. Эпопея "Война и мир" (1863-69) воссоздает жизнь
различных слоев русского общества в Отечественную войну 1812, патриотический
порыв народа, объединивший все сословия и обусловивший победу в войне с
Наполеоном. Исторические события и личные интересы, пути духовного
самоопределения рефлексирующей личности и стихия русской народной жизни с ее
"роевым" сознанием показаны как равноценные слагаемые
природно-исторического бытия. В романе "Анна Каренина" (1873-77) - о
трагедии женщины во власти разрушительной "преступной" страсти -
Толстой обнажает ложные основы светского общества, показывает распад патриархального
уклада, разрушение семейных устоев. Восприятию мира индивидуалистическим и
рационалистичным сознанием он противопоставляет самоценность жизни как таковой
в ее бесконечности, неуправляемой переменчивости и вещной конкретности
("тайновидец плоти" - Д. С. Мережковский). С кон. 1870-х гг.
переживавший духовный кризис, позднее захваченный идеей нравственного
усовершенствования и "опрощения" (породившей движение
"толстовства"), Толстой приходит ко все более непримиримой критике
общественного устройства - современных бюрократических институтов, государства,
церкви (в 1901 отлучен от православной церкви), цивилизации и культуры, всего
жизненного уклада "образованных классов": роман
"Воскресение" (1889-99), повесть "Крейцерова соната"
(1887-89), драмы "Живой труп" (1900, опубликована в 1911) и
"Власть тьмы" (1887). Одновременно возрастает внимание к темам
смерти, греха, покаяния и нравственного возрождения (повести "Смерть Ивана
Ильича", 1884-86, "Отец Сергий", 1890-98, опубликованы в 1912,
"Хаджи-Мурат", 1896-1904, опубликован в 1912). Публицистические
сочинения морализаторского характера, в т. ч. "Исповедь" (1879-82),
"В чем моя вера?" (1884), где христианские учения о любви и
всепрощении трансформируются в проповедь непротивления злу насилием. Стремление
согласовать образ мысли и жизни приводит к уходу Толстого из Ясной Поляны; умер
на станции Астапово.
* * *
ТОЛСТОЙ Лев Николаевич [28 августа (9
сентября) 1828, усадьба Ясная Поляна Тульской губернии - 7 (20) ноября 1910,
станция Астапово (ныне станция Лев Толстой) Рязано-Уральской ж. д.; похоронен в
Ясной Поляне], граф, русский писатель.
"Радостный период детства"
Толстой был четвертым ребенком в большой
дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда
Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо
представлял себе "ее духовный облик": некоторые черты матери
(блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии) и даже
портретное сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской ("Война
и мир"). Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся
писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил
прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1837). Воспитанием детей
занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на
Толстого: "она научила меня духовному наслаждению любви". Детские
воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные
предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом
для его произведений, отразились в автобиографической повести
"Детство".
Казанский университет
Когда Толстому было 13 лет, семья переехала
в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. В 1844 Толстой
поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского
факультета, затем перевелся на юридический факультет, где проучился неполных
два года: занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался
светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из
университета "по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам",
Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических
наук (чтобы сдать экзамен экстерном), "практическую медицину", языки,
сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и
"достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи".
"Бурная жизнь юношеского периода"
После лета в деревне, разочарованный
неудачным опытом хозяйствования на новых, выгодных для крепостных условиях (эта
попытка запечатлена в повести "Утро помещика", 1857), осенью 1847
Толстой уехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские
экзамены в университете. Образ его жизни в этот период часто менялся: то он
сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался музыке, то
намеревался начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в
конногвардейский полк. Религиозные настроения, доходившие до аскетизма,
чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. В семье его считали
"самым пустяшным малым", а сделанные тогда долги ему удалось отдать
лишь много лет спустя. Однако именно эти годы окрашены напряженным самоанализом
и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей
жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые
незавершенные художественные наброски.
"Война и свобода"
В 1851 старший брат Николай, офицер
действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года
Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис,
Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был
принят на службу). Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни,
поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной
рефлексией человека образованного общества, дали материал для
автобиографической повести "Казаки"(1852-63). Кавказские впечатления
отразились и в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса"
(1855), а также в поздней повести "Хаджи-Мурат" (1896-1904,
опубликована в 1912). Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что
полюбил этот "край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются
две самые противоположные вещи - война и свобода". На Кавказе Толстой
написал повесть "Детство" и отправил ее в журнал
"Современник", не раскрыв своего имени (напечатана в 1852 под
инициалами Л. Н.; вместе с позднейшими повестями "Отрочество",
1852-54, и "Юность", 1855-57, составила автобиографическую трилогию).
Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание.
Крымская кампания
В 1854 Толстой получил назначение в
Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его
перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал
батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом
св. Анны и медалями). В Крыму Толстого захватили новые впечатления и
литературные планы (собирался в т. ч. издавать журнал для солдат), здесь он
начал писать цикл "севастопольских рассказов", вскоре напечатанных и
имевших огромный успех (очерк "Севастополь в декабре месяце" прочитал
даже Александр II). Первые произведения Толстого поразили литературных критиков
смелостью психологического анализа и развернутой картиной "диалектики
души" (Н. Г. Чернышевский). Некоторые замыслы, появившиеся в эти годы,
позволяют угадывать в молодом артиллерийском офицере позднего
Толстого-проповедника: он мечтал об "основании новой религии" -
"религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии
практической".
В кругу литераторов и за границей
В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург и
сразу вошел в кружок "Современника" (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев,
А. Н. Островский, И. А. Гончаров и др.), где его встретили как "великую
надежду русской литературы" (Некрасов). Толстой принимал участие в обедах
и чтениях, в учреждении Литературного фонда, оказался вовлеченным в споры и
конфликты писателей, однако чувствовал себя чужим в этой среде, о чем подробно
рассказал позднее в "Исповеди" (1879-82): "Люди эти мне
опротивели, и сам себе я опротивел". Осенью 1856 Толстой, выйдя в
отставку, уехал в Ясную Поляну, а в начале 1857 - за границу. Он побывал во
Франции, Италии, Швейцарии, Германии (швейцарские впечатления отражены в
рассказе "Люцерн"), осенью вернулся в Москву, затем - в Ясную Поляну.
Народная школа
В 1859 Толстой открыл в деревне школу для
крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и
это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 он вторично отправился за
границу, чтобы знакомиться со школами Европы. Толстой много путешествовал,
провел полтора месяца в Лондоне (где часто виделся с А. И. Герценом), был в
Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии, изучал популярные педагогические
системы, в основном не удовлетворившие писателя. Собственные идеи Толстой
изложил в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть
"свобода учащегося" и отказ от насилия в преподавании. В 1862 издавал
педагогический журнал "Ясная Поляна" с книжками для чтения в качестве
приложения, ставшими в России такими же классическими образцами детской и
народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг.
"Азбука" и "Новая Азбука". В 1862 в отсутствие Толстого в
Ясной Поляне был проведен обыск (искали тайную типографию).
"Война и мир" (1863-69)
В сентябре 1862 Толстой женился на
восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс и сразу после венчания
увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и
хозяйственным заботам. Однако уже с осени 1863 он захвачен новым литературным
замыслом, который долгое время носил название "Тысяча восемьсот пятый
год". Время создания романа было периодом душевного подъема, семейного
счастья и спокойного уединенного труда. Толстой читал воспоминания и переписку
людей александровской эпохи (в том числе материалы Толстых и Волконских),
работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородинское поле,
продвигаясь в работе медленно, через множество редакций (в копировании
рукописей ему много помогала жена, опровергая тем самым шутки друзей, что она
еще так молода, будто играет в куклы), и лишь в начале 1865 напечатал в
"Русском вестнике" первую часть "Войны и мира". Роман
читался взахлеб, вызвал множество откликов, поразив сочетанием широкого
эпического полотна с тонким психологическим анализом, с живой картиной частной
жизни, органично вписанной в историю. Горячие споры спровоцировали последующие
части романа, в которых Толстой развивал фаталистическую философию истории.
Прозвучали упреки в том, что писатель "передоверил" людям начала века
интеллектуальные запросы своей эпохи: замысел романа об Отечественной войне
действительно был ответом на проблемы, волновавшие русское пореформенное
общество. Сам Толстой характеризовал свой замысел как попытку "писать
историю народа" и считал невозможным определить его жанровую природу
("не подойдет ни под какую форму, ни романа, ни повести, ни поэмы, ни
истории").
"Анна Каренина" (1873-77)
Перелом (1880-е гг.)
