экономический подход - взаимосвязи секторов экономики.
Концепция местных сообществ (Р.Шаффер, С.Деллер, кубанская школа местных сообществ) имеет наиболее широкий объект исследования, включающий в себя частичные компоненты всех подходов местное сообщество.
Отличной чертой данного подхода является учет факторов среды. Все процессы, происходящие в местном сообществе, происходят в пределах среды обитания, которую характеризует множество факторов, влияющих на процесс развития.
Кроме того, данный подход различает понимание сущности развития как процесса взаимодействия и объединения усилий населения и власти.
А вообще развитие местных сообществ - многоплановая концепция, включающая гораздо больше содержания, нежели просто рыночные ценности. Предметом ее изучения является забота о благополучии людей, благоустройстве территории и развитии способности сообщества адаптироваться к переменам.
Поскольку экономика является одной из важнейших сфер жизнедеятельности, трудно выделить специфические характеристики экономического развития из общего контекста развития местного сообщества. Экономическое развитие - последовательная, проходящая определенные стадии деятельность в целях достижения частных и групповых интересов путем эффективного управления имеющимися ресурсами. Как один из видов коллективной деятельности, экономическое развитие предполагает: постановку целей, определение состава участников и порядок их взаимодействия, оценку сложившейся ситуации, поиск новых комбинаций имеющихся ресурсов и возможности вовлечения новых[11].
3.Становление кубанской школы развития местных сообществ, ее специфика и практическая значимость
В конце 80-х начале 90-х годов произошло становление кубанской школы развития местных сообществ. Главным фактором становления кубанской школы развития местного сообщества было исследование проблем социально-экономического развития местных сообществ. В это время произошел развал старой социально-экономической системы, и главными проблемами были как выживание государства, так и каждого его гражданина. Экономическая теория России, в то время, не могла справляться со своими обязанности и решать главные жизненные вопросы.
Основной проблемой того времени было ускоренная переподготовка управленческих кадров, которые смогли бы решать насущные проблемы переходного периода. Для этого и был создан в 1912г. Центр переподготовки и повышения квалификации кадров. Позже его переименовали в Центр кадровой политики при администрации Краснодарского края. В этом Центре работали экономисты, юристы, социологи и историки Кубанского государственного университета, которые подготавливали администрацию управленческой власти.
Знаменательно вехой в становлении научной школы стал общероссийский семинар в Архипо-Осиповке в апреле 1994г., на котором обсуждалась разработанная ЦППК(Центр переподготовке и повышения кадров) концепция «Общие принципы местного самоуправления».
Изучение современной зарубежной теории и практики развития местных сообществ и трудов российских ученых-муниципальщиков начала ХХ века (Велихов Л.А. и др.), забытых в советское время, помогло сформировать теоретические основы кубанской школы развития местных сообществ, которая стала идеологией подготовки студентов по специализации «Муниципальное управление» и практической работы в муниципальных образованиях Южного федерального округ. Первым практическим опытом использования этих теоретических наработок стал проект проведения оценки перспективы развития Краснодарского края. Реализация проекта была проведена в октябре 1995 по май 1996гг. В группу ученых и преподавтелей КубГУ(Кубанский государственный университет) входили: Филиппов, Авдеев Т.Т., Ждановский, Кропачев С.А., Пенюгалова А.В., Железко С.Н. , Кочеткова С.Ю[1].
Это проект помог администрации района в разработке стратегии развития района, вовлечение в процесс управления развитием простых людей, а также определение способов и возможностей использования университетского потенциала на развитие местного сообщества.
Создание кафедры государственного и муниципального управления в 1996 г., стало началом нового этапа формирования кубанской школы развития местных сообществ.
Специфика кубанской школы развития местного сообщества:
) экономический анализ не ограничивает рамками исследования проблем местного развития; 2) исследования переводятся на уровень небольших территориальных образований; 3) развития рассматривается как социально-экономическое развитие сообщества людей; 4) местное хозяйство рассматривается и сточки зрения «единичного хозяйства»; 5) управление развитием представляется как особый вид деятельности, отличный от управления объектами или процессами[1].
Эта концепция нашла свое развитие в учебниках и учебно-методических пособиях.
В 2000 году вышел в свет первый в России учебник по этой проблематике «Основы развития местного хозяйства» (авторы Ю.В. Филиппов, Т.Т. Авдеева)[12].
В настоящее время кубанская школа развития местного сообщества успешно развивается возглавляемой профессором, доктором экономических наук Авдеевой Т.Т.
местный сообщество кубанский
В ходе работы были решены поставленные цели: рассмотрена история возникновения кубанской школы, исследовано понятие «местное сообщество», изучено становление кубанской школы развития местного сообщества.
Можно сделать выводы, что на становление кубанской школы развития местного сообщества повлияли проблемы связаны с переходным периодом того времени. Так как в конце 80-х годов произошел обвал социально-экономической системы, появилась большая потребность в переподготовке и повышении кадров управленческой власти.
Так как главной проблемой того времени стало развития местного сообщества, это и подвигло на возникновение кубанской школы местного сообщества. Ее основателем был Филиппов Ю.В. А с 2005 года ее стал возглавлять доктором экономических наук Авдеевой Т.Т.
Филиппов и Авдеев, были первыми в России, которые в своей работе «Основы развития местного хозяйства» (опубликована в 2000г.), подняли вопрос о проблематики развития местного сообщества.
Кубанская Школа развития местных сообществ рассматривает четыре характеристики местного сообщества - население, территория, психологическое чувство сообщества и социальное взаимодействие, а местное развитие связано с нахождением точек роста в каждой характеристике[2].
В настоящее время можно проследить процветание кубанской школы развития местного сообщества.
Список использованной литературы
1.Газета Кубанского государственного университета. N08,- 2011.
2.Алешинцев И. История гимназического образования в России (XVII и XIX вв.). СПб., 1912.- С. 281.
.Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. М.. 1928.
.Зажаев П. Прошлое и настоящее Кубанской начальной школы. Екатеринодар, 1907.
.Любимов Л., Яровая Е. Механизм общественного саморазвития: цивилизационный подход // Мировая экономика и международные отношения. 1993, №2.
.Манузин Е.В. Образование и воспитание кубанского казачества в XIX- начале XX века. Краснодар, 2004.
.Филиппов Ю., Авдеева Т., Лях В.. Пахомов Н. Приоритеты определяются интересами местного сообщества // Человек и труд. 1996, №9.
.Филиппов Ю.В., Авдеев Т.Т., Лаврова Т.Г., Теории местного экономического развития//учебное пособие. - М:КНОРУС-2011.-С.104.
.Филиппов Ю.В., Авдеева Т.Т. Местное сообщество и местное хозяйство в стратегии региона // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 1996, №2.