Толстой Лев Николаевич
ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828-1910),
граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900)
Петербургской АН. Начиная с автобиографической трилогии «Детство» (1852),
«Отрочество» (1852-54), «Юность» (1855-57), исследование «текучести» внутреннего
мира, моральных основ личности стало главной темой произведений Толстого.
Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих
закономерностей бытия, духовный и социальный критицизм, вскрывающий «неправду»
сословных отношений, проходят через все его творчество. В повести «Казаки»
(1863) герой, молодой дворянин, ищет выход в приобщении к природе, к
естественной и цельной жизни простого человека. Эпопея «Война и мир» (1863-69)
воссоздает жизнь различных слоев русского общества в Отечественную войну 1812,
патриотический порыв народа, объединивший все сословия и обусловивший победу в
войне с Наполеоном. Исторические события и личные интересы, пути духовного
самоопределения рефлексирующей личности и стихия русской народной жизни с ее
«роевым» сознанием показаны как равноценные слагаемые природно-исторического
бытия. В романе «Анна Каренина» (1873-77) — о трагедии женщины во власти
разрушительной «преступной» страсти — Толстой обнажает ложные основы светского
общества, показывает распад патриархального уклада, разрушение семейных устоев.
Восприятию мира индивидуалистическим и рационалистичным сознанием он
противопоставляет самоценность жизни как таковой в ее бесконечности,
неуправляемой переменчивости и вещной конкретности («тайновидец плоти» — Д. С.
Мережковский). С кон. 1870-х гг. переживавший духовный кризис, позднее
захваченный идеей нравственного усовершенствования и «опрощения» (породившей
движение «толстовства»), Толстой приходит ко все более непримиримой критике
общественного устройства — современных бюрократических институтов, государства,
церкви (в 1901 отлучен от православной церкви), цивилизации и культуры, всего
жизненного уклада «образованных классов»: роман «Воскресение» (1889-99),
повесть «Крейцерова соната» (1887-89), драмы «Живой труп» (1900, опубликована в
1911) и «Власть тьмы» (1887). Одновременно возрастает внимание к темам смерти,
греха, покаяния и нравственного возрождения (повести «Смерть Ивана Ильича»,
1884-86, «Отец Сергий», 1890-98, опубликованы в 1912, «Хаджи-Мурат», 1896-1904,
опубликован в 1912). Публицистические сочинения морализаторского характера, в
т. ч. «Исповедь» (1879-82), «В чем моя вера?» (1884), где христианские учения о
любви и всепрощении трансформируются в проповедь непротивления злу насилием.
Стремление согласовать образ мысли и жизни приводит к уходу Толстого из Ясной
Поляны; умер на станции Астапово.
* *
*
ТОЛСТОЙ Лев Николаевич [28 августа
(9 сентября) 1828, усадьба Ясная Поляна Тульской губернии — 7 (20) ноября 1910,
станция Астапово (ныне станция Лев Толстой) Рязано-Уральской ж. д.; похоронен в
Ясной Поляне], граф, русский писатель.
«Радостный период детства»
Толстой был четвертым ребенком в
большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда
Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо
представлял себе «ее духовный облик»: некоторые черты матери (блестящее
образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии) и даже портретное
сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской («Война и мир»).
Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю
добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил
прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1837). Воспитанием детей
занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на
Толстого: «она научила меня духовному наслаждению любви». Детские воспоминания
всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые
впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его
произведений, отразились в автобиографической повести «Детство».
Казанский университет
Когда Толстому было 13 лет, семья
переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. В 1844
Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков
философского факультета, затем перевелся на юридический факультет, где проучился
неполных два года: занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью
предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из
университета «по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам», Толстой
уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук
(чтобы сдать экзамен экстерном), «практическую медицину», языки, сельское
хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и
«достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи».
«Бурная жизнь юношеского
периода»
После лета в деревне, разочарованный
неудачным опытом хозяйствования на новых, выгодных для крепостных условиях (эта
попытка запечатлена в повести «Утро помещика», 1857), осенью 1847 Толстой уехал
сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в
университете. Образ его жизни в этот период часто менялся: то он сутками
готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался музыке, то намеревался
начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк.
Религиозные настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами,
картами, поездками к цыганам. В семье его считали «самым пустяшным малым», а
сделанные тогда долги ему удалось отдать лишь много лет спустя. Однако именно
эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в
дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло
серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные
наброски.