Ход переворота, совершавшегося в сознании
Толстого, нашел отражение в художественном творчестве, прежде всего в
переживаниях героев, в том духовном прозрении, которое преломляет их жизнь. Эти
герои занимают центральное место в повестях "Смерть Ивана Ильича"
(1884-86), "Крейцерова соната" (1887-89, опубликована в России в
1891), "Отец Сергий" (1890-98, опубликована в 1912), драме
"Живой труп" (1900, незавершена, опубликована в 1911), в рассказе
"После бала" (1903, опубликован в 1911). Исповедальная публицистика
Толстого дает развернутое представление о его душевной драме: рисуя картины
социального неравенства и праздности образованных слоев, Толстой в заостренной
форме ставил перед собой и перед обществом вопросы смысла жизни и веры,
подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания науки,
искусства, суда, брака, достижений цивилизации. Новое миропонимание писателя
отражено в "Исповеди" (опубликована в 1884 в Женеве, в 1906 в
России), в статьях "О переписи в Москве" (1882), "Так что же нам
делать?" (1882-86, опубликована полностью в 1906), "О голоде"
(1891, опубликована на английском языке в 1892, на русском - в 1954), "Что
такое искусство?" (1897-98), "Рабство нашего времени" (1900,
полностью опубликована в России в 1917), "О Шекспире и драме" (1906),
"Не могу молчать" (1908). Социальная декларация Толстого опирается на
представление о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи
христианства осмыслены им в гуманистическом ключе как основа всемирного
братства людей. Этот комплекс проблем предполагал анализ Евангелия и
критические штудии богословских сочинений, которым посвящены
религиозно-философские трактаты Толстого "Исследование догматического
богословия" (1879-80), "Соединение и перевод четырех Евангелий"
(1880-81), "В чем моя вера" (1884), "Царство Божие внутри вас"
(1893). Бурной реакцией в обществе сопровождались высказываемые Толстым призывы
к прямому и безотлагательному следованию христианским заповедям. В особенности
широко обсуждалась его проповедь непротивления злу насилием, ставшая импульсом
к созданию целого ряда художественных произведений - драмы "Власть тьмы,
или Коготок увяз, всей птичке пропасть" (1887) и народных рассказов,
написанных в намеренно упрощенной, "безыскусной" манере. Наряду с
близкими по духу произведениями В. М. Гаршина, Н. С. Лескова и других
писателей, эти рассказы выпускались издательством "Посредник",
основанном В. Г. Чертковым по инициативе и при ближайшем участии Толстого,
который определял задачу "Посредника" как "выражение в
художественных образах учения Христа", "чтобы можно было прочесть эту
книгу старику, женщине, ребенку и чтоб и тот, и другой заинтересовались,
умилились и почувствовали бы себя добрее".
В рамках нового миропонимания и
представлений о христианстве Толстой выступал против христианской догматики и
критиковал сближение церкви с государством, что привело его к полному
разобщению с православной церковью. В 1901 последовала реакция Синода: всемирно
признанный писатель и проповедник был официально отлучен от церкви, что вызвало
громадный общественный резонанс.
"Воскресение" (1889-99)
Последний роман Толстого воплотил весь
спектр проблем, волновавших его в годы перелома. Главный герой, Дмитрий
Нехлюдов, духовно близкий автору, проходит путь нравственного очищения,
приводящий его к деятельному добру. Повествование построено на системе
подчеркнуто оценочных противопоставлений, обнажающих неразумность общественного
устройства (красота природы и лживость социального мира, правда мужицкого быта
и фальшь, господствующая в жизни образованных слоев общества). Характерные
черты позднего Толстого - откровенная, выдвинутая на первый план
"тенденция" (в эти годы Толстой - сторонник нарочито тенденциозного,
дидактического искусства), резкий критицизм, сатирическое начало - проявились в
романе со всей наглядностью.
Уход и смерть
Годы перелома круто изменили личную
биографию писателя, обернувшись разрывом с социальной средой и приведя к
семейному разладу (провозглашенный Толстым отказ от владения частной
собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены).
Пережитая Толстым личная драма нашла отражение в его дневниковых записях.
Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи,
82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул
Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и
вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово.
Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. За
сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую
известность не только как писатель, но и как религиозный мыслитель, проповедник
новой веры, следила вся Россия. Событием общероссийского масштаба стали
похороны Толстого в Ясной Поляне.