«Война и свобода»
В 1851 старший брат Николай, офицер
действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года
Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис,
Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был
принят на службу). Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни,
поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной
рефлексией человека образованного общества, дали материал для
автобиографической повести «Казаки»(1852-63). Кавказские впечатления отразились
и в рассказах «Набег» (1853), «Рубка леса» (1855), а также в поздней повести
«Хаджи-Мурат» (1896-1904, опубликована в 1912). Вернувшись в Россию, Толстой
записал в дневнике, что полюбил этот «край дикий, в котором так странно и
поэтически соединяются две самые противоположные вещи — война и свобода». На
Кавказе Толстой написал повесть «Детство» и отправил ее в журнал «Современник»,
не раскрыв своего имени (напечатана в 1852 под инициалами Л. Н.; вместе с
позднейшими повестями «Отрочество», 1852-54, и «Юность», 1855-57, составила
автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее
признание.
Крымская кампания
В 1854 Толстой получил назначение в
Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его
перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал
батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом
св. Анны и медалями). В Крыму Толстого захватили новые впечатления и
литературные планы (собирался в т. ч. издавать журнал для солдат), здесь он
начал писать цикл «севастопольских рассказов», вскоре напечатанных и имевших
огромный успех (очерк «Севастополь в декабре месяце» прочитал даже Александр
II). Первые произведения Толстого поразили литературных критиков смелостью
психологического анализа и развернутой картиной «диалектики души» (Н. Г.
Чернышевский). Некоторые замыслы, появившиеся в эти годы, позволяют угадывать в
молодом артиллерийском офицере позднего Толстого-проповедника: он мечтал об
«основании новой религии» — «религии Христа, но очищенной от веры и
таинственности, религии практической».
В кругу литераторов и за
границей
В ноябре 1855 Толстой приехал в
Петербург и сразу вошел в кружок «Современника» (Н. А. Некрасов, И. С.
Тургенев, А. Н. Островский, И. А. Гончаров и др.), где его встретили как
«великую надежду русской литературы» (Некрасов). Толстой принимал участие в обедах
и чтениях, в учреждении Литературного фонда, оказался вовлеченным в споры и
конфликты писателей, однако чувствовал себя чужим в этой среде, о чем подробно
рассказал позднее в «Исповеди» (1879-82): «Люди эти мне опротивели, и сам себе
я опротивел». Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну, а в
начале 1857 — за границу. Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии
(швейцарские впечатления отражены в рассказе «Люцерн»), осенью вернулся в
Москву, затем — в Ясную Поляну.
Народная школа
В 1859 Толстой открыл в деревне школу
для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной
Поляны, и это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 он вторично
отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. Толстой много
путешествовал, провел полтора месяца в Лондоне (где часто виделся с А. И.
Герценом), был в Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии, изучал популярные
педагогические системы, в основном не удовлетворившие писателя. Собственные
идеи Толстой изложил в специальных статьях, доказывая, что основой обучения
должна быть «свобода учащегося» и отказ от насилия в преподавании. В 1862
издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» с книжками для чтения в качестве
приложения, ставшими в России такими же классическими образцами детской и
народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг. «Азбука» и
«Новая Азбука». В 1862 в отсутствие Толстого в Ясной Поляне был проведен обыск
(искали тайную типографию).
«Война и мир» (1863-69)
В сентябре 1862 Толстой женился на
восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс и сразу после венчания
увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и
хозяйственным заботам. Однако уже с осени 1863 он захвачен новым литературным
замыслом, который долгое время носил название «Тысяча восемьсот пятый год».
Время создания романа было периодом душевного подъема, семейного счастья и
спокойного уединенного труда. Толстой читал воспоминания и переписку людей
александровской эпохи (в том числе материалы Толстых и Волконских), работал в
архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородинское поле, продвигаясь в
работе медленно, через множество редакций (в копировании рукописей ему много
помогала жена, опровергая тем самым шутки друзей, что она еще так молода, будто
играет в куклы), и лишь в начале 1865 напечатал в «Русском вестнике» первую
часть «Войны и мира». Роман читался взахлеб, вызвал множество откликов, поразив
сочетанием широкого эпического полотна с тонким психологическим анализом, с
живой картиной частной жизни, органично вписанной в историю. Горячие споры
спровоцировали последующие части романа, в которых Толстой развивал
фаталистическую философию истории. Прозвучали упреки в том, что писатель
«передоверил» людям начала века интеллектуальные запросы своей эпохи: замысел
романа об Отечественной войне действительно был ответом на проблемы,
волновавшие русское пореформенное общество. Сам Толстой характеризовал свой
замысел как попытку «писать историю народа» и считал невозможным определить его
жанровую природу («не подойдет ни под какую форму, ни романа, ни повести, ни
поэмы, ни истории»).
«Анна Каренина» (1873-77)
Перелом (1880-е гг.)
Ход переворота, совершавшегося в
сознании Толстого, нашел отражение в художественном творчестве, прежде всего в
переживаниях героев, в том духовном прозрении, которое преломляет их жизнь. Эти
герои занимают центральное место в повестях «Смерть Ивана Ильича» (1884-86),
«Крейцерова соната» (1887-89, опубликована в России в 1891), «Отец Сергий»
(1890-98, опубликована в 1912), драме «Живой труп» (1900, незавершена,
опубликована в 1911), в рассказе «После бала» (1903, опубликован в 1911).
Исповедальная публицистика Толстого дает развернутое представление о его
душевной драме: рисуя картины социального неравенства и праздности образованных
слоев, Толстой в заостренной форме ставил перед собой и перед обществом вопросы
смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доходя до
отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации. Новое
миропонимание писателя отражено в «Исповеди» (опубликована в 1884 в Женеве, в
1906 в России), в статьях «О переписи в Москве» (1882), «Так что же нам
делать?» (1882-86, опубликована полностью в 1906), «О голоде» (1891,
опубликована на английском языке в 1892, на русском — в 1954), «Что такое
искусство?» (1897-98), «Рабство нашего времени» (1900, полностью опубликована в
России в 1917), «О Шекспире и драме» (1906), «Не могу молчать» (1908). Социальная
декларация Толстого опирается на представление о христианстве как о
нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены им в
гуманистическом ключе как основа всемирного братства людей. Этот комплекс
проблем предполагал анализ Евангелия и критические штудии богословских
сочинений, которым посвящены религиозно-философские трактаты Толстого
«Исследование догматического богословия» (1879-80), «Соединение и перевод
четырех Евангелий» (1880-81), «В чем моя вера» (1884), «Царство Божие внутри вас»
(1893). Бурной реакцией в обществе сопровождались высказываемые Толстым призывы
к прямому и безотлагательному следованию христианским заповедям. В особенности
широко обсуждалась его проповедь непротивления злу насилием, ставшая импульсом
к созданию целого ряда художественных произведений — драмы «Власть тьмы, или
Коготок увяз, всей птичке пропасть» (1887) и народных рассказов, написанных в
намеренно упрощенной, «безыскусной» манере. Наряду с близкими по духу
произведениями В. М. Гаршина, Н. С. Лескова и других писателей, эти рассказы
выпускались издательством «Посредник», основанном В. Г. Чертковым по инициативе
и при ближайшем участии Толстого, который определял задачу «Посредника» как
«выражение в художественных образах учения Христа», «чтобы можно было прочесть
эту книгу старику, женщине, ребенку и чтоб и тот, и другой заинтересовались,
умилились и почувствовали бы себя добрее».
В рамках нового миропонимания и
представлений о христианстве Толстой выступал против христианской догматики и
критиковал сближение церкви с государством, что привело его к полному
разобщению с православной церковью. В 1901 последовала реакция Синода: всемирно
признанный писатель и проповедник был официально отлучен от церкви, что вызвало
громадный общественный резонанс.
«Воскресение» (1889-99)
Последний роман Толстого воплотил
весь спектр проблем, волновавших его в годы перелома. Главный герой, Дмитрий
Нехлюдов, духовно близкий автору, проходит путь нравственного очищения,
приводящий его к деятельному добру. Повествование построено на системе
подчеркнуто оценочных противопоставлений, обнажающих неразумность общественного
устройства (красота природы и лживость социального мира, правда мужицкого быта
и фальшь, господствующая в жизни образованных слоев общества). Характерные
черты позднего Толстого — откровенная, выдвинутая на первый план «тенденция» (в
эти годы Толстой — сторонник нарочито тенденциозного, дидактического
искусства), резкий критицизм, сатирическое начало — проявились в романе со всей
наглядностью.
Уход и смерть
Годы перелома круто изменили личную
биографию писателя, обернувшись разрывом с социальной средой и приведя к
семейному разладу (провозглашенный Толстым отказ от владения частной
собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены).
Пережитая Толстым личная драма нашла отражение в его дневниковых записях.
Поздней осенью 1910, ночью, тайно от
семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким,
покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой
заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции
Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей
жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже
мировую известность не только как писатель, но и как религиозный мыслитель,
проповедник новой веры, следила вся Россия. Событием общероссийского масштаба
стали похороны Толстого в Ясной Поляне.
Сочинения:
Полн. собр. соч. М.; Л., 1928-58. Т.
1-90. (Юбилейное изд.).
Литература:
Бирюков П. И. Биография Льва
Николаевича Толстого. М.; Пг., 1923. Т. 1-4.
Гусев Н. Н. Летопись жизни и
творчества Льва Николаевича Толстого. 1828-1890. М., 1958. .То же 1891-1910.
М., 1960.
Эйхенбаум Б. М. Молодой Толстой. Пг.;
Берлин, 1922.
Эйхенбаум Б. М. О литературе. М.,
1987.
Бочаров С. Г. Роман Л. Н. Толстого
«Война и мир». М., 1963.
О.
Е. Майорова